СТ ССФЖТ ЦП 059-99
Стандарт Системы
сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины для выправки, подбивки
и рихтовки пути
Типовая методика испытаний по проверке
функциональных показателей, связанных с
обеспечением безопасности движения, и показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
Москва
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным
унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт
тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ВНИТИ: Ю.Д. Расходчиков;
Ю.И. Цыкунов к.т.н.; А.А. Рыбалов, к.т.н.; И.Н. Сидун
от ВНИИЖТ: С.А. Самохин,
к.т.н.; Ю.В. Гапеенко, к.т.н.
2 ВНЕСЕН
Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути
и сооружений МПС России
3 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 04.04.2000 г. № М-830у
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Определения. 3
4 Объект испытаний. 3
5 Проверяемые (определяемые)
сертификационные показатели. 3
6 Методы испытаний. 3
7 Условия проведения испытаний. 5
8 Средства измерений. 5
9 Порядок проведения испытаний. 5
10 Порядок обработки данных и
оформления результатов испытаний. 5
11 Требования безопасности и
охраны окружающей среды.. 6
Приложение А (рекомендуемое)
Библиография. 6
|
Введение
Настоящий стандарт разработан
с целью применения единого методического подхода к испытаниям машин для
выправки, подбивки и рихтовки пути по определению показателей: функциональных,
связанных с обеспечением безопасности движения; безопасности труда в зоне
действия рабочих органов в аккредитованных в Системе сертификации на
федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах
(лабораториях).
Стандарт разработан в соответствии
с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований ИСО/МЭК 2:1996, ИСО/МЭК 25, ИСО МЭК 45, ОСТ 32.55.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
СТ ССФЖТ ЦП 059-99
Стандарт
Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте
Специальный подвижной состав
Машины для выправки, подбивки и рихтовки
пути
Типовая методика испытаний по проверке
функциональных показателей, связанных с
обеспечением безопасности движения, и показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1
Область применения
1.1 Настоящий стандарт
устанавливает общий методический подход к проведению проверок по определению
функциональных показателей, связанных с обеспечением безопасности движения и
показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов машин для
выправки, подбивки и рихтовки пути.
(Новая редакция, Изм. № 1).
1.2 Настоящая
ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытании указанных машин.
Данная ТМ по приведенным показателям
может применяться при приемочных и других испытаниях.
1.3 Настоящий стандарт
распространяется на испытательные центры-(лаборатории), аккредитованные в ССФЖТ.
1.4 На основе ТМ
испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие
методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа
машины.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ
12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования
безопасности
ГОСТ 427-75
Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-89
Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие
технические условия
ГОСТ
16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и
определения
ОСТ 32.55-96
Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию,
оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик
испытаний
СТ ССФЖТ 1.2-97 Система
нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению,
содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации
ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий
словарь
ИСО/МЭК 25 Общие требования к
оценке технической компетенции испытательных лабораторий
ИСО/МЭК 45 Руководящие
положения по представлению результатов испытаний
ФТС
ЖТ ЦП 041-99 Специальный подвижной состав. Машины для выправки, подбивки и
рихтовки пути. Требования по сертификации
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
3 Определения
Используемые в настоящем
стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ
16504 и ИСО/МЭК 2:1996.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
4 Объект испытаний
Объектом испытаний является
машина для выправки, подбивки и рихтовки пути, изготовленная в соответствии с утвержденным
проектом и укомплектованная в установленном порядке, принятая ОТК
завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на
предприятии.
При передаче объекта на
испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав
которой определяют в согласованном порядке.
5 Проверяемые (определяемые)
сертификационные показатели*
______________
*) Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу
5 - в соответствии с ФТС
ЖТ ЦП 041.
5.1
Функциональные показатели качества ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
5.1.1 Плавность пути при
условии подъемки путевой решетки не более 30 мм, сдвижки путевой решетки не
более 40 мм:
- в продольном профиле на
базе измерений 2,5 м;
- в плане на базе измерений 5
м;
- по уровню на базе измерений
2,5 м.
5.1.2 Перекосы пути на длине
1 м, на базе 2,5 м (при условии: подъемки путевой решетки не более 30 мм;
сдвижки путевой решетки не более 40 мм).
5.2 (Исключен, Изм. № 1).
5.1.3 Выход отдельных частей
машины за пределы габарита в сторону междупутья.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
5.3 Показатели безопасности
труда в зоне действия рабочих органов
5.3.1 Оснащенность и
работоспособность устройств приведения рабочих органов в транспортное положение
при аварийных ситуациях.
(Новая редакция, Изм. № 1).
5.3.2 Оснащенность защитой
гидравлических рукавов от перетирания.
6 Методы испытаний
6.1 Показатели качества
ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения
6.1.1 Оценку показателей
плавности и перекосов пути по 5.1
осуществляют методом инструментальных измерений на контрольных участках длиной
не менее 100 м. Разбивку контрольного участка производят через 2,5 м в
продольном профиле и по уровню, через 5 м - в плане.
За базовую рельсовую нить для
производства измерений принимают:
- на прямых однопутных линиях
- правую нить по счету километров (при содержании на прямом участке одной
рельсовой нити с возвышением относительно другой - по пониженной нити);
- на двухпутных линиях - по
междупутной нити.
6.1.2 Среднеквадратические
отклонения (плавность пути):
- продольный профиль - по
разности смежных микроуклонов Δi
(1)
где (2)
hк-1, hк, hк+1 - отметки положения пути в вертикальной плоскости на базовой
нити, определяемые по результатам нивелирования с интервалом J = 2,5 м,
i = 0, 1, 2, ..., k-1, k, k+1, ... n; где
i - номер точки,
n - количество точек,
k - промежуточная точка.
- план пути - по разности
смежных стрел изгиба Δf в k-й и k+1 точках
(3)
где Δfi = fк - fк+1.
- поперечный профиль - по значениям уровня в
контрольных точках опытного участка
(4)
Δicp,
Δfcp, уср в формулах (1), (3), (4) - среднеарифметические значения.
6.1.3 Величины перекосов в
поперечном профиле определяют разностью уровней в смежных точках, деленной на
расстояние между ними, при условии, что средняя величина уровня по участку
находится между измеряемыми в этих точках значениями.
Величина перекоса пути в
поперечном профиле (по уровню) на длине 1 м определяют с учетом знака по
формуле:
[мм/м], (5)
при условии, если ук ≤ уср ≤ ук+1 или yк+1 ≤ уср ≤ ук
6.1.4 Выход отдельных частей
машины за пределы габарита в сторону междупутья определяют методом линейных
измерений. Измерения производят не менее 3-х раз. В зачет принимают среднеарифметическое
значение.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
6.3 Показатели безопасности
труда в зоне действия рабочих органов.
Оснащенность устройствами
приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях
определяют методом визуального контроля. Выполнение функций по предназначению
проверяют в следующей последовательности:
- производят торможение
выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ручным (стояночным) тормозом и
устанавливают необходимое количество тормозных башмаков;
- выключают силовую установку
машины;
- подключают к гидросистеме
ручной насос или насосную установку и запускают бензоагрегат; устанавливают на
раме машины лебедку над рабочим органом или домкрат на пути возле рабочего
органа;
- ручным насосом или
вспомогательной насосной установкой поднимают давление в гидросистеме и
приводят рабочие органы в транспортное положение. При использовании ручной
лебедки или домкрата их переставляют последовательно для подъема каждого
рабочего органа;
- рабочие органы закрепляют
стопорными устройствами.
(Новая редакция, Изм. № 1).
7 Условия проведения
испытаний
Проверку показателей
функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в
рабочих режимах в условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной
документации на машину.
8 Средства измерений
При проведении испытаний
применяют следующие средства измерений:
Рулетка Р20 УЗК, ГОСТ 7502,
от 0 до 20 м, цена деления 1 мм.
Линейки металлические, ГОСТ 427,
от 0 до 300 мм и от 0 до 1000 мм, цена деления 1 мм.
Нивелир НА-1, ГОСТ 10528, погрешность
измерения ±0,5 мм с комплектом реек нивелирных инварных
РН 2-2000 (ГОСТ 11158) с ценой деления 5 ±
0,05 дополнительной шкалы.
Путеизмерительный шаблон
ЦУП-2Д, ТУ-32.ЦП 133-76, от 0 до 320 мм по уровню, цена деления 2 мм, от 1510 до 1560 мм по длине,
цена деления 1 мм.
При проведении испытаний
допускается применять и другие средства измерений того же назначения,
погрешности измерений которых не должны быть выше перечисленных в настоящем
разделе.
Применяемые средства
измерений должны быть поверены в установленном порядке.
9 Порядок проведения испытаний
9.1 Отбор и передачу объекта
на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и
организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ
испытательного центра (лаборатории).
9.2 Перед началом испытаний
объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности
технической документации (ТД). В случае необходимости замеченные недостатки
оформляют актом и устраняют.
9.3 При проведении испытаний предприятие-изготовитель
обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с
инструкцией по эксплуатации.
10
Порядок обработки данных и оформления результатов испытаний
10.1 При проведении испытаний
записывают в журнал произвольной формы следующие данные:
- тип и номер машины;
- дата проведения испытаний;
- место проведения испытаний;
- данные положения пути по
уровню, в плане и в продольном профиле;
- результаты визуального
контроля.
10.2 По результатам испытаний
по определению показателей, указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам,
установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях),
проводивших испытания.
11 Требования безопасности и охраны окружающей среды
11.1
Специалисты, принимающие участие в испытаниях, проходят инструктаж по Правилам
ЦП/4621 [2] и
требованиям ГОСТ
12.0.004.
Применяемые при подготовке и
проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать
безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие свидетельства
о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ
12.2.003.
Приложение А
(рекомендуемое)
Библиография
[1] ЦП/4621 Правила по технике
безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании
железнодорожного пути и сооружений.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение
|
Номера листов (страниц)
|
Номер документа
|
Подпись
|
Дата
|
Срок введения изменения
|
измененных
|
замененных
|
новых
|
аннулированных
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|