МИНИСТЕРСТВО НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВНИИСПТмефть
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ И ОПТИМАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ (С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАДЕЖНОСТИ; СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА РД 39 - 30 - 721 - 82
1982
Министерство нефтяной ирошлплекности
ВСЕСОШИЫЛ НАУЧНО^ИгаадВАТ^^ЬСКИЯ ИНСТИТУТ ПО СВОРУ, ПОДГОТОВКЕ И ТРАНСПОРТУ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДШОВ (ВНИИСПТнефгь)
УТВЁРВДЕНО
Первым заместителем Министра нефтяной промшленности
В.И.КРЕМНЕВЫМ
6 апреля 1982 г.
РУКОВОДСТВО ПО ШБОРУ ОП1|ИМАЛЬНОГО УРОВНЯ И ОПТШАШЮМУ РАЗМЕЩЕНИЮ (С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИИ НАДЕЖНОСТИ) СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА РД 39-30-721-82
1902
ликвидации аварий Ш типа t$s *= 5 ч. Повреждения нефтепрово
да квалифицируются по типам согласно (2). Скорость движения транспортных средств по трассе нефтепровода принята постоян -ной К = 10 км/ч. Значение затрат на содержание АВБ в зависимости от условий размещения приняв на НПС - CZ = 21 руб/ч, на трассе CZ =28 руб/ч. Длина опорожняемого участка
нефтепровода принята равной С/? = 8 км, так как предполагается, что нефтепровод проходит по местности с ровным рельефом. Предполагается, что узлы арматуры расставлены через 19 км.
Определяем расположение I АВБ на рассматриваемом нефте -проводе миникиэируя функцию F т УЫ U3X) + DZ СDX ), где JOX - абсцисса, которая характеризует расположение АВБ;
УЬЦДХ) - величина годового ущерба, вызываемого простоями нефтепровода при ликвидации аварий при размеще -нии АВБ в точке с абсциссой дх .
DZ(tiX)~ приведенные затраты на содержание АВБ, располо -генной в точке с абсциссой ДХ .
Определяем параметр потока восстановлений линейной части при обслуживании нефтепровода I АВБ по формуле, т.е. когда Dn = I.
_ L (DMt/ (ДМ, +ЛМ5) L )
в УЫ(ДХ)
где rnz - количество узлов арматуры на нефтепроводе.
Получили //„у= 0,0133 Х/ч.
Оптимальное размещение нескольких АВБ определяется методом динамического программирования.
Основное рекурентное соотношение этого метода имеет вид
9,Сц)-Г(Ы/. со0п )/соВп - L ; _
Фк(ц)-тт{<Ркч (coj)t к - 2, Dn-r,
Фо (о);) - F(o>,, о.))/со о - о; фоп~ min{Фо Сш/) * Фр„.( (U);)} ,
и
где ty) “ зона обслуживания j -ой АВБ;
Лп » количество АВБ. f(a>y, u)j)mmin F на отрезке (u)j4, a)j) . Для каждой зоны находим параметр потока вобстановления линейной части.
Затем для каждого учаотка - среднее вначение параметра потока восстановления линейной части.
Сравнение вариантов вложения оредотв в ту или иную конкурирующую подсистему производится по величине приращения показателя надежности,приходящегося на единицу отоимооти вло -женных средств.
Решение донной задачи представлено на рисунке I, который показывает зависимость величины показателя надежности ЫН от стоимости оптимально вложенныл средств. При стоимости ветра -ченных средств С * 416824 руб., вложенных в систему технического обслуживания и ремонта (количество АВБ Лп о 3) и увеличение РП (объемы РП} В • 75000 м3), показатель на -давности ЫН будет равен R • 0,975.
В приложении широко представлены графические зависимости уровня надежности различных схем магистрельиого нефтепровода (А - число дней простоя нефтепровода) ст количества аварийно-восстановительна бригад flrj (расстановка бригад оптимальна по критерию min приведенных затрат). Зависимости получены для среднестатистических данных но надежности для объектов и сооружений магистрального нефтепровода, величина скорости доставки варьировалась в пределах V* 10*40 км/ч, что соогветствует различным трассовым условиям и способам доставки АВБ.
Расчет каждого конкретного варианта проектируемого неф-
Лес-I. Гр**** зависимости показателя надежности МН от стоимости вложенмчх средств
тепровода следует производить по програше GRADM, имещеЁся в фондах Щ ЕНИИСПТнефть.
Проложенне (справочное)
Зависимость ненадежности (количества дней простоя А) от количества АВБ
Иопольвуя (I) определяется значение показателя надежности МН ^ . Расчет количества дней простоя МН произведен по формуле
А - 365 (I - R ) (I)
В приложении даютоя графики значений А, вычисленных для ЫН различной протяженности L * 400 км 4 1600 км, раз -личного диаметре D « 720 мм 4 1220 мм, с различным количеством РП (0 4 4), различной скоростью доотавки АВБ (V » 10 км/ч 4 40 m/ч).
Приняты следующие обозначения:
Bi - объем РП на / -ом участке;
/4* - длина I -го участка;
V - окорооть доставки.
Lg 400**1, в-0, V‘ 40 км/ч.
В:1220т 2 Ю2От ■В-220/пт В‘ 720тт
6 ~”"2h
i,- говлм) L ьСО/<м |
|
f г s v s s |
(dmj) Lr'200**, 1лг«оог*,3‘Х*.
(дни) L-iOOt/nJi-m™, 3-36i.
ЧзЗОкп/ч. |
|
пчггок»
хчогокп 2‘SZOkiH ■П’7£Э*'1 L——Dn
Настоящее "Руководство" разработано авторским коллективом в составе
В.Т.Агишева, А.Г.Гумерова, А.Н.Левемцова (рук.темы)* Н.Ж.Халеэовой.
Рабочая программа для ЭРМ ЕС-1020 на языке "Фортран” разработана коллективом ВЦ ВНИИСПТнефгь в составе
Л.Г.Арслановой, В.И.Беляевой, Л.З.Шайдуллиной и находится в фондах ВЦ института.
(дни)
7/1/220*” 1)1/020/1»
2:220»»
2: 720»»
o £n
|
/220»» '2:/020»»
0:020»»
2:720»»
0n |
IfSOOxn^WOKri, 3=J6v V: ‘/Ок»/о.
|
3--f220n» 3--/020»» ■2:220»» ■J:J20»» |
РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ И ОПТИМАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ (С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАДЕЯНОСТИ)СИСТй>Ш ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАПЮТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА РД 39-30-721-82
Приказом Министерства нефтяной промышленности * 232 от 10 мая 1982 г.
Срок введения с 01.06.82. Срок действия по 31.05.87. Вводится впервые
Настоящее руководство является методическим документом, предназначенным для проектных организаций. Руководстве определяет выбор оптимального уровня и оптимальное размещение системы технического обслуживания и ремонта проектируемого нефте -провода с учетом требований надежности или для требуемого уровня надежности осуществляет оптимальное размещение потенциала технического обслуживания и ремонта (ТОР).
I. ОБЩИЕ ПОЛОКНШЯ
1.1. Магистральный нефтепровод (МН) рассматривается как сложная мкого^ункциональная техническая система, процесс функционирования которой представляет взаимодействие подсистем, направленных на выполнение целевого назначения.
1.2. Потенциал технического обслуживания и ремонта пред -ставляет одну из подсистем МН, функцией которой является под -
держание работоспособности проектируемого нефтепровода.
1.3. Выбор оптимального уровня и оптимальное размещение систеш технического обслуживания и ремонта МН происходит на основе целевого критерия надежности с учетом процесса функционирования.
1.4. Учет требований надежности осуществляется через оценку качеотва и эффективность санкционирования.
1.5. Определение оптимального уровня надежности производится с учетом целесообразности вносимых средств, направленных на поддержание надежности, демографических факторов, ограни -чений на количество аварийно-восстановительных бригад (АВБ), объемов и количества резервуарных парков, а также с учетом влияния других видов резерва.
1.6. Решение задачи выбора оптимального уровня систем и ТОР проектируемого нефтепровода осуществляется градиентным методом.
1.7. Решение задачи оптимального размещения систели ТОР проектируемого нефтепровода осуществляется методом динамичес -кого программирования.
1.8. Показатель надежности нефтепровода определяется в соответствии с (I).
1.9. Термины и определения, принятые в руководстве, со -ответствуют ГОСТам 13377-75, 18322-78 и другим НТД в области надежности.
Отраслевые термины и определения, применяемые в руководстве, соответствуют ОСТу "Магистральный нефтепровод. Состав -ные части. Термины и определения".
2. ОБщАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
2.1. Рассматривается задача выбора оптимального уровня и оптимального размещения системы технического-обслуживания и ремонта проектируемого 1Ш. Необходимо определить целесообразное количество вносимых средств для обеспечения оптимального уровня надежности с учетом подсистем» способствующих повышению надежности КН. При этом размещение системы технического обслуживания и ремонта должно быть оптимально.
2.2. При решении поставленной задачи необходимо учитывать технико-экономические характеристики нефтепровода, условия его эксплуатации, тип возможных аварий и их последствий, частоту и время их ликвидации, трассовые условия, надежность оборудования.
2.3. Система ТОРа поддерживает надежность МН. К другим средствам, обеспечивающим определенный уровень надежности можно отнести резервуарные парки, параллельные нитки, секционирование и т.д.
2.4. Необходимое время для доставки средств ТОРа (АВБ) к месту повреждения существенно зависит от трассовых условий. Отсутствие на некоторых участках трассы дорог иаи их низкая проходимость вызывает необходимость доставки АВВ и техники в объезд по дорогам, не совпадающим с направлением трассы, а также использование авиатехники.
з. критерии огшмза^и
Оптимальный уровень и соответственно оптимальное размещение (с учетом требеваний надежности) потенциала ТОРв ММ могуг быть различными в зависимости от критериев оптимизации. В связи с этим, в зависимости от требований, предъявляемых к системе МП, решение может осуществляться по ряду критериев, й основ-
ном это критерии двух классов.
А) Критерии оптимизацииf исходящие из народнохозяйственного эффекта, т.е. па прооктируегФй нефтепровод могут быть наложены ограничения,предъявляете к системе иерархически, например, учет требований поставщика и потребителя, ритмичность работы МН, эффективность его работы -RCucm » &фк[а» учет ЦСТОР.
Б) Локальные критерии оптимизации, оспованные на интег -ральном показателе качества, в соответствии с ГОСТ 15467-70, например, тт приведенных затрат, целесообразный уровень надежности проектируемого нефтепровода и т.а.
В качестве примера рассмотрим критерий оптимальности Б-го класса - min прпводенпых затрат.
Приведенные затраты для проектируемого МН записываются в
виде
3” КЕ+Э> у ,
где К - капитальные вложения в МН;
Э - ежегодные эксплуатационные издержки для исправного МН;
У - ущерб от отказod нефтепровода;
£ - нормативный коэффициент.
В зависимости от режимов эксплуатации, коэффициента загрузки, определенного количества резерва в системе, принятой системы ТОРо величина 3 может принимать различные значения.
Очевидно, что для определенного уровня надежности всегда имеется решение, при котором 3 принимает mitt значение для определенного количества и определенного размещения АГЛ>, то это количество ЛГЯ> и это размещение ЛВБ следует считать оптимальным по критерию min приведенных затрат.
4. МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ МОДЕМ И РИШЯ ЗАДАЧИ
Для создания модели системы МИ был выбран аналитический метод, основанный на представлении процесса функционирования система о учетом отказов объектов и сооружений марковским с непрерывным временем и дискретными состояниями, Это позволило получить наглядные закономерности исследуемого процесса функционирования и применить численные метода для опреде -ления оптимальных решений.
Вектор, характеризующий МН, в зависимости от принимаемого решения запишем в виде /Я, А/, В, A/t L,X, У, vj, где Я* /Я/#Я^- множество параметров проектируемого МН, характеризующих безотказность объектов и сооруже-ний; Н» } - множество параметров, характера -
зуидих ремонтопригодность объектов и сооружений; BtNtL - тожество параметров, характеризующих объемы резервуарных парков, количество и длину участков; Х,У - параметры, характери -зующие координаты проектируемого нефтепровода и координаты предполагаешх и имеющихся баз центтзализоваиного обслуживания и ремонта, / - множество векторов скоростей доставки АВБ, зависящих от трассовых условий.
Если взять коитерий оптимальности 3 , а его зависимость
от принимаемого решения в виде скалярной функции 3 (ДГ), где X* {Х, М, в. А/, L, X, У, У} , (I)
то вектор X характеризует принимае?<юе решение. Сто решение
может быть ограничено дисциплинирующими условиями (ресурсами,
координатами, продолжительностью ликвидации аварий и т.п.), в
результате чего образуется множество допустимых решений S
Задачу оятишзации можно записать в виде 3(х) —— min
х es
Решение задачи представляет собой определение (I) или нахождение близкого к (I) вектора х • Дяя решения данной задачи выбран мезсд, хоторый носит последовательный (пошаговый) характер, т.е. Алгоритм определяет подход от одного решения к другому
Наиболее полно решению задачи удовлетворяет метод градиентного поиска, т.к. он позволяет определять оптимальное ре -пение по уровню надежности на каждом шаге, и таким образ ом задача оптимизации уровня надежности мсскет быть решена при любом ограничении, налаженном на систему МН (т.е, удовлетворяв щях критериям классов А и Б).
Оптимальное размещение АВБ осуществляется методом дина -мического программирования.
Определение оптимального уровня надежности МН осуществляется параллельно с решением задачи по оптимальному размещению
системы ТОРа, т.и. условие оптимальности уровня надежности
органически связано с ТОР. Решение этих задач осуществляется
одновременно и принятие решения по одной задаче неразрывно
овязано с решением другой.
Условный пример
Необходимо определить оптимальный уровень и оптимальное размещение системы технического обслуживания и ремонта МН (с учетом надежности) при выполнении критерия оптимальности
и - cl
П>/, где П~ .
У0 - начальный ущерб от отказов нефтепровода;
У - ущерб от отказов на к-ом шаге;
С к - стоимость вложенных средств па к-ом шаге.
Данный критерий оценивает эффективность внесения средств для достижения оптимального уровня надежности МН. В конечном итоге при выполнении условия П > 1 происходит нахождение оптимального уровня надежности для 3 —•» min .
В качестве примера рассмотрен МН Л - 820 мм, производительностью 1695 mVh, протяженностью L « 1000 км, коли -чество НПС-10. Параметры потока отказов НПО и линейной части равны соответственно А, тХипе в O.OOieS1/*!, \2 t - Клч -О,0000341^Д00 км • ч. Параметры потока восстановлений НПС равны JJ, = JJнпс “ 0,2*/ч. Принято, что до определения оптимального количества и расстановки^ремонтные работы па нефте -проводе осуществляются одной АВБ, т.к. оптимальный уровень надежности может быть достигнут не только средствами восстановления (АВБ), но и изменением конструктивного решения, то в качестве конкурирующих средств рассмотрены резервуарные парки, и поиск оптимального решения будет рассматриваться на основе комплексного подхода (т.е. поиск схемного решения с оптимальным обслуживанием),
В случае принятой схемы будет производиться поиск тг ъко оптимальной систекм обслуживания.
Ущерб от простоя I км нефтепровода принят равным ^ 3,5 руб/ч. Математическое ожидание количества аварий I типа составляет DM, = 0,021 -1СГ6 I/ч; П типа - 0,18 • ТСГ61/км ч;
Ш типа JJMy = 0,14 • 1СГ°1/км.ч. Время простоя нефтедрогода, связанное с обнаружением повреждения, закрытием и открытием задвижек и собственно ремонтными работами на трубе при ликвидации аварий I и П типа соответственно равно А, *= 50 ч, А2 « 24ч.
Время опорожнения I км нефтепровода при ликвидации аварий I и П типа соответственно равно В, = 3 ч, в2 = 3 ч, время