ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТЕПЛОВОЗЫ КОЛЕИ 1520 мм Требования к* проведении) экологического контроля
СТ РК 1520-2006
Издание официальное
Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии н торговли Республики Казахстан (Госстандарт)
Астана
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации №53 «Сертификация машиностроительной, металлургической, строительной продукции и услуг» ТОО «Технократ плюс»
ВНЕСЕН Комитетом путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли республики Казахстан от 14 сентября 2006 года № 390
3 В настоящем стандарте реализованы нормы законов Республики Казахстан «О техническом регулировании», «О железнодорожном транспорте»
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующего международного стандарта:
UIC CODE 624 О «Испытание на уровень выхлопных газов для двигателей тепловой тяги» 2-ое издание, апрель 2003год, в части требований, изложенных согласно 4.4,4.10 которые по тексту выделены курсивом
5 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2011 год
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 5 лет
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
CT РК 1520-2006
Содержание
1 Область применения 1
2 Нормативные ссылки 1
3 Термины и определения 2
4 Общие требования 2
5 Средства и методы измерений 3
6 Требования безопасности 4
Приложение (справочное) Библиография 5
III
ГОСУДАРС ТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНТЕПЛОВОЗЫ КОЛЕИ 1520 ммТребовании к* ироведенню экологического контроляДата введения 2007.07.011 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению экологического контроля (далее ЭК) дизеля тепловоза.
Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы).
Положения стандарта применяются операторами локомотивной тяги [1), а так же всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СТ РК 2.18-2003 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Методики выполнения измерений. Порядок разработки, метрологической аттестации, регистрации и применения.
СТ РК ГОСТ Р ИСО 14050-2000 Управление окружающей средой. Словарь.
СТ РК ГОСТ Р 50953-2004 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения.
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
Издание официальное
ГОСТ 12.4.051-87 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины согласно [1], CT РК ГОСТ Р ИСО 14050 и CT РК ГОСТ Р 50953.
4 Общие требования
4.1 Проведение ЭК работы дизель - генераторной установки тепловоза проводится с целью установления нормативов выбросов продуктов сгорания. Приборы и оборудование, используемые при ПЭК, должны обеспечивать измерения основных технико-экологических параметров тепловозных дизелей: динамического давления и температу ры, дымности и содержания в отработавших газах окиси углерода (СО), окислов азота (N04), углеводородов CnHm.
Проведение ЭК необходимо использовать для контроля и разработки норм предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу.
4.2 Проведение ЭК должно проводиться у позиции реостатных испытаний тепловозов, на станции испытаний дизелей, диагностических лабораторий.
При проведении ЭК необходимо учитывать особенности размещения на кузове тепловоза выхлопного коллектора, а также другие параметры конструкции тепловоза.
4.3 Проведение ЭК должно обеспечивать несколько вариантов испытаний, с учетом схем привязки его к месту расположения позиции испытаний тепловоза:
- поочередный ЭК каждой секции тепловоза по отдельности;
- одновременный ЭК обеих секций тепловозов;
- одновременный ЭК обеих секций тепловозов при использовании специальной удлиненной газоотводной трубы.
4.4 ЭК должен производиться после реостатных испытаний и настройки дизель-генераторной группы тепловоза по внешней характеристике генератора.
По данным ЭК дымности, окиси углерода и азота, при необходимости, производится дополнительная регулировка топливной аппаратуры и системы воздухоснабжения дизеля.
Порядок проведения испытании силовой установки оператор локомотивной тяги (гаи изготовитель дизеля) должен согласовать с экологической организацией.
Примечание- Экологическая организация - территориальное управление охраны окружающей срелы
CT РК 1520-2006
4.5 Конструкция устройств при проведении ЭК должна обеспечивать сопряжения подсоединения и отсоединения оборудования и приборов контроля с помощью унифицированных деталей с учетом требований безопасности, технической эстетики и эргономики.
4.6 Методические указания проведения ЭК на позиции реостатных испытаний тепловозов, станции испытаний дизелей, диагностических лабораторий с учетом конкретных условий территории предприятия (организации) и серии тепловозов, разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.
4.7 Режимы по измерению выбросов вредных веществ в атмосферу должны быть в методических указаниях согласно 4.6 с учетом типа и серии тепловоза (дизеля).
4.8 Все данные по измерению выбросов вредных веществ в атмосферу должны фиксироваться в журнале ЭК.
4.9 Ответственность за обеспечение и проведение измерений, ведение журнала ЭК возлагается на подразделение, проводящее измерения.
4.10 Предельные значения выбросов загрязняющих веществ приведены в таблице 1.
Таблица I
Загрязняющие вещества |
Единицы измерения |
Предельные значения, свыше 9к Вт ч |
Мощность < 360 КВт |
Мощность > 560 КВт |
СО |
г кВт ч |
2,5 |
3 |
NOx |
г кВт ч |
6 |
п 1000 об мин 9,5
п <1000 об мин 9.9 |
НС
углеводород |
г кВт ч |
0,6 |
0,8 |
Частица
(сажа) |
г кВт ч |
0,25 |
0,25 |
|
П р и м е ч а н и е -('О угарный газ. N()x - оксиды а юта. НС' углеводороды |
5 Средства и методы измерений
5.1 Средства измерений, необходимые для проведения измерений выбросов вредных веществ в атмосферу, должны быть зарегистрированы в реестре ГСИ РК по результатам утверждения типа или метрологической аттестации и иметь действующие свидетельства о поверке. Методики выполнении измерений должны быть аттестованы и допущены к применению в соответствии с СТ РК 2.18.
3
CT РК 1520-2006
5.2 Измерительная аппаратура для проведения ЭК должна быть адаптирована к условиям работы тепловозных дизелей. Измерительная система должна состоять из согласованных друг с другом приборов и устройств отбора и подготовки газа (систем газоотбора) и отвечать требованиям настоящего стандарта.
5.3 Измерение содержания вредных веществ отработавших газах и дымности отработавших газов выполнять по методам, установленным в CT РК ГОСТ Р 50953.
Средства измерений, применяемые для измерения содержания вредных веществ в отработавших газах должны обеспечивать точность выполнения измерений, с погрешностью, не превышающей установленную в СТ
РК ГОСТ Р 50953
5.4 Измерение дымности отработавших газов выполняется дымомером в соответствии с требованиями СТ РК ГОСТ Р 50953.
5.5 Измерения атмосферного давления и относительной влажности окружающего воздуха выполняются по действующим нормативным документам.
5.6 Измерение температуры окружающего воздуха выполняется в соответствии с ГОСТ 28498.
5.7 Измерения вредных веществ и дымности отработавших газов тепловоза проводятся в течение одного дня.
5.8 Технологический процесс проведения ЭК, должен быть разработан и утвержден в установленном порядке.
5.9 Требования к тепловозам на соответствие их экологическим нормам (по факторным характеристикам), установлены в стандартах. Сертификационные испытания осуществляются аккредитованными испытательными Центрами и лабораториями.
6 Требования безопасности
6.1 При проведении измерения выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов должны быть соблюдены требования безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002.
При проведении ЭК должна быть инструкция по технике безопасности, утвержденная в установленном порядке.
6.2 Перед началом измерений персонал, осуществляющий их проведение, должен быть проинструктирован о правилах техники безопасности при работе на данном оборудовании с росписью в журнале по технике безопасности.
6.3 Персоназ, осуществляющий подготовку и проведение измерений, должен руководствоваться технологическим процессом проведения ЭК, а при проведении настройки, наладки и проверки оборудования - инструкцией по эксплуатации оборудования.
6.4 Воздух рабочей зоны проведения ЭК должен соответствовать ГОСТ 12.1.005.
CT РК 1520-2006
6.5 Уровень шума и вибрации на рабочих местах в помещениях должны
отвечать требованиям соответственно ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
6.6 Персонал, осуществляющий проведение ЭК, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха согласно требованиям ГОСТ 12.4.051.
6.7 Не допускается сброс отработавших газов после прохождения газо-анатизаторов и дымомера в воздух рабочей зоны размещения приборов и оборудования.
5
CT РК 1520-2006Приложение
(справочное)
Библиография
ш Закон Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте»
от 08.12.2001г. №266-11, изменения от 08.05.2003г. №414-II, от 09.07.2004г. №596- II
6
CT РК 1520-2006
УДК 629.424.1:502.17(083) МКС 45.060.01: 13.020.01
Ключевые слова: проведение экологического контроля, тепловозы, выбросы вредных веществ, отработавшие газы, дымность, газоанализатор, дымо-мер