Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

Купить СТ РК АСТМ Д 3241-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на топлива для авиационных турбин и устанавливает метод определения термоокислительной стабильности (склонности к образованию в топливной системе продуктов разложения).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и обозначения

4 Сущность метода

5 Значение и применение

6 Аппаратура

7 Реактивы и материалы

8 Условия проведения испытания

9 Подготовка аппаратуры

10 Поверка и нормирование

11 Проведение испытания

12 Оценка трубки подогревателя

13 Отчет

14 Прецизионность и отклонение

Приложение А (обязательное)

Приложение Х (информационное)

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ АВИАЦИОННЫХ ТУРБИННЫХ ТОПЛИВ (МЕТОД НА УСТАНОВКЕ JFTOT)

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

ASTM D3241 - 09 Standard Test Method for Thermal Oxidation Stability of Aviation Turbine

Fuels (IDT)

Издание официальное

Данный государственный стандарт основан на стандарте ASTM D3241 - 09 «Standard Test Method for Thermal Oxidation Stability of Aviation Turbine Fuels», авторское право принадлежит АСТМ Интернешнел, 100 Барр Харбор Драйв, Вест Конекшен, Штат Пинсельвания, 19428, США. Переиздается с разрешением АСТМ

Интернет нел.

Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан

(Г осстандарт)

Астана

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» и Техническим комитетом по стандартизации № 33 «Нефтегазмаш».

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан от «12» августа 2011 года № 411-од.

3    Настоящий стандарт идентичен ASTM D3241 - 09 Standard Test Method for Thermal Oxidation Stability of Aviation Turbine Fuels (Метод определения термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив (метод на установке JFTOT), авторское право принадлежит АСТМ Интернешнел, 100 Барр Харбор Драйв, Вест Конекшен, Штат Пинсельвания, 19428, США. Переиздается с разрешением АСТМ Интернешнел.

ASTMD3241-09 разработан подкомитетом D02.07 Комитета ASTM D02 «Нефтепродукты и смазочные материалы».

В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылочные международные стандарты актуализированы.

Перевод с английского языка (еп).

Степень соответствия - идентичная (IDT).

2016 год 5 лет

4    СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Нормативные документы по стандартизации», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Государственные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Государственные стандарты»

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

ПРИМЕЧАНИЕ При подсчете скорости падения капель первую каплю считают нулевой и начинают отсчет времени. При падении 20-й капли отмечают общее время.

11.5    Испытание

11.5.1    Во время испытания регистрируют перепад давления на прецизионном фильтре каждые 30 мин (не реже).

11.5.2    Если перепад давления на фильтре начинает резко увеличиваться, а требуется провести полное (150 мин) испытание, общий для всех моделей байпасный вентиль должен быть открыт. Подробности работы байпасной системы приведены в соответствующем руководстве для пользователя (см. А2.2.2).

11.5.3    Проводят еще одну проверку потока в течение заключительных 15 мин перед выключением (см. 11.4.3 и XI.5).

11.6    Температурный профиль трубки подогревателя

Если требуется температурный профиль трубки подогревателя, то его определяют в соответствии с XI.4.

11.7    Выключение

11.7.1    Только для моделей 202,203 и 215 установки JFTOT:

11.7.1.1    Выключают подогреватель «HEATER», затем насос «PUMP», установив соответствующие тумблеры в положение «OFF» (выключено).

11.7.1.2    Закрывают клапан подачи азота «NITROGEN PRESSURE VALVE» и открывают ручной байпасный вентиль «MANUAL BYPASS VALVE».

11.7.1.3    Медленно открывают клапан спуска азота «NITROGEN BLEED VALVE», при наличии, чтобы обеспечить снижение давления системы со скоростью приблизительно 0,15 МПа/с.

11.7.2 Модели 230 и 240 установки JFTOT выключаются автоматически.

11.7.2.1    После выключения поворачивают селекторный вентиль потока «FLOW SELECTOR VALVE» в положение «VENT» (вентиляция) для сброса давления.

11.7.2.2    Привод поршня отключается автоматически.

11.7.2.3    Измеряют количество конденсата в приемнике ловушки, после чего ее опустошают.

11.8    Демонтаж

11.8.1    Отсоединяют линию ввода топлива в секцию подогревателя и закрывают впускное отверстие колпачком для предотвращения утечки топлива из резервуара.

11.8.2    Отсоединяют секцию подогревателя.

11.8.2.1    Аккуратно отсоединяют трубку подогревателя от секции подогревателя, не касаясь центральной части трубки, и снимают прецизионный фильтр.

11.8.2.2    Промывают трубку растворителем по 7.2 сверху донизу, включая часть, за которую ее держали. Дают высохнуть, возвращают трубку в исходный контейнер, маркируют идентификационным номером и сохраняют для оценки.

11.8.3 Отсоединяют резервуар.

11.8.3.1    Измеряют количество израсходованной жидкости, прокаченной во время испытания. Бракуют испытание, если это количество меньше 405 см3.

11.8.3.2    Утилизируют использованное топливо.

12 Оценка трубки подогревателя

12.1 Отложения на трубке подогревателя оценивают визуально в соответствии с Приложением А.

9

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

12.2 Трубку возвращают в первоначальный контейнер, регистрируют данные, сохраняют трубку для повторной визуальной оценки.

13    Отчет

13.1В отчет включают следующие данные:

13.1.1    Контрольную температуру трубки подогревателя, т. е. температуру топлива.

13.1.2    Оценку отложений на трубке подогревателя.

13.1.3    Максимальный перепад давления на прецизионном фильтре в течение испытания или время, необходимое для достижения перепада давления, равного 25 мм рт. ст. Для моделей 202,203 установки JFTOT записывают максимальный зарегистрированный перепад давления АР, полученный в течение испытания.

13.1.4    Если обычное время испытания 150 мин не было выдержано, например если испытание остановилось из-за неполадок, связанных с перепадом давления, отмечают время испытания, соответствующее этой оценке осадка на трубке подогревателя.

ПРИМЕЧАНИЕ Оценку трубки или критерий АР, или оба фактора используют для определения: «выдерживает» или «не выдерживает» образец топлива испытание при заданной температуре.

13.1.5    Отработанное топливо в конце обычного испытания. Это - количество жидкости, находящейся над плавающим поршнем, или общее количество жидкости в стакане после вытеснения воды в зависимости от модели установки JFTOT.

13.1.6    Можно записать серийный номер трубки подогревателя.

14    Прецизионность и отклонение

14.1    Межлабораторные испытания методом JFTOT проводилось в соответствии с АСТМ Е 691 в 11 лабораториях на 13 установках двух моделей установки JFTOT на пяти топливах при двух температурах всего на 10 образцах. Каждая лаборатория по каждому образцу получила два результата.

14.1.1    Термины «повторяемость (сходимость)» и «воспроизводимость» в настоящем разделе используют, как указано в АСТМ Е 177.

14.2    Прецизионность

Прецизионность этого метода нельзя установить, т. к. было определено, что результаты по методу испытания нельзя анализировать с помощью стандартных статистических методов.

14.3    Отклонение

Отклонение метода невозможно оценить, т. к. результаты испытания термоокислительной стабильности реактивного топлива определяют только настоящим методом.

10

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

Приложение А

(обязательное)

А1 Метод визуальной оценки испытательных трубок подогревателя JFTOT

А1.1 Область применения

А1.1.1 Настоящий метод устанавливает процедуру визуальной оценки трубки подогревателя по настоящему стандарту, метод JFTOT.

А 1.1.2 Окончательным результатом настоящего метода испытания является оценка цвета отложения на трубке на основе шкалы, установленной для данного метода испытания плюс два дополнительных критерия «да/нет», указывающих на наличие явно большого избытка отложений или необычного отложения, или и того, и другого.

А1.2 Документы, на которые имеются ссылки

А1.2.1 Приложение

Колориметрический стандарт для оценки отложений на трубке*.

А1.3 Терминология

А1.3.1 Аномальный: Цвет отложения на трубке, который не является «радужным» и не похож на цвета колориметрического стандарта.

ПРИМЕЧАНИЕ Эго относится к цветам отложений, таким как синие (голубые) и серые, которые не соответствуют колориметрическому стандарту.

А1.3.2 «радужный» (хвост павлина): Многокрасочное отложение на трубке, подобное радуге.

ПРИМЕЧАНИЕ Этот тип отложения вызван эффектом интерференции, если толщина отложения превышает четверть длины волны видимого света.

А 1.3.3 оценка трубки: Шкала, состоящая из 10 отдельных делений, от 0 до > 4 с промежуточными уровнями для каждого номера, при этом, начиная с единицы, номер каждого уровня будет меньше следующего.

ПРИМЕЧАНИЕ 1 Шкала взята из 5 цветов: 0; 1; 2; 3; 4 по колориметрическому стандарту АСТМ.

ПРИМЕЧАНИЕ 2 Полная шкала составляет: 0, < 1,1, < 2,2, < 3,3, < 4,4, > 4. Необязательно, чтобы каждое деление имело одинаковую абсолютную величину. Чем выше номер, тем темнее отложение.

А1.4 Сущность метода

А1.4.1 В настоящем методе испытания использует специально сконструированную световую камеру для осмотра трубки подогревателя. Трубка закрепляется в камере с помощью специального держателя. Однородность поверхности новой трубки оценивают в оптимальных световых условиях камеры. Цвет отложения на трубке оценивают путем сравнения с пластиной колориметрического стандарта, помещаемой в оптимальное положение сразу за трубкой при освещении и увеличении.

А1.5 Значение и применение

А1.5.1 Предполагается, что окончательной оценкой трубки является оценка состояния отложений на трубке от разложившегося топлива.

Эта оценка является основанием для заключения о термоокислительной стабильности образца топлива.

А1.6 Аппаратура

А1.6.1 Аппаратура для оценки отложения на трубке подогревателя. Цвета отложений на трубке подогревателя оцениваются с помощью тубератора и колориметрического стандарта АСТМ.

* См. сноску к 2.2.

11

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

А1.7 Образцы для испытания (испытуемые образцы)

А1.7.1 Следует аккуратно обращаться с трубкой подогревателя, не касаясь ее центральной части.

ПРИМЕЧАНИЕ При прикосновении к центру испытуемой трубки можно загрязнить ее поверхность или нарушить поверхность отложений, или и то, и другое, которые должны оцениваться в первоначальном состоянии.

А1.8 Стандартные рабочие условия

А1.8.1 Внутренняя сторона световой камеры - черная непрозрачная.

А 1.8.2 Источник света - три лампы накаливания по 30 Вт отражающего типа. Все лампы должны работать, обеспечивая оптимальные условия осмотра.

А1.8.3 Две лампы расположены внизу, одна - сверху; каждая лампа направлена к держателю трубки и колориметрическому стандарту.

А 1.8.4 Двукратное увеличение области охвата смотрового окошечка.

А1.8.5 Оценщики - лица, которые могут оценивать цвета (т.е. они должны хорошо их различать).

А1.9 Поверка и нормирования

А1.9.1 Для этого испытательного оборудования нормирования не требуется. Известно, что колориметрический стандарт выцветает и его следует хранить в темном месте.

ПРИМЕЧАНИЕ Срок службы колориметрического стандарта не установлен и зависит от того, постоянно или периодически стандарт подвергается воздействию света. Целесообразно хранить отдельный стандарт в темноте для периодического сравнения с ним регулярно применяемого стандарта. Во время сравнения оптимальными условиями являются условия световой камеры для оценивания трубки.

А1.9.2 Нормирования технических приемов оценки

А1.9.2.1 При оценке отложений на трубке подогревателя наиболее важны самые темные отложения. Оценивают самое темное однородное отложение, а не усредненный цвет площади отложения.

А1.9.2.2 При оценке отложений рассматривают участок с самым темным сплошным цветом, который покрывает площадь, равную или больше, чем круг размером, равным половине диаметра трубки.

А 1.9.2.3 Игнорируют полоску отложений, которая по ширине менее четверти диаметра трубки, не принимая во внимание длину этой полоски.

А1.9.2.4 Игнорируют пятна, полоски или царапины на трубке, рассматривая их как дефекты трубки. Обычно они отсутствуют, т. к. перед использованием трубку осматривают, чтобы исключить бракованную.

А1.10 Предварительная оценка новых трубок

А1.10.1 Осматривают трубку без увеличения при освещении лаборатории.

Если дефект виден, то трубку бракуют. Затем с помощью устройства для визуальной оценки трубки (тубератора) рассматривают центр (более тонкий участок) трубки между 5 и 55 мм выше нижнего плечика. Если дефект замечен, устанавливают его размер. Если он более 2,5 мм2, трубку бракуют. На Рисунке А1.1 приведена иллюстрация дефектных площадей, эквивалентных 2,5 мм .

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

1 - длина испытательной площади - 60 мм;

2 - примеры площади 2,5 мм2: квадрат, пятно, полоска шириной 0,8 мм

Рисунок А1.1 -Дефектные площади

А1.10.2 Исследуют трубку на прямизну, катая ее по плоской поверхности и отмечая зазор между плоской поверхностью и центральной секцией. Любую изогнутую трубку бракуют.

А1Л1 Проведение испытания

А1.11.1 Установка трубки подогревателя

А1.11.1.1 Верхний конец трубки защелкивают в зажиме держателя трубки подогревателя.

А1.11.1.2 Продвигают трубку подогревателя в держатель до упора.

А1.11.1.3 Передвигают держатель с нагревательной трубкой по направляющему стержню в устройство для визуальной оценки отложений.

А1.11.1.4 Вращая держатель, располагают трубку подогревателя так, чтобы была видна сторона с самым темным отложением.

А1.11.1.5 Вставляют колориметрический стандарт АСТМ в устройство для визуальной оценки отложений на трубке.

А1.11.2 Оценка

А1.11.2.1 Сравнивают цвет самого темного отложения на трубке подогревателя выше нижнего плечика между 5 мм и 55 мм с колориметрическим стандартом АСТМ. Отложение оценивают только в том случае, если площадь его более 2,5 мм2 и ширина полоски или пятна более 0,8 мм.

На Рисунке А1.1 приведена иллюстрация пятен или полосок площадью, равной 2,5 мм2.

А1.11.2.2 Если цвет самого темного отложения соответствует колориметрическому стандарту, то следует записать его номер.

А 1.11.2.3 Если цвет самого темного оцениваемого отложения на трубке подогревателя находится в очевидно переходном состоянии между любыми двумя смежными колориметрическими стандартами, оценку следует записывать номером меньше, чем более темный стандарт (т.е. с более высокой цифрой).

А1.11.2.4 В случае, если цвет отложения на трубке подогревателя не соответствует цветам колориметрического стандарта, используют следующие правила оценки. Используют стандартные термины:

- если отложение имеет цвет «радужный», оценивают его как код Р, а также оценивают любое отложение, которое имеет нормальный цвет, или

13

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

- если отложение имеет необычный аномальный цвет, оценивают его как код А, а также оценивают любое отложение, которое имеет нормальный цвет.

А1.11.3 Удаляют оцененную трубку подогревателя и возвращают ее в первоначальный контейнер.

А1.12 Запись результатов

А 1.12.1 Записывают числовую оценку трубки подогревателя плюс А или Р, или то и другое, с дополнительным описанием при необходимости.

А1.12.1.1 При записи полной оценки записывают максимальную оценку, но если присутствуют цвета, которые не согласовываются с колориметрическим стандартом, то их тоже записывают.

А1.12.1.2 Если присутствуют отложения только кодов Р или А, или итого, и другого, записывают только их и не пытаются оценивать цифровой класс.

ПРИМЕР 1 Трубка подогревателя имеет максимальное отложение, попадающее между кодами 2 и 3 колориметрического эталона без наличия других цветов. Общая оценка трубки будет менее 3.

ПРИМЕР 2 Самое темное отложение на трубке соответствует коду 3, но также присутствует «радужное» отложение. Полную оценку трубки записывают как «ЗР».

ПРИМЕР 3 Трубка подогревателя имеет отложение, которое соответствует коду 1 колориметрического стандарта, но также имеет аномальное отложение. Полную оценку трубки записывают как «1А».

А 1.13 Прецизионность и отклонение

А1.13.1 Прецизионность

Прецизионность процедуры данного метода измерения оценки отложения на трубке находится в процессе определения.

А 1.13.2 Отклонение

Поскольку значение оценки отложения на трубке определяется только по настоящему методу, то определить отклонение в процедуре оценки отложения на трубке не представляется возможным.

А2 Аппаратура

А2.1 Испытательная установка

А2.1.1 Установка JFTOT, описанная в настоящем приложении, является установкой для определения термоокислительной стабильности авиационного турбинного топлива. Существует 5 моделей JFTOT, к которым ниже даны описания. Все модели снабжены устройством для подачи образца топлива однократно через испытательную систему по металлической испытательной трубке и прецизионный фильтр. Имеются средства контроля и измерения температуры пробного образца, давления в системе и перепада давления на фильтре, а методы контроля и измерения меняются с каждой моделью JFTOT.

Механизм подачи образца представляет собой нагнетательный шестеренчатый насос или поршневой насос.

А2.2 Подробности испытания

А2.2.1 Общее описание

В настоящем аппарате используют фиксированный объем реактивного топлива, который отфильтровали и затем аэрировали, насыщая образец воздухом. Во время испытания топливо подают с постоянной скоростью вдоль нагретой алюминиевой трубки, поддерживая относительно высокую температуру, обычно 260 °С, однако она может быть выше в некоторых спецификациях.

Топливо, насыщенное посредством аэрации кислородом, может разложиться на горячей алюминиевой трубке подогревателя, образуя отложения в виде явной пленки. Кроме того, продукты разложения могут уходить с потоком топлива и захватываться

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

прецизионным фильтром. Для определения окислительной стабильности топлива используют как увеличение перепада давления на прецизионном фильтре, так и окончательную оценку трубки подогревателя.

А2.2.2 Топливная система

Свежефильтрованное и аэрированное топливо в начальной стадии помещают в резервуар, затем один раз прокачивают через установку в приемник для отработанного образца. Для перемещения образца используют поршневой насос, поддерживающий скорость потока 3,0 см3/мин и преодолевающий любые воздействия на поток от начального забивания фильтра. Допускается отклонение скорости потока 10%. Если забивание фильтра становится серьезным, то для того, чтобы закончить испытание, можно открыть байпасный вентиль, расположенный перед прецизионным фильтром. Затем любое отложение на трубке подогревателя можно оценивать на основе законченного испытания.

А2.2.2.1 Основой испытательной системы является трубчатый теплообменник или испытательная секция с находящейся в ней испытательной трубкой подогревателя, поверх которой направляется поток топлива. Важна центровка трубки подогревателя в испытательной секции подогревателя, как показано на Рисунке А2.1.

Этот узел является общим во всех моделях JFTOT и решающим в получении воспроизводимых результатов.

А2.2.2.2 Есть некоторые другие моменты, касающиеся топливной системы, которые заслуживают внимания:

-    перед поступлением в испытательную секцию подогревателя тотчас же по выходе из резервуара свежее топливо фильтруют сквозь бумажный мембранный фильтр с размером пор 0,45 мкм;

-    трубку подогревателя уплотняют в испытательной секции подогревателя кольцевыми прокладками из эластомера (рисунок А2.2);

-    прецизионный фильтр из нержавеющей стали пористостью 17 мкм. Если этот фильтр вызывает увеличение перепада давления, то подается звуковой сигнал (обычно при давлении 125 мм рт. ст.), предупреждающий оператора. После этого, при необходимости, можно выполнить обвод фильтра;

-    модели 202, 203 и 215 установки JFTOT используют один топливный резервуар с плавающей крышей для разделения свежего топлива (на дне) и отработанного топлива (наверху). В моделях 230 и 240 используются 2 резервуара: один - для свежего топлива, другой - для отработанного;

15

СТ РК АСТМ Д 3241-2011


1 - трубка подогревателя; 2 - кожух трубки подогревателя; 3 - плечико трубки подогревателя в центре сливного отверстия

Рисунок А2.1 - Расположение трубки подогревателя

Рисунок А2.2 - Сборный чертеж испытательной секции трубки подогревателя

- потоком топлива во всех моделях можно управлять, визуально подсчитывая капли топлива. Модели 230 и 240 установки JFTOT позволяют измерять объем потока в зависимости от времени, что считается более точным измерением потока.

А2.2.2.3 Схемы потока топлива для трех основных конфигураций JFTOT представлены на Рисунке А2.3.

16

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

1 - клапан для сброса азота; 2 - клапан для повышения давления азота; 3 -ограничитель давления; 4 - манометр; 4а - датчик абсолютного давления (преобразователь); 5 - резервуар для топлива вместе с поршнем и уплотнением; 5а -гидравлический топливный резервуар; 6 - насос дозирующий с постоянной скоростью подачи; 7 - индикатор потока капель (конденсатной ловушки); 8 - мембранный фильтр предварительной очистки; 9 - регулятор давления; 10 - испытательный фильтр; 11 -испытательная секция стандартной трубки подогревателя; 12 - ручной сливной клапан; 13 - байпасный вентиль фильтра; 14 -поплавковый контрольный клапан;/5 - манометр; 16 -четырехходовой байпасный вентиль преобразователя; 17 -дифференциальный преобразователь жидкого топлива; 18 -трехходовой вентиляционный (спускной) клапан; 19 - пятиходовой вентиляционный (спускной) клапан; 20 - закрытое выходное отверстие; 21 - сосуд воздухоуловителя; 22 - отработанная жидкость; 23 - аккумулятор; 24 - обратный

клапан

Рисунок А2.3 - Схема топливной системы

17

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

А2.2.3 Система нагревание/температурный контроль

Алюминиевая трубка подогревателя нагревается электрическим током большой силы, поступающим от понижающего трансформатора.

Трубка подогревателя зажимается в сравнительно тяжелых токопроводящих шинах, охлаждаемых водой, температура которых повышается сравнительно мало.

А2.2.3.1 Регулятор температуры во всех моделях JFTOT служит в качестве индикатора и контроллера. В автоматическом режиме контроллер обеспечивает постоянную температуру нагревания во время испытания, меняя, по необходимости, мощность, для поддержания заданного значения температуры. В ручном режиме контроллер обеспечивает только индикацию температуры. Рабочий температурный диапазон испытания - от температуры окружающей среды до 350 °С.

А2.2.3.2 Решающими факторами в температурном контроле являются термопара и ее положение. Сама термопара должна быть отповерена для обеспечения необходимой точности. Положение кончика термопары должно быть тщательно определено, чтобы показание температуры во время автоматического контроля соответствовало значению температуры самого горячего участка трубки подогревателя. Простая механическая устанавливающая система обеспечивает легкое и точное размещение термопары.

А2.2.3.3 На рисунке А2.4 представлена схема основной системы нагревания.

- верхняя шина; 5 - провод термопары; 6 - охлаждающая вода; 7 - система контроля питания; 8 - понижающий трансформатор; 9 - электропитание

Рисунок А2.4 - Схема основной системы нагревания трубки подогревателя и температурного контроля

А2.2.4 Система охлаждения

При обычной работе JFTOT необходимо охлаждение для удаления тепла, поступающего в токопроводящие шины от горячей трубки подогревателя. Охлаждающая вода циркулирует через каждую шину, при этом используют водопроводную воду (модели 202, 203 и 215 JFTOT). Модели 230 и 240 JFTOT используют систему с внутренней циркуляцией и охлаждающим жидкостным радиатором. Единственными мерами предосторожности для таких систем должно быть наблюдение за ними, чтобы убедиться, что они работают, при этом избегать применения хладагентов, содержащих примеси или соли, которые могут в конечном счете полностью загрязнить систему.

СТ РК АСТМ Д 3241-2011 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН_

Метод определения термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив (метод на установке JFTOT)

Дата введения 2012-07-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на топлива для авиационных турбин и устанавливает метод определения термоокислительной стабильности (склонности к образованию в топливной системе продуктов разложения).

Значения должны выражаться в единицах величин Международной системы единиц. Значения в единицах «фунт/дюйм», приведенные в скобках, даны только для сведения. Перепад давления в миллиметрах ртутного столба применим только к данному методу испытания.

Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил техники безопасности и охраны труда, а также определение пригодности нормативных ограничений до применения настоящего стандарта. Особые требования к мерам предосторожности приведены в 6.1.1; 7.2; 7.2.1; 7.3; 11.1.1 и АЗ.

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные нормативные документы:

СТ РК 1.9-2007 Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Порядок применения международных, региональных и национальных стандартов иностранных государств, других нормативных документов по нормировании в Республике Казахстан.

АСТМ Д 1655-10* Standard Specification for Aviation Turbine Fuels (Спецификация на авиационные турбинные топлива).

АСТМ Д 4306-07* Standard Practice for Aviation Fuel Sample Containers for Tests Affected by Trace Contamination (Руководство по отбору проб в контейнеры авиационных турбинных топлив для предотвращения влияния следов загрязнений).

АСТМ Е 177-10* Standard Practice for Use of the Terms Precision and Bias in ASTM Test Methods (Руководство по применению терминов, касающихся прецизионности и отклонения, в методах испытания АСТМ).

АСТМ Е 691-09* Standard Practice for Conducting an Interlaboratory Study to Determine the Precision of a Test Method (Руководство по проведению межлабораторных исследований по определению прецизионности метода испытания).

ПРИМЕЧАНИЕ При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по ежегодно издаваемому информационному указателю «Нормативные документы по нормировании» по состоянию на текущий год и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

* Применяется в соответствии с СТ РК 1.9 Издание официальное

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

А2.2.5 Повышение давления

При температуре обычного испытания на установке JFTOT реактивное топливо обычно кипит при температуре трубки подогревателя. Это затрудняет точный температурный контроль и мешает формированию естественного отложения. Поэтому система должна работать под суммарным давлением приблизительно 3,45 МПа (500 фунт/кв.дюйм). Этот уровень давления поддерживается в каждой модели или с помощью азота (модели 202, 203 и 215 JFTOT), или гидравлическим поршневым насосом (модели 230 и 240 JFTOT).

А2.2.5.1 Манометр или датчик используют для измерения и управления давлением всей системы. Специфическим является то, что системы под давлением газа эксплуатируются закрытыми, тогда как системы под гидравлическим давлением имеют предохранительный клапан, через который жидкость проходит постоянным потоком во время испытания. Для контроля за работой предохранительного клапана при любом топливе используют ячейку вытеснительного типа, куда отработанное топливо, вытесняя воду со дна, поступает в верхнюю часть через предохранительный клапан. Клапан чувствителен только к воде и работает надежно.

А2.2.6 Измерение перепада давления

В установках JFTOT используют приборы двух конструкций для измерения перепада давления (АР) на прецизионном фильтре, т.к. во время испытания продукты разложения топлива улавливаются фильтром. Модели 202 и 203 установки JFTOT (выпущенные до 1984    г.)    оборудованы    ртутными манометрами с ленточным

регистрирующим АР устройством.

Модели 215, 230 и 240 установки JFTOT используют электронный датчик ДР. Подробности включения приборов этих двух конструкций в топливную систему представлены на схемах (см. Рисунок_А2.3).

А2.2.6.1 Применение этих устройств измерения перепада давления требует двух специальных мер: использования байпаса и удаления воздуха. Первое позволяет потоку топлива обходить фильтр всякий раз, когда это необходимо. Второе используют, чтобы удалить воздух или азот, которые время от времени могут улавливаться камерами ячейки.

Показание манометра считывают как высоту столбика ртути. Результат датчика должен появиться на экране в цифровом изображении.

А2.2.6.2 Система манометра по природе включает отклонение из-за наличия над ртутью топлива вместо обычного воздуха. Это меняет значение давления, выраженного высотой столбика ртути таким образом, что результат приблизительно на 6 % выше истинного значения. Датчик не имеет этой ошибки, поэтому, чтобы снять одни и те же показания с манометра и датчика, к показаниям датчика прибавляют 6 % отклонения и, таким образом, получают то же значение, что и для манометра.

А2.2.6.3 При эксплуатации применяемое устройство, измеряющее АР, должно устанавливаться на нуле в условиях фактически существующего потока в начале испытания, потому что, когда течет топливо, в системе происходит небольшое падение давления.

Установка на нуль датчика или манометра в начале испытания компенсирует влияние потока.

А2.2.7 Проверка правильности измерения перепада давления АР

Точность измерения АР можно проверить с помощью технических приемов снятия показаний давления, создаваемого столбиком жидкости с известной плотностью на каждой стороне элемента для измерения ДР.

Подробное описание этого приема включено отдельной частью в каждую инструкцию по эксплуатации конкретной модели JFTOT. Данная операция в

19

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

3    Термины, определения и обозначения

3.1    В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Отложения (deposits): Продукты окисления, образующиеся на поверхности трубки подогревателя и/или осаждающиеся на прецизионном фильтре,.

ПРИМЕЧАНИЕ Топливные отложения обычно образуются на самой горячей части трубки подогревателя на отрезке от 30 до 50 мм.

3.1.2    Трубка подогревателя (heater tube): Отрезок трубки из алюминия с контролируемой повышенной температурой, поверх которого прокачивается испытуемое топливо.

ПРИМЕЧАНИЕ Трубка нагревается с помощью резисторного нагревателя и температура контролируется термопарой, помещенной внутрь трубки. Критическая площадь испытательной трубки -самый тонкий участок длиной 60 мм между плечиками трубки. Ввод топлива к трубке находится в позиции «0 мм», а выход топлива - в позиции «60 мм».

3.2    Обозначение

3.2.1    АР - перепад давления.

4    Сущность метода

4.1    Для оценки термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин в условиях высоких температур применяют установку для испытания реактивных топлив на термоокислительную стабильность (JFTOT), в которой испытуемое топливо подвергается воздействию условий, близких к условиям, создающимся в топливной системе газотурбинного двигателя. Топливо прокачивается с заданной постоянной объемной скоростью через нагреватель, затем поступает на прецизионный фильтр из нержавеющей стали, который улавливает продукты разложения топлива.

4.1.1    Для 2,5-часового испытания на этой установке требуется 450 см3 топлива. Оцениваемыми показателями являются количество осадка на алюминиевой трубке нагревателя и скорость забивки прецизионного фильтра номинальной пористостью 17 мкм, расположенного непосредственно за трубкой нагревателя.

5    Значение и применение

5.1    Результаты испытаний, проведенных в соответствии с настоящим стандартом, характеризуют эксплуатационные характеристики топлива во время работы газовой турбины и могут использоваться для оценки количества отложений, образующихся при соприкосновении жидкого топлива с нагретой до определенной температуры поверхностью.

6    Аппаратура

6.1    Установка для испытания топлив для газовых турбин на термоокислительную стабильность (JFTOT)

Можно использовать пять моделей установок, указанных в Таблице 1.

2

СТ РК АСТМ Д 3241-2011 Таблица 1 - Модели установки JETOT_

Модель

JFTOT

Руководство

пользователя

Средство для создания повышенного давления

Тип насоса

Средство измерения перепада давления

202

202/203

Азот

Шестеренчатый

Ртутный манометр, без записи

203

202/203

Азот

Шестеренчатый

Манометр + графическая запись

215

215

Азот

Шестеренчатый

Датчик + запись на принтере

230

230/240

Гидравлика

Шприц

Датчик + распечатка

240

230/240

Гидравлика

Шприц

Датчик + распечатка

230 МкШ

230 МкШ

Гидравлика

Шприц

Датчик + распечатка


6.1.1    Отдельные этапы метода могут быть автоматизированы. Подробности приведены в инструкции для пользователя соответствующей модели JFTOT.

К каждой испытательной установке прилагается общая инструкция, а самый последний вариант инструкции находится в АСТМ в виде исследовательского отчета.

ПРИМЕЧАНИЕ Прежде чем приступить к работе с установкой JFTOT, следует ознакомиться со всеми узлами и их функциями.

6.1.2    Для достижения воспроизводимых и правильных результатов очень важны определенные рабочие характеристики установок JFTOT, приведенные в Таблице 2.


Таблица 2 - Критические рабочие характеристики установки JFTOT


Позиция


Аппаратура для испытания


Испытательная трубка: трубка подогревателя


идентификация трубки


Материал трубки


Характеристика


Трубчатый теплообменник (см. Рисунок 1)


Специально изготовленная алюминиевая трубка с контролируемой    температурой    испытательной

поверхности, новая для каждого испытания

Каждая трубка JFTOT может быть идентифицирована по ее серийному номеру, присвоенному изготовителем, что обеспечивает отслеживаемость партии исходного материала_


Алюминий марки 6061-Тб, отвечающий следующим критериям:

a)    соотношение Mg: Si - не более 1,9:1

b)    содержание Mg2Si - не более 1,85 %

Параметры трубки:

Значение

Допуск

длина трубки, мм

161,925

± 0,254

длина центрального отрезка, мм

внешние диаметры, мм:

60,325

±0,051

плечики

4,724

+ 0,025

центральный отрезок

3,175

±0,051

внутренний диаметр

1,651

±0,051


СТ РК АСТМ Д 3241-2011

Таблица 2 (продолжение)

Позиция

Характеристика

Общее отклонение индикатора потока, мм, не более

0,013

Механическая шероховатость поверхности, нм, не более

50

Прецизионный фильтр

Фильтрующий элемент из нержавеющей стали пористостью 17 мкм для улавливания продуктов разложения топлива, новый для каждого испытания

Параметры аппарата: объем пробы

Аэрируется 600 см3 пробы, после чего этим топливом заполняют резервуар, оставляя пространство для поршня, в период испытания необходимо прокачать (450 ± 45) см3

скорость аэрации

1,5 дм3/мин сухого воздуха через распределитель

скорость потока во время испытания

3,0 см3/мин ± 10 % (от 2,7 до 3,3 см3/мин)

механизм нагнетания

Принудительный: шестеренчатый насос или помпа

охлаждение

Постоянный температурный профиль трубки подогревателя при испытании поддерживается охлаждающей жидкостью, протекающей через шину

Термопара (ТС)

Тип J в оплетке или в чехле из иконеля или тип К в чехле из иконеля

Давление рабочее: система

3,45 МПа + 10 %: повышение давления достигается путем подачи инертного газа (азот) или гидравлически и ограничивается на выходе контрольным клапаном

на прецизионном фильтре

Перепад давления АР измеряется на поверхности прецизионного фильтра с помощью ртутного манометра или электронного преобразователя, мм рт. ст.

Температура рабочая: для испытаний

Значение температуры устанавливается по спецификации на топливо

точность поддержания температуры

Максимальное отклонение от выбранной температуры - ± 2 °С

поверка

Чистое олово - 232 °С только для моделей 230 и 240; чистый свинец - 327 °С - для высоких температур; лед + вода - для низких температур

4

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

Рисунок 1 - Секция стандартного подогревателя, общая для всех JFTOT


1 - впуск топлива; 2 - охлаждающие шины; 3 - термопара; 4 - испытательный фильтр;

5- выпуск топлива; 6 - испытательная секция подогревателя

6.2    Аппаратура для оценки отложений, образующихся на трубке нагревателя

6.2.1    Устройство для визуальной оценки трубки, тубератор (см. А1.6.1).

6.3    Так как термоокислительную стабильность реактивного топлива определяют только настоящим методом, который связан с использованием определенного оборудования, испытание должно проводиться только на оборудовании, которое применяли для разработки настоящего метода, или эквивалентном.

7 Реактивы и материалы

7.1    Для моделей 230 и 240 установки JFTOT при необходимости используют дистиллированную (предпочтительно) или деионизированную воду в опорожненном от пробы резервуаре.

7.2    В качестве обычного растворителя для очистки используют метилпентан, 2,2,4 триметилпентан или н-гептан (технический сорт чистотой не ниже 95 % мол.).

Этот растворитель эффективно очищает внутренние металлические поверхности аппаратуры перед испытанием, особенно поверхности перед испытательной секцией, которые контактируют со свежим образцом.

ПРИМЕЧАНИЕ Чрезвычайно воспламеняем. Вреден при вдыхании (см. АЗ).

7.2.1 Тройной растворитель (смесь ацетона, толуола, изопропанола в равных частях) используют в качестве растворителя только для очистки внутренней (рабочей) поверхности испытательной секции.

ПРИМЕЧАНИЕ Ацетон чрезвычайно воспламеняем, пары могут явиться причиной пожара; толуол и изопропанол воспламеняемы. Пары всех трех растворителей вредны. Раздражают кожу, глаза, слизистые оболочки.

7.3    В качестве осушителя воздуха для аэрации (в аэрационной сушилке) используют гранулы, состоящие из смеси в соотношении сульфата кальция 97 % + хлорида кобальта

5

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

3 %. Гранулированный осушитель постепенно изменяет цвет от голубого до розового, что указывает на степень поглощения воды.

ПРИМЕЧАНИЕ Осторожно. Вдыхание и проглатывание пыли может вызвать расстройство желудка.

8    Условия проведения испытания

8.1    Стандартные условия испытания:

8.1.1    Количество топлива - не менее 450 см3 для испытания + приблизительно 50 смдля системы.

8.1.2    Подготовка топлива

Не более 1000 см3 образца топлива фильтруют через один слой беззольной фильтровальной бумаги общего назначения, после чего проводят аэрацию воздухом со скоростью 1,5 дм3/мин в течение 6 мин, используя трубку для подачи воздуха из боросиликатного стекла диаметром 12 мм.

8.1.3    Давление в топливной системе измеряют манометром диапазоном измерения до 3,45 МПа (500 psi) ± 10%.

8.1.4    Положение термопары - на уровне 39 мм.

8.1.5    Фильтр предварительной очистки топливной системы - фильтровальная бумага пористостью 0,45 мкм.

8.1.6    Температуру трубки подогревателя устанавливают предварительно, согласно спецификации на испытуемое топливо.

8.1.7    Скорость потока топлива - 3,0 см3/мин ± 10% или 20 капель топлива за (9,0 ±1,0) с.

8.1.8    Минимальное количество топлива, прокачиваемого во время испытания, составляет 405 см .

8.1.9    Продолжительность испытания - (150 ± 2) мин.

8.1.10    Скорость потока охлаждающей жидкости - приблизительно 39 дм3/ч или центр зеленого диапазона на счетчике охлаждающей жидкости.

8.1.11    Регулировка (установка) мощности - от 75 до 100 для моделей без компьютеров; для моделей с компьютером устанавливают компьютером.

9    Подготовка аппаратуры

9.1    Очистка и монтаж испытательной секции подогревателя

9.1.1    Для удаления всех отложений внутреннюю поверхность испытательной секции подогревателя очищают нейлоновой щеткой, хорошо смоченной трехкомпонентным растворителем.

9.1.2 В соответствии с методикой, изложенной в А1.10, проверяют трубку подогревателя, которая будет применяться в испытании, на наличие поверхностных дефектов и прямизну.

Чтобы не поцарапать плечико трубки, проверку проводят аккуратно, т. к. для обеспечения герметичности в условиях потока при испытании плечико трубки должно быть гладким.

9.1.3 Собирают секцию подогревателя, используя новые детали: визуально проверенную трубку подогревателя, прецизионный фильтр и три кольцевые прокладки. Проверяют изоляторы на наличие повреждений, осматривая их.

ПРИМЕЧАНИЕ Трубки подогревателя нельзя использовать повторно. Испытания показывают, что в условиях обычного испытания магний мигрирует к поверхности трубки подогревателя и может снижать адгезию отложений на ее поверхности при повторном использовании.

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

9.1.4 Во время сборки секции подогревателя с трубкой обращаются аккуратно, чтобы не коснуться ее центральной части. При касании центра трубки подогревателя трубку бракуют, т. к. загрязненная поверхность может влиять на характеристики отложений, образующихся на трубке.

9.2 Очистка и сборка остальных испытательных компонентов

9.2.1    До начала испытания выполняют следующие этапы в указанном порядке.

ПРИМЕЧАНИЕ Предполагается, что аппаратура была разобрана после предыдущего испытания (см. А2 или соответствующее руководство пользователя по монтажу и демонтажу).

9.2.2    Осматривают и очищают составные части, контактирующие с испытуемым образцом, заменяют все уплотнения, пришедшие в негодность, или при сомнении:

1)    уплотнение на поршне (режущей кромке);

2)    кольцевые прокладки на крышке резервуара и на всех линиях на крышке фильтра предварительной очистки.

9.2.3    Устанавливают подготовленную секцию подогревателя (см. 9.1.1-9.1.4).

9.2.4    Собирают фильтр предварительной очистки с новым фильтрующим элементом и устанавливают его.

9.2.5    Термопару проверяют по эталонным точкам на правильность ее положения, затем настраивают на рабочую температуру.

9.2.6    Для моделей 230 и 240 установки JFTOT необходимо удостовериться, что стакан для воды пуст.

10    Поверка и нормирование

10.1    Выполняют проверки ключевых компонентов с указанной периодичностью.

10.1.1    Термопару калибруют при первой установке и затем обычно после 30-50 испытаний, но не реже чем через каждые 6 мес по А2.2.8.

10.1.2    Устройство измерения перепада давления поверяют один раз в год или при установке нового элемента по А2.2.6.

10.1.3    Осушитель воздуха для аэрации проверяют ежемесячно и меняют, если его цвет изменился, что указывает на значительное поглощение воды по 7.3.

10.1.4    Дозирующий насос

Проводят две проверки скорости потока для каждого испытания, как указано в разделе 11.

10.1.5    Байпасный вентиль фильтра для моделей 202, 203 и 215 установки JFTOT проверяют на утечку не реже одного раза в год по XI.6.

11    Проведение испытания

11.1    Подготовка образца топлива

11.1.1    Образец топлива фильтруют и аэрируют в стандартных рабочих условиях по А2.2.9.

ПРИМЕЧАНИЕ 1 Все реактивные топлива, за исключением JP5 и JP7, следует считать легковоспламеняющимися. Пары их опасны для здоровья (см. АЗ.З, АЗ.6 и АЗ.7).

ПРИМЕЧАНИЕ 2 Перед работой следует обратить внимание на предупреждение в 6.1.1.

ПРИМЕЧАНИЕ 3 Результаты испытания по настоящему методу очень чувствительны к следовым загрязнениям в контейнерах для отбора образцов. Рекомендуемые контейнеры - по АСТМ Д 4306.

7

СТ РК АСТМ Д 3241-2011

11.1.2    Во время аэрации температуру образца поддерживают от 15 °С до 32 °С. Для изменения температуры, при необходимости, резервуар с образцом помещают в горячую или холодную водяную баню.

11.1.3    Период времени между окончанием аэрации и началом нагревания образца не должен быть более 1 ч.

11.2 Окончательная сборка

11.2.1    Собирают секцию резервуара (инструкция для пользователя).

11.2.2    Устанавливают резервуар и соединяют линии согласно используемой модели JFTOT (инструкция для пользователя).

11.2.3Удаляютзащитныйколпачокиподсоединяютвыпускноеотверстиексекцииподогр евателя. Эту операцию проводят быстро, чтобы свести к минимуму потерю топлива.

11.2.4    Проверяют все линии, чтобы гарантировать герметичность.

11.2.5    Перепроверяют положение термопары. Она должна быть расположена на уровне 39 мм.

11.2.6    Убеждаются, что приемник конденсатной ловушки пустой (только для моделей 230 и 240 установки JFTOT).

11.3 Включение питания и обеспечение давления

11.3.1    Включают тумблер «питание» «POWER» в позицию «включено» «ON».

11.3.2    Включают устройство тревожной сигнализации «АР» в моделях с ручным включением этой сигнализации (модели 202, 203 и 215 установки JFTOT).

11.3.3    Медленно повышают давление системы приблизительно до 3,45 МПа, как указано в инструкциях для пользователей для моделей 202,203 и 215 установки JFTOT (см. А2.2.5).

11.3.4    Проверяют систему на герметичность. При необходимости сбрасывают давление системы настолько, чтобы затянуть соединительные части, имеющие утечку.

11.3.5    Регуляторы устанавливают в соответствии со стандартными рабочими условиями.

11.3.6    Нагревают трубку подогревателя и контролируют ее температуру термопарой, обеспечивая температуру испытания в соответствии с требованиями спецификации на топливо. К показаниям термопары применяют поправку, полученную при последней поверке (А2.2.8).

ПРИМЕЧАНИЕ Испытание на установке JFTOT можно проводить до максимальной температуры трубки, равной 350 °С. Температура, при которой следует проводить испытание, и критерии правильности результатов обычно содержатся в спецификациях на топлива.

11.4 Пуск

11.4.1    Для каждой модели используют процедуру, описанную в соответствующей инструкции для пользователя.

11.4.2    Некоторые модели JFTOT могут выполнять отдельные этапы автоматически, но следует убедиться, что:

11.4.2.1    С начала аэрации до начала нагревания прошло не более 1 ч.

11.4.2.2    Байпасный вентиль манометра закрывается, как только температура трубки подогревателя достигает уровня испытания, и топливо, таким образом, начинает протекать через испытательный фильтр (см. А2.2.6).

11.4.2.3    Манометр установлен на нуль (см. А2.2.6).

11.4.3    Проверяют скорость потока топлива по стандартным рабочим условиям с помощью хронометража интервалов времени или подсчета скорости подачи по каплям в течение первых 15 мин испытания (см. XI.5)