Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

88 страниц

486.00 ₽

Купить РТМ 24.090.54-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий технический материал распространяется на электрические мостовые и козловые краны для перегрузочных работ грузоподъемностью до 63 т включительно - крюковые общего назначения, грейферные, магнитно-грейферные, магнитные, контейнерные и др., предназначенные для работы при температуре среды плюс минус 40 градусов С, и устанавливает нормы проектирования металлических конструкций, механизмов, электрооборудования и их элементов.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Металлические конструкции

     2.1 Общие положения

     2.2 Пролетные балки коробчатой конструкции мостовых кранов

     2.3 Размеры коробчатых балок, удовлетворяющие условиям минимального веса

     2.4 Пролетные балки ферменной конструкции мостовых кранов

     2.5. Сварные соединения

     2.6. Болтовые соединения

3. Механизмы

     3.1. Общие принципы проектирования

     3.2. Материалы

     3.3. Стальные канаты

     3.4. Грузозахватные органы

     3.5. Блоки

     3.6. Крюковые подвески

     3.7. Барабаны

     3.8. Редукторы и передачи

     3.9. Валы и оси

     3.10. Муфты

     3.11. Подшипники

     3.12. Соединения зубчатые (шлицевые), шпоночные и с натягом

     3.13. Ходовые колеса и боковые ролики

     3.14. Тормоза и тормозные шкивы

     3.15. Устройства безопасности

     3.16. Посадки и допуски

4. Грузовые опорные двухрельсовые тележки

5. Кабины управления

6. Электрооборудование

     6.1. Общие положения

     6.2. Выбор рода тока и напряжения

     6.3. Выбор системы привода

     6.4. Способы и аппараты управления

     6.5. Токоподвод

     6.6. Заземление и зануление

     6.7. Освещение

     6.8. Сигнализация и связь

Приложение 1. Перечень нормативных документов, требования которых должны выполняться при проектировании кранов

Приложение 2. Классификация механизмов по режиму работы

Приложение 3. Перечень руководящих технических материалов по расчетам грузоподъемных кранов

Приложение 4. Методика выбора редукторов для крановых механизмов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МОСТОВЫЕ И КОЗЛОВЫЕ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

РТМ 24.090,54 ~ 79

РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом подъемно-транспортного машиностроения (ВНИШШДШ).

Директор А.Х.Комашенко

Заведующий отделом стандартизации А.С.Обблевский Заведующий Научно-исследовательской лабораторией грузоподъемных мащин В.А«Яалочкин Руководитель и исполнитель темы В,П.Балашов Исполнитель E.JU.Концевой

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным промышленным объединением пСоюзподъе мтрасмаш"

Главный инженер    .Гаврилин

УТВЕРЖДЕН Министерством Тяжелого И транспортного машиностроения

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 19 г. К

P2M 2^»020.54—79 С'л’р.9


Чзрт. 1


Черт, 2


Orp.IO РТМ 24,090.54-79

- коэффициент, зачитывающий действие вертикальных и горизонтальных нагрузок от массы груза с тележкой и от собственной массы конструкции. Значение коэффициента для мостовых кренов общего назначения грузоподъемностью 5-50т приведены в табл.1. *

Таблица i

Значение ко&Ыашиента oL

Грузоподъемность крана, т'

Пролет

Н

L -

15 1

! В 1

! 10 I

12,5

I 15 !

20 1

130 I

32 !

! 50

12,5

0,334

0,314

0,299

0,267

0,252

0,245

0,222

0,219

0,136

13,5

0,359

0,335

0,314

0,231

0,266

0,259

0,237

0,234

0,214

16,5

0,396

0,362

0,330

0,302

0,287

0,274

0,256

0,246

0,226

19,5

0,438

0,385

0,351

0,325

0,309

0,292

0,274

0,261

0,230

22,5

0,478

0,422

0,371

0,344

0,326

0,307

0,28В

0,27В

0,259

25,5

0,528

0,462

0,400

0,368

0,347

0,328

0,304

0,292

0,272

28,5

0,57В

0,501

0,427

0,396

0,371

0,348

0,321

0,304

0,277

31,5

0,638

0,552

0,467

0,427

0,393

0,394

0,341

0,323

0,301

34,5

0,707

0,603

0,507

0,463

0,442

0,403

0,356

0,335

0,307

К- М


2.2.3. необходимая площадь сечен\л одного поясного диета

2.2.4. Ширина поясного листа для двутаврового сечения

50

для двустенчатого сечения при расположении рельса посередине + « 8>~-

ИМ 24.090.5)4-79 Стр.П


2.2.5.    Толщина поясного листа tп выбирается из условия обеспечения местной устойчивости

i ,-L+JL.

^ п * So № о

2.2.6.    гибкость стенок h/t С h, t - высота и толщина стенки) коробчатых балок рекомендуется назначать в пределах

\\/t    =    200 - 300.

2.2.7.    Соотношения между высотой балки h и ее длиной L назначаются в пределах, указанных в табл. 2. В местах соединения

пролетной балки с концевой рекомендуется делать скосы (чертЛ) Ca2h<.

Таблица 2


Соотношения шзмеров пролетных

балок

Тип балки

! Соотношение

к.

А/

Двутавровая

1*1 TS * ~ш

Двустенчатая;

короочатогс

сечения

is * &


2.2.Ъ. из условия жесткости необходимый момент пяердпи балки при заданном максимальном прогибе    может    быть

определен по формуле (черт. Z)



£1-


v


Стр.12 РТМ 24.090.54-79

где Р - давление колеса тележки;

Ё - модуль упругости материала;

• Л - база тележки.

2.2.У. Для балок с расположением рельса над стенкой соотношения ЬД принимается так;?:е по табл.2.

Ширина балки назначается

*£ ос OySk.

Толщина стенки t« , над которой установлен рельс, должна быть равна

U ?    tl,

где tz - толщина стенки свободной от нагрузки.

2.2.10.    .Для обеспечения геометрической неизменяемости

сечения коробчатой балки и воспринятая    давления

от ходовых, колес тележки должна быть предусмотрено установка больших (на всю высоту балки) диафрагм и коротки* диа<р р>вгм.

2.2.11.    Большие диафрагмы ставятся на расстояниях (1,5*2.0)К.

Расстояние между короткими диафрагмами* высота которых назначается в пределах (^- *    ,    определяется    по    формулам:

да диафраг;.^ расположенных вдали от сшгса рельса

& Нс*», CS'pl

дач участков,расположенных возле псзаваренннх стыков рельсов 5 W* • IIS-pl

РТИ 24.090.54-79 Сир.13


где Р - давление колеса тележки;:

W* • - момент сопротивления сечения в подошве рельса;

61 = 30000 Па (3000 кгс/см^) - допускаемое напряжение растяжения

в подошве рельс?;-.

2.3. Размеры коробчатых балок, удовлетворяющие условиям .минимального веса

2.3.1.    Основным размером, определяющим весовые параметра коробчатой балки, является ее высота. Высота балки, обеспечивающая минимум собственного веса, назначается из условий или прочности, или жесткости, шш при одновременном удовлетворении условий прочности и жесткости.

2.3.2.    Оахталь&ая высота балка ярд удовлетворения прочное та определяется по формуле

У 3(1-К) о<Q L.

'    (3-1К) R-tc

где id - отношение площади вертикальных стенок к площади всего сечения балки; для используемых в краностроении толщин стенок К = 0,48*0,55; te - толщина стенки.

2.3.3; Оптимальная высота балки из условия жесткости определяется по формуле


к


I


0,165 (i-K)Gj L3

(3-2К) E ^


где



{


- отношение максимально допустимой величины прогиба к.пролету крана;


Стр.14 РТМ 24.090.54-79

величина    регламентируется

РТй 24.090.30-77 "Краны мостовые.Нормы расчета

и проектирования".

2.3i4. Оптимальная высота, отвечающая условиям прочности и жесткости определяется по формуле

£ 2,75-АО2    .

2.3.5. Критерием назначения оптимальной высоты в каждом конкретно!Л случае служит соотношение между hg, hj- , hgf. коли h'fy < hg , то оптимальная высота, обеспечивающая минимальный вес (площадь сечения^ назначается из условия прочности.

при hfj- ? hj- единственно оптимальной высотой является hf » т.е. высота выбирается из условия жесткости.

коли hg hgj- и. h j- , то оптимальная высота в этом случае будет hgj.

2,4. Пролетные балки Ферменной конструкции

мостовых кранов

2.4.1. Ферменные балки рекомендуется проектировать с параллельными поясами, принимая для них наиболее простую систему решетки - треугольную с дополнительными стойками. Фермы со сложной системой решетки, например, со шпренгелями, уменьшающими длину панели верхнего пояса, применять не рекомендуется ввиду наличия в таких фермах значительных наряжений от жесткости узлов.

РТЫ 24.090.54-79 Стр.15

Угол наклона раскосов рекомендуется назначать 45°.

2.4.2.    Линии центров тяжести полеречных сечений'всех сходящихся в узле стержней должны пересекаться в центре узла.

2.4.3.    Высота ферм принимается ^- —• пролета. Меньшее значение относится к пролетам 22м.

Для консолей над опорами зысота феряы прикасается равно/; дойны консоли.

йасоту шпренгельных балок рекомендуется принимать равной

I + I пролета.

3 о

'2.4.4. длину панели сL верхнего пояса фермы рекомендуется принимать в пределах oi = (0,75 * 1,25)/ь , где 1ь - высота фермы.    ‘

2.4.5.    Высоту сечения верхнего пояса фермы, воспршн»лаш,его непосредственное воздействие    .    давления    колес    тележ

ки, рекомендуется принимать павиой (X * 1)с1.

? о

2.4.6.    Стыки элементов, входящих в состав сечения верхнего пояса,следует выполнять встык без накладок.

2.4.7.    Определение прогиба фермы приближенно может оглоеде- *

литься по формулам для сплошностенчатых балок при,    подста

новка в них момента инерции фермы,вычисляемой по формуле

1

Ucp —

)

Г    / f*- В г* и

W F„4 . С

Л

jl ( Рп + Fn

-    площади сечения брутто верхнего и нижнего поясов;

-    коэффициент, учитывающий влияние деформации рзоет-ки фермы, приближенно может быть принят равным 1,2.’

Стр.16 РТМ 24.090.54-79




&£&USGfc \.\1~—^

^ /7С-РО


А, - 0.75


PTM 24.090.54-73 Стр.17

2.4*8. Наиболее экономичны биметаллические '"ерш, у которых пояса и наиболее напряженные элементы решетки выполнены аз стали повышенной прочности, а остальные элементы и Масонки -из стали класса С 38/23 .•    ,    '

2.4.9.    В целях типизацш и унификации количество различных размеров профилей рекомендуется принимать не более 0-6.

2.4.10.    Не следует применять в одной ферме уголки.., трубр^ гнутые коробчатые профили ', и т.п., разность габаритных размеров которых трудно различить визуально без мерительного инструмента, (например, нельзя применять равнополочнае уголки у0х5 и 70x6, трубы диаметром 89x4 и 89x5 а т.п.). при одинаковых размерах полки

' и диаметров труб разность в толщине профиля должна быть не менее 3-4мм.

2.4.11.    tie рекомендуется применять в одной ферме уголки, трубы, гнутые профили одинаковых размеров, но разных классов стали.

Например, нельзя применять равнополочные уголки 100x8 и? стели марки 09Г2С и уголки 100x8 из стели марки СтЗоп.

профили из разных классов (марок) стали, используемые в одной ферме, должны отличаться не по толщине, а по общим размерам.

2.4.12.    Толщину узловых фасонок рекомендуется принимать одинаковой по всей ферме или;не более двух разных толщин (о разницей

в 2-4 ш). Толщина фасонки выбирается з завксшлости от усилия в элементе. Для стали классе С 38/23 толщина фасонки может приниматься по табл.. 3,

Стр.18 РТМ 24.090.54-79

• Толщина Фасонки из стали■класса С 38/23

Таблица 5

максимальное усилие в элементе решетки тс (кН?

' ДО 15 (150)

16-25

(160-250,

26-40

(260-400)

41-60

(410-600

61-100

(610-1000)

толацша фасонки мм

6

8

10

12

14

Для сталей повышенной прочности указанные в табл. 3 толщины фасонок должны быть уменьшены умножением на коэффициент разный. 2100 , где R. - расчетное сопротивление стали.

i

2.4.13.    Для достижения большей компактности и уменьшения размеров фасонок в уголках с полками (обушками) шириной у0 мм и более допускаются косые срезы торцов.

2.4.14.    3 местах крепления элементов решетки к узлам площадь сечения фасонки по I-I '(см.черт, з' )' должна быть не менее расчетной площади ярикрепляемого элемента, а сечение фасонки по Д-Д проверяют до срезу на разность векторов усилий в смежных панелях пояса.

2.4.15.    Между торцами стыкуемых алементов поясов ферм, перекрываемых накладками, слезет оставлять зазор не менее Ь0 мм.

.. Стыки поясов ферм кранов,эксплуатируемых при температуре ниже минус 20°С, следует располагать вне узлов, при этом наименьшее расстояние ме>вду ближайшими краями стыковой накладки а узловой фасонки должно быть не. менее удвоенной высоты сечения пояса и не менее 200 ш.

РУКОВОДЯЩИЙ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МОСТОВЫЕ И КОЗЛОВЫЕ. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Письмом Министерства тяжелого и транспорткого машинэ-строения от    утвержден

в качестве рекомендуемого.

Настоящий руководящий технический материал распространяется на электрические мостовые и козловые краны для перегрузочных работ грузоподъемностью до 63т включительно - крюковые общего назначения, грейферные, магнитно-грейферные, магнитные, контейнерные и др., предназначенные для работы при температуре окружающей среды +_40°С ? и устанавливает нормы проектирования металлических конструкций, механизмов, электрооборудования и их элементов.

В FTM учтены требования стандзртовирекомендации СЭВ.

Руководящий технический материал не распространяется ка подвесные мостовые и на монтажные мостовые и козловые краны, а также на краны для работы в условиях повышенной агрессивности атмосферы и взрыво- и пожароопасных средах.

I. 0ЩЙЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Основные параметры мостовых и козловых кранов (грузоподъемность , скорости механизмов, пролеты, высота подъема грузозахватного органа, габаритные размеры, массы крана и его элементов) долины соответствовать Государственным стандартам.

1.2.    Параметры кранов, на которые не имеется Государственных стандартов, должны приниматься согласно Техническому заданию, утвержденному в установленном порядке.

2.4.16.    прикрепление элементов в узлах следует заполнять без эксцентриситетов т.е. обеспечивать совпадение центра тяжести прия1Ю1!ляш1уз: швов с центром тяжести прикрепляемого элемента.

Расчетный усилия прикрепления уголка к фасонке (черт.4) определяются по формулам:

усилие в шве по обушку

Jfo — Ки • >АГ >

усилие в шве по перу

Яп ~ ^гт ^?

где }Г - усилие в элементе;

Ко} Кп ~ коэффициенты, величины который у ко рант; на черт.4.

2.4.17.    Для обеспечения совместной работа спаренных уголков между узлами в растянутых и сжатых элементах ферм устапавлявак.тся соединительные плавки ("сухарики шириной 40-60 ш на расстоянии пе более 40 %xt для сжатых элементов и до 60

для растянутых, tА,е    - радиус инерции отдельного    уголка

относительно собственной .центральной! оси.

2.4.18. В местах изменения направления поясов рекомендуется ставить уголки жесткости "( см.черт. 3 ) или платики.

2.5. Свашые соединения

2.5.1.    Стыковые швы в соединении должны ■ .иметь равноправность. ■ основного и наплавленного металла, для чего следует применять т^ш электродов соответственно классу прочности основного металла.

2.5.2.    Конструкция сварного шва должна соответствовать предполагаемому виду сварка,’ толцшсмстыкуемых деталей и положению

Стр. 2 PPM 24,090.54-79

Основные параметры кранов (номинальные грузоподъемности, скорости, высоты подтема) долины соответствовать СТ СЭВ 1330-78 "Майины грузоподъемные. Ряды основных параметров”.

1.3.    Краны и его элементы должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР и Правил устройства электроустановок (ПУЭ-76) Министерства энергетики и электрификации СССР, Государственным и Отраслевым стандартам, стандартом СЭВ и Санитарным правилам (приложение I).

Примечание. Относящиеся к проектированию кранов требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и Правил устройства электроустановок приведены в настоящем РГМ,

1.4.    Режим работы крана в целом должен приниматься согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

1.5.    Релкм работы металлической конструкции крана должен приниматься согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

1.6.    Родим работы механизмов впредь до утверждения стандарта СЭЗ (тема 01.833.17 - 78) должен приниматься согласно PC 5138-75. В приложении 2 приведена классификация механизмов по режимам работы согласно PC 5138-75 с учекм изменений по проекту стандарта СЭВ.

1.7.    В конструкции крана должны быть предусмотрены все необходимые меры по созданию безопасных условий работы -FXT 12.2.003-74"ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности",

1.8.    Кранц должны соответствовать требованиям исполнения У кствгории размещения 1-3 по ГОСТ 15150-69 ” Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических условий. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды”.

PTM 24.090.54-79 Стр.З

1.9.    Краны, работающие на открыток воздухе, если нет специальных требований, должны бить рассчитаны на динамическое давление ветра нерабочего состояния до У района по ГОСТ 1451-77 "Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения" .

1.10.    Конструкция крана должна обеспечить совмещение рабочих движений механизмов в сочетаниях, допускаемых условиями эксплуатации.

1.11.    Конструкция крана должна обеспечивать:

-    удобство сборки всех узлов крана при его изготовлении;

-    монтаж крана на месте установки без разборки и снятия механизмов к демонтажа электропроводки;

-    безопасную работу крана, удобство и безопасность обслуживания, ремонта и мойтажа механизмов и их элементов;

-    надежную смазку всех трущихся частей и свободный доступ к местам смазки.

1.12.    При расчетах элементов кранов должны применяться руководящие технические материалы по методам к нормам расчета, утвержденные Министерством тяжелого и транспортного машиностроения (приложение 3).

1.13.    Марки сталей и виды проката для изготовления сварных металлических конетрукций должны приниматься согласно РТМ 24.090.52-79 "Краны грузоподъемные. Материалы для сварных металлических конструкций".

1.14.    Марки сталей и других материалов для изготовления элементов механизмов должны приниматься согласно утзчнпям п.3.2.

1.15.    Краны должны удовлетворять требованиям ’'Указаний о мерах по обеспечению технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов ( ЗЛ-1-7? )".

При создании и освоении в производстве кранов должны выполняться требования "Методических указаний о проведении патентных исследований при создании и освоении з производстве машин, г. приборов, оборудования, материалов и технологических процессов ( ЗП-2-78 )".

С4 РТМ 24.090,54-79

1.16.    Конструкции козловых кранов грузоподъемностью до 12,5т включительно должны обеспечивать возможность самоподъе-ма собранного крана со шпальных клеток высотой не более 4,5 м ст уровня земли.

Мосты самоподъемных кранов должны быть устойчивы в процессе монтажа и демонтажа, что должно быть проверено расчетом*

3 необходимых случаях на кранах должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие одинаковые углы поворота стоек опор при слмоподъеме.

1.17.    В конструкциях кранов должны быть предусмотрены лестницы, галлереи, проходы и площадки для текущего обслуживания, ревизии и ремонта, замены изношенных элементов ( ходовые колеса, тормозные колодки тормозов, стальные канаты и т.д. ) без демонтажа крана или основных сборочных единиц металлических конструкций и механизмов, а также полной их разборки*

1;18. Для обслуживания механизмов и Оборудования, установленных на грузовой тележке, на козловом кране должны быть предусмотрены рабочие площадки, а также должен быть обеспечен доступ к болтовым креплениям опор к пролетному строению,

I-19* Выступающие элементы передач механизмов передвижения козловых кранов не должны располагаться ниже уровня головки кранового рельса*

1.20* Элементы крана должны быть транспортабельны на месте их сборки, монтажа, и для перевозок по железнодорожным и, в особых случаях, по водным путям, а также автомобильным транспортом.

1.21. Б конструкции кранов должны быть предусмотрены необходимые элементы для строповки сборочных единиц, укрупненных частей или крана з сборе, а также для их крепления при*транспортировке. У отдельно транспортируемых элементов должна быть меркяровка расположения центров тяжести и указана ю: масса.

1*22. Полые элементы, за исключением элементов с герметически замкнутыми полостями, должны иметь отверстия для стока влаги.

Все открытые для доступа влаги атмосферных осадков карманы, лотки и т.п. элементы должны иметь дренажные уклоны и сливные отверстия диаметром не менее 20мм,

FM 24.090.54-79 Отр. 5

1.23.    Краям должны быть оборудованы устройствами доя подвода к ним электропитания от главных троллей или с помощью гибкого кабеля.

Козловые краны грузоподъемностью свыше 5 т с питанием при помощи гибкого кабеля по требованию потребителя могут быть оборудованы устройствами для выбирания и разматывания кабеля по мере передвижения крана. Длина кабеля должна быть не менее 50 м.

Для обслуживания троллейных токоприемников воздушных троллей на кране должна быть площадка или специальная кабина.

1.24.    Токоподвод к грузовой тележке и подвижной кабине должен выполняться гибким кабелем. В обоснованных случаях может быть токоподвод с помощью троллеев,

1.25. Все тормозы и электрические аппараты должны быть защищены от непосредственного воздействия атмосферных осадков.

1.26.    Краны, предназначенные для оснащения сменными приводными грузозахватными органами, должны иметь устройства для подвода питания при помощи гибкого кобеля к грузозахватному органу. Устройства должны автоматически выбирать (принимать) и разматывать ( отдавать ) гибкий кабель.

1.27.    Все шпоночные и клиновые соединения элементов врана, а также пальцы, должны быть предохранены от произвольного разъедания, а резьбовые соединения - от развинчивания.

1.28.    Кран и его элементы должны быть спроектированы с учетом наименьшего расхода металла и минимальных ззтрат.

1.29.    Для элементов, где это допустимо, рекомендуется применять заменители металлов.

1.30.    Типовые элементы механизмов и металлических конструкций, кранов должны приниматься по Государственным и Отраслей, вым стандартам, а также Стандартам предприятий.

1.31.    Ка стадии разработки технического проекта на вновь проектируемые и модернизируемые краны рекомендуется определять показатели надежности по РТМ 24.090.24-76 "Краны грузоподъемные. Оптимизация показателей надежности". Номенклатура нормируемых показателей надежности мостовых и козловых кранов - по

Стр. 6 PTM 24.090.54-79

РТл! 24.090.23-76 "Краны грузоподъемные. Нормы надежности мостовых, козловых и портальных кранов”.

1.32.    Проектно-конструкторская документация должна выполняться с учетом требований стандартов ЕСВД группы Т52 "Сисвема проектно-конструкторской документации".

1.33.    Лакокрасочные покрытия элементов крана в зависимости от условий эксплуатации для умеренного климата и технические требования к основным операциям технологического процесса -

по XT 24.090.01-76 "Машины и оборудование подъемно-транспортные. Окраска".

1.34.    На частях кранов, которые могут являться источником опасности ( кабины, крюковые обоймы и другие грузозахватные органы, внешние элементы ходовых частей козловых кранов ), должна быть предусмотрена предупреждающая окраска согласно

СТ СЭВ I7T6-79 "Техника безопасности. Краны грузоподъемные. Цветовое обозначение опасных частей".

Pi'M 24.090.54-79 С ар. 7

2. ГЖЛД.|1ИЧЕС1{ИЕ KGHCTVj КИМ

2.1.    Общие положения

2.1.1.    При проектировании металлических конструкций мостодчх я Козловых кранов должны учитываться требования РТМ 24.090.32-/'? "Краны грузоподъемные. Стальные конструкции., методы расчета"

и ИМ 24.090.30-77 "Краны грузоподъемные. Краны мостовые.

Нормы расчета и проектирования".

2.1.2.    Схемы и конструкции мостов кранов должны обеспечивать:

а)    геометрическую неизменяемость системы,    проч

ность, выносливость, устойчивость и жесткость всех элементов

с учетом условия изготовления, транспортирования, монтажа и особенностей работы в процессе эксплуатации;

б)    минимальные величины остаточных,    и    местах

напряжений.

2.1.3.    При проектировании конструкций надлежит предусматривать:

а)    простоту изготовления на заводах с использовали ал высокопроизводительного оборудования и передовой технологии;

б)    возможности монтажа передовыми методами црс наименьших затратах труда;

в)    разблвку конструкции на' блоки и элементы, размеры и вес которых допускают погрузку, беспрепятственное ттипепортирозание и разгрузку, а в случае целесообразности - укрупнение элементов при монтаже.

2.1.4.    при проектировании конструкций, отдельных узлов элементов не следует допускать резких изменений сечений, шпшавпых переходов к измененному сечению и других факторов, вызывающих высокую концентрацию напряжений.

2.1.5.    Основным правилом технологичности яри проектирования сварных конструкций является обеспечение следующих условий:

Стр.8 РТИ 24.090.54-79

а) все заводские швы должны быть достудш к сварке в нижнем положении и "в лодочку" с учетом возможностей "кантовки" - переве рачиваняя элементов в процессе изготовления;

о) монтажные швы, свариваемые в проектном положении конструкции должны содержать минимум объема сварки в неудобных положениях.

2.1.6. Сварные швы составных элементов во всех случаях дол->«.w назначаться сплошними по всей длине "лемекта. Допускается в отдельных.обоснованных случаях применять прерывистую сварку сос-тавн.иХ .'лементов.

2.1.7. Элементы конструкций должны быть доступны, для наблюдения, очистки и окраски, а элементах не должны быть места, в которых могли бы скапливаться вода и грязь, и этой целью в горизонтальных элементах Н и U - образного сечений надлежит устраивать по ори горизонтального листа дренажные отверстия диаметром 50 мм при расстоянии между отверстиями не более 1,5 и.

2.1.3. Увеличение толщины стали на ржавление не допускается, за исключением случаев, оговоренных в специальных технических условиях.

2.2. Пролетные балки коробчатой конструкции мостовых кранов

2.2.1.    Размеры сечений пролетных балок назначаются из условия удовлетворения необходимой прочности и жесткости.

oi Q.Jj

"ST


1ЛЛ и

■■ ------- >

R


м

Гб]


где W*

М

а

L.

[S’]

R

к

2.2.2.    Из условия прочности размеры балки мостовых кранов грузоподъемностью 5-50т приближенно могут быть определены по фор-?.*улач

-    момент сопротивления балки относительно нейтральной оси X — X (черт.1) ;

-    суммарный максимальный изгибающий момент с учетом вертикальных и горизонтальных нагрузок;

-    грузоподъемность крана*

-    пролет крана;

-    допускаемое напряжения материала^

-    расчетное сопротивление материала;

-    коэффициент перегрузки;