Купить Руководство Р.006-2004 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Руководство предназначено для использования при расчетах численных критериев, регламентирующих маневренность судов, и проведении натурных маневренных испытаний
Издание 1
1 Общие положения
2 Обозначения, определения и пояснения
3 Общие указания к выполнению расчетов маневренности
4 Поворотливость
5 Устойчивость на курсе
б Управляемость при неработающих движителях
7 Способность судна к экстренному торможению
8 Управляемость при ветре
9 Указания по проведению натурньа испытаний
10 Таблица маневренности
Дата введения | 16.08.2004 |
---|---|
Добавлен в базу | 05.05.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Дополняет: | Российский Речной Регистр |
14.07.2004 | Утвержден | Российский Речной Регистр | 20-п |
---|---|---|---|
Издан | Российский Речной Регистр | 2016 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
РАСЧЕТ МАНЕВРЕННОСТИ И ПРОВЕДЕНИЕ НАТУРНЫХ МАНЕВРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ
Руководство
Р.006-2004
Москва
2016
Утверждено |
приказами Российского Речного Регистра ОТ 14.07.2004 № 20-п, от 13.09.2016 № 56-п (Извещение № 1 об изменении) |
Введено в действие |
с 16.08.2004, Извещение № 1 об изменении — с 19.09.2016 |
Издание |
1 |
Никакая часть настоящего издания не может для целей продажи воспроизводиться, закладываться в поисковую систему или передаваться в любой форме или любыми средствами, включая электронные, механические, фотокопировальные или иные средства, без получения предварительного письменного разрешения федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр*.
4 Поворотливость
4.3 Расчеты безразмерной поперечной силы ДРКС любого типа следует выполнять в таблицах 4.4, 4.7, 4.9, 5.4, 5.7, 5.9, являющихся продолжением табл. 4.2 и начинающихся, соответственно, со строки 8.
4.4 Расчет безразмерной поперечной силы ДРКС «гребные винты в поворотных насадках» и «гребные винты в поворотных насадках и средний руль» следует выполнять но форме табл. 4.4. В качестве наибольшего угла перекладки насадок принимается угол 6Ш = 32°. Значение коэффициента <7Т увеличения упора гребного винта при перекладке насадки принимается равным 1,40.
Расчет при углах дрейфа р = 5°, 10Л, 15° может не выполняться.
Таблица 4.4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.5 Исходные величины для расчета характеристики ДРК «гребные винты в поворотных насадках», выполняемого в табл. 4.4, должны вычисляться по следующим формулам и таблицам:
.1 угол отклонения струи гребного винта поворотной насадкой 6* - по формуле:
28.0 - 30,5 (/jj - 0,6) - для насадок без стабилизатора,
32.0 - 15.0 (/;, - 0,6) - для насадок со стабилизатором; .2 коэффициент снижения упора ДРК - по формуле:
0,75 - 0,25 (/,'i - 0,б) - для насадок без стабилизатора, 0,70 - 0,07 (/[, -0,6) - для насадок со стабилизатором;
б* =
4тт -
(4.5.1)
(4.5.2)
.3 коэффициент подъемной силы поворотной насадки как кольцевого крыла - по формуле:
ц= 1,67 + 4,1 !•/„'- 1,11(/„ )2.
(4.5.3)
Руководство Р.006-2004 с изменением № 1
Рис. 4.6-1. Коэффициент нагрузки ДРК Рис. 4.6-2. Коэффициент нагрузки «гребной винт в насадке» по упору гребного винта в насадке |
4.6 Величины, входящие в табл. 4.4, должны быть определены с использованием данных табл. 4.2 по следующим формулам, таблицам и графикам:
.1 относительная поступь гребного винта /Р (строка 8) - по формуле:
j у0 - у'-(I - w')-Av .
D •
//,
(4.6.1)
.2 коэффициент нагрузки по упору ДРК «гребной винт-насадка» Стг (строка 9) - по графику (рис. 4.6-1);
.3 коэффициент нагрузки но упору гребного винта Ст (строка 10) - но графику (рис. 4.6-2);
.4 вспомогательная величина Ау (строка 11) - по формуле:
9тТ'Стт (4.6.4)
Ау -
+ <7Т -Ст cos б* - cosPK
где рк определяется по (формуле (4.2.2);
.5 вспомогательный коэффициент (строка 12) - по табл. 4.6.5;
4 Поворотливость Таблица 4.6.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
.6 позиционная составляющая безразмерной поперечной силы ДРК Ву (строка 13) - по формуле:
в\ = kv+?тст + ц • cos РкК •sin б*; (4.6.6)
.7 вспомогательный коэффициент £р (строка 14) - по табл. 4.6.7;
Таблица 4.6.7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
.8 демпфирующая составляющая безразмерной поперечной силы ДРК Dy(строка 15) - по формуле:
А = - (Ау + ц-cos б*)- Ар- sin рк; (4.6.8)
.9 если стабилизатор насадки имеет выступающую вверх из струи 1ребно-ix> винта часть с площадью А^Т , м2, и относительным удлинением (отношением средней высоты этой части стабилизатора к ее длине) /.Jk, то следует
Руководство Р.006-2004 с изменением N° 1
выполнить расчет дополнительной безразмерной поперечной силы ДССТ (строка 16) но формуле:
(4.6.9)
0,14 • • А?т(32 - рк )cospK
О+^ст)-п1
0,14 • А,Р • ЛР(32 • &р - Рк
(2 + Лр)1
0
при АР < 1,5, при А Р > 1,5,
С,,
(4.6.10)
.10 если на двухвинтовом судне, оборудованным гребными винтами в поворотных насадках, установлен дополнительный руль в ДГ1, имеющий площадь АР и относительное удлинение /.Р и перекладываемый на угол, превышающий угол перекладки насадок в кР раз, то следует выполнить расчет дополнительной безразмерной поперечной силы СР(строка 17) по формуле:
где рк определяется но формуле (4.2.2) для ДРК в ДП.
При отсутствии в составе ДРКС среднего руля СР = 0;
.11 расчет безразмерной поперечной силы CyR ДРКС «гребные винты в поворотных насадках» и «гребные винты в поворотных насадках и средний руль» (строка 18) следует выполнять но формуле:
Сук = Ф*[0,81(Лу + /\) + АССТ + 0,5Ср ). (4.6.11)
4.7 Расчет безразмерной поперечной силы ДРКС «рули за открытыми гребными винтами» следует выполнять по форме табл. 4.7. В качестве наибольшего возможного угла перекладки руля 6 принимается угол 6т = 35°. Расчет при углах дрейфа Р = 5°, 10°, 15° может не выполняться.
Таблица 4.7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3
Руководство P.006-2004 с изменением К? /
A
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Руководство предназначено для использования при расчетах численных критериев, регламентирующих маневренность судов, и проведении натурных маневренных испытаний в соответствии с указаниями 6 ч. II Правил классификации и постройки судов (далее - ПКПС).
2 ОБОЗНАЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
2.1 Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, их определения и сокращения приведены в 6.2.1 ч. II ПКПС.
2.2 В настоящем Руководстве приняты следующие обозначения:
/4о= п1?/4 - площадь диска гребного винта, м2;
ЛЕ - площадь спрямленной поверхности гребного винта, м2;
Ar - площадь пера руля, м2;
А'к - площадь части пера руля, расположенной в струе гребного винта, м2; Ar - площадь части перс! руля, расположенной вне струи гребного винта, м2;
В - ширина судна, м;
Св - коэффициент общей полноты корпуса судна;
Стхо, Сто - коэффициенты нагрузки при номинальном режиме движения судна (при v0 и //0);
Сук - характеристика корпуса судна;
D - диаметр гребного винта, м;
Яц - диаметр установившейся циркуляции, м;
/)ц /L = 2/0 - относительный диаметр установившейся циркуляции; kv - коэффициент увеличения скорости в районе ДРК при криволинейном движении судна;
L - длина судна, м;
/„ - длина насадки, м;
/,= /„//) -относительная длина насадки; т - масса судна, т;
п и пм - частота вращения гребного винта, с'1 и мин1; п0 - номинальная частота вращения гребного винта, с"1;
R - сопротивление воды движению судна, Н;
/?о- сопротивление воды движению судна при v0 , II;
Р - шаг гребного вингга, м;
S- площадь парусности, м2;
2 Обозначения, определения и пояснения
Т - осадка судна, м;
/ - время, с;
v и vs - скорость судна, м/с и км/ч; v - падение скорости судна при криволинейном движении; v0 -скоростьсудна при номинальной частоте вращения всех (ребных винтов, м/с;
VA - скорость ветра в районе плавания, м/с; v, - скорость натекания воды на ДРК, м/с;
vv- коэффициент попутного потока при движении судна прямым курсом; w - коэффициент попутного потока при криволинейном движении судна; .Vp, .Vp' = Xp/D - отстояние, м, и относительное отстояние носовой кромки профиля руля от плоскости диска открытого гребного винта или от задней кромки насадки, измеренное по оси гребного винта; zP- количество ДРК в составе ДРКС;
6* - угол отклонения струи гребною винта при отклонении поворотной насадки на угол 6, град;
/vR - относительное удлинение пера руля;
/»'R - относительное удлинение части пера руля, расположенной в струе гребного винта;
/-к - относительное удлинение части пера руля, расположенной вне струи гребного винта;
Р - плотность воды, кг/м3.
2.3 В настоящем Руководстве приняты следующие определения:
.1 безразмерная поперечная сила ДРК CyR - поперечная сила ДРК Yr. II, отнесенная к величине pv*AJ2\
.2бе зразмерная угловая скорость судна Q - отношение угловой скорости судна о), град/с, к величине 57,3-v/L:
.Здемпфиру ю щ а я с о с т а в л я ю щ а я си л ы - составляющая, зависящая or угловой скорости судна, как правило, препятствующая вращению судна;
.4коэффицисит нагрузки по упору гребного винта Ст - упор гребного винта ГР, Н, отнесенный к величине ру,2Л0/2;
.5 коэффициент нагрузки Сгг ДРК «гребной винт -насадка»- упор Г,. ДРК «гребной винт-насадка», Н, отнесенный к величине pv*AJ2;
.6относительная поступь JP гребного винта (ДРК «гребной винт - насадка») - отношение скорости натекания во-
Руководство Р. 006-2004 с изменением N° I
ды на ДРК va, м/с, к произведению частоты вращения гребного винта //, с'1, и диаметра 1ребного винта D, м;
.7 относительное удлинение пера руля (части пера руля) - отношение высоты руля или его части (стабилизатора насадки или его части) к соответствующей хорде; при сложной форме в плане - отношение площади в плане к квадрату хорды или отношение квадрата высоты к площади в плане;
.8 позиционная составляющая силы - составляющая, зависящая от угла дрейфа (для судна), угла перекладки руля (для средств управления);
.9угловая скорость судна о) - отношение изменения угла курса к времени его изменения, град/с;
.10 угол дрейфа р - угол между диаметральной плоскостью (далее ДП) и направлением скорости в центре тяжести судна, град;
.11 угол дрейфа рк - угол дрейфа в корме (угол натекания воды на ДРК), град;
.12 у гол перекладки руля б - угол поворота средств управления по отношению к ДП, град;
. 13 у п о р греб н о г о в и н т а ГР — сила, развиваемая гребным винтом в направлении ДП, приложенная к упорному подшипнику, II;
.14 упор ТЕ ДРК «гребной винт-насадка» - суммарная сила, развиваемая ДРК «гребной вишг - насадка» в направлении ДП, II.
3 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТОВ МАНЕВРЕННОСТИ
3.1 В настоящем 1>уководстве предусмотрена возможность расчета численных значений критериев маневренности для следующих типов ДРКС:
.11ребные винты в поворотных насадках;
.2 гребные винты в поворотных насадках и средний руль;
.3 рули за открытыми гребными винтами;
.4 рули за 1ребными винтами в насадках.
Для ДРКС другого тина способы расчета численных значений критериев маневренности должны быть согласованы с Речным Регистром.
3.2 При пользовании таблицами, графиками и диаграммами, приведенными в настоящем Руководстве, промежуточные значения исходных характеристик определяются с помощью линейной интерполяции.
4 ПОВОРОТЛИВОСТЬ
Рис. 4.1. Схема определения безразмерной угловой скорости Ослх |
4.1 Наименьший относительный диаметр установившейся циркуляции
(Ai Шшь = 2Д\,„ следует оп-редслять путем нахождения абсциссы точки пересечения кривых Cyt(Q) и СуК(П), построенных на одном графике в функции безразмерной угловой скорости судна Q (рис. 4.1).
4.2 Расчет характеристики корпуса Cyt(£2) и характеристик взаимодействия корпуса с ДРК (коэффициента попутно-IX) потока н\ падения скоросги v, коэффициента увеличения скорости натекания воды на ДРК ку) следует выполнять по форме табл. 4.2, при этом:
Таблица 4.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
. 1 для каждого из заданных в табл. 4.2 углов дрейфа р но известным значениям В/Т% T/L (и Св для пассажирских судов) по выбранной диаграмме (рис. 4.2-1 - 4.2-4) определяются значения Q и Сук (строки 1, 2 табл. 4.2). Диаграммы, приведенные на рис. 4.2-1 - 4.2-4, служат для построения ха-ракгерисгики корпуса судна Cyk(Q) при расчетах поворотливости, устойчивости на курсе и управляемости при неработающих движителях. Каждая диаграмма (рис. 4.2-1 - для грузовых судов, рис. 4.2-2 - 4.2-4 - для пассажирских судов с различными коэффициентами обшей полноты Св) разбита на 5 поддиаграмм, соответствующих значениям В/Т: 3,5; 4,5; 5,5; 6,5; 7,5. На ка-
Руководство Р. 006-2004 с изменением N9 I
ждой поддиаграмме нанесена сетка кривых T/L в диапазоне значений от 0,02 до 0,04 и кривых р в диапазоне значений от 5° до 40°.
Для расчета характеристики корпуса судна Cyk(Q) по типу судна и коэффициенту обшей полноты Св выбирается необходимая диаграмма, затем по отношению В/Т выбираются поддиаграмма и на ней соответствующая кривая T/L. По заданным значениям углов дрейфа р (кривые на поддиаграммах) определяются безразмерная угловая скорость судна Q (ось абсцисс) и характеристика корпуса Cyi(£2) (ось ординат). При этом следует обращать внимание на то, что каждой поддиаграмме соответствует своя ось ординат;
.2 угол натекания воды на ДНК рк (строка 3) рассчитывается по (формуле:
Рк = x arctg(tg р + 0,475-Q/cos Р), град, (4.2.2)
где х = 1,0 для бортовых ДРК;
X = 0,8 для ДРК в ДП судна;
WP [• ~(Рк /45)6] приРк <45°> 0 при рк ^ 45е,
г
IV
(4.2.3-1)
.3 коэффициент попутного потока w дтя одно- и двухвинтовых судов (строка 4) рассчитывается но (формуле:
где \vp - коэффициент попутного потока по расчету ходкости судна.
71ля трехвинговых судов значение коэффициента »vp принимается по формуле:
% = <2-*W + "J/3, (4.2.3-2)
где >v6opi - коэффициент попутного потока по расчету ходкости дтя бортовых движителей, а - коэффициент попутного потока по расчету ходкости дтя среднего движителя;
.4 падение скорости судна v на установившейся циркуляции (строка 5) рассчитывается по (формуле:
v = 1 - 0,7*2 + 0,122-Q26; (4.2.4)
.5 коэффициент увеличения скорости натекания воды kv в районе ДРК судна (строка 6) рассчитывается по формуле:
£v = cos р/ cos рк ; (4.2.5)
.6 вспомогательный коэффициент (р (строка 7) определяется по (формуле:
1
Обозначения, определения и пояснения.................................................. 4
2
Общие положения....................................................................................... 4
3
Общие указания к выполнению расчетов маневренности...................... 6
4
Поворотливость........................................................................................... 7
5
Устойчивость на курсе................................................................................ 21
6
Управляемость при неработающих движителях....................................... 26
7
Способность судна к экстренному торможению...................................... 27
8
Управляемость при ветре............................................................................ 29
9
Указания по проведению натурных испытаний....................................... 32
10
Таблица маневренности.............................................................................. 35