Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

191.00 ₽

Купить РТМ 24.090.16-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

РТМ распространяется на шпоночные соединения валов с муфтами, зубчатыми колесами и другими деталями

 Скачать PDF

Утвержден в качестве рекомендательного

Оглавление

1. Шпонки призматические

2. Шпонки клиновые

3. Шпонки тангенциальные

Приложение. Примеры расчета

 
Дата введения09.02.1976
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.02.1976УтвержденМинистерство тяжелого и транспортного машиностроенияГС-002/1086
РазработанВЗПИ
РазработанВНИИПТМАШ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ


КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ШПОНОЧНЫЕ. МЕТОДЫ РАСЧЕТА

МОСКВА 1977

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЕШ 24.090.16-76

краны тэшодъшшв

СОЕДИНЕНИИ ШПОНОЧНЫЕ.

МЕТОДЫ РАСЧЁТА

Министерство тяжелого я транспортного машиностроения

Москва

Стр. 8 ИМ 24.090.16-78

3. ШПОНКИ ШШЦШЬНЫЕ Расчет ведется на окну шпонку (на одну пару клиньев), т.к каждая шпонка передает крутящий момент только в одном направления.

л/

te*s+ff)cL e.(A~c) * №й»ггг/см*

ИДИ

f)cL£/>fa - c)[^]du tUX* (8)

me

€» - ореднее давление на боковых рабочих гранях шпонки, kp/om^j

М - расчетный крутящий момент, перепеваемый соединением, кгск;

об - диаметр вала в о тупице (ом. черт. 3), ом; топиина шпонки (см. табл. 4), ом;

- рабочая длина шпонки, ом;

£ * 0,12 - коэффициент трения медку шпонкой и сопрягаемыми деталями;

feJtuT ДООУОйаемое напряжение смятия на рабочих гранях шпонки, принимаемое пэ табл. 5;

[М]м~ допуокаемПЙ соединением крутящий момент,

кг смр

С - ширина фаски на рабочей грани шпонки (ом. табл» 6), см.

FTM 24.090.16-76 Стр.9

Таблица 5

Допускаемые напряжения смятия С&7см кг/ом^ для ооединений тангенциллышми шпонками

Материал

Легкий ( 1,2 )

Реькм ; Средний ( 2,3 )

работы Тяжелый ( 4,6 )

Весьма тяжелый < 6 )

Нагрузка

знакопостоянная

Сталь

0,306т

0,28 Gt 1

0,26 Of 1

0,24 6У

Чугун

0,30

0,28 6/ 1

1 0,266V 1

1 0,24 6/

Нагрузка

ударная

Сталь

0,22 6V

0,20 6т

0,18 <5V

0,16 6т

Чугун

0,22 6>

0,20 <об

-----------

o.is ев

0,16 eg

Примечание. См примечание к табл*2.

Стр. Ю ИМ 24,090,16-76


Таблица 6

Шпонки тангенциальные (‘выборка из ГОСТ 8796-68 и 8797-68)

Размеры сечений шпонок, мы

Шпонки нормальные

Шпонки усиленные

Диаметр ' вала,

&

толщина*. Шпонки, ^

Ширина фаокн, с

*

толщина , ФПОНК0» \v

ширина фаски,с

60

70

7

!

80

90____

8

Т v*

}

100

9

1 ,ь

ю

НО

н

1

1

120

130

10

12

13

140

150

II

14

15

160

170

12

16

17

3,0

160

2.0

18

190

19

20 0

14

20

2X0

i %l

220

16

' 22

240

}

24

Г 4,0


Примечание91 В расчет принишетон толщина шпанки, равная глубине ШПОНОЧНОГО паза по ГОСТ 6796-68 И 8797-68.


FUR 24.090.16-75 охр. II ПРИЛОЖЕНИЕ!

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА

Пример I

Определить наибольшую величину крутящего момента, которым можно нагрузить неподвижное шпоночное соединение о однсЗ нестандартной призматической шпонкой шириной *= 1,8 см, толщиной кг = 1,6 ом и рабочей длиной А* 3,7 ом, установленной

п

нь валу диаметром & = 6,0 ом. Ступица чугунная, 6/ * 1500кг/смй Предел текучести материала вала    3000    кг/см2. Предел те

кучести материала шпонки G* * 3200 нг/см2. Нагрузка знакопеременная . Режим работа тяжелый.

1.    Определяем допускаемое напряжение смятия.

По табл. 2 при неподвинном соединения я знакопеременной нагрузке для тяжелого режима работы имеем;

для стели: fcjf*- 0.36.    б£**=    0,36    б/» 0,36.3000 -

= 10Ю кг/см2

для чугуна    0,36.    64 = 0,36.1500 * 540 кг/см2

Принимаем [6f]m =»    =    540    кг/ом2

2.    Нахоцим наибольший крутящий момент из раочета на омятие;

e *J*gt s*B = 3jy0

3.    Определяем допускаемое напряженне среза.

По табл. 3 при неподвижном аеядннения я знакопеременной нагрузке для тяжелого режима работа имеем.'

0.3. 6fm 0,3.3200 = 960 кг/см2

4.    Находим наибольший крутящий момент яз расчета на срез-

__ J4000 игом

СтрДЗ РШ 24,090,16-76

5, Наибольшая величина крутящего момента определяется мень# ним значением двух полученных: крутящих моментов

* (мТ ом * 3820 кгсм.

Пример 2,

Определять наибольшую величину крутящего момента,которым можно нагрузить ««подвижное соединение с двумя стандартными японками шириной 4 * 1рт, толщиной ^ = £Иш и рабочей данной ip * 4р ем, установленными на валу диаметром cl - брсм. Все детали соединения стальные; наименьшее значение предела текучести 0У« 3000 кг/ом®» Нагрузка ударная. РежинГ работы Весьма тяжелый.

1,    Определяем допускаемое напряжение смятия.

По табЛ.2 при неподвижном соединении и ударной нагрузке для веоьма тяжелого режима работы имеем

£<&3т* 0,16 6г •    0*16.3000    *    880 кг/6#*

2,    Находим наибольший крутящий момент,передаваемый одной

«почкой* яп раочета на смятие

• * 2520 кгсм .

3,    Определяем наибольший крутящий момент передаваемый соединением

* 1,5 tMl ом * 1,5 . 2520 * 3780 кгсм.

Пример 3,

Проверить допустимость Крутящего момента М = 100000 кгсм для Соединения вала диаметром d * 15,5 см одной клиповой шпонкой шириной 4 * 4*0 ом* толщиной ^ = 2,2 ом н рабочей длиной 4р * 16 СМ. Нагрузка знакопостоянная. Режим работы оредиий. Вое детали соединения отельные:, наименьшее значение вреде-

full 24.090.16-76 0Тр. t3

ла текучеоти &r = 3200 кг/ом2,

1.    Определяем напряжение смятия ни рабочих поверхностях шпонки

tZM    U-Шосо    ,    а

&<ы = -Ц ЩЩм} s    ~ ”30    хг/оч

где f = 0,2 - коэффициент трения между шпонкой и сопрягаемыми деталями.

2.    Определяем допускаемое напряжение смятия:

По табл. 4 для ехали и знакопостоянной нагрузки при среднем рркше рабою» С з имеем;

/6^ 0,4 6У * 0,4.3200 * 1280 Кг/ом2

3.    Сравниваем действующее напряжение смятия q допуонаемнм 6^,= ИЗО < 1280 « /"З^сы* следовательно< крутящий момент

М а 100000 крем для данного соединения допустим.

Пример 4

Определить наибольшую величину крутящего момента, которым можно нагрузить соединение вала диаметром 24,0 см тангенциальными шпонками толщиной h * 1,6 ом, рабочей длиной 4» ~ 32,0 ом, с фаской о * 0,2 ом. Нагруака ударная. Режим рабонн легкий . Все детали соединения стальные, наименьшее' значение предела текучеоти = 3000 хГ/см2.

1.    Определяем допуокаемое напряжение смятия.

По табл. 5 для стали М ударной нечруакй црй легком рвИИШЙЫ работы имеем

0,22 0Т * 0.22.3000 « 660 кг/ом2

2.    Находим наибольший крутящий момент, передаваемый соединением.

Мс«    С H-'jrOc* =

» (0,46    0,12)24.32(1,6 - 0,2).660 - 362000 КГШ.

РАЗРАБОТАН Всесоюзным научно~ис следовательским я проекмиь конструкторским институтом подъемно-транонортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного я склвдокого оборудования и контейнеров (ВНШТМАШ)

Комашенко АД.

Оболенокий А.С. Сшщына И.О.

Директор

Заведующий оТдеЛйМ стандартизации

Руководитель теий

Воеооввшм заочным полит''хничеоким институтом (ВЗНИ)

'научной'райоте    вГ^5    Малиновский В.А.

руководитель теыа    W&ujr-    „    „    „

Руководитель я    П    лЬ а Ивашков Й,И

Исполнитель    Аовадуров Д»0.

ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конотруктороИМ Институтом нодьемно-транопортного машиностроения, погрувочно-разгру зочного и складского оборудования И контейнеров (ШЙШТМАШ)^-,

Директор    Комашенко АЛ.

Главный

Пирогов В.К.

машино-

ПОДГОГОВйЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением подъемно-транснортноГо машиностроения.

иняенер

ПТИдаин Мяннстероч^ом тяжелого и транспортного отроения

Заместитель Министра

уда


Группа Г 86


РУКОБЦЩДЙ ТВДДИЕИШЙ ШТЕРИМ


Края» грузоподъемные Создииоши шцоночные Методы расчета


Р'Ш 24.090./$-Вводитая виэрвыа


Письмом Министерства тяжелого а трековортного маииностроэ-ния от " $ *• я>е£/эвл4 г 197в г.    дейт*    руководящий

материал утвержден в качестве рекомендуемого,

Настоящий РТМ раопроотраайетой на юионочнве аоедйненая валов о муфтами, зубчатыми кааеойа! й другою! де&шдо.

РТМ оодержвт методику pa one та негюдвйжкмх й подвижных оое-диненвй при помошя призматячеоййх шпонов (век стандартных. Так я нестандартных), а также неподвижных при ЬоМощй клиновых (Врез-ных я на лыске) и тангенциальных шпонок,

1. ШПОНКИ ПРИЗШВДЕОКЙЕ

I.I. Шпонки призматические отвндартвых размеров (ой. Табл Л) рассчитываются на смятие боковых рабочих граней.

Для призматических шпонок нестандартных размеров проводятся два вида расчета:

-    расчет на смятие боковых рабочих граней ашонкяЦ

-    расчет шпонки по напряжению среза.

Нагрузочная способность соединения определяется меньшим из двух значений крутящего момента, полученных расчетом на смятие и на срез. При шпоночном соединении а помощью двух призматических шпонок, которое следует располагать под углом 180° Друг

к другу, принимается, что обе шпонки могут передать только полуторный крутящий момент но отношению к крутящему моменту, передаваемому одной шпонкой.

1.2. Расчет на смятие производится по формуле

***    iPSjcu    *г/ен*    Ш

Ш /AfL, -    ^CA<

s (2)

Таблица I

Шпонки призматические обыкновенные (выборка из ГОСТ 8788-68 и 8709-68). Шпонки клиновые (выборка из ГОСТ 8791-68, В792-68 И 8793-68). Шпонки призматические высокие (Выборка из ГОНТ 107    >.

Диаметр вала.

Ширина шпонки.

Толщина шпонки.

Длина шпонки.

11

i

/1

обнкно-

высокой

Р

венной

От 6 ДО в

2

2

От 6 до 20

ов. 8" 10

3

3

-

" 6 " 36

" 10 " 12

4

4

-

" 8 и 45

* 12 " 17

5

5

-

" 10 " 56

• 17 " 22

6

6

-

" 14 " 70

" 22 " 30

8

7

-

" 18 " 90

• 30 " 38

10

8

9

" 22 " ПО

“ 38 " 44

12

8

II

" 28 " 140

• 44' " 50

14

9

12

" 36 " 160

" 50 “ 58

16

10

14

” 45 " 180

н 58 * 65

18

II

16

" 50 " 200

" 65 " 75

20

12

18

”56и220

" 75 ” 85

22

14

20

"63 " 250

" 85 " 95

25

14

22

" 70 " 280

" 95 ” НО

28

16

25

" 80 ” 320

" ПО " щ

32

18

28

•’ 90” 360

“ 130 * 150

36

20

32

" 100 " 400

" 150 " 170

40

22

36

" [00 " 400

" 170 " 200

45

25

40

" 110 " 450

РМ 24.090Д6-76 етр. 3

сЪ    - среднее давление на боковых рабочих гранях шношш, кг/ом^

М - расчетный крутящий момент, передаваемый соединением,кг ти; /

^ - диаметр вала в отупице, ем;

^ - толщина шнонка, см;

- рабочая длина шпонка, (ем, черт. 1), ом;

[&]ш- допускаемое напряжение смятия, принимаемое по табя. 2. кг/см**;

Кг допускаемый соединением крутящий момент (для одной шпон 1Ш), кг см»

I 3. Расчет на срез (для нестандартных ыяонок) производится по формуле

П* 2М г ^

(3)

(4)

или

dSZa    щ?/смй;

г Mi =

L    2    кг|йм

где X “ Сиднее напряжение среза шпонки,4 кг/ом*Ч M,d,    - см. пояснения к формулам (I) и (2);

S - ширина шпонки (см. черт. I), см;

допускаемое напряжение среша, принимаемое по табл» 3,

о

кг/см ;

/fllJcp ~ допускаемый соединением крутящий момент (для Одной шпонки), кгсм.

2. ШПОНКИ КЛИНОВЫЕ Расчет ве >ется на смятие рабочих граней шпонки по фор

мулам

(5)


Соединение клиповой тонкой


к —

ер М

Ли



Черт.З. Соединении тангенциальной шпонкой


PM 24.090.16 -76 Cl'p.S

Таблица 2

Допускаемые напряжения смятия ЛЗ^дг/см2 для соединений призматическими шпонками

соединения

Материал

|[егш^

Режим

°те?

работы

Т^желы^ ГОесьма тяжелый

Неподвижное

Сталь

Чугун

Нагрузи

0.656V

С,65

а знакоп 0,6 <3*т

0,6 6*

оотоянная

0,556V

0,55 6*

0,б6г 0,5 в*

Подвижное

Сталь

0,22 6V

0.2 6V

0,18 6V

0,16 6V

Неподвижное

Сталь

Чугун

Нагрузи 0,43бг 0,43 <3*

а знакоп 0,46V 0,4 6*

временная 0,36<3г 0,36 6*

0,836V

0,33

Подвижное

Сталь

0,17 6>

0,166V

0,15 6V

о,14б;

Неподвижное

Сталь

Чугун

Нагрузи 0,22 6> 0,22 бд

а ударна

0,2 6Т 0,2 6*

Я

0,18 6V 0,18 6*

o,i66v 0,16 6*

Подвижное

Сталь

0,1з€'г

0,126V

0,116V

0.1 вг

Примечания: т. Допускаемые напряжения омятая выбира&тоя

по материал; наименее прочкой детали (отопила» вале ,шпонки),

2.    GV - предел текучести стали.

3,    - предел прочности при растяжении чугуна.

I, В скобках указаны примерные режимные группы no PC 5138-75 "Техника безопаопооти,КраШ1 грузоподоьемные .Классификация режимов работы механизмов".

Стр. 6 РТМ 24,090.16-76

Таблица 3

Допускаемые напряжения среза lY]c/,Kr/cifi

Вид

соединения

Материал

Легкий ( 1,2 )

Режим ра Средний

( 2,3 )

боты

Тяжелый

( 4,5 )

Весьма Фяжелый ( 6 У

Неподвижное

Стаяь

Нагрузка знакопостоянная IOvSoSt 10,466V 1 0,436V

I 0,40бт

Подвижное

чисто

тянутая

для

шпонок

|0,16 6т 1

1 0,15 6т 1

1 0,14бт|

1 0,13 6Т

Нвподниьшое;

Нагрузка знакопеременная Ю.Зббг I 0,32 6г I 0.30 6т

1 0.286т

Подвижное

ГОСТ

|о,12бт I

1 0,116т j

I одо sy

1 0,09 6'г

Неподвижное

8787-68

Нагрузка у, 10,22 6т

дарлая 0,20 6т

0.18 6V

0.16 6т

Подвижное

|0,08 6V

0,07 6V

0,06 6*-

0,05 St

Примечание. См . примечание к табл.2

Таблица 4

Допускаемые напряжения смятия    кг/см^ для

соединений клиновыми шпонками

............. ж

Материал

Легкий ( 1.2 )

Режим работы Средний | Тяжелый 1 ( 2,3 ) j ( 4,5 ) |

Весша тяжелый ( С )

Сталь

Нагрузка знакопостоянная 0,436т | 0,40 6т | 0,36 6т |

0,33 6'г

Чугун

0,43 6/ |

0,40 6# |

0,36 6# |

~ 0,33

Стали

Нагрузка знакопостоянная 0,30 6т 1 0,286г | 0,26 6т |

0,24 6т

Чугун

0,30 6* |

1 0,28 Gf |

0,26 ве \

1 0,24 &е

Сталь

Нагруа 0,22 6т

ika ударна; 0,20 6т

я

0,18 6т

0,16 6т

Чугун.

0,22

0,20 б^г

0,18 6g

0,16 6>

Примечание. См. примечание к табл.2

FM 24.090Л6-76 отр. 7

или


[м]ш =    [ori


ои. кг ем


(6)


где

б' - расчетное напряжение смятия на рабочих гранях шпонки, кг/см2;

М - расчетный крутящий момент, передаваемый соединением, кг,см ;

& - ширина шпонки (ом. та$8. Т), cmj

Вр - рабочая длина шпонки, ем;

ct - диаметр вале в ступице,(ем, черт. 2), см»

/ = 0,12 - коэффициент трегча маияу шпонкой и сопрягаемыми деталями;

допускаемое напряжение смятия на рабочих гранях шпонки, принимаемое по табл. 4;

[М]м- допускаемый соединением крутящий момент, кг см.