МИНИСТЕРСТВО ТРАНС ПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕН приказом Минтранса России №204 от 06.07.2015
СП 234.1326000.2015
СВОД ПРАВИЛ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА II ТЕЛЕМЕХАНИКА Правила строительства н монтажа
Издание официальное
Москва 2015
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»
Сведения о Своде Правил
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»), обществом с ограниченной ответственностью «Имсат-Проект» (ООО «Имсат-Проект»)
2 ВНЕСЕН Министерством транспорта Российской Федерации
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от « 06 » июля 2015 г. № 204
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии « 30 » июля 2015 г.
5 Настоящий свод правил может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструкту ры железнодорожного транспорта».
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Пш/юрмация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно инШаемом информационном указателе «Национальные стандарты ».
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода щита соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом иш/юрмационном указателе «Национальные стандарты». С<ютветствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в иш/юрмационной системе общего пользования на официальных сайтах Федерального агентства по техническому ре.улированию и метрологии и разработчика Министерства транспорта Российской Фе<>ерации в сети Интернет
© Минтранс России, 2015
II
( II 234.1326000.2015
1 Область применения.............................................................. I
2 Нормативные ссылки............................................................... 1
3 Термины и определения, обозначения и сокращения..................... 3
4 Общие положения................................................................. 9
5 Организация строительства...................................................... 12
5.1 Рабочая документация........................................................ 12
5.2 Инженерная подготовка строительства................................... 13
5.3 Требования к помещениям, принимаемых под монтаж
оборудования....................................................................... 16
5.4 Входной контроль, поступающего на объект оборудования и
материалов........................................................................... 17
5.5 Транспортировка, разгрузка и погрузка, хранение материалов и
оборудования........................................................................ 19
6 Габариты приближения строений............................................. 22
7 Земляные работы.................................................................. 26
8 Строительно-монтажные работы при установке напольного
оборудования устройств железнодорожной автоматики и телемеханики...................................................................... 30
8.1 Светофоры и световые указатели........................................... 30
8.2 Светофорные мостики и консоли.......................................... 39
8.3 Релейные и батарейные шкафы, шкафы-концентраторы............. 42
8.4 Оборудование переездов и пешеходных переходов (светофоры,
автошлагбаумы, устройство заграждения переезда, противотараннос устройство)................................................................................. 45
8.5 Маневровые колонки, кабельные стойки, кабельные ящики........ 48
8.6 Тоннельная и мостовая сигнализация.....................................49
8.7 Стыковые рельсовые, стрелочные и междупутные соединители... 50
8.8 Путевые дроссель-трансформаторы...................................... 54
8.9 Путевые и трансформаторные ящики..................................... 55
8.10 Кабельные муфты........................................................... 57
8.11 Стрелочная гарнитура и электроприводы............................... 58
8.12 Устройства закрепления состава на пути и сбрасывающие
башмаки.............................................................................. 59
III
СИ 2J4.IJ26IMMI.2ni5
8.13 Оборудование устройств контроля схода подвижного состава, 60
контрольно-габаритных устройств............................................
8.14 Оборудование устройств технического контроля подвижного
состава на ходу поезда........................................................... 61
8.15 Оборудование системой контроля свободности участков пути
методом счета осей................................................................ 61
8.16 Особенности монтажа в местах концентрации аппаратуры
(горловина, район станции)..................................................... 62
9 Строительно-монтажные работы путевых горочных устройств........ 62
10 Строительно-монтажные работы внутрипостового оборудования
устройств железнодорожной автоматики и телемеханики................ 66
10.1 Стативы, панели питания.................................................. 66
10.2 Пульты управления, выносные табло................................... 68
10.3 Аккумуляторные батареи и устройства бесперебойного
питания.............................................................................. 70
10.4 Дизель-генератораторные агрегаты...................................... 71
10.5 Особенности при установке и монтаже микропроцессорных
систем и систем технического диагностирования и мониторинга...... 72
11 Строительно-монтажные работы устройств пожарной, охранной
сигнализации и устройств пожаротушения.................................. 72
12 Строительно-монтажные работы устройств заземления и зашиты от
атмосферных и коммутационных перенапряжений....................... 74
12.1 Заземление и защита от атмосферных и коммутационных
перенапряжений постовых устройств и служебно-технических зданий железнодорожной автоматики и телемеханики................... 74
12.2 Заземление и защита от атмосферных и коммутационных
перенапряжений напольных устройств........................................ 88
12.3 Защита кабельных линий железнодорожной автоматики и
телемеханики от ударов молнии и электротяги.............................93
13 Пуско-наладочные работы........................................................ 94
13.1 Общие положения............................................................ 94
13.2 Монтаж и установка макетного оборудования........................ 95
14 Исполнительная документация................................................. 96
15 Контроль качества выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ................................................................. 100
( II 234.13264КЮ.2015
16 Техника безопасности при производстве строительно-монтажных и
пуско-наладочных работ......................................................... 103
17 Пожарная безопасность при производстве строительно-монтажных
и пуско-наладочных работ...................................................... 107
18 Обеспечение безопасности движения при производстве работ......... 113
Приложение А..................................................................... 115
Приложение Б..................................................................... 143
Библиография..................................................................... 156
V
СВОД ПРАВИЛ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА Правила строительства и монтажа
Railway automation and remote control Rules for construction and installation
Дата введения 01.07.2015
1 Область применения
Настоящий свод правил устанавливает правила строительства и монтажа устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных путях общего пользования.
Настоящий свод правил распространяется на строительство и монтаж устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на участках железных дорог со скоростями движения поездов до 200 км/ч включительно.
Положения настоящего свода правил могут быть применены при строительстве и монтаже устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных путях необщего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9238-2013 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения
ГОСТ 26.205-88 Комплексы и устройства телемеханики. Общие технические условия.
1
( II 234.1J264W.20I5
ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения.
ГОСТ 2.749-84 Единая система конструкторской документации. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки
ГОСТ 8724-2002 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги
ГОСТ Р 51685-2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р 55176.4.1-2012 Совместимость технических средств
электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной
автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 54897-2012 Системы железнодорожной автоматики и
телемеханики на станциях. Требования безопасности и методы контроля ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения ГОСТ Р 54899-2012 Системы диспетчерской централизации и
диспетчерского контроля. Требования безопасности и методы контроля.
ГОСТ Р 54900-2012 Системы железнодорожной автоматики и
телемеханики на перегонах железнодорожных линий. Требования безопасности и методы контроля
ГОСТ Р 55176.4.1-2012 Совместимость технических средств
Ml 234.13264100.2015
электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 12.4.219-99 Одежда специальная сигнальная повышенной видимости
ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
3 Термины и определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящем своде правил применены термины в соответствии с ГОСТ Р 53431-2009, ГОСТ Р 53953-2010, ГОСТ Р 53480-2009, ГОСТ Р 55056-2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 авторский надзор: Один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в проектной документации выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.
[Свод правил 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», пункт 3.1]
3.1.2 балластный слой: Элемент верхнего строения
железнодорожного пути, служащий для равномерного распределения давления от шпал по основной площадке земляного полотна, а также для обеспечения упругого взаимодействия пути и железнодорожного подвижного состава и удержания шпал от сдвига.
3.1.3 блок-участок: Часть межстанционного перегона при
автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков), или проходным светофором (границей блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей блок-участка).
(«Правила технической эксплуатации железных дорог Российской федерации», (утверждены приказом Минтранса России № 286 от 21 декабря 2010 г., с внесением изменений утвержденными приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. №162), статья II пункт 10]
з
3.1.4 габарит железнодорожного подвижною состава: Предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
[«Правила технической эксплуатации железных дорог Российской федерации», (утверждены приказом Минтранса России № 286 от 21 декабря 2010 г., с внесением изменений утвержденными приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. №162), статья II пункт 10]
3.1.5 габарит приближения строений: Предельное поперечное
перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутри габаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
инфраструктуры железнодорожного транспорта», (утвержден решением комиссии Таможенного союза № 710 от 15 июля 2011 г.) статья 2]
3.1.6 генеральный подрядчик: Организация, являющаяся главным исполнителем договора подряда на проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
3.1.7 железнодорожная автоматика и телемеханика: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и управление маневровой работой.
[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
инфраструктуры железнодорожного транспорта», (утвержден решением комиссии Таможенного союза № 710 от 15 июля 2011 г.) статья 2]
3.1.8 железнодорожный переезд: Пересечение в одном уровне
автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», (утвержден решением комиссии Таможенного союза № 710 от 15 июля 2011 г.) статья 2]
3.1.9 железнодорожный пешеходный переход: Пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов
[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», (утвержден решением комиссии Таможенного союза № 710 от 15 июля 2011 г.) статья 2]
3.1.10 железнодорожный путь: Подсистема инфраструктуры
железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные соору жения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные соору жения.
[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», статья 2]
3.1.11 железнодорожная станция: Пункт, который разделяет
железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
[«Правила технической эксплуатации железных дорог Российской федерации», (утверждены приказом Минтранса России № 286 от 21 декабря 2010 г., с внесением изменений утвержденными приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. №162), статья II пункт 10]