Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

70 страниц

449.00 ₽

Купить РД 39-0147103-349-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий посвящен вопросам обоснованного выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности объектов и системы магистрального нефтепровода с учетом последних достижений в решении прикладных задач теории надежности в отрасли нефтепроводного транспорта.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Показатели надежности в проектной документации

2 Классификация методической и нормативной базы по вопросам надежности магистральных нефтепроводов

3 Инструкция по оценке показателей надежности объектов магистрального нефтепровода при проектировании

     3.1 Общие положения

     3.2 Порядок определения показателей надежности конструкции объектов магистрального нефтепровода

     3.3 Порядок определения показателей надежности функционирования магистрального нефтепровода с использованием марковских моделей

     3.4 Порядок определения показателей надежности функционирования магистрального нефтепровода с использованием структурных моделей теории надежности

     3.5 Порядок определения показателей надежности магистрального нефтепровода как технологической системы

     3.6 Выбор оптимального варианта проектируемого магистрального нефтепровода

     3.7 Выбор оптимального уровня и оптимальное размещение системы технического обслуживания и ремонта проектируемого магистрального нефтепровода

     3.8 Выбор оптимальной величины резервов магистрального нефтепровода

Список литературы

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство нефтяной промышленности ВНИИСПТнефть

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ ТИПОВОЮ СОСТАВА РАЗДЕЛОВ "ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ" В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ РД 39-0147103-349-86

1986

Шнистерство нефтяной промышленности БНИИСПТнефть

УТВЕРЖДЕН

начальником Главтранснефти В.ДЛерняевым

27 июня 1986 г.

руководящий документ

РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ ТИПОВОГО СОСТАВА РАЗДЕЛОВ "ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ" В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ РД 39-0147103-349-86

Г986

10

1 _ _ 2

____з......4_____

5

П. Надежность функционирования

безотказность Эквивалент- Линейная и ремонтопри- ное время часть,Ш, годность простоя,коэф- НПС, ЙН в фициент го- целом (сис-товности, по- тема) казатель качества функционирования

Ш. Надежность технологической системы

безотказность, Вероятность ремонтопри- выполнения годность, дол- задания говечность, сохран.

Комплекс: промысел-МН-НПЗ (пункт отгрузки) (больше системы энергетики)

ЗЛ.З. При разработке "Инструкция для оценки показателей надежности объектов магистрального нефтепровода при проектировании" максимально использован принцип преемственности, т.е. использование полученных ранее результатов по обеспечению качества и надежности при проектировании МН, а также других систем энергетики.

3.1*4. При проектировании МН с учетом надежности должны быть выполнены слецупцие работы, предусматриваемые в Инструкции ;

определение типов элементов (объектов), которые могут найти применение на Ш;

установление режимов использования элементов в системе; согласование требований к надежности объектов МВ (например, о использованием [13] );

согласование конотруктивнсмгехво логических параметров МН (ва базе ТЭО и ТП);

установление резервных элементов и норм на них (например, о использованием [II] );

анализ условий эксплуатации и установления деотабялизирующих факторов, которые могут нарушать работу МЙ, определение нор-

II

мативов по фонду рабочего времени, формируемого о учетом компенсации влияния дестабилиаирупцих факторов;

выполнение расчета нацехнооти МН,как конструкции; выполнение расчета надежности функционирования МН; выполнение расчета надежности МН,кая технологачеоной системы (по настоящей Инструкции ).

Выполнение этого комплекса работ будет способствовать конкретной формулировке требований в качеству функционирования ЫН, повышению качества их проектирования и, как следствие,к установлению рационального объема материально-технических ресурсов, выделяемых на строительство спроектированного Ш.

3.2. Порядок определения показателей надежности

конструкции объектов магистрального нефтепровода

3.2.1.    Причины разрушения МП - разрывы труб - начинаются о концентратора напряжений. При этом установленные нормы для концентраторов напряжений в материале сварных швов труб не удовлетворяют требованиям надежности эксплуатации.

£/ =

3.2.2.    Наиболее простое уоловие для оценки надежности конструкция объектов Ш получено в [3] , исходя из формулы раочета кольцевых напряжений в стенке трубы.

23 j

случайная величина какой-либо характеристика прочности трубы, достижение которой принято за предельное состояние;

- детерминированная величина испытательного давления;

Д н - наружный диаметр трубы - детерма шарованная величина воледотвие овоей малой статистической изменчивости;

S ~ случайная величина толщины стенки трубы*

12

3.2.3. Исходя из условия 3.2.2 вероятность безотказной работы определяется из выражения Р(и^~0) -- Р([% ~

_ РуМ-^д}

26

это выражение может быть линеаризовано, т.е.

P(U>0)~P([R-fiq\>0)

3.2.4* Статистические наблюдения показывают, что распределения случайных величин R и S являются нормальными. Поэтому мат ожидание й и дисперсия Da распределения U (о учетом не-

л#    ^

коррелированнооти R и 6 ) выразятся:

G= P~jdq

где U , R , ц - матохиДания соответствующих случайных величин;'

2

Su - стандарт (средне-квадратичное отклонение}.

3.2.5.    Величина у , равная у * й Sj , является характеристикой безопасности по Ржаницнву.

3.2.6.    Учитывая нормальность распределения О. , вероятность

отказа для найденной величины у составит:

о

CJ (и< О)    f(u)du -0,5

где Ф - табулированный интеграл вероятностей.

3.2.7.    Вероятность безотказной работы соответственно будет составлять:

Р (и>0)=- 05 +-ф(2Г)

3.2.8.    Показатели надежности конструкции элементов № труб, соответствующие малоцикловому характеру нагружения, получаются путем использования уравнения Нейбера и соотношения Коффи наг-Мэноона [22] . Показатели надежности конструкции объектов - ли-

13

нейных участков большой протяженности (упругой з о гнутые участки МН, линейные участки между соседними НПО и т.ц. следует оценивать на базе подхода, обоснованного в ,3. *

3.2*9. Вероятность безотказной работы труб в [22] определяется следующим образом :

где €допЩ ^ 'доп “ допустимая деформация; С - коэффициент, характеризующий пластические свойства материала труб; /77,- коэффициент, учитывающий влияние внешних условий; ^сгг установленная наработка на отказ в циклах; броб - деформация от рабочих (номинальных) напряжений; Ф - интеграл Лапласа; - коэффициент концентрации деформаций.


3.2.ID. Дисперсия определяется по следующей формуле:

3.2.11.    С учетом соотношения 3.2. ID вероятность безотказной работы труб запишется следующим образом :

Р 0,5+Ф(пгА^ t+ Агера)’

где П *ёдоп€ра6 - коэффициент запаса по деформации; А - коэффициент изменчивости соответствующих параметров С, Keypad'

3.2.12.    Коэффициент концентрации деформаций определяется по формуле

или

^ ^доп С п *брйЬ 1 4'доп~ /й? 'П \cv5~1

14

3.2.13. Величина установленной наработки в единицах времени определяется из соотношения

где Мер - среднее количество циклов в единицу времени (год).

3.2Л4, Оценка надежности сварных соединений труб выполняется по следующим формулам [l3j ;

at-q65l(ff’7K?(s)ti(ul).

Къ=6тах'6роб 1 где (Xg - теоретический коэффициент концентрации напряжений;

(J)    - радиус закругления в зове сопряжения усиления шва о

основным металлом; 9 - угол перехода шва к основному металлу;

Q - половина ни раны шва сварного соединения; S- смещения кромок по высоте сварного шва; Uf - степень овальности; S -толщина стенки; - коэффициент концентрации напряжений.

3.2.15,    Степень овальности связана с коэффициентом Kg ( Ui ) соотношением следующего вида fl7]

и,-Офо-Уфф3\ю^ •

где Р* - внутреннее давление; Р - номинальный радиус срединной поверхности трубы; JJ - коэффициент Пуассона; £ - модуль упругости .

В ТУ на трубы величины смещения даны в % от толщины стенки, в силу него значения Kf { U ) принимают постоянную величину.

3.2.16.    Теоретический коэффициент концентраций напряжений

связан с учитывавший признаками д , 5 ,    ,    а следующей зави

симостью [17] .

15


CXg = -0f725-3#757<? + 4.26S+ 0.8I8U, + 0,07160

3.2.17.    Оптимизация значений показателя качества сварных швов труб по критерию надежности выполняется по следующей целевой функции [17]:

U-(-f[as(a,e,e,<?,s,u,)

Оптимальное значение целевой функции 4.17 достигается при

Ц~£доп ^ fa о    7    Рм/7 0ол)'>    £//)] »

где бдоп ~ допускаемая деформация в локальных зонах металла труб.

Оптимизация геометрических параметров продольных сварных швов труб осуществляется следующим образом: определяется допустимая величина бдоп ^6доп ^ ПРИ Фиксированных CL , 6 f & , S 9 Uf , принятых на основании отработанной технологии изготовления труб, находится ^min^don^ * оптимизирующее Ц .

3.2.18.    Связь ыеяду показателями качества и надежности труб задается следующим выражением [г/],'




£рсд(пб Ах


Для случая нормального распределения б^у! и б роб устанавливается связь между уровнем деформации и надежностью следующего вида I Г    1

Ф(^е )\ 9Н (^доп ) ~ 05


&6 гтл (доп) сх'бдол Uе 1б;ос& *

где l&ja - среднеквадратичное отклонение определяется с учетом

некоррелированности X # Kg , б раб по следующей формуле:


пе •£ра6


Пс '£гро5 ™роб'


lloon л

Пе

ООО


16

3.3, Порядок определения показателей надежности функционирования магистрального нефтепровода с использованием марковских моделей

3.3.1.    Определяются основные задачи, решаемые системой МН. Система МН представляется как совокупность взаимосвязанных, совместно функционирующих элементов*

3.3.2.    В качестве элементов для рассматриваемого МН выделяются нефтеперекачивающие станции (НПО), линейные участки - ЛЧ (под линейным участком МН подразумевается собственно трубопровод между резервуарными парками), резервуарные парки (РП).

3.3.3.    Определяются основные физические состояния I =

= 1,2,Л. системы Ш с учетом возникновения возможных отказов элементов*

Состояние элементов в любой момент времени t описывается Функцией вида:

I, если элемент в момент t находится в X(t)-~    *    работоспособном    состоянии;

О, если элемент в момент t находится в неработоспособном состоянии.

Для НПС рассматривается полный отказ X ( t ) = 0, вызванный отказом энергоснабжения или вспомогательного оборудования.

Полный отказ головной нефтеперекачивающей станции приводит к остановке учаотка нефтепровода, на котором расположена станция.

Полный отказ промежуточной перекачивающей станции уменьшает производительность перекачки на данном участке в —раз.

Р

Отказ линейной части МН приводит к остановке перекачки па данном участке.

Резервуарные парки несут функцию резерва, т.е. в случае отказа элементов одного участка, частично или полностью компен-г?

оируют снижение производительности смежных с отказавшим участком* 3.3.4, Определяются вероятности пребывания участка системы Ш в возможных состояниях. Для элементов Ш интенсивности потоков событий, переводящих элементы из одного состояния в другое состояние, характеризуются показательным законом распределения* Возможным состоянием /7-го участка о /77 станциями соответствует граф состояний (Рис.З.ЗЛ),

Переходы между состояниями изображаются при помощи стрелок* Против каждой стрелки отмечаются интенсивности потока событий, переводнаяе снотеыу из одного состояния в другое*

Рис.З.ЗЛ Схема состояний участка МН, где А/ « А £ = Дт7»- интенсивности потоков отказов и

восстановлений НПО;

Ав Мг =    НПО

Дч= лч    ~    интенсивности потоков отказов

Мп я    и восотавовлений линейной части.

3.3.5. В соответствии о исследованиями, проведенными в институте ВНИИСПТнефть, иначе ни я интенсивности отказов и среднего времени восстановления линейной части нефтепровода в зависимости от почвенно-климатичеоких зон пролегания, диаметра и времени »к-ондуатации для нефтепроводов d 720-1220 мм за период 1976-1981 гг. принимаются ооглаово данным таблицы 3.3.1.

18

Таблица 3.3Л


Показатели надежности нефтепроводов

I Кодачест^о отказов Швтенсивность Юреднее время

общее

!по диаметрам

(отказов, jVгод-1000 км

•вооотановлевия, { час

720

115

2,25

29

820

34

1.20

35

188

1020

II

0,38

46

1220

28

0,68

40

22

Ю20

22

5,26

13

720

47

9,47

8

47

720

8

1,95

-

820

6

0,88

69

1020

Ю

1,34

50

48

1220

24

1,00

75

Категория зов

I

П

Ш

ЗУ

Категория почвенно-климатических вон пролегания нефтепровода определяется одедупцим образом;

1 категория (равнинно-ходмаотая), базионая:

УМН "Дружба", Урало-Сибирское УШ, Северо-Западное УШ, Приволжское УМН, Транссибирское УШ, фи днепровское УШ, Верхне-Волжское УШ, Черноморское УШ.

П категория (пустынная; полупуо*ннаая):

Туркменское УМН, Южное УШ, Зала дно-Казахстане кое УШ.

Ш категория (гористая):

Закавказское УШ, Северо-Кавк&зокое УШ, Грузинокое УШ.

ХУ категория (болотистая):

УШ Западной и Северо-Западно! Сибири, Северное УШ, УШ Нейтральной Сибири.

Отдельные магистральные нефтепроводы УШ или их участки могут клаооифицироваться в зависимости от условий их пролегания,

по соответствующим перечисленный категориям*

3.3.6. Согласно данным ВНИИСПГнефгь, для ШС принимался следующие показатели надежности (ом.таблицу 3.3.2).

Таблица 3.3.2

Показатели надежности ШС

Объекты ШС    !    Параметры^потока    t    время    восстановления

__________±    A    IЛ-L It i i Ti -

Система внергоонаб-

жения    0,00125    0,0015    0,002    1    3    5

Обцеотаяхогонные установки .система собственных цужд, автономная запита я т.д.0,002    0,00035    0,0005    0,5    1,0    1,5

3.3.7. Значение ореднего времени восстановления линейной части нефтепровода    определяется диаметром нефтепровода и может

быть принято ооглаоно таблице 3.3.3.

Таблица 3.3.3 Время воостановления линейной части нефтепровода

Д.|м

• чао

530

26

720

30

820

38

1020

43

1220

51

3.3.8. Для каждой задачи определяется количественная мера результатов функционирования - характеристика качества функционирования &(t ) [4].

Для задачи транспортирования нефти характеристикой качества функционирования МН является величина транспортной работы по пе-

Настоящий руководящий документ посвяшен вопросам обоснованного выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности объектов и системы магистрального нефтепровода с учетом последних достижений в решении прикладных задач теории надежности в отрасли нефтепроводного транспорта.

Для инженерной оценка уровней надежности объектов магистрального нефтепровода разработана соответствующая Инструкция .

В Инструкции рассмотрены наиболее распространенные способы прокладки нефтепроводов - подземная прокладка в различных грунтовых я природно-климатических условиях.

Разработка настоящего документа - первый этап в создании единого руководящего документа, устанавливающего подход к оценке надежности и методы ее расчета.

Руководящий документ разработан в лаборатории исследования надежности магистральных нефтепроводов кандидатами технических наук Л.С.Масловым, А.В.Росляковым с участием младших научных сотрудников Н.М.Никаноровой и Н.Ж. Хале зоной.

Расчеты показателей надежности могут быть выполнены согласно Инструкции вручную и с применением ЭВМ. С втой целью для второго способа авторским коллективом в составе зав.производственным отделом ВЦ Арслановой Л.Г., инженера ВЦ Михеевой В.В., м.н.о. Халезовой Н.Ж., с.н.с.Рослякова А.В. разработано "Программное обеспечение комплекса 8адач по оценке показателей надежности объектов магистрального нефтепровода при проектировании", которое оформлено отдельным документом.

20

ремещеввю нефти в единицу времени

где С[п - производительность П. -го участка; in - протяженность rt-го участка;

П - количество участков Ш.

3.3.9.    Определяется значения характеристик качества функционирования    ,    соответствуй;ие основным физическим ооотоянвям*

3.3.10.    Определяются вероятности/^' ( £) пребывания овотемн № в основных физических состояниях в момент времен! t .

Вероятность пребывания системы в состоянии, когда вое вле-менты находятся в исправном состою», определяется по формуле:

где /7? - количество НОС на участке;

JUm~ интеноквнооть потока восстановления НПС; jjn - интенсивность потока восстановления ЛЧ,

Вероятность пребывания сиотемы в состоянии, когда отказала одна из станций, определяется по формуле

Pq ^тМ/п

Вероятность пребывания сиотемы в состоянии» когда отказал линейный участок, определяется по формуле

РяР9*пМп

3.3.11.    Определяется показатель качества Функционирования онотеш 1Ю:

где М - знак математического окидашя;

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

Руководство по разработке типового состава разделов "Показатели надежности" в проектной документации на магистральные нефтепроводы РД 39-GI47ID3-349-86

Срок введения с 1.10.86г.

Срок действия до 1.П).89г.

Настоящий руководящий документ предназначен для проектных организаций, занимающихся проектированием (реконструкцией) технологической системы магистрального нефтепровода (МН).

Методологическая база настоящего документа распространяется на проектирование (реконструкцию) технологической системы - магистрального нефтепродуктопровода ОШ) и эксплуатацию МН и МНП.

Разработанный руководящий документ базируется на принципе преемственности и системном подходе, он обобщает основные предшествующие руководящие документы, предназначенные для решения отдельных аопентов проблемы обеспечения надежности ЫН и МНП при их проектировании и эксплуатации.

Руководящий документ устанавливает номенклатуру нормируема показателей надежности МН и МНП и позволяет обеспечить управление надежностью МН и МНП на стадиях их проектирования и эксплуатации.

Руководящий документ дополняется вспомогательным документом "Инструкция для оценки показателей надежности объектов магистрального нефтепровода при проектировании", который устанавливает методы количественной оценки выбранных показателей надежности.

4

I. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

I.I* Надежность объекта магистрального нефтепровода (МН) -свойство выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей (производительность и т.п.) в заданных пределах, соответствупцих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов и т.д.

1ЛЛ, Надежность - комплексная характеристика, которая в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации, может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для объекта, так и для его частей.

1.2.    С позиций системного подхода выделяются три уровня надежности МВ:

надежность конструкции;

надежность функционирования;

надежность технологического процесса*

1.2.    I* Надежность конструкции объекта МН - овойотво сохранять устойчивость качества по отношению ко всем возможным возмущениям, которые могут встретиться при изготовлении исходных материалов, оборудования, изделий; проектировании, сооружении, включая транспортные операции, полезном функционировании, техническом обслуживании, ремонте и восстановлении от отказов.

1.2.2.    Надежность функционирования объекта МН - свойство как системы обеспечивать устойчивое выполнение возложенных на него функций на плановых уровнях*

1.2.3.    Надежность МН как технологачеокой сиотемы - свойство находиться в работоспособном состоянии при установленной наработке в соответствии о требованиями нормативно-технической

документами и регламентированными условиями производства -функционирования.

1.3. На практике установление классификации уровней надежности Ш должно базироваться на критерии отказа.

1.3Л. Для надежности конструкций МН критерием отказа является достижение предельного состояния, сопровождающееся разрушением объекта МН.

1.3.2.    Для надежности функционирования МН критерием отказа является снижение качества функционирования, обусловленное повреждением объекта МН.

1.3.3.    Для надежности МН,как технологической системы,критерием отказа является нарушение (снижение или увеличение) качества или ритма его функционирования.

1.3.4.    Под качеством функционирования МН понимается характеристика обеспечения заданной производительности перекачки.

1.3.5.    Под ритмом функционирования МН понимается характеристика стабильности функционирования (производительности перекачки) в произвольный момент времени.

1.4. Показатели надежности объекта МН, включаемые в технический проект, следупцие.

1.4.1.    Показатели надежности конструкции:

вероятность безотказной работы;

параметр потока отказов;

наработка на отказ (назначенная иди установленная);

ресурс (назначенный или установленный).

1.4.2.    Показатели надежности функционирования:

интегральный показатель качества функционирования - отношение производительности реального объекта (системы) МН к производительности абстрактного объекта (системы), полностью работоспособного с номинальными значениями всех параметров;

6

эквивалентное время простоя; коэффициент технического использования,

1.4.3. Показатели надежности Ш как технологической системы: вероятность выполнения задания (одновременно по показателям качества и ритма);

среднее время выполнения установленного задания (фонд рабочего времени).

1.5.    Классификация объектов МЫ по уровням надежности предлагается в следующем виде.

1.5.1.    Надежность конструкции:

трубы, арматура, детали насосов и электродвигателей, резервуары;

линейная часть МН между соседними насосно-перекачивазонами станциями (ГОС), насосы;

ГОС, МН.

1.5.2.    Надежность функционирования:

ЛЧ и головная НПС (без резервуарного парка (РП) и с (РП);

МН (без промежуточных РП (ПРИ) и с ПРП).

1.5.3.    Надежность МН как технологической системы: совокупность комплекса объектов, именно промысел-МН-пот-

ребитель (нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), пункт отгрузки).

1.6.    Классификация показателей надежности конструкции по объектам МН предлагается в следующем виде.

1.6.I. Надежность конструкции элементов МН (труб, деталей насосов и т.п.);

наработка на отказ (назначенная и установленная); ресурс (назначенный или установленный).

Примечание: под "установленными" понимаются показатели надежности, которые должны обеспечиваться для каждого элемента МИ при условии соблюдения правил эксплуатации, Под "назначенными"

7

понимаются показатели надежности, которые должны обеспечиваться ненависимо от состояния элементов Ш и при достижении которых эксплуатация элементов должна быть прекращена.

1.6.2* Надежность конструкции объектов ЫН Ш, насосы, ЫН):

вероятность беэотказной работы;

параметр потока отказов.

1.7.    Оценка надежности конструкции на этапе проектирования позволяет установить надежность объекта ЫН в начальный момент времени эксплуатации, т.е. характеристику запаса прочности в конструкции•

1.7Л. Оценка надежности конструкции на этапе эксплуатации позволяет установить степень снижения надежности объектов U0 и предусмотреть мероприятия по ее повышению (восстановлению).

1.8.    Оценка надежности функционирования на этапе проектирования позволяет на научной основе планировать процесс перекачки и обосновать мероприятия по его обеспечению.

1.8Л. Оценка надежности функционирования на этапе эксплуатации дает информацию для управления процессом перекачки по Ш и создает предпосылки для обеспечения гарантированного выполнения задания.

1.9.    Оценка надежности технологического працеооа на этапа проектирования позволяет построить стратегии управления в смежных отраслях народного хозяйства, выбрать мероприятия по обеспечению надежности функционирования технологического комплекса (промыоея-МЙ-НПЗ), например, резерв производительности.

1.9Л. Оценка надежности технологического процесса на этапе эксплуатации позволяет контролировать расхож резерва по производительности •

8

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И НОРМАТИВНОЙ ВАНЫ ПО ВОПРОСАМ НАДЕЖНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

2.1.    Для оценки надежности конструкции должны использоваться следупвие документы:

Р 301-77 [3], РД 39-30-168-79 ( 9] (дополняет [3] в части математических соотношений для установления предельного состояния), методика [17] (должна одужять основой для расчетов, установленных показателей надежности объектов МН).

2.2.    Для одеяки надежности функционирования МН должны вополь-вояатьоя следуете руководящие документы:

РД 39-1-62-78 [4] , РД 39-30-112-78 [В] , РД 39-30-494-80 [II] , РД 39-30-616-81 [13] .

2.3.    Для оценки потенциала оиотемы технического обслуживания я ремонта МН должен яопользоватьоя руководящий документ

РД 39-30-721-82 [15] .

2.4.    Для решения техняко-вкономичеоких задач обеспечения надежности МН на атапе проектирования должна иопольэоватьоя следуете руководящие документы:

РД 39-30-107-78 [7] , РД 39-30-298-79 [Ю] , РД 39-30-494-80 [И] .

2.5.    Для оценки надежности МН.как технологической системы, должны яопользоватьоя следуете руководящие документы:

РД 39-30-539-81 [12] , инструкция [16] .

2.6.    Решения терминологических и организационных вопрооов обеспечения вацежвооти МН, получаемые на отации их проектирования, должны базироваться на оледупиих стандартах:

ГОСТ 27.002-83 f 11 , ГОСТ 22954-78 ! 5] , ГОСТ 27.203-83 I 61, ОСТ 39.130-81 [14].

9

2.6.1. В качестве дополнительных к перечисленным руководящим документам и стандартам рекомендуются следующие: методика [18] , проект ОСТ [19] , [20 ] .

2.7. Нормативный документ СНиП 2.05.06-85 [2] является основополагающим при проектировании Ш, документы, перечнеленвне в пп.2.1 - 2.6.1, должны дополнять его в плане обеспечения надежности МН.

3. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ

3.1, Общие положения

ЗЛЛ. Настоящая Инструкция устанавливает единство методов выбора, расчета оптимизации и включения показателей надежности МН в целом и его элементов в проектную документацию.

3.1.2. В основу Инструкции положена следующая классификация основных показателей надежности по объектам МН и уровням надежности.

Таблица ЗЛЛ.

Классификация показателей надежности

Уровень надежности * 2В£Й8Я&. 3&ДМЯ28Ы. * Показатели * Объекты !Ецзнич. IКомплекс. !надежности ! МН

ZZZZCZZZZlZlZZlZZ'iZZZlZZ&ZZZ1Zj£ZZZ

I. Надежность    безоткаэ-    1)Назначен- Трубы, арма-

конотрукцни    нооть    ная или ус- тура, детали

тановленная насосов и наработка т.п. (изделия) (ресурс)

2) Вероятность Линейные

безотказной участки, работы    насоси, ШТС

3) Параметр Линейные

потока от- участки, казов    насосы, НПО

(подсистема)