Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

98 страниц

538.00 ₽

Купить РД 52.21.680-2006 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство содержит методику определения дальности видимости на ВПП, которая используется при разработке и применении соответствующих таблиц и инструментальных средств, в том числе АМИС, а также для корректировки их программного обеспечения при установке на аэродромах гражданской авиации новых светосигнальных систем. Требования настоящего Руководства и таблицы, представленные в приложениях, являются обязательными при метеорологическом обеспечении взлета и посадки воздушных судов для специалистов авиационных метеорологических центров, авиационных метеорологических станций гражданских, а также рекомендуемыми при обучении авиационного и метеорологического персонала.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Сокращения

4 Дальность видимости на ВПП

     4.1 Общие положения

     4.2 Формулы для вычисления дальности видимости огней

     4.3 Метеорологическая оптическая дальность

     4.4 Визуальный порог освещенности

     4.5 Сила света огней ВПП

     4.6 Расчет таблиц определения дальности видимости на ВПП

     4.7 Точность определения дальности видимости на ВПП

     4.8 Визуальные наблюдения за дальностью видимости на ВПП

5 Метеорологическая оптическая дальность и ее определение

     5.1 Основное уравнение для определения МОR

     5.2 Измерение коэффициента пропускания

     5.3 Измерение показателя ослабления

     5.4 Требования к точности определения МOR и размещению датчиков

6 Визуальные наблюдения за видимостью

     6.1 Общие положения

     6.2 Дневные ориентиры видимости

     6.3 Ночные ориентиры видимости

     6.4 Схемы ориентиров видимости

     6.5 Проведение визуальных наблюдений за видимостью

     6.6 Соответствие визуальных наблюдений и инструментальных измерений видимости

Приложение А (обязательное). Таблицы определения дальности видимости на ВПП (RVR) на аэродромах (ВПП), оборудованных светосигнальными системами ОВИ и инструментальными средствами измерения МOR при отсутствии на аэродроме измерителей яркости фона

Приложение Б (обязательное). Таблицы определения дальности видимости на ВПП (RVR) на аэродромах (ВПП), оборудованных светосигнальными системами ОВИ и инструментальными средствами измерения МOR при наличии на аэродроме измерителей яркости фона

Приложение В (обязательное). Таблицы определения дальности видимости на ВПП на аэродромах (ВПП), оборудованных светосигнальными системами ОМИ производства ООО " Аэросвет" (Россия) или поставляемые фирмой TRANSCOM (Чехия) и инструментальными средствами измерения метеорологической оптической дальности (МOR)

Приложение Г (обязательное). Таблицы перевода дальности видимости щитов-ориентиров и световых ориентиров (эл.лампа 60 Вт) в дальность видимости на ВПП (RVR) на аэродромах (ВПП), оборудованных светосигнальными системами ОВИ

Приложение Д (обязательное). Таблицы перевода дальности видимости щитов-ориентиров и световых ориентиров (эл.лампа 60 Вт) в дальность видимости на ВПП (RVR) на аэродромах (ВПП), оборудованных светосигнальными системами ОМИ производства ООО "Аэросвет" (Россия) или поставляемые фирмой TRANSCON (Чехия)

Приложение Е (обязательное). Таблица перевода метеорологической оптической дальности (МOR), в дальность видимости светового ориентира (эл.лампа 60 Вт) ночью

Приложение Ж (обязательное). Таблицы перевода коэффициента пропускания т в метеорологическую оптическую дальность для различных измерительных баз

Приложение И (обязательное). Таблица перевода значений метеорологической оптической дальности (МOR) и дальности видимости светового ориентира (эл.лампа 60 Вт) в дальность видимости на ВПП, оборудованной светосигнальной системой ОМИ типа М-2 ночью

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.06.2006УтвержденРосгидромет10-30-52/146
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Ру ко воля щи н документ

Руководство

по определению дальности видимости на ВПП (RVR)

1 Область применения

Настоящее Руководство содержит методику определения дальности видимости на ВПП, которая используется при разработке и применении соответствующих таблиц и инструментальных средств, в том числе АМИС. а также для корректировки их программного обеспечения при установке на аэродромах гражданской авиации новых светосигнальных систем.

Требования настоящего Руководства и таблицы, представленные в приложениях, являются обязательными при метеорологическом обеспечении взлета и посадки воздушных судов для специалистов авиационных метеорологических центров, авиационных метеорологических станций гражданских, а также рекомендуемыми при обучении авиационного и метеорологического персонала.

1

2 Термины и определения

2.1    аэродром: Определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов.

2.2    видимость: Видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:

а)    наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли при наблюдении на светлом фоне;

б)    наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кд на неосвещенном фоне

Примечания

1    Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным показателем ослабления, причем второе расстояние (б) зависит от освещенности фона, а первое расстояние (а) .характеризуется метеорологической дальностью видимости (MOR).

2    Термин метеорологическая дальность видимости МДВ и его определение приводятся из руководящих документов ИКАО| 1,2).

В отечественной практике второе расстояние (б) характеризуется видимостью групповых огней силой света 100 кд ,что соответствует наименьшей силе света групповых огней ВПП светосигнальных систем ОМИ и одиночного светового ориентира (эл лампа 60 Вт).

2.3    визуальный порог освещенности: Наименьшая освещенность, при которой можно видеть небольшой точечный источник света (люкс. лк).

2.4    дальность видимости: Максимальное расстояние обычно по горизонтали, на котором становится видимым источник света или объект при определенных значениях яркости фона (метр, м или километр, км). На практике дальность видимости отождествляется с видимостью.

2.5    дальность видимости на ВПП (RVR): Расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, которые ограничивают ВПП или обозначают ее осевую линию (метры, м).

2.6    закон Алларда: Уравнение, связывающее освещенность Е, создаваемую точечным источником света с интенсивностью / в атмосфере с прозрачностью т или ослаблением о на плоскости, перпендикулярной линии зрения и расположенной на расстоянии S от источника света.

Примечание - Применяется для вычисления дальности видимости огней.

2.7    закон Кошмидера: Соотношение между видимым яркостным контрастом Сх объекта, визуально наблюдаемого на расстоянии на фоне горизонта, и его собственным яркостным контрастом Со, т.е. яркостным контрастом, который будет иметь данный объект на фоне горизонта при наблюдении с очень близкого расстояния.

Примечание - Применяется к определению дальности видимости объектов днем.

2

РД 52.21.680-2006

(/б ~ 10 ООО кд) м осевых (/« = 5000 кд) огнен ВПП для трех значении пороговой освещенности, указанных в таблице 2.

1- Е,= 10 41 лк:

2 - Ер = 5-10 ' лк;

3-Е,- 10 * лк.

Рисунок 4 Зависимость вычисленных значений дальности видимости огнен от MOR при силе света боковых огней 10 000 кд. осевых 5000 кд и сту пенчатых значениях пороговой освещенности

Анализ рисунка 4 и таблиц, по которым построен график, показывают, что погрешность вычисления дальности видимости огнен ВПП аэродромных светосигнальных систем типа ОВИ, при редких ступенчатых значениях порога освещенности, указанных в таблицах I и 2, может достигать 30%.

4.4.7 Для повышения точности определения дальности видимости на ВПП при наличии яркомера следует использовать текущие значения порога освещенности, вычисленные по измеренным значениям яркости фона с использованием формулы (6). или ступенчатые учащенные значения пороговой освещенности, приведенные на рисунке 5 для светосигнальных систем ОВИ.

При наличии на аэродроме АМИС переход с одного порога освещенности на другой должен осуществляться автоматически по результатам текущих измерений датчика яркости фона с использованием градаций, соответствующих в целях повышения безопасности полетов наибольшему в данном диапазоне значению пороговой освещенности.

По указанным в таблице 3 учащенным ступенчатым значениям порога освещенности, рассчитаны таблицы определения дальности видимости на ВПП (Приложения Б и В)

II

Таблица 3 - Ступени порога освещенности <£я) „ соответствующие нм диапазоны яркоеш фона

I Iopor освещенности, лк

Яркость фона, кд/м ‘

Порог освещенности, лк

Яркость фона, кд/м ‘

для светосигнальных систем ОВИ

для светосигнальнь

IX систем ОМИ

КГ*1

До 9 включ.

КГ*1

До 9 включ

кг5-8

от 10 до24

Ю~50

от 10 до 578

кг5-5

от 25 до 49

КГ4-3

от 579 до 971

кг5-3

от 50 до 72

\0~*°

от 972 до 2117

кг5-0

от 73 до 157

кг4-8

от 158 до255

кг4-5

от 256 до 578

кг4*3

от 579 до 971

кг40

от 972 до2117

кг3-5

от2118до7753

кг3-3

7754-12 996

кг30

12 997-28 393

_L_

100


10


I о ООО кд/м2


1000


Яркость фона (L>


Рисунок $ Ступени порога освещенности, достаточные светосигнальных систем с требуемо»! точностью


Д-1Я вычисления дальности видимости огнен


4.4.8 Следует учитывать, что полученные даже в результате измерений яркости фона значения порога освещенности не всегда являются репрезентативными и требуют уточнении. Так. например:    _6(

•    значения порога освещенности, меньшие    принимаются    равными    Ер    =    10    для

качественного учета отрицательного влияния освещенности кабины пилота:

•    не учитывается влияние лобового стекла;

•    принятый для ночных условий порог освещенности не учитывает по мере уплотнения тумана увеличение яркости фона на ВПП за счет дополшгтельного рассеяния света, излучаемого светосигнальной системой.

РД 52.21.680-2006

Международный опыт показал, что ночью при включении 100 % яркости огней ВПП в условиях III категории (RVR 200 м и менее) использование Ер 10 ' люкс будет более репрезентативным, чем рекомендованные Ер-10 <0 люкс. В отечественной практике (6) для снижения слепящего эффекта, в условиях видимости менее 1 км ночью, на аэродромах, оборудованных светосигнальными системами ОВИ. используется 30 % яркость огней, что исключает необходимость использования сниженного порога освещенности.

4.4.9    При разработке измерителя яркости фона следует учитывать, что диапазон измерений яркости фона, согласно таблице 3, должен быть не менее диапазона от 10 до 30 000 кд/м“‘, а предел допускаемой погрешности измерения не должен превышать ±20%.

4.4.10    В международной практике измерение яркости фона производится через непосредственное измерение фоновой освещенности в северной части небосвода, прилегающего к горизонту (в пределах 10°) при отсутствии влияния прямых солнечных лучей и огней ВИИ. Измерение освещенности в одной точке является достаточным для определения видимости на ВПП для аэродрома в целом.

4.5 Сила света огней ВПП

4.5.1    На аэродромах гражданской авиации России используются различные светосигнальные системы, которые подразделяются на системы огней высокой интенсивности (ОВИ) и системы огней малой интенсивности (ОМИ).

Аэродромные светосигнальные системы состоят из огней приближения и световых горизонтов, огней ВПП (боковые и осевые огни, огни знака приземления, входные огни, огни концевой полосы торможения ограничительные огни), огни РД и огни аэродромных знаков. Требования к составу, размещению, установке и техническим характеристикам светосигнального оборудования аэродромов изложены в разделе 5 НГЭА-92 [4] и Приложении 14 ИКАО [5|.

Для определения дальности видимости на ВГ1Г1 используются только боковые и осевые огни ВПП.

4.5.2    Боковые и осевые огни ВПП характеризуются силой света (интенсивностью), соответствующей центральной части луча, которая указывается в технической документации (номинальная сила света) При определении дальности видимости на ВПП не следует использовать номинальную силу света боковых и осевых огней ВИН, так как она относится к новому типовому огню

В соответствии с рекомендациями группы экспертов по визуальным средствам ИКАО на пятом совещании (1970 г) было принято решение, что при оценке дальности видимости на ВПП, учитывая старение и загрязнение огней в процессе эксплуатации, силу света боковых огней необходимо уменьшить на 20 %, а осевых - на 50 %.

Следует также учитывать, что сила света прожекторных (линзовых) огней ВПП в пределах светового пучка уменьшается при отклонении от центральной его части. По публикациям ИКАО /// направленная на пилота ВС, находящегося на осевой линии ВПП. сила света бокового огня ВИИ высокой интенсивности уменьшается от значения 15000 кд в центре луча до 5000 кд по его краям Сила света осевого огня ВИН меняется аналогичным образом, хотя и в меньших пределах.

4.5.3 В качестве боковых и осевых огней ВПГ1 аэродромных светосигнальных систем используются огни, световые пучки которых направлены под определенными углами в

13

РД 52.21.680-2006

горизонтальной и вертикальной плоскостях В частности для огнен ОВИ эти углы могут соответствовать:

а)    для боковых огней ВПП - 3,5° при ширине ВПП 45м и 4,5° при ширине ВПП 60м в горизонтальной плоскости; - 3,5° в вертикальной плоскости ;

б)    для осевых огней ВНП - 4,5° при расстоянии между огнями 7,5 и 15м и 3,5° при расстоянии 30 и 60 м в вертикальной плоскости

При такой направленности боковых огней ВПП наибольшая сила света огня воспринимается пилотом воздушного судна, находящимся на осевой линии ВПП (для принятой при оценке RVR высоте глаз нилота 5м), на расстоянии около 400 м (рисунки 6-10). Отклонение от этого расстояния (удаление или приближение) приводит к значительному уменьшению воспринимаемой пилотом силы света

4.5.4 Как указано в публикации ИКАО ///, изменения силы света боковых и осевых огней ВНП оказывает относительно незначительное влияние на величину дальности видимости на ВПП Изменение силы света огня на один порядок приводит к уменьшению дальности видимости огня и. следовательно. RVR на 44 %.

На рисунке 11 представлена зависимость изменения дальности видимости боковых огней ВПП светосигнальных систем ОВИ от изменения их интенсивности при одних и тех же значениях визуального порога освещенности, из которого следует:

•    изменение силы света на 20 % (с 10 000 кд до 12 000 кд) приводит соответственно к изменению дальности видимости огней ВПП в пределах 5 %.

•    изменение силы света на 70 % (с 10 000 до 3000 кд) приводит к изменению дальности видимости огней BIII1 в пределах 25 %.

МшеНСИННОС 11. ОГНСЙ (КШЫС1)

11оложенне ши пшота и луче при заявленных высотах уровня глаз над осевой линией HI III и при различных удалениях

Рисунок 6 Диаграмма иэокандсл для бокового огня ВПП (при максимальном режиме интенсивности) при различных удалениях и высоте уровня глаз пилота над осевой линией ВПП

РД 52.21.680-2006

Положение r.un ПИ.Юта D луче при нахождении «о на осевой линии на высоте 5 ч и на удалении 100 ч

Положение i.ia i пилою в лу че при нахождении ею на высоте 10 ч со счетценисч 5 ч от осевой линии и на спадении 100 ч

Угол Гчтмчичо луча (в градусах)относительно направления ВПП

Рисунок 7 Диаграмма иэокандсл для осевого огня ВПП ( при максимальном режиме интенсивности с продольным интервалом между огнями 30 м) с указанием положения глаз пилота в луче при различных высотах у ровня глаз и различном удалении от последнего видимого огня

Дальноель или RVR. м


11 сложение глаз пилота в луче при нахождении ею в Петре ВПП на высоте 10 ч и на удалении 100 м

Рисунок X Сила света боковых огней ВПП. воспринимаемая пилотом воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП на высоте 5 и 10 м. при максимальном режиме интенсивности огней ВПП

15

РД 52.21.680-2006

Интенсивность, кд

Высота уровня г дат

Дальность юн RVR. м

Рисунок 9 Сила света ссвых огней ВПП. воспринимаемая пилотом воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП на высоте 5и 10 м. при максимальном режиме интенсивности огней ВПП

4.5.5    Исходя из относительно незначительного влияния изменения силы света огней на дальность видимости на ВПП. ранее допускалось использование средней силы света огней при вычислении RVR

Однако, учитывая существенные различия восприятия силы света в пределах светового луча в зависимости от расстояния до последнего видимого огня (RVR), группа экспертов по визуальным средствам ИКАО на одиннадцатом совещании (1987г.) пришла к заключению о необходимости использования направленной силы света огней ВПП при определении RVR с целью повышения ее точности.

4.5.6    Таблицы определения RVR можно рассчитать с использованием, как реальных значений направленной на пилота силы света огней ВПП, так и осредненной в определенном интервале.

Оптимальной ступенью осреднения направленной силы света огней ВПП, принятой при расчете прилагаемых к Руководству таблиц для систем ОВИ, можно считать 2000 кд.

4.5.7    Расчет направленной силы света огней ВГIII следует производить с учетом

•    углов сходимости к осевой линии ВПП (для боковых огней) и углов возвышения огней;

•    высоты глаз пилота над ВПП. принятой равной 5 м;

•    ширины ВПП (для боковых огней).

Для расчета направленной силы света боковых огней ВПП следует использовать диаграммы изоканлел или построить их по светотехническим характеристикам этих огней в горизонтальной и вертикальной плоскостях Для осевых огней ВПП достаточно использовать распределение силы света только в вертикальной плоскости

4.5.8    На рисунках 6 и 7 в качестве примера представлены диаграммы нзокандел для боковых и осевых огней ВПП аэродромных светосигнальных систем ОВИ, отвечающих требованиям Приложения 14 ИКАО (5), на которых указано геометрическое местоположение глаз пилота на различном удалении от последнего видимого огня (RVR).

На рисунках 8 и 9 дается графическое изображение изменения воспринимаемой

РД 52.21.680- 2006

2.8    измеритель рассеяния: Прибор для оценки показателя ослабления интенсивности света путем измерения светового потока, рассеянного за пределы луча света находящимися в атмосфере частицами.

2.9    коэффициент пропускания (пропускаемость, прозрачность):    Часть

светового потока, которая сохраняется в луче после прохождения оптической траектории в атмосфере на единицу расстояния (безразмерная величина).

П р и м с ч а н и с - Коэффициент пропускания г используется при определении степени ослабления светового потока на определенной траектории конкретной длины, называемой измерительной базой трансмнссометра (фотометра) В этом случае полученная величина умножается на 100 и выражается в процентах (%).

2.10    метеорологическая дальность видимости МДВ:    В    дневное    время

определяется как наибольшее расстояние, на котором черный объект, имеющий подходящие размеры и находящийся у поверхности земли, можно увидеть и распознать при наблюдении на фоне рассеивающей среды: тумана, неба и т.д. Следует отметить, что необходимо использовать критерии распознавания объекта, а не просто его видения

Метеорологическая дальность видимости в ночное время определяется как:

а)    наибольшее расстояние, на котором можно видеть и распознать черный объект необходимых размеров, повысив общую освещенность до уровня дневной освещенности, или

б)    наибольшее расстояние, на котором можно увидеть и распознать источники света умеренной силы

Примечание- Термин метеорологическая дальность видимости МДВ и его определение приводятся по публикации ВМО|3).

2.11    метеорологическая дальность видимости (метеорологическая оптическая дальность) MOR Длина пути в атмосфере, создающая ослабление светового потока от лампы накаливания при дневной температуре 2700 К до 0,05 его первоначального значения, при этом световой поток оценивается по функции фотометрической яркости, которая определена Международной светотехнической комиссией (метр, м или километр, км).

Примечания:

1    Отношение между метеорологической дальностью видимости (метеорологической оптической дальностью) и показателем ослабления (при пороге контрастной чувствительности глаза е = 0,05) с использованием закона Кошмндера выражается в виде MOR = -In (0.05)/о = 3/о. При определенных условиях MOR соответствует видимости,

2    При допущении, что расчет величин, относящихся к световому потоке, основан на использовании в качестве эталона лампы накаливания при световой температу ре 2700 К. определение MOR можно сформулировать как длина пути в атмосфере, создающая ослабление светового потока в коллимационном пучке до 0.05 его первоначатьного значения

3    Термин метеорологическая Оалыикть видимости (метеорологическая оптическая датьность) (MOR) и его определение приводятся по публикации ИКАО///. Этому термину соответствует термин метеорологическая оптическая датьность (MOR). приведенный в пу бликации ВМО/З/.

2.12    минимум аэродрома для взлета: Минимально допустимые значения дальности видимости на BIII1 (видимости) или при необходимости высоты нижней границы облаков и видимости, позволяющих безопасно производить взлет на воздушном судне данной категории (метр, м).

2.13    минимум аэродрома для посадки: Минимально допустимые значения высоты принятия решения и видимости на BI1I1 или видимости, позволяющие безопасно производить посадку на воздушном судне данной категории (метр, м).

2.14    освещенность Е: Отношение светового потока к площади освещаемой поверхности (люкс или люмен на квадратный метр, лм-м *).

3

РД 52.21.680-2006

2.15 показатель ослабления О'. Пропорциональная величина ослабления светового потока в коллимированном пучке от лампы накаливания при цветовой температуре 2700 К при прохождении его в атмосфере на единицу расстояния (на один метр, м ').

Примечание - Данный показатель является мерой ослабления светового потока, вызванного рассеянием и поглощением света.

2.16    порог контрастной чувствительности глаза £: Минимальное значение различимого глазом яркостного контраста, т. е значение, при котором объект можно отличить от его фона (безразмерная величина).

Примечание - Порог контрастной чувствительности глаза меняется в зависимости от зрения человека Для удовлетворения требований авиации Международным соглашением (ИКАО ВМО. 1973 г.) при определении метеорологической оптической дальности (MOR) принят порог контрастной ч_\ вствитс л ьностн глаза 0.05.

2.17 порог освещенности Ер: Наименьшая освещенность на зрачке глаза наблюдателя, которая позволяет обнаружить точечные источники света на фоне с данной яркостью (люкс. лк).

2.18    световой поток F: Величина, получаемая на основе потока излучения путем оценки этого излучения в соответствии с его воздействием на стандартного фотометрического наблюдателя, который определен Международной светотехнической комиссией (IEC) (люмен, лм).

Примечание - Поток излучения характеризует силу пучка света, а световой поток характеризует уровень чувствительности глаза к этому пучку света.

2.19    сила света (интенсивность света) /; Световой поток, приходящийся на единицу телесного угла (кандсла, кд).

2.20    трансмиссометр (фотометр): Прибор, который осуществляет непосредственные измерения коэффициента пропускания (прозрачности) атмосферы между двумя точками в пространстве, т. е. вдоль определенной длины траектории или базисной линии.

2.21    яркость (фотометрическая яркость) L: Сила света, приходящаяся на единицу площади освещаемой поверхности в заданном направлении (кандсла на квадратный метр, кд м‘).

4

3 Сокращения

АМИС ВМО (WMO) ВГ1Г1 ВС

ИКАО (ICAO) МДВ

Автоматизированная метеорологическая измерительная система Всемирная метеорологическая организация Взлетно-посадочная полоса Воздушное судно

Международная организация гражданской авиации Метеорологическая дальность видимости

ови

ОМИ

Росгидромет

Огни высокой интенсивности Огни малой интенсивности

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

УГМК

ЭВМ

МОЯ

Управление по гидрометеорологии и кадрам Электронно-вычислительная машина

(Meteorological Optical Range (метеорологическая оптическая дальность)

RVR

Runway Visual Range (дальность видимости на ВПГ1)

5

4 Дальность видимости на ВПП 4.1 Общие положения

Как следует из определения термина «дальность видимости на ВПП (RVR)», оценка дальности видимости на взлетно-посадочной полосе производится по дальности видимости маркировки покрытия ВПП, и дальности видимости огней ВПП аэродромной светосигнальной системы, т е боковых огней, ограничивающих ВПП. и осевых огней ВПП При этом в тех случаях, когда дальность видимости огней аэродромной светосигнальной системы меньше видимости маркировки ВПП за дальность видимости на ВПП принимается дальность видимости маркировки ВПП.

Дальность видимости маркировки ВПП, которую должен видеть пилот при взлете и посадке, так же как и дальность видимости огней аэродромной светосигнальной системы, наблюдателю (средству измерения), находящемуся не на ВПП. определить невозможно, поэтому информацию о дальности видимости на ВПП следует рассматривать как максимально приближенную к реальному значению

Определение дальности видимости на ВПП осуществляется по результатам измерений, полученным либо инструментальным методом, либо визуальным способом с помощью наблюдателя.

Дальность видимости маркировки покрытия ВПП при использовании инструментальных средств в светлое время суток соответствует измеренной прибором метеорологической оптической дальности (MOR). В темное время значения MOR характеризуют дальность видимость маркировки ВПП при условии повышения освещенности до уровня дневной

Дальность видимости маркировки покрытия ВПП при использовании визуального метода измерения видимости с допустимой степенью корреляции соответствует видимости, определенной по щитам-ориентирам.

Методы и средства измерения метеорологической оптической дальности описаны в разделе 5, методы и средства визуальных наблюдений видимости - в разделе 6.

Дальность видимости огней ВПП аэродромных светосигнальных систем определяется описанным ниже расчетным методом с использованием результатов инструментальных или визуальных измерений.

4.2 Формулы для вычисления дальности видимости огней

4.2.1 Дальность видимости огней аэродромной светосигнальной системы S вычисляется но соотношению, вытекающему из закона Алларда

ЕР~ — e~G'S, где    (I)

.V2

Ер - пороговая освещенность на зрачке глаз наблюдателя при зрительном восприятии точечных источников света (огней) силой света /:

S - дальность видимости огня; е - основание натуральных логарифмов; о - показатель ослабления, по которому определяется MOR Показатель    ослабления

измеряется непосредственно приборами (раздел 5.1).

РД 52.21.680-2006

Для вычисления дальности видимости огней аэродромных светосигнальных систем соотношение (1) преобразовывается с учетом известной зависимости, вытекающей из закона

Кошмидера (MOR = —). а именно: о

/    .Л.    /    .Л.

Ея = 4-. * мои ИЛИ S2 = — е MOR.    (2)

' S2    Е,    У


4.2.2 Используя соотношение (2), дальность видимости огнен аэродромных светосигнальных систем рассчитывается методом итерации после следующих преобразовании:

2 ig.v+ ig/;p- i8/=-    О)

2185 = !8/-|8£р--^--18<г.    (4)


Обозначив 2 lg S = A, Ig / - Ig A’p = H\,


MOR

3

MOR


•lge =


получим


A = B\~ Hi'S.


(5)


4.2.3 Ilo соотношению (2), преобразованному в (5). произведено вычисление дальности видимости огней аэродромных светосигнальных систем, которые вошли в таблицы определения (оценки) дальности видимости на ВПП

Из соотношения (2) следует, что для расчета дальности видимости огней аэродромных светосигнальных систем необходимы следующие величины:

а)    метеорологическая оптическая дальность (MOR);

б)    визуальный порог освещенности £р;

в)    интенсивность боковых и осевых огней ВПП /.


4.3 Метеорологическая оптическая дальность


4.3.1    Теоретические основы, методы и средства определения метеорологической оптической дальности , а также зависимость точности ее определения от точности измерений коэффициента пропускания трансмиссомстрами или коэффициента рассеяния приборами прямого рассеяния подробно описаны в разделе 5 В данном пункте рассматривается влияние значений MOR на результаты вычисления дальности видимости огней ВПП аэродромных светосигнальных систем

4.3.2    Значения метеорологической оптической дальности оказывают наибольшее влияние на конечные результаты расчета дальности видимости огней


7

РД 52.21.680-2006

На рисунке I представлены результаты вычисления значении дальности видимости огнен S при изменении MOR на ± 10 % от заданной величины при одних и тех же значениях порога освещенности (Ер = 10 6 1 лк) и силы света (/=10 000 кд).

Рисунок I Зависимость вычисленных значений дальности видимости огней (.V) от изменения

значении MOR на ±10 %

4.3.3 Анализ рисунка I и рассчитанных значений дальности видимости огней при изменении MOR на ±10% показывает, что дальность видимости огней изменяется на величину, близкую величине изменения MOR ( не менее ±8 % в диапазоне от 50 до 1000 м), из чего следует, что погрешность вычисления дальности видимости огней соизмерима с погрешностью определения MOR при неизменной пороговой освещенности и силе света огней

4.4 Визуальный порог освещенности

4.4.1    Для того чтобы огни аэродромной светосигнальной системы были видны, видимый огонь должен освещать глаз с интенсивностью, превышающей порог освещенности Величина порога освещенности непостоянная и зависит не только от силы света огня, но и от освещенности фона или яркости фона, на котором виден огонь

4.4.2    Для достижения определенной сопоставимости значений RVR на различных аэродромах, группа экспертов по всепогодным полетам на четвертом совещании (1971 г.) предложила использовать значения порога освещенности в зависимости от яркости фона, приведенные в таблице I и на рисунке 2(1].

РД 52.21.680- 2006 Таблица I - Значении порога освещенности, рекомендованные ИКАО

условия

Порог освещенности, лк

Яркость фона, кд/м*

Ночь

8-10"7

<;50

Переходный период (сумерки)

КГ5

от 51-999 включ

Нормальный день

КГ4

от 1000-12 000 вкл

Яркий день (освещенный солнцем туман)

10“3

более 12 000

Рисунок 2 Зависимость порога освещенности от яркости фона

4.4.3    Плавная линия, представленная на рисунке 2, зависимости порога освещенности от яркости фона может быть выражена уравнением:

log(A>) = 0,57 log(/.) + 0,05 [log(/.)]: - 6,66,    (6)

где Ер - порог освещенности в люксах, лк, /. - яркость неба в северной части горизонта

4.4.4    Диапазон изменения яркости фона у горизонта в течении суток при различных метеоусловиях составляет от 10 до 100000 к д/м"-2, что определяет диапазон изменения пороговой освещенности в пределах более трех порядков На рисунке 3 представлена зависимость видимости огней от изменения пороговой освещенности через полпорядка при силе света 10000 кд для боковых огней ВПП и 1500 кд для осевых огней ВПП.

Из рисунка 3 и результатов расчета следует, что: изменение порога освещенности на полпорядка приводит к изменению значений дальности видимости огней в пределах 10%. Такое сравнительно небольшое влияние порога освещенности допускает при наличии средств измерения яркости фона производить с достаточной точностью вычисление дальности видимости огней аэродромных светосигнальных систем

9

Рисунок 3 Зависимость изменения вычисленных зна'К'ннй дальности видимости огнен ВПП аэродромных светосигнальных систем от изменения порога освещенности Ер. Сита света боковых огнен /с, = 10 ООО кд. осевых/„с = 1500 кд

4.4.5 При отсутствии средств измерения яркости фона и возможности выбора порогов освещенности только по времени суток следует использовать пороги освещенности, приведенные в таблице 2. обеспечивающие с целью повышения безопасности полетов учет наихудших параметров освещенности в указанных условиях.

Таблица 2 - Пороги освещенности в различное время суток

Условия

Порог освещенности Ер, люкс

Ночь

ю*-1

Переходный период (сумерки)

5*10 5 (КГ4-3)

Пасмурно (сплошная кучево-дождевая и/или слоисто-

КГ4

дождевая облачность) днем

День

10 3

При этом время наступления сумерек, дня и ночи определяется по «Календарному справочнику времени восхода и захода солнца, наступления рассвета и темноты» для каждого дня с учетом географического положения аэродрома.

По указанным значениям пороговой освещенности рассчитаны таблицы определения дальности видимости на ВПП. прилагаемые к Руководству (Приложения А, В, Г, Д, Е и И)

4.4.6 Использование редких (четырех и менее) ступенчатых значений пороговой освещенности, указанных в таблицах 1 и 2, приводит к значительным (более 15% для систем ОВИ) погрешностям при вычислении дальности видимости огней аэродромных светосигнальных систем На рисунке 4 представлена зависимость вычисленных значений дальности видимости огней ВПП типа ОВИ от MOR при одной и той же силе света боковых

10