Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

349.00 ₽

Купить РД 52.21.692-2007 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ устанавливает требования к составлению климатических описаний аэродромов, их содержанию и порядку подготовки. Настоящий руководящий документ также содержит изложение методики обработки и способы представления необходимой информации и предназначен для специалистов АМСГ, АМЦ, 3АМЦ, ФГУ ГАМЦ, Росгидромета, осуществляющих работу по составлению климатических описаний аэродромов.

 Скачать PDF

Зарегистрован ГУ НПО "Тайфун" за номером РД 52.21.692-2007 от 20.06.2007 года

Оглавление

1 Область применения

2 Термины, определения и сокращения

3 Общие положения

4 Технические требования, предъявляемые к авиационной климатологической информации

5 Организация работы по составлению климатического описания аэродрома и требования к исходной информации

6 Содержание климатического описания аэродрома

7 Аэродромные климатологические сводки

8 Аэродромные климатические таблицы

9 Оформление графического материала

Приложение А. Структура записи метеорологической информации в архив на электронных носителях (рекомендуемая)

Приложение В. Список аэродромных климатологических сводок, климатических таблиц и графиков для климатического описания аэродрома (рекомендуемый)

Библиография

 
Дата введения01.11.2007
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.10.2005ПринятАНО Метеоагентство Росгидромета
24.08.2006ПринятФГУ ГАМЦ
24.10.2006ПринятГУ ВНИИГМИ-МЦД
17.05.2007ПринятУГМК Росгидромета
19.06.2007УтвержденРосгидромет
РазработанГУ Гидрометцентр России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ)

РД

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ 52.21.692-

2007

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ Требования к составлению климатического описания

аэродрома

Москва

2007

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ГУ «Гидрометцентр России»

2    РАЗРАБОТЧИКИ лроф. Н.11. Шакина, Л.А. Нудельман (ГУ «Гидрометцентр России)

3    СОГЛАСОВАН с заместителем начальника У ГМК Росгидромета 17.05. 2007 г., генеральным директором АНО «Метеоагентство Росгидромета» 20.10.2005 г., начальником ФГУ ГАМЦ 24.08.2006 г., директором ГУ «ВНИИГМИ-МЦЦ» 24.10.2006 г.

4    ОДОБРЕН ЦМКП Росгидромета РЕШЕНИЕ от 2 марта 2007 г. .№ 140-699

5    УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета 19.06.2007 г.

6    ЗАРЕГИСТРИРОВАН ГУ НПО “Тайфун” за номером РД 52.21.692-2007 от 20.06.2007 г.

7    ВЗАМЕН РД 52.27.199-88 «Методические указания оо составлению климатической характеристики аэродрома»

II

РД 52.21.692 - 2007

5.5    Архив должен создаваться по всем наблюдениям, независимо от их регулярности, и постоянно пополняться. На станциях, где проводятся наблюдения только в светлое время суток, архивы создаются по существующим срокам.

5.6    Консультацию и методическое руководство по созданию архива осуществляют специалисты ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» и ГУ «Гидрометцентр России».

5.7    Авиационная климатическая информация должна включать наиболее распросграненные характеристики метеорологических величин и явлений:

-    средние значения за конкретные периоды (срок, сутки, декада, год, многолетний период);

-    экстремальные значения метеорологической величины;

-    повторяемости значений метеорологических величин или явлений.

5.8    Средние значения метеорологических величин вычисляют путем деления суммы значений соответствующих величин за определенный срок или сутки на общее число наблюдений за срок или сутки каждого месяца, или многолетнего месяца. Сутками для всех аэродромов считается период от 00 до 23 ч 59 мин ВСВ.

5.9    Экстремальные значения метеорологических величин за определенный период выбираются как максимальное и минимальное значения из наблюдений для каждого месяца по срокам или без учета срока. При выборке экстремальных значений за сутки следует учитывать наблюдения между стандартными сроками.

5.10    Повторяемость представляет собой частоту попадания метеорологических величин или явлений в ту или иную градацию. Повторяемость вычисляется в процентах от общего числа случаев за определенный период (срок, сутки, месяц, год) с точностью до 0,1 %. Значения, меньшие 0,05 %, принимаются равными 0. Если при расчетах, ведущихся с помощью специально созданных программ, не удается избавиться от нулей при отсутствии события, значения, меньшие 0,05 %, записываются с точностью до 0,01 %.

6 Содержание климатического описания аэродрома

6.1 Климатическое описание аэродрома должно включать следующие элементы: Титульный лист Введение

1    Физико-географическое описание района аэродрома

2    Общие сведения о климате района аэродрома

3    Характеристика данных и методика обработки информации

7

4    Условия погоды различной степени сложности

5    Видимость

6    Высота облаков

7    Ветер

8    Температура воздуха и атмосферное давление

9    Атмосферные явления

10    Синоптические процессы, обуславливающие сложные условия на аэродроме Выводы

Библиография.

6.2    На «Титульном листе» приводят следующие данные: наименование документа с указанием полного названия аэродрома, статус документа (регистрационный номер), наименование организации, утвердившей данный документ, год издания, утверждения или регистрации.

6.3    «Введение» должно содержать сведения о порядке использования «Климатического описания аэродрома», источниках используемых метеорологических данных. Кроме того, во «Введении» указываются исполнители-разработчики по разделам описания, рецензенты и редакторы.

6.4    В раздел «Физико-географическое описание района аэродрома» следует включать сведения о пункте наблюдений и краткое физико-географическое описание района аэродрома и его ближайшего окружения в радиусе от 30 до 50 км.

Сведения о пункте наблюдений содержат:

-    название аэродрома, его географические координаты (широта и долгота);

-    абсолютную отметку аэродрома (метеорологической площадки над уровнем моря, нуля барометра), тип и отметку репера государственного нивелирования;

-    разность между поясным (местным) и всемирным скоординированным средним (гринвичским) временем (ВСВ), между средним солнечным и поясным временем;

-    значение магнитного склонения;

-    положение, характер и состояние взлетно-посадочной или запасной полос (ВПП, ЗП), а также магнитные курсы посадки, наличие светосигнальной системы;

-    категорию аэродрома и связанные с этим условия посадки самолетов.

В краткое физико-географическое описание района аэродрома необходимо включать следующие сведения:

8

РД 52.21.692 -2007

-    краткие геоморфологические характеристики (страна, область, провинция, ландшафт, рельеф, водный бассейн и др.);

-    рельеф и орографию района аэродрома, гидрологические характеристики (реки, каналы, озера, болота и др.);

-    описание макрорельефа (равнина, предгорье, горы, холмы и прочие преобладающие в указанной зоне формы рельефа);

-    сведения о водных объектах (расстояние до каждого, характеристика, название, размер),

-    характер растительности (лесная, степная, лесостепь, болото, тундра, пустыня и др.);

-    населенные пункты, промышленные предприятия (указать расстояние до аэродрома).

В радиусе до 5 км от пункта наблюдений описывают более детально рельеф местности, водные объекты, наличие затопляемой территории, особенности растительности, подстилающей поверхности.

6.5 Раздел «Общие сведения о климате района аэродрома» содержит климатические нормы по метеорологическим величинам, которые оказывают влияние на выполнение полетов. Сведения о средних многолетних величинах выбирают из климатических справочников. Последнее издание справочников [7] осуществлено в 1971-1986 гг. Если в климатическом справочнике отсутствуют сведения по конкретной АМСГ, то в исключительных случаях используют климатические нормы и средние многолетние данные по ближайшей метеорологической станции. Как правило, использование климатических норм соседних метеорологических станций возможно только в условиях равнинной местности.

При описании климата аэродрома рекомендуется использовать следующие метеорологические величины и их характеристики:

-    средние месячные и годовые, максимальные и минимальные значения температуры воздуха;

-    средние даты наступления и окончания заморозков, продолжительности безморозного периода; число дней с оттепелями в зимний период;

-    средние месячные и годовые значения абсолютной и относительной влажности воздуха;

-    средний балл общей и нижней облачности, количество ясных и пасмурных

дней;

9

-    среднее годовое количество осадков, распределение их по месяцам; число дней с осадками;

-    преобладающее направление ветра;

-    средние даты установления и схода устойчивого снежного покрова, средняя высота снежного покрова;

-    число дней с туманами, грозами, метелью, гололедом по месяцам и за год.

Данные о нормах желательно помещать в виде таблиц; анализ климатических

условий, влияющих на работу аэродрома, следует давать в виде пояснений к таблицам.

6.6    В раздел «Характеристика данных и методика обработки информации» необходимо включить сведения о периоде и числе наблюдений, их особенностях и регулярности. Методическая часть должна включать особенности обработки наблюдений (по какому ряду рассчитывались средние суточные значения, как производилась выборка экстремальных значений, как определялась продолжительность явлений на станциях, где в ночные сроки, например, наблюдения нс ведутся и т.д.).

6.7    Каждый из разделов 4 - 8 климатического описания содержит:

-    аэродромную климатологическую сводку;

-    определенное число аэродромных климатических таблиц;

-    определенное число графиков.

Раздел 9 не содержит климатологической сводки. Формы сводок и таблиц даны соответственно в разделах 7 и 8 данного руководящего документа. Помимо этого материала, содержание разделов 4-9 может дополняться текстовой частью с анализом представленных результатов.

6.8    Если на АМСГ проведены дополнительные синоптико-климатологические исследования возникновения низкой облачности, ухудшения видимости, появления опасных явлений погоды, влияния местных физико-географических условий, то краткие результаты этих исследований необходимо отразить в разделе «Синоптические процессы, обуславливающие сложные условия на аэродроме».

Анализ условий полета в зависимости от характеристик ветра на высотах, условий турбулентности, обледенения, града рекомендуется включать в раздел при наличии соответствующих данных [8].

6.9    Раздел «Выводы» является заключительной частью климатической характеристики аэродрома. Кратко излагаются климатические особенности аэродрома на основе анализа всего вышеперечисленного материала. Даются рекомендации об условиях использования аэродрома, наиболее благоприятных или неблагоприятных периодах эксплуатации.

10

РД 52.21.692 -2007

6.10 В раздел «Библиелрафия» включаются работы, которые использовались при составлении климатической характеристики аэродрома. Список работ составляется в последовательности появления на них ссылок в тексте (фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницы).

7 Аэродромные климатологические сводки

7.1    Аэродромные климатологические сводки должны соответствовать образцам табличных форм климат©логических сводок, приведенных в Техническом регламенте ВМО [5]. В зависимости от конкретных условии наблюдений и их обработки, возможны добавления к указанным образцам. Образцы табличных форм с необходимыми пояснениями приводятся в 7.2 - 7.8.

7.2    Табличная форма образца А. Повторяемость, %, случаев наблюдения дальности видимости на ВПП/видимости (обе величины в метрах) и/или высоты нижней границы облаков (в метрах) самого низкого слоя облачности BKN или OVC нижеуказанных значений в определенные сроки наблюдений.

В заданную Техническим Регламентом ВМО [5] форму образца А добавлены колонки с дальностью видимости на ВПП (RVR) менее 150 м и с сочетанием дальности видимости на ВПП менее 800 м и/или высоты нижней границы облаков (Н.) менее 60 м. Последняя характеристика относится к аэродромам 1-й категории, нс имеющим осевых огней.

Климатологическая сводка образца А составляется по 30-минутным наблюдениям для каждого месяца и в целом за год (13 таблиц) отдельно для ВПП и ЗП.

В заголовке таблицы, помимо названия аэродрома, геофафических координат, средней высоты над уровнем моря, периода и количества наблюдений, приводится курс посадки самолета. Если, например, магнитный курс посадки - МКл 104, то в заголовке указывается ВПП 10.

Термин «и/или» означает, что в момент наблюдения могут осуществляться как оба события, так и одно из них. Случай заносится в одну или несколько колонок в соответствии с тем значением, которое характеризует более сложные условия. Так, в колонку «<550 м», «<60 м» должны заноситься все случаи, когда выполняется либо RVR <550 м, либо Н, <60 м, либо оба эти условия. Таким образом, каждый случай может заноситься в одну или несколько колонок.

Примеры:

1 Дальность видимость на ВПП (RVR) 1000 м, в тот же срок высота облаков составила 50 м. Случай заносится в колонки «RVR <550 м". Н, <60 м», а также «RVR <800 м, Н, <60 м» и «RVR <1550 м, Н, <90 м».

2 Отмечена видимость 1000 м при высоте облаков 200 м. Этот случай заносится в колонки «VIS <1500, Я, <150»; «VIS <3000. Н, <300»; «VIS <800. Н, <600».

ТАБЛИЧНАЯ ФОРМА ОБРАЗЦА А

АЭРОДРОМНАЯ КЛИМАТОЛОГИЧЕСКАЯ СВОДКА

АЭРОДРОМ: _ ВПП(ЗП)_МЕСЯЦ;     ,

ПЕРИОД НАБЛЮДЕНИЙ:_4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НАБЛЮДЕНИЙ: _,

ПОВТОРЯЕМОСТЬ, %, СЛУЧАЕВ НАБЛЮДЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ НА


ШИРОТА:__с ш.    ДОЛГОТА: в.д. ПРЕВЫШЕНИЕ НАД СУМ:_м

ВПП/ВИДИМОСТИ (обе величины в метрах) И/ИЛИ ВЫСОТЫ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ ОБЛАКОВ (в метрах) САМОГО НИЗКОГО СЛОЯ ОБЛАЧНОСТИ BKN ИЛИ OVC НИЖЕ УКАЗАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СРОКИ НАБЛЮДЕНИЙ

Время

(ВСВ),

ч, мин

RVR/H

VIS/H.

II

<50

<150

<200

<350

<550

<800

<1500

<800

<1500

<3000

<8000

-

-

-

<30

(100

фуг)

<60

(200

фуг)

<60

(200

фут)

<90

(300

фуг)

<60

(200

фуг)

<150

(500

Фут)__

<300

(1000

Фу7)

<600

(2000

фуг)

0000

0030

0100

0130

0200

0230

2200

2230

2300

2330

Итого

Замечания

Повторяемость сочетаний дальности видимости на ВПП (видимости) и высоты нижней границы облаков рассчитывается по каждому сроку наблюдений и без учета срока (строка «Итого») в процентах от количества наблюдений (колонка «Число случаев»). При регулярности наблюдений количество их за каждый срок должно представлять собой произведение числа дней в месяце и числа лет выборки. Так, при 10-летнем ряде наблюдений это произведение составит в январе 31x10=310, а в апреле

12

РД 52.21.692 - 2007

Введение

Настоящий документ разработан взамен ранее действовавших «Методических указаний по составлению климатической характеристики аэродрома» (РД 52.27.199 -88), подготовленных проф. З.М. Маховером в Гидрометцентре СССР в 1989 году [1], и дополнений к ним, разработанных проф. З.М. Маховером совместно с главным специалистом ФГУ ГАМЦ Росгидромета Е.С. Износковой в рамках темы НИР Росгидромета И.4.44 «Научно-методическое руководство работами в УГМС по прикладной климатологии» (регистр. № 01980008416).

Предлагаемая редакция документа разработана применительно к современным требованиям к подготовке исходной информации, обусловленным прогрессом вычислительной техники и внедрением автоматизированных систем наблюдений и новых требований к составлению климатического описания аэродрома.

При подготовке документа учитывался опыт составления климатических описаний, накопленный не только в указанных организациях, но также в отдельных АМСГ Росгидромета, что позволило включить в документ дополнительные материалы, полезные для практики обеспечения авиации. В документ включены также рекомендации по созданию архива наблюдений на электронных носителях.

Внедрение настоящего руководящего документа, а также современной технологии создания и обработки архивов позволит иметь на аэродромах своевременно обновляющиеся климатические описания.

Авторы выражают благодарность Е.С. Износковой (ФГУ ГАМЦ Росгидромета) и Т.М. Безруковой (АНО «Метеоагентство Росгидромета») за помощь, оказанную в создании настоящего документа.

III

РД 52.21.692 - 2007

Содержание

1    Область применения......................................................................... 1

2    Термины, определения и сокращения.................................................... 1

3    Общие положения............................................................................ 3

4    Технические требования, предъявляемые к авиационной климатологической

информации.................................................................................... 4

5    Организация работы по составлению климатического описания аэродрома и

требования к исходной информации...................................................... 6

6    Содержание климатического описания аэродрома.................................... 7

7    Аэродромные климатологические сводки............................................... 11

8    Аэродромные климатические таблицы................................................... 19

9    Оформление графического материала................................................... 27

Приложение А Структура записи метеорологической информации в архив

на электронных носителях (рекомендуемая)    30

Приложение В Список аэродромных климатологических сводок, климатических таблиц и графиков для климатического описания аэродрома (рекомендуемый) 31 Библиография....................................................................................... 34

IV

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ТРЕБОВАНИЯ

К СОСТАВЛЕНИЮ КЛИМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ АЭРОДРОМА

Дата введения 2007 -11 -01

1    Область применения

Настоящий руководящий документ устанавливает требования к составлению климатических описаний аэродромов, их содержанию и порядку подготовки. Настоящий руководящий документ также содержит изложение методики обработки и способы представления необходимой информации и предназначен для специалистов АМСГ, АМЦ, ЗАМЦ, ФГУ ГАМЦ, Росгидромета, осуществляющих работу по составлению климатических описаний аэродромов.

2    Термины, определения н сокращения

В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    аэродромная климатическая таблица:    Таблица,    содержащая

статистические данные о результатах наблюдений за одним или несколькими метеорологическими величинами на аэродроме; количество и содержание аэродромных климатических таблиц определяется конкретными запросами пользователя и спецификой работы аэродрома.

2.2    аэродромная климатологическая сводка: Краткое изложение (в табличной форме) результатов наблюдений за определенными метеорологическими величинами на аэродроме, основанное на статистических данных; количество и содержание авиационных климатологических сводок определяется критериями, установленными Всемирной Метеорологической организацией (ВМО).

2.3    видимость (VIS) (для авиационных целей): Наибольшая из следующих величин:

а) наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне;

1

б) наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 100 кд на неосвещенном фоне.

Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным коэффициентом поглощения, причем величина, определяемая в перечислении б) зависит от освещенности фона, а - в а) характеризуется метеорологической оптической дальностью видимости (MOR - Meteorological optical range).

2.4    давление (QFE): Атмосферное давление на уровне аэродрома в гектопаскалях (гПа).

2.5    дальность видимости на ВПП (RVR - Runway visual range): Расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные огни на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.

2.6    климатическое описание аэродрома: Справочное пособие с основными климатическими данными, необходимыми метеорологам и другим авиационным специалистам в их практической деятельности.

2.7    минимум для авиационных работ: Минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение авиационных работ с применением установленных для них правил.

2.8    опасные для авиации явления погоды: Особые явления погоды, достигающие или превышающие установленные критерии интенсивности для безопасного производства полетов, указанные в инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, могущие создать угрозу безопасности полетов и/или нанести материальный ущерб авиационной технике.

2.9    сложные метеорологические условия: Метеорологические условия, при которых значения видимости составляют 2000 м и менее, и/или высота нижней границы облаков - 200 м и ниже при общем количестве облаков более двух октантов.

2.10    В настоящем руководящем документе применены следующие сокращения:

АМИС - автоматизированная метеорологическая измерительная система.

АМСГ - авиационно-метеорологическая станция (гражданская).

АМЦ - авиационный метеорологический центр.

ВМО (WMO) - Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization).

ВНГО - высота нижней границы облаков.

ВПП - взлетно-посадочная полоса.

ВСВ (UTC) - всемирное скоординированное время (Universal time coordinated).

2

РД 52.21.692-2007

ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» - Государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации — Мировой центр данных».

ЗАМЦ - зональный авиационный метеорологический центр.

ЗП - запасная полоса.

ИКАО (ICAO) - Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization).

ОВИ - огни высокой интенсивности.

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина.

СУМ - средний уровень моря.

ФГУ ГАМЦ - Федеральное государственное учреждение «Главный авиационный метеорологический центр».

BKN - значительная облачность с просветами (Broken).

OVC - сплошная облачность (Overcast).

3 Общие положения

3.1    Климатическое описание аэродрома является обязательным документом для организаций, ответственных за планирование полетов и обеспечивающих их безопасность [2]. Климатическое описание используется в работе специалистов по метеорологическому обеспечению авиации, а также по эксплуатации аэродромов и воздушных судов.

При составлении климатического описания аэродрома должны использоваться данные, опубликованные в климатических справочниках, и результаты наблюдений за фактическим состоянием погоды на АМСГ, обобщенные за период не менее 5 лет. Используемые данные должны соответствовать требованиям к точности метеорологических измерений и проверены на достоверность методами первичного критического контроля [3].

3.2    Сведения из климатического описания следует включать в инструкцию по производству полетов на аэродроме.

Порядок использования и расиространения опубликованных климатических описаний или отдельных климатологических сводок определяется также по соглашению между метеорологическим органом и авиационными потребителями [4].

3.3    Для подготовки аэродромных климатических таблиц и климатологических сводок результаты метеорологических наблюдений следует собирать и хранить в

3

РД 52.21.692-2007

форме, удобной для обработки информации с помощью электронно-вычислительных машин.

Данные для новых аэродромов и дополнительных ВПП на существующих аэродромах следует начинать собирать как можно раньше до ввода их в эксплуатацию.

3.4    Авиационная климатологическая информация должна основываться на наблюдениях, проводимых в течение, но крайней мерс, пяти лет подряд, причем этот период следует указывать.

3.5    Содержание аэродромных климатических таблиц и климатологических сводок должно соответствовать требованиям, изложенным в настоящем руководящем документе согласно рекомендациям ВМО [5].

Для более полного учета специфических метеорологических условий аэродрома разрешается включать дополнительные климатические таблицы по результатам наблюдений за метеорологическими величинами.

Данные метеорологических наблюдений, которые используются при подготовке авиационной климатологической информации, должны храниться в соответствии с установленными в Росгидромете требованиями и порядком.

4 Технические требования, предъявляемые к авиационной климатологической информации

4.1    В аэродромные климатические таблицы и климатологические сводки следует включать информацию о местоположении, высоте и установке датчиков, с помощью которых осуществляются наблюдения.

4.2    В аэродромные климатические таблицы и климатологические сводки следует включать информацию об общем количестве и сроках наблюдений, на которых они основаны.

4.3    Аэродромные климатические таблицы следует подготавливать в форме, пригодной для удовлетворения конкретных запросов авиационного пользователя. В тех случаях, когда это целесообразно, при компоновке климатических таблиц можно следовать образцам климатологических сводок [5,6].

В аэродромной климатической таблице следует, по мере необходимости, указывать:

а) средние значения метеорологических величин, (например, температуры воздуха) и их отклонения, в том числе максимальные и минимальные значения;

4

РД 52.21.692 -2007

б)    частоту возникновения явлений текущей погоды, влияющих на выполнение полетов в районе аэродрома (например, метелей);

в)    частоту возникновения одного параметра или сочетания двух и более параметров с определенными значениями (например, сочетание ограниченной видимости и низкой облачности).

В аэродромные климатические таблицы следует включать информацию, необходимую для подготовки аэродромных климатологических сводок.

4.4    Аэродромные климатологические сводки должны включать:

а)    повторяемость значений дальности видимости на ВПП/видимости и/или относительной высоты основания наиболее низкого слоя разорванной облачности (BKN) или сплошной облачности (OVC) ниже установленных величин в определенные промежутки времени;

б)    повторяемость значений видимости ниже установленных значений в определенные моменты времени;

в)    повторяемость значений относительной высоты основания наиболее низкого слоя разорванной облачности (BKN) или протяженности сплошной облачности (OVC) ниже установленных величин в определенные промежугки времени;

г)    повторяемость одновременных значений направления и скорости ветра в пределах установленных диапазонов;

д)    повторяемость значений приземной температуры воздуха в установленных диапазонах в определенные моменты времени;

е)    средние значения и отклонения от них, включая максимальные и минимальные значения метеорологических величин, необходимые для целей эксплуатационного планирования, включая расчеты взлетных характеристик.

Образцы климатологических сводок, указанные в перечисленных а) - е) 4.4, приведены в разделе 7 настоящего руководящего документа в согласии с Техническим регламентом ВМО [5].

4.5    К климатическому описанию аэродрома как к справочному пособию предъявляются следующие основные требования: полнота, достоверность (надежность) и наглядность представленного материала.

4.6    Наибольшую полноту характеристик можно получить при использовании 30-минутных или ежечасных метеорологических наблюдений за период не менее 10 лет. При отсутствии этих данных сведения приводятся за 8 сроков (через 3 ч) или по тем срокам, по которым ведутся регулярные наблюдения.

5

5 Организация работы по составлению климатического описания аэродрома и требования к исходной информации

5.1    Климатическое описание аэродрома должно составляться и обновляться для каждого (основного и запасного) аэродрома нс реже 1 раза в 5 лет. При переносе пункта наблюдений следует составлять новое климатическое описание.

Климатическое описание должно уточняться, если в ближайшем окружении аэродрома (пункта наблюдений) произошли изменения, которые могут отразиться на однородности ряда наблюдений, а также при использовании другого типа измерительного прибора.

При отсутствии изменений местоположения пункта наблюдений (АМСГ) климатическое описание уточняют путем пересчета данных, помешенных в аэродромные климатические таблицы и климатологические сводки, за более длительный период, добавляя данные наблюдений за годы после первоначального составления климатического описания.

5.2    На аэродромах, оборудованных современными автоматическими метеорологическими измерительными системами - АМИС (КРАМС-2, КРАМС-4 и т.д.), должно быть предусмотрено создание архива в электронной форме с четко организованной структурой записей и перекодировкой явлений текущей погоды по коду КН-01 (см. приложение А). Архив должен постоянно пополняться и храниться на аэродроме в форме, удобной для проверки правильности его создания, для проверки расчетов, произведенных по данному архиву, а также получения дополнительных выборок по запросам потребителей и пересчета информации по новым критериям ИКАО и ВМО.

5.3    Первое климатическое описание аэродрома, основанное на этом материале, должно быть получено не менее, чем за 5-летний период. В дальнейшем архив следует увеличивать путем незамедлительного добавления новых данных.

5.4    На аэродромах, нс имеющих АМИС, создание таких архивов необходимо производить вручную, перенося данные дневников на технический носитель. В приложении А приводится структура такого архива, используемая в ГУ «Гидрометцентр России» для составления климатических описаний аэродромов. Она может служить основой для создания архива на местах и дополняться другими сведениями (например, данными, поступающими с борта самолета, и типами синоптических процессов).

6