Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

183.00 ₽

Купить РД 52.24.689-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ устанавливает порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты.

Положения настоящего руководящего документа предназначены для территориальных департаментов Росгидромета и подведомственных учреждений Росгидромета, осуществляющих рассмотрение и согласование проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Общие положения

5 Рассмотрение и согласование проекта НДС

6 Причины, являющиеся основанием для несогласования материалов по проекту НДС

Приложение А (справочное) Перечень нормативных документов и справочной литературы, рекомендуемый для использования при согласовании проектов НДС

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

РД

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ    52.24.689-

2015

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМОГО СБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Ростов - на - Дону 2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН федеральным государственным бюджетным учреждением «Гидрохимический институт» (ФГБУ «ГХИ»)

2    РАЗРАБОТЧИК (и руководитель темы) О.А. Клименко, канд. хим.

наук

3 СОГЛАСОВАН с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ФГБУ «НПО «Тайфун» 27.08.2015; с Управлением мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА) Росгидромета 18.11.2015

4    УТВЕРЖДЕН Заместителем Руководителя Росгидромета

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Росгидромета от 08.12.2015 №743

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦТР ФГБУ «НПО «Тайфун» 26.11.2015 за номером РД 52.24.689-2015

6    ВЗАМЕН РД 52.24.689-2009 «Рассмотрение и согласование проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты»

© Росгидромет, ФГБУ «ГХИ»

м

При отсутствии ответа (по почте, факсу или по электронной почте) от Департамента Росгидромета в течении указанного срока проект НДС считается согласованным.

5.6    Перечень нормативных документов и справочной литературы, рекомендуемый для использования при рассмотрении и согласовании проектов НДС приведен в приложении А.

5.7    Для принятия решения об обоснованности НДС в проекте НДС (в пояснительной записке) должны быть представлены следующие материалы:

-    аттестат аккредитации лаборатории, предоставившей результаты наблюдений на водном объекте и на выпуске сточных вод по гидрохимическим показателям;

-    лицензия Росгидромета на проведение мониторинга качества поверхностных вод суши указанной лабораторией;

-    общая характеристика водного объекта: протяженность водного объекта, особенности водного режима и питания, местоположение выпуска сточных вод, особенности участка водного объекта в районе выпуска и зоне влияния сточных вод (в т.ч.: вид и состояние берегов, наличие островов и рукавов, возможная толщина ледяного покрова, преобладающее направление ветра и т.п.);

-    морфометрические и гидродинамические характеристики водного объекта (средние значения ширины и глубины, средняя скорость течения, извилистость и шероховатость русла реки, гидравлический уклон) в районе сброса сточных вод, соответствующие принятым расчетным гидрологическим условиям (кроме случаев, когда за створ контроля принимается непосредственно выпуск сточных вод);

-    характеристика качества воды выше и ниже рассматриваемого сброса сточных вод (в т.ч. среднегодовые или среднесезонные концентрации вредных веществ за последний год) с указанием приоритетного вида водопользования на водном объекте;

-    перечень использованных методов химического анализа сточных вод и вод водного объекта;

-    сведения о рассчитанных фоновых концентрациях нормируемых вредных веществ, а также первичные данные, по которым они были рассчитаны, если эти данные были получены самим предприятием (в т.ч. должно быть указано местоположение на водном объекте фонового створа систематических гидрохимических наблюдений);

Примечание - В пояснительной записке в виде исключения сведения о фоновых концентрациях химических веществ в воде водного объекта могут отсутствовать в том случае, если НДС были установлены в виде требования наличия уровней ПДК вредных веществ непосредственно в сточных водах.

8

РД 52.24.689-2015

-    информация об источниках, из которых получены сведения о морфометрических и гидродинамических характеристиках водного объекта в районе сброса сточных вод;

-    сведения о категории сточных вод;

-    ситуационный план (карта-схема) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод (в т.ч. дренажных вод) с указанием сведений о местонахождении каждого выпуска сточных вод и фонового створа (в т.ч. в виде расстояния от устья реки);

-    план территории организации с наложением сетей водоотведения и ливневой канализации и указанием мест размещения очистных сооружений;

-    характеристика выпускных устройств, через которые осуществляется сброс сточных вод в водный объект (расстояние от берега, особенности выпуска сточных вод: сосредоточенный, рассеивающий, заглублённый, поверхностный, береговой); сведения о конструкции выпускных устройств (длина, сечение, число и форма оголовков);

-    характеристика особенностей режима сброса сточных вод в течение суток и годовом цикле (крайне желателен наиболее типичный график расхода сбрасываемых в водный объект сточных вод в течение суток);

-    усредненные значения эффективности очистки по нормируемым веществам и показателям химического состава сточных вод;

-    сведения о фактическом и планируемом в рамках устанавливаемого НДС расходе сточных вод;

-    данные о фактическом сбросе веществ отдельно по каждому выпуску за последние 5 лет, в том числе сведения о результатах химического анализа проб сточной воды не менее чем за один годовой цикл; при не ежемесячных наблюдениях - за последние 3 года;

-    обоснование выбора использованного метода расчета смешения и разбавления сточных вод в водном объекте (крайне желательно также представление самого расчета разбавления сточных вод и данных о концентрации вредных веществ, полученных в створе контроля водного объекта при использовании фактических и нормативных данных по сточным водам).

5.8 В процессе работы с материалами проекта НДС специалистами Департамента Росгидромета должны быть рассмотрены разделы касающиеся:

-    расчета и использования фоновых концентраций химических веществ для установления НДС;

-    определения и использования расчетного минимального среднемесячного расхода воды года 95 % обеспеченности и соответствующих

9

ему гидроморфометрических характеристик водного объекта на участке сброса сточных вод;

-    расчета смешения и разбавления сточных вод в водном объекте -приемнике сточных вод;

-    выбора методов химического анализа сточных вод и вод водного объекта.

5.9    Для новых предприятий или очистных сооружений должны быть приведены проектные данные, рекомендуемые в качестве НДС сточных вод (в т. ч. концентрации нормируемых вредных веществ и установленный максимальный часовой расход сточных вод).

5.10    В случае невозможности достижения по объективным причинам НДС по отдельным вредным веществам в проекте могут быть предложены к согласованию временные (вводимые поэтапно) нормативы по сбросу сточных вод в водный объект, подтвержденные планом мероприятий по достижению НДС.

6 Причины, являющиеся основанием для несогласования материалов по проекту НДС

Главными причинами, позволяющими не согласовать материалы проекта НДС, являются следующие:

а) по формальным признакам (с учетом компетенции специалистов ФГБУ «УГМС», ФГБУ «ЦГМС»):

-    отсутствие в материалах проекта НДС первичной информации (по датам) о результатах наблюдений в фоновом створе водного объекта, заверенной ответственным лицом предприятия, для которого разработан проект НДС (или организации, выполнившей эти наблюдения), если фоновые концентрации были рассчитаны не территориальным органом Росгидромета;

-    расчет фоновых концентраций химических веществ в речной воде выполнен не в соответствии с положениями РД 52.24.622;

-    для расчета разбавления сточных вод использованы гидрологические характеристики водного объекта, полученные организацией, не имеющей лицензии Росгидромета на проведение гидрологических наблюдений;

-    для установления НДС использованы результаты гидрохимических наблюдений, выполненных химической лабораторией, не имеющей лицензии Росгидромета на проведение мониторинга качества поверхностных вод суши;

-    отсутствуют важные исходные характеристики водного объекта или выпусков сточных вод, использованные для установления НДС;

ю

РД 52.24.689-2015

-    НДС установлены без учета требований к контролю за качеством воды одного из приоритетных видов водопользования на рассматриваемом участке водного объекта:

б) по содержательной части материалов проекта НДС:

-    информация, использованная для расчета фоновых концентраций, недостоверна в связи с недостаточно обоснованным выбором местоположения фонового створа или вертикали наблюдения в нем;

-    использованные методы химического анализа природных и очищенных сточных вод имеют недостаточную чувствительность для определения одного или нескольких нормируемых загрязняющих веществ;

-    фоновые концентрации химических веществ в речной воде рассчитаны на основе статистически необеспеченной или некорректной информации (например, по единичному измерению содержания вещества в реке в годовом цикле или в отдельном сезоне; по результатам анализа, выполненного по методике, отсутствующей в списке аккредитованных методик для химической лаборатории предприятия или организации, выполняющей наблюдения по договору с данным предприятием);

-    имеются ошибки в расчетах фоновых концентраций или расчетах разбавления сточных вод;

-    НДС установлены с помощью некорректного метода расчета разбавления сточных вод;

-    для расчета разбавления сточных вод в водном объекте использованы морфометрические данные, не соответствующие расчетному минимальному расходу воды в водотоке.

и

Приложение А

(справочное)

Перечень нормативных документов и справочной литературы, рекомендуемый для использования при согласовании проектов НДС

А.1 Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, (с изменениями от 4 декабря 2006 г.; 19 июня 2007 г.; 14, 23 июля 2008 г.; 24 июля, 27 декабря 2009 г.; 28 декабря 2010 г.; 11, 18, 19, 21 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г.; 25 июня, 28 июля 2012 г.; 13 июля 2015 г.).

А.2 Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 №333 (с изменениями на 29 июля 2014 года).

А.З О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (приложение к приказу Минприроды России от 29.07.2014 № 339).

А.4 Административный регламент федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с федеральной службой по гидрометеорологии, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.06.2014 N 246.

А.5 СанПиН 2.1.5.980-00. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. - М.: Минздрав России, 2000.

А.6 Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (утвержден приказом Рыболовства 18.01.2010 № 20).

А.7 ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко 27.04.2003).

А.8 РД 52.24.622-2001 Методические указания. Проведение расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков -СПб.: Гидрометеоиздат, 2001.

А.9 РД 52.24.309-2011 Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши. - Ростов-на-Дону, 2011.

12

РД 52.24.689-2015

А.10 Р 52.24.353-94 Рекомендации. Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод. - М.: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 1995.

А. 11 РД 52.18.595-96 Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей среды. - СПб.: Гидрометеоиздат, 1999.

л. 12 Перечень методик, внесенных в государственный реестр методик количественного химического анализа. Часть 1. Количественный химический анализ вод.

А. 13 Государственный контроль качества воды. Сборник государственных стандартов. - М.: ИПК изд-во стандартов, 2001.

А. 14 Справочник проектировщика. Канализация населенных мест и промышленных предприятий. - М.: Стройиздат, 1981.

А. 15 Методические основы оценки и регламентирование антропогенного влияния на качество поверхностных вод. - Я.: Гидрометеоиздат, 1987.

А. 16 Яапшев Н.Н. Расчеты выпусков сточных вод. - М.: Стройиздат,

1977.

А. 17 Инструкция о порядке выдачи лицензий на право пользования поверхностными водными объектами (утверждена приказом Министерства Водных Ресурсов РФ от 23.10.98 г № 232).

А. 18 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1216. «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»).

А. 19 Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши. Часть 1. - Ростов-на-Дону: ФГБУ «ГХИ» Росгидромет, 2009.

А.20 Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши. Часть 2. - Ростов-на-Дону: ФГБУ «ГХИ» Росгидромет, 2012.

13

РД 52.24.689-2015

Содержание

1    Область применения................................................................................1

2    Нормативные ссылки................................................................................1

3    Термины, определения и сокращения.....................................................1

4    Общие положения.....................................................................................4

5    Рассмотрение и согласование проекта НДС...........................................4

6    Причины, являющиеся основанием для несогласования

материалов по проекту НДС..................................................................10

Приложение А (справочное) Перечень нормативных документов и справочной литературы, рекомендуемый для использования при согласовании проектов НДС...............12

Библиография............................................................................................14

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМОГО СБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Дата введения 2016-04-04

1    Область применения

Настоящий руководящий документ устанавливает порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса (НДС) вредных веществ в водные объекты.

Положения настоящего руководящего документа предназначены для территориальных Департаментов Росгидромета (далее Департамент Росгидромета) и подведомственных учреждений Росгидромета, осуществляющих рассмотрение и согласование проектов НДС вредных веществ в водные объекты в соответствии с [1] и [2].

2    Нормативные ссылки

В настоящем руководящем документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

РД 52.24.309-2011 Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши

РД 52.24.622-2001 Методические указания. Проведение расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков

СанПиН 2.1.5.980-00 Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. - М.: Минздрав России, 2000.

ГН 2.1.5.1315-03 Гигиенические нормативы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования ((утверхщены Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко 27 апреля 2003 г.).

Примечание - При рассмотрении и согласовании проектов НДС следует руководствоваться настоящим (измененным) руководящим документом.

3    Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

1

РД 52.24.689-2015

3.1.1

водный объект: Сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима.

ГГОСТ 19179-73 статья 61

3.1.2

водоем: Водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием.

[ГОСТ 19179-73, статья 18]

3.1.3

водоток: Водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности.

ГГОСТ 19179-73. статья 151

3.1 4 вредное вещество в воде водного объекта (вредное вещество): Вещество, которое при определенных условиях может оказывать неблагоприятное воздействие на качество воды и водные организмы.

3.1.5

качество воды: Характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов водопользования. [ГОСТ 17.1.1.01-77, статья 4]

3.1.6    контрольный створ: Створ на водном объекте в районе выпуска сточных вод, в котором должны соблюдаться нормативы качества воды.

3.1.7

лимитирующий признак вредности вещества в воде: Признак, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией вещества в воде.

[ГОСТ 17.1.1.01-77, статья 7]

3.1.8    максимально загрязненная струя в створе водотока:

Масса воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающая определенную часть поперечного сечения водного потока.

3.1.9

нормы качества воды: Установленные значения показателей качества воды для конкретных видов водопользования.

[ГОСТ 27065-86, статья 3]

3.1.10 норматив допустимого сброса; НДС: Масса вещества в сточных водах, допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте (створе) водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

3.1.11

РД 52.24.689-2015

3.1.14 створ водотока (реки): Условное поперечное сечение водотока, используемое для оценок и прогноза качества воды.

3.1.15_

сточные воды: Воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

[ГОСТ 17.1.1.01-77, статья 29]_

3.1.16 фоновая концентрация химического вещества: Расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так антропогенными факторами воздействия.

3.2 В настоящем руководящем документе введены и применены следующие сокращения:

-    ЛПВ - лимитирующий признак вредности;

-    МПР РФ- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

-    ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов;

-    ПДК - предельно допустимая концентрация;

-    ФГБУ «УГМС» - федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

-    ФГБУ «ЦГМС» - федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», филиал ФГБУ «УГМС».

3

4    Общие положения

4.1    Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией [1]. Установление НДС вредных веществ со сточными водами направлено на гарантированное обеспечение сохранения качества воды в природных водных объектах.

4.2    В соответствии с [2] НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта утверждаются на 5 лет. С учетом разбавления НДС утверждаются на 3 года (имеется ввиду та часть нормируемых веществ, для которых при установлении НДС учитывалось разбавление сточных вод). Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия в следующих случаях: при изменении более чем на 20 % показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.) [1].

4.3    Разработка региональных нормативов качества воды является специальной задачей, которая решается научной или практической организацией на основании результатов гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений. В качестве исходных данных для этой цели могут быть использованы природные фоновые значения незагрязненных участков водных объектов, особо охраняемых водных объектов, фондовые материалы исследований прошлых лет. Региональные нормы по отдельным вредным веществам и показателям качества воды могут быть использованы в качестве ПДК для конкретных участков водных объектов только в том случае, если они на основании положительных экспертных оценок всех заинтересованных территориальных государственных органов, осуществляющих надзор за качеством природных вод, утверждены ответственным лицом Федерального агентства водных ресурсов МПР РФ и представлены как дополнение к соответствующему руководящему документу по установлению НДС.

4.4    Электронные копии материалов проекта НДС сохраняются в Департаменте Росгидромета до очередного пересмотра НДС (срок хранения материалов не может быть меньше срока действия утвержденных НДС).

5    Рассмотрение и согласование проекта НДС

5.1 Рассмотрение и согласование проектов НДС в соответствии с [1] и [2] выполняется Департаментами Росгидромета в целях проверки корректности расчета и использования гидрологических, гидродинамических и гидрохимических характеристик водного объекта для установ-

4

РД 52.24.689-2015

ления НДС. При оценке достоверности используемой для установления НДС информации рекомендуется привлекать результаты систематических гидрологических, гидродинамических и гидрохимических наблюдений, полученные сетевыми подразделениями Росгидромета.

По проблемным вопросам для рассмотрения проектов НДС в течение не более 15 дн могут привлекаться специалисты из ФГБУ "УГМС" и ФГБУ "ЦГМС", расположенных на территории деятельности Департамента.

5.2 При рассмотрении и согласовании проектов НДС на основании требований, изложенных в документах [1]-[4], СанПиН 2.1.5.980 и ГН 2.1.5.1315 необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

-    НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий-водопользова-телей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в контрольном створе в максимально загрязненной струе или на участке водного объекта с учетом всех видов его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств водных объектов, сформировавшихся под влиянием природных факторов;

-    если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться и использоваться региональные нормы качества воды;

-    при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, НДС устанавливаются исходя из условия, что концентрации вредных веществ и продукты их трансформации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водотока в створе не далее 500 м от места выпуска и в радиусе 500 м от места сброса на акватории - на непроточных водоемах и водохранилищах;

-    при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм следует соблюдать в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 м от места сброса сточных вод;

-    при сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления ниже выпуска сточных вод;

5

-    для сбросов сточных, в том числе дренажных вод, в границе населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных, в том числе дренажных вод, установленных для видов водопользования, осуществляемых на водном объекте, к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод;

-    в случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных;

-    в целях осуществления бассейнового подхода к установлению НДС, а также закрепления достигнутого уровня очистки сточных вод от вредных веществ в случаях, когда фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного НДС, в качестве НДС принимается фактический сброс;

-    при определении кратности разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта в контрольном створе (на участке водопользования) принимаются следующие расчетные условия: для незарегули-рованных водных объектов - расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95 % обеспеченности (при надлежащем обосновании - минимальные среднемесячные расходы по лимитирующим сезонам года 95 % обеспеченности); для зарегулированных водных объектов -установленный гарантированный расход воды ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе;

-    сброс сточных и дренажных вод в водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с территориальными отделами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор); в данном случае нормативные требования, предъявляемые к составу и свойствам сточных вод должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;

-    отведение поверхностного стока с промышленных площадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов; к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам;

Примечание - При рассмотрении НДС по отведению поверхностного стока следует обращать внимание на корректное получение и использование исходной информации по максимальным часовым расходам дождевых и талых вод. а также по средним концентрациям вредных веществ в этих водах.

6

РД 52.24.689-2015

- не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены ПДК или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), а также отсутствуют методы их определения в природных и сточных водах.

Для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым ЛПВ, содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала единицу.

Если при рассмотрении веществ одного ЛПВ среди них имеются вещества, у которых фоновые концентрации или установленные региональные нормативы превышают ПДК, то все вещества данного ЛПВ рассматриваются отдельно с использованием наиболее «жестких» нормативов качества воды. При этом для веществ, у которых фоновые концентрации или установленные региональные нормативы превышают ПДК, НДС устанавливаются исходя из того, что нормативные концентрации этих веществ в сточных водах не должны превышать фоновые концентрации или установленные региональные нормативы.

Полный перечень требований к сточным водам, сбрасываемым в водные объекты, приведен в документах [1] - [4] и СанПиН 2.1.5.980.

5.3    Передаваемые территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов России (далее Росводресурсы) на рассмотрение и согласование проекты НДС в электронном виде с соответствующими сопроводительными документами принимаются секретариатом или канцелярией Департамента Росгидромета. Секретариат или канцелярия Департамента Росгидромета в соответствующем журнале учета поступающих на рассмотрение материалов проекта НДС регистрирует представленный проект НДС и точную дату его получения. После рассмотрения материалов проекта НДС в журнале учета фиксируется принятое решение о согласовании или несогласовании проекта НДС и дата представления этого решения в территориальный орган Росводресур-сов.

5.4    Согласно [4] рассмотрение и согласование проектов НДС выполняется Департаментом Росгидромета на безвозмездной основе. Срок представления решения по согласованию проекта НДС не должен превышать 30 рабочих дней.

5.5    В случае принятия положительного решения о согласовании проекта НДС в территориальный орган Росвод ресурсов передается соответствующий лист согласования, подписанный руководителем Департамента Росгидромета.

В противном случае предоставляется мотивированный отказ о несогласовании проекта НДС.

7