Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

21 страница

258.00 ₽

Купить СНиП II-Л.6-67 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы распространяются на проектирование зданий и сооружений высших учебных заведений

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие указания

2. Размещение высших учебных заведений и требования к земельным участкам

3. Требования к объемно-планировочным решениям зданий и сооружений

     Учебно-лабораторные помещения

     Спортивные сооружения

     Помещения библиотек

     Помещения актового зала

     Помещения ректората, учебной части, научно-исследовательского сектора и административно-хозяйственного управления

     Вспомогательные помещения

     Предприятия общественного питания

     Лифты, подсобные и технические помещения

4. Естественное освещение помещений

5. Противопожарные требования

6. Требования к санитарно-техническим устройствам

     Отопление и вентиляция

     Водоснабжение

     Горячее водоснабжение

     Канализация

     Газоснабжение

     Снабжение сжатым воздухом

7. Искусственное освещение, электротехнические и слаботочные устройства

Приложение 1. Полезная (общая) площадь и строительный объем учебных зданий и сооружений, входящих в состав высших учебных заведений, на одного студента

Приложение 2. Требования к расстановке библиотечного оборудования

Приложение 3. Расчетные температуры воздуха в рабочей или обслуживаемой зонах помещений и нормы воздухообмена

Приложение 4. Расчетные секундные расходы воды лабораторными приборами, диаметры подводок к ним, а также величины эквивалентов

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел Л

Глава 6

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП Н-Л.6-67

с    ЗамененСНиП /1-а -М    с J/Г-

(-М: Ь~ет /У    /Х~

Москва— 1967

Издание официальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР}

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел Л

Глава 6

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНий 11-Л.6-67

Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 31 марта 1967 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва— 1 967

тов, самодеятельных спектаклей и показа кинокартин на широком экране.

3.29. Количество мест в актовом зале следует принимать в зависимости от расчетного контингента студентов согласно табл. 8.


Помещения ректората, учебной части, научно-исследовательского сектора и административно-хозяйственного управления

3.31. Площади помещений ректората, учебной части, научно-исследовательского сектора и административно-хозяйственного управления следует принимать согласно

табл. 10.


Таблица 8

Количество мест в актовом зале

Расчетный контингент студентов

2000

4000

6000

8000

10 000.

Количество мест в актовом зале . .

700

900

1100

1300

1500


Примечания: 1. При размещении на участке двух и более высших учебных заведений актовый зал следует проектировать объединенным на суммарный расчетный контингент студентов.

2. Для высших учебных заведений при расчетном контингенте студентов более 5000, кроме актового зала, допускается предусматривать в соответствии с заданием на проектирование отдельно стоящие здания клубов.


3.30. Площадь помещений актового зала следует принимать согласно табл. 9.


Таблица 9

Площадь помещений актового зала

Б

Б

2

Наименование помещения

Измеритель

Пло-1 шаль в м1

1

Актовый зал (без эстрады).....

На 1 место

0,8

2

Комнаты для самодеятельных коллективов (не менее 2 комнат) .......

в актовом зале На 1 место

0,05

3

Киноаппаратная: кинопроекционная ....

в актовом зале

20

перемоточная . .

5

тамбур ....

5

4

Радиоузел ....

10

5

Кладовая для инвентаря ......

10


Примечания: 1. Площадь эстрады (сцены), фойе, санитарных узлов при актовом зале и при эстраде (сцене) определяется согласно действующим нормам на проектирование клубов.

2.    Планировка помещений при актовом зале и их оборудование должны соответствовать действующим нормам на проектирование клубов.

3.    В актовых залах рекомендуется предусматривать синхронный перевод, телевидение и т. п. по заданию на проектирование.


Таблица 10

Площади помещений ректората, учебной части, научно-исследовательского сектора и административно-хозяйственного управления

Наименование помещений

Площадь в м2 при расчетных контингентах студентов

S

с

%

до 5Э00

более

5000

1

А. Помещения ректората,

, учебной части и научно-исследовательского сектора

Кабинет ректора .....

36

36

2

Кабинет проректора по учебной части .......

18

18

3

Приемная ........

18

18

4

Зал ученого совета (см. примечание 1 на стр. И) . . . .

72

90

Ь

Кабинет начальника учебной части ..........

Размещает-

18

6

Методический отдел учебной части ... .......

ся с методическим отделом

36

36

7

Канцелярия .......

18

24

8

Диспетчерская......

18

18

9

Кабинет проректора по научной работе ........

18

18

10

Приемная ........

18

18

11

Кабинет начальника отдела по научной работе и аспиран-туре .... ......

18

18

12

Научно-исследовательский

сектор ..........

36

54

13

Отдел аспирантуры . . . .

18

36

1

Б. Помещения для общественных организаций

Партком........

18

18

2

Комитет ВЛКСМ.....

18

18

3

Профком........

18

18

4

Студенческое НТО . . . .

18

18

5

Редакция газеты.....

18

18

6

Местком........

18

18


Продолжение табл. 10

Наименование помешений

Плошадь в м‘ при расчетных контингентах студентов

п/п

до 5000

более

5000

1

В. Помещения административно-хозяйственного управления

Кабинет проректора по административно-хозяйственной работе ...........

18

18

2

Приемная . .......

18

18

3

Отдел кадров ......

18

18

4

Спецчасть........

18

18

5

Бухгалтерия .......

54

72

6

Архив ........

54

72

7

Администрадивио-хозяйственный отдел .......

18

18

8

Машбюро ........

18

36

9

Фотолаборатория .....

18

18


Примечания: 1. Зал ученого совета должен быть расположен в непосредственной близости от кабинета ректора.

2. Площадь кабинетов и лабораторий для научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и аспирантов, а также типографии и медпункта рассчитывается по заданию на проектирование.


3.32. Площади помещений для деканата, кафедр и общественных организаций факультета следует принимать согласно табл. 11.


Площади помещений деканата, кафедр и общественных организаций факультета


Таблица 11

п/п

Наименование помешений

Площадь в ла

1

А. Помещения деканата

Кабинет декана ........

18

2

Деканат факультета......

18

1

Б. Помещения кафедр

Кабинет заведующего кафедрой

18

2

Комната для преподавателей при

кафедре (см. примечание 3) . . . .

3,25

В. Помещения общественных

на 1 преподавателя

1

организаций факультета

Партбюро .........

18


Продолжение габл. И

i/n

Наименование помешений

Плошадь

В MJ

2

Помещения общественных оргаии-

заций факультета........

18


Примечания: 1. При наличии вечернего и заочного обучения следует предусматривать отдельные помещения для каждого декана и деканата согласно табл. 11.

2.    Для вечернего и заочного обучения следует предусматривать дополнительные помещения для:

методического отдела — 36 м2; экспедиции    — 18 »;

архива    —36 ».

3.    Площадь комнаты для преподавателей рассчитывается на 50% преподавательского состава.


Вспомогательные помещения

3.33. Площадь вестибюлей, гардеробов, санитарных узлов и курительных комнат следует принимать согласно табл. 12.


Таблица 12

Площади вестибюлей, гардеробов, санитарных узлов и курительных комнат

п/п

Наименование

помещений

Измеритель

Площадь в Jи3

1

Вестибюль и гардероб .......

На 1 место в гарде-

0,25

2

Санитарные узлы .

робе

Из расчета 1 унитаз

3

Курительные комнаты ......

на 30 женщин; 1 унитаз и 0,6 м лоткового писсуара на 40 мужчин

На I человека

0,02


Примечания: 1. Вестибюль и гардеробы следует предусматривать на расчетный контингент студентов с коэффициентом 1,2 на профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал.

2.    При проектировании высших учебных заведений количество женщин для расчета санитарных узлов определяется в зависимости от демографического состава контингента студентов (средний процент женщин для расчета санитарных узлов ориентировочно принимается: 35% — в университетах, технических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях; 65% —в гуманитарных).

3.    При планировке помещений санитарных узлов

следует руководствоваться главой СНиП II-M.3-62 «Вспомогательные здания и помещения промышлен-ных предприятий- Нормы проектирования»._


Предприятия общественного питания

3.34. Общее количество посадочных мест в предприятиях общественного питания, расположенных на территории высшего учебного


заведения, должно составлять 18% от расчетного контингента студентов, профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала, в том числе:

в столовых для студентов и обслуживающего

персонала.............13%

в столовых для профессорско-проподаватель-

ского состава............ 1 %

в диетических столовых.........2%

в буфетах..............2%

3.35.    Количество посадочных мест в одном обеденном зале столовой следует принимать не более 300, а в буфетах с самообслуживанием — не более 50 мест.

3.36.    Помещения столовых высших учебных заведений следует принимать по нормам проектирования предприятий общественного питания.

Примечание. Помещения столовых в учебных зданиях размещать не допускается.

Лифты, подсобные и технические помещения

3.37.    Лифты пассажирские надлежит предусматривать в зданиях в 5 этажей и выше при отметке пола верхнего этажа над уровнем тротуара или отмостки (у главного входа в здание) 15 м и более. Количество лифтов в здании следует принимать по расчету, но не менее двух.

3.38.    Лифты грузовые следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями.

3.39.    Коридоры должны быть шириной не менее 1,4 м\ коридоры, используемые в качестве магистральных, — по расчету, но не менее 2,2 м\ коридоры шириной более 2,6 м (в чистоте) допускается использовать в качестве рекреаций.

3.40.    Площади помещений узлов управления теплоснабжения, щитовых, бойлерных, котельных, компрессорных, насосных водопровода и канализации, вентиляционных камер, камер кондиционирования воздуха, машинных отделений лифтов, трансформаторных подстанций, радиоузлов, электрочасовых узлов, местных телефонных станций, аккумуляторных и других следует определять по расчету в соответствии с действующими нормативами.

3.41.    Площадь хозяйственных помещений следует принимать согласно табл. 13.

Таблица 13

Площадь хозяйственных помещений

Плошадь в м1 при расчетном

контингенте

л?

п/п

Наименование помещения

Измерн-тель

студентов

до

более

5000

5000

1

Комната коменданта1 .

18

24

2

Бюро пропусков1 . .

-1

3

Помещение для дежурного персонала по эксплуатации здания . .

18

36

4

Складские помещения

для учебного н хозяйственного оборудования

на 100 студен-

3,5

3

тов

5

Хозяйственные клало-

0,9

вые........

то же

1

6

Помещения для уборочного инвентаря2 . .

»

1.5

1,5

1 Комната коменданта и

бюро пропусков преду-

сматриваются по заданию на

проектирование.

2 Помещения для уборочного инвентаря преду-

сматриваются позтажно.

3.42. Полезную (общую) площадь и строительный объем комплекса зданий и сооружений, входящих в состав высших учебных заведений, на одного студента следует принимать согласно приложению 1.

4. ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

4.1.    Естественное освещение помещений высших учебных заведений должно удовлетворять требованиям главы СНиП II-A.8-62 «Естественное освещение. Нормы проектирования».

Нормируемые значения коэффициентов естественного освещения (к. е. о.) для учебнолабораторных помещений и специальных лабораторий следует принимать в зависимости от степени точности выполняемых работ.

4.2.    Учебные помещения зданий высших учебных заведений должны иметь прямое естественное освещение.

Примечание. Освещение помещений только искусственным светом (без естественного освещения) допускается: в книгохранилищах, телестудиях, фотолабораториях, рентгеновских кабинетах и т. п., а также в отдельных случаях при наличии специальных обоснований — в актовых залах и поточных аудиториях.


4.3.    Планировка учебных помещений и размещение в них оборудования должны обеспечивать естественное освещение рабочих мест студентов с левой стороны.

4.4.    При расположении чертежных и рисовальных залов рекомендуется принимать их ориентацию на С, СВ и СЗ. Остальные помещения допускают любую ориентацию.

Примечания: 1. В зависимости от строительноклиматической зоны и ориентации зданий высших учебных заведений для аудиторий и других учебных помещений следует предусматривать солнцезащитные устройства.

2 Во всех помещениях высших учебных заведений оконные переплеты должны быть с открывающимися створками, фрамугами или форточками.

4.5.    Длина коридоров при естественном освещении с одного торца не должна превышать 20 му с двух торцов —40 м.

При длине коридоров свыше 40 м следует устраивать световые «карманы» шириной не менее 3 м через каждые 20—25 м друг от друга или от торца коридора; при устройстве светопропускающих перегородок или фрамуг — через 35—40 м.

Примечание. Освещение коридора через лестничную клетку принимается эквивалентным освещению от светового «кармана».

4.6.    Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях должны быть не менее:

провод следует предусматривать при вместимости актового зала 700 мест и более независимо от этажности здания, в котором размещен актовый зал.

Норму расхода воды на пожаротушение в актовом зале надлежит принимать из расчета действия двух пожарных струй производительностью не менее 2,5 л/сек каждая.

5.3.    Лекционные аудитории с числом мест свыше 100 и актовые залы должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Примечание. При устройстве амфитеатров в аудиториях и актовых залах, первый и последний ряды мест которых расположены на уровнях полов дв\х разных этажей, расчет следует производить исходя из эвакуации 2/3 зрителей в нижний этаж и 7з в верхний.

5.4.    Помещения киноаппаратных должны удовлетворять противопожарным требованиям в соответствии с действующими нормами проектирования клубов.

5.5.    Балконы вместимостью более 50 чел. в спортивных и актовых залах, а также антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. Пути эвакуации зрителей, находящихся на балконе, не должны проходить через спортивный и актовый залы.

5.6.    Размещение в основных зданиях высших учебных заведений складских помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов не допускается.


потолков .    .    .    0,7    оконных    перепле-

верхних частей    тов.....0,7

стен ....    0,6    дверей.....0,7

панелей стен . .    0,5    мебели    ....    0,35

полов.....0,25

5. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.    Противопожарные требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям высших учебных заведений, надлежит принимать в соответствии с настоящими нормами и главами СНиП II-A.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования» и СНиП П-Л.2-62 «Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования».

5.2.    Внутренний противопожарный водо* провод в зданиях высших учебных заведений, кроме помещений актовых залов, надлежит предусматривать в соответствии с требованиями п. 1.7 главы СНиП Н-Г.1-62 «Внутренний водопровод жилых и общественных зданий. Нормы проектирования».

В актовых залах противопожарный водо-

6. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВАМ

6.1.    Здания высших учебных заведений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, а также при необходимости — системами противопожарного водопровода, газоснабжения, снабжения сжатым воздухом, пылеудаления, кондиционирования воздуха и внутренних водостоков.

Здания высших учебных заведений высотой 4 этажа и более рекомендуется оборудовать мусоропроводами.

6.2.    Трубопроводы санитарно-технических систем, как правило, следует прокладывать в подвалах или технических подпольях, а при отсутствии их — в подземном техническом коридоре.

Высота технического подполья и технического коридора (от пола до низа выступающих конструкций перекрытия) должна быть не менее 1,8 м.


При размещении в техническом подполье или техническом коридоре вентиляционных установок, узлов, вводов и др. оборудования высота помещений для них должна приниматься в зависимости от оборудования, но не менее 2,2 м.

Устройство технических коридоров для прокладки одиночных труб не допускается.

6.3.    Скрытую прокладку трубопроводов санитарно-технических систем следует принимать в актовых и спортивных залах,лекционных аудиториях на 150 и более мест, фойе, вестибюлях и в помещениях, к которым в соответствии с заданием на проектирование предъявляются специальные технологические или гигиенические требования (например, изотопные лаборатории, лаборатории для работы с открытой ртутью и др.).

Скрытую прокладку трубопроводов рекомендуется предусматривать также в санитарных узлах.

Прокладка газопроводов должна быть, как правило, открытой. Допускается прокладка газопроводов в шахтах или бороздах стен, закрывающихся легкоснимаемыми щитами, имеющими отверстия для вентиляции. Размеры борозд должны обеспечивать удобства монтажа и обслуживания газопровода.

Отопление и вентиляция

6.4.    Отопление и вентиляция проектируются в соответствии с требованиями главы СНиП П-Г.7-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования».

6.5.    Вводы тепловых сетей и узлы управления, как правило, следует предусматривать в специальных помещениях (в подвале или техническом подполье здания),которые должны обеспечивать размещение и обслуживание в них всей необходимой арматуры и приборов. При отсутствии подвалов или технических подполий допускается размещение вводов в первых этажах — в специально выделенных помещениях.

6.6.    Расчетные температуры воздуха и нормы воздухообмена в помещениях следует принимать согласно приложению 3.

6.7.    Расчетные температуры наружного воздуха для проектирования вентиляции следует принимать:

а)    для систем общеобменной вентиляции — параметры А;

б)    для систем, рассчитанных на компен

сацию вытяжки из лабораторий, учебных мастерских и цехов с местными отсосами, — параметры Б;

в) для систем приточной вентиляции,компенсирующих объем вытяжки общеобменной вентиляции совместно с объемом вентиляции от местных отсосов:

при отношении объема общеобменной вентиляции к объему вентиляции с местными отсосами более 50% — параметры А;

при отношении объема общеобменной вентиляции к объему вентиляции с местными отсосами менее 50% — параметры Б.

6.8. Коэффициент одновременности работы проемов вытяжных шкафов в лабораториях рекомендуется принимать:

До 3 проемов......... 1

От 3 до 6    »    ......... 1—0,7

Свыше 6    »    ......... 0,7—0,5

Указанные величины коэффициентов уточняются заданием на проектирование.

Скорость воздуха в м/сек в рабочих проемах следует принимать в зависимости от предельно допустимой концентрации (ПДК) выделяемых вредностей:

мри ПДК более    10    мг/м3    ....    0,5

то же, от 10    до 0,1    »    ....    0,6—1

» менее    0,1    »    ....    1—1,5

Примечание. Для определения количества удаляемого из шкафа воздуха высоту открывания рабочего проема дверки шкафа следует принимать 400 мм при стандартной ширине проема 700 мм.

При требовании полного открытия рабочего проема шкафа скорости воздуха в м/сек следует принимать не менее:

при ПДК более    0,1 мг/м3..... 0,3

то же, менее    0,1    »    .....0,4—0,45

6.9.    Запрещается транспортировать по кирпичным каналам воздух, удаляемый из лабораторий.

6.10.    Удаление воздуха из вытяжных химических шкафов допускается предусматривать одной системой при количестве шкафов не более двух в одном помещении и при условии, что удаляемые вредности не образуют взрывоогнеопасных или ядовитых веществ.

6.11.    В помещениях с вытяжными шкафами весь объем воздуха удаляется только через вытяжные шкафы. Вытяжные шкафы оборудуются клапаном («хлопушкой»), размещенным в верхней части шкафа, для обеспечения вытяжки из верхней зоны помещения при закрытых дверках шкафов.


Минимальный размер клапана 150Х X 150 мм.

6.12.    Подачу приточного воздуха следует предусматривать непосредственно в помещения.

В лабораториях и производственных помещениях, в которых выделяются производственные вредности (например, химические лаборатории, лаборатории гальванопокрытий, сварочные, стеклодувные и т. п.), воздух следует подавать частично, но не более 70% общего количества приточного воздуха для этих помещений. Остальная часть приточного воздуха подается в коридор.

Количество приточного воздуха следует принимать в размере 90% удаляемого из этих помещений с учетом коэффициента одновременности действия местных отсосов, определяемого технологическим заданием.

6.13.    Для поступления воздуха из коридора в помещения лабораторий в стенах этих помещений следует предусматривать отверстия с решетками, при этом надлежит обеспечивать возможность разобщения лабораторных помещений от коридора с помощью клапанов или иных устройств, закрываемых со стороны помещений, а также необходимо предусматривать мероприятия по защите помещений от помех при уровне проникающего шума более 35 дб.

100 ................. 30

при количестве водоразборной арматуры от

100 до    200    шт............. 25

при количестве водоразборной арматуры от

200 до    500    ш т............ 20

при количестве водоразборной арматуры от

500 до    800    шт............ 18

при количестве водоразборной арматуры от

800 до    1000 шт............ 15

при количестве водоразборной арматуры более 1000    шт............. 10

6.14.    Приток воздуха в групповые аудитории, учебные кабинеты и лаборатории (без местных отсосов и вытяжных шкафов) высших учебных заведений, размещенных в районах со средней температурой в 13 ч самого холодного месяца не ниже —16° С, допускается предусматривать децентрализованным при помощи местных агрегатов; в этом случае подача наружного воздуха без подогрева должна осуществляться в верхнюю зону струей, настилающейся на потолок с расчетом на ассимиляцию теплоизбытков.

6.15.    В аудиториях вместимостью 50 и 100 чел. в высших учебных заведениях, размещаемых в IV строительно-климатической зоне, для повышения скорости движения воздуха рекомендуется предусматривать осевые потолочные вентиляторы (фены).

6.16.    В поточных аудиториях на 150 человек и более следует принимать оптимальные параметры воздушной среды в соответствии с табл. 1 главы СНиП П-Г.7-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования».

Водоснабжение

6.17.    Водоснабжение зданий высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с требованиями главы СНиП П-Г.3-62 «Водоснабжение. Нормы проектирования», а внутренний водопровод — в соответствии с требованиями главы СНиП 11-Г. 1-62 «Внутренний водопровод жилых и общественных зданий. Нормы проектирования» и настоящей главы.

6.18.    В зданиях высших учебных заведений, как правило, надлежит предусматривать объединенный водопровод с подачей воды питьевого качества на хозяйственно-питьевые и технологические нужды.

Примечание. При устройстве в здании противопожарного водопровода его также следует объединять с хозяйственно-питьевым и технологическим водопроводом.

6.19.    Расчет сети внутреннего водопровода здания надлежит производить по наибольшему расчетному суммарному расходу воды на хозяйственно-питьевые, лабораторные и технологические нужды. В тех случаях, когда хозяйственно-питьевой и технологический водопровод предназначен и для пожаротушения, расчет сети надлежит производить с учетом расхода воды и на пожаротушение.

6.20.    Расчетный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды следует определять в соответствии с требованиями п. 5.11 главы СНиП 11-Г. 1-62 «Внутренний водопровод жилых и общественных зданий. Нормы проектирования».

Расчетный расход воды лабораторной водоразборной арматурой надлежит определять по проценту одновременного действия водоразборной арматуры в зависимости от количества ее, при этом следует принимать в %: при количестве водоразборной арматуры до

Расчетный расход воды лабораторной водоразборной арматурой приведен в приложении 4.

Расчетный расход воды на технологиче-


ские нужды надлежит принимать по заданию технологической части проекта.

6.21.    При наличии в санитарном узле трех и более писсуаров следует, как правило,предусматривать устройство автоматической промывки писсуаров.

Горячее водоснабжение

6.22.    Горячее водоснабжение зданий высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с требованиями главы СНиП П-Г.8-62 «Горячее водоснабжение. Нормы проектирования».

6.23.    Горячее водоснабжение следует предусматривать для обеспечения лабораторно-производственных, технологических и хозяйственно-бытовых нужд.

6.24.    Системы горячего водоснабжения при необходимости должны оборудоваться циркуляционными трубопроводами независимо от протяженности сети и диаметров магистральных трубопроводов и стояков.

Канализация

6.25.    Канализацию зданий высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с требованиями глав СНиП И-Г.6-62 «Канализация. Нормы проектирования» и П-Г.4-62 «Внутренняя канализация жилых и общественных зданий. Нормы проектирования».

6.26.    Внутреннюю канализацию для отвода фекально-хозяйственных и производственных сточных вод следует проектировать объединенной.

6.27.    Количество и состав производственных сточных вод надлежит принимать в соответствии с технологической частью проекта.

6.28.    Лабораторные сточные воды, загрязненные кислотами (при pH ниже 6,5) и щелочами (при pH выше 8,5), перед выпуском во внутреннюю объединенную сеть канализации должны быть нейтрализованы или усреднены.

6.29.    Установку нейтрализаторов или усреднителей следует предусматривать в помещениях лабораторий.

Газоснабжение

6.30.    Газоснабжение зданий высших учебных заведений следует проектировать в соответствии с требованиями глав СНиП П-Г.11-66 «Внутреннее газооборудование. Нормы проек

тирования», П-Г.13-66 «Газоснабжение. Наружные сети и сооружения. Нормы проектирования», а также П-Г.12-65 «Газоснабжение. Газораздаточные станции. Баллонные и резервуарные установки сжиженного газа. Нормы проектирования».

6.31. Нормы расхода газа следует принимать согласно табл. 14.

6.32. Коэффициенты одновременности работы лабораторных горелок следует принимать:

при

количестве

горелок

..... 100 — 0,30

»

»

»

..... 200 — 0,25

»

»

»

..... 300 — 0,20

7>

»

»

..... 400 — 0,18

»

»

»

..... 500 — 0,16

»

»

»

..... 600 — 0,15

»

»

»

..... 700 — 0,14

»

»

»

..... 800 — 0,13

»

»

»

..... 900 — 0,12

»

»

»

..... 1000 — 0,11

»

. . . Более 1000 — 0,10

6.33. Расход газа для других потребностей следует принимать в соответствии с технологической частью проекта.

Снабжение сжатым воздухом

6.84. Снабжение сжатым воздухом следует предусматривать с давлением 0,35 атм или с давлением 3 атм и более в зависимости от технологических требований.

6.35.    Расчетную потребность в сжатом воздухе следует принимать по технологической части проекта.

6.36.    Нормы расхода сжатого воздуха низкого давления следует принимать согласно табл. 15.

Таблица 14

Нормы расхода газа

п/ П

Наименование приборов

Расход газа в тыс. ккал1ч

1

Лабораторная горелка малая . . .

1

2

То же, большая........

2

3

Стеклодувная горелка «пушка малая» ............

6,3

4

То же, «пушка большая».....

12,5

5

Лабораторная горелка паяльная . .

3,2


6.37. Коэффициенты одновременности потребления сжатого воздуха низкого давления следует принимать:

при

количестве

точек

..... до 50 — 0,20

»

»

»

..... 50-100 — 0,18

»

»

»

.....101-150 — 0,15

»

У>

»

..... 151-200 — 0,13

»

»

»

..... 201-250 — 0,11

»

»

..... 251-300 — 0,10

»

»

»

. . . свыше 300 — 0,08

7. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ,

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ И СЛАБОТОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

7.1.    Искусственное освещение и электрооборудование следует проектировать в соответствии с главой СНиП II-B.6 «Искусственное освещение» (Госстройиздат, 1954) с изменениями, внесенными в нее приказом Госстроя СССР от 14 января 1959 г. № 9, и соответствующими разделами «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), согласованными с Госстроем СССР.

7.2.    Для общего освещения учебных помещений следует, как правило, предусматривать люминесцентные лампы. В помещениях, предназначенных для высокоточных электротехнических измерений слабых постоянных и колебательных токов при физических, биологических и других исследованиях и в смежных

сообщающихся с ними помещениях следует применять лампы накаливания. При применении люминесцентных ламп в смежных несооб-щающихся помещениях следует предусматривать соответствующие виды защит.

В учебных помещениях должны устанав-ливаться светильники с бесшумными пускорегулирующими аппаратами.

7.3.    При необходимости ввода в светильники напряжения, превышающего 220 в (для ксеноновых ламп, ламп с йодным циклом, трехфазных вводов в светильники с люминесцентными лампами и т. п.), должны быть выполнены специальные электротехнические требования, предъявляемые к таким установкам для обеспечения безопасности их обслуживания.

7.4.    В учебных помещениях, оснащенных учебными телевизионными системами, демонстрационные столы и меловые доски должны освещаться лампами накаливания. Уровень освещенности должен быть не менее 300 лк.

7.5.    В учебных фотолабораториях дополнительно к общему освещению лампами накаливания следует предусматривать неакти-ничное освещение.

7.6.    В высших учебных заведениях должны быть предусмотрены следующие виды слаботочных устройств:

а)    телефонная связь (городская, местная, директорская, диспетчерская и др.). Виды телефонной связи и количество абонентов следует определять исходя из местных условий и технологических требований;

б)    радиотрансляционная сеть (как правило, от радиоузла высшего учебного заведения и городской сети);

в)    электрочасофикация и автоматическая звонковая оповестительная сигнализация;

г)    радиоусиление звука в актовых залах и аудиториях вместимостью 150 чел. и более.

7.7.    Специальные слаботочные устройства (телевидение, в том числе учебное,.синхронный перевод, программированное обучение, звукозаписывание, звукопередача и др.) надлежит предусматривать в соответствии с технологическим заданием.

Таблица 15 Нормы расхода сжатого воздуха Низкого давления

п/п

Наименование потребителей

Нормы расхода в л3/4

1

Кран или колонка лабораторная на

1 кран ...........

1,5

2

Колонка 15 мм на два крана . . .

3

3

Стеклодувные горелки:

малая ..........

2,5

большая .........

5


Приложение 1


Приложение 2


ПОЛЕЗНАЯ (ОБЩАЯ) ПЛОЩАДЬ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,

НА ОДНОГО СТУДЕНТА


ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


Расчетный контингент студентов

Полезная (общая) площадь в мJ

Строительный объем в м3

Университеты, технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения

2000

12

60

Более 2000 до 4000

11,6

58

» 4000 » 6000

11,2

56

» 6000 » 8000

10,8

54

» 8000 » 10 000

10,4

52

» 10 000

10

50

Гуманитарные высшие

учебные заведения

1000

9

45

Более 1000 до 2000

8

40

» 2000 » 3000

7

35

» 3000 »

6

30


Примечания; 1. Полезная (общая) площадь и строительный объем помещений для деканатов вечерних и заочных отделений, залов-манежей для легкой атлетики, закрытых бассейнов для плавания, типографий и столовых учитываются отдельно и в показатели, приведенные в приложении 1, не входят.

2. При определении полезной площади следует руководствоваться:

для высших учебных заведений и столовых — главой СНиП 11-Л.2-62 «Общественные здания и сооружения. Основные положения проектированиям для типографий, мастерских и других аналогичных помещений — главой СНиП II-M.2-62 «Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования».


п/п

Наименование расстояний между оборудованием

Минимальные размеры в см

В читальных залах

1

Расстояние между одноместными

75

столами, включая место для стульев

2

То же, между двухместными сто-

75

лами ............

3

То же, между трехместными сто-

90

лами ............

4

То же, включай местный попереч-

120

ный проход в зале .......

5

Ширина прохода между стенами и

105

торцами столов .........

6

Ширина прохода между пристенными стеллажами или шкафами и тор-

120

цами столов ..........

В книгохранилище

7

Ширина прохода между продольными сторонами стеллажей в закры-

75

8

тых книгохранилищах......

То же, при открытом доступе . .

120

9

Ширина магистрального прохода в

120

10

закрытых книгохранилищах . . .

Ширина рабочего прохода между торцами стеллажей и стеной (или приборами отопления, расположенны-

ми на стене)..........

75

Примечания: 1. Типы и грузоподъемность

лифтов определяются технологическим заданием.

2. Размеры площадки для приема книг: для малых лифтов— 150x120 см; для больших —210X150 см.


Приложение 3


РАСЧЕТНЫЕ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В РАБОЧЕЙ ИЛИ ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ЗОНАХ ПОМЕЩЕНИЙ И НОРМЫ ВОЗДУХООБМЕНА


Ня

п/п

Наименование помещений

Расчетная температура

в град

Кратность обмена воздуха в 1 ч

приток

вытяжка

1

Аудитории до 150 мест, учебные кабинеты, чертежные залы, залы курсового и дипломного проектирования и лаборатории без выделения производственных вредностей (например, радиотехнические, физические, сопро-


-19-


СНиП II-Л.6-67


Продолжение приложения 3

Кратность обмена воздуха

п/п

Наименование помещений

Расчетная температура в град

в 1 ч

приток вытяжка

18


тивления материалов) ............

Аудитория на 150 и более мест ........

Актовые залы:

а)    в летнее время ............

б)    в зимнее время . « , • .


Лаборатории, препараторские и другие помещения с выделениями производственных вредностей (например, химические лаборатории, сварочные, стеклодувные и т. п.)...................


Лаборатории с точными измерительными приборами .

Моечные при лабораториях (без вытяжных шкафов

и местных отсосов).......... •    .    .

Книгохранилище ..............

Помещения администрации и общественных организаций . . . .................

Рентгеновский кабинет.......•    •    •    ,    .

Фотолаборатория .... 5 ...... .    .

Вестибюль.................

Гардероб в отдельном помещении


20 м3 наружного воздуха на 1 место


В соответствии с п. 6. 16 настоящих норм


Не нормируется 16


16


20


18

18

18

20

18

16

16


40 м3 наружного воздуха на 1 место 40 м3 на 1 место, в том числе 20 м3 наружного воздуха


По расчету в соответствии с технологическим заданием Согласно пп. 1 и 4 настоящего приложения

6

0,5 1

5    7

2    2

2 2


Примечания: 1. При подаче приточного воздуха в лаборатории и производственные помещения в количестве, превышающем 20 м3/ч на одного работающего, в зимнее время следует предусматривать увлажнение приточного воздуха с таким расчетом, чтобы относительная влажность воздуха в этих помещениях была в пределах 40—60%.

2. Расчетную температуру воздуха и норму воздухообмена в помещениях, не указанных в настоящем приложении, следует принимать применительно к соответствующим помещениям по действующим нормам проектирования общественных зданий и промышленных предприятий.


Приложение 4


РАСЧЕТНЫЕ СЕКУНДНЫЕ РАСХОДЫ ВОДЫ ЛАБОРАТОРНЫМИ ПРИБОРАМИ, ДИАМЕТРЫ ПОДВОДОК К НИМ, А ТАКЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ЭКВИВАЛЕНТОВ


п/п

Наименование

Марка

Эквивалент

Расчетный расход в л/сек

Диаметр подводящего трубопровода в мм

1

Ниппель разборный для* воды с внутренним диаметром 7 мм и длиной 75 мм..............

ЛА-3

0,17

0,035

15

2

Ниппель разборный для воды с внутренним диаметром 7 мм и длиной 75 мм с присоединением водоструй-

ЛА-3

0,15

ного насоса .................

0,7

15

3

Кран лабораторный диаметром 15 мм для воды со

ЛА-26

0,5

0.1

15

съемным ниппелем н вылетом излива 115 мм ....

4

Кран лабораторный диаметром 15 мм для воды со


УДК 69(083.74): 727.4.001,2


Глава СНиП Н-Л.6-67 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования» разработана Государственным союзным институтом по проектированию высших учебных заведении Гипровуз Министерства высшего и среднего специального образования СССР с участием ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Государственного проектного института Гипропрос Госстроя РСФСР.


Редакторы — инж. А. П. Салтанов (Госстрой СССР), инж. Ф. И. Захаров и арх. Д. В. Кулаков (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. техн. наук А. А. Потокин и арх. А. А. Попов (Гипровуз Министерства высшего и среднего специального образования СССР)


Я—2—4


Шли 111 кв. 1967, а. 1/2


Стройиздат Москва, К-31, Кузнецкий мост, д. 9

* • «

Редактор издательства Г. А. Ифтинка Технический редактор Н. В. Шерстнева Корректор С. Ю. Цверина


Сдано в набор 12/V 1967 г.    Подписано    к    печати 26/IX 1967 г.

Бумага 84х1081/— 0,62 бум. л. 2,10 уел. печ. л. (уч.-изд. 2,27 л.) Тираж 35.000 экз. Изд. № ХП-1024. Зак. № 832. Цена 11 коп.


Владимирская типография Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР Гор. Владимир, у л. Победы, д. 18-6


Продолжение приложения 4

п/и

Наименование

Марка

Эквивалент

Расчетный расход в л/сек

Диаметр подводящего трубопровода в мм

съемным ниппелем и вылетом излива 150 мм . ж

ЛА-27М

0,5

0,1

15

5

Кран угловой диаметром 15 мм для воды . . 5 .

ЛА-28М

15

6

Колонка диаметром 15 м.м для воды, с краном, дугой и съемным ниппелем, внутренним диаметром 7 мм . .

ЛА-51

0,17

0,035

15

7

Колонка диаметром 15 мм для воды, с краном, дугой и съемным ниппелем, внутренним диаметром 7 мм с присоединением водоструйного насоса .......

ЛА-51

0,5

0,1

15

8

Колонка диаметром 15 мм настенная для воды, с двумя кранами...............* ,

ЛА-54М

0,34

0,07

15

9

Смеситель лабораторный...........

ЛА-78М

0,5

0,1

15

В том числе:

холодная вода.....*........

__

0,35

0,07

_

горячая * ...............

0,15

0,03

10

Смеситель у раковины . . . « . *......

ГОСТ

I

0,2

15

В том числе:

7142—56

0,7

0,15

горячая *...............

0,3

0,05

11

Кран водоразборный без ниппеля v раковины . . .

КР-86

1

0,2

15

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.    Общие указания .............. 3

2.    Размещение высших учебных заведений и требования к земельным участкам....... 3

3.    Требования к объемно-планировочным решениям зданий и сооружений......... 4

Учебно-лабораторные помещения ....    5

Спортивные сооружения..... 7

11омещения библиотек.........    8

Помещения актового зала....... 9

Помещения ректората, учебной части, научно-исследовательского сектора и административно-хозяйственного управления .............. 10

Вспомогательные помещения...... 11

Предприятия общественного питания . .    11

Лифты, подсобные и технические помещения ............... 12

4.    Естественное освещение помещений..... 12

5.    Противопожарные требования........ 13

6.    Требования к санитарно-техническим устройствам .............. •••••    13

Стр.

Отопление и вентиляция........ 14

Водоснабжение ............ 15

Горячее водоснабжение........ 16

Канализация ............. 16

Газоснабжение ............ 16

Снабжение сжатым воздухом ..... 16

7. Искусственное освещение* электротехнические

и слаботочные устройства.......... 17

Приложение I. Полезная (общая) площадь и строительный объем учебных зданий и сооружений, входящих в состав высших учебных заведений, на одного студента......... 18

Приложение 2. Требования к расстановке библиотечного оборудования ............. 18

Приложение 3. Расчетные температуры воздуха в рабочей нлн обслуживаемой зонах помещений и нормы воздухообмена........... 18

Приложение 4, Расчетные секундные расходы воды лабораторными приборами, диаметры подводок к ним* а также величины эквивалентов .    19


Строительные нормы и правила


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


СНиП П-Л.6-67


Высшие учебные заведения. Нормы проектирования


I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Нормы настоящей главы распространяются на проектирование зданий и сооружений высших учебных заведений.

Примечания: 1. При проектировании зданий и сооружений высших учебных заведений надлежит дополнительно руководствоваться другими главами II части СНиП и общеобязательными нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, технологического оснащения, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР.

2. При проектировании реконструкции зданий и сооружений высших учебных заведений допускаются отдельные отступления от требований настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и местными органами Государственного санитарного и пожарного надзора.

1.2.    Расчетный контингент высших учебных заведений следует принимать:

а)    для университетов, технических и сельскохозяйственных высших учебных заведений от 2000 до 10 000 студентов;

б)    для гуманитарных высших учебных заведений от 1000 до 4000 студентов-.

Примечания: 1. Университеты, технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения с расчетным контингентом, превышающим 10 000 студентов, и гуманитарные высшие учебные заведения с расчетным контингентом, превышающим 4000 студентов, следует проектировать по специальным заданиям, составленным с учетом настоящих норм.

2. Расчетные контингенты высших учебных заведений следует принимать по наибольшему числу студентов дневного отделения. При расчете площадей библиотек следует дополнительно учитывать требования, изложенные в пп. 3.21 и 3.24 настоящих норм.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Высшие учебные заведения следует размещать, как правило, вне селитебной тер

ритории города или в его пригородной зоне на участках с наилучшими природными условиями, вблизи лесопарковых массивов и водоемов.

Высшие учебные заведения искусств, медицинские и гуманитарные допускается размещать в пределах селитебной территории города при наличии достаточного по площади земельного участка.

Отвод земельных участков для высших учебных заведений должен осуществляться с учетом их перспективного развития.

При проектировании зданий и сооружений высших учебных заведений следует предусматривать очередность строительства при условии обеспечения архитектурной законченности каждой очереди.

При размещении в одном городе нескольких высших учебных заведений их следует объединять, создавая учебные центры с единым вспомогательным хозяйством.

2.2. Земельный участок высшего учебного заведения должен состоять из следующих зон: учебной, спортивной, жилой (включая здания культурно-бытового обслуживания и места отдыха).

Спортивную и жилую зоны в учебных центрах следует предусматривать объединенными на группу высших учебных заведений.

Спортивную зону следует, как правило, размещать смежно с учебной и жилой зонами.

Учреждения культурно-бытового обслуживания высших учебных заведений рекомендуется объединять.

Обслуживающие высшие учебные заведения котельные и насосные, ремонтные мастерские, склады, гаражи, трансформаторные подстанции следует, как правило, объединять в единую хозяйственную группу.

При определении площадей земельных участков высших учебных заведений следует

Внесены

Утвержден ы

Государственным комитетом

Государственным комитетом

Срок введения 1 октября 1967 г.

по гражданскому строительству

Совета Министров СССР

и архитектуре

по делам строительства

при Госстрое СССР

31 март 1967 г.

2—832



руководствоваться главой СНиП II-K.2-62 «Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования».

2.3.    Плотность застройки учебной зоны для вновь проектируемых высших учебных заведений должна составлять не менее 15% и не более 25%.

2.4.    При выборе земельного участка для строительства высших учебных заведений следует предусматривать возможность создания удобной транспортной связи с магистральными улицами населенного места.

На земельном участке высшего учебного заведения следует предусматривать открытые стоянки для общественного и индивидуального транспорта, а также устройства для хранения мотоциклов, мотороллеров и велосипедов.

2.5.    Учебные здания высших учебных заведений должны иметь отступ от красных линий не менее 15 м. При расположении учебных зданий вблизи транспортных магистралей необходимо предусматривать отступ от красной линии на расстояние не менее 50 м.

2.6.    Территория высшего учебного заведения должна быть благоустроена, проезды и пешеходные дорожки должны иметь искусственное освещение.

2.7.    Земельные участки высших учебных заведений рекомендуется ограждать по периметру зелеными насаждениями или другими видами ограждений, устанавливаемыми заданием на проектирование в соответствии с «Указаниями по проектированию ограждений территорий и участков предприятий, зданий и сооружений» (СН 348—66).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИИ И СООРУЖЕНИИ

3.1.    Объемно-планировочное решение зданий и сооружений высших учебных заведений следует принимать с учетом климатических и других местных условий. Архитектурнокомпозиционное решение и этажность зданий должны при обязательном технико-экономическом обосновании соответствовать местоположению и градостроительному значению высшего учебного заведения в системе застройки.

3.2.    Учебные здания высших учебных заведений следует проектировать не ниже II класса.

3.3.    Состав помещений высших учебных заведений устанавливается исходя из норм настоящей главы, в зависимости от техноло

гического назначения учебных заведений, расчетного контингента студентов, количества факультетов и специальностей, указанных в задании на проектирование.

Примечание. Состав и площади помещений высших учебных заведений искусств (музыкальных, театральных, художественных и др.), а также медицинских и физической культуры устанавливаются с учетом настоящих норм и заданий на проектирование в каждом отдельном случае.

3.4.    Помещения высших учебных заведений, как правило, объединяются исходя из их функционального назначения в следующие группы: учебно-лабораторные, научно-исследовательские, учебно-спортивные, библиотечные, актового зала и административно-хозяйственные.

Указанные группы помещений следует размещать в блоках и при соответствующих технико-экономических обоснованиях — в отдельных зданиях.

Примечание. Между отдельными учебными зданиями рекомендуется предусматривать переходы.

3.5.    Все помещения высших учебных заведений, внутри которых возникают шумы или вибрации, должны быть соответствующим образом изолированы.

3.6.    Поточные аудитории, спортивные и актовые залы, библиотеки на 500 тыс. единиц “книжного фонда и более рекомендуется располагать преимущественно в первом этаже с учетом возможности их использования независимо от других учебных помещений.

Учебно-лабораторные помещения следует размещать в надземных этажах. Лаборатории, требующие установки оборудования на грунте, следует размещать в цокольных этажах.

3.7.    Высоту надземных этажей зданий высших учебных заведений (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать в зависимости от назначения помещений и технологического оборудования:

учебных кабинетов, групповых и полугруп-повых аудиторий, залов чертежных, курсового и дипломного проектирования, модельных и других помещений при них, библиотек (за исключением книгохранилищ с двухъярусными стеллажами), помещений ректората учебной части, общественных организаций и административно-хозяйственного управления — 3,3 м и 3,6 м;

лекционных поточных аудиторий с амфитеатрами, лабораторий с крупногабаритным оборудованием, книгохранилищ с двухъярусными стеллажами, учебных мастерских


4,2 м и более кратно укрупненному модулю 600 мм, по расчету в зависимости от технологических требований;

актовых залов — согласно действующим нормам на проектирование клубов;

спортивно-гимнастических залов — согласно действующим нормам на проектирование спортивных сооружений.

Примечания: 1. Высоту аудиторий, в которых предусматривается просмотр кинофильмов, следует принимать по расчету.

2. Выбор высоты 3,3 и 3,6 м следует производить в зависимости от назначения и глубины помещений.


Учебно-лабораторньщ помещения

3.8. Площади учебно-лабораторных помещений следует принимать согласно табл. 1.


Таблица 1 Площади учебно-лабораторных помещений

п/п

Наименование помещений

Измери

тель

Площадь В м*

1

Аудитории лекционные поточные с количеством мест:

500 .........

400 .........

300 .........

200 .........

150.........

100.........

50.........

На 1 место То же »

I

1

»

»

0.9

1

1.1

1,1

1.2

1.3

1,5

2

Аудитории групповые на 25 мест.........

»

2

3

Аудитории полугрупповые на 12 мест.........

»

2,5

4

Кабинеты учебные на 25 мест в зависимости от размещаемого оборудования ......

9

2—2,8

5

Залы чертежные и залы курсового и дипломного проектирования на 25 мест.....

9

3,6

6

Архивы при чертежных залах и залах курсового и дипломного проектирования .....

На 3 чертежных зала

18

7

Модельные при чертежных залах ..........

На 2 чертежных зала

36


Продолжение табл. /

п/п

Наименование помещений

Измери

тель

Площадь в М1

8

Лаборатории:

по кафедре физики:

а) лаборатория физи-

ческих основ механики .......

На 12 мест

54

б) лаборатория моле-

кулярной физики . в) лаборатория элект-

То же

54

ричества и магнетизма ......

»

54

г)    лаборатория оптики

д)    лаборатория твер-

>

54

дого тела и атом-

ной физики ....

1

72

по кафедре общей электро-

техники:

а) лаборатория элект-

рических машин ,

На 25 мест

108

б) лаборатория элект-

ротехники ....

То же

90

в) приборная-умфор-

мерная .....

36

по кафедре гидравлики:

а) лаборатория гид-

равлики .....

На 25 мест

108

б)    насосная .....

в)    помещение напор-

36

ного бака ....

_

18

по кафедре общей тепло*

техники:

а) лаборатория тепло-

На 12 мест

90

вых двигателей . .

б) лаборатория термо-

динамики и теплопередачи .....

То же

72

в) лаборатория анали-

На 25 мест

108

за топлива и воды

по кафедре общей химии:

9

а) лаборатория общей химии ......

То же

108

18

б) весовая .....

по кафедре высшей мате-

матики:

а) лаборатория счетно-

вычислительных машин ......

На 25 мест

90

б) лаборатория вычис-

То же

90

лнтельной техники

в) кабинеты програм-

На 6 мест

36

мирования ....

по кафедре иностранного

языка:

а)    фонозал.....

б)    лингофонные каби-

На 12 мест То же

72

36

неты......

в) студия и аппарат-

36

ная звукозаписи


Продолжение табл. I

м

п/п

Наименование помещений

Измери

тель

Площадь в м‘

9

Препараторские при поточных аудиториях с количеством мест:

а) физической 500—400 . .

150

б) » 300—200 . .

100

в) химической 500—400 . .

72

г) » 300—200 . .

54

д) для лекционных занятий по высшей математике, начертательной геометрии, сопротивлению материалов и другим дисциплинам:

500—400 .....

72

300—200 .....

54

150-100 ......

36

10

Рекреационные помещения .

На

0,25

1 место в аудитории (перед аудиториями на 100 мест и более)

Примечание. Площадь прочих лабораторий и учебных мастерских рассчитывается по заданию на проектирование, а препараторских при лабораториях— по заданию на разработку технологической | части проекта.

Примечания; I. В поточных аудиториях устраивается амфитеатр в соответствии с технологическим заданием.

2.    В поточных аудиториях должна быть предусмотрена возможность демонстрации учебных кинофильмов на пленке 8—16 мм с негорючей основой.

3.    Химические лаборатории и препараторские при них должны быть оборудованы вытяжными шкафами. Необходимость устройства вытяжных шкафов в других лабораториях определяется заданием на проектирование.

4.    Полы в химических лабораториях и препараторских при них должны быть из кислотоупорных материалов; в помещениях, где производятся работы с открытой ртутью, следует предусматривать ртутонепроницаемое покрытие пола, обеспечивающее улавливание ртути при стенании ее на пол.

5- В лабораториях, требующих защиты от электромагнитных помех, источников ионизирующих излучений, избыточных высоких или низких температур, звукового давления, вибраций и т. п., следует предусматривать мероприятия, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

3,9, В учебных помещениях высших учебных заведений установка технических средств

обучения (киноаппаратуры для демонстрации учебных фильмов, радиоаппаратуры и аппаратуры для звукозаписи и учебного телевидения, обучающих машин, информационно-кон-тролирующих установок и др.) определяется заданием на проектирование.

ЗЛО. Расстояния между оборудованием в помещениях высшего учебного заведения надлежит принимать согласно табл. 2.

ЗЛ1. Горизонтальный угол между лучом зрения, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски и горизонтальной линией на плоскости доски, проведенной на уровне глаз студента, должен быть не менее 30°.

3.12, Ширина меловой доски должна быть не менее 3 м для аудиторий до 50 мест, 4 м — для аудиторий от 100 до 200 мест, 5 м — для аудиторий свыше 200 мест.

Таблица 2 Расстояние между оборудованием

ЛГв

п/п

Расстояние между оборудованием

Наименьший размер в см

1

Расстояние между аудиторными

70

столами, включая место для стульев

2

Расстояние между торцами аудиторных столов при вместимости

60

аудиторий не более 50 чел.....

3

Расстояние между спинками ска-

85

мей с пюпитрами........

4

Расстояние между аудиторными столами или пюпитрами и продоль-

10

ной стеной при отсутствии прохода

5

Расстояние между столом преподавателя и меловой доской или стеной

90

в групповых аудиториях .....

6

Расстояние между демонстрацион-

100

ным столом и меловой доской . . .

7

Расстояние от меловой доски до первого ряда аудиторных столов (в групповых аудиториях и учебных кабинетах при отсутствии демонстра-

200

ционных столов)........

8

Расстояние между демонстрационным столом и столами или пюпитрами первого ряда в аудиториях с количеством мест:

до 100 ..........

ПО

свыше 100.........

250

9

Расстояние от пола до нижней

90

кромки доски .........

Примечание. В аудиториях на

100 и более

мест общая ширина эвакуационных проходов между

рядами аудиторных столов (пюпитров) принимается

из расчета 0,6 м на каждые 100 чел.; ширина каждо-

го

прохода должна быть не менее 1 и не более 1,8 м.


3.13.    Размеры скамей с пюпитрами на одно место должны быть не мецее: глубина 0,85 м, ширина 0,55 м9 высота сиденья 0,45 м, высота нижней кромки пюпитра 0,75 м.

Размеры столов на каждое место в аудиториях и кабинетах должны быть не менее: ширина 0,5 м, длина 0,6 м. Столы рекомендуется принимать двухместными.

При подходе к столу с двух сторон допускается применение трехместных, а также спаренных двухместных столов.

3.14.    В поточных аудиториях луч зрения сзади сидящего должен иметь превышение над лучом зрения впереди сидящего не менее 0,12 м. Расчет видимости производится в зависимости от характера занятий в аудитории: на нижнюю кромку меловой доски или на ближнюю кромку поверхности демонстрационного стола.

Расчетная высота сидящего принимается от уровня пола до уровня глаз 1,15 м.

Примечания: I. В поточных аудиториях, где не производятся учебные демонстрации, допускается принимать превышение луча зрения сидящего каждого последующего ряда над предыдущим не менее 0,06 м, если места каждого последующего рядё будут смещены на величину половины ширины кресла.

2. В аудиториях с амфитеатром высота от пола площадки амфитеатра до низа конструкций перекрытия над ней должна быть не менее 2,2 м.

Виды, размеры и количество закрытых спортивных сооружений

Наименование закрытых спортивных

Размеры в м

Расчетная

единоврс-

Количество сооружений при расчетном контингенте студентов

и/и

сооружений

длина

ширина

менная

пропускная

способность

до

2000

4000

6000

8000

10000

1

Зал для гимнастики......

36

18

65

1

1

2

3

4

2

То же...........

18

18

25

1

3

Зал для спортивных игр ....

42

24

65

1

1

1

1

4

Зал для занятий специальной медицинской и подготовительной учебных групп .............

18

18

25

5

Зал (манеж) для легкой атлетики с беговой дорожкой длиной 200 м .

126

30

180

6

Закрытый бассейн для плавания •

Размер

50

ванны

25

150

3. Объем учебных помещений при отсутствии кондиционирования должен составлять не менее 4 мэ на человека.

3.15. Расстояния между спинками сидений в аудиториях в зависимости от количества непрерывно установленных мест в ряду и способа эвакуации следует принимать согласно табл. 3.

3.16.    В поточных аудиториях на 200 мест и более в зависимости от их размеров и объемов следует предусматривать акустические устройства, принимаемые по расчету.

3.17.    Лаборатории рекомендуется проектировать с учетом возможности изменения их профиля без переустройства инженерных коммуникаций.

Спортивные сооружения

3.18.    Виды, размеры и количество спортивных сооружений следует принимать согласно табл. 4 и 5.

Таблица 4

Таблица 3

Расстояние между спинками сидений в аудиториях

Количество мест при эвакуации ряда

Наименьшее расстояние в см между спинками сидений

односторон

ней

двусторонней

откидных

глухих

6

12

85

85

8

16

85

90

12

24

90

95

Примечания: 1. Необходимость строительства спортивных сооружений, указанных в пп. 4—6 настоящей таблицы, и залов для тяжелой атлетики, борьбы, бокса и фехтования, а также их количество определяются заданием на проектирование при надлежащем технико-экономическом обосновании и соответствующем уменьшении количества залов для гимнастики.

Размеры залов для тяжелой атлетики, борьбы, бокса и фехтования определяются по действующим нормам проектирования спортивных сооружений.

2,    Залы и закрытые бассейны, указанные в пп. 5—6, следует предусматривать на группу высших учебных заведений.

3.    В IV строительно-климатической зоне допускается предусматривать открытый бассейн с подогревом

воды._______



3.19.    Количество мест для зрителей в спортивных сооружениях определяется заданием на проектирование.

3.20.    Состав и площади вспомогательных помещений для закрытых и открытых спортивных сооружений, а также требования к их устройству, взаимному размещению, оборудованию и отделке следует принимать в соответствии с действующими нормами проектирования спортивных сооружений.

Примечания:    1.    Не допускается размещение

спортивных сооружений, указанных в табл. 4, над учебными помещениями.

2. Не допускается размещение открытых спортивных сооружений со стороны окон учебных помещений; от окон других помещений площадки для игр с мячом следует располагать не ближе 10 м.

Помещения библиотек

3.21, Библиотеки высших учебных заведений следует проектировать из расчета обслуживания: студентов дневных, вечерних, заочных отделений, профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по норме 100 единиц книжного фонда на 1 студента в технических и сельскохозяйственных высших учебных заведениях и

125 единиц на 1 студента в университетах и гуманитарных высших учебных заведениях.

3.22. Расчетную вместимость читальных залов следует принимать согласно табл. 6.

3.23.    Устройство прохода через помещения библиотеки в другие помещения высшего учебного заведения не допускается.

3.24.    Площадь помещений библиотек следует принимать согласно табл. 7.

Таблица 5

Виды, размеры и количество открытых спортивных сооружений

к*

Наименование открытых спортивных сооружений

Размеры в м

Расчетная

сдиновре-

Количество сооружений при расчетном контингенте студентов

п/п

длина

ширина

менная

пропускная

способность

до

2000

4000

6000

8000

10 000

1

Спортивное ядро .......

188

91

125

1

1

1

1

1

2

Тренировочное поле для футбола .

94

63

30

1

1

1

1

1

3

Площадка для ручного мяча . .

43

23

18

1

1

1

2

2

4

Площадка для гимнастики . . .

40

26

80

1

1

2

2

2

5

Площадка для тенниса.....

36

18

4

4

6

8

8

8

6

Площадка для волейбола ....

24

15

18

3

5

5

7

8

7

Площадка для баскетбола - . .

30

18

15

2

4

4

6

8

Примечания: 1. Стрелковые тиры, велотреки, трамплины для прыжков на лыжах, лыжные базы и др. предусматриваются по заданию на проектирование.

2. Площадки для ручного мяча, волейбола и баскетбола рекомендуется предусматривать с деревянным настилом.


Таблица 6

Расчетная вместимость читальных залов

Расчетная вместимость читальных залов в процентах от полного состава студен* тов дневного отделения

с

с

2

Высшие учебные заведения

для студентов

для профес-сорско-пре-подаватель-ского состава, научных сотрудников и аспирантов

1

Университеты и гуманитарные ......

10—12

1

2

Технические и сельскохозяйственные ....

10

1


— 9 —


СНиП И-Л.6-67


Таблица 7

Площадь помещений библиотек

Е2

1?

£

Наименование помещений

Измеритель

Площадь в м*

1

Книгохранилище:

а)    закрытое хранение (при семиполочных стеллажах) ....

б)    хранение с открытым доступом к книжным фондам (при шестиполоч-

На 1000 единиц книжного фонда

2,2

ных стеллажах) . . в) закрытое компактное хранение на

То же

4

2

20 % общего фонда Читальные залы для

1

1,25

3

студентов ......

Читальные залы и кабинеты для профессорско-преподавательского состава, научных сотруд-

На 1 место в читальном зале

2,2

4

ников и аспирантов . .

Площадь для . выдачи книг в читальные залы:

То же

3

а)    для читателей . .

б)    » сотрудников би-

На I студента (для полного состава дневного отделения )

0,015

блиотеки .... в) каталог на фонд

На 1 сотрудника библиотеки за кафедрой выдачи книг

5

читального зала

На 25 000 карточек

1

5

Площадь для выдачи книг на дом (абонемент):

каталога

а)    для читателей . .

б)    » сотрудников би-

На 1 студента (для полного состава дневного и 60% вечернего отделения)

0,015

блиотеки ....

На 1 сотрудника библиотеки за кафедрой выдачи книг

5

6

7

Читательский каталог .

Информационно-справочное и библиографи-

На 25000 карточек каталога

1

ческое обслуживание . .

На 1 место в читальном зале

0,1


Продолжение табл. 7

u/u ад 1

Наименование помещений

Измеритель

Площадь в м1

8

Служебно-производственные помещения: отделы комплектования, обработки, размножения, хранения, научной информации (библиографии) и обслуживания

На 10000

1.5

9

Служебный каталог .

единиц книжного фонда

На 30 000 кар-

1

10

Комната отдыха для сотрудников библиотеки .

точек каталога

18

11

Кабинет директора библиотеки .....

18

12

Санитарные узлы при читальных залах (см. табл. 12) .......


Примечания: 1. Площадь фоторепродукци-онной лаборатории и переплетной мастерской рассчитывается по заданию на проектирование.

2.    Объем книгохранилищ с открытым доступом к книжным фондам устанавливается заданием на проектирование, но не менее 10% фондов в фундаментальной библиотеке (в том числе 3% в читальном зале).

3.    Книгохранилище должно быть изолировано от других помещений библиотеки и иметь непосредственную связь с помещениями выдачи книг.

4.    Необходимость и вместимость книгохранилищ факультетских библиотек определяется заданием на проектирование.

5.    Перекрытия книгохранилищ при закрытом компактном хранении следует рассчитывать с учетом увеличенного веса книжного фонда.


3.25.    Основные требования к расстановке библиотечного оборудования приведены в приложении 2.

3.26.    Вместимость одного читального зала рекомендуется принимать не более 100 мест.

3.27.    Фундаментальные библиотеки должны иметь отдельные служебные входы.

При размещении на участке двух и более высших учебных заведений фундаментальные библиотеки следует объединять.


Помещения актового зала

3.28. Планировка и оборудование актового зала в высших учебных заведениях должны обеспечивать возможность проведения конференций, заседаний, собраний, концер-