СТ ССФЖТ
ЦП 063-99
Стандарт Системы
сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины и поезда
рельсошлифовальные
Типовая методика испытаний по определению
показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным
унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт
тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ
от ВНИТИ: Ю.Д. Расходчиков;
В.А. Барановский; Ю.И. Цыкунов, к.т.н.; А.А. Рыбалов, к.т.н.; И.Н. Сидун; Л.В. Пирогова
от ВНИИЖТ: С.А. Самохин,
к.т.н.; Ю.В. Гапеенко, к.т.н.
2 ВНЕСЕН
Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути
и сооружений МПС России
3 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 04.04.2000 г. № М-830у
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Определения. 2
4 Объект испытаний. 3
5 Проверяемые (определяемые)
сертификационные показатели. 3
6 Методы испытаний. 3
7 Условия проведения испытаний. 3
8 Порядок проведения испытаний. 3
9 Порядок обработки данных и
оформления результатов испытаний. 3
10 Требования безопасности и
охраны окружающей среды.. 4
Приложение А (рекомендуемое) 4
|
Введение
Настоящий стандарт разработан
с целью применения единого методического подхода к испытаниям рельсошлифовальных машин и поездов по
определению показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов в
аккредитованных в Системе сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах (лабораториях).
Стандарт разработан в
соответствии с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований
ИСО/МЭК 2,
ИСО/МЭК 25, ИСО/МЭК 45, ОСТ 32.55.
Стандарт
Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный
подвижной состав
Машины и поезда
рельсошлифовальные
Типовая
методика испытаний по определению показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
1
Область применения
1.1 Настоящая типовая
методика испытаний (далее - ТМ) устанавливает общий методический подход к
проведению испытаний машин и поездов рельсошлифовальных по определению показателей безопасности труда в зоне
действия рабочих органов.
1.2 Настоящая
ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытаний указанных
машин и поездов.
Данная ТМ по приведенным
показателям может также применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3 Настоящий стандарт
распространяется на испытательные центры (лаборатории), аккредитованные в
ССФЖТ.
1.4 На основе
ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие
методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа
машины.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ
12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования
безопасности
ГОСТ
16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и
определения.
ОСТ 32.55-96
Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию,
оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации
методик испытаний
ФТС ЖТ ЦП 045-99 Специальный
подвижной состав. Машины рельсошлифовальные. Требования по сертификации
СТ ССФЖТ 1.2-97 Система нормативного
обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской
Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и
обозначению нормативных документов по сертификации
ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и
смежных видов деятельности
ИСО/МЭК 25 Общие требования к
оценке технической компетенции испытательных лабораторий
ИСО/МЭК 45 Руководящие
положения по представлению результатов испытаний
3 Определения
Используемые в настоящем
стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ
16504 и ИСО/МЭК 2.
4 Объект испытаний
Объектом испытаний являются
машины и поезда рельсошлифовальные, изготовленные в соответствии с утвержденным
проектом и укомплектованные в установленном порядке, принятые ОТК
завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на
предприятии.
При передаче объекта на
испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав
которой определяют в согласованном порядке.
5 Проверяемые (определяемые)
сертификационные показатели*
______________
* Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу
5 - в соответствии с ФТС ЖТ ЦП 045.
5.1 Показатели безопасности
труда в зоне действия рабочих органов
5.1.1 Оснащенность:
- защитой обслуживающего
персонала от искр, абразивных частиц изнашиваемого круга и снятого
металла.
5.1.2 Оснащенность и
работоспособность:
- манометров в
пневмосистемах;
- устройств автоматического
подъема шлифовальных головок по предельному износу абразивных кругов;
- устройств блокирования
движения при нештатном опускании и подъеме шлифовальных и измерительной
тележек;
- кнопок внутри кабины для
аварийного отключения шлифовальных кругов;
- связи с машинистом
тягово-энергетической секции;
- системы обхода препятствия,
предотвращающей поломку шлифовальных тележек;
- устройств блокирования
движения при отказе системы обхода препятствия.
6 Методы испытаний
Показатели безопасности труда
в зоне действия рабочих органов
При проверке требований по
обеспечению безопасности труда в зоне действия рабочих органов используют метод
визуального контроля.
7 Условия проведения испытаний
7.1 Проверку показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в рабочих режимах в
условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной документации на
машину.
8 Порядок проведения испытаний
8.1 Отбор и передачу объекта
на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и
организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ
испытательного центра (лаборатории).
8.2 Перед началом испытаний
объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности
технической документации. В случае необходимости замеченные недостатки оформляют актом и устраняют.
8.3 При проведении испытаний
предприятие-изготовитель, обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с инструкцией
по эксплуатации.
9 Порядок обработки данных и оформления результатов
испытаний
9.1 При проведении испытаний
записывают в журнал произвольной формы следующие данные:
- тип и номер машины;
- дата проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- результаты визуального
контроля.
9.2 По результатам испытаний
по определению показателей, указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам,
установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях),
проводивших испытания.
10 Требования безопасности и охраны окружающей среды
10.1 Специалисты, принимающие
участие в испытаниях, проходят инструктаж по Правилам ЦП/4662 [1] и требованиям ГОСТ
12.0.004.
Применяемые при подготовке и
проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны
обеспечивать безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие
свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ
12.2.003.
Приложение А
(рекомендуемое)
[1] ЦП/4621
Правила по технике безопасности и производственной санитарии при ремонте и
содержании железнодорожного пути и сооружений.