Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить СП 460.1325800.2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил устанавливает требования к сети, размещению, составу элементов земельного участка зданий организаций дополнительного образования детей; зданиям, помещениям организаций дополнительного образования детей, встроенным и встроенно-пристроенным в жилые и общественные здания; функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию. Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и помещений организаций дополнительного образования детей любых организационно-правовых форм и форм собственности.

 Скачать PDF

Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения, сокращения

4 Общие положения. Типология организаций дополнительного образования

5 Требования к размещению и функциональному составу земельного участка

6 Общие требования к зданиям и помещениям организаций внешкольного образования различного типа. Требования к организациям, встроенным в жилые, учебные и общественные здания

7 Требования к объемно-планировочным решениям основных групп помещений

8 Акустические и звукоизоляционные требования

9 Естественное и искусственное освещение

10 Требования к инженерному оборудованию зданий организаций дополнительного образования

11 Энергетическая эффективность зданий организаций дополнительного образования

12 Требования к безопасной эксплуатации здания и участка

13 Противопожарные мероприятия

14 Требования к доступу маломобильных групп населения

Приложение А Примерная номенклатура видов и типов организаций дополнительного образования детей

Приложение Б Примерный перечень направленностей дополнительного образования, реализуемых на различных территориальных уровнях

Приложение В Виды и средства трансформации помещений зданий организаций дополнительного образования

Приложение Г Примерный состав и площади помещений зданий многопрофильных организаций дополнительного образования

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ    СП    460.1325800.2019

ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Правила проектирования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2020

Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛЬ — АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 792/пр и введен в действие с 11 июня 2020 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и люксты размещаюлюя также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

© Минстрой России. 2020 ©Стандартинформ. 2020

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

5 Требования к размещению и функциональному составу земельного участка

5.1    Выбор земельного участка территории ОДО и его размещение на территории населенного пункта осуществляют в соответствии с направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, вместимостью организации, в удобной и безопасной связи с жилой застройкой и остановками общественного пассажирского транспорта.

5.2    Площадь земельного участка ОДО принимается по заданию на проектирование с учетом площади застройки здания ОДО. размещения всех элементов земельного участка, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ и досуга обучающихся, а также дорожек, проездов, озеленения.

5.3    Территорию ОДО. программой обучения в которой предусмотрено проведение основных занятий на земельном участке (экологической, туристической, технической, технического спорта), рекомендуется размещать вблизи зон рекреационного назначения.

5.4    Допускается располагать отдельные зоны территории ОДО на автономных земельных участках. находящихся в пешеходной доступности от здания ОДО —до 500 м. использовать существующие спортивные и иные сооружения, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам в части требований к территории и сооружениям ОДО.

5.5    При размещении территории ОДО в сложившейся застройке, вблизи магистральных улиц, вход в здание (при отсутствии огороженной территории), вход на земельный участок рекомендуется устраивать на удалении от проезжей части или отделять проезжую часть от тротуара элементами (ограждениями, густой зеленой изгородью и т. д.), препятствующими переходу проезжей части в зону размещения входа.

5.6    Окна аудиторий для музыкальных занятий, производственных мастерских и других помещений, образовательный процесс в которых сопровождается шумом, следует ориентировать в сторону, свободную от застройки, или с учетом расстояний до зданий (территорий), обеспечивающих нормируемый уровень шума в помещениях зданий и на территории.

5.7    При основных входах в ОДО всех типов следует предусматривать место для велосипедов, самокатов, детских колясок.

5.8    Пешеходные дорожки на территории ОДО следует проектировать в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172. СП 59.13330. СП 140.13330.

5.9    Вьезды на земельный участок, подъезды к зданию и пожарные проезды вокруг здания ОДО размещают и оборудуют по СП 251.1325800 2016 (пункт 6.4 4). СП 4.13330.

5.10    Места стоянки личного транспорта сотрудников и посетителей предусматривают согласно СП 42.13330 или региональным (местным) нормативам градостроительного проектирования и проектируют в соответствии с СП 113.13330 Для родителей, привозящих детей в ДОО, допускается устройство мест посадки-высадки по СП 251.1325800 2016 (пункт 6.4.2).

5.11    Ограждение земельного участка территории ОДО предусматривают по заданию на проектирование в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172—14 (пункт 2.4) и требованиями органов местного самоуправления.

5.12    Санитарно-гигиенические требования к территории ОДО. в том числе к озеленению приведены в СанПиН 2.4.4.3172.

5.13    Состав и площадь функциональных зон земельного участка ОДО принимают по заданию на проектирование. Предусматривают следующие основные функциональные подзоны: массовых мероприятий. игр и развлечений, отдыха, хозяйственную. Для реализации соответствующих дополнительных общеобразовательных программ предусматривают научно-техническую, физкультурно-спортивную. биологическую (учебно-опытную) и другие подзоны.

5.14    Элементы одной функциональной подзоны рекомендуется группировать и размещать совместно.

5.15    Рекомендуемый состав функциональных зон для разных направленностей на участке ОДО приведен в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Состав функциональных подзон

Направленность

СЕ

<0

В

0

1

Художественная

ОС

8

*

&

ъс

0

1

£

ОС

«о

W

е

о

ос

во

X

У

>*

2

I

ш

се

2

Я

V

1

§

S

1

ос

5

I

1

£

СЕ

Л)

2

&

2

Ф

«8

СЕ

1

8

1 Основные функциональные зоны

1.1 Зона массовых мероприятий

Площадка для общественных мероприятий

Танцевальная площадка

-

П

-

-

-

-

п

-

п

Выставочная площадка

п

п

п

П

П

п

п

п

п

Открытая летняя эстрада

-

п

-

-

-

-

п

-

п

Площадка для торжественных построений

п

п

1.2 Зона игр и развлечений

Площадки для игр обучающихся различных возрастных групп

-

1.3 Зона тихого отдыха

Площадки тихого отдыха

♦ ♦

♦ 1 - 1 «

*

1.4 Хозяйственная зона

Площадка для контейнеров

-

Хозяйственная площадка

+

+

-

+

+

2 Функциональные зоны для реализации дополнительных общеобразовательных

программ

2.1 Зона научно-технических занятий

Площадки для испытания моделей, кор-додромы

+

Транспортные полигоны

-

-

-

-

-

-

2 2 Зона физкультурно-спортивных занятий

Площадки для спортивных игр

+

-

+

-

-

+

-

-

-

Площадки для уличных тренажеров и гимнастики

-

-

-

-

-

-

-

2.3 Зона военно-спортивной работы

Площадки для проведения строевой подготовки

-

-

-

+

-

Физкультурно-спортивная площадка

-

-

+

-

-

-

-

+

-

Площадка для гимнастики

-

-

-

-

-

-

-

Окончание таблицы 5 1

Состав функциональных подзон

Направленность

сс

«в

1

X

г

X

£

Художественная

сс

я

ж

|

|

6

*

В

0

ч

!

1

Естественно-научная

Физкультурно-спортивная

СЕ

1

1

s

I

я

ы

0

S.

1

0

1 1

Социальная

Специализированные площадки для занятий

-

-

-

-

-

-

-

-

2 4 Зона биологических занятий

Ботанико-растениеводческая подзона

-

-

-

-

-

-

-

-

Зоолого-животноводческая подзона

-

-

-

-

-

-

-

-

Учебно-опытный участок

-

-

-

-

-

-

-

-

Летний класс

п

П

П

П

п

П

п

П

Географическая площадка

-

-

4-

-

-

-

-

-

Условные обозначения

«-» — элемент не устраивается,

««■» — элемент устраивается.

П — по заданию на проектирование.

5.16    Зона массовых мероприятий

5.16.1    При главном входе в здание следует предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом. тротуарной плиткой и др.). из расчета 0.3 м2 на одно место в здании, для проведения массовых мероприятий, экстренной эвакуации. Для инвалидов на кресле-коляске предусматривают площадь не менее 1.2 м2.

5.16.2    Дополнительно на участке ОДО могут устраиваться: танцевальная выставочная площадки, открытая летняя эстрада, площадка для торжественных построений и др. Указанные площадки проектируют в непосредственной связи с подъездами и подходами к зданию ОДО.

5.16.3    Подзону торжественных построений проектируют, состоящей из трех частей (для участников построений, ведущих, почетных гостей и зрителей), с хорошей визуальной и акустической взаимосвязью.

5.17    Подзона игр и развлечений

5.17.1    Подзону игр и развлечений проектируют с удобным доступом со стороны центрального входа; в условиях сложившейся застройки при дефиците площади земельного участка подзону допускается объединять с зоной массовых мероприятий.

5.17.2    В подзоне игр и развлечений размещают отдельные площадки игр для обучающихся каждой возрастной группы (соответствующих ступеням общего образования). Для отдыха обучающихся старшей возрастной группы допускается использовать физкультурно-спортивные площадки. При оборудовании подзоны игр и развлечений возможно использование рельефа земельного участка с применением лабиринтов, малых архитектурных форм, горок, развивающих комплексов и др.

5.17.3    Для дошкольных групп, включая группы кратковременного ухода и присмотра, площадки оборудуются в соответствии с СП 252.1325800 и СанПиН 2.4.1.3049.

5.18    Зона тихого отдыха

5.18.1 Зону тихого отдыха размещают:

-    в открытых внутренних дворах и около стен здания;

-    на участке — вдали от источников шума в озелененной части территории.

5.18.2 Зона тихого отдыха может оборудоваться местами для отдыха и тихих игр (павильоном для чтения и настольных игр, площадкой для уличных шахмат и др).

5.19    Хозяйственная зона

5.19.1    В хозяйственной зоне размещают площадку для сбора мусора, хозяйственную площадку, места для кратковременной остановки автотранспортных средств ОДО. в т. ч. для перевозки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; допускается размещать также хозяйственный блок (склад, гараж, мастерские), котельную и насосную станции (при необходимости). Допускается размещение в хозяйственной зоне корпуса ОДО с мастерскими технического спорта.

5.19.2    В хозяйственную зону рекомендуется предусматривать въезд с твердым покрытием. Хозяйственную зону следует проектировать изолированной от посетителей и обучающихся.

5.19.3    Площадку для сбора мусора размещают и оборудуют в соответствии с СанПиН 2.4 4.3172— 14 (пункт 2.4).

5.20    Зона научно-технических занятий

5.20.1    В зоне научно-технических занятий размещают наружные площадки для испытаний разработанных моделей, кордодромы, бассейны для судомоделирования; полигоны для технических видов спорта.

5.20.2    Для технических видов спорта предусматривают полигоны.

5.20.3    Для изучения правил дорожного движения предусматривают площадку с дорожной разметкой и оборудованием для изучения правил дорожного движения.

5.21    Зона физкультурно-спортивных занятий

5.21.1    Зону физкультурно-спортивных занятий оборудуют площадками для подвижных игр и снарядами для занятий физкультурой в соответствии с реализуемыми спортивными направлениями. При наличии в составе ОДО физкультурно-спортивного блока, зону следует размещать в непосредственной близости к нему, с разделением на подзоны физкультурно-спортивных занятий и военно-спортивной работы.

5.21.2    Для занятий по дополнительным предлрофессиональным программам подзону физкультурно-спортивных занятий проектируют в соответствии с СП 332.1325800.

5.21.3    Для занятий по дополнительным общеразвивающим программам подзону физкультурноспортивных занятий допускается проектировать аналогично СП 251.1325800.

5.21.4    При уменьшении общей площади земельных участков размеры спортивных площадок и площадок для подвижных игр должны удовлетворять требованиям к проведению спортивных занятий.

5.22    Подзона военно-спортивной работы

5.22.1    В подзоне военно-спортивных работ по заданию на проектирование размещают площадки для проведения строевой подготовки (с трибунами и без них), полосы препятствий, специальные площадки и сооружения для занятий юных моряков, пожарников, пограничников, другие сооружения (тир. караульный пост).

5.22.2    Для общей физкультурной подготовки по военно-патриотическим направлениям предусматривают физкультурно-спортивную и гимнастические площадки настоящей подзоны или используют площадки подзоны физкультурно- спортивных занятий.

5.23    Зона биологических занятий

5.23.1    Зону биологических занятий многопрофильных ОДО следует размещать на наиболее изолированных участках и выделять подзоны: ботанико-растениеводческую (вблизи зоны тихого отдыха) и зоолого-животноводческую (вблизи хозяйственной зоны).

5.23.2    В однопрофильных ОДО эколого-биологической направленности, в которых основные занятия проходят на участке, в зоне биологических занятий, выделяют несколько участков (отделов) для занятий в разных областях биологии, в зависимости от почвенно-климатических условий района и специализации сельского хозяйства в конкретном районе, предусматривают летний класс, географическую площадку и сопутствующие здания и сооружения (учебные теплицы, парники, павильон животноводства. гараж с мастерскими, навес для прицепного сельскохозяйственного инвентаря, сарай для хранения инвентаря, овощехранилище, навес для сушки семян, сарай для хранения ядохимикатов, пасечный домик, бытовые постройки для преподавательского состава). Основные участки (отделы) соединяют проездами шириной не менее 3 м с твердым покрытием.

5.23.3    Летний класс размещают на открытой площадке площадью не менее 2 м2 на одного обучающегося.

5.23.4    Географическую площадку, оборудованную приборами для наблюдения за сезонными явлениями природы, выделяют ограждением и располагают на открытом (освещенном и проветриваемом) месте.

5.24 Доступность территории участка для МГН

5.24.1    На участке ОДО пути передвижения МГН предусматривают в соответствии с СП 59.13330. СП 136.133330. СП 140.13330:

-    к доступному входу/входам в здание:

-    к площадкам и элементам участка, предназначенным для использования МГН;

-    к специально оборудованным для МГН местам для зрителей при открытых летних амфитеатрах, спортивных сооружениях, объектам для массовых мероприятий, летним классам и др.

Указанные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта.

5.24.2    Вход на участок следует оборудовать элементами информации об объекте, доступными для МГН. в том числе инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

5.24.3    На путях движения МГН не допускаются непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для них.

5.24.4    Лестницы и пандусы на участке территории оборудуются согласно СП 59.13330.

5.24.5    Места отдыха для МГН оборудуют на площадках при основных входах в здания ОДО.

6 Общие требования к зданиям и помещениям организаций внешкольного образования различного типа. Требования к организациям, встроенным в жилые, учебные и общественные здания

6.1    Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий ОДО должны обеспечивать соблюдение требований (2]. Архитектурные решения следует принимать с учетом градостроительных, климатических, социокультурных условий района строительства.

6.2    Планировочная организация зданий и помещений ОДО должна обеспечивать:

-    универсальность помещений;

-    размещение открытых многофункциональных пространств:

-    доступность для МГН.

6.3    Здания ОДО проектируют как в компактном объеме, так и в отдельно стоящих корпусах, связанных или не связанных теплыми переходами.

6.4    Отдельно стоящие корпуса допускается проектировать полностью автономными при условии, что для их функционирования не требуется связь с остальными помещениями ОДО.

6.5    Для группы зданий ОДО. относящихся к одной организации и размещаемых на одной территории или в шаговой доступности, допускается предусматривать следующие группы помещений без дублирования по зданиям: административную; зрелищной и массовой работы, медицинскую; библиотеку (библиотечно-информационный центр); пищеблок и обеденный зал.

6.6    Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий ОДО, число этажей принимаются в соответствии с СП 2.13330.2012 (пункт 6.7.15) в зависимости от расчетной единовременной вместимости зданий.

6.7    Строительство зданий ОДО выше трех этажей, надстройка зданий ОДО мансардными этажами производится аналогично зданиям ОО в соответствии с СП 118.13330.2012 (пункты 6.89—6 91). Состав и вместимость основных функциональных помещений ОДО определяется заданием на проектирование.

6.8    Площадь учебных кабинетов и лабораторий на одного обучающегося приведена в СанПиН 2.4.4.3172.

6.9    Все основные помещения для обучающихся должны располагаться в надземной части здания.

6.10    Помещения для занятий детей до 11 лет размещают не выше третьего этажа.

6.11    Рекомендуется следующее размещение помещений ОДО с учетом СанПиН 2.4 4.3172—14 (пункт 3.5):

на первом этаже:

-    гардеробы:

-    помещения для занятий детей дошкольного возраста (до 7 лет);

-    мастерские скульптуры, керамики (с отдельным выходом на земельный участок):

• помещения для спортивных занятий, технического творчества с тяжеловесным станочным оборудованием (с отдельными выходами на соответствующие зоны земельного участка);

-    залы для проведения массовых и зрелищных мероприятий1*;

-    комнаты для индивидуальных музыкальных занятий на фортепиано;

-    медицинский кабинет (при наличии).

На верхних (последних) этажах:

• помещения для групповых и индивидуальных занятий на духовых и ударных музыкальных инструментах, оркестра;

- химико-технические, астрономические лаборатории (с обсерваториями), мастерские рисунка, живописи, графики, скульптуры.

6.12    В цокольном этаже, подвале, четвертом и пятом этажах помещения для обучающихся дополнительного образования размещают в соответствии с СП 118.13330.

6.13    Комнаты для занятий на народных и струнных инструментах могут размещаться на любом этаже.

Комнаты для групповых музыкально-теоретических занятий следует размещать изолированно от шумных помещений.

6.14    Допускается размещение входной группы помещений на любом этаже при условии организации входа в здание с уровня земли.

6.15    Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров проектируют в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340.

6.16    Высота помещений ОДО должна удовлетворять требованиям к воздухообмену в них в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172—14 (приложение 2).

Высоту учебно-воспитательных помещений рекомендуется принимать не менее 3,3 м для вновь строящихся зданий ОДО. не менее 3.0 м — для реконструируемых ОДО, также для размещаемых в I климатической зоне строительства (по СП 131.13330).

Высоту помещений классов хора, оркестра, хореографического зала и зала для занятий по ритмике рекомендуется принимать не менее 3.9 м.

Высоты помещений спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий принимают в соответствии с СП 332.1325800.

Высота помещений, вспомогательных к основным функциональным процессам, коридоров и технических этажей принимается по СП 118.13330.2012 (пункты 4.5—4.6).

Высота зрительных залов должна удовлетворять требованиям показа проводимых мероприятий.

6.17    Ширина дверей и тамбуров в помещениях для музыкальных занятий должна быть не менее 1.8 м для беспрепятственного транспортирования крупногабаритных музыкальных инструментов (рояль, пианино).

6.18    Вертикальный транспорт для посетителей в зданиях ОДО проектируют по требованиям СП 118.13330. Если зрительный зал размещен на этаже, вход в который осуществляется с уровня земли. или доступ посетителей в здание ОДО не предусмотрен, вертикальный транспорт допускается проектировать по требованиям для ОО.

6.19    Для вертикального транспортирования крупногабаритных музыкальных инструментов рекомендуется предусматривать грузовой лифт или подъемник.

6.20    Сквозные проезды и проходы в зданиях ОДО проектируются в соответствии с СП 118.13330.2012 (пункт 4.23).

6 21 При проектировании зданий ОДО необходимо предусматривать средства антитеррористиче-ской защиты в соответствии с СП 132.13330.

6.22    Оборудование и внутреннюю отделку помещений ОДО предусматривают согласно СанПиН 2.4.4.3172.

6.23    Оконные блоки в зданиях ОДО проектируют по СП 251.1325800.2016 (пункт 7.1.10).

** Расположение помещений выше первого этажа — в соответствии с СП 2 13130 2012 (пункт 6 7.17)

6.24    Объемно-планировочная структура зданий ОДО должна соответствовать назначению организации. ее специфике, условиям эксплуатации, включая связь с участком, и обеспечивать:

-    возможность автономной и совместной эксплуатации функционально-планировочных групп помещений;

-    удобную связь основных групп помещений с входными группами помещений;

-    автономную эксплуатацию групп помещений зрительного зала, помещений массовой и методической работы, помещений учебно-воспитательной работы с выделением подгруппы помещений спортивной деятельности, административных и хозяйственных помещений;

-    связь отдельных групп помещений с соответствующими им зонами земельного участка.

6.25    Планировочное и конструктивное решения здания должны обеспечивать необходимую звукоизоляцию для автономной эксплуатации зрительного зала, зала массовых мероприятий и других помещений массовой работы, объединение и совместное использование этих помещений в различных их сочетаниях.

6.26    При проектировании отдельных групп помещений рекомендуется предусматривать возможность трансформации помещений и пространств обучения в зоны отдыха.

6.27    Архитектурно-планировочные решения ОДО единовременной вместимостью до 150 чел. (включительно) следует проектировать универсальными, обеспечивать многофункциональное использование помещений в различных режимах работы, в том числе с помощью средств трансформации.

Перечень средств трансформации помещений в зданиях ОДО приведен в приложении В.

6.28    Встроенные и встроенно-пристроенные ОДО

6.28.1    При размещении ОДО во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях должны соблюдаться требования СанПиН 2.4.4.3172, СП 4.13330 и настоящего свода правил.

6.28.2    Встроенные и встроенно-пристроенные ОДО выделяются в непроходной изолированный блок с устройством отдельного входа. Планировочная организация и размещение помещений по этажам встроенных и встроенно-пристроенных ОДО. выполняется в соответствии с требованиями раздела 6.

6.28.3    Высота помещений во встроенных и встроенно-пристроенных ОДО должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4.3172—2013 (пункт 3.7) и настоящего свода правил.

6.28.4    Во встроенных и встроенно-пристроенных ОДО единовременной вместимостью до 40 чел. допускается устройство единого помещения вестибюля-гардероба из расчета 0,22 м2 площади на одного человека.

6.28.5    При размещении структурных подразделений ОДО на базе общественных зданий, функциональный процесс которых соответствует направленности реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, для проведения занятий могут использоваться соответствующие помещения общественного здания. При устройстве помещений специально для ОДО (например, для теоретических и практических занятий обучающихся) рекомендуется эти помещения группировать в блок, по возможности обособленный и не проходной для остальных посетителей, расположенный в удобной короткой связи с вестибюльной группой. Для обучающихся должны быть предусмотрены: место для верхней одежды (шкаф или гардероб), уборные по расчету, рекреационные помещения.

6.28.6    В многоквартирных жилых зданиях ОДО размещаются не выше 3 этажа с устройством отдельного входа в соответствии с СП 54 13330. СанПиН 2.1.2.2645 Единовременная вместимость ОДО. встраиваемых в жилые здания высотой, равной высоте этажа, не должна превышать 40 обучающихся.

6.28.7    В зданиях многофункционального назначения ОДО размещают в соответствии с СП 160.1325800.

7 Требования к объемно-планировочным решениям основных групп помещений

7.1 В зданиях ОДО в зависимости от вида и состава направлений предусматриваются функциональные группы помещений, приведенные в таблице 7.1. Состав и площади помещений зданий многопрофильных ОДО приведены в приложении Г.

Таблица 71 — Перечень основных функциональных помещений ОДО

Функциональная группа

Группа

Основные помещения

Общественные помещения

Массовой работы

Зал массовых мероприятий, игротека, музей, выставочный зал, малый зал

Зрелищная

Зрительный зал с сопутствующими помещениями

Методической работы

Методические кабинеты, библиотечно-информационный центр

Помещения учебно-воспитательной работы

Научно-технического творчества

Лаборатории технического моделирования, радио- и электротехническая лаборатория, компьютерные классы

Эколого-биологического направления деятельности

Зимний сад, комнаты для занятий юных натуралистов и содержания животных

Туристско-краеведческой

Туристско-краеведческий кабинет, комната для работы детских общественных организаций, помещение (склад) для туристического снаряжения

Общегуманитарного профиля деятельности

Социально-психологические лаборатории, предназначенных для занятий в области социального творчества, изучения иностранных языков и др

Спортивная

Залы для спортивных игр, спортивный и детский бассейны. тренажерные залы с сопутствующими помещениями. входные и обслуживающие помещения

Художественной деятельности

Аудитории для индивидуальных и групповых инструментальных, вокальных, теоретических, литературно-драматических занятий, изобразительного искусства, скульптуры. кукольного театра, видеофотостудии, мастерской рукоделия и художественной обработки материалов

Административно-хозяйственные помеще-ния

Административно-хозяй

ственная

Кабинеты для административно-хозяйственного персонала. хозяйственные мастерские, склады и кладовые

Входная и обслуживающая

Вестибюль с гардеробом, уборные, кладовые, буфет, представительские помещения

7.2 Общешкольные помещения

7.2.1    Группа помещений массовой работы

7.2.1.1    8 группу помещений массовой работы входят следующие помещения: зал массовых мероприятий. зрительный зал (актовый, универсальный, малый и др.). зал настольных игр. выставочные помещения (выставочный зал для периодических выставок и выставок творчества обучающихся, музей) и др.

7.2.1.2    Площадь зала массовых мероприятий (без оборудованных мест для зрителей) принимается по заданию на проектирование из расчета не менее 0.65 м2 на одно место. Допускается размещение зала массовых мероприятий как фойе при зрительном зале, с площадью из расчета на каждое посадочное место в зрительном зале в соответствии с СП 118.13330.2012 (пункт 5.26).

7.2.1.3    В зале массовых мероприятий рекомендуется предусматривать эстраду шириной не менее 1,5 м и балкон для зрителей. Доступ на балкон следует устраивать независимым от доступа в зал.

7.2.1 4 Зал настольных игр размещают как в непосредственной связи с залом массовых мероприятий или вестибюлем (для увеличения площади во время крупных мероприятий), так и независимо от остальных помещений массово-методической работы. Площадь зала настольных игр принимают по заданию на проектирование в зависимости от планируемой вместимости и устанавливаемого оборудования,

7.2.1.5 Взаимное расположение музейных и выставочных помещений должно обеспечивать движение посетителей и функционирование независимо от других помещений массовой работы. Реко-14

мендуется предусматривать возможность объединения данной группы помещений с залом массовых мероприятий, связь с группой помещений методической работы.

7.2.2 Группа зрелищных помещений

7.2.2.1 Расчет площадей основных помещений зрелищной группы представлен в таблице 7.2.

Таблица 72 — Основные помещения зрелищной группы

Помещения

Площадь. м2.'одно место

Зрительный зал

0.7

Малый зал

0.7

Универсальный зал

3

7.2.2.2    Количество, типы зрительных залов и их вместимость принимают по заданию на проектирование в зависимости от вместимости ОДО, характера проводимых мероприятий и в соответствии с 4.6—4.7.

7.2.2.3    Зрительный зал в ОДО предусматривают с уклоном пола (или без уклона — актовый зал), с закрепленными или складными местами для зрителей (рядами мест или поштучно), эстрадой или сценой в соответствии с СП 309.1325800; со складными местами для зрителей и оборудованием для широкого спектра мероприятий (универсальный зал).

7.2.2 4 При использовании зрительного зала в ОДО для мероприятий населения, вместимость и тип зала принимают по заданию на проектирование, проектируют в соответствии с СП 118.13330. СП 309.1325800 и требованиям настоящего свода правил, характеристики зала должны удовлетворять требованиям проведения мероприятий для обучающихся.

7.2.2.5    При использовании зрительного зала только ОДО, его вместимость рекомендуется принимать в 50 %—70 % от пропускной способности организации или 150 %—200 % числа мест для обучающихся.

7.2.2.6    Объемно-пространственное решение зрительного зала должно обеспечивать нормативные условия видимости и акустики при всех видах мероприятий. Помещение зала следует проектировать без внутренних опор, ограничивающих обзор.

7.2.2.7    Зрительный зал. сцену и помещения технического обслуживания сцены и зала следует проектировать по СП 118.133330 и СП 309.1325800.

7.2.2.8    Размер эстрады (сцены), состав сценического оборудования определяется заданием на проектирование.

7.2.2.9    Высоту эстрады (сцены) принимают по заданию на проектирование в зависимости от возрастного состава обучающихся в ОДО Для ОДО. возраст основного состава обучающихся в котором не превышает 11 лет. высоту эстрады принимают от 0,6 м. для остальных организаций высоту эстрады принимают от 0.8 м до 1.1 м. На эстраду должен быть обеспечен доступ МГН в соответствии с СП 59.13330.

7.2.2.10    В качестве помещений для артистов (артистические, гримерные) допускается использовать учебные помещения театрального отделения. Помещения при сцене (в том числе учебные помещения. используемые для артистов) следует размещать в одном уровне с планшетом эстрады (сцены).

7.2.2.11    Размеры технического центра при зрительном зале принимают по заданию на проектирование в зависимости от типа оборудования. При техническом центре рекомендуется проектировать кладовую для технических средств кинопоказа площадью от 10 м2.

7.2.2.12    В зрительном зале для проведения массовых мероприятий интерактивного характера, рекомендуется предусматривать три прохода шириной не менее 1.2 м каждый, удобную связь зрительного зала с планшетом сцены (лестницу шириной не менее 1.2 м и пандус с уклоном 8 % шириной не менее 0.9 м).

7.2.2.13    Места для зрителей на креслах-колясках проектируют в соответствии с СП 59.13330.2016 (пункт 8.2.3). Места для зрителей на креслах-колясках должны быть с уклоном не более 1,5 %. Размеры каждого места в плане принимают не менее 0.9 * 1.4 м Допускается использование складных мест для зрителей в зоне для зрителей на креслах-колясках.

7.2.2.14    При зрительном зале предусматривают фойе в соответствии с СП 118.13330.2012 (пункт 5.23), СП 59.13330. В качестве фойе зала допускается использовать помещения группы массо-

вой работы при условии их смежного размещения с залом и обеспечения требований к площади (из расчета 0.4 м2 на канздое место в зале). При использовании зрительного зала только ОДО. допускается 8 качестве фойе проектировать прилегающие рекреации при учебно-воспитательной группе помещений.

7.2.2.15    При группе зрелищных помещений проектируют уборные в соответствии с СП 59.13330. СП 309.1325800.

7.2.2.16    При фойе — выставочном зале (в случае совмещения фойе и выставочного зала) следует предусматривать кладовые для хранения выставочных стендов и другого оборудования.

7.2.3 Универсальный зал

7.2.3.1    Универсальный зал проектируют в качестве основного зала для ОДО, в которых наличие отдельного зрительного зала нецелесообразно, или в качестве дополнительного зала при наличии зрительного.

7.2.3.2    Многофункциональное использование и средства трансформации универсального зала устанавливают заданием на проектирование.

7.2.3.3    Состав дополнительных помещений и оборудования для универсального зала в зависимости от его назначения приведен в таблице В 2.

7.2.3.4    Универсальный зал оборудуют съемными местами для зрителей (отдельными, рядами сидений или складными трибунами) в соответствии с СП 1.13130.2009 (пункт 8.1.29), мобильной (сборноразборной) эстрадой. Эстраду в универсальном зале допускается устраивать в смежном помещении, отделенном от зала мобильной перегородкой.

7.2.3.5    Для трансформации и складирования рядов сидений допускается предусматривать дополнительную площадь в зале (из расчета дополнительно 0.1 м2 на каждое зрительское место в зале), либо отдельное помещение (кладовую).

7.2.3.6    Кладовые для хранения сменного оборудования рекомендуется проектировать с прямым доступом из зала. Площадь и габариты кладовой принимаются в зависимости от размеров используемого оборудования.

7.2.4    Группа помещений методической работы

7.2.5    Для группы помещений методической работы предусматривают: методический кабинет и кабинеты методических работников (методический центр), библиотечно-информационный центр.

7.2.6    Методический кабинет

7.2.6.1    Площадь методического кабинета принимают не менее 9 м2 на одного человека. Количество мест в кабинете принимают по заданию на проектирование.

7.2.6.2    Состав и площади индивидуальных кабинетов работников методического центра принимают по заданию на проектирование в соответствии с СП 118.1325800.

7.2.6.3    Методический центр размещают в группе административных помещений с прямым доступом из группы входных помещений и в связи с группой помещений библиотеки (библиотечно-информационного центра).

7.2.7    Библиотечно-информационный центр

7.2.7.1    В зданиях ОДО рекомендуется предусматривать библиотечно-информационный центр, в который допускается включать библиотеку (хранение и выдача печатных изданий), медиатеку (хранение электронных носителей и средства их воспроизведения, доступ к сети Интернет), дополнительные помещения. Состав и площади библиотечно-информационного центра принимают по заданию на проектирование.

7.2.7.2    В группе помещений библиотеки предусматривают: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого хранения (в том числе периодических изданий), фонды закрытого хранения, боксы для хранения передвижных тележек.

7.2.7.3    В медиатеке предусматривают: индивидуальные кабинки; выделенную зону для индивидуальных и групповых занятий с использованием персональных стационарных и мобильных ИКТ, иного оборудования для воспроизведения информации с электронных носителей (медиазона); копировально-множительный центр, помещение для хранения электронных носителей.

7.2.7.4    Число оборудованных мест в медиазоне рекомендуется принимать с учетом возможности проведения групповых занятий. Площадь медиазоны на одно рабочее место принимается в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409.

7.2.7.5    Площадь читального зала, индивидуальных кабин, вспомогательных помещений, в том числе помещений для множительной техники, следует принимать в соответствии с СП 118.13330.

7.2.7.6    Объем печатных фондов бибпиотеки принимается по заданию на проектирование.

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения, сокращения ..................................................3

4    Общие положения. Типология организаций дополнительного образования....................4

5    Требования к размещению и функциональному составу земельного участка...................7

6    Общие требования к зданиям и помещениям организаций внешкольного образования

различного типа. Требования к организациям, встроенным в жилые, учебные и общественные здания.............................................................................11

7    Требования к обьемно-планировочным решениям основных групп помещений.................13

8    Акустические и звукоизоляционные требования...........................................23

9    Естественное и искусственное освещение...............................................24

10    Требования к инженерному оборудованию зданий организаций дополнительного образования . .25

11    Энергетическая эффективность зданий организаций дополнительного образования...........27

12    Требования к безопасной эксплуатации здания и участка..................................28

13    Противопожарные мероприятия.......................................................29

14    Требования к доступу маломобильных групп населения ..................................31

Приложение А Примерная номенклатура видов и типов организаций дополнительного

образования детей.......................................................33

Приложение Б Примерный перечень направленностей дополнительного образования,

реализуемых на различных территориальных уровнях.........................34

Приложение В Виды и средства трансформации помещений зданий организаций

дополнительного образования..............................................37

Приложение Г Примерный состав и площади помещений зданий многопрофильных

организаций дополнительного образования...................................39

Библиография........................................................................46

7.2.7.7    Устройство прохода через помещения библиотечно-информационного центра в другие помещения ОДО не допускается. Часть фондов открытого хранения допускается размещать в рекреационных помещениях при соблюдении противопожарных требований, в том числе к ширине проходов.

7.2.7.8    Антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

7.2.8    Рекреации

7.2.8.1    В зданиях ОДО следует предусматривать рекреационные помещения для обучающихся в непосредственной близости от учебно-воспитательных помещений. Площади рекреационных помещений принимают из расчета не менее 0.6 м2 на одного обучающегося.

7.2.8.2    Оборудование рекреаций выполняют с учетом возрастных особенностей: для обучающихся старше 11 лет — с оборудованием комфортных мобильных сидений и организацией доступа к печатным изданиям и медиаресурсам. Для обучающихся младше 11 лет — рекомендуется разделение пространства на зоны активной рекреации, отдыха и тихих игр.

7.3 Учебно-воспитательная группа помещений

7.3.1    Учебно-воспитательные помещения ОДО включают учебные кабинеты, лаборатории, мастерские.

7.3.2    Помещения одного направления или общей разновидности учебно-воспитательной деятельности следует размещать в здании с учетом тесной связи по горизонтали или по вертикали (в зависимости от специфики каждого вида деятельности) и возможностью их группировки вокруг общих помещений холлов-выставок.

7.3.3    При организации образовательного процесса с фронтальной формой ведения занятий рекомендуется проектировать учебные помещения прямоугольной формы. Столы обучающихся следует располагать таким образом, чтобы естественный свет из оконных проемов падал на рабочую поверхность слева направо.

7.3.4    Двери в учебные помещения предусматривают из рекреационных помещений или коридоров. Рекомендуемое расположение входов при фронтальных формах занятий — со стороны передних рядов.

7.3.5    Допускается применение трансформируемых перегородок между смежными учебными помещениями. между учебными и рекреационными помещениями.

7.3.6    Площадь учебных лабораторий и мастерских принимается в соответствии с приложением А, а площадь помещений для теоретических занятий — в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172—14 (пункт 3.2). Организация рабочих мест обучающихся в мастерских производится в соответствии с СанПиН 2.4 6.2553.

7.3.7    Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся при фронтальной форме занятий зависят от угла видимости, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов — парт, типа и характеристик используемой доски — меловой, маркерной, интерактивной. Угол видимости для меловой доски должен составлять не менее 35° для обучающихся 8 лет и старше и не менее 45° для обучающихся 6—7 лет. При использовании электронных интерактивных досок угол видимости определяется в соответствии с их техническими характеристиками: на окнах предусматривают возможность затемнения.

7.3.8    Группа помещений художественной деятельности

7.3.8.1    Группа помещений художественного творчества подразделяется на следующие подгруппы:

-    сценических искусств (студия кукольного театра, литературно-драматическая);

-    изобразительных;

-    музыкальных:

-    прикладных;

-    кинофотоискусства.

Примечание — Допускается использовать группы помещений сценических искусств в качестве артистических во время концертов и спектаклей, при их размещении в кратчайшей связи с эстрадой (сценой) зрительного зала

7.3.9    Музыкальное отделение

7.3.9.1    В состав помещений музыкального отделения включают:

-    классы для индивидуальных занятий по специальностям (фортепиано, струнные инструменты, арфа, духовые инструменты, народные инструменты, ударные инструменты);

-    классы для групповых музыкально-теоретических занятий;

Введение

Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий и помещений организаций дополнительного образования детей, обеспечивающей современный уровень образования и воспитания, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.

Свод правил разработан авторским коллективом АО «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ» (руководитель темы — канд. архитектуры Д.К. Лейкина, канд. экон. наук Е.А. Лепешкина, ответственный исполнитель— А. Ю. Солодова).

СВОД ПРАВИЛ

ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Правила проектирования

Buildings of supplementary education institutions for children Design rules

Дата введения — 2020—06—11

1    Область применения

1.1    Настоящий свод правил устанавливает требования к сети, размещению, составу элементов земельного участка зданий организаций дополнительного образования детей; зданиям, помещениям организаций дополнительного образования детей, встроенным и встроенно-пристроенным в жилые и общественные здания; функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.

1.2    Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и помещений организаций дополнительного образования детей любых организационно-правовых форм и форм собственности.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 50571.28-2006 Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений

ГОСТ Р 51631-2008 Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость

ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения Методы измерения освещенности ГОСТ Р 55555-2013 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением

Издание официальное

ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением

СП 1.13130 2009 Системы противопожарной защиты Эвакуационные пути и выходы (с изменением № 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением Ns 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением № 1)

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением № 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением № 1)

СП 14.13330.2018 «СНиП 11-7-81* Строительство в сейсмических районах»

СП 29.13330.2011 «СНиП 2.03.13-88 Полы» (с изменением № 1)

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» (с изменением № 1)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменением Ne 1)

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением № 1)

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» (с изменением № 1)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» (сизменениями № 1, №2) СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование» (с изменением № 1)

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» (с изменением № 1)

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями

№ 1, № 2, № 3)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением № 1)

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением № 1)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением № 1)

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением № 1)

СП 140 13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением № 1)

СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с изменениями № 1. № 2)

СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (с изменением Ns 1)

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с изменениями Ns 1, Ns 2)

СП 252.1325800 2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования (с изменением № 1)

СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с изменением № 1)

СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (с изменениями № 1. № 2. № 3)

СП 309.1325800.2017 Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования СП 383.1325800.2018 Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования СанПиН 2.1.2.1188—03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества

СанПиН 2.1.2.2645—10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076—01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585—10 Изменения и дополнения № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

СанПиН 2 4.1.3049—13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

СанПиН 2.4.2.2821—10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях

СанПиН 2.4 4.3172—14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

СанПиН 2 4,5.2409—08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3 Термины и определения, сокращения

3.1    Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 251.1325800. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    вход в здание с уровня земли (здесь): Высота крыльца (разница отметок уровня пожарного проезда и площадки перед входом) не превышает 1,5 м.

3.1    2

дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

[1, статья 2. пункт 14)

3.1.3 единовременная вместимость здания ОДО: Общее число единовременно находящихся в здании обучающихся и посетителей.

3.1    4 посетители (здесь): Посетители, из числа населения, группы зрелищных помещений и других автономных блоков.

3.1.5    зона (подзона) участка: Часть территории, предназначенная для работы по определенному профилю, направлению, форме, видам работы.

3.1.6    лаборатория (здесь): Подразделение ОДО для какого-либо вида технического творчества обучающихся; либо специально приспособленное для проведения научно-исследовательской и образовательной деятельности; группа специально оборудованных помещений и сооружений для какого-либо вида технического творчества обучающихся.

3.1.7    объединение (здесь): Общее число обучающихся по одной программе дополнительного образования, структурный элемент ОДО; объединение может состоять из одной или нескольких групп, разбитых по возрасту или уровню навыков обучающихся.

3.1.8    направленность программы дополнительного образования: Образовательные программы дополнительного образования, объединенные по признаку общности основного процесса деятельности (профилю); по каждой реализуемой направленности в ОДО может функционировать одно или несколько объединений.

3.1.9    пропускная способность здания ОДО: Общее списочное число обучающихся по программам дополнительного образования.

3.1.10    рекреация (здесь): Помещение для ожидания занятий и отдыха между занятиями.

3.1.11    сменность: Число академических занятий в одном помещении ОДО в течение дня.

3.1.12    функционально-планировочная группа (блок) помещений: Помещения, объединенные одним направлением деятельности (содержанием или формой работы).

3.2    Сокращения

АПС — автоматическая пожарная сигнализация;

ДОО — дошкольная образовательная организация;

ИКТ — информационно-коммуникационные технологии;

КПД — коэффициент полезного действия:

МГН — маломобильная группа населения;

ОДО — организация дополнительного образования;

ОО — общеобразовательная организация;

ОУ — осветительная установка;

ТСО — технические средства обучения.

4 Общие положения. Типология организаций дополнительного образования

4.1    Здания (помещения) ОДО проектируют для осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с [1]. (7).

4.2    Проектирование зданий ОДО осуществляется с учетом возможности реализации следующих дополнительных общеобразовательных программ:

-    общеразвивающих (научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной (по видам искусств), историко-культурной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и иных направленностей);

-    предпрофессиональных (спорт, искусство).

4.3    Организации дополнительного образования детей предусматриваются следующих видов:

-    многопрофильные: ОДО. реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей по нескольким направленностям:

-    однопрофильные: ОДО. реализующие дополнительные общеобразовательные программы одной направленности.

4.4    В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172 здания ОДО могут быть пристроенными к жилым домам. зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), в том числе размещаться в помещениях организаций образования, спорта, культуры.

4.5    Функциональная структура зданий ОДО, состав и площадь элементов земельного участка и основных функциональных помещений ОДО устанавливается заданием на проектирование в зависимости от:

1)    условий реализации дополнительных общеобразовательных программ:

-    видов реализуемых программ обучения,

-    численности объединений и наполняемости групп (определяется в соответствии с (8) и по согласованию с муниципальными и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования),

-    режима занятий обучающихся (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172);

2)    наличия дополнительных функций:

-    проведения массовых мероприятий для обучающихся (олимпиады, конкурсы, разноуровневые соревнования в системе дополнительного и общего образования, развлекательных мероприятий, в том числе с присутствием родителей и законных представителей),

-    функционирования детских общественных объединения и организаций.

-    массовых мероприятий для взрослого населения района.

-    возможности использования помещений ОДО населением района для досуга.

4.6    Учебные помещения проектируют исходя из следующих условий:

-    направленность реализуемой в помещении дополнительной общеобразовательной программы;

• уровень специализации по направленности;

-    количество единовременно занимающихся;

-    возраст и возрастной состав обучающихся (одновозрастной, разновозрастной, совместные занятия обучающихся с родителями);

-    форма занятий (очная: индивидуально, в группе, всем составом объединения; заочная: дистанционно в режиме реального времени, самостоятельные занятия индивидуально и в группах);

-    дополнительная общеобразовательная программа и длительность (срок) обучения по ней.

4.7    В зданиях ОДО следующие помещения допускается проектировать с возможностью использования населением:

-    группа массовой и зрелищной работы (концерты, праздники, досуг);

-    библиотечно-информационный центр (клубы по интересам, общественные чтения, библиотека);

-    спортивные помещения (игры, соревнования);

-    помещения учебно-воспитательной работы (кружки для взрослых в вечернее время и выходные).

В зависимости от планируемого режима использования указанных помещений взрослым населением:

-    группа помещений выделяется в обособленный блок с отдельным входом (при использовании свободных помещений во время функционирования ОДО для обучающихся);

-    отдельные входы не предусматриваются (при использовании помещений вечером и в выходные

дни).

4.8    В здания ОДО допускается встраивать ДОО при условии их функционального выделения в отдельный блок с устройством отдельного входа в соответствии с СанПиН 2.4 1 3049 и пунктом 5 2.2 СП 4.13130.2009.

4.9    Типы зданий ОДО по единовременной вместимости характеризуются двумя показателями — числом обучающихся в учебной части и числом мест в зрительном зале.

4.10    При расчете мощности организации учитывается только общее количество обучающихся, занимающихся в объединениях ОДО (без учета вместимости зрительного зала).

4.11    Требования к организации сети организаций дополнительного образования

4.11.1    Сеть организаций дополнительного образования проектируется в зависимости от численности населения населенного пункта, уровня территориальной доступности и с учетом местных условий.

4.11.2    Номенклатура типов ОДО для детей приведена в приложении А.

4.11.3    Перечень направленностей объединений ОДО представлен в приложении Б.

4.11.4    Территориальное расположение разных типов ОДО следует предусматривать по уровню территориальной доступности возрастному контингенту ОДО. степени распространенности, сложности и уникальности различных видов реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

4.11.5    Уровни территориальной доступности различных типов ОДО приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Характеристики

Уровни территориальной доступности различных типов ОДО

микрорайоннъй

районный

городской

Радиус доступности

До 750 м от мест проживания обучающихся

До 30 мин транспортной доступности

Не нормируется

Возраст обучающихся

До 11 лет

Для обучающихся всех возрастов

Для обучающихся старше 11 лет

Размещение

ОДО на базе ОО (на базе универсальных учебных кабинетов, мастерских и общешкольных помещений ОО. в специальных выделенных блоках и корпусах ОО). встроенные и встроенно-пристроенные в жилые многоквартирные и многофункциональные здания

Встроенные, встроенно-пристроенные в жилые многоквартирные. общественные здания; отдельно стоящие здания ОДО

Отдельно стоящие здания ОДО. комплекс зданий

Реализуемые

программы

Однопрофильные ОДО, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, допускаемые к размещению в жилой застройке по санитарно-гигиеническим требованиям

1)    Многопрофильные ОДО реализующие распространенные дополнительные общеразвивающие программы;

2)    однопрофильные ОДО. реализующие дополнительные пред профессиональные программы.

3)    ОДО на базе организаций спорта и культуры районного значения

1)    Многопрофильные ОДО, реализующие дополнительные общеобразовательные программы образования редких и малопопулярных направленностей,

2)    углубленные программы; уникальные однопрофильные ОДО. реализующие дополнительные общеобразовательные программы, требующие сложного оборудования, особых условий размещения территории: станция юных техников, станция юных натуралистов. станция юных туристов, детско-юношеские спортивные школы;

3)    однопрофильные ОДО реализующие авторские дополнительные общеобразовательные программы, программы для особо одаренных детей;

4)    ОДО на базе объектов культуры, спорта, образования