Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

471.00 ₽

Купить СН 266-63 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают меры по защите подземных металлических сооружений от почвенной коррозии и коррозии, вызываемой блуждающими токами, осуществляемые как на самих сооружениях, так и на источниках блуждающих токов.

 Скачать PDF

Оглавление

I Общие положения

II Меры по ограничению блуждающих токов

     1. Электрифицированные пригородные и магистральные железные дороги

     2. Трамвай

     3. Метрополитен

     4. Электрифицированные железнодорожные пути промышленного транспорта

     5. Линии постоянного тока дистанционного питания усилительных пунктов по системе "провод — земля"

III Защита от коррозии подземных металлических сооружений

     1. Защита от почвенной коррозии

     2. Защита от коррозии, вызываемой блуждающими токами

Приложение 1. Рекомендуемая методика измерений на рельсовых путях и в системе электроснабжения электрифицированного транспорта

Приложение 2. Рекомендуемая методика измерения удельного сопротивления грунта

Приложение 3. Рекомендуемая методика определения коррозийной активности (агрессивности) грунтов, грунтовых, речных и других вод по отношению к свинцовой оболочке кабелей

Приложение 4. Рекомендуемая методика определения опасности электрокоррозии подземных металлических сооружений

Приложение 5. Типы противокоррозийной изоляции

Приложение 6. Основные термины, примененные в настоящих Правила

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

ПРАВИЛА

ЗАЩИТЫ ПОДЗЕМНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ

СН 266—63

МОСКВА—1964

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР (ГОССТРОЙ СССР)

ПРАВИЛА

ЗАШИТЫ ПОДЗЕМНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ

СН 266—63

Утверждены

Государственным комитетом по делам строительства СССР 30 декабря 1963 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

Москва — 1 964

УДК 621.315.2 : 620.197 + 621.643.23 : 620.197


Правила защиты подземных металлически* сооружении от коррозии разработаны Академией коммунального хозяйства им. К- Д. Панфилова Министерства коммунального хозяйства РСФСР, Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопро водов (ВНИИСТ) Государственного комитета газовой промышленности СССР, Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ЦНИИ) Министерства путей сообщения СССР и научно-исследовательским Институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Государственного комитета по делам строительства СССР.

При составлении настоящих правил использованы также научно-исследовательские работы Института физической химии АН СССР, Тбилисского института энергетики Государственного комитета по энергетике и электрификации СССР, Азербайджанского института нефти и химии им. М. Азизбекова, Московского энергетического института. Центрального научно-исследовательского института связи и его Киевского отделения Министерства связи СССР, эксплуатационных и проектных организаций Мосгорисполкома и Лен-горисполкома, а также проектных институтов «Трансэлектропроект», «Гипросвязь» и др.

Министерствам и ведомствам надлежит привести утвержденные ими инструкции, технические условия и другие нормативные документы по защите подземных металлических сооружений от коррозии в соответствии с настоящими правилами.

Редактор — инж. Г. А. Балалаев

СН 266—63


Строительные нормы


Государственный комитет по делам строительства СССР (Госстрой СССР)


Правила защиты подземных металлических сооружений от коррозии


Взамен СН 28—58


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.    Настоящие правила устанавливают меры по защите подземных металлических сооружений от почвенной коррозии и коррозии, вызываемой блуждающими токами, осуществляемые как на самих сооружениях, так и на источниках блуждающих токов.

2.    Настоящие правила распространяются на устройство и эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых:

а)    линий трамвая, метрополитена и электрифицированного на постоянном токе магистрального, пригородного и промышленного рельсового транспорта;

б)    линий постоянного тока дистанционного питания усилителей по системе «провод — земля»;

в)    подземных стальных трубопроводов всех назначений независимо от способа их прокладки;

г)    кабельных линий — силовых, связи и сигнализации, прокладываемых в земле независимо от способа их прокладки.

Примечание. Настоящие правила не распространяются на железобетонные и чугунные конструкции, а также на стальные резервуары, сваи, шпунты и другие подобные подземные металлические сооружения.

3.    Для обеспечения надежной противокоррозийной защиты вновь строящихся и реконструируемых подземных коммуникаций в зонах воздействия блуждающих токов эксплуатируемых участков электрифицирован-

Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 30 декабря 1963 г.


Срок введения 1 июля 1964 г.


Внесены Министерством коммунального хозяйства РСФСР


3


ного на постоянном токе транспорта необходимо выполнение:

для участков железных дорог — требований пп. 12'— 16, 19—20, 22—24, 26, 27 и 31 настоящих правил;

для участков трамвая — требований пп. 33, 37—42, 44, 46—49, 52—57 настоящих правил;

для участков метрополитена—требований пп. 58— 61, 63—65, 67, 70, 73—77, 80, 83 настоящих правил.

Для обеспечения надежной противокоррозийной защиты вновь строящихся и реконструируемых подземных металлических сооружений, присоединяемых к уже эксплуатируемой системе подземных коммуникаций, для последних необходимо выполнение требований пп. 96, 97, 100, 105—125, 139, 141, 142, 144—146 настоящих правил.

4.    Мероприятия по ограничению утечки электрических токов в землю осуществляют организации и предприятия, в ведении которых находятся действующие и строящиеся сооружения, являющиеся источниками блуждающих токов, а мероприятия по защите от блуждающих токов строящихся и действующих подземных металлических сооружений и коммуникаций — организации и предприятия, в ведении которых находятся эти сооружения и коммуникации.

5.    Предусмотренные проектами мероприятия по ограничению токов утечки и защите подземных металлических сооружений и коммуникаций от коррозии, вызываемой блуждающими токами, должны осуществляться до ввода в эксплуатацию объектов, являющихся источниками блуждающих токов, а также подземных металлических сооружений и коммуникаций.

В случае когда указанные мероприятия могут быть осуществлены лишь после специальных измерений блуждающих токов в условиях эксплуатации этих объектов, противокоррозийные мероприятия должны осуществ лять организации и предприятия, в ведении которых находятся подземные сооружения, в первый год эксплуатации объектов, являющихся источниками блуждающих токов.

6.    Катодную поляризацию предусматривают в проектах защиты подземных металлических сооружений и уточняют по результатам экспериментальной проверки эффективности ее действия на защищаемом объекте.

4

7.    Запрещается принимать в эксплуатацию сооружения— источники блуждающих токов —до осуществления всех предусмотренных проектом мер по ограничению блуждающих токов, а также принимать в эксплуатацию подземные металлические сооружения до осуществления всех предусмотренных проектом мер по защите этих сооружений от коррозии.

8.    В городах с сильно развитым подземным хозяйством организация на территории городов изыскательских, проектных и наладочных работ, связанных с защитой от коррозии подземных металлических сооружений и коммуникаций, независимо от их ведомственной принадлежности, должна осуществляться исполкомами Советов депутатов трудящихся.

9* Мероприятия по защите подземных металлических сооружений от коррозии должны быть согласованы с местными организациями, координирующими работу по защите от коррозии, а в городах, где такие организации отсутствуют,— с организациями, эксплуатирующими расположенные в непосредственной близости подземные металлические сооружения и сооружения, являющиеся источниками блуждающих токов.

10. В организациях, эксплуатирующих подземные ме« таллические сооружения, должны проводиться систематическая регистрация и анализ коррозийных повреждений.

И. МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ БЛУЖДАЮЩИХ

токов

1. ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЕ ПРИГОРОДНЫЕ И МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Рельсовый путь

И. На главных путях электрифицированных железных дорог рельсы должны быть уложены на щебеночном или равноценном ему по изоляционным свойствам балласте.

12. Деревянные шпалы, укладываемые в путь, должны быть пропитаны масляными антисептиками, не проводящими электрический ток. Укладка шпал, пропитанных водными антисептиками, не допускается.

5

Изолирующие свойства рельсовых путей, уложенных на железобетонных шпалах, должны быть не ниже, чем при применении деревянных шпал.

13.    Между подошвой рельса и балластом должен быть зазор не менее 30 мм как на перегонах, так и на станциях.

Противоугонные устройства должны быть изолированы от балласта воздушным промежутком 30 мм.

14.    На всех электрифицированных путях электрическое сопротивление каждого неизолирующего рельсового стыка не должно превышать сопротивление рельса длиной 3 м. Это должно обеспечиваться постановкой рельсовых стыков на графитовую мазь или приваркой стыковых соединителей.

Если стыки рельсов оборудуют приварными 1ибки-ми медными электрическими соединителями, то их сечение должно быть не менее 70 мм2. Поверхность контакта в месте приварки должна быть не менее 250 мм2.

15.    На электрифицированных путях, оборудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, должны быть установлены медные междупутные соединители сечением не менее 70 ммв следующих местах:

а)    при двухниточных рельсовых цепях автоблокировки — через два дроссельных стыка на третий;

б)    при однониточных рельсовых цепях — в горловинах станции у выходных сигналов и через каждые 400 м пути.

На электрифицированных путях, не оборудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, должны быть установлены соединители: междурельсовые через каждые 300 м и междупутные через каждые 600 м. Соединители следует изготовлять в виде стального провода диаметром 12 мм или стальной полоски 40 X 3 мм и прокладывать их изолированной от земляного полотна.

16.    Все неэлектрифицированные пути и тупиковые упоры должны быть отделены от электрифицированных путей двумя изолирующими стыками, установленными в каждую рельсовую нить неэлектрифицированного пути так, чтобы исключалась возможность замыкания подвижным составом неэлектрифицированных путей с электрифицированными.

6

Разрешается использовать неэлектрифицированные пути в качестве проводника тяговых и дренажных токов на станциях и перегонах при соблюдении на путях требований, изложенных в пп. 11 —14 настоящих правил.

В случае использования неэлектрифицированных путей в качестве проводника дренажного тока мероприятия по проведению их в соответствии с пп. 11, 12, 13 и 14 должны быть предусмотрены в проекте защиты конкретного подземного сооружения.

17.    Конструкция туннелей и путей в туннелях должна обеспечивать отвод воды от элементов верхнего строения пути и не должна допускать стекания на путь грунтовых вод.

18.    В расчетах увеличение электрического сопротивления участка рельсового пути из-за стыков рельсов должно приниматься равным 20% без учета изолирующих стыков автоблокировки.

19.    Рельсовые нити на территории депо электропод-вижного состава должны быть изолированы от металлических сооружений, арматуры железобетонных конструкций и контуров заземлений.

Рельсовые нити на металлических и железобетонных мостах должны быть уложены электрически изолировано от ферм моста и арматуры железобетона.

20.    Металлические фермы мостов, путепроводов, металлические и железобетонные опоры контактной сети, имеющие сопротивление растеканию менее 20 ом, должны соединяться с рельсами или со средними точками путевых дросселей через искровые промежутки с пробивным напряжением не менее 200 в и не более

800 в.

В местах, где применение искровых промежутков не допускается по условиям техники безопасности, разрешается глухое присоединение сооружений к рельсовым нитям или дросселям.

Во всех случаях соединительные провода должны быть проложены изолированно от земляного полотна.

7


21.    Металлические опоры контактной сети, световых сигналов и других подобных им металлических сооружений, соединяемых с тяговыми нитями путей непосредственно или через искровые промежутки, должны быть установлены на бетонных или железобетонных основаниях.

Устройства электроснабжения

22.    Утечка тягового тока с рельсов электрифицированных путей не должна превышать нормированного значения, определяемого по номограммам, приведенным в прил. 1.

23.    Контактная сеть электрифицированной линии должна быть соединена с положительной шиной, а рельсовые пути — с отрицательной шиной тяговой подстанции.

24.    Контактная сеть перегонов (кроме консолей) в нормальном режиме работы электрифицированной линии должна иметь двухстороннее питание от тяговых подстанций.

25.    При выборе на стадии проектирования оптимального варианта размещения тяговых подстанций на магистральных участках железных дорог необходимо учитывать экономические показатели устройств электро-дренажной защиты магистральных трубопроводов, магистральных кабелей и подземных металлических сооружений крупных промышленных объектов.

26.    Шина тяговых подстанций, соединенная с рельсами, не должна иметь глухого заземления.

Данное требование не распространяется на заземление шины через цепи электрических дренажей, а также на заземление шины тяговых подстанций, расположенных у мест стыкования участков постоянного и переменного тока.

27.    Отсасывающие линии оборудуются шкафами (кабельными ящиками), в которых должно быть предусмотрено разъемное электрическое соединение проводов отсасывающих линий с проводниками, идущими непосредственно к рельсовым нитям.

28.    Отсасывающие линии от тяговой подстанции до кабельного ящика должны быть изолированы от земли и иметь изоляцию на напряжение 1000 в.

29.    На участках электрифицированных железных дорог, оборудованных автоблокировкой с двухниточными рельсовыми цепями, отсасывающие линии должны присоединяться к средним точкам путевых дросселей, установленных на главных путях. Для этой цели может устанавливаться дополнительный третий дроссель. На станциях с однониточными рельсовыми цепями отсасывающая линия может подключаться к электротяговым

8

нитям всех электрифицированных путей, а на участкахг не оборудованных автоблокировкой,— ко всем рельсовым нитям электрифицированных путей.

30.    Применение третьего дросселя в рельсовой цепи автоблокировки для присоединения отсасывающих линий и дренажных установок допускается как исключение.

Контроль за состоянием рельсовой сети

31.    В эксплуатационных условиях на электрифицированных железных дорогах должны производиться:

а)    проверка исправности стыковых соединителей путем осмотра — два раза в месяц, а междурельсовых и междупутных соединителей — один раз в квартал;

б)    измерение электрического сопротивления рельсовых стыков не реже чем через 6 месяцев (кроме сварных);

в)    измерение сопротивления изоляции отсасывающих линий — один раз в год;

г)    проверка состояния изоляции между рельсами и фермами мостов и путепроводов — один раз в год и после ремонта пути;

д)    проверка исправности искровых промежутков — один раз в квартал;

е)    регулярная прочистка зазора между подошвой рельса и балластом;

ж)    измерение тока утечки с рельсов электрифицированных путей — в течение первого года после сдачи в эксплуатацию электрифицированного участка, а в последующие годы выборочно по мере необходимости.

Замеры производятся заинтересованными организациями, проектирующими, строящими и эксплуатирующими подземные металлические сооружения, совместно со Службой электрификации Управления железной дороги.

Примечание. Рекомендуемая методика измерений приведена в прил. 1.

2. ТРАМВАЙ Рельсовый путь

32.    При выборе конструкции трамвайного пути, в целях ограничения величины блуждающих токов, при прочих равных условиях, следует предусматривать конструкции, имеющие большее переходное сопротивление.

9