Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

31 страница

300.00 ₽

Купить РД 50-103-83 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает порядок регистрации и учета состояния разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП) а также разработки и внедрения комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР) в объединениях, на предприятиях, в научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организациях. Инструкция распространяется на предприятия, организации, разрабатывающие и изготовляющие продукцию, а также министерства (ведомства) СССР и союзных республик, и головные и базовые организации, на организации и органы Госстандарта, осуществляющие согласование, регистрацию и учет документов КС УКП, КС ПЭП и КР и аналогичных систем

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Регистрация и учет отраслевых руководящих нормативных и методических документов по вопросам разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем

3 Регистрация и учет типовых проектов комплексных систем

4 Регистрация и учет технических заданий и рабочих проектов комплексных систем предприятий, организаций

5 Регистрация и учет актов внедрения комплексных систем

6 Регистрация и учет комплексных систем научно-производственных объединений, организаций и предприятий, имеющих филиалы

7 Регистрация и учет состояния совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций

8 Отмена регистрации актов внедрения комплексных систем

9 Информация

Приложение 1 (обязательное) Форма бланк-сигнала

Приложение 2 (рекомендуемое) Форма инвентарной книги регистрации и учета отраслевых руководящих нормативных и методических документов (типовых проектов комплексных систем)

Приложение 3 (рекомендуемое) Форма инвентарной книги регистрации в учета документов комплексных систем предприятий, организаций

Приложение 4 (обязательное) Форма акта внедрения комплексной системы

Приложение 5 (рекомендуемое) Форма решения об аннулировании результатов государственной регистрации акта внедрения комплексной системы

Приложение 6 (рекомендуемое) Сведения о результатах регистрации и учета состояния разработки, внедрения и функционирования комплексных систем

Приложение 7 (рекомендуемое) Сведения о результатах регистрации и учета состояния разработки, внедрения и функционирования комплексных систем за квартал

Приложение 8 (рекомендуемое) Сведения о выпуске аттестованной продукции на предприятиях

Приложение 9 (рекомендуемое) Сведения о потерях от брака и рекламациях на предприятиях

Приложение 10 (рекомендуемое) Сведения об экономических санкциях на предприятиях

Приложение 11 (обязательное) Сведения о результатах регистрации и учета состояния разработки, внедрения и функционирования комплексных

Приложение 12 (обязательное) Сведения о результатах государственного надзора за состоянием разработки, внедрения и функционирования комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы по министерствам, ведомствам СССР

Приложение 13 (рекомендуемое) Сведения о выпуске аттестованной продукции на предприятиях

Приложение 14 (рекомендуемое) Сведения о потерях от брака и рекламаций на предприятиях

Приложение 15 (рекомендуемое) Сведения об экономических санкциях на предприятиях (наименование региона)

Приложение 16 (справочное) Рекомендации по заполнению приложений 6 - 15

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ИНСТРУКЦИЯ

РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ СОСТОЯНИЯ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Цена 10 кол.


РД 50-103-83

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1984

РАЗРАБОТАНА Всесоюзным Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Научный руководитель проблемы — директор ВНИИС А. В. Гличев

ИСПОЛНИТЕЛИ:

М. И. Алексеева, Ф. А. Амирджанянц, С. Г. Атамась, Е. А. Авсиевич, Л. И. Брославский, М. Е. Голант, С. Я. Гутник, Ю. Г. Давлятов, Е. Ф. Коптев, В. В. Курицина, В. С. Кузнецов, Э. М. Логинова, Н. И. Мазина, А. А. Мироненко, Н. Г. Павлюченкова, Г. О. Рабинович, И. Н. Чиннов, Б. Л. Хомицкий, Л. С. Шустеров, И. В. Яковлев, М. М. Синицын

В работе принимали участие специалисты отраслей промышленности и организаций Госстандарта:

В. П. Артамонов, М. Д. Зотова, В. А. Конюхова, Н. М. Мясникова, Е. А. Но-выш, Э. Ф. Огарышева, М. П. Усова, А. Я. Шелягов, В. В. Чванов, Ю. И. Ядевский

ВНЕСЕНА Техническим управлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР

Начальник Технического управления М. А. Довбенко

УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта от 14 июля 1983 г. № 3196

ИНСТРУКЦИЯ

РД

50-103-83

Взамен РДИ 103—77, РД 50-192—80

Регистрация и учет состояния разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем управления качеством продукции

Утверждена Постановлением Госстандарта от 14 июля 1983 г. № 3196 Срок введения установлен с 1 января 1984 г.

Инструкция устанавливает порядок регистрации и учета состояния разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП), а также разработки и внедрения комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР) в объединениях, на предприятиях, в научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организациях1.

Инструкция распространяется на предприятия, организадаи, разрабатывающие и изготовляющие продукцию, а также министерства (ведомства) СССР и союзных республик, и головные и базовые организации, на организации и органы Госстандарта, осуществляющие согласование, регистрацию и учет документов КС УКП, КС ПЭП и КР и аналогичных систем2.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В процессе регистрации этапов разработки, внедрения, совершенствования3 и развития4 комплексных систем головные и базовые организации по КС УКП министерств и ведомств5, а также Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС) и территориальные органы Госстандарта осуществляют учет зарегистрированных документов.

1.2.    Регистрация и учет осуществляются в целях: обеспечения разработки, внедрения, совершенствования и

развития комплексных систем на единой научно-методической основе;

осуществления контроля за ходом разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем на предприятиях, организациях;

анализа эффективности внедренных комплексных систем.

1.3.    Регистрации и учету подлежат следующие документы: отраслевые руководящие нормативные и методические документы6, регламентирующие порядок разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем;

типовые проекты комплексных систем групп однородных предприятий, организаций;

технические задания (ТЗ) на разработку комплексных систем, технические задания на совершенствование и развитие КС УКП;

рабочие проекты (РП) комплексных систем, рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП;

акты внедрения комплексных систем, акты совершенствования и развития КС УКП7.

1.4.    Отраслевые документы, типовые проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций подлежат регистрации в ГО и БО.

ГО и БО несут ответственность за своевременное осуществление регистрации упомянутых документов, объективность принимаемых решений и за качество зарегистрированных документов.

1.5.    Акты внедрения комплексных систем подлежат обязательной государственной регистрации в территориальных органах Госстандарта.

Территориальные органы Госстандарта несут ответственность за своевременное осуществление государственной регистрации актов внедрения комплексных систем и объективность принимаемых решений

1.6.    Учету подлежат документы, зарегистрированные в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Учет зарегистрированных документов осуществляют ГО и БО отраслей промышленности и территориальные органы Госстандарта.

1.7.    В ТЗ на разработку комплексных систем предприятий, организаций должно быть предусмотрено выполнение заданий, вытекающих из Продовольственной программы. Для предприятий, организаций, внедривших КС УКП, такие показатели должны быть включены в ТЗ на совершенствование и развитие системы.

В актах внедрения комплексных систем, актах совершенствования и развития КС УКП должны быть приведены показатели, характеризующие выполнение заданий Продовольственной программы.

1.8.    Для предприятий и организаций министерств и ведомств, разрабатывающих и внедряющих отраслевые системы управления качеством продукции (ОС УКП), цели и задачи, устанавливаемые в техническом задании на комплексную систему, должны быть увязаны с целями и задачами ОС УКП.

1.9.    На регистрацию документы представляются после их согласования и утверждения.

Отраслевые документы, а также типовые проекты комплексных систем, разработанные для групп однородных предприятий, организаций, согласовываются:

министерств и ведомств СССР — с ВНИИС, головной организацией Госстандарта по вопросам разработки и внедрения комплексных систем;

союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик — с соответствующей головной организацией союзно-республиканского министерства, ведомства СССР и республиканским управлением Госстандарта;

республиканских министерств, ведомств — с республиканским управлением Госстандарта.

1.10.    Технические задания и рабочие проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций подлежат согласованию с соответствующими базовыми организациями.

1.11.    Согласование и регистрацию документов комплексных систем базовых организаций осуществляет головная организация.

1.12.    Если в отрасли не назначены базовые организации, то согласование и регистрацию осуществляет головная организация.

1.13.    Если в отрасли не назначены головные и базовые организации, то согласование, регистрацию и учет документов комплексных систем осуществляет подразделение министерства, ведомства, назначенное приказом руководителя этого министерства, ведомства.

1.14.    Согласование и регистрацию документов комплексной системы головных организаций осуществляют управления министерств, ведомств, которым подчинены эти организации.

1.15.    Документы направляются на согласование в двух экземплярах (копия и оригинал). Один экземпляр документа (копия) остается в организации, проводящей согласование.

1.16.    Технические задания и рабочие проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП, акты внедрения комплексных систем, акты совершенствования и развития КС УКП представляют на регистрацию вместе с бланк-сигналом (обязательное приложение 1).

1.17.    Представляемые на регистрацию и учет документы должны быть разработаны и оформлены в соответствии с требованиями

3

руководящих нормативных и методических документов Госстандарта по комплексным системам и отраслевых документов, согласованных с Госстандартом, требованиями Государственной системы стандартизации и настоящей Инструкции.

1.18. При представлении на регистрацию отраслевых документов, типовых проектов комплексных систем, технических заданий и рабочих проектов комплексных систем, технических заданий и рабочих проектов совершенствования и развития КС УКП на титульном листе документа, представляемого на регистрацию, должны быть подписи руководителей согласующей и утверждающей организаций, заверенные печатью.

Регистрацию оформляют записью в инвентарной книге (рекомендуемые приложения 2—3), а в правом нижнем углу титульного листа регистрируемого документа указывают наименование организации, проводящей регистрацию, номер и дату записи, должность и фамилию регистрирующего лица, а также его подпись.

2.    РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОТРАСЛЕВЫХ РУКОВОДЯЩИХ НОРМАТИВНЫХ

И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗРАБОТКИ,

ВНЕДРЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ

2.1.    Регистрацию отраслевых документов осуществляет головная организация министерства (ведомства) по КС УКП.

2.2.    Порядок регистрации отраслевых документов (количество экземпляров представляемых документов, комплектность, сроки регистрации и т. п.) устанавливает министерство (ведомство).

2.3.    Учет зарегистрированных отраслевых документов осуществляют головные организации министерств (ведомств), ВНИИС и республиканские управления Госстандарта.

2.4.    Организации-разработчики отраслевых документов министерств (ведомств) СССР направляют для учета копии зарегистрированного документа во ВНИИС. Требования по оформлению копии — по ГОСТ 1.19-75.

2.5.    Организации-разработчики отраслевых документов союзно-республиканских министерств (ведомств) союзных республик и республиканских министерств (ведомств) направляют для учета в республиканское управление Госстандарта копию зарегистрированного документа.

2.6.    Головные организации министерств (ведомств) ведут учет отраслевых документов по записи регистрации (учета) в инвентарной книге (рекомендуемое приложение 2).

2.7.    ВНИИС и республиканские управления Госстандарта ведут учет отраслевых документов по копиям зарегистрированных документов.

3.    РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ

3.1. Организация-разработчик типового проекта комплексной системы, утвержденного соответствующим министерством (ведом-

4

ством), представляет на регистрацию в головную организацию три экземпляра документа (оригинал и две копии).

3.2.    Головная организация после регистрации оставляет у себя копию документа, а оригинал и другую копию возвращает организации-разработчику.

3.3.    Организация-разработчик типового проекта комплексной системы, разработанного для группы однородных предприятий, организаций министерств (ведомств) союзного подчинения, копию зарегистрированного документа направляет для учета во ВНИИС.

3.4.    Организация-разработчик типового проекта комплексной системы, разработанного для группы однородных предприятий, организаций министерств (ведомств) республиканского подчинения, копию зарегистрированного документа направляет для учета в республиканское управление Госстандарта.

3.5.    Головные организации министерств (ведомств) ведут учет типовых проектов по записям в инвентарной книге (рекомендуемое приложение 2).

3.6.    ВНИИС и республиканские управления Госстандарта ведут учет типовых проектов комплексных систем по копиям зарегистрированных документов.

4. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И РАБОЧИХ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

4.1.    Предприятие, организация-разработчик представляет согласованные и утвержденные техническое задание и рабочий проект комплексной системы на регистрацию в базовую организацию в двух экземплярах (оригинал и копия) и заполненный бланк-сигнал.

4.2.    Организации, осуществляющие согласование и регистрацию технических заданий и рабочих проектов комплексных систем, технических заданий и рабочих проектов совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций проводят их экспертизу на соответствие руководящим нормативным и методическим документам Госстандарта, и отраслевым документам, согласованным с Госстандартом.

Примечание. При отсутствии отраслевых документов, согласованных с Госстандартом, экспертиза документов комплексных систем ведется только на соответствие руководящим нормативным и методическим документам Госстандарта.

4.3.    Базовая организация после регистрации оставляет у себя копию технического задания и рабочего проекта комплексной системы, а оригинал технического задания и рабочего проекта вместе с бланк-сигналом возвращает разработчику.

4.4.    Предприятие, организация-разработчик в 15-дневный срок со дня регистрации направляет бланк-сигнал для учета в территориальный орган Госстандарта, в районе деятельности которого находится.

5

4.5.    Учет зарегистрированных технических заданий и рабочих проектов комплексных систем предприятий, организаций осуществляют базовые организации и территориальный орган Госстандарта, в районе деятельности которого находятся эти предприятия, организации.

При постановке на учет территориальный орган Госстандарта имеет право затребовать техническое задание и рабочий проект комплексной системы на экспертизу.

4.6.    При регистрации технического задания, рабочего проекта КС ПЭП и КР им присваивают тот же номер, который был дан при регистрации КС УКП этого предприятия, организации с добавлением индекса «ЭФ».

S. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ АКТОВ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ

5.1.    Предприятие, организация извещает министерство (ведомство) о завершении работ по внедрению комплексной системы и ходатайствует о назначении комиссии по приемке комплексной системы8.

5.2.    Состав комиссии утверждается в установленном министерством (ведомством) порядке.

В комиссию включаются представители:

министерства (ведомства), которому подчинено предприятие, организация9;

головной и (или) базовой организации;

предприятия, организации, внедрившей комплексную систему;

партийной, профсоюзной и комсомольской организации района, города, области (по согласованию с этими организациями).

К работе в комиссии могут быть привлечены специалисты научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций в качестве экспертов по отдельным вопросам разработки комплексных систем.

5.3.    Комиссия проводит свою работу непосредственно на предприятии, организации.

5.4.    Предприятие, организация представляет комиссии следующие документы:

приказ об организации работ по разработке и внедрению комплексной системы и о создании координационно-рабочей группы;

программу и результаты анализа состояния дел на предприятии, в организации по управлению качеством продукции;

техническое задание и рабочий проект комплексной системы, зарегистрированные в установленном порядке;

расчет экономической эффективности системы10;

справку о результатах ведомственного контроля и государственного надзора за качеством продукции на предприятии, в организации за последние два года.

5.5. Акт внедрения комплексной системы составляет комиссия. При приемке комплексной системы комиссия должна: проверить представленные материалы комплексной системы на соответствие руководящим нормативным и методическим документам Госстандарта и отраслевым документам, согласованным с Госстандартом, и техническому заданию на разработку системы;

проверить по актам внедрение стандартов предприятия комплексной системы и их соблюдение;

проанализировать показатели, характеризующие качество продукции, за период от начала разработки комплексной системы до составления акта внедрения*.

При приемке КС ПЭП и КР и аналогичных систем также оцениваются результаты внедрения системы по плановым и фактическим показателям производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организации.

5.5.1.    Для промышленных предприятий основными показателями, которые должны быть проанализированы при приемке комплексной системы, являются:

повышение удельного веса продукции высшей категории качества (высшего сорта или других показателей, определенных для продукции данной отрасли) в общем объеме производства;

выполнение заданий, обеспечивающих реализацию Продовольственной программы;

уменьшение рекламаций; снижение потерь от брака;

улучшение показателей качества выпускаемой продукции.

При приемке КС ПЭП и КР и аналогичных систем дополнительно анализируются следующие показатели: увеличение объема производства;

снижение затрат на производство и уменьшение или ликвидация непроизводительных потерь; увеличение фондоотдачи;

ускорение оборачиваемости оборотных средств; рост производительности труда; экономия всех видов ресурсов.

Примечание. Для предприятий отраслей общей техники и других отраслей народного хозяйства основные показатели выбираются с учетом отраслевой специфики из числа показателей, установленных в государственной стат-отчетности для данной отрасли.

5.5.2.    При приемке комплексной системы организаций должны быть проанализированы;

улучшение показателей качества продукции;

7

* Показатели, характеризующие качество продукции, должны быть лучше или на уровне средних показателей для однотипных предприятий отрасли.

2—1285

сокращение сроков разработки продукции.

Примечание. В качестве продукции организаций рассматриваются результаты исследований (разработок), оформленные в виде отчетов, нормативно-технической документации или комплектов технической (конструкторской, проектной, технологической и т. д.) документации, а также опытные образцы. В состав показателей, характеризующих качество продукции организации, входят показатели технического уровня исследований (разработок) и качества исполнения документации.

5.3.    Приемка комплексной системы оформляется актом, в котором должно быть указано, что комплексная система полностью соответствует требованиям руководящих нормативных и методических документов по разработке и внедрению комплексных систем и приведены показатели, характеризующие результаты внедрения комплексной системы в соответствии с техническим заданием и требованиями настоящей Инструкции. Форма акта внедрения комплексной системы приведена в обязательном приложении 4.

5.4.    Комплексная система считается внедренной, если:

разработаны, утверждены и внедрены все стандарты предприятия, предусмотренные техническим заданием на комплексную систему;

разработаны, утверждены и зарегистрированы техническое задание и рабочий проект комплексной системы;

достигнуты цели и решены задачи, поставленные в техническом задании на комплексную систему;

прошел регистрацию акт внедрения комплексной системы.

5.5.    Регистрацию акта внедрения комплексной системы предприятий, организаций отраслей промышленности осуществляет территориальный орган Госстандарта (лаборатория государственного надзора, центр стандартизации и метрологии), в районе деятельности которого находятся предприятие, организация11.

5.6.    Предприятие, организация в течение 20 дней после окончания работы комиссии представляет на регистрацию в территориальный орган Госстандарта первый и второй экземпляры акта внедрения (подписанные всеми членами комиссии) и бланк-сигнал, подписанный руководителем предприятия, организации.

5.7.    При регистрации акта внедрения КС ПЭП и КР и аналогичных систем присваивается тот же номер, который был дан при регистрации акта внедрения КС УКП этого предприятия, организации с добавлением индекса «ЭФ».

5.8.    Территориальный орган Госстандарта, проводящий регистрацию акта внедрения комплексной системы, может потребовать от предприятия, организации-разработчика представления документов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1

В дальнейшем — предприятиях, организациях.

2

В дальнейшем — комплексных систем.

3

Совершенствование КС УКП предусматривает пересмотр и уточнение задач системы по улучшению качества продукции, а также совершенствование форм, методов и организации управления качеством продукции.

4

Развитие КС УКП предусматривает расширение целей и задач системы, охват системой управления отдельных задач по улучшению использования всех видов ресурсов, по повышению эффективности производства и качества работы (включение в систему элементов КС ПЭП и КР).

5

В дальнейшем — головные и базовые организации (ГО и БО).

© Издательство стандартов, 1984

1

6

В дальнейшем — отраслевые документы.

7

Для предприятий отраслей общей техники перечень материалов, подлежащих регистрации и учету, устанавливается отраслевыми документами, согласованными с Госстандартом

8

В дальнейшем — комиссия.

9

Министерство (ведомство) по его поручению может быть предстазлено в комиссии головной или базовой организацией.

10

По методическим материалам Госстандарта, а при отсутствии их — по отраслевым методическим материалам, согласованным с Госстандартом.

11

Регистрацию актов внедрения комплексных систем предприятий, организаций других отраслей народного хозяйства осуществляют их базовые организации.