Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

61 страница

Купить СО 34.35.655-95 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Методических указаниях приведен объем проверок промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации при новом включении. Объем проверок реле, находящихся в эксплуатации, должен быть определен согласно правилам технического обслуживания устройств релейной защиты. В Методических указаниях приведен порядок проверки правильности выбора реле и добавочных резисторов. Методические указания предназначены для персонала электрических станций, подстанций, наладочных организаций, занимающегося наладкой и эксплуатацией этих реле.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Введение

2 Проверка промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации при новом включении

     2.1 Общие указания

     2.2 Программа работ

     2.3 Подготовительные работы

     2.4 Внешний осмотр

     2.5 Внутренний осмотр, очистка, проверка надежности контактных соединений и состояния контактных поверхностей

     2.6 Проверка и регулирование механической части

     2.7 Проверка сопротивления изоляции

     2.8 Проверка электрических характеристик

     2.9 Оформление результатов проверки

Приложение 1. Порядок проверки правильности выбора реле и добавочных резисторов

Приложение 2. Протокол проверки промежуточных и указательных реле

Приложение 3. Протокол проверки промежуточных реле РП-321, РП-341, РП-342

Приложение 4. Протокол проверки реле импульсной сигнализации РИС

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

ИзданСПО ОРГРЭС1995 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ФИРМА ПО НАЛАДКЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ ОРГРЭС’

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАЛАДКЕ И ПРОВЕРКЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ И РЕЛЕ ИМПУЛЬСНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

ОРГРЭС Москва 1995

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ФИРМА ПО НАЛАДКЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ ОРГРЭС”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАЛАДКЕ И ПРОВЕРКЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ И РЕЛЕ ИМПУЛЬСНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС Москва    1995

Рис. 2. Общий вид реле РП-23» РП-232, РП-233:

I — сердечник; 2 — обмотка; 3 — якорь; 4 — хвостовик якоря; 5 — неподвижные контакты; б — подвижные контакты;

7 — возвратная пружина; 8 — направляющая скоба;

9 — пластинка; 10 — цоколь; 11 — кожух;

12 — упор якоря; 13 — верхний упор;

14 — упорная колодка

Рис. 3. Общий вид реле РП-25:

1 — магннтопровод; 2 — обмотка; 3 — якорь;

4 — неподвижные контакты; 5 — подвижные контакты; б — возвратная пружина; 7 — направляющая скоба;

8 — пластинка; 9 — цоколь; 10 — хвостовик скобы якоря; 11 — короткозамкнутый виток; 12 — бронзовая пластинка; 13 — упорная колодка; 14 — верхний упор


11

делах 0,5-2 мм и между хвостовиком якоря и упорной колодкой — не менее 0,1-0,15 мм.

Для реле РП-25 между нижней плоскостью хвостовика скобы якоря и выступом упорной колодки должен быть зазор 0,5-0,8 мм и между хвостовиком скобы якоря и упорной колодкой — 0,1-0,15 мм;

—    при срабатывании реле подвижные контакты не должны сползать с плоскости неподвижных;

—    в положении срабатывания реле контактная колодка реле должна иметь запас хода в пределах 0,5-ь 1,5 мм;

—    в положении срабатывания реле выступ якоря РП-23, РП-232, РП-233 должен упираться в сердечник, а зазоры между полюсами сердечника и якорем реле РП-25 должны отсутствовать;

—    провал подвижных контактных пластин должен быть в пределах 0,7-И мм;

—    осевой люфт якоря РП-25 должен быть около 0,4 мм.

При необходимости следует произвести регулирование реле. Начальный воздушный зазор для реле РП-23, РП-232, РП-233 регулируется подгибанием упора и хвостовика якоря, для реле РП-25 — подгибанием переднего хвостовика (на рис. 3 не показан) скобы якоря.

Междуконтактный зазор следует регулировать подгибанием верхнего упора.

Ход якоря над выступом упорной колодки для реле РП-23, РП-232, РП-233 необходимо регулировать упором якоря.

Зазор между нижней плоскостью хвостовика скобы якоря и выступом упорной колодки для реле РП-25 следует регулировать подгибанием хвостовика скобы якоря.

Соосность контактов реле следует регулировать перемещением направляющей скобы и пластинки.

Запас хода контактной колодки реле в положении срабатывания следует регулировать подгибанием хвостовика якоря для реле РП-23, РП-232, РП-233 и хвостовика скобы якоря для реле РП-25.

Провал подвижных контактов обеспечивается подгибанием неподвижных контактов.

Устранение зазора между полюсами сердечника и якорем для реле РП-25 необходимо производить перемещением магнитопрово-да при ослабленных винтах его крепления.

Реле серии РП-250 (РП-251). Общий вид реле дан на рис. 4

Реле должно иметь следующие характеристики:

12

Рис. 4. Общий вид реле РП-251:

1 — цоколь;2 — кожух; 3 — скоба магнитопровола: 4 — обмотка; s — возвратная пружина: б —траверса с укрепленными на ней подвижными контактами; 7 — подвижные контакты; 8 — неподвижные контакты; 9 — пружина: 10 — колодка; 11 — якорь; 12 — скоба крепления якоря; 1? — направляющая пластинка: 14 — винт регулирования конечного положения якоря: 15 — винт регулирования начального положения якоря: 16 — демпферная втулка: 17 — кольцо крепления обмотки реле: 18 — винт крепления колодки; 19 — сердечник

13

—    движение траверсы в направляющих пластинках должно происходить без затирания;

—    междуконтактный зазор должен быть не менее 2,5 мм для реле РП-251, РП-252, РП-256 и не менее 26,0 мм для реле РП-253, РП-254, РП-255;

—    провал подвижных контактов должен быть не менее 0,5 мм;

—    начальный воздушный зазор (зазор между якорем и торцом скобы магнитопровода) должен составлять примерно 2,4 мм (при междуконтактном зазоре 2,5 мм и провале 0,5 мм) для реле РП-251, РП-252, РП-256; примерно 2,0 мм (при междуконтактном зазоре 2 мм и провале 0,5 мм) для реле РП-253, РП-254, РП-255;

—    в начальном положении между якорем и траверсой не должно быть зазора (траверса должна упираться в якорь);

—    конечный воздушный зазор (зазор между якорем и сердечником реле в положении срабатывания) должен быть примерно 0,2 мм для реле РП-251, РП-253, РП-254, РП-255 и около 0,05 мм для реле РП-252, РП-256;

—    в положении срабатывания реле траверса должна иметь запас хода 0,5-1,5 мм.

При необходимости следует произвести регулирование реле.

Затирание траверсы с подвижными контактами следует устранить перемещением колодок, после чего положение колодок фиксируется винтами.

При указанном регулировании необходимо контролировать, чтобы при срабатывании реле не происходило сползания подвижных контактов с плоскости неподвижных.

Регулирование начального и конечного воздушных зазоров осуществляется соответствующими винтами.

Регулирование междуконтактного зазора и провала контактных мостиков при срабатывании реле следует осуществлять перемещением неподвижных контактов при отпущенных винтах крепления контактов в колодке.

Регулирование времени действия реле изменением механических характеристик может не обеспечить необходимых параметров. В этом случае дополнительное регулирование необходимо произвести изменением количества демпферных шайб и изменением расположения обмоток и демпферных шайб на сердечнике. При этом уменьшение количества демпферных шайб вызывает уменьшение времени срабатывания и возврата реле; установка демпферных шайб ближе к воздушному зазору вызывает увеличение времени

14

срабатывания реле; установка обмотки реле ближе к воздушному зазору вызывает уменьшение времени срабатывания реле.

В случае удаления демпферных шайб при регулировании параметров реле РП-251, РП-252, РП-256 обмотку необходимо закрепить кольцами, установленными на сердечнике реле.

Реле серш РП-220. Общий вид реле дан на рис. 5.

1 — неподвижные контакты; 2 — подвижные контакты; 3 — изоляционная рамка; 4 — сердечник; 5 — обмотка; 6 — медная пластинка; 7 — добавочный резистор; 8 — изоляционные колодки; 9 — винты крепления сердечника;

10 — якорь; 11 — скоба; 12 — возвратная пружина;

13 — уравновешивающий груз; 14 — полуось; 15 — упорный винт;

16 — винт крепления контактной системы; 17 — упорная пластина

Реле должно иметь следующие характеристики:

—    осевой люфт якоря в горизонтальном направлении должен быть около 0,5 мм;

—    воздушный зазор при отпущенном якоре должен быть между якорем и плоскостью заднего керна сердечника не более 0,05 мм, между якорем и немагнитной прокладкой переднего керна сердечника около 1 мм. При отпущенном якоре торец упорного винта должен касаться верхней плоскости якоря;

—    при срабатывании реле не должно происходить сползания

15

подвижных контактов с плоскости неподвижных. Концы подвижных контактов пластин должны выступать за изоляционную рамку на длину примерно 2 мм;

—    междуконтактный зазор замыкающих и размыкающих контактов должен быть не менее 1 мм;

—    при отпущенном якоре между подвижной контактной пластиной и изоляционной рамкой для размыкающих контактов реле РП-221, РП-225 должен быть зазор 0,3-0,5 мм; давление каждой подвижной контактной пластины замыкающих контактов на изоляционную рамку при отпущенном якоре должно быть не менее 5 г для реле РП-221, РП-225 и не менее 3 г для реле РП-222, РП-223, РП-224;

—    давление, создаваемое натяжением возвратной пружины и измеренное на изоляционной рамке, должно быть 10-20 г для реле РП-221, РП-225 и 20-40 г для реле РП-222, РП-223, РП-224;

—    давление каждой неподвижной контактной пластины замыкающего контакта на свою упорную пластину должно быть примерно 20 г;

—    провал замыкающих контактов должен быть около 0,2-0,3 мм (определяется наличием зазора не менее 0,25 мм между торцом медной пластинки и якорем при касании контактов);

—    провал размыкающих контактов должен быть не менее 0,3 мм (определяется наличием зазора не менее 0,3 мм между упорным винтом и наружной плоскостью якоря при касании контактов).

При необходимости следует производить регулирование реле.

Зазор между якорем и плоскостью заднего керна сердечника следует устанавливать перемещением сердечника при ослабленных винтах крепления сердечника.

Зазор между якорем и медной пластинкой переднего керна сердечника следует устанавливать упорным винтом.

Соосность контактов необходимо регулировать перемещением контактных пластин при отпущенном винте крепления контактной системы. При регулировании необходимо следить, чтобы концы подвижных контактных пластин выступали за изоляционную рамку.

Регулирование междуконтактного зазора следует осуществлять совместным подгибанием упорной пластины и неподвижной контактной пластаны у места их выхода из изоляционных колодок.

Регулирование провалов контактов произвести подгибанием контактных пластин у места их выхода из изоляционных колодок.

При регулировании механических характеристик необходимо

16

учитывать, что напряжение срабатывания реле в большей мере определяется противодействием контактных пластин, чем начальным положением якоря и натяжением возвратной пружины, а напряжение возврата определяется высотой медной пластинки и противодействием контактных пластин.

S 6    7    Ь

1 — колодка выводов; 2 — установочный угольник; 3 — ось якоря;

4 — изоляционные колодки; S — винты крепления контактной системы;

6 — упорные пластины; 7 — неподвижные контакты;

8 — подвижные контакты; 9 — траверса; 10 — немагнитная прокладка; 11 — винт крепления траверсы; 12 — упор якоря; 13 — якорь;

14 — сердечник; 15 — обмотка; 16 — винт крепления обмоткн;

17 — скоба магнитопровода; 18 — скоба


Рис. б. Общий вид реле РПУ-1-010:


Реле РПУ-1. Общий вид реле РПУ-1-010 дан на рис. 6.

Реле должно иметь следующие характеристики:

—    якорь реле должен иметь небольшой осевой люфт;

—    якорь реле постоянного тока должен плотно прилегать к полочкам скобы магнитопровода, при этом между якорем и сердечником должен быть зазор до 0,4 мм;

—    шлифованные поверхности якоря и сердечника реле переменного тока^должны плотно прилегать друг к другу;

17

—    ход якоря под упором якоря должен быть в пределах 3,6-Ю,8 мм;

—    междуконтактный зазор замыкающих и размыкающих контактов должен быть не менее 1,8 мм;

—    провал размыкающих и замыкающих контактов должен быть не менее 1,2 мм, при этом между неподвижными контактными пластинами и упорными пластинами должен быть зазор не менее 0,6 мм. В разомкнутом положении контактов упорные пластины должны касаться контактных пластин;

—    контакты каждой контактной пары должны замыкаться по центру с допустимым отклонением от соосности не более 0,5 мм. Контактные и упорные пластины не должны касаться вертикальных поверхностей траверсы;

—    при отпущенном якоре между подвижными пластинами размыкающих контактов и полочкой траверсы должен быть зазор в пределах 0,4-Ю,7 мм;

—    при отпущенном якоре подвижные контактные пластины замыкающих контактов должны касаться полочек траверсы с давлением в пределах 3-И5 г.

При необходимости следует производить регулирование реле.

Положение якоря реле регулируют перемещением скобы при отпущенных винтах крепления.

Ход якоря под упором необходимо регулировать перемещением упора якоря.

Соосность контактов следует регулировать перемещением контактных пластин при отпущенных винтах крепления контактной системы. При перемещении контактных пластин может быть нарушена изоляция на винтах крепления контактной системы реле, что приведет к замыканию одного или нескольких контактов на корпус реле. Поэтому после такого регулирования необходимо проверить сопротивление изоляции между корпусом и каждой контактной пластиной.

Регулирование контактов следует производить подгибанием контактных и упорных пластан у места их выхода из изоляционных колодок.

Реле РПУ-2. Реле (см. рис. 6) должно иметь следующие характеристики:

—    осевой люфт якоря должен быть в пределах 0,05-Ю,7 мм;

—    немагнитная прокладка должна прилегать к якорю без видимого выпучивания;

18

—    воздушный, зазор между якорем и полочкой скобы магнито-провода (с передней стороны реле) при притянутом положении якоря должен быть в пределах 0,3-Н),8 мм;

—    немагнитная прокладка в притянутом положении якоря должна плотно опираться на переднюю часть выступа сердечника для реле постоянного тока;

—    при отсутствии немагнитной прокладки Якорь в притянутом положении должен опираться на передний выступ сердечника, не касаясь заднего, с видимым зазором не более 0,12 мм для реле переменного тока. При этом между якорем и полочкой скобы маг-нитопровода (с задней стороны реле) должен быть зазор не более 0,15 мм;

—    ход якоря под его упором должен быть в пределах 2,5-г-2,7 мм;

—    междуконтактный зазор замыкающих и размыкающих контактов должен быть не менее 1,4 мм и не менее 1,0 мм для переключающих контактов;

—    провал размыкающих и замыкающих контактов должен быть не менее 0,8 мм и не менее 0,6 мм для переключающих контактов, при этом между неподвижными контактными пластинами и упорными пластинами должен быть зазор не менее 0,6 мм. В разомкнутом положении контактов упорные пластины должны касаться контактных пластин;

—    контакты каждой контактной пары должны замыкаться по центру с допустимым отклонением от соосности не более 0,3 мм.

Контактные пластины не должны касаться вертикальных поверхностей траверсы;

—    между подвижными контактными пластинами размыкающих контактов и полочкой траверсы должен быть зазор в пределах 0,4-^0,7 мм;

—    при отпущенном якоре подвижные контактные пластины замыкающих контактов должны касаться полочек траверсы с давле-нйем в пределах З-ИО г;

—    замыкающие контакты реле должны замыкаться после раз-мъпсания размыкающих контактов и образования между размыкающими контактами зазора не менее 0,5 мм.

При необходимости следует производить регулирование реле.

Положение якоря реле необходимо регулировать перемещением скобы при отпущенных винтах крепления.

Ход якоря под упором следует регулировать перемещением упора якоря.

19

Соосность контактов следует регулировать перемещением контактных пластин при отпущенных винтах крепления контактной системы. При перемещении контактных пластин может быть нарушена изоляция на винтах крепления контактной системы реле, что приведет к замыканию одного или нескольких контактов на корпус реле. Поэтому после такого регулирования необходимо проверить сопротивление изоляции между корпусом и каждой контактной пластиной.

Регулирование контактов необходимо производить подгибанием контактных и упорных пластин у места их выхода из изоляционных колодок.

Реле МКУ-48, МКУ-48с. Общий вид реле МКУ-48 дан на рис. 7.

Y4    «    i5

1 — скоба магаитопровода; 2 — обмотка; 3 — якорь; 4 — подвижный контакт; 5 — неподвижный контакт; б — возвратная пружина;

7 — винт натяжения возвратной пружины; 8 —- упор якоря;

9 — винты крепления упора якоря; 10 — ось якоря; 11 —'медный упор; 12 — изоляционная рамка; 13 — изоляционные колодки;

14 — винты крепления контактной системы; 15 — упорные пластины;

16 — скоба

УДК 621.3 1 8.5:654.9(083.96)

СОСТАВЛЕНО электроцехом Средазтехэнерго СОСТАВИТЕЛЬ инженер В.В. КУЗНЕЦОВ

В настоящих Методических указаниях приведен объем проверок промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации при новом включении. Объем проверок реле, находящихся в эксплуатации, должен быть определен согласно правилам технического обслуживания устройств релейной защиты.

В Методических указаниях приведен порядок проверки правильности выбора реле и добавочных резисторов.

Методические указания предназначены для персонала электрических станций, подстанций, наладочных организаций, занимающегося наладкой и эксплуатацией этих реле.

С выходом настоящих Методических указаний “Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле” (М.: Энергия, 1969) может быть использована с учетом действующих директивных документов только при проверке старых типов реле, которые не рассматриваются в данных Методических указаниях.

© СПО ОРГРЭС, 1995

Подписано к печати 18.09.95    Формат    60x84    1/16

Печать офсетная Уел. печ. л. 3,49 Уч.-изд. л. 3,8 Тираж 840 экз. Заказ №    Издат.    №    94058

Производственная служба передового опыта эксплуатации энергопредприятий ОРГРЭС 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15 Участок оперативной полиграфии СПО ОРГРЭС 109432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 29, строение 6 Сверстано на ПЭВМ 20

Реле должно иметь следующие характеристики:

—    якорь реле должен иметь небольшой осевой люфт;

—    ход якоря между сердечником и упором якоря должен быть в пределах 2,5ч-2,8 мм;

—    в конечном положении якорь должен упираться в край сердечника;

—    при срабатывании подвижные контакты не должны сползать с плоскости неподвижных. Контактные пластины не должны касаться вертикальной плоскости изоляционной рамки;

—    провал контактов должен быть не менее 0,8-1 мм, при этом зазор между упорной и контактной пластинами должен быть не менее 0,5 мм.

При необходимости следует производить регулирование реле.

Ход якоря необходимо регулировать перемещением упора якоря.

Конечное положение якоря следует регулировать перемещением скобы при отпущенных винтах крепления.

Соосность контактов необходимо регулировать перемещением контактных пластин при отпущенных гайках на винтах крепления контактной системы.

Регулирование контактов следует производить подгибанием контактных и упорных пластин у места их выхода из изоляционных колодок.

Реле серии КДР. Общий вид реле дан на рис. 8.

Реле должно иметь следующие характеристики:

—    воздушный зазор между якорем и сердечником в притянутом положении якоря должен быть не менее 0,3 мм для реле КДР-1, не менее 0,2 мм для реле КДР-2, не менее 0,05 мм для реле КДР-ЗМ, не менее 0,15 мм для реле КДР-5М, не менее 0,08 мм для реле КДР-6М;

—- ход якоря должен быть в пределах 2,2ч-2,6 мм (определяется зазором между изоляционной планкой и упорной скобой в притянутом положении якоря) для реле КДР-1, КДР-ЗМ, КДР-5М, КДР-6М и 0,4ч-0,8 мм (определяется зазором между сердечником и якорем в отпущенном положении якоря) для реле КДР-2;

—    перемещение якоря вдоль шарнира должно быть в пределах 0,3-г0,7 мм;

—    перемещение якоря в вертикальном направлении должно быть в пределах 0,Зч-0,5 мм;

L ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические указания являются переработанным и дополненным изданием “Инструкции по проверке промежуточных и указательных реле”.

Методические указания составлены с учетом действующих директивных документов: “Правил технического обслуживания устройств релейной защиты, электроавтоматики, дистанционного управления и сигнализации электростанций и линий электропередачи 35-330 кВ” (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979), “Правил технического обслуживания устройств релейной защиты и электроавтоматики электрических сетей 0,4-20 кВ” (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979), “Сборника директивных материалов по эксплуатации энергосистем (электротехническая часть). Раздел четвертый. Защита и электроавтоматика” (М.: СПО Союзтехэнерго, 1978), заводской информации, а также опыта наладки и эксплуатации промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации.

В Методических указаниях рассмотрены:

—    промежуточные реле ЭП-1, РП-23, РП-25, РП-232, РП-233, РП-250 (серия), РП-220 (серия), РПУ-1, РПУ-2, МКУ-43, КДР (серия), РП-321, РП-341, РП-342, РП-8, РП-9, РП-11, РП-12, РЭВ-880 (серия);

—    указательные реле РУ-21, БРУ-4, ЭС-41;

—    реле импульсной сигнализации РИС-Э2М, РИС-Э2М-0,2 и РИС-ЭЗМ. В приложении 1 приведен порядок проверки правильности выбора реле и добавочных резисторов.

В Методических указаниях не рассматриваются снятые с производства следующие реле: ЭП-Ю1-А, ЭП-103-А, ЭП-131, ЭП-132, ЭПВ-11, ЭПВ-12, ЭПВ-32, РП-24, РП-26, РП-210 (серия), РП-351, РП-352, ЭС-21. Проверка этих реле, некоторые типы которых находятся в эксплуатации в значительных количествах, может выполняться в соответствии с “Инструкцией по проверке промежуточных

4

и указательных реле” с учетом требовании вышеприведенных директивных документов.

2. ПРОВЕРКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ И РЕЛЕ ИМПУЛЬСНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ НОВОМ ВКЛЮЧЕНИИ

2.1.    Общие указания

Программа работ, последовательность и объемы подготовительных работ, внешнего и внутреннего осмотров в общем виде приведены в правилах технического обслуживания устройств релейной защиты. Ниже приведены программа работ, последовательность и объемы подготовительных работ, внешнего и внутреннего осмотров применительно к рассматриваемым реле.

2.2.    Программа работ

При новом включении реле работы выполняются в следующем объеме:

а)    подготовительные работы;

б)    внешний осмотр;

в)    внутренний осмотр, очистка, проверка надежности контактных соединений и состояния контактных поверхностей;

г)    проверка и регулирование механической части;

д)    проверка сопротивления изоляции;

е)    проверка электрических характеристик;

ж)    оформление результатов проверки.

2.3. Подготовительные работы

В подготовительные работы входят:

а)    подготовка необходимой документации, в том числе исполнительных схем, в которых используются проверяемые реле;

б)    определение параметров реле с учетом его технических возможностей, требований, предъявляемых к наладке реле настоящими Методическими указаниями, и функций, выполняемых реле в принятой схеме;

в)    подготовка испытательных устройств, измерительных приборов и соединительных проводов;

г)    подготовка запасных частей и инструмента;

д)    принятие Mq>, предотвращающих воздействие проверяемого

5

реле или напряжения, подводимого к обмоткам и контактам реле, на другие устройства.

2.4. Внешний осмотр

При внешнем осмотре проверить соответствие установленного реле проекту, крепление реле, крепление внешних проводников к выводам реле, отсутствие механических повреждений кожуха и цоколя ,наличие уплотнения между кожухом и цоколем и плотность их прилегания друг к другу.

2.5. Внутренний осмотр, очистка, проверка надежности контактных соединений и состояния контактных поверхностей

2.5.1.    Проверить целость кожуха и цоколя, наличие и целость элементов реле и надежность их крепления к цоколю.

2.5.2.    Очистку реле от пыли производить мягкой кистью. Металлические опилки и стружки на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником удалить металлической пластинкой соответствующего размера.

2.5.3.    Проверить целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие обычных и пружинных (стопорных) шайб.

Произвести затяжку винтов и гаек. При этом винты, крепящие выводы внутри реле к втулке, и винты или шпильки для присоединения внешних проводов к реле не должны касаться друг друга внутри втулки.

Надежность контактного соединения следует определить отсутствием перемещения выводов реле или внешних проводов относительно втулки или шпильки.

Перемещение выводов реле или внешних проводов относительно втулки (шпильки) указывает на недостаточную затяжку винтов (гаек) или касание винтов (винта и шпильки) внутри втулки.

Для обеспечения надежного соединения ослабить винты или шпильки внешних присоединений; затянуть винты, крепящие выводы к втулкам внутри реле, после чего ввернуть до упора, а затем вывернуть на 1-1,5 оборота и затянуть в таком положении шпильки внешних присоединений. Если присоединение внешних проводов осуществляется винтами, то следует под винты проложить необходимое количество шайб или применить более короткие винты.

Качество пайки следует проверить легким подергиванием про-

6

водников и осмотром мест пайки. Ненадежные и окисленные соединения следует перепаять заново. Паять следует припоем ПОС-ЗО или ПОС-40, в качестве флюса следует применять канифоль. Перед пайкой спаиваемые детали должны быть облужены.

У реле с гибкими многопроволочными токопроводами необходимо проверить отсутствие надломов и оборванных проволочек в местах пайки.

2.5.4.    Проверить надежность затяжки болтов, стягивающих сердечники трансформаторов.

2.5.5.    Проверить состояние изоляции соединительных проводов и обмоток реле. Изоляция не должна иметь видимых повреждений.

2.5.6.    Проверить состояние контактных поверхностей. Они должны иметь правильную форму и ровную поверхность. При наличии царапин, раковин, контактную поверхность необходимо обработать надфилем с последующей полировкой воронилом (стальная пластинка со слаборифленой поверхностью). Очистку окислившихся контактов, не имеющих на поверхности раковин, царапин, можно производить плоской чуркой, сделанной из различных пород дерева, за исключением хвойных.

Не допускается очистка контактов наждачной бумагой или другими абразивными материалами. Не допускается скоблить контакты ножом. Не следует касаться контактов пальцами.

2.6. Проверка и регулирование механической часта

2.6.1. Общие указания

Состояние механической части определяет надежность работы реле, а также в значительной мере его электрические характеристики, поэтому рекомендуется следующий порядок проверки:

а)    проверить и привести в соответстие с принятыми к исполнению схемами контактную систему реле (РП-23, РП-25, РП-250, РЭВ-880);

б)    произвести предварительную оценку механической части;

в)    в случае значительного отклонения механических параметров от требований, предъявляемых к данному типу реле, произвести регулирование в соответствии с указаниями п. 2.6.2;

г)    проверить электрические характеристики реле;

д)    в случае регулирования механизма реле для получения необ-7

ходимых электрических характеристик повторно проверить выполнение требовании, предъявляемых к механической части.

Для предварительной оценки состояния механической части реле следует проверить:

—    легкость хода якоря, отсутствие застреваний, четкость возврата в исходное положение из любого промежуточного положения;

—    зазоры между якорем и сердечником, между подвижными и неподвижными контактами в начальном и конечном положениях якоря;

—    люфты подвижных частей;

—    положение подвижных контактов относительно неподвижных в момент встречи и в конечном положении якоря (подвижный контакт не должен выходить за плоскость неподвижного);

—    наличие провалов (совместного хода) размыкающих и замыкающих контактов;

—    одновременность замыкания и размыкания контактов.

Значения зазоров, люфтов и провалов оцениваются на глаз и

должны соответствовать приведенным в п. 2.6.2 требованиям. Если после предварительной проверки механической части электрические характеристики реле будут значительно отклоняться от нормы, то следует проверить зазоры с помощью щупов, а давление контактных пластин реле, для которых оно нормируется, с помощью граммометра.

При регулировании механической части реле необходимо учитывать следующие основные положения:

—    при уменьшении начального зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение (ток) и время срабатывания реле;

—    при уменьшении конечного зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение (ток) возврата и увеличивается время возврата реле;

—    при ослаблении натяжения возвратной пружины (для реле, у которых такая возможность предусмотрена, например РП-220 (серия), РУ-21) уменьшается напряжение (ток) и время срабатывания, а также уменьшается напряжение и увеличивается время возврата реле;

—    при увеличении числа замыкающих контактов и увеличении давления их контактных пластин увеличивается напряжение (ток) возврата и уменьшается время возврата реле;

—    при увеличении числа размыкающих контактов и увеличении

8

давления их пластин уменьшается напряжение (ток) и время срабатывания реле.

Пользуясь этими основными положениями, можно для каждого типа реле подобрать способ регулирования в целях обеспечения необходимых механических и электрических характеристик.

2.6.2. Регулирование отдельных типов промежуточных реле

Реле ЭП-1. Общий вид реле дан на рис. I

7 Н М2

Рис. 1. Общий вид реле ЭП-1:

1 — магнитопровод; 2 — обмотка; 3 — якорь; 4 — неподвижные контакты; 5 — диск с подвижными контактами; б — ось якоря; 7 — упор;

8 — угольник крепления реле; 9 — нижний диск; 10 — гайки крепления нижнего диска; 11 — гайка крепления упора; 12 — выводы;

13 — основание реле; 14 — втулка

Особенность конструкции реле (возврат якоря реле в исходное положение под действием собственной массы требует производить механическое регулирование с большой тщательностью. Малейшие перекосы или изгибы оси якоря при регулировании могут вызвать отказ в работе реле.

9

Регулирование напряжения (тока) срабатывания реле производится изменением начального положения якоря, для чего следует открутить гайки крепления нижнего диска и переместить нижний диск, а вместе с ним и якорь вдоль оси. При перемещении якоря реле вверх по оси напряжение (ток) срабатывания уменьшается, при перемещении вниз по оси — напряжение (ток) срабатывания увеличивается.

Нормальный зазор между контактами реле должен быть в пределах 1-И,5 мм.

Регулирование напряжения (тока) возврата реле производится изменением конечного зазора между якорем и упором путем незначительного перемещения упора. Для увеличения напряжения (тока) возврата упор поворачивается на долю оборота против часовой стрелки, для уменьшения напряжения (тока) возврата упор поворачивается на долю оборота по часовой стрелке.

Вращение упора по часовой стрелке приводит к уменьшению конечного зазора между якорем и упором и может привести к полному отсутствию зазора. Это исключит контактное нажатие при срабатывании реле и может привести к залиланию реле. Положение упора после каждого перемещения необходимо фиксировать гайкой крепления упора.

Если при наладке реле выявится значительный разброс значений напряжения (тока) срабатывания или возврата, то это может быть вызвано неправильной установкой реле (реле должно быть установлено так, чтобы ось якоря занимала вертикальное положение), изгибом или перекосом оси, загрязнением (неровностями) поверхности якоря или втулки. В этом случае необходимо разобрать реле, выявить и устранить причину, мешающую нормальной работе.

Для того, чтобы разобрать реле, откручивают гайку крепления упора, вращают по часовой стрелке и вынимают со стороны неподвижных контактов реле упор с укрепленными на нем осью и втулкой.

Реле РП-23, РП-25, РП-232, РП-233. Общий вид реле РП-23, РП-232, РП-233 дан на рис. 2, реле РП-25 — на*рис. 3.

Реле должны иметь следующие характеристики:

—    междуконтактный зазор должен составлять не менее 2,5 мм;

—    в начальном положении якоря подвижная контактная система должна упираться в верхний упор; При этом для реле РП-23, РП-232, РП-233 между упором якоря и якорем должен быть зазор, обеспечивающий ход якоря над выступом упорной колодки в пре-