Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

369.00 ₽

Купить РД 52.19.698-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение определяет состав, управление и доступ к информационным ресурсам о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в Росгидромете, с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов Росгидромета. Положение распространяется на организации Росгидромета, осуществляющие формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, не содержащих сведений, отнесенных действующим законодательством к государственной тайне. Порядок формирования и управления государственными информационными ресурсами о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, содержащими сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа, определяются отдельными документами.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Характеристика информационных ресурсов Росгидромета

     4.1 Состав информационных ресурсов и источники информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении

     4.2 Качество информационных ресурсов Росгидромета

     4.3 Носители информации

     4.4 Организация информационных ресурсов Росгидромета

     4.5 Жизненный цикл документов

     4.6 Предоставление и распространение информационных ресурсов Росгидромета

     4.7 Защита информационных ресурсов Росгидромета

     4.8 Использование информационных ресурсов Росгидромета

5 Информационные технологии и системы, обеспечивающие формирование информационных ресурсов Росгидромета

6 Управление информационными ресурсами Росгидромета

     6.1 Основные положения управления, направленные на повышение эффективности работы с информационными ресурсами

     6.2 Доступ к информационным ресурсам

     6.3 Методическое руководство, координация и контроль формирования и использования информационных ресурсов

     6.4 Планирование работ по созданию и ведению информационных ресурсов Росгидромета

     6.5 Контроль хода работ по ведению информационных ресурсов Росгидромета

     6.6 Учет информационных ресурсов и источники информации Росгидромета

     6.7 Оперативная, режимная и историческая информация

     6.8 Формирование баз данных о состоянии окружающей среды

     6.9 Информирование потенциальных получателей информации о составе и размещении информационных ресурсов

     6.10 Условия доступа к информационным ресурсам Росгидромета и использования информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении

Приложение А (справочное) Учреждения Росгидромета — производители информационной продукции по закрепленным за ними областям гидрометинформации

Приложение Б (справочное) Список организаций Росгидромета

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ)

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

РД

52 Л 9.698-

2008

ПОЛОЖЕНИЕ

об информационных ресурсах о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы но гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды

Обнинск ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» 2008

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации -Мировой центр данных» (ГУ «ВНИИГМИ - МЦД») Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

2    РАЗРАБОТЧИКИ М.З. Шаймарданов, доктор географических наук, директор ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», С.Г.Сивачок, кандидат физико-математических наук, зам. директора ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», В.И. Северинов, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», И З. Шакирзянов, начальник ЦГМД ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», Л.Ф.Горошко, ведущий программист ЦГМД, В.Н.Козлова, программист 1 кат. ЦГМД

3    СОГЛАСОВАН с Управлением научных программ, международного

сотрудничества и информационных ресурсов Росгидромета «_»

_ 2008 г., ГУ «НПО "Тайфун"» «_»_2008    г.

4    УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета «_»_2008    г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦМ'ГР ГУ «НПО "Тайфун”» за номером

_от «_»_2008    г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

II

РД 52.19.

международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми во исполнение соответствующих договоров.

4.1.3 Конкретные перечни источников информации и формируемых участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях государственных информационных ресурсов, определяются их положениями, уставами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Росгидромета. В приложении А приведены организации Росгидромета - производители информационной продукции по закрепленным за ними областям гидрометинформации.

4.2 Качество информационных ресурсов Росгидромета

4.2.1    Качество информационных ресурсов определяется следующими показателями:

-    качеством документов, включаемых в информационные ресурсы;

-    полнотой объемов информационных ресурсов;

-    условиями хранения документов.

4.2.2    Качество документов, включаемых в информационные ресурсы, оценивается качеством содержащейся в них информации и полнотой заполнения этих документов. Качество информации оценивается степенью соответствия технологий ее получения, обработки и экспертизы (контроля) требованиям, установленным соответствующими нормативными документами [8]. Полнота заполнения документов оценивается отсутствием пропусков показателей, которые должны быть занесены в документы (отношением числа заполненных показателей документа к числу показателей, которые могли быть заполнены).

4.2.3    Полнота объемов государственных информационных ресурсов оценивается соотношением объемов информации, включенных в государственные информационные ресурсы, к полученным объемам (фактически проведенным наблюдениям различными наблюдателями).

4.2.4    Условия    хранения    документов    оценивается    соответствием

условий    хранения    тем    требованиям,    которые    установлены

соответствующими нормативными документами РД 52.19.568, [5], [9], [10).

4.3 Носители информации

4.3.1 Информационные ресурсы Росгидромета составляют документы: на бумажных носителях (книжки наблюдений, таблицы, картографические материалы и т.п.);

на различных технических носителях, не ориентированных на обработку средствами вычислительной техники (ленты самописцев, микрофильмы, фотодокументы, форматная рулонная пленка и др.);

на электронных носителях (магнитные ленты, оптические диски, магнитооптические накопители, магнитоленточные картриджи и т.п.), ориентированных на обработку средствами вычислительной техники.

7

РД52 19.

4.3.2 Электронные информационные ресурсы Росгидромета классифицируются по видам следующим образом:

- метаданные (классификаторы, кодификаторы и справочники);

фактографические данные - базы или массивы данных наблюдений и обобщений.

4.3.2.1    Метаданные (данные о данных) - это такие данные, которые в семантическом плане можно трактовать как содержательные (для человека) или формальные (для информационных технологий, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, поиск, предоставление и распространение информации) описания информационных ресурсов и их компонентов. Соответственно имеется два раздела метаданных - содержательный и формальный. К содержательному разделу относятся неформальные описания массивов и баз данных, их состава и структуры. Формальный раздел метаданных содержит строго организованную, форматированную информацию об информационных ресурсах: их имена, коды, свойства, форматы, адреса хранения и т.п.

4.3.2.2    Фактографические данные включают материалы наблюдений за объектами, а также результаты обработки данных. Фактографические исходные данные возникают как результат выполнения некоторых программ наблюдений или программ исследований того или иного объекта, или процесса, которые проводятся в определенные временные периоды и в заданном географическом районе.

4.3.3    В настоящее время самыми распространенными носителями информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении являются бумажные и электронные носители информации. Виды носителей определяются технологиями проведения наблюдений, сбора, обработки, накопления и хранения информации. Качество носителей информации оценивается их физическим состоянием.

4.3.4    Наиболее приемлемый для долговременного хранения информации (архивный электронный носитель) - магнитная лента в контейнере (магнитоленточный картридж), где исключается физическое взаимодействие человека с лентой. Это обуславливается следующими причинами:

возможностью организации хранилищ на ленточной основе в условиях непрерывного роста объемов хранимых данных;

более эффективным использованием пространства за счет поддержки иерархического хранения и виртуализации;

повышением надежности хранения информации на лентах за счет использования новых технологий с увеличением числа прогонов (считываний) и времени жизни носителя;

поддержкой устройств с однократной и многократной записью, дублированием путей доступа;

сопоставимостью скорости записи на ленточные носители со скоростью записи на магнитные диски;

РД 52.19.

минимальной стоимостью единицы хранения на ленточном носителе (стоимость хранения на магнитной ленте в сотни раз меньше чем на магнитных дисках, эта тенденция, по прогнозу IBM, сохранится на ближайшие годы).

4.3.5    Бумажные носители информации сохранятся. Оригиналы, хранящиеся на бумажных носителях, остаются и будут оставаться частью информационных ресурсов Росгидромета Сканирование информации с бумажных носителей и создание электронных архивов позволит увеличить сохранность оригиналов за счет однократного доступа при сканировании. Доступность, в том числе по сетям связи, планируется обеспечить машиночитаемыми носителями. При этом повысится эффективность обмена данными при выполнении различных работ, в том числе регламентных.

4.3.6    Фотоносители останутся только на переходный период. После сканирования они будут исключены из хранимой части, меры по защите от деградации к ним применяться не будут. Другие носители информации, кроме электронных, используются временно, до переноса информации на электронные носители.

4.4 Организации информационных ресурсов Росгидромета

4.4.1    Информационные ресурсы состоят из структурированных и неструктурированных данных. Общие требования - обеспечить их достоверность, доступность и, при необходимости, долговременное (в том числе бессрочное) хранение.

4.4.2    Структурированные данные на электронных носителях важнейшая часть информационных ресурсов. Электронный носитель обеспечивает эффективный доступ к данным, а также обслуживание ими.

4.4.3    До завершения перевода на электронный носитель сохраняются и структурированные данные наблюдений на других, в основном, бумажных носителях. Для них проводится каталогизация с использованием электронных носителей для организации поиска (где и что хранится), повышая эффективность обслуживания.

4.4.4    Неструктурированные данные, хранящиеся на электронных носителях, - это разрозненные данные, которые упорядочиваются и ими пополняют имеющиеся массивы и/или базы данных. В этом качестве могут выступать и электронные копии бумажных и фото документов в виде образов. Основная цель - структурирование и обеспечение эффективного обслуживания копиями документов.

4.4.5    Для неструктурированных документов, хранящихся на других, в основном, бумажных носителях, проводится каталогизация, а также, по возможности, перевод в вид электронных образов, решая, тем самым, и задачу обслуживания.

4.4.6    Ведение информационных ресурсов Росгидромета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации [2], [II], [12] и утвержденных Росгидрометом нормативных документов по ведению Госфонда, ЕГФД (РД 52.19.108, РД 52.19.143, РД

9

52.19.157, РД 52.19.159, РД 52.19.160, РД 52.19.568, [9], [10], [13] [14]), в состав которых включены документы, подлежащие длительному хранению.

4.4.7 Состояние баз данных и используемых средств вычислительной техники в Росгидромете должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации [3].

4.5    Жизненный цикл документов

4.5.1    Документы, входящие в состав информационных ресурсов, могут иметь разные сроки жизненного цикла. Сами документы принято разбивать на три группы:

временные не архивируемые (на время выполнения обработки) документы с жизненным циклом, совпадающим, как правило, с циклом выполнения установленных процедур, использующих эти документы. В основном, временные документы используются дня решения задач и для обслуживания в режиме «online», а также служат, как правило, «сырьем» для формирования обобщений и/или производства новых документов, баз и банков данных;

архивные документы с ограниченными сроками хранения; архивные документы с постоянными сроками хранения.

4.5.2    Сроки хранения для перечисленных групп устанавливаются при разработке нормативных документов (РД 52.19.568).

4.5.3    Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации с информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, находящихся в федеральной собственности, постановлением Правительства Российской Федерации [15] возложено на ВНИИГМИ-МЦД.

4.6    Предоставление и распространение информационных ресурсов Росгидромета

4.6.1    Предоставление и распространение информационных ресурсов Росгидромета осуществляется:

без использования автоматизированных средств (получение из архивов документов, их копий, выписок из документов и т.п.);

-    с использованием вычислительных средств;

-    с использованием средств удаленного доступа, в том числе Интернета.

4.6.2    При любой организации доступа должна быть обеспечена защита информационных ресурсов Росгидромета от повреждения или неправомерной модификации.

4.7    Защита информационных ресурсов Росгидромета

4.7.1 Статья 16, пункт 1 Федерального закона [3] устанавливает, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

10

РД 52.19.

обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

соблюдение конфиденциальности информации ограниченного

доступа;

-    реализацию права на доступ к информации.

4.7.2    Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

-    своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

предупреждение возможности неблагоприятных последствий от нарушения порядка досту па к информации;

недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

-    возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

4.7.3    При создании и эксплуатации информационных систем Росгидромета, используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации [3] и нормативным документам Росгидромета (РД 52.19.568).

4.8 Использование информационных ресурсов Росгидромета

4.8.1    Полнота выполнения обязательств по информационному обеспечению потребителей, результаты анализа запросов на информацию и её использование относятся к основным показателям, применяемым для оценки эффективности деятельности по использованию государственных информационных ресурсов Росгидромета, большинство из которых входит в состав ЕГФД. В Росгидромете разработана и внедрена методика [16].

4.8.2    В соответствии с методикой [16] обслуживание получателей информации информацией включает:

-    регулярное (постоянное) обслуживание информацией по договорам (кроме прогностической информации);

-    выдачу копий документов;

-    проведение отдельных выборок с использованием информации;

-    проведение расчетов с использованием информации;

-    выдачу документов для работы в читальном зале;

-    предоставление документов во временное пользование;

-    выдача микрофотокопий;

-    информирование о документах ЕГФД и прочее.

4.8.3    Одной из основных задач, связанных с использованием информационных ресурсов Росгидромета, является сокращение разрыва между объемами накопленных и создаваемых информационных ресурсов и их использованием. Это может быть достигнуто только с внедрением современных автоматизированных средств ведения информационных ресурсов, обеспечением удаленного доступа к ним, в том числе с использованием Интернета, а также с уменьшением межведомственных барьеров. Последнее, в значительной мере, решается в рамках работ по ведению ЕГФД.

4.8.4    Вопросы формирования информационных ресурсов Росгидромета, в том числе различных фондов информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, доступа к ней, регулируются федеральным законодательством [1], [11], [12].

5 Информационные технологии н системы, обеспечивающие формирование информационных ресурсов Росгидромета

5.1    Реализация информационных технологий осуществляется двумя способами:

с использованием технологий, базирующихся на ручных способах их реализации;

с использованием автоматизированных технологий, базирующихся на современных средствах вычислительной техники и связи.

Оба вида этих технологий находят широкое применение в практике участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Работа с большими объемами информации затруднена без использования средств вычислительной техники и связи.

5.2    Современные технологии поиска, сбора, предоставления, распространения информации в основном базируются на использовании ведомственных, межведомственных и международных сетей связи, включая Интернет.

5.3    В процессах обработки и хранения информации широкое применение находят информационные технологии и информационные системы, базирующиеся на использовании суперкомпьютерных вычислительных систем, серверов и ПЭВМ. Суперкомпьютерные вычислительные системы используются для производства прогностической продукции (в том числе и климатической). В остальных случаях, как правило, используются технологии на базе серверов и ПЭВМ. Эти технологии включают контроль поступающей информации, производство информационной продукции, формирование и хранение информационных ресурсов.

РД 52.19.

Содержание

1    Область применения.............................................................................. 1

2    Нормативные ссылки................................................................................. I

3    Термины, определения и сокращения............................................................. 2

4    Характеристика информационных ресурсов Росгидромета................................. 6

4.1    Состав информационных ресурсов и источники информации о состоянии

окружающей среды, ее загрязнении................................................................6

4.2    Качество информационных ресурсов Росгидромета........................................7

4.3    Носители информации............................................................................. 7

4.4    Организация информационных ресурсов Росгидромета...................................9

4.5    Жизненный цикл документов................................................................ 10

4.6    Предоставление и распространение информационных ресурсов

Росгидромета..................................................................................... 10

4.7    Защита информационных ресурсов Росгидромета....................................... 10

4.8    Использование информационных ресурсов Росгидромета.............................. 11

5    Информационные технологии и системы, обеспечивающие формирование

информационных ресурсов Росгидромета...................................................... 12

6    Управление информационными ресурсами Росгидромета........................................... 13

6.1    Основные положения управления, направленные на повышение

эффективности работы с информационными ресурсами............................... 13

6.2    Доступ к информационным ресурсам.......................................................................... 14

6.3    Методическое руководство, координация и контроль формирования и

использования информационных ресурсов................................................ 14

6.4    Планирование работ по созданию и ведению информационных ресурсов

Росгидромета.............................................................................................................. 15

6.5    Контроль хода работ по ведению информационных ресурсов Росгидромета...... 15

6.6    Учет информационных ресурсов и источники информации Росгидромета    16

6.7    Оперативная, режимная и историческая информация................................... 17

6.8    Формирование баз данных о состоянии окружающей среды.......................... 22

6.9    Информирование потенциальных получателей информации о составе и

размещении информационных ресурсов.................................................... 25

6.10    Условия доступа к информационным ресурсам Росгидромета и использования

информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении........................26

Приложение А (справочное) Учреждения Росгидромета - производители

информационной продукции по закрепленным за ними областям

гидрометинформацнн..............................................................28

Приложение Б (справочное) Список организаций Росгидромета.............................29

Библиография.............................................................................................46

III

РД52 19.

Введение

Росгидромет представляет собой    широко    разветвленную

государственную структуру, осуществляющую непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды и её загрязнением, сбор, анализ и обработку данных этих наблюдений. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим    функции по принятию

нормативных правовых актов и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. В отличие от других ведомств, в которых информационные системы являются важным, но все-таки вспомогательным средством обеспечения деятельности, в Росгидромете информация и информационная продукция сами составляют основной предмет и результат деятельности.

Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа [ 1).

Формирование информационных ресурсов и их использование обеспечивается информационными технологиями, реализующими процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.

IV

РУКОВОДЯ Щ11Й ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ

об информационных ресурсах о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы но гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды

Дата введения - 2009 -01 - 01

1    Область применения

Настоящее положение определяет состав, управление и доступ к информационным ресурсам о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в Росгидромете (далее - информационные ресурсы Росгидромета), с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов Росгидромета.

Положение распространяется на организации Росгидромета, осуществляющие формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, не содержащих сведений, отнесенных действующим законодательством к государственной тайне.

Порядок формирования и управления государственными информационными ресурсами о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, содержащими сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа, определяются отдельными документами.

2    Нормативные ссылки

В настоящем положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ 7.73-96 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения.

РД 52.04.563-2002    Инструкция.    Критерии    опасных

гидрометеорологических явлений и порядок подачи штормовых сообщений

РД 52.19.108-94 Положение о Российском государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды

РД 52.19.143-98 Перечень документов Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды

РД 52.19.157-95 Типовое положение об отделе фонда данных

I

РД 52.19.159-95 Положение об экспертно-проверочной комиссии Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды

РД 52.19.160-95 Типовое положение об экспертной комиссии Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды

РД 52.19.568-96 Инструкция. Основные требования по комплектованию, хранению и использованию документов Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем положении применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    активное воздействие: Воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда отданных процессов населению и экономике [1].

3.1.2    архивный фонд:    Совокупность    архивных документов,

исторически или логически связанных между собой [2).

3.1.3    архивный документ:    Материальный    носитель    с

зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства [2).

3.1.4    база данных; БД: Набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации (ГОСТ 7.73-96).

3.1.5    ведение информационных ресурсов: Комплекс работ по комплектованию (приему, учету, каталогизации, экспертизе ценности), обеспечению сохранности, хранению документов, входящих в состав информационных ресурсов, и обеспечению доступа к ним.

3.1.6    государственные информационные ресурсы: Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы

[3].

3.1.7    государственные информационные системы: Федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов [3].

3.1.8    депозитарное хранение документов Архивного фонда

Российской Федерации:    Хранение документов Архивного фонда

Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и

РД 52.19.

организациями (в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [2].

3.1.9    доступ к информации: Возможность получения информации и её использования [3].

3.1.10    документированная информация:    Зафиксированная на

материазьном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель [3].

3.1.11    документ Архивного фонда Российской Федерации:

Архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению [2].

3.1.12    жизненный цикл документа: Период времени от начала создания документа до окончания его востребованности.

3.1.13    Интернет (англ. Internet): Суперглобазьная компьютерная сеть, обеспечивающая доступ к специализированным информационным серверам и работу с электронной почтой.

3.1.14    интернет-ресурсы: Информация, доступ к которой возможен через Интернет.

3.1.15    информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении: Сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения [I].

3.1.16    информационная продукция:    Полученная в результате

обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации [1].

3.1.17    информационные технологии: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [3].

3.1.18    информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [3].

3.1.19    информационная система Росгидромета:    Географически

распределенная система, состоящая из нескольких функциональных уровней (сети наблюдений, сети сбора и обмена информацией, областные, региональные, межрегиональные и специализированные центры обработки).

3.1.20    конфиденциальность информации:    Обязательное для

выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [3].

3.1.21    мониторинг окружающей среды, ее загрязнения -

(экологический мониторинг):    Комплексная система наблюдений за

3

состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

[4].

3.1.22    нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. (ГОСТ 1.1-2002)

3.1.23    обеспечение информационной безопасности:    Защита

информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям [6]

3.1.24    обладатель информации: Лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам [3].

3.1.25    оператор информационной системы:    Гражданин или

юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (3).

3.1.26    онлайн (англ, online - оставаясь па липни): Использование, коммуникация в режиме реального времени.

3.1.27    офф-лайн (англ, off-line - бел линии): Использование, коммуникация без непосредственной связи, контакта.

3.1.28    предоставление информации: Действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц [3].

3.1.29    производитель информационной продукции: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обработку сведений (данных), полученных в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения

til-

3.1.30    распространение информации: Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц [3].

3.1.31    регламентные процедуры:    Процедуры, установленные

инструкциями по эксплуатации, руководствами оператору или наблюдателю, другими документами, носящими для исполнителя обязательный характер.

3.1.32    специализированные организации акшвного воздействия на метеорологические н другие геофизические процессы: Юридические лица (в том числе юридические лица, создаваемые в установленном порядке Правительством Российской Федерации), осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин [ 1 ].

3.1.33    специализированная информация: Информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств [1].

РД 52.19.

3.1.34    участники деятельности гидрометеорологической службы: Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы, учреждения и организации; учреждения и организации других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; научно-исследовательские организации; организации наблюдательной сети; специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы; физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий [I ].

3.1.35    фонд данных о состоянии окружающей среды, ее

загрязнении:    Совокупность    сведений    (данных) и информационной

продукции, подлежащих длительному использованию и хранению [ 1).

3.1.36    экспертиза ценности документов: Определение научного, практического, исторического значения документов в целях установления сроков их хранения, отбора для хранения или списания [2].

3.2 Сокращения

В настоящем положении приняты следующие сокращения:

АРМ - автоматизированное рабочее место (программное обеспечение для решения специализированных задач);

ВМО - всемирная метеорологическая организация;

ГИС - географическая информационная система;

Госфонд - Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей среды;

ГУ' - государственное учреждение;

ЕГФД - Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

ЕСИМО - Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане;

ммц - мировой метеорологический центр;

МОК - межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО;

НИ У - научно-исследовательское учреждение;

НИЦ - научно-исследовательский центр;

ОФД - отдел фонда данных;

ОЯ - опасные природные (гидрометеорологические и гелиофизические) явления;

РСБД - режимно-справочный банк данных;

СУ'БД - система управления базами данных;

УГМС - управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

УНМР- управление научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов Росгидромета;

5

ФЦП - федеральная целевая программа;

ЦГМД - центр гидрометеорологических данных;

ЦГМС - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

ЦГМС-Р - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями;

ЦГМС-РСМЦ центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды;

ЦГМФ - централизованный гидрометеорологический фонд;

ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;

ЯОД - язык описания данных.

4 Характеристика информационных ресурсов Росгидромета

4.1    Состав информационных ресурсов и источники информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении

4.1.1    В соответствии с Федеральным законом [1] информационные ресурсы о состоянии окружающей среды, ее загрязнении включают в себя информацию (и полученную на её основе информационную продукцию) в следующих областях гидрометеорологии и смежных с ней областях:

-    метеорология;

-    климатология;

-    агрометеорология; гидрология;

-    океанология;

-    гелиогеофизика;

активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы;

загрязнение окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства.

4.1.2    Источниками информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении являются:

организации наблюдательной сети Росгидромета, а также наблюдательных сетей других участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

-    производители информационной продукции о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы;

зарубежные источники, от которых информация поступает в рамках международного сотрудничества участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с