ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
СН 120-60
МОСКВА —1961
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
СН 120-60
Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 30 июля I960 ?.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ
Москва — 1961
Редактор — канд. техн. наук Б. С. РАЕВ-БОГОС ЛОВСКИИ
Технические условия проектирования аэродромных покрытий являются обязательными при проектировании вновь строящихся и реконструируемых оснований и покрытий аэродромов. Они имеют своей целью повышение качества и снижение стоимости строительства путем внедрения прогрессивных конструкций покрытий и методов их расчета.
ПРИНЯТЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Внешние силы Р0 — нагрузка на одну опору расчетного самолета в г. Р — расчетная нагрузка на одно колесо в т. q — удельное давление, передающееся на поверхность покрытия от внешней нагрузки, в кг/см2.
Внутренние усилия и перемещения М — момент, изгибающий параллельно оси X или Y. Мг — радиальный изгибающий момент.
Мь—тангенциальный изгибающий момент.
Мрасч — расчетный изгибающий момент.
^Иакс — максимальный изгибающий момент от нагрузки, приложенной к центру плиты.
М’й — момент сил в напряженной арматуре относительно верхней ядровой точки.
W — прогиб точки поверхности покрытия. w0 — осадка штампа.
Характеристики материалов /?“н—нормативное сопротивление бетона растяжению при изгибе.
Рпр — расчетное сопротивление бетона при сжатии.
Rpy — условное расчетное сопротивление бетона при растяжении.
С — коэффициент постели упругого основания.
Срасч — расчетный коэффициент постели.
Р0 — расчетное сопротивление грунта.
Е6 — расчетный модуль упругости бетона.
£а — расчетный модуль упругости арматуры.
Е0 — расчетный модуль деформации грунта.
Е, — расчетный модуль деформации материала искусственного основания.
(а6 — коэффициент Пуассона для бетона.
— коэффициент Пуассона для грунта.
S — упругая характеристика плиты покрытия.
Геометрические характеристики h—толщина покрытия.
Авсрх — толщина слоя усиления.
3
Л„иж — толщина усиляемого (существующего) покрытия.
F — площадь следа отпечатка пневматика. а — размер стороны квадрата, равновеликого по площади отпечатку пневматика. d — диаметр круга, равновеликого по площади отпечатку пневматика, г — радиус круга, равновеликого по площади отпечатку пневматика.
N — число колес на опоре расчетного самолета. da,т — диаметр штампа.
Лит — радиус штампа.
Fa — площадь поперечного сечения нижней арматуры.
F \ F'H — площадь поперечного сечения верхней и нижней напряженной арматуры.
W0 — момент сопротивления сечения покрытия. г„ — расстояние от нейтральной оси сечения покрытия до верхней ядровой точки. е0 — эксцентрицитет равнодействующей сжимающих сил.
V — приведенные координаты точек приложения сил.
Расчетные коэффициенты &д — коэффициент динамичности. п — коэффициент перегрузки. т — коэффициент условий работы. отт—коэффициент точности предварительного напряжения арматуры. k6 — коэффициент однородности бетона.
К—коэффициент, учитывающий отношение изгибающего момента в расчетном сечении плиты к моменту в центре.
Напряжения яб1—потери предварительного напряжения в бетоне от трения покрытия по основанию. я0; %—напряжения в верхней и нижней арматуре, соответствующие нулевому напряжению в бетоне. зак — контролируемое напряжение в арматуре. оп — потери напряжения в арматуре.
Жесткость D — цилиндрическая жесткость изотропной плиты.
£) • Dy—жесткости плиты в направлении осей X и Y.
DHiKr — жесткость плиты наибольшая из Dx или Dy.
В — жесткость железобетонных сечений, работающих с раскрытием трещин.
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства
Технические условия проектирования аэродромных покрытий
I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1. Настоящие технические условия распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых оснований и покрытий аэродромов на территории Союза ССР.
При проектировании оснований и покрытий аэродромов дополнительно к указаниям настоящих технических условий должны учитываться требования действующих норм, технических условий и ГОСТов на строительные материалы, арматурную сталь, бетонные, железобетонные, предварительно напряженные железобетонные конструкции и асфальтобетонные покрытия.
2. На аэродромах применяются жесткие и нежесткие типы покрытий.
К покрытиям жесткого типа относятся: покрытия из монолитного предварительно напряженного бетона и железобетона;
сборные покрытия из предварительно напряженных железобетонных плит;
покрытия из монолитного железобетона; бетонные покрытия.
К покрытиям нежесткого типа относятся: асфальтобетонные покрытия;
черные щебеночные и гравийные покрытия, устраиваемые методом пропитки или смешения на месте;
покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими материалами.
Внесены |
Утверждены |
Срок введения 1 января 1961 г. |
Главным управлением |
Государственным комитетом |
гражданского воздушного |
Совета Министров СССР |
флота при Совете |
по делам строительства |
Министров СССР |
30 июля 1960 г. |
|
5 |
3. Основания аэродромных покрытий устраиваются из зернистых материалов (песка, гравия, щебня и др.), из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, из тощего бетона и других материалов.
И. ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ
4. Основания и покрытия аэродромов проектируются с учетом климатической зоны и гидрогеологических условий участка строительства. Климатические зоны показаны на рис. 1. Каждая зона делится на восточный и западный районы, граница между которыми принимается по рекам Волга — Северная Двина. Климатические условия для горных районов определяются в каждом отдельном случае по местным метеорологическим данным. Гидрогеологические условия разделяются на три типа (табл. Г).
Таблица 1
Тип гидрогеологических условий |
Тип местности |
Глубина горизонта грунтовых вод или верховодки к началу промерзания грунта |
Категория влаги, содержащейся в грунте к началу промерзания |
I |
Сухие места без избыточного увлажнения с обеспеченным поверхностным стоком |
Больше суммы глубины промерзания и высоты капиллярного поднятия |
От гигроскопической до молекулярной влагоемкости |
II |
Временное избыточное увлажнение поверхностными водами |
Больше глубины промерзания |
От максимальной молекулярной до максимальной капиллярной влагоемкости |
III |
Постоянное избыточное увлажнение грунтовыми водами и верховодкой в осенний период |
Меньше глубины промерзания |
От максимальной молекулярной влагоемкости до полного насыщения пор гравитационной влагой |
В зависимости от гранулометрического состава подстилающие грунты разделяются на песчаные грунты — по классификации строительных норм и правил 195^ г., гл. И.Б-6 § 2, и остальные грунты (кроме песчаных)—по классификации ГУШОСДОРа (табл. 2, приложение III).
6
Устройство капитальных покрытий в гидрогеологических условиях III типа не допускается. Существующие на площадке строительства гидрогеологические условия III типа требуют проведения соответствующих мероприятий по осушению грунтов, понижению уровня грунтовых вод, возведению насыпей и других мероприятий. Расчетные значения коэффициента постели и модуля деформации естественного основания определяются согласно приложениям I, II и III.
ИСКУССТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ
5. Конструкция искусственного основания аэродромного покрытия должна выбираться на основе технико-экономического сравнения вариантов.
6. Для обеспечения постепенного перехода от подстилающих грунтов естественного залегания к более жестким слоям покрытия и для уменьшения сил трения и сцепления между покрытием и подстилающим грунтом следует предусматривать искусственные основания из пористых материалов. Выбор материала и толщины искусственного основания производится с учетом гидрогеологических условий, а также условий промерзания. При этом толщину искусственного основания рекомендуется принимать не менее указанной в табл. 2.
Таблица 2 |
Грунт основания |
Рекомендуемая толщина искусственного основания иэ среднего и крупного песков для II—IV климатических зон в см |
II |
1 ■" |
IV |
Песчаный.......... |
15 |
10 |
10 |
Супесчаный ......... |
20—25 |
15-20 |
10 |
Суглинок тяжелый и глина . |
25—35 |
20-25 |
15 |
Пылеватый грунт и пылева- |
|
|
|
тый суглинок....... |
35-50 |
25—40 |
15—20 |
|
Примечания. 1. Большую толщину следует принимать для районов, расположенных в северной части данной климатической зоны, а меньшую — в южной. |
2. Если песчаные грунты отвечают требованиям табл. 3, то искусственное основание не предусматривается.
Для устройства искусственных оснований разрешается применять разноразмерные пески, отвечающие требовани-
ям ГОСТ 8736-58 (для строительства автомобильных дорог), согласно табл. 3.
Таблица 3 |
Группа песка по гранулометрическому составу по ГОСТ 8736-59 |
Модуль крупности (мк) |
Полный остаток на сите с сеткой N 0,63 в % |
Крупный .......... |
3,5— 2,4 |
50—75 |
Средний.......... |
2,5-1,9 |
35—50 |
Мелкий........... |
2,0-1,5 |
20-35 |
Очень мелкий ....... |
1,6—1,1 |
7-20 |
|
Мелкие и очень мелкие пески разрешается применять для устройства искусственных оснований под покрытия только в том случае, когда предусмотрены специальные меры, обеспечивающие устойчивость этого песчаного слоя путем обогащения его крупнозернистыми добавками, обработки вяжущими и т. д., при наличии в каждом отдельном случае необходимых технико-экономических обоснований, подтверждающих целесообразность применения таких песков.
Гравийные смеси, как и другие крупнозернистые материалы, применяемые для устройства искусственного основания, должны удовлетворять требованиям, изложенным в табл. 4.
Таблица 4 |
Размер фракций в мм |
Содержание фракций в % для II и III климатических зон |
сухая местность |
сырая местность |
Мельче 0,5........ |
3—4 |
2 |
Крупнее 0,5—5....... |
15-20 |
10 |
5-25....... |
30-40 |
20 |
25......... |
36-52 |
68 |
|
В качестве материала для искусственных оснований могут применяться также кислые и основные доменные шлаки.
При устройстве оснований из основных доменных шлаков следует руководствоваться «Временными техническими правилами производства работ по устройству дорожных оснований из основных доменных шлаков», Аптотрансиз-дат, 1954 г.
9