Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

Купить СДА 18-2009 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает общие требования к управлению и технической компетентности организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной, экологической безопасности в энергетике и строительстве.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Термины и определения

3. Требования к управлению

     3.1 Организация работ

     3.2 Система менеджмента качества

     3.3 Управление документацией

     3.4 Анализ запросов, заявок на субподряд и контрактов

     3.5 Заключение субподрядов на проведение работ

     3.6 Приобретение услуг и запасов

     3.7 Обслуживание заказчиков

     3.8 Претензии

     3.9 Управление несоответствующей продукцией

     3.10 Корректирующие действия

     3.11 Предупреждающие действия

     3.12 Управление регистрацией данных

     3.13 Внутренние аудиты

     3.14 Анализ со стороны руководства

4. Техническое оснащение

5. Требования к персоналу

6. Помещения и условия окружающей среды

7. Требования к документации

8. Специальные требования к организациям, осуществляющим проектирование

9. Специальные требования к организациям, осуществляющим строительство, монтаж, наладку, ремонт (реконструкцию), техническое обслуживание и эксплуатацию

Приложение. Форма паспорта организации

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.07.2009УтвержденНаблюдательный совет30-БНС
РазработанОАО НТЦ Промышленная безопасность
ИзданОАО НТЦ Промышленная безопасность2009 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

безопасност!

Серия 32

ДОКУМЕНТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ ИНСПЕКЦИОННЫХ ОРГАНОВ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

Выпуск 5

Москва

2009

ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность^

Серия 32

Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

ДОКУМЕНТЫ

ПО АККРЕДИТАЦИИ ИНСПЕКЦИОННЫХ ОРГАНОВ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

Выпуск 5

Москва

2009

Серия 32 Выпуск 5

ектной и другой документации и требованиями заказчиков. Если организация является частью более крупной организации, то некоторые элементы политики в области качества могут содержаться в других документах.

3.2.3.    Руководство по качеству должно включать или иметь ссылки на вспомогательные процедуры, включая технические процедуры. В нем должно быть дано описание структуры документации, используемой в СМК.

3.2.4.    Функции и ответственность технического руководящего персонала и ответственного по обеспечению качества, включая их ответственность по соответствию настоящим Требованиям, должны быть определены в Руководстве по качеству.

3.2.5.    СМК, соответствующая характеру выполняемых работ, должна быть изложена в Руководстве по качеству и других документах, предназначенных для сотрудников организации.

Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:

заявление о политике в области качества, в котором обозначены цели, задачи и обязательства организации в области качества;

краткое описание юридического статуса организации, включая контактную информацию (наименование организации, адрес, телефонные номера и т.д.), а также описание области деятельности и компетенции организации (со ссылками на устав организации или организации, частью которой она является);

описание области деятельности организации;

описание структуры организации, административной подчиненности;

описание прав, обязанностей и ответственности организации;

описание функций, порядка взаимодействия с подразделениями организации, подчиненности структурных единиц (подразделений) организации;

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 7 из 37

215

описание задач и функциональных обязанностей руководства и персонала организации (штатного и привлекаемого) согласно должностным инструкциям;

положение об ответственном лице за функционирование СМК в организации;

описание процедур проведения работ в области деятельности организации;

описание порядка обращения с техническими средствами; описание процедур взаимодействия с заказчиками и другими организациями;

описание порядка контроля качества работ, выполняемых организацией;

порядок учета, ведения и хранения документов СМК; перечень подрядных организаций, организаций-поставщиков материалов, деталей, комплектующих изделий, инструментов, приспособлений, оборудования, необходимых для осуществления деятельности организации;

описание процедур учета, контроля и использования документации;

описание процедур, организации и проведения поверки и технического обслуживания средств измерений;

описание процедур проверки технического состояния оборудования после его доставки на рабочее место и при необходимости монтажа;

описание правил обеспечения конфиденциальности и охраны прав собственности;

описание процедур проведения внутренних аудитов и анализа со стороны руководства;

описание организации обратной связи и корректирующих действий при выявлении несоответствий;

описание процедур рассмотрения рекламаций, претензий;

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 8 из 37

Серия 32 Выпуск 5

216

описание порядка корректировки документов СМК; описание процедуры приостановки (прекращения) деятельности в случае выявившегося несоответствия настоящим Требованиям;

перечень подразделений организации (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству.

3.3. Управление документацией

3.3.1.    Общие положения

Организация должна установить и поддерживать процедуры управления всеми документами, являющимися частью СМК (разработанными в рамках организации или поступившими извне), такими, как регламенты, стандарты, другие нормативные документы, методы испытаний и (или) калибровок, а также чертежи, программное обеспечение, технические условия, инструкции, руководства и т.п.

3.3.2.    Утверждение и выпуск документов

3.3.2.1.    Прежде чем выдать для использования сотрудниками организации документы, являющиеся частью СМК, их должен проверить уполномоченный для этого сотрудник.

3.3.2.2.    Принятые процедуры должны гарантировать, что: официальные издания соответствующих документов доступны на всех участках, где осуществляются основные операции, направленные на эффективную деятельность организации;

документы периодически анализируются и при необходимости пересматриваются, чтобы обеспечивать их постоянную пригодность и соответствие предъявляемым требованиям;

недействительные или устаревшие документы оперативно изымаются из всех мест выпуска или использования либо другим образом предупреждается их непреднамеренное использование;

устаревшие документы, сохраняемые в юридических или информационных целях, соответствующим образом маркируются.

3.3.2.3.    Документы СМК, разработанные организацией, должны иметь идентификацию. Среди элементов такой идентифика-

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 9 из 37

217

ции должны присутствовать дата выпуска и (или) обозначение пересмотра, нумерация страниц, общее число страниц, наименование организации, выпустившей документ.

3.3.3. Изменения в документах

3.3.3.1.    Изменения в документах должны анализироваться и утверждаться той же службой, которая делала первоначальный анализ, если специально не назначены другие лица. Назначенные сотрудники должны иметь доступ к соответствующей исходной информации, которая служит основой дня их работы по анализу и утверждению.

3.3.3.2.    Измененный или новый текст должен быть идентифицирован в документе или в соответствующих приложениях.

3.3.3.3.    Если система управления документацией организации разрешает вносить изменения от руки в ожидании очередного изменения документов, то должны быть определены процедуры и полномочия для таких изменений. Изменения должны быть четко отмечены, завизированы и датированы. Пересмотренный документ должен быть официально переиздан, как только это станет практически осуществимым.

3.3.3.4.    Должны быть установлены процедуры для описания того, как вносятся и управляются изменения в документах, хранящихся в компьютерных системах.

3.4.    Анализ запросов, заявок на субподряд и контрактов

3.4.1. Организация должна установить и поддерживать процедуры анализа запросов, заявок на субподряд и контрактов (договоров). Политика и процедуры анализа, ведущего к заключению контракта на проведение работ в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, должны гарантировать, что:

требования к выполнению работ адекватно определены и документированы;

характер выполняемых работ полностью соответствует области деятельности организации;

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 10 из 37

Серия 32 Выпуск 5

организация имеет возможности и ресурсы, позволяющие вы-полнить работу;

любые разногласия между запросом или заявкой на субподряд и контрактом должны быть устранены до начала работ.

Примечания.

1.    Запрос, заявку на субподряд и контракт следует проанализировать с учетом финансовых, юридических аспектов и календарного плана.

2.    Анализ возможностей должен установить, что организация располагает необходимыми материальными, техническими и информационными ресурсами и что персонал организации обладает необходимыми навыками и опытом для проведения заявленных работ.

3.4.2.    Результаты анализов, включая любые значительные изменения, должны быть сохранены. Также следует хранить записи о соответствующих переговорах с заказчиком, касающихся его требований или результатов работ, выполненных в ходе выполнения контракта.

3.4.3.    Анализ'должен также включать все работы, выполняемые организацией по субподряду.

3.4.4.    Заказчик должен быть информирован обо всех отклонениях от контракта.

3.4.5.    Если контракт нуждается в изменениях, после того как работа началась, должен быть повторен тот же процесс анализа контракта и любые изменения должны быть сообщены всему персоналу, которого они касаются.

3.5.    Заключение субподрядов на проведение работ

3.5.1. Организация может часть своих работ передавать компетентной субподрядной организации. Компетентной является такая субподрядная организация, которая выполняет работу в соответствии с настоящими Требованиями, область деятельности которой соответствует характеру передаваемой работы.

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 11 из 37

219

3.5.2.    Организация должна уведомить заказчика о субподряде в письменном виде и в необходимых случаях получить одобрение заказчика, предпочтительно тоже в письменном виде.

3.5.3.    Организация несет ответственность перед заказчиком за работу, выполняемую субподрядной организацией, за исключением тех случаев, когда субподрядную организацию выбирает заказчик.

3.5.4.    Организация должна вести регистрацию всех субподрядных организаций, к услугам которых она прибегает для проведения работ, и регистрацию данных о соответствии выполненной работы установленным требованиям.

3.6. Приобретение услуг и запасов

3.6.1.    В организации должны быть установлены политика и процедуры по выбору и приобретению необходимых услуг и запасов, влияющих на качество деятельности в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Должны существовать процедуры по приобретению, получению и хранению соответствующих материалов, деталей, комплектующих изделий, инструментов, приспособлений, оборудования, используемых при проведении работ.

3.6.2.    Организация должна обеспечивать сохранность полученных материалов, деталей, комплектующих изделий, инструментов, приспособлений, оборудования, влияющих на качество деятельности. Эти используемые услуги и запасы должны соответствовать установленным требованиям. Зарегистрированные данные о действиях, предпринятых в целях проверки соответствия услуг и запасов установленным требованиям, должны сохраняться.

3.6.3.    Организация должна проводить оценку поставщиков материалов, деталей, комплектующих изделий, инструментов, приспособлений, оборудования, необходимых для осуществления деятельности организации, оказывающих влияние на каче-

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 12 из 37

Серия 32 Выпуск 5

220

ство выполнения работ, и хранить регистрационные данные об этих оценках и перечень утвержденных поставщиков.

3.7.    Обслуживание заказчиков

3.7.1.    Организация должна сотрудничать с заказчиками или их представителями в вопросах выполнения работ по договорам и контрактам, контролировать деятельность заказчиков при условии, что организация обеспечивает конфиденциальность по отношению к другим заказчикам.

3.7.2.    Организации следует иметь обратную связь с заказчиками. Обратную связь следует использовать для улучшения системы менеджмента качества, усовершенствования технологии выполнения работ, применения новых технических средств, новых форм организации труда и обслуживания заказчиков.

3.8.    Претензии

3.8.1.    В организации должны быть предусмотрены политика и процедуры по разрешению претензий со стороны заказчиков или других сторон. Необходимо хранить регистрационные данные по всем рекламациям, расследованиям, а также корректирующим действиям, предпринятым организацией.

3.8.2.    Споры и разногласия, которые не могут быть разрешены путем проведения переговоров в соответствии с установленными процедурами, разрешаются в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.9.    Управление несоответствующей продукцией

3.9.1. Организация должна обеспечивать, чтобы продукция, которая не соответствует требованиям, была идентифицирована и управлялась в целях предотвращения непреднамеренного использования или поставки. Средства управления, соответствующая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны быть определены в документированной процедуре (в Руководстве по качеству).

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 13 из 37

221

3.9.2.    Организация должна решать вопрос о несоответствующей продукции следующими способами:

осуществлять действия в целях устранения обнаруженного несоответствия;

санкционировать ее использование, выпуск или приемку, если имеется разрешение на отклонение от соответствующего полномочного органа и заказчика;

осуществлять действия в целях предотвращения ее первоначального предполагаемого использования или применения.

3.9.3.    Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии.

3.9.4.    Когда несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной оценке для подтверждения соответствия требованиям.

3.9.5.    Если несоответствие продукции выявлено после поставки или начала использования, организация должна предпринять действия, адекватные последствиям несоответствия.

ЗЛО. Корректирующие действия

3.10.1.    Общие положения

Организация должна разработать политику и процедуру и определить соответствующие полномочия для принятия корректирующего действия в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики или процедур, предусмотренных системой менеджмента качества или техническими операциями (несоответствия).

3.10.2.    Анализ причин

Процедура корректирующего действия должна начинаться исследованием в целях определения основных причин несоответствий.

3.10.3.    Выбор и принятие корректирующих действий

Корректирующие действия должны соответствовать масштабу

и опасности несоответствий.

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 14 из 37

Серия 32 Выпуск 5

Организация должна документировать и реализовать все требуемые изменения, вытекающие из изучения корректирующих действий.

3.10.4. Контроль за корректирующими действиями

Организация должна убедиться в эффективности корректирующих действий и осуществлять за этим контроль.

3.11.    Предупреждающие действия

3.11.1.    Организация должна определить действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных несоответствий.

3.11.2.    В организации должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:

установлению потенциальных несоответствий и их причин;

оцениванию необходимости действий в целях предупреждения появления несоответствий;

определению и осуществлению необходимых действий;

записям результатов предпринятых действий;

анализу предпринятых предупреждающих действий.

3.12.    Управление регистрацией данных

3.12.1.    Общие положения

3.12.1.1.    Организация должна установить и поддерживать процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия регистрационных данных по качеству и техническим вопросам. Данные по качеству должны включать отчеты о внутренних аудитах, результаты анализа со стороны руководства, а также данные о корректирующих и предупреждающих действиях.

3.12.1.2.    Регистрационные данные должны быть удобочитаемыми, легкодоступными и не подвергаться опасности быть утерянными. Должны быть установлены сроки хранения таких данных.

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 15 из 37

223

Регистрационные данные могут храниться на любом носителе, например на бумажных или электронных носителях.

3.12.1.3.    Все регистрационные данные должны храниться в условиях безопасности и конфиденциальности.

3.12.1.4.    Организация должна иметь процедуры для защиты и восстановления данных на электронных носителях, а также для предупреждения несанкционированного доступа или внесения изменений в них.

3.12.2. Технические данные

3.12.2.1.    В организации должны храниться в течение установленного времени зарегистрированные технические данные о качестве выполненных работ, применявшихся материалах и другие сведения, установленные в нормативной, проектной и конструкторской документации.

3.12.2.2.    Если в зарегистрированных данных обнаруживаются ошибки, то каждая ошибка должна быть перечеркнута и рядом должно быть записано правильное значение. Все подобные изменения должны подписываться или визироваться лицом, внесшим изменение. Если регистрационные данные хранятся в электронном виде, должны быть предприняты такие же меры, чтобы избежать потери или изменения первоначальных данных.

3.13. Внутренние аудиты

3.13.1.    Организация должна периодически и в соответствии с предварительно установленными графиком и процедурой проводить внутренние аудиты своей деятельности, чтобы удостовериться, соответствует ли она по-прежнему настоящим Требованиям и требованиям собственной СМК.

3.13.2.    Программа внутреннего аудита должна охватывать все элементы СМК. Руководитель по вопросам обеспечения качества несет ответственность за планирование и организацию аудитов в соответствии с графиком и требованиями руководства. Аудиты должны проводиться подготовленным и квалифицирован-

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 16 из 37

ББК - 65.30-3*67

Дбз

Под обшей редакцией Н.Г. Кутьина

Редакционная коллегия:

М.И. Белов, В.Е. Желтое, Н.Н. Коновалов, П.В. Кононов, В.С. Котельников, Б.А. Красных, Н.А. Матвеева, Н.А. Махутов, А.И. Перепелицын, Г.М. Селезнев, В.И. Сидоров, Л.Н.Тетерева, А.В. Ферапонтов, Н.П. Четверик, А.А. Шаталов, В.П. Шевченко


Документы по аккредитации инспекционных органов и испытательных лабораторий. Серия 32, выпуск 5 / Колл. ант. - Под обш. ред. Н.Г. Кутьина. - М.: Научно-технический центр по безопасности в промышленности, 2009. - 248 с.

ISBN 978-593586-656-3

В настоящий Сборник вошли документы, устанавливающие требования к инспекционным органам и испытательным лабораториям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, и их аккредитации.

ББК - 65.30-3*67


Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности»

(ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность») — официальный издатель и распространитель нормативных актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 20.04.06 № 384)

Официальное издание

ISBN 978-593586656-3


9



О Оформление. Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2009


785935


866563


За содержание нормативных документов, изданных другими издателями. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ответственности не несет


Серия 32 Выпуск 5

ным персоналом, независимым, когда есть такая возможность, от проверяемой деятельности.

3.13.3.    Периодичность проведения внутренних аудитов составляет не менее одного года.

3.13.4.    Область проверяемой деятельности, результаты аудитов и вытекающие из них корректирующие действия должны быть зарегистрированы.

3.14. Анализ со стороны руководства

3.14.1.    В соответствии с предварительно установленными графиком и процедурой руководство организации должно периодически проводить анализ СМК организации, качества выполнения работ в целях обеспечения их эффективности и выполнения необходимых изменений или улучшений. Анализ должен учитывать:

пригодность политики и процедур; отчеты руководящих и контролирующих сотрудников; результаты последних внутренних аудитов; корректирующие и предупреждающие действия; оценки, проведенные сторонними органами; изменения объема и вида работы; обратную связь с заказчиками; претензии;

другие факторы, такие, как деятельность по управлению качеством, ресурсы и подготовка персонала.

3.14.2.    Анализы со стороны руководства проводятся не реже одного раза в год.

Результаты анализа должны быть введены в систему планирования организации и включать цели, задачи и планы работ на следующий год.

3.14.3.    Результаты анализов со стороны руководства и последующие действия должны быть зарегистрированы. Руководство должно обеспечить выполнение этих действий в соответствующие согласованные сроки.

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 17 из 37

3

СОДЕРЖАНИЕ

Требования к экспертным организациям (СДА-11 -2009) ...........4

Требования к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) .......62

Требования к инспекционным организациям (СДА-17-2009)......149

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (СДА-18-2009) .......208

Серия 32 Выпуск 5

Приняты Наблюдательным советом, решение от 20.07.09 N° 30-БНС

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ В ЭНЕРГЕТИКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящий документ устанавливает общие требования к управлению и технической компетентности организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — организации).

Под деятельностью в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве понимается проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, монтаж, наладка, ремонт и другие виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2.    Настоящий документ разработан с учетом требований:

Федерального закона от 21 июля 1997 г. N° 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федерального закона от 10 января 2002 г. N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N° 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 1 из 37

209

Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

документов Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия);

международных стандартов ISO серии 17000; документов Европейского сотрудничества по аккредитации.

1.3.    Требования, установленные в настоящем документе, могут быть дополнены при их применении в конкретных областях деятельности организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Дополнительные требования могут разрабатываться Органом по аккредитации совместно с техническими комиссиями и принимаются Наблюдательным советом.

1.4.    Организации, которые выполняют работы по строительству, монтажу, ремонту, реконструкции и эксплуатации с применением сварочных технологий, должны применять аттестованную технологию сварки и наплавки в соответствии с Порядком применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов (РД 03-615—03), иметь собственную или привлекаемую лабораторию неразрушающего контроля, аттестованную в соответствии с требованиями Правил аттестации и ос-

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр.2 из 37

Серия 32 Выпуск 5

210

новных требований к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00).

1.5.    Если при строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции проводятся разрушающие или другие виды испытаний, то испытательное подразделение (собственное или привлекаемое) должно соответствовать Требованиям к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) и быть аккредитованным в Единой системе оценки соответствия.

1.6.    Организации действуют в соответствии с настоящими Требованиями, обладают техническими, организационными возможностями и квалифицированными кадрами и способны обеспечивать качественное выполнение определенных услуг в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

1.7.    Настоящие Требования распространяются на организации любой формы собственности или на подразделения этих организаций, которые не имеют статуса юридического лица, но непосредственно выполняют работы по проектированию, строительству, монтажу, наладке, ремонту, реконструкции и эксплуатации.

1.8.    В отношении организаций осуществляющих деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве проводится проверка (аудит) инспекционными организациями, аккредитованными в Единой системе оценки соответствия в соответствующей области.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ISO/IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов» и СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве».

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 3 из 37

211

3. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ

3.1.    Организация работ

3.1.1.    Деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве осуществляют организации, имеющие статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, или подразделения этих организаций.

3.1.2.    Система управления организации должна охватывать работы, выполняемые на основной территории, в удаленных местах, а также на временных площадках или передвижных средствах.

3.1.3.    Если организация входит в состав организации, осуществляющей деятельность, отличную от проектирования, строительства, монтажа, наладки, ремонта, реконструкции и эксплуатации, обязанности руководящего персонала организации, принимающего участие или имеющего влияние на деятельность организации, должны быть четко определены, чтобы идентифицировать потенциальные конфликты интересов.

3.1.4.    Структура управления организации должна обеспечивать каждому сотруднику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий. Распределение ответственности сотрудников организации должно быть документировано.

3.1.5.    Организация и ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на качество выполнения работ. Всякое влияние на качество выполнения работ, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.

3.1.6.    Организация должна:

располагать руководящим и техническим персоналом, имеющим полномочия и ресурсы, необходимые для выполнения своих обязанностей и выявления случаев отступлений от системы

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 4 из 37

Серия 32 Выпуск 5

менеджмента качества или от процедур проведения работ, а также для возбуждения действий по предупреждению или сокращению таких отступлений;

принимать меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников от любого неподобающего внутреннего и внешнего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказывать отрицательное воздействие на качество их работы;

определять политику и процедуры, позволяющие обеспечить защиту конфиденциальности информации и прав собственности ее заказчиков;

определять политику и процедуры, позволяющие избежать вовлечения в деятельность, которая снизила бы доверие к ее компетентности или честности в ее деятельности;

определять организационную и управленческую структуру организации, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами;

устанавливать ответственность, полномочия и взаимоотношения всех сотрудников, занятых в управлении, выполнении или проверке работ;

иметь техническую администрацию, несущую общую ответственность за техническую деятельность и предоставление необходимых ресурсов для обеспечения требуемого качества деятельности организации;

назначать сотрудника, ответственного за обеспечение качества, который, независимо от других функций и обязанностей, должен нести ответственность и располагать полномочиями, обеспечивающими внедрение системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование. Ответственный за обеспечение качества должен иметь прямой доступ к высшему уровню управления, принимающему решения по политике или ресурсам.

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 5 из 37

213

3.2. Система менеджмента качества

3.2.1.    Организация должна установить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества (далее - СМК) в соответствии с областью ее деятельности. Организация должна документально оформить свою политику, системы, программы, процедуры и инструкции в объеме, необходимом для обеспечения качества выполнения работ, услуг. Документация системы должна быть доведена до сведения соответствующего персонала, понята персоналом, доступна ему и выполняться им.

3.2.2.    Политика и задачи СМК организации должны быть установлены в Руководстве по качеству. Общие задачи должны быть установлены в заявлении о политике в области качества. Заявление о политике в области качества должно быть подготовлено под руководством главного исполнительного лица. Оно должно включать, как минимум, следующее:

обязательство руководства организации соблюдать установившуюся профессиональную практику и сохранять высокое качество работ;

заявление руководства об уровне работ, выполняемых организацией;

задачи, стоящие перед СМК;

требование ко всем сотрудникам организации, участвующим в проведении работ, ознакомиться с документацией СМК и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам;

обязательство руководства организации действовать в соответствии с настоящими Требованиями.

Заявление о политике в области качества должно быть кратким и может включать положение о том, что работы в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве должны всегда выполняться в соответствии с требованиями, установленными в нормативной, про-

Система документов по аккредитации

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

СДА-18-2009 Стр. 6 из 37