Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

492.00 ₽

Купить СП 422.1325800.2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил распространяется на строительство и контроль выполнения работ на подводных переходах через водные преграды (реки, озера, водохранилища, обводненные и заболоченные речные поймы) магистральных и промысловых трубопроводов для нефти, газа и нефтепродуктопроводов с условным диаметром до DN 1400 и избыточным давлением среды: не выше 10 МПа — для магистральных трубопроводов и нефтепродуктопроводов; не выше 32 МПа — для промысловых трубопроводов. Свод правил устанавливает требования к балластировке подводных трубопроводов, строительству подводных переходов методами укладки в открытую траншею, горизонтального направленного бурения, "труба в трубе", микротоннелирования, берегоукрепительным работам при строительстве подводных переходов, контролю выполнения работ и охране окружающей среды. Свод правил не распространяется на строительство переходов морских трубопроводов.

 Скачать PDF

Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие требования

6 Организационно-техническая подготовка строительства подводных переходов

7 Земляные работы при строительстве подводных переходов траншейным способом

8 Балластировка подводных трубопроводов

9 Строительство подводных переходов методом укладки в открытую траншею

10 Особенности строительства подводных переходов методом горизонтального направленного бурения

11 Особенности строительства подводных переходов методом "труба в трубе"

12 Особенности строительства подводных переходов методом микротоннелирования

13 Берегоукрепительные работы при строительстве подводных переходов

14 Контроль выполнения работ

15 Охрана окружающей среды при строительстве подводных переходов

Приложение А Разработка траншеи на подводных переходах

Приложение Б (рекомендуемое) Технологические схемы строительства трубопроводов через реки небольших ширины и глубины

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОДПРАВИЛ    СП    422.1325800.2018

ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ДЛЯ НЕФТИ И ГАЗА

Строительство подводных переходов и контроль выполнения работ

Издание официальное


Москва Ста нда рти нформ 2019


Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛЬ — ООО «Трансэнергострой»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 855/лр и введен в действие с 25 июня 2019 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

© Минстрой России. 2018 © Стандартинформ. оформление. 2019

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

-    провести расчистку под производственные и бытовые объекты в границах полосы отвода от леса. пней, кустарника, крупных камней и лесопорубочных материалов с последующей проверкой площади расчистки;

-    выполнить срезку (при необходимости) плодородного почвенно-растительного слоя грунта и его укладку в отвалы для последующей рекультивации;

-    выполнить планировку строительной полосы отвода с засыпкой ям. выравниванием микрорельефа. срезкой склоновых продольных и поперечных бугров, засыпкой низинных мест;

-    подготовить временные грунтовые (в районах тундры — насыпные) дороги и строительные площадки;

-    обеспечить контроль выполнения и приемку земляных работ от строительных подразделений.

7.1.2    Участки срезки и складирования почвенно-растительного слоя грунта закрепляются вешками. видимыми бульдозеристом во время работы.

Срезку грунта проводят слоями в соответствии с указаниями ППР с учетом уклонов и неровностей территории.

Проверка работы осуществляется лицом, осуществляющим строительство, геодезическим инструментом в целях уточнения глубины и объемов срезки и их соответствия требованиям проектной документации.

7.1.3    Строительные полосы и строительные площадки в створах переходов должны быть ровными. без резких перепадов высот.

Контроль выполнения подготовки полосы (площадки) отвода выполняется лицом, осуществляющим строительство, визуально и инструментально с периодичностью замеров 100 м.

7.1.4    При строительстве внутриплощадочных дорог лицом, осуществляющим строительство, в процессе работ осуществляется проверка ширины проезжей части и отметок насыпи, состояния полотна. откосов и кюветов.

7.1.5    Комплексом подготовительных работ на пойменных, обводненных или заболоченных участках подводных переходов может предусматриваться:

-    устройство временных дорог вдоль оси траншеи для прохождения экскаватора и другой техники:

-    рытье дренажных (осушительных) канав вдоль строительной полосы, проходящей в створах переходов:

-    устройство насыпных грунтовых дамб (перемычек, насыпей) вдоль оси траншеи для отвода стоков на поперечном склоне или косогоре.

7.1.6    Щиты под экскаватор могут быть как заводского, так и трассового изготовления. Конструкция вдольтрассовых дорог и площадок должна быть определена проектной документацией (уточнена в ППР) с учетом массы экскаватора и несущей способности обводненных грунтов.

7.2    Устройство подводных траншей

7.2.1    Устройство подводной траншеи для укладки трубопровода в дно реки или водоема следует осуществлять с применением специальных механизмов. Способ разработки, отметки и размеры (в том числе ширина) подводной траншеи указываются в проектной документации с учетом требований СП 36.13330. СП 86.13330. СП 249.1325800.

7.3    Земляные работы

7.3.1    До начала подводных земляных работ необходимо выполнить водолазное обследование дна водоема для выявления наличия в створе посторонних предметов (бревен, крупных валунов, затонувших предметов), способных помешать работе механизмов при разработке траншей. В случае обнаружения таких предметов на обоих берегах вблизи уреза воды (для лучшей видимости) в местах их расположения устанавливают временные плавучие или береговые знаки (буи. вехи). После удаления посторонних предметов знаки снимают.

Также до начала подводных земляных работ выполняют гидрографическую съемку в границах ширины раскрытия траншеи для сопоставления сданными, представленными в проектной документации.

7.3.2    Разработка траншей, котлованов, насыпей и других сооружений на береговых и других участках переходов при всех способах их строительства выполняется в соответствии с требованиями проектной документации и ППР с использованием технических средств лица, осуществляющего строительство.

7.3.3    Перед разработкой траншей в русловой части переходов лицо, осуществляющее строительство. совместно с застройщиком (техническим заказчиком) проводит контрольные промеры отметок дна рек (водоемов) по створам переходов на предмет отступления от отметок (профиля) дна по створу перехода, представленных в проектной документации, в целях подтверждения правильности минимальной(ых) отметки(ок) размыва дна (профиля предельного размыва русла), лредставленной(ых) в проектной документации по материалам инженерных изысканий и фактических объемов земляных работ в пределах подводной траншеи.

7.3.4    При производстве земляных работ должен осуществляться операционный и приемочный контроль, прежде всего на соответствие фактических отметок дна траншеи проектным значениям. Фактические отметки дна траншеи в любой точке не должны превышать проектных, перебор грунта в основании траншеи допускается на глубину не более 50 см.

7.3.5    Способы производства земляных работ на береговых участках переходов обосновываются проектной документацией и конкретизируются лицом, осуществляющим строительство, в ППР с учетом:

-    рельефа берегов и поймы:

-    физико-механических свойств грунтов:

-    наличия землеройной техники;

-    объемов работ и сроков их выполнения;

-    условий судоходства;

-    климатических условий производства работ;

-    экологических требований;

-    требований организаций, чьи коммуникации находятся вблизи или пересекаются строящимся переходом.

7.3.6    В зависимости от параметров разрабатываемой траншеи, высоты и уклонов берегового склона применяемые в процессе земляных работ техника и оборудование могут использоваться раздельно или совместно. Типовая схема комплексной разработки траншей на береговых и урезных участках переходов, включая русловые, приведена на рисунке А.1. Земляные работы, согласно данной схеме, предусматривают срезку растительного слоя и части склона, разработку траншеи на высоких отметках экскаватором и бульдозером, а ниже уровня воды — земснарядом или экскаватором с понтона.

7.3.7    При устройстве подводной траншеи участок, подвергающийся интенсивному заносу, разрабатывают в последнюю очередь, непосредственно перед укладкой трубопровода.

7.3.8    Для устройства подводных траншей допускается применять следующую технику (перечень неисчерпывающий):

-    землечерпательные ковшовые снаряды;

-    многочерпаковые и одночерпаковые земснаряды;

-    землесосные снаряды;

-    эжекторные установки;

-    гидромониторные установки;

-    экскаваторы;

-    экскаваторы с понтона;

-    грунтососы. землесосы, грейферы;

-    прочие механизмы, подходящие по техническим характеристикам и условиям применения.

Допустимые способы разработки грунта определяются ПОС.

7.3.9    Технология производства земляных работ на переходах может предусматривать раздельное или одновременное использование технических средств разных типов.

7.3.10    Разработку траншей на обводненных и заболоченных поймах следует начинать с урезной части перехода в целях обеспечения стока воды в реку, дренирования и осушения поймы в зоне перехода.

7.3.11    При разработке траншей в мерзлых и скальных породах или тяжелых глинах, находящихся под слоем наносных грунтов, следует удалять сначала легкие наносные грунты (при большой их толщине), а затем, после предварительного рыхления, твердые породы (рисунок А.2).

7.3.12    При наличии мерзлых или скальных грунтов предварительное рыхление допускается проводить буровзрывным или механизированным (бурение, дробление) способом, если это предусмотрено проектной документацией.

Для рыхления многолетне-мерзлых грунтов допускается применять также способы (например, гидрооттаивание) и оборудование, определяемые в ППР 8

7.3.13    Предварительное рыхление (частичное или сплошное) грунтов на русловых участках подводных переходов механическим или взрывным способом допускается только при обосновании в проектной документации.

7.3.14    Требования к подготовке проведения буровзрывных работ и разработке ППБР приведены в (8].

7.3.15    Подводные взрывные работы могут быть выполнены методами накладных (для разделки отдельных камней), шпуровых и скважинных зарядов. Методы взрывных работ, максимальная масса взрываемых зарядов и безопасное расстояние должны быть указаны в проектной документации.

7.3.16    Заряды следует укладывать на скальное дно водоема, очищенное от илистых и песчаных наносов. Очистку от наносов выполняют гидромониторами или грунтососами.

7.3.17    Для разработки и извлечения скальных грунтов, тяжелых глин и т. п. при строительстве подводных переходов следует применять:

-    сухопутную землеройную технику с навесным оборудованием (экскаваторы и бульдозеры — рисунок Б.1) — на береговых и урезных участках русел рек;

-    плавучие одночерлаковые земснаряды (штанговый, гидравлический), многочерпаковые земснаряды, плавучие экскаваторы с навесным оборудованием — на русловых участках.

7.3.18    При эксплуатации плавучего пульпопровода необходимо соблюдать следующие требования:

-    пульпопровод до начала работы должен быть испытан на максимальное рабочее давление и надежность работы;

-    на поворотах более 15е и в концевой части пульпопровод необходимо надежно закрепить якорями;

-    секции плавучего пульпопровода в местах фланцевых или других соединений должны быть надежно соединены во избежание протечек пульпы в воду.

7.3.19    Удаление разработанного земснарядами грунта по пульпопроводам должно осуществляться в подводные отвалы или береговые карты намыва. Способ удаления грунта и места отвалов согласовываются с землепользователями, водопользователями (3. статья 1, пункт 8). а также контролирующими их деятельность организациями (например, рыбоохранные, контролирующие судоходство и т. д.).

7.3.20    Осадка шаланд и барж при полной загрузке и малых глубинах не должна превышать осадку земснаряда в рабочем состоянии.

7.3.21    Загрузку шаланд черпаковым земснарядом проводят либо поочередно с обоих бортов земснаряда без прекращения его работы на время смены или перемещения шаланды, либо с одного борта в случае недостаточной глубины или при работе в стесненных условиях. Во всех случаях потери времени на замену и перемещение шаланд должны быть минимальными.

7.3.22    Процессы загрузки шаланд и транспортировки ими грунта должны быть организованы так, чтобы исключить или свести к минимуму простои земснаряда в ожидании подхода или перестановки шаланды.

7.3.23    Документация по проверке качества и приемке земляных работ при строительстве подводного перехода должна соответствовать (11).

7.3.24    Допускается засыпка подводных траншей местным грунтом, если в проектной документации не предусмотрены особые требования к грунту. Засыпка траншей может выполняться путем:

-    рефулирования грунта земснарядами по пульпопроводу;

-    сброса грунта саморазгружающимися шаландами;

-    сброса грунта из барж путем выгрузки его грейфером или перекачивания грунта из барж грунтососами;

-    сброса грунта с баржи-площадки бульдозером;

-    сброса грунта с баржи-площадки экскаватором;

-    сталкивания грунта с береговых отвалов бульдозером;

-    самосвалами (в зимний период при достаточной прочности льда).

7.3.25    При засыпке подводных траншей необходимо учитывать унос сбрасываемого грунта течением за пределы траншеи и поступление донных наносов, переносимых в траншею потоком. Объем уносимого потоком грунта при сбросе его в воду и заносимость траншеи донными наносами определяются расчетами в проектной документации с учетом характеристики грунта и режима водного потока и уточняются в ППР на основе анализа конкретных условий на реке перед началом строительства перехода. Ориентировочно обьем уносимого грунта принимают в пределах 10—20 % общего объема засыпки траншеи на переходе.

7.3.26    Сброс грунта в траншею при ее засыпке допускается осуществлять при погружении концевого звена пульпопровода в воду в целях снижения его уноса и загрязнения водной среды.

7.3.27    На крутых склонах во избежание сползания грунтовой засыпки вниз к воде следует применять барьерные сооружения, которые определяются проектной документацией и уточняются в ППР

7.3.28    В процессе разработки, подчистки и засыпки траншей в целях обеспечения необходимого качества работ проводят систематическое визуальное наблюдение и инструментальную проверку соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и ППР. Контролю подлежат ширина и глубина траншеи, откосы траншеи и отвалы на бровке, отметки верха засыпки траншеи.

7.3.29    Разработку подводных траншей при одновременном строительстве в коридоре двух или более ниток трубопроводов следует начинать с нижней по течению нитки трубопровода.

7.4 Особенности технологии производства подводных земляных работ на реках

небольших ширины и глубины

7.4.1    На реках с глубиной до 0.5 м для разработки траншей применяют экскаватор с обратной лопатой с перемещением по дну реки. При глубине более 0.5 м и скорости течения 0.1 —0.3 м/с экскаватор может работать с насыпной дамбы (рисунок Б.2).

7.4.2    На реках шириной до 30 м и глубиной 0,5—1.5 м разработка траншеи при благоприятных геологических условиях может проводится экскаватором-драглайном поочередно сначала с одного, а затем с другого берега: на одном берегу разработку начинают от берега к середине реки, на другом — от середины реки к берегу (рисунок Б.З, б). Грунт транспортируют на берег в отвалы бульдозером. Проектной документацией может допускаться также предварительное сужение русла реки с обоих берегов с помощью бульдозера путем перемещения в русло земляных насыпей с последующим размещением на них экскаваторов.

При глубине реки свыше 1.5 м также возможна разработка траншеи экскаватором с понтона (рисунок Б.З, а).

7.4.3    Глубину разработки траншеи следует принимать в соответствии с проектной документацией.

7.4.4    Канатно-скреперные установки рекомендуется применять с ковшами 3.0—3.5 м3 при ширине траншей по дну от 1.5 до 2 м и длиной до 300 м. При разработке траншей шириной по дну до 1.5 м и длиной до 150 м рекомендуется применять КСУ со спаренными ковшами 1,0—1.5 м3 или с ковшами 0,75 м3. Технологические схемы разработки подводных траншей с помощью КСУ приведены на рисунке Б 4.

7.4.5    При наличии многорукавных, мелководных русловых участков траншеи допускается разрабатывать экскаваторами с поочередным перекрытием отдельных рукавов временными насыпными дамбами.

7.4.6    Засыпку береговых и русловых участков подводных переходов необходимо выполнять непосредственно после предусмотренных в проектной документации работ по укладке и испытанию трубопровода.

7.5 Особенности проведения земляных работ при строительстве подводных переходов

в зимних условиях

7.5.1    Необходимость проведения земляных работ на переходах в зимнее время может быть обусловлена трудностью подъезда к месту строительства перехода при сильной обводненности территории в летнее время, сжатыми сроками строительства, невозможностью использования летнего варианта строительства перехода из-за легкой ранимости почвенно-растительного слоя в тундровой и лесотундровой зонах.

7.5.2    Технология и организация земляных и подводно-технических работ в зимних условиях определяется в основном характеристикой водной преграды, ледовой обстановкой и температурным режимом донных грунтов и должна быть изложена в проектной документации и уточнена в ППР.

7.5.3    При разработке подводных траншей в зимнее время в ПОС и ППР должно быть предусмотрено выполнение дополнительных работ:

-    промораживание верхнего слоя грунтов с устройством зимних проездов для автотранспорта и строительной техники;

-    нарезание ледорезной машиной прорезей в ледовом покрове или рыхление льда механическим способом с последующим удалением его в целях создания майн (свободной ото льда поверхности воды) для перемещения в них либо непосредственно земснарядов, либо их рабочей стрелы (при работе земснарядов со льда);

• предохранение от намораживания пульпы на стенки рефулера и его замерзания;

-    подготовка техники для работы в зимних условиях;

-    поддержание несущей способности льда путем его дополнительного намораживания для обеспечения движения техники и земснарядов по льду.

7.5.4    Период производства земляных работ при разработке подводной траншеи в зимних условиях определяется состоянием и продолжительностью сохранения ледового покрова, а также требованиями к его прочности.

7.5.5    Выполнение работ на льду, связанных с установкой оборудования, размещением материалов. движением транспортных средств и техники по льду, разрешается только после определения его несущей способности при условии соблюдения правил техники безопасности и сравнения приведенной толщины льда с расчетной (допустимой), принятой в проектной документации.

7.5.6    На урезных и пойменных участках подводных переходов перед началом земляных работ в зимнее время при необходимости промораживания грунта должен быть удален снег с полосы будущей траншеи.

7.5.7    В случае невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в летний период допускается частичная разработка траншеи в зимнее время со льда с доработкой ее перед укладкой трубопровода зимой средствами малой механизации (грунтососами и гидромониторами).

7.5.8    Строительно-монтажные работы на переходах в условиях Крайнего Севера выполняются в зимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающую разрушение почвенно-растительного покрова строительной техникой, движение которой допускается по подготовленным зимним технологическим дорогам.

7.5.9    При строительстве дорог с насыпным грунтовым основанием на многолетне-мерзлых грунтах отсыпку полотна дороги следует осуществлять способом «от себя», не допуская выезда техники и транспорта за пределы отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров или на снежный покров с предварительным выравниванием снежных бугров.

7.5.10    Промораживание плохо замерзающих участков территории на переходах в границах строительных площадок осуществляют уплотнением растительного покрова гусеничной техникой с давлением ее на грунт не более 0.025 МПа (0.25 кг/см2) и удалением с полосы отвода снега с последующим его складированием и разравниванием за пределами рабочей полосы.

При производстве работ всех видов на льду особое внимание должно быть уделено соблюдению правил техники безопасности.

7.5.11    Подводные земляные работы в зимних условиях допускается выполнять:

-    малыми земснарядами, работающими в прорези льда (на воде);

-    грунторазрабатывающими устройствами и механизмами, установленными на льду (гидромониторами. грунтососами. экскаваторами);

-    КСУ;

-    аналогичными механизмами, подходящими по техническим характеристикам и условиям применения.

7.5.12    При использовании КСУ хвостовой блок для обеспечения обратного хода ковша устанавливают на противоположном берегу или вмораживают в лед.

7.5.13    В месте выхода ковша и тросов из воды устраивают майны, которые поддерживают во время выполнения работ в незамерзающем состоянии.

7.5.14    Грунт из отвала в урезной части перехода в несмерзшемся состоянии удаляют за пределы береговой траншеи.

7.5.15    При подготовке пульпопровода земснаряда к работе в зимних условиях необходимо обеспечить его гибкость без нарушения герметичности стыков, а также возможность перемещения его при движении земснаряда.

Для перемещения по льду пульпопровод устанавливают на санные полозья, которые располагают в местах шарнирных соединений.

7.5.16    Для защиты пульпопровода от промерзания необходимо применять следующие меры:

-    пульпопроводы необходимо укладывать с уклоном для обеспечения быстрого сброса воды и пульпы в пониженные места самотеком;

-    шаровые соединения пульпопровода должны быть очищены от грязи и смазаны зимней смазкой;

-    по окончании работы земснаряда, а также при длительных остановках пульпопровод следует освобождать от пульпы и промывать чистой водой.

7.5.17    Рыхление линз мерзлых и многолетне-мерзлых грунтов проводят буровзрывным, механическим или другим способом, а их разработку — экскаватором (при малых глубинах) или КСУ.

7.5.18    При разработке траншей в зимний период на береговых и пойменных участках переходов в условиях сезонного промерзания грунтов на глубину до 30—40 см их рыхление проводят механическим способом (гидромолотом, бульдозером-рыхлителем и др ).

7.5.19    При промерзании грунтов свыше 40 см и на участках с многолетне-мерзлым грунтом разработку береговых и пойменных траншей перехода допускается проводить с применением буровзрывной технологии, если это разрешено проектной документацией.

7.5.20    Разработку мерзлых грунтов под водой и на береговых участках перехода проводят с применением скважинных, шпуровых, накладных, кумулятивных и комбинированных зарядов. Скважинные заряды применяют при глубине разработки пород свыше 1 м. шпуровые — при глубине разработки от 0.5 до 1,0 м включительно, накладные — при глубине разработки до 0.5 м включительно.

7.5.21    Шпуровые и накладные заряды могут быть применены для доработки траншей до проектного профиля, дробления негабаритов, подработки траншеи и выполнения других незначительных по объему работ.

7.5.22    Для взрыва мерзлых грунтов в подводных условиях следует использовать водоустойчивые взрывчатые вещества, способные сохранять свои свойства в течение необходимого времени пребывания под водой.

Виды взрывчатого вещества и средств взрывания принимают в соответствии с требованиями ППБР.

7.5.23    Перед укладкой в траншею трубопровода на береговых и пойменных участках перехода проводят обязательную очистку траншеи от снега.

7.5.24    На урезных и пойменных участках смерзающийся в отвале грунт перед засыпкой трубопроводов разрыхляют механическим или буровзрывным способом с применением шпуровых зарядов.

При засыпке трубопровода в траншее мерзлым грунтом сверху трубопровода предварительно засыпают разрыхленный грунт.

Во избежание заноса траншей снегом и смерзания грунта в отвале время разработки траншеи должно соответствовать времени укладки и засыпки трубопровода.

7.5.25    Способ укладки трубопроводов в зимних условиях через русло определяется проектной документацией и ППР с учетом ледовой обстановки, параметров трубопровода, характеристики тяговых средств, глубины воды подо льдом, скорости течения и других факторов.

7.5.26    В зимних условиях тяговый трос для протаскивания трубопровода прокладывают по дну траншеи одновременно с устройством во льду прорези, при этом скорость опускания (прокладки) троса должна соответствовать скорости перемещения ледорезной машины для предупреждения замерзания прорези перед опусканием троса.

7.5.27    Протаскивание тягового троса без устройства прорези допускается проводить путем проталкивания его под толщей ледяного покрова через лунки во льду деревянной рейки с тросом-проводником с последующим вытягиванием на противоположный берег тягового троса (метод «Шнуровка»), При сложной ледовой обстановке трос-проводник допускается протаскивать при помощи водолаза.

7.5.28    При значительной ширине водной преграды для уменьшения тягового усилия при протаскивании трубопровода участок троса, примыкающий к тяговым устройствам на берегу, допускается прокладывать по поверхности льда, а остальную часть — по дну. Протяженность этих участков определяется расчетом тяговых усилий в ППР.

7.5.29    При устройстве спускового пути для протаскивания трубопровода в зимних условиях срезку берега по заданному радиусу и планировочные работы следует проводить до промерзания грунта.

7.5.30    Для протаскивания трубопроводов на береговом участке в зимних условиях могут быть применены ледяные дорожки.

7.5.31    Ледяную дорожку устраивают на берегу, имеющем ровную площадку с небольшим уклоном. Отрывают неглубокую траншею с таким расчетом, чтобы ее можно было заполнить водой на 10—20 см. Заполнять траншею водой следует после небольшого промерзания грунта. Чтобы предотвратить сползание трубы с ледяной дорожки на участках, где спусковая дорожха выходит на естественные отметки, целесообразно по бокам дорожки устраивать ограничительные земляные валики.

7.5.32    Майны для входа и выхода трубопровода в береговых урезах устраивают во льду непосредственно перед протаскиванием трубопровода.

7.5.33    Размеры входной и выходной майн необходимо принимать с некоторым запасом с учетом параметров протаскиваемого трубопровода, разгружающих понтонов, толщины льда и глубины воды. 12

7.5.34    Длину входной и выходной майн рассчитывают таким образом, чтобы глубина воды у кромки майны Лм удовлетворяла условию

'IM=<V<W0.50-    О)

где — диаметр трубы с футеровкой и грузами, м; ап —диаметр разгружающих понтонов, м;

Лл —толщина льда. м.

7.5.35    При прокладке трубопроводов способом свободного погружения в зимних условиях применяют следующие технологические схемы производства работ:

-    схема I — монтаж плетей трубопровода на берегу; устройство майны на всю ширину зеркала реки или водоема; вывод трубопровода в майну с последовательной стыковкой плетей на берегу; укладка трубопровода на дно траншеи с заполнением его водой;

-    схема II — монтаж трубопровода из звеньев длиной по 30—36 м на льду по створу перехода; устройство майны параллельно смонтированному трубопроводу; спуск трубопровода в майну и укладка его на дно траншеи с заполнением его водой.

При монтаже на льду трубопровод необходимо укладывать на лежки.

7.5.36    Для предотвращения сноса трубопровода течением во время погружения его на дно реки необходимо устраивать оттяжки. Число оттяжек и расстояние между ними определяются расчетом в зависимости от скорости течения.

Анкерные опоры для закрепления оттяжек устанавливают на льду выше по течению от створа перехода.

Длину оттяжек определяют в зависимости от глубины воды и принимают примерно равной 1,5Н, где Н — глубина воды. Расстояние от трубопровода до анкерной опоры при данной длине оттяжек принимают равным 1,1 Н.

Анкерные опоры для оттяжек вмораживают или закрепляют другим способом на льду на указанном расстоянии.

7.5.37    Укладку трубопровода с опор, установленных на льду, следует применять только при наличии прочного льда. Укладывать трубопроводы с опор следует на переходах, где на береговых участках запроектированы гнутые отводы.

7.5.38    Работы по укладке трубопровода с опор, установленных на льду, необходимо выполнять в такой последовательности:

-    монтаж трубопровода на льду параллельно оси намеченной прорези или монтаж секций трубопровода на берегу с последующим перемещением их по льду и сваркой в одну нитку;

-    устройство майны для укладки трубопровода;

-    установка опор на льду;

-    спуск трубопровода в майну;

-    погружение трубопровода на дно с промежуточных опор.

8 Балластировка подводных трубопроводов

8.1    Общие требования

8.1.1    На русловых участках подводных переходов для балластировки трубопроводов, строящихся траншейным способом, применяют сплошные покрытия (обетонированные трубы) или грузы кольцевого типа (чугунные, бетонные), конструкция которых должна обеспечивать надежное их крепление к трубопроводу.

На пойменных и прибрежных участках подводных переходов применяют отдельные бетонные грузы (кольцевые и т. д.). анкерные устройства или другие конструкции в соответствии с СП 86.13330.

8.1.2    Лицо, осуществившее разработку проектной документации, выбирает способ балластировки трубопровода, определяет тип конструкций грузов и их количество и отображает это в проектной документации.

8.2    Трубы со сплошным утяжеляющим покрытием

8.2.1    Трубы со сплошным утяжеляющим покрытием готовят в заводских, базовых или трассовых условиях.

8.2.2    Основные параметры утяжеляющих покрытий трубопроводов определяют в проектной документации.

8.2.3    Поставка обетонированных труб лицу, осуществляющему строительство, должна сопровождаться передачей по акту предприятием-изготовителем документов, удостоверяющих соответствие стальных и обетонированных труб требованиям действующего законодательства.

Обетонированные трубы должны иметь маркировку с указанием марки изделия, номера трубы, даты изготовления, массы обетонированной трубы (с точностью до 1 %). штамп отдела технического контроля. Маркировку выполняют несмываемыми красками длительного действия либо другим согласованным способом.

При входном контроле проверяются:

-    геометрические параметры труб с защитным покрытием (наружный диаметр, толщина стенки, общая кривизна по длине трубы, овальность, длина концевых участков труб, свободных от бетонного покрытия и/или изоляции);

-    толщина бетонного покрытия;

-    масса труб с утяжеляющим защитным бетонным покрытием;

-    толщина защитного антикоррозионного покрытия.

8.2.4    При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с обетонированными трубами следует применять торцевые захваты специальной конструкции, снижающие давление на кромки труб, коники трубовозов необходимо оборудовать мягкими подкладками во избежание повреждения покрытия о его острые металлические выступы.

8.2.5    Запрещается использование незащищенных стальных канатов в качестве такелажных средств.

8.2.6    В качестве «подушки», требуемой по правилам складирования и хранения, для исключения повреждений полимерной оболочки допускается использовать резиновую крошку.

8.2.7    Складирование и хранение применяемых материалов, изделий и конструкций необходимо выполнять в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на эти материалы, изделия и конструкции.

8.2.8    Обетонированные трубы должны иметь свободные от бетона и/или изоляции концы труб, необходимые для последующего выполнения на строительной площадке сварочных и изоляционных работ при сборке отдельных труб в плеть. Длина необетонированных и/или неизолированных концов определяется в проектной документации.

8.2.9    Места сварки отдельных обетонированных труб в секции или плети должны быть заизоли-рованы (например, с использованием термоизоляционных манжет). Изоляционное покрытие в местах сварных соединений должно по своим характеристикам соответствовать изоляции труб.

8.2.10    Бетонное покрытие на обетонированных трубах может иметь кольцевые прорези для уменьшения жесткости труб при изгибах. Необходимость устройства прорезей определяется проектной документацией с учетом напряжений в стенках стальной трубы.

8.2.11    Гидравлические испытания плетей трубопроводов из обетонированных труб проводят в два этапа: до укладки плетей и после их укладки. Поперечные стыки плетей из обетонированных труб на первом этапе испытаний должны быть открытыми. Изоляцию и защитное покрытие на них следует наносить только после предварительного испытания трубопровода на давление, указанное в проектной документации.

8.3 Балластировка подводных трубопроводов грузами-утяжелителями

8.3.1    На русловых участках подводных переходов используют железобетонные сборные кольцевые грузы-утяжелители УТК. чугунные кольцевые УЧК.

Применение других типов утяжелителей возможно при наличии обоснования в проектной документации и нормативных документах.

8.3.2    Утяжелители УТК состоят из двух железобетонных полуколец, охватывающих трубопровод, соединяющихся между собой посредством болтов (шпилек) и гаек с шайбами. Навеску и закрепление утяжелителей проводят на берегу.

8.3.3    Навеску пригрузов проводят после покрытия трубы сплошной футеровкой.

8.3.4    Работы по установке утяжелителей УТК выполняют в такой последовательности:

-    транспортировка и раскладка полуколец краном-трубоукладчиком на спусковой дорожке. При этом нижний ряд полуколец укладывают по оси спусковой дорожки, а верхний — вдоль нее;

-    футеровка плети или установка на плеть защитных покрытий;

-    укладка плети трубопровода краном-трубоукладчиком на нижний ряд полуколец;

-    укладка краном-трубоукладчиком верхних полуколец на трубопровод;

-    закрепление полуколец между собой с помощью болтовых соединений.

8.3.5    Утяжелители типа УЧК состоят из двух чугунных полуколец, охватывающих трубопровод, соединяющихся между собой посредством шпилек (болтов) и гаек. Навеску и закрепление утяжелителей проводят на берегу.

8.3.6    Работы по установке утяжелителей УЧК выполняют в такой последовательности:

-    перемещение краном-трубоукладчиком полуколец чугунных утяжелителей от места складирования до места установки на трубопровод;

-    раскладка нижних полуколец чугунных утяжелителей на грунт на берме траншеи;

-    футеровка;

-    укладка трубопровода на нижние полукольца чугунных утяжелителей;

-    установка верхних полуколец чугунных утяжелителей и соединение обоих полуколец шпильками (болтами) с гайками с последующим контролем их затяжки;

-    нанесение антикоррозионного покрытия поверхности соединительных деталей (при необходимости).

8.3.7    При монтаже утяжелителей на нескольких плетях трубопровода расстояние между плетями должно обеспечивать проезд кранов-трубоукладчиков, грузоподъемных кранов, автомобилей для выполнения сварочно-монтажных, изоляционных и других работ.

8.3.8    Погрузку, разгрузку, складирование и раскладку полуколец утяжелителей проводят за монтажные петли грузоподъемными кранами или кранами-трубоукладчиками соответствующей грузоподъемности.

8.3.9    Технология установки грузов-утяжелителей и анкерных устройств на пойменных участках подводных переходов совпадает с технологией балластировки заболоченных участков линейной части трубопроводов в соответствии с СП 86.13330.

8.3.10    При производстве работ по балластировке и закреплению трубопровода следует выполнять требования проектной документации, СП 36.13330 и СП 86.13330.

8.3.11    При производстве и приемке работ по балластировке и закреплению трубопроводов следует осуществлять входной, операционный и приемочный контроль в соответствии с разделом 14.

9 Строительство подводных переходов методом укладки в открытую траншею

9.1    Общие требования

9.1.1    Способ строительства трубопровода на подводном переходе определяется проектной документацией. а технология укладки разрабатывается лицом, осуществляющим строительство, в ППР с учетом технических возможностей и оснащенности, а также следующих факторов:

-    рельеф местности в створе перехода (крутизна береговых склонов, ширина водоема, рельеф пойменных участков);

-    гидрологические условия (глубина водоема, скорость течения), условия судоходства;

-    характеристика ледового покрова при производстве работ зимой;

-    параметры (диаметр, толщина стенки, длина трубопровода) и весовые характеристики укладываемого трубопровода.

9.1.2    В качестве основных методов укладки подводных трубопроводов в открытую траншею через водные преграды могут быть применены следующие:

-    протаскивание трубопровода по дну подводной траншеи;

-    укладка трубопровода способом свободного погружения:

-    укладка со льда в траншею;

-    опускание трубопровода с помощью плавучих опор.

9.1.3    При составлении ППР на укладку подводного трубопровода должны быть учтены строительные нагрузки на трубопровод, приведенные в проектной документации. Нагрузки на трубопровод (в том числе во время строительства) определяются в проектной документации и уточняются в ППР с учетом фактических характеристик разгружающих понтонов и их расстановки на трубопроводе, иного предусмотренного в ППР оборудования для сооружения подводного перехода трубопровода.

9.1.4    Перед укладкой трубопровода необходимо:

-    проверить и испытать все технические средства и их взаимодействие, проверить средства связи, провести инструктаж персонала и определить ответственность каждого исполнителя за свой участок работы;

-    проверить отметки продольного профиля траншеи, а также профиль спусковых устройств при участии представителей технического надзора.

9.1.5    Засыпку подводной траншеи, в которую уложен трубопровод, следует выполнять непосредственно после укладки трубопровода, контрольных промеров, подтверждающих укладку трубопровода на проектные отметки, и его испытания.

9.1.6    После проверки изоляции способом катодной поляризации уложенный подводный трубопровод сваривают с пойменным участком перехода. При необходимости уменьшения напряжений в уложенном подводном трубопроводе приварку его к пойменному участку следует проводить при температурах, близких к температуре перекачиваемого продукта.

9.1.7    При выявлении способом катодной поляризации снижения сопротивления изоляционного покрытия ниже нормативного следует провести электрометрическое обследование для выявления точных мест расположения дефектов изоляционного покрытия. В случае затруднения или невозможности проведения ремонта (например, в случае прокладки дюкера методом ГНБ) следует вместо ремонта дефектов изоляционного покрытия в русловой части выполнить устройство дополнительной компенсационной ЭХЗ подводного перехода, на которую должна быть разработана рабочая документация.

Примечание — При строительстве подводного перехода методом ГНБ дополнительная компенсационная ЭХЗ подводного перехода выполняется путем изменения режимов действующих средств ЭХЗ. применением глубинных, протяженных или подповерхностных анодных заземлителей, протекторной защиты

9.2 Укладка трубопровода способом протаскивания по дну

9.2.1    В технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водоема входят:

-    устройство и оборудование площадки и спусковой дорожки;

-    подготовка плетей трубопровода (испытание, изоляция стыков, нанесение футеровки, навеска грузов);

-    укладка трубопровода на спусковую дорожку;

-    оснащение трубопровода оголовком, блоком, понтонами (при необходимости);

-    проверка готовности подводной траншеи (контроль глубины и отметок дна траншеи);

-    установка и закрепление тяговых средств;

-    прокладка тяговых тросов с закреплением их на оголовке трубопровода;

-    протаскивание всей нитки трубопровода или отдельных секций (плетей) со сваркой межсекционных стыков;

-    контроль положения уложенного трубопровода и проверка соответствия его проектной документации.

9.2.2    Для уменьшения массы (отрицательной плавучести) участка трубопровода, находящегося под водой, и соответственно тяговых усилий при протаскивании необходимо использовать разгружающие понтоны.

9.2.3    Для укладки трубопроводов под водой целесообразно использовать понтоны, оборудованные устройством для их автоматической (механической) отстроповки.

9.2.4    Тип и параметры понтонов определяются в ППР в зависимости от характеристики укладываемого трубопровода, условий судоходства, наличия ледового покрытия и других факторов.

9.2.5    Конструкция спусковой дорожки должна обеспечивать возможность монтажа и сварки на ней плетей трубопровода из отдельных обетонированных или балластированных грузами труб, а также навеску отдельных грузов на плеть трубопровода.

9.2.6    В зависимости от длины укладываемой плети трубопровода методом протаскивания, ее весовой характеристики, рельефа берегового участка, уклона, мощности используемых средств для протаскивания и других условий допускается использование спусковой дорожки, которая может быть выполнена в виде:

-    роликоопор на спланированном участке берегового склона;

-    рельсового пути с тележками;

-    береговой траншеи, заполненной водой;

-    тщательно спланированной грунтовой (ледяной) дорожки.

9.2.7    Протаскивание отдельных плетей трубопроводов по спланированной грунтовой дорожке без специальных спусковых устройств допускается только при обязательной тщательной планировке берегового участка.

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Сокращения.........................................................................3

5    Общие требования...................................................................3

6    Организационно-техническая подготовка строительства подводных переходов..................4

7    Земляные работы при строительстве подводных переходов траншейным способом.............6

8    Балластировка подводных трубопроводов...............................................13

9    Строительство подводных переходов методом укладки в открытую траншею..................15

10    Особенности строительства подводных переходов методом горизонтального направленного

бурения...........................................................................22

11 Особенности строительства подводных переходов методом «труба в трубе».................25

12 Особенности строительства подводных переходов методом микротоннелирования............27

13    Берегоукрепительные работы при строительстве подводных переходов.....................29

14    Контроль выполнения работ..........................................................32

15    Охрана окружающей среды при строительстве подводных переходов.......................33

Приложение А Разработка траншеи на подводных переходах.................................36

Приложение Б (рекомендуемое) Технологические схемы строительства трубопроводов через

реки небольших ширины и глубины..........................................38

Библиография........................................................................47

9.2.8    Трассу спусковой дорожки для трубопровода в плане намечают прямолинейной. На участке от берега до подводного участка перехода вертикальная трассировка дорожки должна быть выполнена криволинейно, с учетом допускаемого радиуса упругого изгиба трубопровода.

Длина спусковой дорожки должна обеспечивать монтаж трубопровода на полную длину его подводного участка или на длину отдельных плетей на случай протаскивания трубопровода с последовательным их наращиванием и стыковкой на урезном участке.

Расстояние между роликоопорами или тележками, которые устанавливают вдоль спусковой дорожки. рассчитывают в зависимости от грузоподъемности и массы трубопровода.

Минимальный радиус кривизны спускового пути и соответствующий ему радиус упругого изгиба трубопровода определяют с учетом возможных силовых воздействий, вызывающих продольные напряжения в трубопроводе на спусковом пути.

Продольные напряжения внутреннего давления при расчете не учитывают, если гидравлические испытания плетей трубопровода проводят до их укладки на спусковую дорожку, так как в трубопроводе, лежащем на спусковой дорожке, продольные напряжения от температурного перепада не возникают.

9.2.9    На спусковых устройствах с малым коэффициентом трения (ролики, тележки) протаскивание трубопровода осуществляется с приложением тормозного усилия к заднему концу первых плетей трубопровода.

Спусковые дорожки должны обеспечить:

-    равномерное распределение нагрузки от массы пригруженных и перемещаемых плетей трубопровода;

-    устойчивость от бокового смещения и соскальзывания трубопровода во время монтажа и спуска на воду;

-    возможность сварки стыков меэду отдельными секциями или плетями, расположенными на спусковой дорожке.

9.2.10    При использовании в качестве спускового пути береговой траншеи, заполненной водой, ее глубину принимают равной диаметру балластированного трубопровода с запасом 0,6—0,8 м. Ширину траншеи по дну следует принимать не менее двух диаметров трубопровода.

9.2.11    В качестве тяговых средств для протаскивания подводного трубопровода в зависимости от необходимого тягового усилия следует применять тяговые лебедки протаскивания, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие в сцепе.

9.2.12    Тракторы для протаскивания трубопроводов следует использовать при строительстве небольших подводных переходов в случаях необходимости обеспечения тяговых усилий до 20—30 т.

При отсутствии места для перемещения тракторов в створе перехода допускается их перемещение вдоль берега с закреплением на берегу блока для изменения направления тягового троса.

9.2.13    При протаскивании трубопровода, если мощность тяговых средств недостаточна, допускается использовать краны-трубоукладчики для подъема отдельных участков трубопровода, находящегося на берегу. Для трубопроводов диаметром менее 1020 мм не допускается прикладывать к трубопроводу дополнительные толкающие усилия, при диаметре 1020 мм и более — значение толкающих усилий и необходимость их приложения должны быть обоснованы расчетом в ППР

9.2.14    При расчете тяговых усилий необходимо учитывать, что масса трубопровода, забалластированного железобетоном, возрастает с увеличением времени нахождения его в воде (за счет водона-сыщения железобетона).

9.2.15    Перед протаскиванием трубопровода к его головному концу приваривают оголовок для крепления тягового троса, конструкция которого определяется ППР в зависимости от параметров трубопровода, способа крепления троса и значения тягового усилия.

9.2.16    Тяговый трос прокладывают через водоем строго прямолинейно по оси подводной траншеи. Перед протаскиванием трубопровода проводят обтяжку тягового троса и водолазное обследование вдоль него. Длина тягового троса определяется в ППР расчетами с учетом длины и массы протаскиваемого трубопровода, способа протаскивания, тягового усилия лебедки и других факторов.

9.2.17    В процессе протаскивания трубопровода все рабочие посты (тяговая лебедка, тормозная лебедка. сварочный пост около уреза берега) должны иметь двустороннюю дублированную связь с пунктом управления, который следует размещать около спусковой дорожки. С пункта управления должен быть обеспечен визуальный обзор всей спусковой дорожки. Должны быть отработаны условные сигналы движения и остановки трубопровода, которые в зависимости от ширины водной преграды можно передавать с пункта управления по телефону, с помощью портативных радиостанций и дублировать световыми сигналами.

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ООО «Трансэнергострой» (канд. хим. наук И В Вьюницкий, канд. техн. наук А А. Башлыков, С А Артемьева, А В Фомин, В А. Клинников, Д 3. Стерелюхина).

СВОД ПРАВИЛ

ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ДЛЯ НЕФТИ И ГАЗА

Строительство подводных переходов и контроль выполнения работ

Mam and field pipelines for oil and gas Construction of underwater crossings and control of works

Дата введения — 2019—06—25

1    Область применения

Настоящий свод правил распространяется на строительство и контроль выполнения работ на подводных переходах через водные преграды (реки, озера, водохранилища, обводненные и заболоченные речные поймы) магистральных и промысловых трубопроводов для нефти, газа и нефтепродукто-проводов с условным диаметром до DN 1400 и избыточным давлением среды:

-    не выше 10 МПа —для магистральных трубопроводов и нефтепродуктопроводов;

-    не выше 32 МПа — для промысловых трубопроводов.

Свод правил устанавливает требования к балластировке подводных трубопроводов, строительству подводных переходов методами укладки в открытую траншею, горизонтального направленного бурения, «труба в трубе», микротоннелирования, берегоукрепительным работам при строительстве подводных переходов, контролю выполнения работ и охране окружающей среды.

Настоящий свод правил не распространяется на строительство переходов морских трубопроводов.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения

ГОСТ 24950-81 Отводы гнутые и вставки кривые на поворотах линейной части стальных магистральных трубопроводов. Технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения ГОСТ 33213-2014 (ISO 10414-1:2008) Контроль параметров буровых растворов в промысловых условиях. Растворы на водной основе

ГОСТ Р 52132-2003 Изделия из сетки для габионных конструкций. Технические условия ГОСТ Р 58033-2017 Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09—91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» (с изменением № 1)

СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06—85* Магистральные трубопроводы» (с изменением Ns 1)

СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01—87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» (с изменением № 1)

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01—2004 Организация строительства» (с изменением № 1)

СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04—87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

СП 86.13330.2014 «СНиП 111-42—80* Магистральные трубопроводы» (с изменениями №1,2)

СП 93.13330.2016 «СНиП 2.01.54—84 Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках»

СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03—96 Аэродромы»

Издание официальное

СП 126.13330.2017 «СНиП 3.01.03—64 Геодезические работы в строительстве»

СП 245.1325800.2015 Защита от коррозии линейных объектов и сооружений в нефтегазовом комплексе. Правила производства и приемки работ

СП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и открытым способами

СП 277.1325800.2016 Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования СП 284.1325800.2016 Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3 Термины и определения

В настоящем Своде правил применены термины по [1), СП 21.13330, СП 36.13330, СП 86.13330, СП 93.13330, СП 249.1325800, СП 277.1325800, ГОСТ 19179, ГОСТ Р 58033, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    береговой участок: Участок, ограниченный с одной стороны горизонтом низких вод 95%-ной обеспеченности, с другой стороны — границами перехода.

3.2    бентонит: Глина, состоящая в основном из минералов группы монтмориллонита, обладающая выраженными сорбционными свойствами и высокой пластичностью.

3.3    водомерный пост: Пункт на водном обьекте. оборудованный устройствами для проведения систематических измерений высоты уровня воды в данном месте водоема.

3.4 _

входной контроль: Контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции.

(ГОСТ 16504-81, статья 100)

3.5    стык гарантийный: Кольцевой стык, свариваемый по специальной технологии и не подвергающийся испытанию внутренним давлением.

3.6    границы подводного перехода: Участок трубопровода, ограниченный:

-    для однониточного перехода и основной нитки многониточного перехода — запорной арматурой, установленной на берегах, а при ее отсутствии (на газопроводах) — участок, ограниченный горизонтом высоких вод не ниже отметок 10%-ной обеспеченности:

-    для резервной нитки многониточного перехода, оборудованного камерами пуска (приема) средств очистки (диагностики), — затворами камеры пуска и камеры приема средств очистки (диагностики). установленных на этой нитке. При отсутствии камеры пуска и камеры приема средств очистки (диагностики) границы подводного перехода для резервной нитки — участок, ограниченный запорной арматурой, установленной на берегах.

3.7    дюкер: Участок трубопровода, прокладываемый на пересечении с водной преградой под руслом реки или водоема.

3.8    защитный (опережающий) экран: Временная конструкция крепи подземного сооружения, образуемая последовательно прокладываемыми методом микротоннелирования трубами, связанными между собой направляющими замками в сплошной защитный экран.

3.9    ложе водоема: Понижение земной поверхности, служащее вместилищем водоема (озера, водохранилища, пруда и т. д.).

3.10    призабойная зона: Область пласта, прилегающая к забою скважины.

3.11    проходка: Искусственное образование в земной коре полостей путем выемки грунта механизированным или ручным способом.

3.12    проходческий щит: Подвижная металлическая крепь, ограждающая забойную зону от окружающего грунтового массива.

3.13 _

рекультивация земель: Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

[ГОСТ 17.5.1.01-83. статья 4]

3.14    рефулер (грунтопровод): Плавучий трубопровод для перемещения пульпы от земснаряда к месту укладки.

3.15    русловой участок: Участок, расположенный в русле реки (водотока) или в ложе водоема (озера, водохранилища, пруда и т. д.).

3.16    створ перехода: Плановое положение и вертикальная плоскость, соответствующие проектной оси подводного перехода — линейный участок реки, ограниченный специальными знаками на обоих берегах, определяющими размещение подводного перехода.

3.17    тампонажный раствор: Рационально составленная, перемешанная до однородного состояния смесь вяжущего вещества (цемента или многокомпонентного вяжущего), заполнителя (песка, песчано-известковой смеси, гравия и др ). воды и добавок.

3.18    тоннель (здесь): Горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, предназначенное для размещения коммуникаций.

3.19    урезный участок: Участок подводного перехода, находящийся в границах уреза воды.

4    Сокращения

В настоящем своде правил применены следующие сокращения:

БМ — бетонный мат;

ГВВ — горизонт высоких вод;

ГНБ — горизонтальное направленное бурение;

КСУ — канатно-скреперные установки;

МТПК — микротоннелепроходческий комплекс;

НСМ — нетканые синтетические материалы;

ПОС — проект организации строительства;

ППР — проект производства работ;

ППБР — проект производства буровзрывных работ;

УТК — утяжелитель железобетонный сборный кольцевой;

УЧК — утяжелитель чугунный кольцевой;

ЩММ — щитовая микромашина.

ЭХЗ — электрохимическая защита.

5    Общие требования

5.1    При строительстве подводных переходов магистральных и промысловых трубопроводов следует руководствоваться требованиями СП 36.13330. СП 45.13330. СП 48.13330. СП 86.13330. СП 126.13330. СП 245.1325800. СП 284.1325800. проектной и рабочей документацией, настоящим сводом правил и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

5.2    Требования к производству работ в охранной зоне действующих магистральных и промысловых трубопроводов приведены в (13) и (14).

5.3    Требования к перевозке, погрузке, разгрузке и складированию труб, предназначенных для строительства подводных переходов магистральных и промысловых трубопроводов, приведены в СП 86.13330 и [15). Ремонт труб, предназначенных для строительства подводных переходов, не допускается.

5.4    Требования к сварочным работам при строительстве подводных переходов магистральных и промысловых трубопроводов и контролю выполнения работ приведены в СП 86.13330. СП 284.1325800. (6). (7). (16).

5.5    Требования к очистке и испытаниям трубопроводов при строительстве подводных переходов приведены в СП 86.13330. СП 284.1325800 и [17) на основании ПОС.

5.6    При строительстве подводных переходов должны использоваться трубы с заводской изоляцией усиленного типа независимо от диаметра трубопровода. Производство и контроль выполнения изоляционных работ должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 86.13330.

5.7    Участки трубопроводов, прокладываемые методами ГНБ и микротоннелирования, должны иметь заводскую изоляцию специального типа в соответствии с проектной документацией.

Сварные монтажные швы на участках трубопроводов, прокладываемых методом ГНБ. должны быть изолированы термоусаживающимися манжетами в соответствии с проектной документацией.

5    8 Требования к эксплуатации плавучих средств при строительстве подводных переходов приведены в (9). (10).

5.9    Требования к контролю выполнения отдельных видов работ при строительстве подводного перехода и составлению форм исполнительной документации приведены в СП 86.13330, (11), (18).

5.10    Требования к выполнению буровзрывных работ при строительстве подводных переходов приведены в [8].

5.11    Укладка подводных трубопроводов в траншею не допускается во время паводков, весеннего ледохода и осеннего ледостава.

5.12    Требования охраны труда и техники безопасности при производстве работ по строительству подводных переходов трубопроводов приведены в [7], (8). [19}—[21). [23). [24).

5.13    Проектную документацию подводных земляных работ при строительстве подводного перехода составляют в соответствии с требованиями СП 45.13330.

6    Организационно-техническая подготовка строительства подводных переходов

6.1    Организационно-техническая подготовка строительства должна проводиться в соответствии с СП 48.13330 и [1). При организационно-технической подготовке лицо, осуществляющее строительство, должно провести следующие мероприятия:

-    принять от застройщика (технического заказчика) трассу (створы) подводного перехода в натуре с закрепляющими знаками. Передача трассы должна быть оформлена актом с приложением плана перехода и ведомости планово-высотного обоснования: реперы и выносные знаки должны иметь абрис относительно характерных пунктов на местности. Ось трассы и углы ее поворотов должны быть закреплены выносными опорными знаками в двух-трех точках за пределами строительной площадки: при этом ось трассы закрепляется на каждой стороне водоема;

-    проверить наличие основных реперов и установить временные на период строительства перехода. При ширине реки до 200 м устанавливают по одному реперу на каждом берегу, более 200 м — не менее двух реперов на каждом берегу. Реперы располагают за пределами разрабатываемых береговых траншей и строительной площадки:

-    выполнить контрольную нивелировку основных и привязку к ним временных реперов;

-    выполнить нивелировку по створам подводных трубопроводов на переходе с промерами подводного участка трассы:

-    осуществить проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода с выносом закрепляющих знаков за пределы участков работы землеройных механизмов и отвалов грунта:

-    уточнить ширину водоема при расстояниях между урезами воды — по тонкому тросу между берегами или с помощью геодезического инструмента с разбивкой берегового базиса;

-    закрепить в натуре все характерные точки проектного профиля в пределах незатопленной части перехода с выносом знаков за пределы производства земляных работ;

-    установить временный водомерный пост с привязкой его к реперу.

6.2    Лицо, осуществляющее строительство, в последующем обеспечивает сохранность знаков и водомерных постов и передачу их застройщику (техническому заказчику) после завершения строительства подводного перехода.

6.3    Перед сооружением подводных переходов с учетом конкретных условий выполняется строительство временных зданий и сооружений:

-    жилого городка и объектов культурно-бытового назначения, сетей электро-, водо- и теплоснабжения. канализации, радиотелефонной связи;

-    вертолетных площадок, укрытий для стоянки техники и баз для их технического обслуживания;

-    складов для приемки и хранения труб, материалов и оборудования;

-    монтажно-сварочных площадок (стендов) для сварки, изоляции, испытания плетей трубопровода;

-    дорог, причалов, мостов, песчано-гравийных карьеров.

Состав временных сооружений (в том числе выполняемых в минимальных объемах, необходимых для производства основных работ при строительстве перехода) должен быть определен ПОС и уточнен ППР

Для сокращения сроков строительства бытовых, хозяйственных и вспомогательных помещений целесообразно использовать блочно-модульные здания и сооружения (передвижные дома-вагончики, брандвахты, сборно-разборные складские и хозяйственные помещения и пр.).

6.4    Все сооружения на строительной площадке должны быть размещены с обязательным соблюдением требований санитарных правил и норм и пожарной безопасности.

6.5    Для нужд строительства переходов необходимо максимально использовать существующую дорожную сеть (грунтовые, лежневые и другие дороги), при необходимости строить новые временные подъездные дороги, предусмотренные проектными решениями и ППР.

6.6    Существующие дороги, используемые для нужд строительства, при необходимости (в соответствии с проектной документацией и ППР) ремонтируют, а во время строительства поддерживают в рабочем состоянии.

6.7    В зимний период для подъезда к строительным площадкам на переходах могут использоваться зимние и ледовые дороги (ледовые переправы), с дополнительным при необходимости намораживанием льда.

6.8    Необходимость оборудования временными причалами для приемки грузов определяется проектной документацией в зависимости от транспортной доступности района строительства.

6.9    Временные взлетно-посадочные площадки для вертолетов вблизи переходов, предусмотренные проектной документацией, должны сооружаться в соответствии с СП 121.13330.

6.10    Подготовка строительства переходов через водные преграды предусматривает проведение следующего комплекса организационных мероприятий:

-    передача застройщиком (техническим заказчиком) лицу, осуществляющему строительство, утверхщенного в установленном порядке комплекта проектной и рабочей документации. Лицо, осуществляющее строительство, в процессе приемки проводит проверку передаваемой документации;

-    заключение договора подряда (субподряда) на строительство перехода;

-    приемка трассы (створа) подводного перехода (6.2) и получение от застройщика (технического заказчика) разрешения на его строительство;

-    разработка лицом, осуществляющим строительство. ППР и согласование его с застройщиком (техническим заказчиком);

-    получение письменного разрешения на производство работ в охранной зоне;

-    оформление разрешительных документов на использование земель (земельных участков) для размещения строительных площадок и временных сооружений;

-    получение паспорта на отходы производства и разрешение на захоронение бурового раствора и шлама после строительства (при строительстве подводного перехода методом ГНБ);

-    уведомление землепользователей, владельцев проложенных рядом коммуникаций, природоохранных органов о сроках проведения работ.

6.11    В период инженерно-технической подготовки на переходах в границах строительной площадки должны быть выполнены, кроме того, следующие работы:

-    обеспечение базирования строительных рабочих и персонала;

-    организация системы связи;

• закрепление на местности существующих подземных коммуникаций;

-    расчистка строительной полосы отвода от леса и кустарника, корчевка пней:

-    планировка строительной полосы, уборка валунов, камней;

-    снятие и складирование в специально отведенных местах плодородного слоя почвы (для последующего его восстановления в местах выемки);

-    отсыпка площадок на затопляемой и обводненной территории (при необходимости);

-    осушение строительной полосы, ее промораживание или защита от промерзания (в зависимости от условий строительства).

6.12    Основным документом для проведения подготовки к строительству переходов является ППР. разработанный лицом, осуществляющим строительство, выполненный на основании ПОС.

6.13    В состав ППР входят перечень организационных и технических работ с последовательностью их выполнения, набор технологических карт производственных процессов, выполняемых с учетом пооперационного контроля, прочие требования экологической и промышленной безопасности.

6.14    Состав ППР определяется в соответствии с требованиями СП 48.13330.

6.15    Разработку ППР необходимо выполнять с учетом технической оснащенности лица, осуществляющего строительство, механизмами и оборудованием В ППР должны быть указаны площадки размещения механизмов, оборудования и материалов, проработаны маршруты их доставки до мест складирования. График проведения строительных работ должен учитывать все этапы работ, в том числе сроки проведения организационных мероприятий до и после выполнения основных строительно-монтажных работ, сроки монтажа (демонтажа) временных зданий и сооружений.

6.16    При разработке ППР на строительство многониточных переходов следует предусматривать последовательное выполнение отдельных видов работ (сварка, изоляция и др.) по каждой нитке для исключения перерывов в строительстве первой и последующих ниток трубопроводов.

6.17    Монтаж трубопровода следует выполнять сразу после окончания работ по устройству подводной траншеи.

6.18    При транспортировке секций (плетей) трубопровода должны быть приняты необходимые меры для защиты изоляции от повреждения. Погрузку, разгрузку и перемещение труб и сварных деталей трубопровода с тепловой и противокоррозионной изоляцией в пределах строительной площадки, а также их монтаж следует выполнять грузоподъемными средствами, оснащенными специальными траверсами или монтажными полотенцами, исключающими повреждение изоляции. Строго запрещаются сбрасывание, скатывание, соударение труб и волочение их по земле.

При складировании труб следует обеспечить устойчивость штабелей труб от раскатывания путем установки ложементов и боковых упоров под нижний ярус труб. Трубы различных типоразмеров по диаметру. толщине стенки, типу и толщине противокоррозионного и теплоизоляционного покрытия должны складироваться в разные штабели. При укладке в штабель труб различной длины их следует выравнивать по торцам с одной стороны. Следует исключать соударение труб и соединительных деталей, а также их протаскивание по штабелю при укладке труб или при подъеме труб со штабеля.

В процессе хранения не должно наблюдаться отслаивания покрытия по торцам на глубину более 2 мм.

6.19    При необходимости строительства подводных переходов в летнее время через реки с заболоченными поймами строительную площадку следует сооружать с использованием средств инженерной защиты от подтопления или методом намыва средствами гидромеханизации.

6.20    На строительных площадках подводных переходов (в том числе на заливаемых пойменных участках, расположенных в низинах (котловинах), при отсутствии устойчивых отрицательных температур окружающего воздуха] при необходимости осуществляют водопонижение в соответствии с СП 45.13330.

6.21    Инженерно-техническую подготовку строительства переходов необходимо завершить до начала основных строительно-монтажных работ с оформлением акта на выполненные работы.

7 Земляные работы при строительстве подводных переходов траншейным способом

7.1    Подготовительные работы при выполнении земляных работ

7.1.1    При подготовке к земляным работам на береговых и пойменных участках переходов необходимо:

-    оформить разрешительные документы на использование земель (земельных участков) для размещения временных зданий и сооружений, участка производства работ;

-    вынести в натуру геодезические разбивочные знаки;

-    закрепить оси переходов (пикеты) геодезическими знаками с привязкой их к оси трассы трубопровода;

-    провести детальную разбивку горизонтальных кривых переходов трубопровода с выносом пикетов за пределы строительной полосы отвода;

-    разработать проекты производства земляных работ;