Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

Купить РД 50-480-84 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают порядок разработки, утверждения, регистрации, размножения, рассылки и выполнения программ на системы общетехнических, организационно-методических стандартов, утверждаемых Госстандартом, а также единые требования к построению, содержанию и оформлению этих программ. Методические указания обязательны к применению министерствами (ведомствами), головными и базовыми организациями по стандартизации, предприятиями и организациями, участвующими в разработке и выполнении программ на системы стандартов, научно-исследовательскими институтами Госстандарта и другими организациями и учреждениями при проведении научно-технической экспертизы программ на системы стандартов. В составе системы стандартов могут разрабатываться руководящие нормативные документы (РД), утверждаемые Госстандартом.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Построение, содержание и правила оформления программы на систему стандартов

3 Порядок разработки, утверждения, регистрации, размножения и рассылки программы на систему стандартов

4 Порядок выполнения утвержденной программы на систему стандартов

Приложение 1 (обязательное). Формы документов

Приложение 2 (обязательное). Лист согласования проекта программы

Приложение 3 (обязательное). Справка об оставшихся разногласиях по проекту программы

Приложение 4 (обязательное). Перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для разработки, пересмотра и введения в действие стандартов и РД, предусмотренных программой

Приложение 5 (обязательное). Перечень рассылки программы

Приложение 6 (рекомендуемое). Экспертное заключение на проект программы

Приложение 7 (рекомендуемое). Форма заключения

Приложение 8 (обязательное). Форма программы

Приложение 9 (обязательное). Форма рассылки программы

 
Дата введения01.01.1985
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия01.06.1988
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

01.01.1985УтвержденГосстандарт СССР2146
РазработанГосударственный комитет СССР по стандартам
ИзданИздательство стандартов1984 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ НА СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ЗНАЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РД 50-480-84

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1984

РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ

В. П. Ушаков, В. Л. Лебедева, С. Г. Атамась, А. В. Гличев, В. Ф. Курочкин, В. В. Сорокин, Ф. А. Амирджанянц, А. Н. Лебедев, М. С. Малышев, Т. П. Диденко, Р. А. Фирсова, И. В. Пряжинский, П. В. Мудрецов, Н. С. Федотова, В. С. Васильчикова, Ю. А. Селезнев, Н. Н. Власов, Е. В. Шехватова

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам

Начальник Технического управления М. А. Довбенко

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 июня 1984 г. № 2146

3.2. Ответственность за подготовку проекта программы к утверждению несут управления Госстандарта, в соответствии с закрепленной тематикой.

Научно-техническая экспертиза проектов программ проводится институтами Госстандарта с привлечением, при необходимости, компетентных организаций и учреждений министерств и ведомств.

При проведении научно-технической экспертизы проекта программы проверяются:

обоснование целей системы стандартов и проекта программы по ее разработке, развитию и совершенствованию;

соответствие проекта программы стурктуре и составу системы стандартов;

обоснованность прогрессивности и сбалансированности норм, требований и показателей, установленных в проекте программы;

обоснованность сроков завершения работ по отдельным заданиям проекта программы;

результаты согласования проекта программы;

расчеты технико-экономических результатов от разработки и внедрения стандартов и РД, предусмотренных проектом программы;

правильность оформления проекта программы.

3.2.1.    Обоснованность целей системы стандартов устанавливается путем сопоставления их с требованиями, предусмотренными техническим заданием на разработку системы стандартов, с заданиями директивных документов партии и правительства, комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет, Основных направлений экономического к социального развития СССР на 10—15 лет, целевых комплексных народнохозяйственных и научно-технических программ.

3.2.2.    Экспертиза соответствия проекта программы структуре и составу системы стандартов устанавливает полноту включения в проект программы разделов, объектов стандартизации и комплекса стандартов и РД, предусмотренных в составе системы стандартов.

3.2.3.    Обоснованность прогрессивности норм, требований и показателей устанавливается путем сравнения их с заданиями директивных и плановых документов, конечными народнохозяйственными результатами, достижение которых предусмотрено в народнохозяйственных и научно-технических программах, нормами, требованиями и показателями прогрессивных отечественных и зарубежных аналогов.

Обоснованность сбалансированности норм, требований и показателей определяется с учетом взаимной подчиненности стандартов и РД, разработка и пересмотр которых намечены в программе.

3.2.4.    Экспертиза обоснованности сроков завершения работ по отдельным заданиям программы проводится с учетом сроков завершения работ, установленных в ТЗ на разработку системы стандартов, в соответствии с документами, приведенными в п. 1.2 на-

9

стоящих методических указаний, а также исходя из взаимной подчиненности заданий программы.

3.2.5.    При экспертизе согласования проекта программы проверяются:

состав участников разработки проекта программы;

результаты согласования проекта программы с министерствами (ведомствами) —участниками разработки и выполнения программы, заинтересованными министерствами (ведомствами) и заказчиком (при наличии).

3.2.6.    Экспертиза объективности расчетов технико-экономических и социальных результатов от разработки и выполнения программы, правильности применения основных методов определения народнохозяйственной эффективности проводится в соответствии с ГОСТ 20779-81 и с учетом методических разработок, принятых в той области народнохозяйственной деятельности, к которой относится рассматриваемая межотраслевая проблема, или методических разработок, принятых при расчете эффективности новой техники.

3.2.7.    Экспертиза правильности оформления проекта программы устанавливает соответствие его требованиям настоящих методических указаний.

3.2.8.    Результаты экспертизы служат основанием для составления общего экспертного заключения по форме рекомендуемого приложения 6, в котором дается рекомендация ж утверждению проекта программы или возврату его на доработку.

Если проект программы по результатам экспертизы требует доработки, управление Госстандарта, ответственное за программу, возвращает его головному министерству (ведомству) с сопроводительным письмом за подписью заместителя председателя Госстандарта или в институт Госстандарта — головной разработчик системы стандартов с сопроводительным письмом за подписью начальника управления Госстандарта, ответственного за программу.

3.3.    Общий срок проведения экспертизы проекта программы не должен превышать двух месяцев.

3.4.    Для рассмотрения проекта программы на научно-технической комиссии (НТК) Госстандарта институт Госстандарта, являющийся головным разработчиком данного проекта программы или привлеченный для проведения экспертизы проекта программы, разработанного другим министерством (ведомством), представляет в управление Госстандарта, ответственное за программу, следующие документы:

проект программы с прилагаемыми материалами, установленными п. 2.2 настоящих методических указаний, — 3 экземпляра;

проект докладной записки — 15 экземпляров;

проект решения НТК— 15 экземпляров;

экспертное заключение— 15 экземпляров.

При положительном экспертном заключении управление Госстандарта, ответственное за программу, направляет проект про-10

граммы вместе с результатами экспертизы на согласование и заключение в Техническое управление и Управление общей техники не позднее чем за три дня до намеченного срока рассмотрения проекта программы на заседании НТК.

Заключения по проекту программы оформляются по форме рекомендуемого приложения 7 и подписываются начальниками соответствующих управлений. Указанные заключения представляются в управление, ответственное за программу.

При отрицательном экспертном заключении проект программы возвращается головному министерству (ведомству) на доработку.

3.5.    Подготовленный к утверждению и согласованный с Техническим управлением и Управлением общей техники проект программы представляется управлением, ответственным за программу, на рассмотрение заседания НТК.

Общий срок подготовки проекта программы к рассмотрению на заседании НТК не должен превышать 15 дней.

3.6.    Докладчиком по проекту программы выступает руководитель программы головного министерства (ведомства).

В случае, когда разработчиком программы является Госстандарт и его институты, докладчиком по проекту программы выступает директор института, являющегося головным разработчиком системы стандартов.

На заседание НТК приглашаются представители всех заинтересованных министерств (ведомств) и управлений Госстандарта.

3.7.    Если НТК Госстандарта будет принято решение о рассмотрении проекта программы на заседании Госстандарта, то управление, ответственное за программу, совместно с институтом Госстандарта, проводившим экспертизу, подготавливает и представляет его на рассмотрение заседания Госстандарта. Срок выполнения этого этапа работ принимается в соответствии с решением НТК Госстандарта.

На заседании Госстандарта рассматривается проект программы при наличии следующих документов:

докладной записки — 25 экземпляров;

проекта постановления Госстандарта об утверждении программы — 25 экземпляров;

выписки из протокола заседания НТК — 25 экземпляров;

экспертного заключения института Госстандарта по проекту программы — 25 экземпляров.

На заседание Госстандарта приглашаются представители всех заинтересованных министерств (ведомств) и управлений Госстандарта.

3.8.    После утверждения программы управление Госстандарта, ответственное за программу, совместно с институтом Госстандарта, проводившим экспертизу, в течение 15 дней формирует дело программы и направляет его во Всесоюзный информационный фонд стандартов (ВИФС) вместе с сопроводительным письмом по форме обязательного приложения 8.

11

В дело программы включаются:

проект программы, представленный на утверждение, с прилагаемыми материалами, установленными п. 2.2 настоящих методических указаний, — 1 экземпляр;

утвержденная программа (подлинник и две копии), причем подлинник представляет собой экземпляр для размножения, а копии представляются в составе документов согласно п. 2.2 настоящих методических указаний;

экспертное заключение — 2 экземпляра; докладная записка — 2 экземпляра; выписка из протокола заседания НТК — 2 экземпляра; постановление Госстандарта об утверждении программы — 2 экземпляра;

перечень рассылки программы — 2 экземпляра; сопроводительное письмо на рассылку программы министерствам (ведомствам) по форме обязательного приложения 9—2 экземпляра.

3.9.    ВИФС в течение 10 дней проверяет правильность оформления программы и комплектность документов дела программы и, при необходимости, возвращает дело программы в управление Госстандарта, ответственное за программу, на доработку.

3.10.    При регистрации программы ей присваивается регистрационный номер, состоящий из двенадцати цифр, включающих четыре цифровых индекса, разделенных между собой точками:

ooxx.xxxx.xx.xx

Первый индекс кода (первые четыре цифры) обозначает код системы общетехнических и организационно-методических стандартов по ОКСТУ (Общесоюзный классификатор. Стандарты и технические условия. 180.011.). Классификация и кодирование систем стандартов и входящих в их состав стандартов и РД проводятся в соответствии с РД 50-301—81.

Второй индекс кода (с пятой по восьмую цифры) обозначает головное министерство (ведомство) в соответствии с «Общесоюзным классификатором систем обозначения органов государственного управления Союза ССР и союзных республик».

Третий индекс (девятая и десятая цифры) обозначает порядковый номер программы на систему стандартов, утвержденной по данному министерству (ведомству) за все годы. Порядковый номер программы на систему стандартов присваивается по мере поступления программ на регистрацию, включая программы комплексной стандартизации продукции.

Четвертый индекс (одиннадцатая и двенадцатая цифры) обозначает год утверждения программы.

Пример (условный):

0030.4501.02.81 обозначает:

0030 — код системы стандартов, на которую разработана регистрируемая программа;

4501 — Госстандарт—'головное ведомство;

12

02 —«порядковый номер программы, прошедший регистрацию в ВИФС по Госстандарту;

81 — год регистрации программы.

3.11.    Если программа разработана в обеспечение целевой комплексной народнохозяйственной или научно-технической программы, то регистрационный номер программы представляется в виде дроби, в числителе которой указывается регистрационный номер программы на систему стандартов, а в знаменателе — код целевой комплексной народнохозяйственной или научно-технической программы.

Регистрационный номер программы в этом случае примет вид

ooxx.xxxx.xx.xx

х.хх.хх

3.12.    Если программа разрабатывается на систему стандартов, для которой ранее была уже разработана программа, но меняются ее цели и задачи, то при регистрации ей присваивается тог же номер, который ей был присвоен вначале, с изменением года утверждения программы.

3.13.    После регистрации ВИФС в течение 30 дней обеспечивает размножение и доведение программы до исполнителей в соответствии с перечнем рассылки.

Экземпляр программы для размножения включает:

титульный лист;

общую часть программы;

задания по разработке, пересмотру и введению в действие стандартов и РД;

лист согласования программы.

3.14.    Регистрацию программ, согласованных с заказчиком, осуществляют в порядке, установленном Госстандартом.

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ УТВЕРЖДЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА СИСТЕМУ СТАНДАРТОВ

4.1.    Задания по разработке, пересмотру и введению в действие стандартов и РД, предусмотренных в программе, включаются в годовые планы государственной стандартизации в соответствии с положениями РД-50-375—82.

На основе годового плана государственной стандартизации задания программы включаются в годовые планы отраслевой стандартизации и планы стандартизации организаций — исполнителей заданий программы по закрепленной за ними тематике.

4.2.    При утверждении стандартов и РД срок введения в действие должен устанавливаться в полном соответствии с запланированными в программе сроками введения в действие этих документов.

4.3.    Контроль за разработкой, утверждением и введением в действие стандартов и РД осуществляют Госстандарт и министерства (ведомства) на основе статистической отчетности о выпол-

13

нении годовых планов государственной стандартизации по формам 1-СТ и 13-НТ1 ЦСУ СССР.

4.4.    Если в процессе выполнения утвержденной программы возникает необходимость внести в нее изменения, то министерства (ведомства) — исполнители заданий направляют в головное министерство (ведомство) предложения по внесению изменений.

Головное министерство (ведомство) обобщает предложения по внесению в программу изменений и направляет их в Госстандарт на утверждение.

Утверждение изменений к программе, их регистрацию и рассылку участникам разработки программы осуществляет Госстандарт в порядке, установленном для программ настоящими методическими указаниями. Не допускаются изменения, которые приводят к снижению норм и требований или к удлинению сроков выполнения заданий.

4.5.    Контроль за ходом разработки и утверждения программы осуществляется в соответствии с порядком, установленным РД 50-242—82.

4.6.    Контроль за выполнением программы осуществляет ГИВЦ Госстандарта через годовые планы государственной стандартизации и действующую систему плановой отчетности.

4.7.    Ведение контрольного экземпляра программы возлагается на управление Госстандарта, ответственное за программу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное

форма 1

Программа

ТИТУЛЬНЫЙ лист

наименование системы стандартоь

регистрационный номер

головное министерство (ведомство)

головная организация

Министерства (ведомства) — участники разработки

Утверждена постановлением Госстандарта от «- »-198    г.    №-

ОБЩАЯ ЧАСТЬ


форма 2


1.    Цель разработки системы стандартов.

2.    Основание для разработки системы стандартов.

3.    Количественный состав стандартов и РД в программе и сроки их выполнения.


Количество стандартов и РД

19. . .

19. . .

19. . .

19. . .

19. . .

Категория

документа

Утверж

даемых

j

Вводи

мых

Утверж

даемых

Вводи

мых

Утверж

даемых

Вводи

мых

Утверж

даемых

Вводи-| мых

Утверж

даемых

Вводи

мых

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

ГОСТ

РД

Всего


4. Ожидаемые технико-экономические результаты от внедрения системы стандартов.


форма 3


ЗАДАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПЕРЕСМОТРУ И ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ СТАНДАРТОВ И РД

Код

задания

Наименование

задания

Основные нормы, требования и показатели, намечаемые к стандартизации

Сроки (год, месяц)

Министерства (ведомства), их организации— исполнители заданий

Разработки

стандартов

Введения в действие стандартов и РД

Начало

Окончание

(утвержде

ние)

Код

Наимено

вание

1

2

3

4

5

6

7

8

Разделы и подразделы программы


Начальник управления головного министерства (ведомства)    —

Руководитель программы    —

Руководитель головной организации


личная подпись


расшифровка подписи


личная подпись


расшифровка подписи


личная подпись


расшифровка подписи

15


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

тл о

ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

Наименование системы стандартов

Министерство (ведомство) — исполнитель задания, другие заинтересованные министерства (ведомства)

Должность, инициалы и фамилия лица, согласовавшего проект программы!. Подпись и дата согласования, номер и дата письма, подтверждающего согласование, должность, инициалы и фамилия лица, подписавшего письмо

I

о


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное


СПРАВКА ОБ ОСТАВШИХСЯ РАЗНОГЛАСИЯХ ПО ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ


на-

Наименование системы стандартов

Министерство (ведомство) — исполнитель задания

Предложения и их обоснование

Наименование задания

Головного министерства (ведомства)

Министерства (ведомства) — исполнителя задания


Заместитель руководителя головного Заместитель руководителя министер-министерства (ведомства)    ства (ведомства) — исполнителя за

дания


личная

подпись


расшифровка подписи


личная

подпись


расшифровка подписи


ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Обязательное


ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАЗРАБОТКИ, ПЕРЕСМОТРА И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ СТАНДАРТОВ И РД, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРОГРАММОЙ


Наименование программы

Код и наименование задания программы, для выполнения которого должно быть выполнено мероприятие

Министерство (ведомство) — исполнитель мероприятия

Сроки выполнения (год)

Наименование

мероприятия

начало

окончание

I

2

3

4

5


Начальник управления головного

министерства (ведомства)    -

личная подпись


расшифровка подписи


Руководитель программы


личная подпись


расшифровка подписи


Руководитель головной организации ---

личная подпись


расшифровка подписи


ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Обязательное


ПЕРЕЧЕНЬ РАССЫЛКИ ПРОГРАММЫ


на

наименование системы стандартов

Наименование организации

Должность лица, которому направляется программа

Количество

экземпляров

1

2

3

1. Головное министерство (ведомство)

Начальнику соответствующего управления

3

2.    Министерства (ведомства) — исполнители заданий

3.    Госстандарт:

То же

2

Управление, ответственное за программу

Начальнику управления

3

Управление, курирующее министерства (ведомства)—исполнителей заданий программы

То же

2

17


Продолжение

1

2

3

Техническое управление

Начальнику управления

5

Управление общей техники

То же

1

Управление государственного надзо

3

ра и территориальных органов Планово-экономическое, производст

1

венное и финансовое управление

гивц

Начальнику

3

Институты Госстандарта (ВНИИС,

Директору

3

ВНИИНМАШ, ВНИИМС, ВНИИКИ) из них головному институту, прово

10

дившему экспертизу 4. Заказчик

Начальнику

_*


Начальник управления головного министерства (ведомства)


личная    расшифровка    подписи

подпись


* Количество экземпляров устанавливает заказчик при согласовании проекта программы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Рекомендуемое


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ


на


наименование системы стандартов


Основание для разработки программы


номер темы плана


государственной стандартизации Экспертиза проведена в соответствии с приказом —


институт


,---*_198—г.    №_

Состав экспертной комиссии

Инициалы и фамилия

Должность, ученая степень, звание

Номер раздела экспертного заключения, подготавливаемого экспертом


Председатель

Члены


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

рд

50-480-84

Взамен действующих методических указаний по разработке программ на системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения. 1982

Разработка программ на системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения. Основные положения

Утверждены Постановлением Госстандарта от 26 июня 1984 г., № 2146, срок введения установлен с 1 января 1985 г.

Настоящие методические указания устанавливают порядок разработки, утверждения, регистрации, размножения, рассылки и выполнения программ на системы общетехнических, организационно-методических стандартов, утверждаемых Госстандартом2, а также единые требования к построению, содержанию и оформлению этих программ.

Методические указания обязательны к применению министерствами (ведомствами), головными и базовыми организациями по стандартизации, предприятиями и организациями, участвующими в разработке и выполнении программ на системы стандартов, научно-исследовательскими институтами Госстандарта и другими организациями и учреждениями при проведении научно-технической экспертизы программ на системы стандартов.

В составе системы стандартов могут разрабатываться руководящие нормативные документы (РД), утверждаемые Госстандартом.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Программа на систему стандартов — это плановый документ, устанавливающий задания на разработку, пересмотр и введение в действие стандартов и РД, включенных в систему стандартов, исполнителей и сроки выполнения заданий.

1.2.    Программа на систему стандартов разрабатывается, как правило, на каждый планируемый пятилетний период на основании утвержденного технического задания на разработку, развитие и совершенствование соответствующей системы стандартов, соз-

Раздел 1. Экспертиза целей системы стандартов и проекта программы по ее разработке, развитию и совершенствованию

Задания, установленные в плановых и директивных документах, в целевых комплексных народнохозяйственных и научно-технических программах (проектах программ)

Цели, установленные для системы стандартов и программы

1

2

Вывод:

Личная подпись

Раздел 2. Экспертиза соответствия программы структуре и составу системы стандартов

Разделы и объекты стандартизации, предусмотренные структурой системы стандартов

Разделы и объекты стандартизации, предусмотренные проектом программы

1

2

Вывод:

Личная подпись

Раздел 3. Экспертиза обоснованности прогрессивности и сбалансированности норм, требований и показателей, установленных в стандартах и РД

Наименование

объекта

стандартизации

Наименование норм, требований и показателей

Значения норм, требований и показателей, установленные

в проекте программы

директивными и плановыми документами

целевыми комплексными народнохозяйственными или научно-техническими программами

прогрессивными отечественными и зарубежными аналогами

1

2

3

4

5

6

Вывод:

Личная подпись 19

даваемую с целью комплексного нормативно-технического обеспечения решения технической, экономической или социальной проблемы, поставленной в:

директивных документах партии и правительства; комплексной программе научно-технического прогресса СССР на 20 лет;

основных направлениях экономического и социального развития СССР на 10—15 лет;

целевых комплексных народнохозяйственных программах; научно-технических программах.

Техническое задание на разработку, развитие и совершенствование системы стандартов разрабатывается в соответствии с положениями РД 50-369—32.

1.3.    Разработка программы является одним из этапов создания системы стандартов и осуществляется для:

обеспечения сбалансированности показателей, норм и требований, регламентируемых отдельными стандартами и РД, включенными в систему;

установления определенной последовательности в разработке и внедрении стандартов и РД, включенных в систему;

определения состава исполнителей заданий программы.

1.4.    Номенклатура стандартов и РД, входящих в состав программы, определяется в соответствии со структурой и составом системы стандартов, основные требования к построению и содержанию которой изложены в РД-50-369—82.

Структура и состав системы стандартов уточняется при разработке проекта Основных направлений развития стандартизации и метрологии.

1.5.    Проект программы разрабатывается и представляется в Госстандарт одновременно с предложениями к проекту пятилетнего плана государственной стандартизации. Задание на его разработку устанавливается в годовом плане государственной стандартизации на основе перечня программ комплексной стандартизации, намечаемых к выполнению в планируемом пятилетии. Перечень программ на планируемое пятилетие утверждается в составе Основных направлений развития стандартизации и метрологии.

В тех случаях, когда в течение пятилетнего периода возникает необходимость в разработке дополнительных программ по отдельным поручениям директивных органов, задания на разработку таких программ включаются в годовые планы государственной стандартизации.

1.6.    Ответственным за разработку и выполнение программы является министерство (.ведомство) —головное в решении межотраслевой проблемы и осуществляющее разработку соответствующей системы стандартов*.

Головное министерство (ведомство) назначает руководителя программы.

В дальнейшем головное министерство (ведомство).

Разработка и выполнение программы осуществляются головной организацией по созданию соответствующей системы стандартов.

Ответственными за разработку и выполнение разделов программы, а также разработку и внедрение отдельных стандартов и РД являются министерства (ведомства) — участники разработки и выполнения программы и назначенные ими организации.

1.7.    Программа на систему стандартов утверждается Госстандартом.

1.8.    Под выполнением утвержденной программы на систему стандартов понимается разработка, утверждение и введение в действие всех стандартов и РД, предусмотренных программой.

Задания по выполнению программы включаются в годовые планы государственной и отраслевой стандартизации без оформления предложений заявок и дооплнительного согласования.

1.9.    Головное министерство (ведомство) совместно с головной организацией по разработке и выполнению программы организует:

разработку, согласование и представление на утверждение в Госстандарт проекта программы;

методическую помощь министерствам (ведомствам) — участникам разработки программы;

контроль за ходом разработки программы; выполнение утвержденной программы; контроль за выполнением программы.

1.10.    Министерства (ведомства)—участники разработки и выполнения программы совместно с назначенными ими организациями обеспечивают:

разработку и представление в головное министерство (ведомство) проектов разделов программы или отдельных заданий программы;

выполнение разделов или отдельных заданий утвержденной программы.

1.11.    В процессе разработки и выполнения программ на системы стандартов Госстандарт осуществляет:

планирование разработки программ; методическое руководство разработкой программ; контроль за ходом разработки программ;

проведение научно-технической экспертизы проектов программ; утверждение программ;

регистрацию, размножение и рассылку программ; включение в годовые планы стандартизации заданий по разработке и введению в действие стандартов и РД, предусмотренных программами;

контроль за выполнением программ.

1.12.    Разработка программы осуществляется по следующим этапам:

разработка проекта программы;

утверждение, регистрация, размножение и рассылка программы.

з

2. ПОСТРОЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА СИСТЕМУ СТАНДАРТОВ

2.1.    Программа на систему стандартов разрабатывается в соответствии с формами обязательного приложения 1.

2.2.    Программа включает: титульный лист;

общую часть;

задания по разработке, пересмотру и введению в действие стандартов и РД.

К программе прилагаются: пояснительная записка;

лист согласования проекта программы в соответствии с формой обязательного приложения 2;

справка об оставшихся разногласиях по проекту программы (при наличии) в соответствии с формой обязательного приложения 3;

перечень мероприятий, выполнение хоторых необходимо для разработки, пересмотра и введения в действие стандартов и РД, предусмотренных программой, в соответствии с формой обязательного приложения 4;

перечень рассылки утвержденной программы в соответствии с формой обязательного приложения 5; техническое задание.

2.3.    В общей части программы указываются: цель разработки системы стандартов; основание для разработки системы стандартов; количественный состав стандартов и РД в программе и сроки

их выполнения;

ожидаемые технико-экономические результаты от внедрения системы стандартов.

2.3.1.    Цель и основание для разработки системы стандартов указываются в полном соответствии с утвержденным техническим заданием.

2.3.2.    Количественный состав стандартов и РД в программе и сроки их выполнения приводятся в таблице. Таблица заполняется после завершения разработки проекта программы.

2.3.3.    В качестве ожидаемых технико-экономических результатов от внедрения системы стандартов указываются показатели, характеризующие экономическую и социальную эффективность.

2.4. Основным содержанием программы являются задания по разработке, пересмотру и введению в действие стандартов и РД. В составе заданий устанавливаются:

номенклатура стандартов (категория, наименование и вид), подлежащих разработке, пересмотру и введению в действие, а также номенклатура РД, утверждаемых Госстандартом (методические указания, положения, инструкции, правила);

основные нормы, требования и показатели, намечаемые к стандартизации;

4

сроки разработки и введения в действие стандартов и РД;

исполнители заданий программы (министерства (ведомства) и назначенные ими организации).

2.5.    Задания программы формируются по разделам, которые устанавливаются в соответствии со структурой системы стандартов, определяемой в соответствии с требованиями РД 50-369—82.

Состав заданий программы определяется в следующем порядке:

устанавливается взаимная подчиненность стандартов и РД, намечаемых для включения в программу;

проводится анализ норм, требований и показателей, намечаемых к стандартизации;

обеспечивается сбалансированность указанных норм, требований и показателей;

устанавливаются очередность и сроки разработки, пересмотра, введения в действие стандартов и РД и исполнители заданий.

2.6.    При необходимости в разделах программы должна предусматриваться разработка основополагающего стандарта или РД, устанавливающих общие требования к группам стандартов и РД, относящихся к соответствующим разделам, область распространения групп стандартов и РД, разрабатываемых в рамках разделов, термины и их определения, а также основные взаимосвязи с другими разделами программы.

2.7.    Сроки выполнения заданий, включенных в программу, устанавливаются исходя из взаимоподчиненности стандартов и РД, предусмотренных программой.

Разработка основополагающих стандартов по соответствующим разделам программы должна предшествовать разработке других стандартов и РД по этим разделам.

2.8.    Общий срок разработки проекта программы и представления его на утверждение не должен превышать десяти месяцев.

2.9.    Пояснительная записка к проекту программы должна содержать следующие разделы:

Раздел 1. Увязка цели системы стандартов с требованиями документов, указанных в п. 1.2 настоящих методических указаний;

Раздел 2. Данные о стандартизации объектов программы к началу ее разработки;

Раздел 3. Обоснование состава комплекса стандартов и РД, разрабатываемых или пересматриваемых в составе программы и обеспечивающих достижение целей создания системы стандартов на планируемый пятилетний период;

Раздел 4. Обоснование прогрессивности и сбалансированности норм, требований и значений показателей;

Раздел 5. Обоснование взаимоувязанных сроков разработки и пересмотра стандартов и РД и сроков выполнения программы в целом;

5

Раздел 6. Расчеты по технико-экономическому обоснованию программы на систему стандартов.

2—781

2.9.1.    В разделе 1 пояснительной записки обосновывается со* ответствие целей системы стандартов заданиям Основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 — 15 лет, директивных и плановых документов и заданиям целевых комплексных народнохозяйственных и научно-технических программ.

2.9.2.    В разделе 2 приводятся данные о состоянии работ по стандартизации в рамках межотраслевой проблемы, для решения которой создаются данная система стандартов и программа.

2.9.3.    В разделе 3 пояснительной записки приводится обоснование полноты комплекса стандартов и РД намечаемых к разработке и пересмотру в рамках программы, и возможности достижения целей создания системы стандартов на планируемый пятилетний период.

2.9.4.    В разделе 4 приводится сравнение основных норм, требований и значений показателей стандартов, разрабатываемых в рамках программы, с нормами, требованиями и значениями показателей прогрессивных отечественных и зарубежных аналогов, обосновывается их сбалансированность исходя из взаимной связи объектов стандартизации, включенных в систему стандартов.

2.9.5.    В разделе 5 дается обоснование сроков разработки программы в целом, отдельных ее разделов и заданий. Расчеты сроков проводятся с учетом последовательности выполнения и взаимосвязей между разделами и отдельными заданиями программы.

2.9.6.    В разделе 6 приводятся ожидаемые технико-экономические и социальные результаты от разработки и выполнения программы. Проведение расчетов технико-экономических результатов от разработки и внедрения стандартов, предусмотренных программой, следует осуществлять в соответствии с методами, установленными в ГОСТ 20779-81.

При расчетах технико-экономических и социальных результатов от разработки и выполнения программы могут быть использованы также:

методические разработки, принятые в тех областях народнохозяйственной деятельности, к которым относится рассматриваемая межотраслевая проблема;

методические разработки, принятые при расчете эффективности новой техники.

2.10.    Для обеспечения выполнения заданий программы разрабатывается перечень мероприятий.

В перечень могут включаться:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, необходимые для создания комплекса стандартов и РД;

экспериментальные работы, связанные с определением основных требований, намечаемых к стандартизации.

2.11.    Проект программы на систему стандартов (титульный лист программы, общая часть и задания программы) и прилагаемые к нему материалы (лист согласования, справка об оставшихся разногласиях, перечень мероприятий) выполняются на листах

6

формата А4 (210x297 мм) по ГОСТ 9327-60 с горизонтальным расположением длинной стороны листа.

Прилагаемые к проекту программы пояснительная записка и перечень рассылки программы выполняются на листах с вертикальным расположением длинной стороны листа.

2.12.    Текст проекта программы и прилагаемых к нему материалов выполняется машинописным способом по ГОСТ 7.3-77.

2.13.    Форма 3 обязательного приложения 1 заполняется следующим образом:

2.13.1.    Запись кодов в графе 1 формы 3 производится головным разработчиком. Коды заданий программы состоят из семи разрядов, обозначающих три цифровых индекса: ХХ.ХХ.ХХХ.

Первый индекс (XX) состоит из двух цифровых разрядов и обозначает код раздела программы. Второй индекс состоит из двух цифровых разрядов (XX) и обозначает код подраздела программы. Третий индекс (XXX) состоит из трех цифровых разрядов и обозначает код задания программы.

2.13.2.    Запись заданий в графу 3 формы 3 в пределах каждого раздела производится в следующем порядке:

разработка, пересмотр и введение в действие основополагающих стандартов и РД по соответствующему разделу;

разработка, пересмотр и введение в действие других стандартов и РД.

При записи заданий на разработку, пересмотр и введение в действие стандартов указываются: категория стандарта; наименование стандарта; вид стандарта.

Если в задании предусматривается пересмотр действующего стандарта или РД, то в конце записи задания в скобках приводится обозначение пересматриваемого документа.

2.13.3.    На последнем листе формы 3 должны быть подписи: начальника соответствующего управления головного министерства (ведомства);

руководителя программы головного министерства (ведомства); руководителя головной организации.

Если разработчиком программы является Госстандарт, то последний лист формы 3 подписывается начальником или заместителем начальника управления Госстандарта, ответственного за разработку системы стандартов, и директором института Госстандарта—■головного разработчика системы стандартов.

7

2.14.    В графе 2 обязательного приложения 2 «Лист согласования» помещается должность, инициалы и фамилия лица, согласовавшего проект программы, личная подпись и дата согласования, или указывается номер и дата письма, подтверждающего согласование; должность, инициалы и фамилия лица, подписавшего письмо.

2*

Лист согласования или письмо о согласовании проекта программы подписывается заместителем руководителя соответствующего министерства (ведомства).

2.15. Пояснительная записка к проекту программы подписывается начальником соответствующего управления головного министерства (ведомства) и руководителем головной организации.

Если разработчиком программы является Госстандарт, то пояснительная записка к программе подписывается директором института Госстандарта — головного разработчика системы стандартов.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ, РАЗМНОЖЕНИЯ И РАССЫЛКИ ПРОГРАММЫ НА СИСТЕМУ СТАНДАРТОВ

3.1.    Разработка проекта программы осуществлятся головным министерством (ведомством) совместно с министерствами (ведомствами) — участниками разработки и выполнения программы в следующем порядке:

3.1.1.    Министерства (ведомства)—участники разработки и выполнения программы в соответствии с ТЗ на разработку системы стандартов разрабатывают разделы проекта программы или отдельные задания, закрепленные за ними, по форме 3 обязательного приложения 1 и представляют их в головное министерство (ведомство) в трех экземплярах вместе с соответствующими обоснованиями.

3.1.2.    Головное министерство (ведомство) подготавливает проект программы и направляет его на согласование министерствам (ведомствам) —участникам разработки и выполнения программы, заинтересованным министерствам (ведомствам) и заказчику (при наличии).

3.1.3.    При наличии разногласий головное министерство (ведомство) организует их рассмотрение и согласование, по результатам согласования вносит уточнения в проект программы и оформляет лист согласования проекта программы.

Если согласование полностью не достигнуто, то головное министерство (ведомство) подготавливает справку об оставшихся разногласиях.

Госстандарт принимает окончательное решение по разногласиям, которое является обязательным для всех министерств (ве^ домств) —участников разработки и выполнения программы.

3.1.4.    Окончательно подготовленный проект программы в трех экземплярах с приложениями, указанными в п. 2.2, с сопроводительным письмом за подписью заместителя руководителя министерства (ведомства) (сопроводительные письма на программы, разработанные Госстандартом, подписывает директор соответствующего института), представляется головным министерством (ведомством) или институтом Госстандарта на утверждение в Госстандарт.

8

1

Форма 1-СТ «Отчет о выполнении заданий Государственного плана стан дартизации по разработке и пересмотру нормативно-технических документов». Форма 13-НТ «Отчет о внедрении государственных стандартов»

2

В дальнейшем системы стандартов.

(6) Издательство стандартов, 1984

1