Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

71 страница

449.00 ₽

Купить СП 238.1326000.2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции железнодорожного пути общего пользования и железнодорожного пути необщего пользования.

Свод правил распространяется на железнодорожный путь, предназначенный для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 120 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические осевые нагрузки до 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонные по осям сцепления до 102,9 кН/м (10,5 тс/м), динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки до 167,6 кН/м (17,1 тс/м). При этом земляное полотно вновь строящихся железнодорожных линий для грузового и смешанного движения поездов рассчитывается под нагрузку на ось грузового вагона 294 кН (30 тс/ось) и динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки 201 кН/м (20,5 тс/м).

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Общие положения

5. Требования к конструкции и элементам верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого железнодорожного пути

6. Требования к конструкции и элементам земляного полотна железнодорожного пути при проектировании, строительстве и реконструкции

     6.2. Грунты земляного полотна

     6.3. Защитный слой

     6.4. Участки переходного пути с переменной жесткостью на подходах к искусственным сооружениям

     6.5. Основная площадка

     6.6. Конструкция элементов поперечного профиля

     6.7. Индивидуальное проектирование

     6.8. Защита от подтопления

     6.9. Водоотводные сооружения

     6.11. Укрепительные сооружения

     6.12. Производство работ

7. Охрана окружающей среды

Приложение А (обязательное). Нормы уплотнения земляного полотна

Приложение Б (обязательное). Указание по расчетам устойчивости

 
Дата введения01.07.2015
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.07.2015УтвержденМинтранс России209
РазработанОАО ВНИИЖТ
РазработанМГУПС (МИИТ)
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

УТВЕРЖДЕН приказом Минтранса России

№ г 0.9 от    О? го /S

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ

Железнодорожный путь

Москва

2015

СП Железнодорожный путь

2


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. X® 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. X® 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»

Сведения о своде правил

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МНИТ))

2    ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД)

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства

транспорта Российской Федерации &6    а**? 20/£т. X® ^9

4    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

5    Настоящий свод правил может быть применен на добровольной основе для соблюдения требовании технических регламентов Таможенного союза «О безопасности инфраструктура железнодорожного транспорта»

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и разработчика Министерства транспорта Российской Федерации в сети Интернет

11

СП Железнодорожный путь

решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта1.

3.42    противодеформационные сооружения: Сооружения, устраиваемые для предупреждения появления деформаций земляного полотна или стабилизации деформирующегося земляного полотна.

3.43    промежуточное рельсовое скрепление:    Конструкция,

прикрепляющая рельсы к опоре.

3.44    прочность грунтов земляного полотна: Способность грунтов земляного полотна и его основания воспринимать действующие нагрузки без разрушения.

3.45    реконструкция железнодорожного пути: Комплекс строительных работ железнодорожного пути и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей или его назначения.

3.46    рельсовый стык: Место соединения рельсов в рельсовую нить сваркой или с помощью стыковых накладок и болтов.

3.47    рельсошпальная решетка: Рельсы и шпалы, соединенные между собой с помощью промежуточных рельсовых скреплений.

3.48    ремонт железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технических показателей железнодорожного пути или его назначения.

3.49    ремонтопригодная конструкция: Конструкция, обеспечивающая возможность устранения неисправностей техническим обслуживанием и ремонтом.

3.50    сели: Процесс изливания с огромной скоростью грязскамснных потоков, насыщенных твердым материалом, возникающих при выпадении обильных дождей или интенсивном таянии снега в предгорных и горных районах. Различают связные и текучие сели2.

3.51    слабое основание земляного полотна: Основание земляного полотна, сложенное грунтами, в которых под воздействием поездной нагрузки, веса верхнего строения пути и земляного полотна могут возникать остаточные деформации, а земляное полотно терять устойчивость.

12

СП Железнодорожный путь

3.52    сложные природные условия: Наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения3.

3.53    сложные инженерно-геологические условия: Наличие в земляном полотне или его основании специфических грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных геологических процессов и явлений на территории, по которой проходит железнодорожная линия.

3.54    сложные топографические условия: Участки железнодорожной линии, где по условиям рельефа имеются рабочие отметки земляного полотна, превышающие 12 м, либо участки, расположенные на склонах с крутизной, превышающей 1:5.

3.55    снежные лавины: Сосредоточенное движение больших масс снега, падающих или соскальзывающих с горных склонов в виде сплошного тела (мокрые лавины) или распыленного снега (сухие лавины)4.

3.56    солифлюкция: Смещение (течение, оползание, соскатьзывание, сплывы, оплывины) оттаивающего переувлажненного тонкодисперсного грунта на склонах в теплое время суток года, обусловленное сезонным промерзанием и оттаиванием5.

3.57    специфические грунты: Грунты, обладающие специфическими свойствами, которые под действием природных факторов или динамической нагрузки изменяют свои прочностные или деформационные характеристики.

3.58    сплавина: Твердая корка на поверхности болота из корневищ растений.

3.59    стабильность ширины колеи: Нахождение численных значений параметров геометрии рельсовой колеи в заданных границах.

3.60    стыковые накладки, стыковые болты: Элементы верхнего строения железнодорожного пути, предназначенные для скрепления рельсов в местах их соединения (стыкования).

3.61    старогодные элементы верхнего строения пути: Рельсы, шпалы, стрелочные переводы, скрепления и балласт, изъятые из железнодорожного

13

СП Железнодорожный путь

пути и отвечающие требованиям критериев годности, устанавливаемым Федеральным органом исполнительной власти.

3.62    стрелочные переводы: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.

3.63    суффозия: Разрушение и вынос потоком подземных вод отдельных компонентов и крупных масс дисперсных и сцементированных обломочных пород, в том числе слагающих структурные элементы скальных массивов34.

3.64    термокарст: Процесс оттаивания льдистых грунтов, подземного льда, сопровождающийся их осадкой и образованием понижений рельефа20.

3.65    трудные условия:    Сложные    топографические,    инженерно

геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных норм проектирования вызывает значительное увеличение объема строительно-монтажных работ, а на существующих линиях - необходимость переустройства земляного полотна, станционных путей и искусственных сооружений, сноса капитальных строений.

3.66    укрепительные сооружения (устройства) земляного полотна:

Сооружения (устройства), предназначенные для защиты поверхностей земляного полотна и его сооружений от водной и ветровой эрозии, в том числе их размыва поверхностными водами.

3.67    уравнительный стык: Рельсовый стык особой конструкции, допускающей значительные продольные перемещения конца одного рельса относительно другого.

3.68    устойчивость земляного полотна: Способность конструкции земляного полотна сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил.

4 Общие положения

4.1 По функциональному назначению конструкция железнодорожною пути разделяется на:

- верхнее строение пути; 6 7

14

СП Железнодорожный путь

- земляное полотно, его    водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения, расположенные в полосе отвода;

-    искусственные сооружения.

4.2 Конструкция верхнего    строения пути должна обеспечивать равномерное распределение на земляное полотно и искусственные сооружения нагрузки от железнодорожного подвижного состава, стабильность геометрических параметров рельсовой колеи, прочность и надежность всех составных элементов, а также устойчивость рельсошпальной решетки от сдвига в горизонтальной и вертикальной плоскостях под воздействием внешних и внутренних сил.

4.3    Конструкции    верхнего    строения пути    и земляного полотна

рассчитываются по    нормам    воздействия на    железнодорожный    путь

железнодорожного подвижного состава в соответствии с ГОСТ Р 55050 при указанных в разделе I настоящего свода правил скоростях движения.

4.4    Статические осевые и    погонные по осям сцепления, а    также

динамические нагрузки от тележки для расчета воздействия железнодорожного подвижного состава на земляное полотно при проектировании вновь строящихся железнодорожных линий для скоростного и пассажирского движения поездов,    а также    реконструкции    железнодорожного    пути

устанавливаются в техническом задании на проектирование, но не менее 245 кН/ось (25 тс/ось), погонные по осям сцепления до 102,9 кН/м (10,5 тс/м) и динамические от тележки до 167,6 кН/м (17,1 тс/м).

4.5    Конструкцию верхнего строения пути вновь строящихся железнодорожных линий выбирают, исходя из потребной пропускной способности железнодорожной линии на расчетный срок не менее 10 лет.

4.6    Срок службы верхнего строения пути реконструируемых железнодорожных линий устанавливают в техническом задании на проектирование.

4.7    При проектировании вновь строящихся железнодорожных путей, а также реконструкции существующих железнодорожных путей, сооружений и устройств необходимо соблюдать габариты приближения строений С и Си в соответствии с ГОСТ 9238 и правила устройства пересечений в соответствии с СП 227.1326000.

4.8    Конструкции верхнего строения пути и земляного полотна должны быть ремонтопригодными.

4.9    Выбор конструктивных решений проводится на основе техникоэкономической оценки альтернативных вариантов с учетом стоимости жизненного цикла конструкции пути в целом в конкретных условиях эксплуатации.

15

СП Железнодорожный путь

4.10 Проектирование, строительство и реконструкция железнодорожного пути должны осуществляться в высокоточной системе координат, а при ее отсутствии - в системе координат, обеспечивающей единое координатное пространство и заданную точность измерений.

5 Требования к конструкции и элементам верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого железнодорожного пути

5.1 Конструкция верхнего строения вновь строящегося железнодорожного пути общего пользования должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Применение иных конструкций и элементов верхнего строения пути (в т. ч. старогодных) во вновь строящемся и реконструируемом железнодорожном пути обосновывается технико-экономическими расчетами с учетом стоимости жизненного цикла верхнего строения пути.

Требования к конструкции и элементам верхнего строения реконструируемого железнодорожного пути устанавливаются в соответствии с правилами [2].

Требования к конструкции верхнего строения вновь строящегося и реконструируемого железнодорожного пути необщего пользования устанавливаются в соответствии с СП 37.13330.

Таблица I - Требования к конструкции и элементам верхнего строения вновь строящегося железнодорожного пути

Элемент

Главные железнодорожные пути (категории линий)

Ирисмо-отправочиыс пути

Прочие

станционные

пути

Скоростные,

особо

грузонапряженные

Пассажирские. I-1V категорий

Верхнее

строение

пути

Бесстыковой путь на железобетонных шпалах0

Бесстыковой или звеньевой путь

Рельсы

Р 65 новые гермоупрочненные

Р 65, новые или старогодные, тсрмо\ирочненные

Р 65. старогодные

Рельсовые

скрепления

Новые, с упругой клеммой

Новые или старо годные

Старо годные

Шпалы

Железобетонные, новые. 1 сорта21

Железобетонные, новые или старогодные2'

Железобетонные старо годные2'

Эпюра шпал

Эпюра шпал31 в прямых 1840 шт./км (в кривых радиусом 1200 м и менее -2000 шт./км)

1840 шт./км

1600 шт./км

Балласт

Щебень 1-ой Щебень 1-ой или

Щебень 2-ой

Гравийно-

СП Железнодорожный путь

Балластная

призма

В соответствии с 5.16

Стрелочные

Р65 марки не круче 1/11, рельсовые

Для

Р65 марки не

переводы

элементы закаленные, новые. Брусья

пассажирского

круче 1 /85>,

железобетонные, новые4'

движения Р65 марки не круче 1/11-1/9.

Для грузового движения Р65 марки нс круче 1/9,

симметричных крестовин - нс круче 1/6

симметричные крестовины -1/4,5 на деревянных или старо годных железобетонных брусьях

i

1

_I

11 Допускается применение звеньевого пути с соответствующими конструкциями скреплений и шпал при обосновании технико-экономическими расчетами.

2)    Допускается применение шпал из другого материала при обосновании технико-экономическими расчетами с учетом стоимости жизненного цикла.

3)    На участках обращения поездов повышенного веса и длины с годовыми амплитудами температуры рельсов более 110 °С, а также на спусках с уклонами 12 %о и более эпюра шпал должна составлять 2000 шт. на 1 км.

4)    Допускается применение брусьев из другого материала при обосновании технико-экономическими расчетами с уметом стоимости жизненного цикла верхнего строения пути.

5)    На станционных путях с установленной скоростью движения 25 км/ч и более применяют стрелочные переводы марки не круче 1/9.

5.2 Конструкция бесстыкового пути должна соответствовать климатическим и эксплуатационным условиям его работы.

В проекте бесстыкового пути должны устанавливаться границы укладки, конструкция бесстыкового пути, длины плетей, способы их стыкования, оптимальная температура и расчетный температурный интервал закрепления на постоянный режим работы.

В проекте предусматриваются требования к устройству и укладке бесстыкового пути. Промежуточные рельсовые скрепления, применяемые на бесстыковом пути, должны обеспечивать нагрузки, действующие на узел скрепления:

-    горизонтальных продольных сил, - 14 кН;

-    боковых сил в прямых и в кривых радиусами 500 м и более - не менее -50 кН, в кривых радиусами менее 500 м - не менее 100 кН.

Плечо балластной призмы должно быть не менее 45 см.

При проектировании в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, с годовыми амплитудами температуры рельсов более 110°С необходимо предусматривать дополнительные требования к конструкции бесстыкового пути:

- рельсовые плети должны быть сварены преимущественно из рельсов низкотемпературной надежности;

СП Железнодорожный путь

СВОД ПРАВИЛ Железнодорожный путь

Дата введения 20_г.

1 Область применения

1.1    Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции железнодорожного пути общего пользования и железнодорожного пути необщего пользования.

1.2    Настоящий свод правил распространяется на железнодорожный путь, предназначенный для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 120 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические осевые нагрузки до 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонные по осям сцепления до 102,9 кН/м (10.5 тс/м). динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки до 167,6 кН/м (17,1 тс/м). При этом земляное полотно вновь строящихся железнодорожных линий для грузового и смешанного движения поездов рассчитывается под нагрузку на ось грузового вагона 294 кН (30 тс/ось) и динамическую нагрузку на железнодорожный путь от тележки 201 кН/м (20,5 тс/м).

1.3 Проекти рование верхнего строения пути для строительства специализированных железнодорожных линий и реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий, на которых предусматривается замкнутое обращение железнодорожного подвижного состава с осевыми нагрузками более 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонными нагрузками более 102,9 кН/м (10,5 тс/м), а также проектирование и строительство земляного полотна специализированных пассажирских линий, на которых исключено обращение подвижного состава с осевыми нагрузками более 245 кН/ось (25 тс/ось) и погонными нагрузками более 102,9 кН/м (10,5 тс/м), выполняется по специальным техническим условиям в соответствии с [1].

1.4    Настоящий свод правил не распространяется на безбалластную конструкцию железнодорожного пути.

Требования к верхнему строению пути на железнодорожных мостах установлены в СП 35.13330.

Настоящий свод правил не распространяется на железнодорожные пути технологического железнодорожного транспорта.

4

СП Железнодорожный путь

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил используются нормативные ссылки на следующие документы по стандартизации:

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 12248-2010 Грунты.    Методы    лабораторного    определения

характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 22733-2002 Грунты.    Метод    лабораторного    определения

максимальной плотности

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 32698-2014 Скрепление    рельсовое    промежуточное

железнодорожного пути. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия ГОСТР 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор

ГОСТ Р 54748-2011 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТР 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах. Актуатизированная редакция СНиП 11-7-81“

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуатизированная редакция СНиП 2.02.01-83

СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуатизированная редакция СНиП 2.02.04-88

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84“

СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуатизированная редакция СНиП 2.05.07-9Г

СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96

СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуатизированная редакция СНиП 33-01-2003

5

СГ1 Железнодорожный путь

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003

СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99

СП 227.1326000.2014 Пересечения железнодорожных линий с линиями других видов транспорта и инженерными сетями.

СП (проект) Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайге Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт или свод правил заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) сводом правил. Если ссылочный стандарт или свод правил отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    армогрунтовые конструкции: Конструкции из грунта, армированного металлическими и (или) геосинтетическими элементами (полосами, сетками, геосетками, георешетками, геоячейками).

3.2    балластный слой: Элемент верхнего строения железнодорожного пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна или другому основанию, удержания шпал от сдвига и для обеспечения упругого взаимодействия пути и железнодорожного подвижного состава.

3.3    бесстыковой путь: Железнодорожный путь со сварными рельсовыми плетями, у которых при изменениях температуры концевые участки удлиняются или укорачиваются, а на остальном протяжении возникают продольные силы, пропорциональные изменениям температуры.

6

СП Железнодорожный путь

3.4    бровка земляного полотна: Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета.

3.5    верхнее строение пути: Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и искусственные сооружения.

3.6    водоотводные сооружения: Комплекс сооружений, служащих для сбора и отвода от земляного полотна поверхностных и грунтовых вод.

3.7    габарит приближения строений:    Предельное    поперечное

перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава8.

3.8    геосинтетические материалы: Синтетические материалы на основе полимеров, применяемые в конструкциях земляного полотна и его обустройствах.

3.9    дефекты земляного полотна:    Отклонения    конструктивных

параметров земляного полотна от нормируемых значений.

3.10    деформации земляного полотна: Остаточные и сезонные осадки, поднятия и смешения, повреждения или разрушения земляного полотна или его элементов от природных и (или) техногенных воздействий, включая поездную нагрузку.

3.11    дренажи: Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.

3.12    железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие

7

СП Железнодорожный путь

функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.

3.13    железнодорожный путь:    Подсистема инфраструктуры

железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения9 10.

3.14    железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные

подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования    и предназначенные для обслуживания    определенных

пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд'.

3.15    жизненный цикл: Совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации сложной технической системы железнодорожного транспорта.

3.16    застепный дренаж: Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.

3.17    защитные сооружения земляного полотна (защитные сооружения): Сооружения, построенные для защиты земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов.

3.18    защитный слой:    Специально    сформированный    верхний    слой

земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.

3.19    земляное полотно: Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.

3.20    искусственные сооружения:    Сооружения.    возводимые на

пересечениях с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для

8

СП Железнодорожный путь

замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.

3.21    карст:    Комплексный геологический процесс, обусловленный

растворением подземными и (или) поверхностными водами горных пород, проявляющийся в их ослаблении, разрушении, образовании пустот и пещер, изменении напряженного состояния пород, динамики, химического состава и режима подземных и поверхностных вод, в развитии суффозии (механической и химической), эрозий, оседаний, обрушений и провалов грунтов и земной поверхности11.

3.22    комплекс сооружений земляного полотна (комплекс сооружений):

Комплекс сооружений, включающий собственно земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения.

3.23    минеральное дно:    Основание    торфяных    отложений    болота,

сложенное минеральными грунтами.

3.24    модернизация железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с заменой отдельных элементов конструкции на иные, улучшающие показатели функционирования.

3.25    мониторинг: В геотехнике - единая система, включающая:

комплексные наблюдения за инженерно-геологическими процессами,

эффективностью инженерной защиты, состоянием сооружений и территорий в периоды строительства и эксплуатации объекта;

анализ результатов наблюдений, расчетов и моделирования, рекомендаций по усилению инженерной защиты, совершенствованию конструкций сооружений и т.п.;

проектирование дополнительных мероприятий по обеспечению надежности сооружений и эффективности инженерной защиты, по предотвращению социально-экологических последствий;

осуществление дополнительных мероприятий при активном геотехническом надзоре12.

3.26    морозное (криогенное) пучение (морозное пучение): Процесс, вызванный промерзанием грунта, миграцией влаги, образованием ледяных

9

СП Железнодорожный путь

прослоев, деформацией скелета грунта, приводящих к увеличению объема грунта и поднятию его поверхности6.

3.27    наледь: Слоистый ледяной массив на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, образовавшийся при замерзании периодически изливающихся подземных или речных вод7.

3.28    несущая способность основной плошалки земляного полотна:

Способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки, воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода.

3.29    обвалы: Отрыв масс горных пород склонов, бортов и их падение вниз под влиянием силы тяжести с опрокидыванием и перекатыванием без воздействия воды8.

3.30    обочина земляного полотна (обочина): Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна.

3.31    опасные природные процессы и явления: Землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения9.

3.32    оползни: Смещение горных пород со склонов, бортов карьеров, строительных выемок под действием веса грунта и объемных и поверхностных сил. Различают оползни скольжения, оползни выдавливания, вязкопластические оползни, оползни внезапного разжижения, оползни гидродинамического разрушения10.

3.33    основная площадка земляного полотна: Верх земляного полотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земляного полотна, а также обочины.

3.34    ось пути: Линия, проходящая посередине рельсовой колеи в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от осей

6    СП 116.13330.2012 Инженерная зашита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.6.

7    СП 116.13330.2012 Инженерная зашита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.8.

* СП 116.13330.2012 Инженерная зашита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.10.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. Ms 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 2.

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.12.

10

СП Железнодорожный путь

симметрии рельсов, образующих данную колею, и предназначенная для построения проектных показателей железнодорожного пути и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примечание - Положение оси пути определяется для каждого пути в пространстве в высокоточной координатной системе, а при ее отсутствии - в заданной системе координат.

3.35    откосы земляного полотна: Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью.

3.36    перегон: Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами13.

3.37    подрельсовое основание: Опоры для рельсов железнодорожного пути, предназначенные для восприятия нагрузок от рельсов и передачи их на балластный слой или искусственные сооружения.

3.38    полный комплект рабочей документации (рабочая документация): Совокупность основных комплектов рабочих чертежей по видам строительных и монтажных работ, дополненных прилагаемыми и ссылочными документами и необходимых для строительства здания или сооружения'14.

3.39    полоса отвода железных дорог: Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.15

3.40    проектирование: Процесс разработки и выпуска проектной и рабочей документации, необходимой для строительства объекта.

3.41    проектная документация: Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические

1

   Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 апреля 2014 года) от 22 декабря 2004 года.

2

   СП 116.13330.2012 Инженерная зашита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.17.

3

   Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. JVL* 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 2.

4

   СП 116.13330.2012 Инженерная зашита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.18.

5

‘"СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах, пункт А. 14.

6

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.21.

7

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.22.

8

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений, раздел 3.

9

   Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», статья 2.

10

   Технический регламент Таможенного Союза от 15 июля 2011 г. № 710 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), статья 2.

11

   СП 116.13330.2012 Инженерная зашита территории, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.4.

12

   СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения, пункт 3.7.

13

Технический регламент Таможенною союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», статья 2.

14

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации, пункт 3.6.

15

о Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статья 2.