Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

144 страницы

Купить СП 453.1325800.2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил устанавливает правила проектирования и строительства новых капитальных искусственных сооружений (мостовых переходов, мостов, в том числе путепроводов, виадуков, эстакад и пешеходных мостов, труб под насыпями, а также транспортных тоннелей) на высокоскоростных железнодорожных линиях (колеи 1520 мм) при движении пассажирских поездов со скоростями до 350 км/ч.

Свод правил не распространяется:на проектирование и строительство искусственных сооружений на железных дорогах общей сети и промышленных линиях; на проектирование искусственных сооружений в районах распространения вечномерзлых грунтов, в районах с расчетными минимальными температурами воздуха ниже минус 50 градусов Цельсия и в районах с расчетной сейсмичностью более 9 баллов.

 Скачать PDF

Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения

5 Проектирование искусственных сооружений

     5.1 Общие указания

     5.2 Расположение мостов и труб

     5.3 Основные требования к конструкциям

     5.4 Габариты

     5.5 Расчет мостов и труб на воздействие водного потока

     5.6 Верхнее строение пути на мостах

     5.7 Сопряжение мостов с подходами

     5.8 Отвод воды

     5.9 Эксплуатационные обустройства

     5.10 Пожарная безопасность

     5.11 Охрана окружающей среды

     5.12 Авторский надзор, научно-техническое сопровождение и мониторинг

     5.13 Особенности эксплуатации мостовых сооружений

6 Расчеты несущих конструкций и оснований

     6.1 Общие положения

     6.2 Основные требования к расчетам

     6.3 Динамические расчеты при движении высокоскоростных поездов. Параметры расчетных моделей

     6.4 Расчеты по предельным состояниям второй группы

     6.5 Расчеты по предельным состояниям первой группы

     6.6 Нагрузки и воздействия

7 Бетонные и железобетонные конструкции

8 Стальные конструкции

     8.1 Общие положения

     8.2 Материалы и полуфабрикаты

     8.3 Расчетные характеристики материалов и соединений

     8.4 Учет условий работы и назначения конструкций

     8.5 Основные положения по расчету

     8.6 Основные положения по конструированию

9 Сталежелезобетонные конструкции

10 Опоры, основания и фундаменты

11 Строительство мостов и труб

12 Проектирование транспортных тоннелей

     12.1 Общие положения

     12.2 Инженерно-геологические изыскания

     12.3 Объемно-планировочные решения

     12.4 Поперечное сечение, продольный профиль и план

     12.5 Материалы

     12.6 Конструктивные строительные требования

     12.7 Нагрузки и воздействия

     12.8 Расчет конструкций подземных сооружений

     12.9 Гидроизоляция обделок и защита от коррозии. Деформационные швы

     12.10 Притоннельные сооружения

     12.11 Эксплуатационные устройства

     12.12 Энергоснабжение, энергоустановки и электроосвещение

     12.13 Тоннельная вентиляция

     12.14 Водоснабжение и водоотведение

     12.15 Автоматика, телемеханика и связь

     12.16 Требования к сооружениям инженерной защиты

     12.17 Охрана окружающей среды при сооружении тоннелей

     12.18 Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций

13 Строительство тоннелей

Приложение А Иерархия моделей взаимодействия моста с подвижным составом

Приложение Б Определение частоты колебаний и резонансных скоростей для балочных разрезных пролетных строений

Приложение В диапазоны первых частот вертикальных колебаний пролетных строений

Приложение Г Схемы нагрузок высокоскоростных поездов

Приложение Д Эквивалентные нагрузки высокоскоростных поездов

Приложение Е Эквивалентные нагрузки СК

Приложение Ж Определение коэффициентов динамики

Приложение И Дополнительное демпфирование для пролетных строений длиной до 30 м

Приложение К Распределение нагрузок при расчетах плит проезда

Приложение Л Последовательность расчета пролетного строения

Приложение М Аэродинамические воздействия от высокоскоростных поездов

Приложение Н Расчетные модели взаимодействия пути и пролетных строений мостов

Приложение П Расчетные модели фундаментов опор

Приложение Р Расчет осадок фундаментов опор

Приложение С Методика расчета параметров проявления карстово-суффозионных процессов в основании сооружения

Приложение Т Учет неровности пути

Приложение У Параметры высокоскоростных поездов для динамических расчетов

Приложение Ф Перечень физико-механических характеристик грунтов, дополнительно определяемых при инженерно-геологических изысканиях

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ    СП    453.1325800.2019

СООРУЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

Правила проектирования и строительства

Издание официальное

Москва

Стамдартимформ

2020

Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛИ — Открытое акционерное общество по проектированию строительства мостов «Институт Ги прост рой мост» (ОАО «Институт Гипростроймост»), Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации» (ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации»). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. Ne 809/пр и введен в действие с 17 июня 2020 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

© Минстрой России, 2019 ©Стандартинформ, оформление, 2020

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

—    экстремальное (максимальное или минимальное) значение в элементе или сечении конструкции;

SI

тп 1

—    значение фактора, имеющее знак, противоположный знаку экстремального значения;

—    минимальное давление /-го колеса /-го поезда с учетом динамики, центробежной силы, а также эксцентриситетов eq и es;

stat.i j

—    статическое давление но колеса /-го поезда;

—    поперечная сила, передаваемая ;-м колесом /-го поезда;

—    текущее давление /-го колеса /-го поезда;

r0.kj

°O.KJ

—    поперечная сила, передаваемая к-й колесной парой /-го поезда;

0

—    статическая осевая нагрузка от к-й колесной пары /-го поезда;

—    угол перелома или скручивания пролетного строения или пути;

Mz

°r

—    момент опрокидывающих сил относительно оси возможного поворота (опрокидывания) конструкции;

—    момент удерживающих сил относительно той же оси:

—    сдвигающая сила, равная сумме проекций сдвигающих сил на направление возможного сдвига;

—    удерживающая сила, равная сумме проекций удерживающих сил на направление возможного сдвига;

—    коэффициент вертикального давления;

V *i IV Pi Ф/V Ф| <Vci

x„.x

'fg

£/,

n

M

—    коэффициент бокового давления грунта, нормативный и расчетный;

—    удельный вес грунта (плотности), нормативный и расчетный;

—    угол внутреннего трения грунта, нормативный и расчетный;

—    коэффициент сцепления грунта, нормативный и расчетный;

—    нормативное и расчетное значение характеристики грунтов;

—    коэффициент надежности по грунту;

—    предельная относительная деформация усадки бетона;

—    число осей в поезде;

—    масса элементов конструкции;

—    /-я осевая нагрузка;

Vmin• О

0y,02

Ль

Pyn

Pv

Pit Ph

U hо

Pv Pi

—    ьй интервал между осями;

—    нижний и верхний разрешенные пределы частоты соответственно;

—    распределенная или сосредоточенная нагрузка;

—    давление на нитку рельсов максимальное и минимальное соответственно;

—    толщина балласта под шпалой;

—    вертикальное давление для опор мостов;

—    вертикальное давление для звеньев труб;

—    горизонтальное давление от веса грунта насыпи и подвижного состава соответственно;

—    возвышение наружного рельса:

—    высота центра тяжести состава;

—    давления на плиту пролетного строения максимальное и минимальное соответственно;

—    центробежная сила;

—    горизонтальная поперечная нагрузка от ударов колес;

—    горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы;

—    вертикальная составляющая нагрузки;

‘nT

lnX

lR+

lR-

foX' foJ

—    нормативная температура воздуха в теплое время года;

—    нормативная температура воздуха в холодное время года;

—    нагрев рельсов, вызванный солнечной радиацией и движением поездов;

—    охлаждение рельсов при резком понижении температуры;

—    температура укладки пути в холодное и теплое время года соответственно;

средняя температура самого жаркого месяца;

7    —

d 7    —

s,

Мл, Млих' М/гол В    —

д    —

Д’    —

At

At

oL    —

Ч    —

средняя суточная амплитуда температуры воздуха наиболее теплого месяца; величина перепада температуры;

нормативное усилие сопротивления трению в подвижных опорных частях; коэффициенты трения в опорных частях: нормативный, максимальный и минимальный соответственно; длина консоли пролетного строения;

расстояние между консолями пролетных строений на уровне верха плиты; то же. с учетом смещений;

расстояние между консолями пролетных строений на уровне нейтральной оси; то же. с учетом смещений;

линейное смещение пролетного строения от торможения; коэффициент снижения интенсивности воздействия в рассматриваемом сочетании.

Основные обозначения в разделе 8 «Стальные конструкции»

Rcd    — расчетное сопротивление диаметральному сжатию катков (при свободном каса

нии в конструкциях с ограниченной подвижностью);

R/p    — расчетное сопротивление местному смятию в цилиндрических шарнирах (цап

фах) при плотном касании;

Rp    — расчетное сопротивление стали смятию торцевой поверхности (при наличии при

гонки);

Rs    — расчетное сопротивление стали сдвигу;

— расчетное сопротивление стали растяжению в направлении толщины проката;

Ru    — расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по временному со

противлению;

Run    — временное сопротивление стали разрыву;

Ry    — расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по пределу текучести;

Ryn    — предел текучести стали;

т    — коэффициент условий работы;

уп    — коэффициент надежности по ответственности;

ут    — коэффициент надежности по материалу;

у0    — коэффициент надежности в расчетах по временному сопротивлению;

ум    — коэффициент надежности фрикционных соединений;

р    — коэффициент трения.

Основные обозначения в разделе 10 «Опоры, основания и фундаменты»

р. ртах    — среднее и максимальное давления подошвы фундамента на грунт;

R    — расчетное сопротивление грунта;

уп    — коэффициент надежности по ответственности (назначению) сооружения;

т    — коэффициент условий работы;

6    — толщина льда;

е0    — эксцентриситет равнодействующих нагрузок;

г    — радиус ядра сечения подошвы фундамента:

М    — момент действующих сил на уровне подошвы фундамента;

N    — равнодействующая вертикальных сил;

И/    — момент сопротивления подошвы фундамента для менее напряженного ребра;

А    — площадь подошвы фундамента;

ld    — расчетный пролет карстового провала;

Sd    — расчетная площадь карстового провала.

Основные обозначения в приложении Д «Эквивалентные нагрузки высокоскоростных поездов»

v    — эквивалентная нагрузка;

/.    —    длина участка линии влияния;

а    — положение вершины линии влияния.

Основные обозначения в приложении К «Распределение нагрузок при расчетах плит проезда»

О    — сила давления от оси поезда;

Qn    — нормативная нагрузка на ось.

Основные обозначения в приложении Н «Расчетные модели взаимодействия пути и пролетных строений мостов»

HR — расстояние между нейтральными осями пролетного строения и рельса;

Нр — расстояние от нейтральной оси пролетного строения до верха плиты пролетного строения;

Hz — расстояние от нейтральной оси пролетного строения до центра поворота опорной части; А2r — площадь сечения двух рельсов одного пути;

Ар — площадь сечения пролетного строения;

Jp — момент инерции пролетного строения:

J0 — момент инерции ступени тела опоры;

Er — модуль упругости материала рельсов;

Ер — модуль упругости материала пролетного строения:

Е0 — модуль упругости материала опоры;

aR — коэффициент линейного расширения рельсовой стали;

ар — коэффициент линейного расширения материала пролетного строения;

Gt — упруго-фрикционная связь рельса и пролетного строения;

Gw    — жесткость /-й    опоры на уровне неподвижной опорной части;

At — горизонтальное смещение рельсов относительно верха плиты пролетного строения;

Аг0 — горизонтальное смещение соответствующей линейно-упругой части функции сдвиговой жесткости пути относительно пролетного строения;

TR    — температура рельса;

Тр    — температура пролетного строения.

Основные обозначения в приложении П «Расчетные модели фундаментов опор»

hp. hs — высота подсыпки (+), глубина срезки (-);

z, — глубина расположения /-го сечения сваи от уровня природной поверхности или дна водотока или водоема; z0 — глубина расположения подошвы сваи;

Af    — площадь плиты фундамента:

К    — коэффициент пропорциональности грунта;

Ед    — модуль деформации грунта;

Са — коэффициент постели грунта, нормальный к боковой поверхности сваи на глубине z, от природной поверхности;

Сг10 — то же. на глубине 10 м от поверхности грунта;

—    коэффициент постели сдвига грунта на контакте с боковой поверхностью сваи, на глубине z, от природной поверхности;

CN — коэффициент постели грунта при сжатии, под подошвой сваи и под плитой фундамента;

—    коэффициент постели грунта под плитой фундамента при повороте (наклоне);

С0 — коэффициент постели грунта под плитой фундамента при сдвиге;

ог/ — вертикальные напряжения, вычисленные на глубине z,•от природной поверхности; ус — коэффициент условий работы грунта по боковой поверхности сваи и по основанию сваи или плиты фундамента;

Ьр — условная ширина свай;

kf    — коэффициент формы;

кг — коэффициент, зависящий от числа и размера сечения свай;

ку — коэффициент, зависящий от числа свай пр в вертикальной плоскости, параллельной плоскости действия нагрузок (в одном ряду).

Основные обозначения в приложении Р «Расчет осадок фундаментов опор»

аЛ Ь, — размеры сторон фундамента;

hf — глубина заложения подошвы фундамента:

s — осадка фундамента;

azp — вертикальное напряжение от внешней нагрузки;

azg — вертикальное эффективное напряжение от собственного веса грунта;

azg0 — вертикальное напряжение от собственного веса грунта на отметке подошвы фундамента;

hj — толщина /-го слоя грунта;

Е, — модуль деформации но слоя грунта; z, — глубина залегания мо слоя грунта от подошвы фундамента; р    — среднее давление под    подошвой фундамента;

и — поровое давление на рассматриваемой границе слоя;

Нс    — высота сжимаемой    толщи;

/    —    крен фундамента:

е    — эксцентриситет;

v    — коэффициент поперечной деформации грунта основания.

5 Проектирование искусственных сооружений

5.1    Общие указания

5.1.1    При проектировании искусственных сооружений основной задачей является обеспечение:

-    надежности в течение всего срока эксплуатации (долговечности);

-    бесперебойности пропуска высокоскоростного и технологического транспорта;

-    комфорта перемещения пассажиров:

-    удобства выполнения работ по техническому обслуживанию сооружений и их ремонтопригодности.

5.1.2    При выполнении расчетных обоснований надежности искусственных сооружений следует учитывать два расчетных случая и два типа подвижных временных нагрузок;

а)    Случай 1. Пропуск одного или двух высокоскоростных поездов на проектной скорости (до 350 км/ч). В качестве нагрузок используют наборы сил от давления осей высокоскоростных поездов. приведенных в приложении Г. или эквивалентных нагрузок от этих поездов, приведенных в приложении Д1).

б)    Случай 2. Проезд по сооружению поезда обслуживания. При расчетах надежности воздействие от этих поездов учитывается нагрузкой СК по методикам СП 35.13330. При этом класс нагрузки принимается равным 8.0 (далее — С8). Класс нагрузки СК может быть изменен на основании соответствующего технико-экономического обоснования.

5.1.3    Основной нагрузкой (воздействием) следует считать нагрузку от высокоскоростных поездов. Первоочередными задачами проектирования следует считать выполнение требований надежности пропуска высокоскоростных пассажирских поездов и комфортного проезда пассажиров При выборе вариантов конструктивных решений следует отдавать предпочтение тем. в которых эти требования обеспечены наиболее полно.

5.1.4    В случае одновременного появления на сооружении двух высокоскоростных поездов воздействия одного из них следует учитывать с понижающим коэффициентом в соответствии с 6.6.5.1.

5.1.5    Появление на сооружении поезда обслуживания возможно только в том случае, если на том же участке магистрали отсутствует высокоскоростной поезд, движущийся со скоростью более 200 км/ч.

О Поезда (приложение Г) и эквивалентные нагрузки от этих поездов, приведенные в приложении Д, следует принимать в том случае, если в задании на проектирование не указаны параметры реальных поездов, предполагаемых для обращения на линии В противном случае в расчетах следует использовать воздействия от поездов, приведенных в задании на проектирование

5.1.6    Одновременное появление на сооружении высокоскоростного поезда с пассажирским, контейнерным или другим поездом, допускаемым к обращению на линии1* (за исключением поездов обслуживания). не является расчетным случаем, поскольку интенсивность воздействий на сооружения в этой ситуации не превышает соответствующей интенсивности воздействий для расчетного случая по 5.1.4.

5.1.7    При проектировании мостов для высокоскоростного движения особое внимание должно быть уделено динамическим расчетам конструкций, в том числе контролю резонансных явлений, а при проектировании большепролетных конструкций — вопросам аэродинамического взаимодействия высокоскоростного поезда и элементов конструкций, а также вопросам ветрового воздействия.

5.1.8    При проектировании, строительстве и эксплуатации искусственных сооружений на участках. на которых максимальные скорости поездов не превышают 200 км/ч. используют существующую нормативную базу. Проектирование сооружений на этих участках выполняют в соответствии с требованиями СП 35.13330 для железнодорожных мостов. Класс нагрузки СК определяется заказчиком на основании предложений генерального проектировщика. Предложения генерального подрядчика должны учитывать специализацию данного участка железнодорожной линии, содержать достаточный анализ условий возможного обращения на таких участках иных поездов, кроме высокоскоростных, и необходимое технико-экономическое обоснование по снижению класса подвижной нагрузки по сравнению с предусмотренным СП 35.13330. При проверке требований комфортного проезда пассажиров высокоскоростных поездов на этих участках допускается использование положений настоящего свода правил.

5.1.9    Все искусственные сооружения, расположенные на перегонах, следует, как правило, проектировать двухпутными, расположенные на станциях — в соответствии с путевым развитием станции.

5.1.10    При проектировании малых и средних мостов и путепроводов рекомендуется применять типовые проекты конструкций искусственных сооружений для ВСМ и унифицированные конструктивные и технологические решения. Конструктивные решения типовых проектов или унифицированной серии конструкций искусственных сооружений должны быть разработаны с учетом результатов динамических расчетов на нагрузку от высокоскоростных поездов в зависимости от типа верхнего строения пути на проектируемом участке линии и обоснованы технико-экономическим сравнением вариантов. Индивидуальное проектирование допустимо при разработке проектов больших и внеклассных мостов, мостов больших пролетов, раслоложеных на участках со сложным продольным профилем, в случаях, когда применение типовых (унифицированных) решений является невозможным или неоптимальным, а также в иных обоснованных случаях.

5.1.11    Проектирование мостов и труб следует выполнять на основе результатов инженерных изысканий, выполненных с соблюдением требований нормативных документов, правил и инструкций, регламентирующих выполнение изыскательских работ, а также требований настоящего свода правил.

Состав и виды инженерных изысканий, методы выполнения и объемы отдельных видов работ устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной организацией, проводящей изыскания по техническому заданию проектной организации, составленной на основе задания заказчика в соответствии с СП 47.13330.2016 (раздел 4).

На стадии проектной документации инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий участка проектируемого строительства, включая рельеф, геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, изменение условий освоенных (застроенных) территорий, составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой в целях получения необходимых и достаточных материалов для проектирования.

Определение прочностных и деформационных характеристик грунтов необходимо проводить различными методами (лабораторными, полевыми) для выявления взаимосвязей между характеристиками грунта, оценки их достоверности.

Для фундаментов сооружений с заглублением более 10 м от поверхности земли (на проектной стадии проведения работ) определения прочностных и деформационных характеристик грунтов допу-

11 Допуск к обращению на линии того или иного поезда совместно с высокоскоростными должен приниматься эксплуатирующими организациями только в том случае, если воздействия от этого поезда и соответствующие прогибы, углы поворота, а также интенсивности силовых факторов в элементах конструкций и элементах пути не превышают соответствующих значений от высокоскоростного поезда, а также в том случае, когда взаимные аэродинамические воздействия этого поезда и высокоскоростного на соседнем пути не превышают аналогичных воздействий двух встречных высокоскоростных поездов

скается проводить на основании лабораторных испытаний в приборах трехосного сжатия и по данным статического зондирования.

Полевые испытания грунтов штампами, натурной и эталонной сваями для определения несущей способности свай фундаментов опор следует проводить на припостроечной стадии проведения работ с применением строительного оборудования, привлечением мостостроительных организаций.

Для прогноза осадки сооружения во времени, при наличии слабых грунтов в интервале сжимаемой толщи основания под подошвой фундамента сооружения следует предоставлять в составе отчетных материалов по инженерно-геологическим изысканиям результаты определений значений первичной и вторичной консолидации этих грунтов при нагрузках, включающих дополнительные нагрузки от сооружения, а также детальную гидрогеологическую характеристику разреза с результатами опытнофильтрационных работ.

В случаях выявления вероятности проявления на площадке строительства карстово-суффози-онных процессов необходимо проводить комплексную оценку опасности их проявления и развития. Если в результате данной оценки на основе анализа инженерно-геологических и гидрогеологических условий (с учетом их возможных изменений за время эксплуатации сооружения) наличие на площадке строительства карстово-суффозионных процессов признается возможным, то отчетная документация по инженерно-геологическим изысканиям должна содержать исходные данные для разработки проти-вокарстовых мероприятий и рекомендации по их применению:

1)    В случаях глубокого залегания кровли закарстованных грунтов (более 35 м) и их мощности, превышающей 5 м. следует выполнить прогноз проявления карстово-суффозионных процессов в основании сооружения с определением параметров этого проявления. Основным параметром для разработки противокарстовых мероприятий конструктивного характера при проектировании свайно-ростверковых фундаментов опор мостов являются: или расчетный пролет карстового провала ld в случае фундаментов с однорядным расположением свай, или расчетная площадь карстового провала Sd— в остальных случаях. Данные параметры определяют с использованием вероятностно-статистических методов на основании данных по карстово-суффозионному районированию участка строительства (интенсивность провалообразования, средний и максимальный диаметры карстового провала) в соответствии с приложением С.

2)    При относительно неглубоком залегании закарстованных грунтов, допускающем технико-экономическую обоснованность возведения сооружения на свайных фундаментах, прорезающих эти грунты, а также при ld> 3 м или при Sd> 7 м2 глубина исследования геологического разреза должна определяться, как правило, мощностью закарстованной зоны с заглублением не менее чем на 5 м в подстилающие незакарстованные породы.

Не допускается проектирование искусственных сооружений без соответствующих данных инженерных изысканий.

5.1.12    Принимаемые проектные решения должны предусматривать меры по охране окружающей среды, поддержанию экологического равновесия и охране флоры и фауны, минимизации шумового и иного негативного воздействия строительства и эксплуатации ВСМ в районах жилой застройки, а также обеспечивать рациональное расходование строительных материалов, экономию топливных и энергетических ресурсов при минимальной стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации.

5.1.13    При проектировании мостов необходимо предусматривать безопасный пропуск под ними максимальных расходов воды требуемой вероятностью превышения (независимо от генезиса их формирования и искусственного регулирования), а также ледохода, карчехода и селевых потоков.

На водных путях необходимо учитывать требования судоходства, лесосплава и требования других водопользователей.

5.1.14    При проектировании труб следует предусматривать безопасный пропуск и режим протекания паводковых вод требуемой вероятности превышения независимо от генезиса их формирования и техногенного регулирования.

Не допускается проектирование водопропускных труб при ледоходе, карчеходе. заторном наледе-образовании, селевых потоках.

Не допускается применение железобетонных водопропускных труб на постоянных водотоках при январской изотерме ниже минус 13 °С.

5.1.15    При проектировании и строительстве следует учитывать перспективы развития сети ВСМ и иной дорожной сети, освоения земель в сельскохозяйственных и иных целях.

5.1.16    Основные технические решения, принимаемые в проектах искусственных сооружений, следует обосновывать путем сравнения технико-экономических показателей конкурентоспособных вариантов.

5.2 Расположение мостов и труб

5.2.1    Выбор места мостового перехода, назначение положения сооружения в плане и профиле, назначение схемы моста (разбивку на пролеты) следует проводить с учетом:

-    технико-экономического обоснования вариантов;

-    требований трассирования магистрали;

-    русловых, геологических, гидрогеологических, экологических, ландшафтных и других местных условий, влияющих на технико-экономические и иные показатели соответствующего участка дороги:

-    обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов;

-    требований по содержанию и эксплуатации сооружений;

-    предполагаемых этапов проведения строительных работ.

5.2.2    При выборе места мостового перехода через водотоки, включая судоходные реки, необходимо учитывать возможные русловые переформирования и смещения русла за расчетный период службы моста. При этом следует соблюдать соответствующие требования СП 35.13330.2011 (пункт 5.5).

5.2.3    Число и размеры водопропускных сооружений на пересечении водотока следует определять на основе результатов инженерных изысканий и гидравлико-гидрологических расчетов, при этом необходимо учитывать последующее влияние сооружений на окружающую среду.

Пропуск вод нескольких водотоков через одно сооружение должен быть обоснован, а при наличии селевого стока, лессовых грунтов и возможности образования заторов и наледи — не допускается.

5.2.4    Мостовые сооружения и трубы разрешается располагать на участках ВСМ с любыми профилем и планом, принятыми для проектируемой линии.

5.2.5    Толщину засыпки над звеньями или плитами перекрытия труб, а также пешеходными тоннелями или другими сооружениями в теле насыпи следует обосновывать расчетами. При этом не требуется выполнение проверок комфортности и безопасности, а также могут не учитываться динамические воздействия от высокоскоростных поездов (см. таблицу 6.6) при толщине засыпки от подошвы рельса до верхней точки конструкции:

£ 2.5 м — при грунтах основания скальных и нескальных с нормативным значением модуля деформации > 40 МПа (допускается определять по СП 22.13330.2016 (приложение А)], а также при свайной конструкции фундамента;

£ 1.5 м — при нескальных грунтах основания с нормативным значением модуля деформации < 40 МПа по СП 22.13330 2016 (приложение А).

В других случаях выполнение требований надежности по первой и второй группам предельных состояний (в том числе требований комфортности и безопасности) должно быть подтвержаено результатами динамических расчетов согласно 6.3.10. методика Б. При выполнении таких расчетов в расчетной модели следует учитывать (кроме конструкции самого сооружения):

-    участки примыкающих насыпей — не менее 25 м с каждой стороны;

-    форму и характеристики грунтов укрепленной зоны примыкающих насыпей;

• параметры фундаментов и основания.

5.2.6    С обеих сторон от труб в насыпи должны устраиваться участки переменной жесткости. Конструкция, параметры и характеристики этих участков: длина, форма (в том числе в плане), физико-механические характеристики грунтов засылки должны назначаться по расчету на основании действующих нормативных документов по проектированию земляного полотна для ВСМ.

Цель расчета — обоснование конструктивного решения, обеспечивающего выполнение требований надежности конструкции, а также комфортного проезда и безопасности движения (см. таблицу 6.6). Расчет должен учитывать упругие и неупругие деформации участков, их градиенты подлине, жесткость конструкции трубы и ее основания, а также мероприятия для регулировки неупругих осадок. При этом длину участков переменной жесткости следует назначать не менее 25 м.

5.2.7    Проектирование водопропускных труб и пешеходных тоннелей, расположенных в пределах железнодорожных станций под путями, скорость движения по которым не превышает 200 км/ч. производят в соответствии с требованиями СП 35.13330.2011 (пункт 5.1).

5.3 Основные требования к конструкциям

5.3.1    Основные требования к конструкциям искусственных сооружений высокоскоростных железных дорог следует принимать согласно СП 35.13330 2011 (раздел 5) и настоящему своду правил.

5.3.2    При назначении конструкций опорных частей, деформационных швов и размеров оголовков опор следует учитывать горизонтальные и вертикальные перемещения верха опор. Определять перемещения в деформационных устройствах следует с учетом требований 6 4.6—6.4.11.

5.3.3    Для неразрезных пролетных строений рекомендуется на каждой опоре устанавливать опорную часть или иное устройство, ограничивающее поперечные деформации.

5.3.4    На мостовых переходах при необходимости регулирования направления водного потока для предотвращения размывов конусов мостов и прилегающих к ним береговых линий следует предусматривать регуляционные и берегоукрепительные сооружения. Регуляционные сооружения (струенаправляющие дамбы, грушевидные уширения конусов, траверсы и др.) применяют при соответствующем обосновании и с учетом ситуационных особенностей расположения мостового перехода (при пойменной многорукавности. активных русловых переформированиях предгорных рек. косых пересечениях, большом пойменном расходе воды и относительно сжатом отверстии моста и пр.). При расчетных скоростях воды под мостом до размыва менее 1.0 м/с регуляционные сооружения не предусматриваются.

Для труб и мостов на основании гидравлико-гидрологических расчетов допускается предусматривать спрямление, планировку и укрепление русел.

5.3.5    Отверстия (и высоту в свету) труб на ВСМ следует назначать не менее 1.5 м.

Для обеспечения связи межиу территориями, пересекаемыми железнодорожной линией, следует устраивать искусственные сооружения для пропуска пешеходов, прохода скота и пропуска сельскохозяйственных машин. Габариты искусственных сооружений следует принимать не менее указанных в СП 119.13330. Полевая дорога или дорога для прогона скота, проходящая под пролетом моста или в трубе под насыпью, должна быть укреплена по всей ее ширине и на участках длиной не менее 10.0 м в каждую сторону от сооружения. При необходимости у сооружений устраивают направляющие ограждения.

5.3.6    Для водопропускных труб следует предусматривать безнапорный режим работы. Допускается предусматривать полунапорный режим работы водопропускных труб для пропуска только наибольшего расхода воды. При этом под оголовками и звеньями следует предусматривать фундаменты, а при необходимости — противофильтрационные экраны. Для труб, расположенных в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С, полунапорный режим работы не допускается.

5.3.7    Расстояние межцу осями главных путей на искусственных сооружениях на прямых и кривых участках следует определять так же. как на подходах к ним.

5.3.8    Основные требования к гидроизоляции конструкций следует принимать согласно СП 35.13330.2011 (раздел 7).

5.4 Габариты

5 4.1 Габариты приближения конструкций проектируемых сооружений должны соответствовать габариту приближения строений (см. рисунок 5.1).

5.4.2    На путепроводах через железные дороги общей сети расстояние от низа конструкций до головки рельса должно быть не менее 6,9 м.

5.4.3    На путепроводах через автомобильные дороги общего пользования расстояние от низа конструкций до проезжей части должно удовлетворять требованиям СП 35.13330.

5 4 4 Габариты сооружений для пропуска полевых дорог и прогона скота (миграции диких животных) должны удовлетворять требованиям СП 119.13330.

5.4.5    Габариты подмостовых судоходных пролетов на внутренних водных путях следует принимать в соответствии с ГОСТ 26775.

5.4.6    Возвышение элементов искусственных сооружений над расчетными и наибольшими уровнями воды и ледохода на несудоходных и несплавных водотоках, а также в несудоходных пролетах мостов на судоходных водных путях следует определять в соответствии с указаниями СП 35.13330.2011 (раздел 5). Кроме того, следует обеспечивать возвышение низа пролетных строений выше уровня высокой воды с учетом ее набега на опоры мостов от динамического воздействия речного потока. Набег воды на опоры мостов от расчетного уровня воды заданной вероятности превышения следует принимать по таблице 5.1 в зависимости от средней русловой бытовой скорости течения набегающего речного потока.

Таблица 51 — Набег воды на опоры мостов от расчетного уровня воды

Скорость течения V, м/с

0.5

1.0

2.0

3.0

4.0

5.0

Набег воды АН, м

0.2

0.6

1.2

1.9

2.5

3.2

5.4.7    Минимальные отметки низа пролетных строений мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должны быть не менее отметок кривой свободной поверхности (кривой подпора) пересекаемого водохранилища при пропуске расчетного паводка с учетом расчетной высоты ветровой волны и запаса, равного 0.25 м.

Наименьшее возвышение низа пролетных строений при наличии наледи необходимо назначать с учетом ее высоты.

5.4.8    Расстояние между промежуточными опорами в свету при наличии карчехода следует назначать с учетом размеров карчей, но не менее 15.0 м. за исключением береговых пролетов мостов с обсыпными устоями.

линия приближения пролетных строений мостов, платформ, настилов переездов, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ. а также устройств, располагаемы* на междупутьях.

линия, ограничивающая пространство для размещения устройств контактной сети и токоприемника.

размер 3500 мм — линия приближения мачт светофоров, опор контактной сети, а также зданий, сооружений и устройств (кроме пролетных строений мостов, платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и отдельно лежащих путей на станциях.

линия приближения опор путепроводов, перил на мостах, шумоэащитных экранов;

линия, выше которой на перегонах и в пределах полезной длины путей на станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, а также механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ.

линия приближения фундаментов зданий и опор, кабелей, трубопроводов и других, не относящихся к пути сооружений на перегонах и станциях, за исключением инженерных сооружений и устройств СЦБ в местах расположения сигнальных и трансляционных точек

Рисунок 5.1 — Габарит приближения строений С400

При наличии ледохода расстояние между промежуточными опорами в свету следует назначать не менее максимальных размеров льдин или из условия их беззаторного пропуска под мостом.

5.5 Расчет мостов и труб на воздействие водного потока

5.5.1    Расчет мостов, труб и пойменных насыпей на воздействие водного потока следует производить по максимальным расходам воды и соответствующим им уровням расчетных (вероятностью превышения 1 %) и наибольших паводков (вероятностью превышения 0.33 %) с учетом указаний СП 35.13330.2011 (раздел 5). При обследовании и изучении гидрологических условий функционирования близлежащих объектов различного предназначения (железные, автомобильные дороги и мосты, плотины, гидроузлы, водозаборы, мелиоративные и другие сооружения) возникает необходимость оценки критериев вероятности превышения, на которые они были запроектированы. Эти критерии должны быть определены по соответствующим нормативным документам и другими обоснованными методами.

При наличии в створе мостового перехода проявлений уровней воды, не обусловленных паводковыми расходами воды и вызванных нагонными ветрами, приливами и отливами, заторами, изменениями дна. подпорами в устьях рек и у гидротехнических сооружений и другими опасными явлениями, высотные размеры сооружений следует устанавливать по этим уровням требуемой вероятности превышения. если они выше уровней, обусловленных паводковыми расходами воды той же вероятности превышения.

5.5.2    В гидравлико-гидрологических расчетах следует учитывать опыт водопропускной работы близко расположенных сооружений на одном водотоке, взаимное влияние водопропускных сооружений. а также влияние на проектируемые водопропускные сооружения существующих или намечаемых к строительству гидротехнических или других сооружений.

5.5.3    При наличии вблизи мостов и труб инженерных сооружений, зданий и сельскохозяйственных угодий необходимо проверить безопасность их функционирования от подтопления вследствие подпора воды перед сооружением, размывов береговых линий или других факторов.

Для водопропускных сооружений, расположенных вблизи плотин, построенных с меньшей степенью ответственности, чем проектируемое сооружение (некапитального типа), необходимо учитывать возможность прорыва этих плотин.

5.5.4    На мостах, расположенных на водных объектах, имеющих рыбохозяйственное значение, необходимо определять гидравлико-гидрологические характеристики водного потока с 5 %-ной вероятностью превышения.

5.5.5    Расчеты временных и вспомогательных сооружений (устройств) следует производить на вероятность превышения, равную 10 % или 50 %. при необходимом обосновании.

5.5.6    Рекомендации по определению максимальных расходов и уровней воды весенних половодий, дождевых и смешанных паводков, а также селевых потоков с требуемой вероятностью превышения при наличии ряда длительных гидрометрических наблюдений приведены в (9] и (10J.

5.5.7    В качестве расчетного следует принимать наибольший из вычисленных расходов воды снегового. смешанного, дождевого или селевого генезиса.

5.5.8    Построение расчетных гидрографов максимального стока воды весеннего половодья и домщевых паводков следует осуществлять по криволинейной схематизации ветвей подъема и спада гидрографа с применением парабол второй или третьей степени, сходящихся в точке максимума расчетного расхода воды. Определение основных расчетных гидрологических характеристик приведено в (9].

5.5.9    Определение расчетных уровней высокого ледохода, первой подвижки льда, меженных уровней воды, месячных уровней воды строительного периода, максимальных толщин льда, а также других уровней воды и гидрологических характеристик зимнего, весеннего и летне-осеннего периодов при наличии ряда длительных гидрометрических наблюдений рекомендуется производить по эмпирическим кривым распределения вероятности превышения этих уровней и характеристик с применением лекальных параболических кривых полного или комбинированного очертания с круговыми или прямолинейными вставками в нижней или верхней частях этих кривых.

5.5.10    Основным критерием надежности экстраполяции принятых к расчету кривых распределения вероятности превышения максимальных расходов и уровней воды, а также других уровней и гидрологических характеристик, указанных в 5.5.9, следует считать их наибольшее соответствие эмпирическим кривым и их точкам, особенно находящимся в их серединной и верхней частях.

5.5.11    Учет аккумуляции перед водопропускными сооружениями не допускается.

5.5.12    Требования к определению размеров отверстий больших и средних мостов, в том числе с учетом природного, сосредоточенного, общего и местного размывов у опор, конусов и регуляционных

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Обозначения........................................................................5

5    Проектирование искусственных сооружений..............................................9

5.1    Общие указания..................................................................9

5.2    Расположение мостов и труб.......................................................12

5.3    Основные требования к конструкциям...............................................12

5.4    Габариты.......................................................................13

5.5    Расчет мостов и труб на воздействие водного потока...................................15

5.6    Верхнее строение пути на мостах...................................................16

5.7    Сопряжение мостов с подходами...................................................17

5.8    Отвод воды.....................................................................18

5.9    Эксплуатационные обустройства...................................................18

5.10    Пожарная безопасность..........................................................19

5.11    Охрана окружающей среды.......................................................19

5.12    Авторский надзор, научно-техническое сопровождение и мониторинг....................20

5.13    Особенности эксплуатации мостовых сооружений....................................22

6    Расчеты несущих конструкций и оснований..............................................22

6.1    Общие положения...............................................................22

6.2    Основные требования к расчетам...................................................27

6.3    Динамические расчеты при движении высокоскоростных поездов. Параметры расчетных

моделей........................................................................28

6.4    Расчеты по предельным состояниям второй группы....................................35

6.5    Расчеты по предельным состояниям первой группы....................................44

6.6    Нагрузки и воздействия............................................................49

7    Бетонные и железобетонные конструкции................................................70

8    Стальные конструкции................................................................74

8.1    Общие положения...............................................................74

8.2    Материалы и полуфабрикаты......................................................74

8.3    Расчетные характеристики материалов и соединений..................................76

8.4    Учет условий работы и назначения конструкций.......................................79

8.5    Основные положения по расчету...................................................79

8.6    Основные положения по конструированию...........................................80

9    Сталежелезобетонные конструкции.....................................................81

10 Опоры, основания и фундаменты.....................................................81

11    Строительство мостов и труб.........................................................84

12 Проектирование транспортных тоннелей................................................84

12.1    Общие положения..............................................................84

12.2    Инженерно-геологические изыскания..............................................85

12.3    Объемно-планировочные решения................................................86

12.4    Поперечное сечение, продольный профиль и план...................................86

12.5    Материалы....................................................................87

12.6    Конструктивные строительные требования..........................................87

сооружений, приведены в [10]. Отверстие моста в свету не должно быть меньше устойчивой ширины русла.

5.5.13    Размеры мостов, сооружаемых в городах, следует назначать с учетом намечаемого регулирования реки и требований планировки территорий, набережных, очистных сооружений, водозаборов и других сооружений.

5.5.14    Глубину природного размыва в подмостовом русле следует определять по результатам анализа русловых переформирований в верхнем слое современных аллювиальных отложений.

5.5.15    Требования к определению глубин местного размыва у промежуточных опор моста, подошв подмостовых конусов и регуляционных сооружений приведены в [8].

При морфометрической основе расчета вычисленные максимальные глубины общего размыва следует увеличивать на 15 %.

5.5.16    Рекомендации по определению глубины общего размыва подмостовых русел с учетом скоростей динамического равновесия речного потока приведены в [10].

5.5.17    Значение коэффициента общего размыва, как правило, следует принимать не более 2.0. Для мостов через распластанные русла предгорных рек и неглубокие водотоки допускается принимать коэффициенты общего размыва более указанного значения.

5.5.18    При построении линии суммарных размывов в подмостовом русле надлежит учитывать кроме природного, общего размывов и местных размывов у опор моста влияние регуляционных сооружений. а также естественные и техногенные переформирования русла и особенности его геологического строения в подмостовом и в предмостовом пространствах.

5.5.19    Срезку грунта в пойменной части отверстия моста на равнинных реках допускается принимать как исключение и только при достаточном обосновании. Такая необходимость может возникнуть в эксплуатационный период при недостаточности отверстия существующего моста.

Не допускается срезка в русле побочней, отмелей при расчете площади живого сечения под мостом.

5.5.20    Малые и средние мосты через периодически действующие водотоки допускается проектировать с укрепленным руслом при соответствующем технико-экономическом обосновании.

5.5.21    Минимальное возвышение бровок земляного полотна на подходах к большим и средним мостам над расчетными уровнями высокой воды наибольших паводков следует определять с учетом набега волны на откосы, возможного подпора воды и запаса, равного 0.5 м для земляного полотна, регуляционных сооружений и берм насыпей.

Возвышение бровки земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам над расчетными подпорными уровнями воды наибольших паводков следует принимать не менее 0.5 м. а для труб при полунапорном режиме работы — не менее 1.0 м.

В пределах воздействия льда на пойменную насыпь отметка ее бровки должна быть не ниже отметок верха навала льда, а также отметок наивысшего заторного или зажорного льда с учетом полуторной толщины льда.

5.5.22    Подмостовые конуса и подтопляемые откосы подходов к мосту должны быть надежно защищены от возможных продольных течений, волновых и ледовых воздействий, а также от размывов, способных возникать у их подошв, указанных в 5.7.3.

5.6 Верхнее строение пути на мостах

5.6.1    Конструкция верхнего строения пути на мостах должна разрабатываться по индивидуальному проекту и соответствовать нормам проектирования верхнего строения пути на ВСМ. Мостовое полотно на мостах может устраиваться на безбалластных железобетонных плитах или на балласте. Конструкция верхнего строения пути должна быть одинаковой по всей длине сооружения.

5.6.2    При устройстве езды на балласте минимальная толщина балластного слоя под шпалой, измеренная под ниткой рельса, должна быть не менее 40 см. Подошва шпал должна быть утоплена в балласт на 15 см ниже верха бортов балластного корыта. Внутренние размеры балластных корыт пролетных строений должны позволять проводить ремонт пути на сооружениях с помощью путеремонтных машин при минимальном приближении борта корыта к оси пути 2,25 м.

5.6.3    Конструкция мостового полотна должна обеспечивать возможность прохода колес подвижного состава в случае схода их с рельсов. Вне зависимости от типа мостового полотна на мостовых сооружениях следует предусматривать установку контруголков. При устройстве пути на балласте контруголки устраиваются по длине моста и за его пределами, не менее 10 м в каждую сторону от

12.7 Нагрузки и воздействия..........................................................87

12.8 Расчет конструкций подземных сооружений.........................................88

12.9    Гидроизоляция обделок и защита от коррозии. Деформационные швы...................88

12.10    Притоннельные сооружения.....................................................88

12.11    Эксплуатационные устройства...................................................88

12.12    Энергоснабжение, энергоустановки и электроосвещение.............................88

12.13    Тоннельная вентиляция........................................................88

12.14    Водоснабжение и водоотведение.................................................88

12.15    Автоматика, телемеханика и связь................................................88

12.16    Требования к сооружениям инженерной защиты....................................89

12.17    Охрана окружающей среды при сооружении тоннелей...............................89

12.18    Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций...........................89

13 Строительство тоннелей.............................................................89

Приложение А Иерархия моделей взаимодействия моста с подвижным составом................90

Приложение Б Определение частоты колебаний и резонансных скоростей для балочных разрезных

пролетных строений......................................................91

Приложение В Диапазоны первых частот вертикальных колебаний пролетных строений..........92

Приложение Г Схемы нагрузок высокоскоростных поездов...................................94

Приложение Д Эквивалентные нагрузки высокоскоростных поездов...........................99

Приложение Е Эквивалентные нагрузки СК..............................................103

Приложение Ж Определение коэффициентов динамики....................................105

Приложение И Дополнительное демпфирование для пролетных строений длиной до 30 м.......110

Приложение К Распределение нагрузок при расчетах плит проезда..........................111

Приложение Л Последовательность расчета пролетного строения...........................112

Приложение М Аэродинамические воздействия от высокоскоростных поездов.................113

Приложение Н Расчетные модели взаимодействия пути и пролетных строений мостов..........118

Приложение П Расчетные модели фундаментов опор......................................121

Приложение Р Расчет осадок фундаментов опор..........................................125

Приложение С Методика расчета параметров проявления карстово-суффозионных процессов

в основании сооружения.................................................130

Приложение Т Учет неровности пути....................................................133

Приложение У Параметры высокоскоростных поездов для динамических расчетов.............135

Приложение Ф Перечень физико-механических характеристик грунтов, дополнительно

определяемых при инженерно-геологических изысканиях......................136

Библиография.......................................................................137

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [1] по обеспечению безопасности людей и сохранению транспортных сооружений на высокоскоростных железнодорожных линиях.

Настоящий свод правил разработан авторским коллективом: Открытое акционерное общество по проектированию строительства мостов «Институт Гипростроймост» (ОАО «Институт Гипростроймосг») (А8. Батурин, АС. Васильков, канд. техн. наук А С. Упупов, д-р техн. наук Г.Э. Мазур, Э.М. Гитман, В.И. Кузнецов, В.Л. Машин, В В Негодаев, В.Г. Пальмов, д-р техн. наук, проф. Б.Ф. Перевозников, канд. геогр. наук М.А. Самохин, И.А. Чебыкин), Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации» (ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации») (д-р техн. наук, проф. В.Е. Меркин, канд. техн. наук. проф. 8.8. Космин, канд. техн. наук, доц. АП Полянкин). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС) (канд. техн. наук Л.К. Дьяченко).

СВОД ПРАВИЛ

СООРУЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ линий

Правила проектирования и строительства

Engineering structures of high speed railway lines Rules of design and construction

Дата введения — 2020—06—17

1    Область применения

Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования и строительства новых капитальных искусственных сооружений (мостовых переходов, мостов, в том числе путепроводов, виадуков, эстакад и пешеходных мостов, труб под насыпями, а также транспортных тоннелей) на высокоскоростных железнодорожных линиях (колеи 1520 мм) при движении пассажирских поездов со скоростями до 350 км/ч.

Настоящий свод правил не распространяется:

-    на проектирование и строительство искусственных сооружений на железных дорогах общей сети и промышленных линиях;

-    на проектирование искусственных сооружений в районах распространения вечномерзлых грунтов, в районах с расчетными минимальными температурами воздуха ниже минус 50 °С и в районах с расчетной сейсмичностью более 9 баллов.

При проектировании искусственных сооружений (путепроводов, пешеходных мостов и тоннелей и др.) на дорогах, пересекающих высокоскоростные железнодорожные линии, необходимо учитывать требования настоящего свода правил.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9.039-74 (СТ СЭВ 991—78, СТ СЭВ 5292—85, СТ СЭВ 6444—88) Единая система защиты от коррозии и старения. Коррозионная агрессивность атмосферы

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества Общие технические условия

ГОСТ 5632-2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 8509-93 Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент ГОСТ 8510-86 Уголки стальные горячекатаные неравнополочные. Сортамент ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия

ГОСТ 14637-89 (ИСО 4995—78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

Издание официальное

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия ГОСТ Р 53664-2009 Болты высокопрочные цилиндрические и конические для мостостроения. Гайки и шайбы к ним. Технические условия

ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ Р 55374-2012 Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство

СП 14.13330.2018 «СНиП 11-7-81* Строительство в сейсмических районах»

СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия» (с изменением № 1)

СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» (с изменениями № 1. № 2) СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты» (с изменениями № 1, №2, № 3)

СП 26.13330.2012 «СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками» (с изменением № 1)

СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменением № 1)

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» (с изменениями № 1, №2)

СП 41.13330 2012 «СНиП 2 06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений» (с изменением № 1)

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы» (с изменениями № 1, № 3, № 4)

СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» (с изменением № 1)

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» (с изменением № 1)

СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»

СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» (с изменениями № 1. № 3. № 4)

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 119.13330.2017 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм»

СП 122.13330.2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные» (с изменением № 1)

СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»

СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений СП 338.1325800.2018 Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства

СН 2.2.4/2.1.8.566—96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 55056. ГОСТ 27751. СП 20.13330. СП 22.13330. СП 24.13330. СП 35.13330. СП 46.13330. СП 116.13330. СП 119.13330. СП 122.13330. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

аварийная расчетная ситуация: Ситуация, соответствующая исключительным условиям работы сооружения, которые могут привести к существенным социальным, экономическим и экологическим потерям.

[ГОСТ 27751-2014. пункт 3.10)

3.2    аэродинамическое воздействие (явление): Воздействие на искусственное сооружение воздушного потока, изменяющееся во времени.

3.3    аэродинамическое воздействие в тоннеле: Изменение давления на конструктивных элементах тоннеля во время проезда через него поезда с предусмотренной максимально допустимой проектной скоростью.

3.4    безбалластное верхнее строение пути: Конструкция верхнего строения пути на мостах с подрельсовым основанием из железобетонных плит.

3.5    большой мост: Мост полной длиной свыше 100 м.

3.6    верхнее строение пути: Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и искусственные сооружения, включающая: рельсы, промежуточные рельсовые скрепления, стыковые рельсовые скрепления, подрельсовое основание (шпалы, балластный слой или сплошное железобетонное основание), противоугонные устройства и стрелочные переводы.

3.7    верхнее строение пути на балласте: Конструкция верхнего строения пути на мостах с подрельсовым основанием из шпал на балластном слое.

3.8    ВСП (здесь): Набор схем высокоскоростных поездов, принимаемых в расчетах искусственных сооружений как эталонные, для описания многообразия возможных воздействий.

3.9    ВТ (здесь): Временная нагрузка от подвижного состава по схеме ВТ (26,45 тс/ось).

3.10    выносливость: Способность материала воспринимать переменные (циклические) нагрузки без разрушения в указанное время.

3.11    высокоскоростная железнодорожная магистраль (линия); ВСМ: Железнодорожная магистраль (линия), предназначенная для движения высокоскоростных поездов (ВСП).

3.12    высокоскоростной поезд: Пассажирский поезд, эксплуатационная скорость которого превышает 200 км/ч.

3.13    габарит подвижного состава: Предельное поперечное (перпендикулярное к оси пути) очертание, в которое, не выходя наружу, должен вписываться подвижной состав как в порожнем, так и в груженом состоянии на прямом горизонтальном пути.

3.14    дополнительные сочетания: Сочетания, в которые совместно с одной или несколькими нагрузками основных сочетаний включаются одна или несколько из остальных нагрузок, кроме особых и строительных нагрузок и воздействий.

3.15    искусственное сооружение (здесь): Общее наименование мостового сооружения (в том числе виадука, путепровода), тоннеля или водопропускной трубы.

3.16    критическое демпфирование: Уровень затухания собственных колебаний, при котором движение теряет колебательный характер (становится апериодическим).

3.17    линия влияния: График, ординаты которого выражают значения того или иного фактора напряженно-деформированного состояния в точке системы в зависимости от положения перемещаемой единичной силы вдоль пути проезда.

3.18    малый мост: Мост полной длиной до 25 м.

3.19    мостовое полотно (здесь): Часть конструкции мостового сооружения, включающая верхнее строение пути, служебные проходы, площадки убежищ и специальные конструктивные элементы для размещения эксплуатационных обустройств.

3.20    надежность (здесь): Гарантированная невозможность превышения предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение расчетного срока службы.

3.21    несущая способность (здесь): Степень сопротивляемости конструкции, а также грунтов основания действию постоянных и временных нагрузок.

3.22    обезгруживание колес (здесь): Условие ограничения величины минимального давления колеса на рельс.

3.23    «окно» в графике движения поездов: Время, в течение которого движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или через станцию прекращается для производства ремонтно-строительных или монтажных работ.

3.24

опора моста: Несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетные строения и передающий нагрузки от них на фундамент.

(СП 46 13330.2012, пункт Б.17)

3.25    отверстие трубы: Расстояние в свету между боковыми стенками прямоугольных труб или внутренний горизонтальный диаметр круглой или овоидальной трубы.

3.26    поезд обслуживания: Поезд для обслуживания и ремонта пути и сооружений на высокоскоростной линии (рабочий, пожарный, снегоочистительный и т. д ).

3.27    портал тоннеля (здесь): Конструкция, ограждающая входное и выходное отверстия тоннеля и предупреждающая возможное обрушение горных пород со стороны лобового и боковых откосов выемки железнодорожного полотна, а также архитектурно оформленный вход или выход из тоннеля.

3.28    природная поверхность (грунта) (здесь): Уровень поверхности грунта в природном залегании (до мероприятий по планировке срезкой или подсыпкой) или дна водоема до общего и местного размывов.

3.29    проектная максимальная скорость: Устанавливаемая в задании на проектирование наибольшая скорость движения поезда, которая допускается на проектируемом участке (но не выше 350 км/ч).

3.30    «разгружающая» динамика: Динамическое воздействие высокоскоростных поездов на элементы конструкции, вызванное разгрузкой пролетного строения и проявляющееся в уменьшении значений исследуемых факторов (менее соответствующих значений при статическом нагружении).

3.31    расчетная максимальная скорость: Верхний предел диапазона исследуемых скоростей в динамических расчетах: принимается на 20 % выше проектной максимальной скорости.

3.32    расчетная модель (схема) (здесь): Условная (часто упрощенная) конструктивная схема с параметрами для расчета в целях исследования поведения сооружения под действием статических или динамических нагрузок (определения напряженно-деформированного состояния) или динамических характеристик конструкции (форм колебаний и соответствующих частот).

3.33    расчетный пролет (площадь ослабления) карстового провала: Параметр проектирования конструктивной противокарстовой защиты, характеризующий вероятное воздействие карстовых провалов на проектируемое сооружение за срок его службы и представляющий длину зоны (площадь) полной потери несущей способности основания под фундаментом сооружения.

3.34    С8: Обозначение нагрузки от поездов обслуживания и других поездов, скорости которых не превышают 200 км/ч. заданной в виде эквивалентной нагрузки СК класса 8, с учетом понижающего коэффициента с.

3.35    основные сочетания: Сочетания, в которых учитываются нагрузки: постоянные, временные вертикальные от подвижного состава, давление грунта (от воздействия временной подвижной нагрузки), а также от центробежной силы.

3.36    особые сочетания: Сочетания, включающие: сейсмические, техногенные и аварийные нагрузки и воздействия.

3.37    строительные сочетания: Сочетания нагрузок и воздействий на сооружение в период строительства.

3.38    средний мост: Мост полной длиной свыше 25 м и не более 100 м.

3.39    тоннель (здесь): Горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение значительной протяженности, предназначенное для проезда транспорта, пропуска воды, прокладки различных коммуникаций, размещения производственных предприятий.

3.40    уравнительный прибор: Устройство для компенсации длины рельсовой нити.

3.41    эксплуатационные обустройства (здесь): Элементы и устройства, предназначенные для обслуживания искусственных сооружений (включая мероприятия по технике безопасности) и прокладки коммуникаций, а также устройства, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, судоходства.

4 Обозначения

Основные обозначения в разделе 6 «Расчеты несущих конструкций и оснований»


L.I

tf

Уп

Ут

т

о

6у

00

68(.,

6RX


/;,(/= 1.2....)    -

v    —

vh    ~


Ah

ah.min

X

e' \ e5

e

s

h

d

S

R

1 + Ml + М2 Mi


M2

1 + M


C

д;

S30


.. S


'exr.ll* vjexf.lil' °e*f,IV >stat


расчетный пролет;

коэффициент надежности по нагрузке:

коэффициент надежности по ответственности (назначению);

коэффициент надежности по материалу;

коэффициент условий работы;

упругие прогибы пролетных строений;

смещения верха опор, горизонтальный прогиб пролетных строений; предельный угол поворота;

вертикальные смещения консолей (или консоли и устоя); горизонтальное взаимное смещение на уровне головки рельса; смещение рельсов относительно пролетных строений;

/-я собственная частота вертикальных изгибных колебаний пролетного строения;

/-я собственная частота колебаний, связанная с кручением пролетного строения;

эквивалентная временная нагрузка:

горизонтальная поперечная нагрузка при движении поезда по кривой; горизонтальная поперечная нагрузка от ударов подвижного состава; скорость движения поезда.

непогашенное поперечное ускорение при движении поезда по кривой; минимальное отрицательное непогашенное ускорение; длина загружения линии влияния; эксцентриситеты;

эксцентриситет вертикальной нагрузки, вызванный центробежной силой; эксцентриситет вертикальной силы, вызванный наклоном поезда; понижающий коэффициент к нагрузке СК. учитывающий отсутствие перспективных вагонов и тяжелых транспортеров; расстояние по головкам рельсов; коэффициент, учитывающий число путей; высота (толщина) или расстояние по вертикали; диаметр (ширина);

действующий фактор (усилие, напряжение или деформация) в условии предельного состояния;

предельный фактор в условии предельного состояния; коэффициенты динамики, учитываемые для высокоскоростной нагрузки; коэффициент, отражающий долю динамического взаимодействия «поезд — пролетное строение» в коэффициенте динамики для высокоскоростной нагрузки;

коэффициент, учитывающий влияние дефектов пути и колес; коэффициент динамики, учитываемый для нагрузок со скоростями движения до 200 км/ч; коэффициент демпфирования;

дополнительное демпфирование для коротких пролетов (менее 30 м);

полное расчетное демпфирование для балочных разрезных пролетных

строений длиной менее 30 м;

пиковое значение фактора по методикам II. Ill и IV:

значение фактора по статическому расчету;

динамическое значение искомого фактора;