Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
Инструкция
СН по устройству, 78_7Q эксплуатации
и перебазированию рельсовых путей строительных башенных кранов
Москва 1980
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УСТРОЙСТВУ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПЕРЕБАЗИРОВАНИЮ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ БАШЕННЫХ КРАНОВ
СН 78-79
Утверждена
постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 февраля 1979 г. № 17 и согласована с Госгортехнадзором СССР
МОСКВА, СТРОЙИЗДАТ, 1980
УДК G21.873.2$ : 625.14(083.96)
Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей строительных башенных крапов. СИ 78-79/Госстрой СССР. — М.: Стройнздат, 1980 — 80 с.
Инструкция разработана по заданию Отдела механизации строительства Госстроя СССР Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР (ЦНИИОМТП).
В основу настоящей Инструкции положена «Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов* (СН 78-73), использованы результаты научных исследований и проектных разработок ЦНИИОМТП, НИИ оснований и подземных сооружений Госстроя СССР. Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, а также опыт устройства и эксплуатации рельсовых путей башенных кранов в строительных организациях. Промтрансинипроект разработал разделы 1, 3 и прил. 7.
Для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций.
Табл 33, ил 39.
Редакторы — инженеры Г. А. Котов (Госстрой СССР),
А. В. Бадэр (ЦНИИОМТП Госстроя СССР)
Инструкт.-нормат., 1 вып. — 22—78. 3204010000
© Стройнздат, 1980
Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР) |
Строительные нормы |
СН 78-79 |
Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей строительных башенных кранов |
Взамен СН 78-73 |
|
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция является обязательной при устройстве, эксплуатации и перебазировании рельсовых путей строительных башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 28 тс, а также для кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 30 тс с восемью ходовыми колесами.
В специфических условиях эксплуатации указанных кранов рельсовые пути должны сооружаться по специальному проекту.
1.2. Рельсовые пути для строительных башенных кранов, не указанных в п. 1.1, изготавливаются по указаниям, изложенным в инструкциях по эксплуатации таких кранов.
1.3. К специфическим условиям эксплуатации строительных башенных кранов относятся условия, вызываемые необходимостью их работы:
непосредственно на конструкциях строящихся зданий и сооружений;
в местностях с карстовыми явлениями; на косогорах с поперечным уклоном более 1:10; на участках перегона кранов от здания к зданию и пересекающихся рельсовых путях; на криволинейных участках пути; на путях со снежным основанием и на вечномерзлом грунте в районах холодного климата;
на слабом и переувлажненном основании и заболоченных местах;
на макропористых просадочных грунтах.
Внесена |
Утверждена постановле- |
Срок введения |
цнииомтп |
ннем Государственного |
в действие |
Госстроя СССР |
комитета СССР по делам строительства от 28 февраля 1979 г. № 17 |
I января 1980 г. |
|
3 |
Таблиц! I
Тип краев |
S
1
т
в
1
2
Б
•
В
I |
i
$
о
5
X
5* |
и
В
X
9»
г
п
т
(2 |
i
&&
<5
«5
Sm
I!
C-3 |
Разность отметок рельсов на допускаемом поперечном уклоне не более, мм |
«й
к
!
£
М
ц
Is
11 |
ii
?!
•«s
i*
L
* S J
fS;
s- £-5 |
я
X
в)
г
s
I 8 i ?
jj
i*
.5 * |
Верхнее строение пути на лянои полотне нз груш
глинистого, суглинистого. супесчаного |
а ем* га
пе сча-
ВОГО
1
1
В
г |
•»
X
1
|
X
X
U
с |
К
а
х
S
S
X
СЬ
с |
о
е
х
н |
з!
|> 5
I
<г§ |
• •
5|
55
si
is
SR
о о jj |
Ц
S? г л |
Д»БТК*80 |
12 |
8 |
650 |
5000±5 |
20 |
50 |
6 |
2000 |
8450 |
Р38 |
600 |
100 |
10 |
Р38 |
АХТК-90 |
13,5 |
8 |
650 |
5000±5 |
20 |
50 |
6 |
2000 |
8450 |
Р38 |
550 |
100 |
10 |
Р38 |
КБ-00 |
14 |
8 |
670 |
4000 ±4 |
16 |
40 |
6 |
1800 |
7250 |
Р38 |
500 |
100 |
10 |
Р38 |
МСК-5-20 |
10 |
8 |
570 |
4000 ±4 |
16 |
40 |
6 |
2300 |
7900 |
Р43 |
500 |
19Э |
15 |
Р38 |
КБк-1Э0.1 |
16,5 |
8 |
670 |
45CO±5 |
18 |
45 |
7 |
1950 |
8100 |
Р43 |
500 |
190 |
15 |
Р38 |
МБСТК 80/100 |
10.8 |
8 |
650 |
5000±5 |
20 |
50 |
6 |
2000 |
8600 |
Р43 |
500 |
200 |
16 |
Р38 |
КБ-100 |
18.8 |
8 |
670 |
4500 ±5 |
18 |
45 |
7 |
1950 |
8150 |
Р43 |
500 |
2.30 |
18 |
Р38 |
МСК-8/20(МСК- |
19 |
8 |
570 |
5000±5 |
20 |
50 |
6 |
2300 |
8950 |
P43 |
500 |
240 |
18 |
Р38 |
7,5/20) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КБ-100.С, решеп.. |
20 |
8 |
670 |
4500 ±5 |
18 |
45 |
7 |
1950 |
8250 |
Р43 |
500 |
250 |
19 |
Р43 |
КБ-100 ОС. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КБ-100.1 трубч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МСК-3-5-20 |
21 |
4 |
— |
4000±4 |
16 |
40 |
26 |
2000 |
7450 |
Р43 |
700 |
100 |
11 |
Р43 |
МСК-5-20А |
21 |
8 |
570 |
4000±4 |
16 |
40 |
7 |
2300 |
8000 |
Р50 |
500 |
250 |
20 |
Р43 |
К Б-100.ОМ |
21 |
8 |
675 |
4500±5 |
18 |
45 |
7 |
1950 |
8200 |
Р50 |
500 |
270 |
21 |
Р43 |
С '101 |
21,6 |
8 |
630 |
4000±4 |
16 |
40 |
7 |
2200 |
7900 |
Р50 |
500 |
260 |
20 |
Р43 |
КБ-1002 |
21,8 |
8 |
675 |
4500±5 |
18 |
45 |
7 |
1950 |
8200 |
Р50 |
500 |
260 |
20 |
Р43 |
МЗ-5-10 |
22,8 |
8 |
1000 |
6000 ±6 |
24 |
60 |
— |
1300 |
9000 |
Р43 |
500 |
260 |
20 |
Р43 |
КБ-300 (С-981) |
23,9 |
8 |
670 |
4500 ±4 |
18 |
45 |
7 |
2050 |
8150 |
Р65 |
500 |
250 |
19 |
Р50 |
С-981 А |
24 |
8 |
670 |
4500 ±4 |
18 |
45 |
8.5 |
2050 |
8250 |
Р65 |
500 |
250 |
19 |
Р50
ГуГЛ |
/ИСК-10-20 |
24 |
8 |
570 |
65O0±7 |
26 |
65 |
8 |
2000 |
10300 |
Р65 |
500 |
250 |
19 |
(МСК-7-25) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р50 |
БКСМ-5-5А |
24.2 |
8 |
1000 |
4500±5 |
18 |
45 |
12 |
1300 |
7500 |
Р50 |
500 |
260 |
20 |
Р50 |
БКСМ-7-9 |
24.8 |
8 |
1000 |
6000±6 |
24 |
60 |
25 |
1300 |
9000 |
Р65 |
500 |
240 |
18 |
Р65 |
МСК-250 |
25 |
8 |
900 |
7500±8 |
30 |
60 |
10 |
1450 |
10600 |
Р65 |
500 |
250 |
19 |
Р65 |
БКСМ-5-9 |
25,0 |
8 |
1000 |
4500±5 |
18 |
45 |
12 |
1300 |
7450 |
Р65 |
500 |
250 |
19 |
Р65 |
КБ-160.2, |
26 |
8 |
675 |
6000±6 |
24 |
60 |
7 |
1700 |
9450 |
Р65 |
500 |
300 |
23 |
Р65 |
КБ-100.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КБ-404 (КС-250) |
26,2 |
8 |
675 |
6000±6 |
24 |
60 |
7 |
2000 |
9750 |
Р65 |
500 |
300 |
23 |
Р65 |
БКСМ-5-10 |
27 |
8 |
1000 |
6000±6 |
24 |
60 |
25 |
1400 |
9150 |
P6S |
500 |
300 |
23 |
Р65 |
(Т-223) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КБк-160.2 |
26,8 |
8 |
675 |
6000 ±6 |
24 |
60 |
7 |
1700 |
9450 |
Р65 |
500 |
300 |
23 |
Р65 |
БКСМ-7-5 |
27,6 |
8 |
1000 |
4500±5 |
18 |
45 |
12 |
1300 |
7550 |
Р65 |
500 |
300 |
23 |
Р65 |
КБ-405 |
29.15 |
8 |
675 |
6000±6 |
24 |
60 |
7 |
1700 |
9700 |
Р65 |
500 |
450 |
28 |
Р65 |
Примечания: I. При песчаном грунте расстояния межху осями пол у ши ал следует приминать 700 мм; толщину балласта вод полушпалами — 100 мм; расход балласта па 12Л-мстровос звено—II м*.
5. В случае применения и качестве балласта щебня и гравия толщина слоя принимается на 50 мм меньше указанных в табл. I величин, но не менее 100 мм. При применении шлаков, указанных в табл. 2. толщина балластного слоя принимается во табл I.
3. При устройстве подкрановых путей в осснмевссенннй период расход балласта может быть увеличен на 20—30%.
4. Прн установке кранов у зданий е подвалами или другими пустотными сооружениимн. если расстоииие от указанных сооружений до нижней кромки балластной призмы меньше расстоиния /. указанного в п. 3,3. необходимо выполнить проверочный расчет на выдавливание стен »тнх сооружений (расчет производится автором ионструкиин здания).
3. При отклонении конструктивных параметров пути от праведеиных в таблице следует провести проверку напряжений я влемептах пути по правилам, изложенным в прял 7.
С. Пути, изготовленные ранее а соответствии с Инструкцией СН 78-73. могут быть использованы прн услоииа обеспечении безопасной работы кранов в соответствии с требованиями настоящей Инструкция.
1.4. При разработке специальных проектов и Указаний, предусмотренных пп. 1.1, 1.2 и 1.3, должны быть учтены требования и рекомендации настоящей Инструкции и изложены дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации строительных башенных кранов.
1.5. Подготовку площадки и устройство рельсовых путей строительных башенных кранов, типы которых не указаны в Инструкции, следует производить применительно к кранам с аналогичной ходовой частью и нагрузкой от колеса на рельс (табл. 1). Основные данные по рельсовым путям строительных башенных кранов на песчаном балласте приведены в табл. 1.
1.6. Работы по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей должны производиться с применением соответствующих средств механизации, рекомендуемый перечень которых указан в прил. 1.
1.7. Рельсовые пути строительных башенных кранов, отличающиеся по конструкции от указанных в прил. 2 настоящей Инструкции, а также новые конструкции опорных элементов, рельсовых скреплений и элементов путевого оборудования могут быть использованы по согласованию с ЦНИИОМТП Госстроя СССР.
Примечание. Для согласования необходимо представлять Следующие материалы:
1. Чертежи и расчет предлагаемой конструкции.
2. Акт испытания.
3. Расчет экономической эффективности по сравнению с конструкцией. приведенной в Инструкции.
2. НИЖНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
2.1. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.
2.2. Все земляные работы, связанные с устройством фундаментов зданий и сооружений, а также прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу сооружения земляного полотна рельсового пути.
2.3. Земляное полотно в зоне укладки пути должно быть очищено от отходов строительных материалов, посторонних предметов и растительного слоя почвы, а в зимнее время от снега и льда.
2.4. Конструктивные параметры земляного полотна (приближение оси пути к зданию, размеры водоотвода и поперечные уклони) принимаются в соответствии с нормами, приведенными в табл. 1 и на рас. 1.
в
Рис. I. Поперечный профиль рельсового пути с деревян* ными полушпалами
а — при колее <4000 мм; 6 — при колес <4000 мм с боковым ограждением балластной призмы; в — при колее >4000 мм; г — при колее <4000 мм на пути у откоса котлована; д — при колее >4СОО мм на пути у откоса котлована: А — размер колеи (табл. 1); Б — минимальное расстояние от выступающей части здания или штабелями грузов или другими предметами до оси первого рельса (табл. 1); В — ширина земляного полотна (табл. I); Д — ширина призмы поверху (табл. 1); / — балластная призма; 2 — полушпала; 3 —рельсы; 4 —стена здания; 5 — ограждение балластной призмы; б — откос котлонана; I — расстояние от основания балластной призмы до кран дна котлована; /»к —глубина котлована; —толщина балласта под по-лушпалаыи (табл. 1)
2.5. Продольный уклон площадки земляного полотна должен быть не более 0,003.
2.6. Разрешается в дренирующих и скальных грунтах площадку земляного полотна выполнять горизонтальной.
2.7. Поперечный уклон площадки земляного полотна на недренирующих грунтах должен быть 0,008—0,01 и спланирован односкатным в сторону водоотвода, как показано на рис. 1.
2.8. Профиль и размеры земляного полотна на криволинейных участках рельсового пути должны соответствовать нормам, установленным для прямолинейных участков пути.
2.9. Разрешается земляное полотно рельсовою пути устраивать из насыпного грунта, а также часть земляного полотна — из насыпного грунта, а часть — из основного грунта с откосами в месте примыкания насыпного к основному 1 руту 1:1,5, при этом насыпной г рун г должен быть песчаным или однородным с основным грунтом.
2.10. При устройстве земляного полотна из насыпного грунта запрещается:
применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;
применять недренирующий грунт (глину, суглинки), смешанный с дренирующим во избежание появления в теле насыпи водяных мешков;
прикрывать слой высокодренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;
укладывать мерзлый грунт, а также талый, смешанный с мерзлым;
вести отсыпку земляного полотна во время интенсивного снегопада без принятия мер по защите насыпного грунта от включений снега;
уплотнять грунты поливкой их водой в зимнее время.
2.11. Насыпной грунт земляного полотна следует укладывать слоями толщиной 200—300 мм с обязательным послойным уплотнением.
Допускается насыпной песчаный и супесчаный грунты земляного полотна в летнее время уплотнять распыленной струей воды каждого отсыпаемого слоя грунта.
2.12. Требуемая плотность (в г/см3) земляного полотна должна быть не менее:
для мелких и пылеватых песков, песчаного чернозема «-1,7;
8
для супесей — 1,66;
» суглинков — 1,6;
» глин — 1,5.
Подготовку земляного полотна на грунтах, значение плотности которых после уплотнения меньше указанных величин, следует производить по специальному проекту.
2.13. Проверять степень плотности грунта следует любым современным методом не менее чем в одном месте на длине 12,5 м под каждой рельсовой ниткой. При устройстве путей с железобетонными балками степень плотности грунта проверяется под каждой балкой. Результаты проверки необходимо занести в акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию по форме согласно прил. 5.
2.14. Засыпку и уплотнение траншей, канав и пазух, над которыми должны сооружаться рельсовые пути, следует производить с соблюдением правил и норм, предусмотренных для земляного полотна.
2.15. Земляное полотно должно быть ограждено ол-стока поверхностных и производственных вод канавами.
При возобновлении работ после снегопадов и метелей поверхность устраиваемого земляного полотна должна быть очищена от снега и льда.
2.16. Постоянный отвод поверхностных вод от земляного полотна осуществляется с помощью продольных водоотводных канав с уклоном дна 0,002—0,003.
Поперечный профиль водоотводных канав принимается трапецеидальной формы глубиной 0,35 м и шириной по дну 0,25 м, с откосами для песчаных грунтов 1:1,5, а для остальных — 1:1 (см. рис. 1).
В скальных грунтах разрешается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной 0,25 м и откосами 1:0,2.
В песчаных грунтах в районах с засушливым климатом водоотвод устраивать необязательно.
2.17. При эксплуатации рельсового пути водоотвод необходимо периодически очищать от мусора и посторонних предметов.
3. ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
3.1. Верхнее строение пути состоит из рельсов, промежуточных и стыковых рельсовых скреплений, тупиковых упоров, выключающих линеек, элементов зазем-
2-П2
ления, опорных рельсовых элементов и балластной призмы.
3.2. При устройстве рельсового пути у строящегося здания минимальное расстояние Б от выступающей части здания до оси первого рельса (см. рис. 1 ,а,б,в) должно быть не менее размеров, приведенных в табл. 1 с учетом выступающих частей здания и необходимых проходов.
3.3. При устройстве рельсового пути у неукрепленного котлована, траншеи и другой выемки расстояние I (см. рис. 1,г, д) должно соответствовать следующим размерам по горизонтали от края дна котлована до нижнего края балластной призмы:
для песчаных и супесчаных грунтов — не менее 1,5 глубины котлована плюс 400 мм;
для глинистых грунтов — не менее глубины котлована плюс 400 мм.
Эти же требования должны выполняться при расположении указанных выемок с торцов рельсового пути.
3.4. При сооружении верхнего строения рельсовых путей рекомендуется пользоваться сборными инвентарными секциями (см. прил. 2).
3.5. На подготовленную площадку земляного полотна отсыпается балластная призма. В качестве балласта применяется щебень из естественного камня, карьерный или сортированный гравий различных фракций, гранулированный или доменный шлак (табл. 2) и другие материалы.
Размеры балластной призмы и нормы расхода балластных материалов при устройстве одного звена пути с деревянными полушпалами и деревометаллическими секциями назначены с учетом грунтов земляного полотна и приведены в табл. 1.
Откосы боковых сторон п призмы должны быть 1:1,5. Рекомендуется устраивать раздельные балластные призмы с шириной поверху 1750 мм.
3.6. Балластная призма пути должна отсыпаться с равномерным уплотнением по всей площади. В летнее время укладываемый балласт допускается уплотнять поливкой распыленной струей воды.
Отсыпка балласта на неподготовленную основную площадку земляного полотна, укладка опорных элементов на грунт без балластного слоя не допускается.
3.7. При устройстве путей в ветровых районах 4, 5, 6
10