Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

34 страницы

248.00 ₽

Купить РД 31.65.05-83 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ является основным документом по технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры (ЭРНА) в части организации и общих принципов ее технического обслуживания на судах всех назначений Министерства морского флота. В документе определены основные обязанности судовых специалистов, обслуживающих ЭРНА, и специалистов базовых электро- радионавигационных камер (БЭРНК), а также содержание различных видов технического обслуживания ЭРНА. Требования руководящего документа являются обязательными для всех лиц, работа которых связана с эксплуатацией, ремонтом и настройкой ЭРНА.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация и общие принципы технического обслуживания

3. Гироскопические компасы

4. Лаги

5. Эхолоты

6. Радиопеленгаторы

7. Радиолокационные станции

8. Приемоиндикаторы радионавигационных систем

9. Приемоиндикаторы спутниковых навигационных систем

10. Судовые навигационные комплексы

Приложение. Форма акта приема-сдачи судовых технических средств навигации

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА


ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ


РД 31.65.05—83


СКВА-В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»


1984

Страница 2

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА


ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ


РД 31.65.05—83


МОСКВА-В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1984

Страница 3

Правила технической эксплуатации судовой электрорадио-навигационной аппаратуры. РД 31.66.05—83. — М.: В/О «Мор-техинформреклама», 1984. — 36 с.


РАЗРАБОТАНЫ Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота


Заместитель директора по научной работе — ст. науч. сотр. канд. техн. наук    Р.    //. Черняев


Заведующий отделом — ст. науч. сотр. канд. техн. наук


А. А. Якушенкоп


Ответственный исполнитель — канд. воен.-мор. наук доц.


И. С. Калинский


Одесским высшим инженерным морским училищем им. Ленинского комсомола


Заместитель начальника училища по научной работе — канд. техн. наук доц.    В. А. Грехов


Начальник кафедры — канд. техн. наук доц.


В. Т. Кондрашихин


Ответственный исполнитель — канд. физ.-мат. наук доц.


£. Ф. Лудченко


СОГЛАСОВАНЫ В/О «Мореплавание»


Председатель    Б.    С.    Майнагашев


Черноморским ЦПКБ


Главный инженер    В.    Н.    Афанащенко


УТВЕРЖДЕНЫ В/О «Морсвязьспутник»


Председатель    Ю. С. Ацеров

Страница 4

СССР


Министерство морского флота МОРСВЯЗЬСПУТНИК Всесоюзное объединение 27 апреля 1984 г.


Ко МСС-1/8-712 г. Москва


РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИИ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНМОРФЛОТА


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ


ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИОННОИ АППАРАТУРЫ


В связи с отменой ранее действовавших Правил технической эксплуатации судовых электронавигационных и радионавигационных приборов, введенных в действие с 1 июня 1963 г., и утверждением новых «Правил технической эксплуатации судовой электро-радионавигационной аппаратуры»


ПРЕДЛАГАЮ:


1.    Ввести в действие с I января 1985 г. РД 31.65.05—83 «Правила технической эксплуатации судовой электрорадионавигацион-ной аппаратуры» (приложение).


2.    Организовать изучение Правил технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры судовыми специалистами, работниками пароходств, портов, электрорадионавига-ционных камер, судоремонтных заводов и другими лицами, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и проектированием судового электрорадионавигационного оборудования, а также установить контроль за соблюдением Правил.


Председатель


10. С. АЦЕРОВ

Страница 5

УДК [621.396.967:629.12] +629.12.053-83


Правила технической эксплуатации судовой электрорадиона-вигационной аппаратуры


РД 31.65.05—83


Взамен РД 31.65.01—63 «Правила технической эксплуатации судовых электронавигацион-ных и радионавигационных приборов»


Письмом В/О «Морсвязьспутиик» от 27 апреля 19S4 г. № МСС-1/8-712 срок введения в действие установлен с 1 января 1985 г.


Настоящий руководящий документ является основным документом по технической эксплуатации судовой электрорадионави-гационной аппаратуры (ЭРНА) в части организации и общих принципов ее технического обслуживания на судах всех назначений Министерства морского флота.


В документе определены основные обязанности судовых специалистов, обслуживающих ЭРНА, и специалистов базовых электро-радионавигационных камер (БЭРНК), а также содержание различных видов технического обслуживания ЭРНА.


Требования руководящего документа являются обязательными для всех лиц, работа которых связана с эксплуатацией, ремонтом и настройкой ЭРНА.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1.    Правила определяют организацию и общие принципы технического обслуживания следующей судовой ЭРНА: гирокомпасов, лагов, эхолотов, радиопеленгаторов, радиолокационных станций, лриемоиндикаторов радионавигационных и спутниковых навигационных систем, а также судовых навигационных комплексов.


1.2.    При эксплуатации ЭРНА необходимо в первую очередь руководствоваться заводскими техническими описаниями и инструкциями по ее эксплуатации. Требования инструкций по эксплуатации обязательны к выполнению и в тех случаях, когда они не полностью согласуются с отдельными положениями настоящих Правил.


При ндличии достаточных технических обоснований и на основе опыта эксплуатации Служба связи и электрорадионавигации пароходства имеет право по согласованию с заводами-изготовите-лями изменять или дополнять заводские инструкции.


1.3.    Помимо заводских инструкций и настоящих Правил, при эксплуатации ЭРНА необходимо руководствоваться следующими действующими документами:


4

Страница 6

Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР;


Правилами по конвенционному оборудованию морских судов Регистра СССР;


Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования;


Правилами техники безопасности на судах морского флота;


Наставлением по организации штурманской службы на судах Министерства морского флота Союза ССР;


Положением о комплексном береговом обслуживании судов;


Положением о технической эксплуатации морского флота;


Санитарными правилами для морских судов СССР;


Типовым положением о базовой электрорадионавигационной камере;


Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота СССР;


Положением об инспекторских осмотрах судов ММФ;


Руководством по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации, Регистра СССР;


документами по вопросам эксплуатации ЭРНА, издаваемыми руководством ММФ и пароходств.


1.4.    Каждое судно должно быть снабжено настоящими Правилами, выполнение которых не должно приводить к нарушению или ослаблению требований документов, приведенных в п. 1.3.


1.5.    При смене судовых специалистов, обслуживающих ЭРНА, производится прием-сдача аппаратуры. Принимающий обязан:


проверить наличие эксплуатационной документации и сертификатов Регистра СССР на конвенционное оборудование;


проверить комплектность аппаратуры, правильность ее подключения и техническое состояние;


опробовать аппаратуру в действии;


проверить комплектацию ЗИПов согласно ведомости и инвентарной книге;


убедиться, что в формулярах сделаны необходимые записи, отражающие работу аппаратуры;


проверить наличие табличек около индикаторов аппаратуры с действующими значениями поправок.


Результаты проверок и опробования аппаратуры в действии заносятся в акт приема-сдачи (см. приложение, справочное).


В акте приема-сдачи также указываются даты последнего определения поправок, а для гирокомпаса, лага и эхолота — численное значение поправок. Акт утверждается капитаном судна, экземпляры акта представляются в Службу связи и ЭРН пароходства и БЭРНК.


Прием-сдача ЭРНА производится по возможности при участии специалиста БЭРНК или Службы связи и электрора'дионавигации пароходства.


1.6.    Метрологическое обеспечение при эксплуатации ЭРНА осуществляется Метрологической службой пароходства.


5

Страница 7

1.7.    Консервация и расконсервация ЭРНА производятся в соответствии с инструкциями по ее эксплуатации.


1.8.    Списание ЭРНА производится в соответствии с ее сроками службы, указанными в ТУ или ГОСТах и приведенными в Нормативах эксплуатационных сроков службы судовых средств радиосвязи, трансляции и электрорадионавигации (РТМ 31.0036—78). При отсутствии ТУ или ГОСТа списание производится согласно расчетной средней величине срока службы аппаратуры, приведенной в указанных Нормативах.


Изменение срока службы по ТУ, ГОСТу или расчетного в сторону уменьшения может быть допущено при эксплуатации аппаратуры в особо тяжелых условиях. Обоснование на уменьшение срока службы должно быть подтверждено комиссией и утверждено главным инженером пароходства.


1.9.    Оформление списания ЭРНА производится в соответствии с действующей типовой инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР «О порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)». При этом составляется акт о ликвидации основных средств установленной формы.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


2.1.    Техническое обслуживание (ТО) электрорадионавигацнон-ной аппаратуры является одной из составных частей ее эксплуатации и заключается в выполнении работ, обеспечивающих исправное состояние аппаратуры, поддержание технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах, и предупреждении отказов в ее работе.


Ответственность за исправное состояние ЭРНА и правильное ее техническое обслуживание возлагается на судовых специалистов.


Специалисты, обслуживающие ЭРНА, должны иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом или свидетельством, и заключение БЭРНК пароходства на право обслуживания ЭРНА, а также пройти проверку знаний инструкций по технике безопасности в соответствии с действующим положением. Закрепление аппаратуры за судовыми специалистами оформляется приказом капитана в соответствии с Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР.


2.2.    На судовых специалистов возлагаются следующие обязанности:


обеспечивать исправность, готовность к действию ЭРНА и выполнение инструкций и правил технической эксплуатации аппаратуры по своему заведованию;


перед выходом судна в рейс приводить ЭРНА в готовность к использованию и докладывать об этом старшему помощнику капитана;

Страница 8

выполнять техническое обслуживание при использовании ЭРНА, а также все виды периодического ТО в установленные сроки;


при появлении неисправностей или отказов в работе ЭРНА докладывать капитану и принимать меры к их устранению. При невозможности устранения неисправностей и отказов собственными силами необходимо вызывать специалиста БЭРНК;


следить за изменением поправок и технических параметров ЭРНА;


поддерживать комплектацию ЗИПов в соответствии с ведомостями, при получении новых деталей проверять их исправность;


вести техническую документацию на аппаратуру, своевременно составлять ведомости и заявки на ее ремонт;


принимать участие в ремонтных работах и регулировках аппаратуры, выполняемых специалистами БЭРНК на судне;


сдавать в ремонт и принимать из ремонта и настройки аппаратуру, отремонтированную береговыми специалистами;


контролировать качество ремонта и настройки аппаратуры, произведенных береговыми специалистами, а также их записи в формулярах;


проверять по указанию капитана знание правил технической эксплуатации ЭРНА у штурманского состава судна.


2.3. Обеспечение исправного эксплуатационного технического состояния ЭРНА возлагается на БЭРНК и выполняется путем: регулярного проведения технических осмотров, профилактических, ремонтных, настроечных и регулировочных работ, выполняемых по планам БЭРНК и по заявкам судов;


выполнения ремонтных, настроечных и регулировочных работ на судах непосредственно в период их плавания;


выполнения девиационных и радиодевиацг.оннь/х работ; проверок наличия и правильности ведения судовыми специалистами технической документации ЭРНА, соблюдения правил техники безопасности и выполнения планов-графиков периодического ТО на судах;


проверки технического состояния всей ЭРНА и соответствия ее параметров техническим условиям по прибытии судов из длительных (более 6 мес) рейсов;


организации гарантийного обслуживания находящейся в эксплуатации ЭРНА заводскими специалистами и участия в проведении ими гарантийного ремонта на судах;


оказания помощи судовым специалистам в составлении ремонтных ведомостей на ЭРНА, направляемую в ремонт;


рассмотрения рационализаторских предложений, подготовки по ним заключений и содействия их реализации;


модернизации ЭРНА на судах в соответствии с бюллетенями заводов-изготовителей и рационализаторскими предложениями, согласованными с этими заводами;


участия в швартовных и ходовых испытаниях отремонтированной и вновь установленной ЭРНА;


привития судовым специалистам практических навыков по об-


7

Страница 9

служиванию и навигационному использованию ЭРНА путем проведения инструктажей, занятий, тренировок и консультаций;


проверки знаний по эксплуатации ЭРНА у судовых специалистов при назначении их на судно и в других случаях, предусмотренных действующими положениями;


участия в дефектации пришедшего в негодность оборудования и в оформлении документов для его списания;


участия в составлении планов замены ЭРНА на судах, рассмотрении документации по установке на судах нового оборудования;


участия в проверке работоспособности ЭРМА, получаемой пароходством, а также в составлении рекламаций заводам-изготовите-лям в случае несоответствия ее техническим условиям;


составления годовых заявок на снабжение судов запасными частями и деталями;


согласования со Службой материально-технического обеспечения снабжения судов запасными частями и деталями и контроля за их правильным и рациональным использованием на судах; участия в инспекторских осмотрах судов;


учета и анализа характерных неисправностей, возникших при эксплуатации ЭРНА, их систематизации и представления в Службу связи и электрорадионавигации пароходства;


представления предложений по улучшению ТО и содержанию ЭРНА на судах, а также составления заключений по содержанию ЭРНА судовыми специалистами.


2.4.    Техническая исправность ЭРНА и ее эксплуатационная готовность подтверждается актами очередных инспекторских осмотров, результатами осмотров специалистами Службы связи и электрорадионавигации и БЭРНК, а также актами освидетельствования представителями Регистра СССР.


2.5.    В тех случаях, когда возникает необходимость ремонта ЭРНА в период гарантийного обслуживания, ремонтные работ выполняются специалистами завода—изготовителя аппаратуры.


Вызов заводских специалистов производится через БЭРНК пароходства.


2.6.    Приемка ЭРНА после ремонтных и наладочных работ, выполненных заводскими специалистами в период гарантийного обслуживания, производится с обязательной проверкой ее в действии судовыми специалистами, обслуживающими ЭРНА, при участии специалистов БЭРНК с составлением соответствующего акта.


2.7.    Общими признаками исправного технического состояния ЭРНА являются:


правильность и требуемая точность выдаваемой информации; хорошее состояние корпусов отдельных приборов и окраски, отсутствие вмятин, ржавчины, окисления и грязи;


хорошо выполненный внутренний монтаж, надежное крепление и изоляция внутренних монтажных проводов, шин и деталей;


хорошее механическое состояние всех переключателей, механизмов вращения антенн, отсутствие люфтов, заеданий, обгораний, вибрации и исправная работа всех органов управления и коммутации;


8

Страница 10

четкая, безотказная работа автоматики, блокировки, сигнализации, измерительных приборов и репитеров;


надежное крепление приборов и исправность амортизации; исправный межблочный и межприбориый внешний монтаж, выполненный кабелем установленного типа и должного сечения;


стабильность работы аппаратуры при допустимых вибрациях, колебаниях температуры и влажности окружающей среды и частоты судового тока;


способность непрерывной работы в течение времени, установленного для ЭРНА, без перегрева внутренних элементов и внешних частей сверх установленной нормы;


соответствие сопротивления изоляции цепей внутреннего и внешнего монтажа установленным нормам;


надежное заземление корпусов всех приборов на корпус судна.


2.8.    Основным документом, отражающим техническое состояние аппаратуры и содержащим все сведения по ее эксплуатации, является формуляр.


В формуляр записываются результаты сдаточных испытаний, значения поправок и сроки их определения, наработка часов, выходы из строя и вид выполненного ремонта.


Формуляры ведутся судовыми специалистами, за которыми закреплена аппаратура. Все записи в формуляре должны производиться систематически и в установленные сроки только чернилами (шариковой ручкой), отчетливо и аккуратно. Помарки, подчистки и незаверенные исправления недопустимы.


Сведения о проведенном ремонте, замене узлов и деталей заносятся в формуляр лицом, выполнившим ремонт, сразу же по окончании ремонтных работ.


2.9.    Для накопления исходных данных о надежности ЭРНА судовые специалисты обязаны заполнять Рекламационные акты-донесения об отказах (форма ЭД-5.1), прилагаемые к ежеквартальному Техническому отчету судна (форма ЭД-5).


2.10.    Работы, связанные с изменением состава и расположения ЭРНА на судне, выполняются только с разрешения начальника Службы связи и электрорадионавигации пароходства.


Судовым специалистам в процессе эксплуатации ЭРНА запрещается вносить какие-либо схемно-конструкторские изменения, не предусмотренные заводской эксплуатационной документацией на аппаратуру. Внесение в случае необходимости изменений в электрические схемы ЭРНА производится после согласования с завода-ми-изготовителями исключительно специалистами БЭРНК.


2.11.    Ящики ЗИПов должны храниться в сухом, чистом поме щении, обеспечивающем их сохранность и возможность немедленного использования. На всех ящиках должна быть маркировка, указывающая принадлежность ЗИПа к ЭРНА. Каждая деталь ЗИПа должна быть уложена в свое гнездо согласно описи. Данные о расходе запасного имущества в связи с имевшими место неисправностями аппаратуры немедленно отмечаются в ведомостях

Страница 11

ЗИПов. По мере расходования ЗИПа должен своевременно пополняться. Запрещается вкладывать в ЗИП неисправные электро- н радиоэлементы.


2.12.    Для поддержания ЭРНА в исправном техническом состоянии устанавливаются следующие виды технического обслуживания (ТО):


ТО при подготовке к использованию, выполняемое после длительного перерыва в работе аппаратуры (после ремонта, расконсервации, длительной стоянки и т. п.) и перед каждым выходом судна в рейс, производится заблаговременно;


ТО при использовании, выполняемое во время работы аппаратуры;


ТО периодическое, выполняемое через установленные интервалы времени (ежедневное, еженедельное, ежемесячное, полугодовое) .


Выполнение мероприятий по ТО, которые согласно инструкции по эксплуатации должны проводиться в зависимости от наработки аппаратуры в часах, приурочивается к одному из периодических ТО.


2.13.    Планы-графики периодического ТО составляются судовыми специалистами и утверждаются капитаном судна, а контроль за их выполнением возлагается на старшего помощника капитана. В плане-графике должны быть указаны периодичность, трудоемкость и исполнители работ.


2.14.    ТО агрегатов питания ЭРНА осуществляется электромехаником в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования.


2.15.    Общие требования к проведению ТО:


ЭРНА должна всегда находиться в исправном техническом состоянии и ее тактико-эксплуатационные характеристики должны поддерживаться в заданных пределах;


ТО, выполняемое через более длительные сроки, должно включать мероприятия, предусмотренные для ТО, проводимого в более короткие сроки;


запрещается вскрывать узлы и блоки ЭРНА, оговоренные в инструкции по эксплуатации, а также производить разборку ЭРНА и ее узлов в учебных целях;


нарезные части винтов, болтов и разъемов приборов, установленных на открытых палубах, должны быть смазаны технической смазкой;


в случае обнаружения повреждений окрашенной поверхности ЭРНА и появления коррозии необходимо удалить коррозию и произвести окраску;


неиспользуемые приборы комплекта ЭРНА, установленные на верхней палубе, должны быть зачехлены, если это предусмотрено инструкцией по эксплуатации.


2.16.    При техническом обслуживании ЭРНА судовые специалисты должны точно и неуклонно выполнять Правила техники бе-


10

Страница 12

зопасности на судах морского флота. Основные требования правил техники безопасности при работе с ЭРНА:


в помещении, где установлена ЭРНА, должны быть вывешены инструкция по технике безопасности при работе с аппаратурой, схемы блокировки и сигнализации, предупредительные знаки;


запрещается пользоваться электро- и радиоизмерительными приборами, если они неисправны, не опломбированы или шкалы имеют неточные показания пределов нагрузки цепей;


при стоянке судов в портах все фидеры питания ЭРНА необходимо отключать;


все ремонтные работы ЭРНА следует производить при отключенном питании. Если же такие работы могут быть выполнены только при обязательном включении аппаратуры, то при наличии опасных для жизни напряжений необходимо присутствие второго лица. В этих случаях, если этого требует характер работы, необходима пользоваться защитными средствами (диэлектрические перчатки, обувь и т. п.) и быть одетым в комбинезон или рубашку с застегнутыми манжетами;


при проведении ремонтных и наладочных работ с периферийными устройствами необходимо у прибора, где находятся органы включения питания, вывесить запрещающую табличку «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ»;


запрещается эксплуатация аппаратуры в раскрытом виде. При работе ЭРНА все блоки должны находиться на своих местах, зажимные винты завернуты, крышки закрыты, а боковые стенки поставлены на место;


необходимо постоянно следить за исправностью действия блокировок, предотвращающих возможность вскрытия корпусов ЭРНА без полного отключения напряжения, опасного для жизни. Запрещается закорачивать цепи блокировки искусственными перемычками;


необходимо постоянно следить за тем, чтобы все корпуса аппаратуры были надежно заземлены;


замена плавких предохранителей должна производиться при выключенном питании. Запрещается ставить предохранители, рассчитанные на силу тока большую, чем предусмотрено монтажными нормативами;


запрещается касаться высоковольтных конденсаторов ЭРНА, предварительно не разрядив их. Разрядку нужно производить заземленным проводником, имеющим на свободном конце наконечник из изоляционного материала;


прежде чем коснуться токоведущих частей ЭРНА, которые могут оказаться под напряжением, необходимо проверить, обесточены ли они;


при выполнении ремонтных работ в радиолокационной станции (РЛС) после выключения выпрямительных, модуляторных и других устройств необходимо полностью разрядить конденсаторы фильтров;


11

Страница 13

при замене электронно-лучевой трубки РЛС необходимо выключить питание и пользоваться защитной маской или защитными очками, работа должна производиться двумя лицами;


перед проверкой или заменой магнетрона в приемопередатчике РЛС необходимо проверить срабатывание механической блокировки, для чего замкнуть разрядником выводы накопительных конденсаторов;


производить все работы с антенными устройствами РЛС и радиопеленгаторов, находящихся в высокорасположенных местах (мачты, треноги, дымовые трубы), во время хода судна допускается только в аварийных случаях с разрешения вахтенного помощника капитана. В отдельных случаях для обеспечения безопасности работы следует изменить курс судна и уменьшить ход;


в случае настройки и ремонта антенного устройства РЛС необходимо вывесить у пульта включения станции запрещающую табличку с надписью «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и разомкнуть антенный блокиратор;


на всех судах, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся грузов, запрещается включение РЛС в случаях, оговоренных в Правилах техники безопасности на судах морского флота;


ремонт и регулировка блоков эхолотов без специальных приспособлений, делающих эту работу безопасной, запрещаются;


при проведении ремонтных или регулировочных работ, связанных с посылочным реле эхолота, необходимо до начала работ разрядить посылочные конденсаторы;


шахта лага должна быть всегда герметично задраена, за исключением случаев производства в ней работ. Вход и работа в шахтах лага и .эхолота без освещения и присутствия второго лица запрещаются. Входящий в шахту должен надеть предохранительный пояс с лямками и сигнальным концом (линем), второй конец которого должен находиться у наблюдающего дежурного у горловины. Работающие в шахте должны знать сигнализацию между собой;


при необходимости извлечь некоторое количество поддерживающей жидкости из резервуара гирокомпаса запрещается отсасывать жидкость ртом с помощью сифонной трубки. В этих случаях следует пользоваться шлангом с резиновой грушей.


2.17. Общий контроль за правильным и эффективным использованием ЭРНА и поддержанием ее в исправндм состоянии возлагается на капитана судна.


Капитан судна обязан:


перед выходом судна в рейс принимать необходимые меры, чтобы вся без исключения ЭРНА была подготовлена к действию;


не позднее чем за семь суток до прихода судна в советский порт давать заявку в БЭРНК на ремонт гарантийной ЭРНА и не позднее чем за двое суток — на ремонт остальной ЭРНА, которая вышла из строя и не могла быть восстановлена силами судовых специалистов.

Страница 14

3. ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ КОМПАСЫ


3.1. Общие положения


3.1.1.    Основным признаком исправной работы гирокомпаса является стабильность значений поправок (погрешностей) для конкретных условий плавания судна (постоянный курс и скорость, качка, маневрирование), соответствие их требованиям Правил Регистра СССР и технической документации.


3.1.2.    О всех неисправностях в работе гирокомпаса необходимо немедленно доложить капитану. Выключать гирокомпас во время рейса можно только по разрешению капитана.


3.1.3.    При любых неисправностях в приборах компаса или превышении значений погрешностей (поправок) величин, допустимых Правилами Регистра СССР и технической документацией,'решение о дальнейшем использовании гирокомпаса принимается только капитаном судна.


3.1.4.    В момент выхода судна из порта (прихода в порт) на ленте курсографа должны быть записаны: дата, судовое время, координаты места или название пункта отхода (прцхода).


3.1.5.    Курсограф гирокомпаса должен работать по судовому времени в течение всего рейса. В начале каждых суток на ленте курсографа указывается дата.


3.1.6.    При смене вахт, при подходе к узкости, системе разделения фарватеров, полосе тумана или дождя на ленте курсографа делается соответствующая запись с указанием даты и судового времени.


3.1.7.    Во время смены лент курсографа на старой и новой лентах необходимо записать дату, судовое время и координаты места. Использованные ленты должны храниться на судне в течение года.


3.1.8.    Замену чувствительного элемента можно производить только по разрешению капитана.


3.1.9.    Ускоренное приведение чувствительного элемента в меридиан рекомендуется производить при необходимости срочного выхода судна в море, я также после ремонта гирокомпаса на ходу судна.


3.1.10.    При отказе гирокомпаса судовой специалист, обслуживающий его, обязан зафиксировать величину поправки в формуляре на прибор до и после ремонта.


3.2. Техническое обслуживание при подготовке к использованию


3.2.1. При подготовке гирокомпаса к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:


убедиться, что все переключатели находятся в выключенном положении;


произвести внешний осмотр всех приборов;


проверить наличие и состояние смазки и убедиться в легкости хода вращающихся частей;


13

Страница 15

проверить надежность контактных соединений, чистоту контактных колец и коллекторов, а также плотность прилегания щеток к коллекторам и кольцам;


в двухроторных гирокомпасах проверить наличие в достаточном •количестве поддерживающей жидкости в основном приборе;


проверить уровень воды в помпе охлаждения и циркуляцию забортной воды через змеевик помпы;


проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;


проверить сопротивление изоляции схемы; подготовить курсограф к записи курсограммы: произвести запуск гирокомпаса согласно инструкции по эксплуатации и проверки, предусмотренные в п. 3.2.2.


3.2.2. Перед каждым выходом судна в рейс пуск гирокомпаса следует производить заблаговременно в соответствии с инструкцией по эксплуатации так, чтобы к моменту выхода чувствительный элемент был устойчиво ориентирован в меридиане, а все системы гирокомпаса находились в нормальном рабочем режиме. При этом необходимо:


проверить в гирокомпасах с воздушным охлаждением внешнюю вентиляцию гиропоста и работу вентилятора основного прибора;


проверить в гирокомпасах с косвенным управлением равномерный нагрев (работу системы термостабилизации) корпуса основного прибора;


проверить устойчивую работу следящей системы; согласовать после прихода (приведения) чувствительного элемента в меридиан репитеры с основным прибором, сличить показания гирокомпаса с магнитным компасом, определить и записать в журнал поправку гирокомпаса, а также разность показаний гиро-и магнитного компасов.


3.3. Техническое обслуживание при использовании по назначению


3.3.1.    При обслуживании работающего гирокомпаса необходимо не реже одного раза за вахту проверять:


согласованность репитеров и курсографа с основным прибором; согласованность курсового и' четвертного перьев курсографа; показания контрольно-измерительных приборов и устройств сигнализации;


рассогласование гирокомпаса и магнитного компаса.


3.3.2.    После изменения скорости хода судна и широты плавания необходимо вводить новую скорость и широту в корректирующее устройство.


3.3.3.    В случаях, когда представляется возможность, необходимо определять погрешности гирокомпаса и следить за изменением постоянной поправки.


3.3.4.    Для неработающего (резервного) гирокомпаса необходи-

Страница 16

мо не реже одного раза в 6 мес проверять его работоспособность и соответствие параметров требованиям инструкции по эксплуатации.


3.4. Периодическое техническое обслуживание


3.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 1.


Таблица. 1

Вид ТО


Содержание ТО

Ежедневное


1.    Удалить пыль с наружных поверхностей аппаратуры


2.    Проверить исправность работы курсографа и наличие чернил в перьях


3.    Проверить уровень поддерживающей жидкости и положение чувствительного элемента по

Еженедельное


высоте


4.    Проверить напряжение и токи по показаниям контрольно-измерительных приборов


5.    Проверить циркуляцию забортной воды через змеевик помпы и величину давления


1.    Осмотреть детали монтажа в приборах


2.    Проверить визуально состояние щеток электрических машин и контактных групп реле

Ежемесячное (пп. 1—5 выполняются при выключенном гирокомпасе)


!. Очистить все узлы приборов от пыли


2.    Смазать- зубчатые передачи и подшипники


3.    Смазать резиновые уплотнения специальной мазью из смеси графита и касторового масла


4.    Подтянуть крепеж всех приборов и блоков


5.    Прочистить и протереть мягкой ветошью, смоченной в спирте, контакты, контактные кольца

Полугодовое


и коллекторы электрических машин


6.    Проверить состояние амортизаторов


7.    Проверить поступление (прохождение) забортной воды в системе охлаждения помпы


•8. Сделать необходимые записи в формуляре


1.    Сменить изношенные детали в узлах


2.    Сменить при необходимости смазку в под^ шипниках


3.    Замерить сопротивление изоляции


4.    Проверить наличие и состояние деталей ЗИПа. При необходимости пополнить ЗИП

3.4.2.    Через каждые 1000 ч работы необходимо произвести полную проверку всех систем гирокомпаса в соответствии с инструкцией по эксплуатации.


3.4.3.    Через 4000—5000 ч работы, но не реже одного раза в год. у двухгироскопных компасов необходимо произвести замену поддерживающей жидкости, очистить и промыть спиртом электроды гиросферы и следящей сферы. В случае значительного повышения рабочих токов в фазах или преждевременной порчи жидкости замену ее следует произвести досрочно.


15

Страница 17

4. ЛАГИ


4.1. Общие положения


4.1.1.    Основными признаками исправной работы лага являются:


соответствие точности измерения лагом скорости и пройденного расстояния требованиям Правил Регистра СССР и технической документации;


отсутствие течи воды в гидравлической системе лага.


4.1.2.    При эксплуатации лага судовым специалистам категорически запрещается производить ремонтные работы, связанные . с разборкой клинкетных устройств и кранов забортных отверстий. При появлении недопустимой течи следует доложить об этом капитану судна и принять меры к ее устранению (уплотнить или за-, менить сальниковую набивку, подтянуть зажимные гайки и т. п.).


4.1.3.    Лаги, имеющие выстреливаемое под днище судна приемное устройство, могут использоваться только при плавании в районах, где глубина под килем не менее 10 м.


4.1.4.    Если выстреливаемое под днище судна приемное устройство вследствие повреждения не может быть поднято из клин-кета вручную или посредством штатного подъемного устройства, применять для этой цели тали и другие приспособления запрещается. В этом случае приемное устройство, если это позволяет его конструкция, следует протолкнуть под днище судна, отсоединив предварительно соединйтельиые кабели и шланги, и поставить запасное.


4.1.5.    Перед постановкой судна в док выстреливаемое под днище судна приемное устройство должно быть поднято в нерабочее положение.


4.1.6.    При нахождении судна в доке необходимо:


слить воду из гидравлической системы (гидродинамические лаги);


осмотреть и очистить места крепления клинкетов и протекторные кольца. Если кольца разъедены, заменить их новыми;


осмотреть и очистить от отложений соли всю гидравлическую систему лага (гидродинамические лаги);


осмотреть й при необходимости заменить сальниковую набивку в гидравлической арматуре (гидродинамические лаги).


4.1.7.    Перед выходом судна из дока необходимо:


проверить герметичность и надежность работы клинкетного-устройства;


установить приемное устройство в клинкет.


4.1.8.    После установки или ремонта лага, влекущего за собой нарушение регулировки, должны производиться регулировка лага на мерной линии и определение его остаточных поправок.


16

Страница 18

4.2. Техническое оЬслуживание при подготовке к использованию


4.2.1.    При подготовке лага к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:


произвести визуальный осмотр всех приборов;


проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;


произвести осмотр шахты лага. При наличии воды осушить шахту;


убедиться в чистоте индукционного первичного преобразователя. При необходимости очистить электроды в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации (индукционные лаги);


проверить легкость хода выстреливаемого приемного устройства в клинкете, убедиться в наличии ограничителя подъема;


произвести проверки гидравлической и компенсационной систем (гидродинамические лаги);


произвести проверку электрической схемы лага согласно инструкции по эксплуатации.


4.2.2.    Перед каждым выходом судна в рейс лаг после внешнего осмотра должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатации. При этом производится осмотр шахты лага и при наличии воды ее осушка. У репитера лага проверяется наличие таблицы поправок лага.


4.3. Техническое обслуживание при Использовании по назначению


4.3.1.    Во время работы лага необходимо там, где это требуется, систематически производить согласование репитеров скорости с центральным прибором.


4.3.2.    Через каждые 4 ч, а в штормовую погоду через 2 ч. необходимо удалять воздух из воздухособирателей, открывая краны кранового распределителя (гидродинамические лаги).


4.3.3.    При проходе мелководных районов и при плавании в ледовых условиях во избежание поломки выстреливаемое приемное устройство должно быть своевременно поднято.


4.4. Периодическое техническое обслуживание


4.4.1. Виды и содержание периодического ТО приведены в табл. 2.


Таблица 2


Вид ТО


Содержание ТО


Ежедневное    1.    Удалить    пыль    с    наружных    поверхностей    ап


паратуры


2. Проверить отсутствие течи воды из гидравлической системы лага


2 Заказ М 546


17

Страница 19

Вид ТО


Содержание ТО


3. Проверить правильность работы часового регулятора и установить стрелки часов по судовому времени (гидродинамические лаги)


Еженедельное    1. Осмотреть детали монтажа внутри прибо


ров


2. Проверить работоспособность лага в контрольном режиме


Ежемесячное    1. Очистить узлы внутри блоков от пыли сухой


кистью и ветошью, слегка смоченной в бензине


2.    Протереть чистой мягкой ветошью, смоченной в спирте, контакты следящей системы, контактные щетки и кольца сельсинов, контакты часового регулятора


3.    Смазать резиновые уплотнения, подшипники, кинематические узлы и неокрашенные детали в приборах и электрических машинах согласно инструкции по эксплуатации


4.    Проверить состояние амортизаторов


5.    Подтянуть крепеж всех электрических машин


6.    Удалить влажной ветошью отложения солей на корпусах приборов, трубопроводах и арматуре гидравлической системы лага


7.    Проверить сопротивление изоляции согласно инструкции по эксплуатации


8.    Произвести необходимые записи в формуляре


Полугодовое    1. Сменить изношенные детали в узлах


2.    Произвести смазку узлов и механизмов лага согласно инструкции по эксплуатации


3.    Произвести полную проверку работы лага


4.    Проверить наличие и состояние деталей ЗИПа. При необходимости пополнить ЗИП


5. ЭХОЛОТЫ


5.1. Общие положения


5.1.1.    Основными признаками исправной работы эхолота являются:


соответствие точности измерения глубин требованиям Правил Регистра СССР и технической документации;


четкость работы индикаторов глубины, отсутствие ненормальных шумов, треска или скрипа.


5.1.2.    При нахождении судна в доке необходимо очистить рабочие поверхности вибраторов от ракушек и грязи, закрыть плотной бумагой и следить, чтобы они не подвергались ударам, не закрашивались и не покрывались различного рода смазками.


5.1.3.    До выхода судна из дока необходимо проверить сопротивление изоляции линий вибраторов. После выхода судна из дока следует выпустить воздух из внутренних полостей вибраторов и


18

Страница 20

снова замерить сопротивление изоляции (для магнитострикцион-ных вибраторов).


5.1.4.    Водотечность отсеков, в которых расположены вибраторы эхолота, необходимо устранить при первой же постановке в док.


5.1.5.    В эхолотах с пьезоэлектрическими вибраторами запрещается включать высокое напряжение, если вибратор-излучатель не погружен в воду.


5.2. Техническое обслуживание при подготовке к использованию


5.2.1.    При подготовке эхолота к использованию после длительного перерыва в работе необходимо:


убедиться, что все переключатели находятся в выключенном состоянии;


произвести осмотр всех приборов;


проверить легкость хода вращающихся частей самописца и указателя глубин, проворачивая их от руки;


проверить наличие, исправность и соответствие номиналам предохранителей;


протереть контакты контактных групп, контактные кольца АЦР и коллекторы электродвигателей чистой ветошью, смоченной спиртом. При обнаружении нагара зачистить контакты стеклянной бумагой 00;


проверить зазоры в контактных группах; заправить бумагу в самописец;


замерить сопротивление изоляции электрических цепей; нанести смазку в необходимых местах в соответствии с инструкцией по эксплуатации;


включить эхолот и проверить частоту вращения электродвигателей и работу контактных трупп;


произвести проверку работоспособности эхолота согласно инструкции по эксплуатации.


5.2.2.    Перед каждым выходом судна в рейс эхолот после внешнего осмотра должен быть включен и проверен на работоспособность согласно инструкции по эксплуатаций. При этом проверяются частота .вращения двигателей в указателе и самописце, а также место нуля и при необходимости поправка.


5.3. Техническое обслуживание при использовании по назначению


5.3.1.    При неизвестном порядке глубин измерение следует начинать с большего диапазона, а затем при необходимости, переходить на меньший.


5.3.2.    При измерении глубин менее 20 м необходимо включить устройство для гашения нулевой помехи (тумблер «Гашение нуля») или производить измерение на диапазоне «МГ».


2'


19