Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

105 страниц

580.00 ₽

Купить РД 31.64.26-00 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на судовые вновь разрабатываемые, изготовляемые и эксплуатируемые радиоэлектронные технические средства (ТС), фидерные тракты (ФТ) и антенные устройства (АУ), а также на верхнепалубные устройства (ВПУ) морских подвижных объектов (МПО).

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие сведения и основные определения

     1.1 Общие сведения

     1.2 Основные определения и общие требования

2. Нормы допустимых уровней радиопомех на МПО

     2.1. Нормы внешней помехозащищенности судовых радиоприемников, антенных усилителей, коммутаторов и судовых электронных систем обработки информации

     2.2. Нормы допустимых значений напряжения и напряженности поля ИРП, создаваемых судовыми радиоэлектронными и электротехническими средствами

     2.3. Нормы допустимых уровней побочных излучений судовых радиопередатчиков

     2.4. Нормы необходимой ширины полос радиочастот и допустимый уровень внеполосных излучений судовых радиопередатчиков

     2.5. Нормы допустимых значений уровня электромагнитных помех, создаваемых судовыми электронными и электротехническими средствами

3.Правила обеспечения электромагнитной совместимости на судах и других МПО

     3.1. Общие правила

     3.2. Правила подавления ИРП

     3.2.1. Правила подавления ИРП на судах с металлическими корпусами

     3.2.1.1. Правила размещения приемных РЭС связи

     3.2.1.2. Правила прокладывания АФТ

     3.2.1.3. Правила прокладывания электрических сетей

     3.2.1.4. Правила подавления помех в электрических сетях

     3.2.1.5. Правила дополнительного экранирования источников ИРП

     3.2.2. Система подавлёния ИРП на судах с неметаллическими корпусами

     3.2.3. Подавление ИРП на судах, перевозящих легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы

     3.2.4. Подавление ИРП на доках

     3.3. Правила подавления КП в ВПУ

     3.3.1. Подавление источников КП радиопомех на судах с металлическими корпусами

     3.3.2. Подавление источников КП на судах с неметаллическими корпусами

     3.4. Правила размещения оборудования судовых станций спутниковой связи

     3.5. Правила размещения АУ

4. Требования к средствам измерения и контроля параметров ЭМС

     4.1. Общие требования

     4.2. Требования к измерителям радиопомех

     4.3. Требования к эквивалентам сети

     4.4. Требования к пробникам напряжения

     4.5. Требования к антеннам

     4.6. Требования к поглощающим клещам

     4.7 Требования к токосъемникам

     4.8. Требования к анализаторам кратковременных радиопомех

     4.9. Требования к анализаторам спектра

     4.10. Требования к генераторам сигналов (помех и шума)

     4.11. Требования к измерительным приемникам и селективным микровольтметрам

     4.12. Требования к формирующим полосовым и режекторным фильтрам

     4.13. Требования к аттенюаторам

     4.14. Требования к испытательному оборудованию для проведения испытаний на устойчивость судовых технических средств к радиочастотному электромагнитному полю

     4.15. Требования безопасности

5. Методики измерения и контролю обеспечения ЭМС

     5.1. Измерительная аппаратура

     5.2. Методика определения и контроля допустимых значений внешней помехозащищенности судовых радиоприемников, антенных коммутаторов и судовых электронных систем обработки информации

     5.3 Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех

     5.4. Методика измерения и контроля допустимого уровня ПИ судовых радиопередатчиков

     5.5. Методика измерения и контроля допустимой ширины полос радиочастот и допустимого уровня внеполосных излучений судовых радиопередатчиков

     5.6. Методика контроля обеспечения ЭМС радиоэлектронного и электротехнического оборудования на МПО

     5.6.1. Контроль правил обеспечения ЭМС на судах, находящихся в эксплуатации

     5.6.2. Контроль обеспечения ЭМС на строящихся судах во время швартовных испытаний

     5.6.3. Контроль правил обеспечения ЭМС на строящихся судах во время ходовых испытаний

     5.7. Методика испытаний судовых технических средств на устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю

     5.8. Методика проверки устойчивости судовых ТС к электростатическим разрядам

     5.9. Методика измерения и контроля допустимых значений напряжения и напряженности поля ИРП

     5.10. Методы испытаний на устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотным и электромагнитным и полями

Приложения

 
Дата введения01.12.2000
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

04.02.1999ПринятРоссийский морской регистр судоходства
11.10.2000УтвержденМинтранс РоссииМФ-70-Р
РазработанЦНИИМФ

Standards and Requirements for Electromagnetic Compatibility on Mobile Marine Facilities and Methods for Integrated Assessment of Electromagnetic Compatibility

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


II.10.2000

РАСПОРЯЖЕНИЕ

г.Москва №    МФ-70~р

Об утверждении и вводе в действие РД 31.64.26*00 «Нормы и правила обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) на морских подвижных объектах и методы комплексной оценки ЭМС»

В целях системного подхода по обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств на морских судах

ПРЕДЛАГАЮ:

1.    Утвердить и Вбести в действие с Q1.12.2000 РД 31.64.26-00 «Нормы и правила обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) на морских подвижных объектах и методы комплексной оценки ЭМС».

2.    Руководителям организаций морского флота провести

корректировку действующей технологической и нормативно-технической документации по нормам и правилам проектирования судов в части обеспечения электромагнитной совместимости    судовых

радиоэлектронных средств в соответствии с РД 31.64.26-00.

3.    Считать утратившим силу с 01.12.2000 РД31.64.26-86 «Методы обеспечения электромагнитной совместимости судовых РЭС связи».

4.    АОЗТ «ЦНИИМФ» обеспечить издание и рассылку РД 31.64.26-00 по заявкам организаций.

5.    Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на ГУП «МОРСВЯЗЬСПУТНИК».

Н. И. Матюшенко

И. О. Руководителя Государственной службы морского флота

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМЫ И ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ (ЭМС) НА МОРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТАХ И МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭМС

РД 31.64.26-00

МОСКВА

2000

ю


Напряженность поля радиопомех, дБмкВ/м


Черт. 3


Нормы напряженности поля радиопомех

аппаратуры радиоприемных устройств, эксплуатируемого на радиостанциях МПО, допустимое значение напряжения ИРП в полосе частот 0,15-100 МГц не должно превышать 15 дБмкВ.

2.3. Нормы допустимых уровней побочных излучений судовых радиопередатчиков

2.3.1. Уровень любого побочного излучения (ПИ) всех классов излучений определяется в соответствии с ГОСТ 50842-95 и этот уровень, передаваемый радиопередатчиком в АФТ устройства на частоте ПИ, не должен превышать относительного и абсолютного значений, указанных в табл.1.

Таблица 1

Максимально допустимые уровни побочных излучений судовых радиопередатчиков

Полоса частот (исключая нижний предел и включая верхний предел)и средняя мощность радиопередатчиков

Нормируемый уровень побочных излучений

9 кГц -30 МГц

минус 40 дБ, но не более 50 мВт

30 МГц-.235 МГц -средняя мощность менее 25 Вт

минус 40 дБ, но не более 25 мкВт. Для УКВ радиопередатчиков МПС ПИ, попадающее в полосу частот МПС, не должно превышать.Ю мкВт,а на любой дискретной частоте энутры полосы частот МПС не должны превышать 10 мкВт

30 МГц- 235 МГц -средняя мощность более 25 Вт

минус 60 дБ, но не более 1 мВт. Для УКВ радиопередатчиков МПС ПИ, попадающее в полосу частот МПС, не должно превышать 10 мкВт.а на любой дискретной частоте внутры полосы частот МПС не должны превышать 10 мкВт

235МГц - 960МГц - средняя мощность более 25 Вт

минус 60 дБ, но не более 20 мВт

235МГц-960МГц

-средняя мощность 25 Вт или

меньше

минус 40 дБ, но не более 25 мкВт

0.96ГГЦ- 17,7 ГГц -средняя мощность более 10 Вт

минус 50 дБ, но не болееЮО мВт

-средняя мощность 10 Вт или меньше

100 мкВт

2.4. Нормы необходимой ширины полос радиочастот и допустимый уровень внеполосных, излучений судовых радиопередатчиков

2.4.1.    Ширина занимаемой полосы частот всех классов излучений определяется в соответствии с ГОСТ 50016-91 и не должна превышать необходимую ширину полосы частот более чем на 20%.:

2.4.2.    Необходимую ширину полосы частот для различных классов излучений вычисляют по формулам.

2.4.3.    Внеполосные спектры всех классов излучений, используемых в МПО, нормируют до уровня минус 60 дБ индивидуально для каждого класса излучения по значениям ширины полосы частот на различных уровнях. Значения измерительных уровней при контроле спектров внеполосных излучений зависят от возможностей измерительной аппаратуры применительно к используемым в радиопередатчиках видам и параметрам модуляции.

2.5. Нормы допустимых значений уровня электромагнитных помех, создаваемых судовыми электронными и электротехническими средствами

2.5.1.    Уровень электромагнитных помех, создаваемых судовыми электронными и электротехническими средствами определяется стандартами МЭК 945-3 и 533, а также документом МАКО Е10-2, 1997 г. и не должен превышать максимально допустимого уровня. Измерения должны проводиться в режиме работы судовых электронных и электротехнических средств, создающем максимальный уровень помех. Измерения проводят приборами с квазипиковым детектором. Полоса пропускания 9 кГц в диапазоне 9 кГц-30 МГц и 120 кГц в диапазоне 30-1000 МГц за исключением диапазона 156-174 МГц, где следует использовать полосу 9 кГц.

2.5.2.    Для судовых электронных и электротехнических средств,, размещаемых на падубе и мостике,, для которых отсутствуют особые требования в Государственных стандартах РФ (ГОСТ Р) и/или в Технических условиях (ЕУ) завода-изготовителя, электромагнитное поле в приведенных полосах частот на расстоянии 3 м не должно превышать норм, приведенных в табл.2.

12

Таблица 2

Максимально допустимые уровни электромагнитных помех

Кондуктивиые

помехи

10 кГц -150 кГц 63 мВ - 0,3 мВ (96 дБмкВ - 50 дБмкВ) 150 кГц - 350кГц 1 мВ - 0,ЗмВ (60 дБмкВ - 50 дБмкВ) 350 кГц-30 МГц 0,3 мВ (50 дБмкВ)

Излучаемые помехи

150 кГц - 300 кГц 10 мВ/м - 316 мкВ/м (80 дБмкВ/м - 52 дБмкВ/м) 300 кГц-30 МГц 316 мкВ/м - 50 мкВ/м (52 дБмкВ/м - 34 дБмкВ/м) 30 МГц -1 ГГц 500 мкВ/м (54 дБмкВ/м) за исключением полосы частот 156 МГц -165 МГц 46 мкВ/м (24 дБмкВ/м).

2.5.3. Напряжение электромагнитных помех на клеммах сети питания испытываемого оборудования в диапазоне 10 кГц - 30 МГц не должно превышать предельных значений, приведенных на черт. 3, а максимальное значение излучаемых помех портами радиоэлектронных и навигационных средств -значений, приведенных на черт.4.

Напряжение радиочастот на клеммах сети питания испытываемого оборудования

Частота, МГц


Черт. 4

13

Максимальное значение радиопомех, излучаемых портами радиоэлектронных и навигационных средств

Частота, МГц

Черт. 5

2.5.4. Минимальное напряжение помех (см. табл.З) в цепях питания и ввода-вывода радиоэлектронных и навигационных средств для которых отсутствуют особые требования к уровню помех в Государственных стандартах РФ (ГОСТ Р) и/или в ТУ завода-изготовителя не должно приводить к ухудшению технических характеристик и работоспособности этих средств. На черт.5 приведены характеристики испытательного напряжения для радиоэлектронных и навигационных средств при их испытаниях на воздействие низкочастотных кондуктивных помех.

14

Характеристики испытательного напряжения для радиоэлектронных и навигационных средств при их испытаниях на воздействие низкочастотных

кондуктивных помех

Черт. 6

Частота, кГц

Таблица 3

Напряжение помех в цепях питания и ввода-вывода радиоэлектронных и навигационных средств

Кондуктивные низкочастотные помехи

10% от напряжения источника питания переменного тока 50 Гц - 900 Гц;

10%-1 % - 900 Гц - 6 кГц;

1 % - 6 кГц-10 кГц.

10% от напряжения источника питания постоянного тока.

При подачи испытательного напряжения на входные порты источников питания переменного и постоянного тока напряжения с частотой 50 Гц -10 кГц.

Кондуктивные радиочастотные помехи

3 В среднее квадратичное значение э.д.с. в полосе частот 10 кГц - 80 МГц;

10 В среднее квадратичное значение э.д.с. для специально указанных частот.

При подачи испытательного напряжения на входные порты источников питания переменного и постоянного тока, сигнальных и управляющих цепей.

Излучаемые помехи

10 В/м в полосе частот 80 МГц -1 ГГц.

При подачи испытательного напряжения на порт корпуса (enclosure port).

15

Быстрые переходные процессы (bursts)

2 кВ на дифференциальных входах источников питания переменного тока;

1 кВ на входах сигнальных и управляющих цепей (по отношению к общему заземлению).

Медленные переходные процессы (surges)

1 кВ между входом каждой из линии управляющей цепи и заземлением;

0,5 кВ между линиями отдельных управляющих цепей.

Подается на входные порты источников питания переменного тока.

Кратковременные изменения параметров сети питания

±20% от номинального напряжения в течение 1,5 с;

±10% от номинальной частоты в течение 5 с.

Измеряется на входных портах источников питания переменного тока.

Выход из строя источника питания

Прерывание питания в течение 60 с.

На входных портах источников питания переменного и постоянного тока.

Электростатический разряд

6 кВ при контактном разряде; 8 кВ при воздушном разряде.

2.5.5. Ни один блок оборудования не должен создавать рентгеновское излучение, превышающее дозу 5 мкДж/кгчас (0,5 мбэр/час) на расстоянии 50 мм от поверхности.

2.5.6. Для РЭС и другого судового оборудования, размещенного в зонах размещения пассажиров и команды могут не устанавливаться требования, если предусмотрена достаточная электромагнитная развязка этой зоны от других зон.

16

3. ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ
НА СУДАХ И ДРУГИХ МПО

3.1.    Общие правила

3.1.1.    Настоящие правила регламентируют обеспечение ЭМС судовых РЭС на стадиях разработки проектов новых и модернизируемых судов проектными организациями и фирмами, которые при разработке проектов должны предусматривать мероприятия по подавлению ИРП, источников контактных радиопомех в судовых ВПУ и по размещению антенных устройств, требуемые положениями настоящего РД.

3.1. '1. Подав/ ние ИРП обеспечивают за счет проведения мероприятий, направленных на увеличение затухания ИРП в электрических сетях, и на уменьшение связей этих сетей с радиоприемными антеннами и элементами ФТ.

К таким мероприятиям относят:

♦    размещение приемной аппаратуры связи в специальных экранированных помещениях;

выполнение специальных требований по прокладке и экранированию АФТ;

экранирование отдельных электрических сетей с соблюдением непрерывности экранирования;

♦    подавление ИРП в сетях питания приемной РЭА и установка помехоподавляющих конденсаторов

в электрораспределительных устройствах;

♦    дополнительное экранирование интенсивных источников ИРП.

3.1.3.    Подавление КП, возникающих в судовых ВПУ, обеспечивают мероприятиями, направленными на устранение переменных сочленений в ВПУ и уменьшение наводимых в них э.д.с. Эти мероприятия осуществляют способом заземления, изолирования или экранирования ВПУ, а также комплексным использованием этих способов.

3.1.4.    Размещение АУ РЭС должно обеспечить снижение напряжений, наводимых в приемных антеннах РЭС при работе излучающих средств судна, сохранность входных цепей аппаратуры и достижение минимальной ширины пораженной полосы при одновременной работе приемных и передающих средств.

3.1.5.    При размещении и монтаже станций спутниковой связи (ССС) на судах следует учитывать РД 31.64.27-94 "Размещение на судне станций спутниковой связи. Правила и нормы проектирования”.

3.2.    Правила подавления ИРП

3.2.1.    Правила подавления ИРП на судах с металлическими корпусами

3.2.1.1.    Правила размещения приемных РЭС связи

3.2.1.1.1.    При размещении приемных РЭС на борту сами РЭС, коммутаторы антенн, антенные переключатели и широкополосные антенные усилители (ШАУ) должны размещаться в экранированных помещениях.

3.2.1.1.2.    При размещении РЭС связи в выгородках, ходовых и рулевых рубках малых судов эти помещения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к экранированным помещениям, за исключением требования о непрерывности их экранов (наличия экранированных дверей). При установке в этих же помещениях высокочастотных блоков (ВЧБ) навигационных радиолокационных станций (РЛС) приемные РЭС связи должны быть удалены от них на расстояние не менее 1 м.

Поверхности экранированного помещения должны быть металлическими, соединенными между собой при помощи сварки или пайкой.

Переборки, выполняемые из тонколистовых металлов, допускается соединять с палубой и подволоком сваркой прерывистым швом с шагом 150-160 мм.

Торцевые поверхности ребер жесткости (гофров) специальной заделки не требуют.

Толщина поверхностей, образующих экранирование помещения, толщина экранирующих кожухов и труб находится в зависимости от рабочего диапазона размещаемых в них РЭС связи и должна быть для РЭС связи диапазонов гектометровых (ГКМ), декаметровых (ДКМ) не менее 1,0 мм, для метровых и дециметровых (ДЦМ) волн не менее 0,2 мм.

17

3.2.1.1.3.    Для помещений с аппаратурой метровых и ДЦМ волн на судах с питающей сетью переменного тока в качестве экрана допускается применять металлизированную стеклоткань.

3.2.1.1.4.    Двери экранированных помещений должны быть металлическими. Двери, выполненные из диэлектрического материала, должны быть экранированы металлическим листом, толщина которого должна быть не менее толщины экрана помещения. Лист должен быть соединен

двумя перемычками с металлической переборкой помещения.

3.2.1.1.5.    В экранированных помещениях с приемными РЭС допускается наличие иллюминаторов и окон, выходящих на открытые места при условии, что все источники ИРП, располагаемые в этих районах, соответствуют нормам приведенным в разд.2.

При выполнении палубы и переборок экранированного помещения из разнородных металлов их сварное соединение выполняют с применением биметаллических прокладок.

Электрическое соединение палуб и переборок, выполненных из разнородных металлов, иодированных друг от друга, выполняют заземляющими перемычками, устанавливаемыми по периметру. Р сстояние между приварными перемычками должно быть не более 0,5 м для помещений с РЭС диапазонов метровых и ДЦМ волн и 1 м для помещений с РЭС ДКМ и ГКМ волн.

3.2.1.1.6.    Во всех РЭС и электроаппаратуре, располагаемой в экранированном помещении с приемными РЭС связи, должны быть приняты меры по подавлению ИРП в соответствии с нормами, приведенными в разд.2.

3.2.1.1.7.    Электроустановочная аппаратура в экранированных помещениях должна быть преимущественно в металлическом исполнении. Все РЭС и электроаппаратура должны иметь надежное заземление на корпус судна.

3.2.1.1.8.    Весь судовой монтаж, прокладываемый на открытых палубах и в помещениях с РЭС, должен быть выполнен экранированным кабелем. Экранирующие оболочки кабелей должны иметь надежное электрическое соединение с корпусами приборов, к которым они подходят.

Не рекомендуется прокладывать магистральные кабельные трассы через экранированные помещения.

В случае необходимости прокладывания транзитных кабелей и волноводов, не отделенных металлической обшивкой, через экранированные помещения они должны быть дополнительно экранированы на участке внутри этих помещений. В качестве экрана должны применяться металлические трубы, кожухи или обшивка с толщиной стенки, равной толщине экрана помещения. Допускается использовать перфорированные кожухи с отверстиями площадью до 100 мм2 при шаге 250 мм. Отдельные секции кожухов могут соединяться точечной сваркой с шагом не более 250 мм или винтовым (болтовым) соединением с предварительной зачисткой соприкасающихся поверхностей.

Экранирующие оболочки кабелей, металлические кожухи и трубопроводы в местах прохода через переборки экранируемых помещений должны быть надежно заземлены.

3.2.1.1.9.    Электропитание приемных РЭС    связи    осуществляют    от отдельного

распределительного шита, подключение к которому других потребителей электроэнергии не допускается.

На малых судах допускается осуществлять электропитание приемных РЭС от распределительного щита потребителей ответственного назначения или от распределительных устройств объединенного пульта управления судном.

3.2.1.2. Правила прокладывания АФТ

3.2.1.2.1.    ФТ всех приемных, приемопередающих и передающих антенн на всем протяжении прокладывают радиочастотными кабелями или выполняют специальными высокочастотными шахтами.

3.2.1.2.2.    Для РЭС в ТУ на которые не установлены особые требования, прокладывание ФТ осуществляют в соответствии с требованиями настоящего РД.

3.2.1.2.3.    Приемные, приемопередающие ФТ диапазонов ГКМ, ДКМ, метровых и ДЦМ волн должны прокладываться радиочастотным кабелем не имеющем наружного экрана на расстоянии не менее 200 мм от прочих судовых трасс и электроустройств. При наличии дополнительного экрана (плетенка, труба) допускается их прокладка в общих трассах.

3.2.1.2.4.    Радиочастотные кабели, имеющие экран в виде одной оплетки, должны пересекаться с прочими кабельными трассами под прямым углом. В местах пересечения с кабельными трассами антенный фидер должен быть дополнительно экранирован металлическим кожухом или панелью на участке не менее 200 мм в обе стороны от мест пересечения. Материал и толщину кожуха или

18

панели выбирают в соответствии с п.3.2.1.2.2. Данное требование не распространяется на пересечение антенных фидеров.

3.2.1.2.5.    На всем, протяжении АФТ должна быть обеспечена непрерывность экранирования, для чего экранирующи*г|оболочки кабелей соединяют с корпусами приборов, к которым они подходят, а корпуса приборов заземляют на корпус судна.

3.2.1.2.6.    Экранирующие оболочки кабелей должны заземляться:

♦    при входе (выходе) в экранированные помещения и выгородки;

♦    в местах выхода на открытые места судна.

Внешний дополнительный экран из плетенки типа ПМЛ должен заземляться у прибора (устройства). Если конструкция высокочастотного разъема не дает возможность заземлять обе экранирующие оплетки, внешний экран (в том числе труба или кожух) должен быть заземлен на расстоянии не более 300 мм от места подключения кабеля к прибору.

3.2.1.2.7.    Трубы и кожухи в местах прохода через палубы и переборки помещений ВЧБ РЛС и 'высокочастотных медицинских установок допускается только при дополнительном экранировании их сплошными металлическими кожухами или трубами с толщиной стенки не менее 1 мм. Кроме этого трубы и кожухи должны соединяться с палубой и переборками при помощи сварки сплошным швом.

Не допускается применять перфорированные кожухи и использовать точечную сварку для указанных выше соединений.

3.2.1.2.8.    Передающие ФТ диапазона ДКМ волн внутри корпуса судна допускается прокладывать радиочастотными кабелями без их дополнительного экранирования в общих трассах с другими кабелями, если они не могут использоваться как приемные.

3.2.1.3. Правила прокладывания электрических сетей

3.2.1.3.1.    Независимо от требований ТУ экранированными кабелями прокладывают электросети:

♦    в экранированных помещениях и выгородках;

♦    на открытых местах судна;

♦    на вращающихся ВПУ (антеннах РЛС, грузовых электрокранах и т.п.).

3.2.1.3.2.    В электрических сетях, прокладываемых экранированными кабелями, должна соблюдаться непрерывность экранирования, для чего экранирующие оболочки кабелей соединяют с корпусами приборов, к которым они подходят, а корпуса приборов заземляют на корпус судна.

3.2.1.3.3.    Экранирующие оболочки кроме того заземляют:

♦    при входе в экранированные помещения и выгородки или выходе из них;

♦    в местах выхода на открытые места судна.

Кабели, проходящие по открытым местам судна, должны иметь экранирующую оболочку. Кабели, не имеющие экрана, на этих участках должны быть экранированы плетенкой типа ПМЛ, металлической трубкой или кожухом.

При невозможности непосредственного соединения экранов кабелей с корпусами приборов допускается производить заземление дополнительной плетенки под ближайшей к прибору крепежной скобой, удаленной не более чем на 300 мм от прибора.

3.2.1.3.4.    Экранирующие трубы и кожухи должны подходить к прибору на минимальное расстояние, не превышающее 300 мм.

3.2.1.4.    Правила подавления помех в электрических сетях

3.2.1.4.1.    Во всех РЭС и электроаппаратуре должны быть приняты меры по подавлению ИРП а соответствии с нормами, приведенными в разд.2.

3.2.1.4.2.    Во все кабели питания приемных РЭС связи, заходящие в экранированные помещения и выгородки, должны быть включены помехоподавляющие фильтры.

Помехоподавляющие фильтры устанавливают на расстоянии не более 5 м по длине кабеля от места ввода кабелей в экранированное помещение с приемной аппаратурой.

19

3.2.1.4.3.    Кабели, выходящие из фильтра и идущие в экранированные помещения, должны быть экранированы, а экранирующие оболочки соединены с корпусом фильтра, надежно заземленным на корпус судна.

Выходящие из фильтра кабели прокладывают вместе только с экранированными кабелями. От неэкранированных кабелей их удаляют на расстояние не менее 200 мм.

3.2.1.4.4.    В распределительных щитах сетей постоянного тока устанавливают помехоподавляющие конденсаторы емкостью 0,1-0,22 мкФ. Длину проводника, соединяющего конденсатор с шиной питания, устанавливают минимально возможной (не более 150 мм).

Не допускается устанавливать помехоподавляющие конденсаторы в главные распределительные щиты переменного тока основных и аварийных электростанций, не входящие в комплект этих электростанций.

3.2.1.4.5.    При установке распределительных щитов или коробок основного освещения с помехоподавляющими фильтрами на расстоянии не более 5 м (по длине кабеля) от места ввода кабелей в помещение с приемной РЭС связи помехоподавляющие фильтры в эти кабели не устанавливают.

Кабели от щитов и коробок основного освещения, прокладывают в соответствии с требованиями п.3.2.1.4.3.

3.2.1.4.6.    При подключении сигнально-осветительных фонарей к щиту сигнальных огней в кабель питания со стороны бортовой сети должен быть включен помехоподавляющий фильтр. От фильтров до светильников кабели прокладывают в соответствии с требованиями п.3.2.1.4.3.

3.2.1.5.Правила дополнительного экранирования источников ИРП

3.2.1.5.1.    ВЧБ РЛС и высокочастотные медицинские промышленные научные установки (встречающиеся на пассажирских, научно-исследовательских и других судах специального назначения) устанавливают в экранированных помещениях с толщиной экрана не менее 1 мм.

3.2.1.5.2.    Поверхности экранированного    помещения,    выполненного из разнородных

металлов, изолированных друг от друга, должны быть соединены приварными перемычками, устанавливаемыми по периметру с шагом не более 0,5 м.

3.2.1.5.3.    Волноводные тракты, экранирующие оболочки кабелей, выходящих на открытые места судна, металлические кожухи и трубопроводы при выходе из экранированного помещения должны иметь надежное заземление.

3.2.1.5.4.    В кабели питания и освещения, заходящие в такие помещения, помехоподавляющие фильтры не устанавливают.

3.2.2. Система подавления ИРП на судах с неметаллическими корпусами

3.2.2.1. Требования по подавления ИРП, перечисленные ниже в пп.3.2.2.3    -    3.2.2.9,

распространяются на суда, полностью выполняемые из неметаллических материалов, а также на суда с металлическими корпусами, имеющие помещения, выполненные из неметаллических материалов. В таком случае указанные мероприятия выполняют только в этих помещениях.

3.2.2.2.    Объем мероприятий по подавлению ИРП должен включать в себя весь комплекс требований, приведенных в подразделе 3.2.1, с учетом приведенных ниже особенностей.

3.2.2.3. В качестве материала для экранирования помещения применяют латунь любой марки толщиной не менее 0,2 мм. Отдельные листы экрана должны соединяться между собой пайкой сплошным швом.

Допускается применять в качестве экрана металлизированную стеклоткань для помещений с аппаратурой метровых и ДЦМ волн на судах с основной сетью переменного тока.

3.2.2.4.    Экран помещения должен быть соединен с подкильным листом медными шинами сечением не менее 1x25 мм, прокладываемыми по кратчайшему пути.

3.2.2.5.    Во всех электро- и радиоэлектронных средствах независимо от мест их установки подавление ИРП осуществляют в соответствии с требованием норм, приведенных в разд.2.

2

РАЗРАБОТАН: ЗАО "Центральным морским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЗАО ЦНИИМФ)

Заместитель генерального директора

К.К. Венскаускас

по научной работе    Р.Н.    Черняев

Э.К. Венскаускас

Руководитель разработки

Ответственный исполнитель

Исполнитель,    А.А.    Воршевскнй

Доцент Санкт-Петербургского Государственного морского университета

ВНЕСЕН: Департаментом безопасности мореплавания

Руководитель    С.В.    Палехов

СОГЛАСОВАН:

Российский Морской Регистр судоходства Главное управление 4 февраля 1999 года

Начальник Службы классификации    В.И. Евенко

УТВЕРЖДЕН:

ВВЕДЕН: взамен РД 31.64.26-86. "Методы обеспечения электромагнитной совместимости судовых РЭС связи" и РД 31.64.26-94 «Совместимость технических средств, размещаемых на морских подвижных объектах, электромагнитная. Нормы и правила обеспечения и методы комплексной оценки».

20

3.2.2.6.    Все кабели, независимо от мест их прокладки, должны иметь экранирующие оболочки, а во всех схемах должна соблюдаться непрерывность экранирования. Кабели, имеющие наружные экраны, проходящие в одной трассе, через каждые 5 м должны быть спаяны между собой медной лентой без подключения к магистральной шине заземления.

3.2.2.7.    Экранирующие оболочки кабелей между собой в кабельных трассах, проложенных вдоль металлических мачт и закрытых металлическим кожухом, не соединяют.

3.2.2.8.    Аккумуляторные батареи аварийного электропитания размещают в металлических шкафах, на корпус которых заземляют экранирующие оболочки подходящих кабелей.

3.2.2.9.    Практически на всех судах требуется одновременная работа РЭС связи, поэтому гребные валы должны иметь контактные устройства, соединяющие вал с шиной заземления.

3.2.3. Подавление ИРП на судах, перевозящих легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы

3.2.3.1.    Система подавления ИРП на судах, перевозящих легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы, должна включать в себя весь комплекс мероприятий, выполняемых на судах с металлическими корпусами.

3.2.3.2.    Не допускается применять заземленные конденсаторные помехоподавляющие фильтры во всех электро- и радиоэлектронных средствах, имеющих непосредственную (кондуктивную и гальваническую) связь с кабельными сетями, частично или полностью проложенными во взрывоопасных помещениях.

3.2.48. Подавление ИРП на доках

3.2.4.1: Система подавления ИРП на самоходных и буксируемых доках должна включать в себя весь комплекс мероприятий, выполняемых на судах с металлическими корпусами, применительно к РЭС связи и электрическим средствам, служащим для обеспечения самостоятельного перехода и буксировки.

3.2.4.2.    На электрические средства, используемые при проведении ремонтных работ, требования настоящего РД не распространяются.

3.3. Правила подавления КП в ВГГУ

Нормы допустимых на МПО уровней КП и ИКП и методика их измерения, контроля, приведения уровня к нормированному расстоянию, полосе пропускания и чувствительности радиоприемника приведены в Приложении 5.

3.3.1.    Подавление источников КП радиопомех на судах с металлическими корпусами

3.3.1.1.    Подавление источников КП в судовых ВПУ в объеме требований настоящего раздела должно производиться для судов, на которых к составу РЭС связи диапазонов ГКМ и ДКМ волн предъявляют требование их одновременной работы.

3.3.1.2.    К судовым ВПУ относятся все устройства, расположенные на открытых местах судна и надпалубного пространства, такие как грузовые и шлюпочные устройства, скользящие швы корпуса, трапы, сходни, леерное ограждение, дельные вещи, антенны аппаратуры радиосвязи и РЛС, специальные установки и другие устройства.

3.3.1.3.    Подавление источников КП осуществляют во всех ВПУ, имеющих шарнирные, петлевые, скользящие и поворотные сочленения, прилегающие друг к другу металлические поверхности, а также в ВПУ, источники КП, в которых могут появиться вследствие наличия условий их взаимного перемещения.

3.3.1.4.    Мероприятия по подавлению источников КП осуществляют во всех корпусных конструкциях и ВПУ, имеющих длину более 1 м или площадь, превышающую 0,5 м , расположенных на открытых местах палуб, надстроек и мачт на всем протяжении судна.

3.3.1.5.    Для корпуса судна и корпусных конструкций в максимальном объеме должны использоваться однородные металлы, соединяемые между собой сваркой.

3

НОРМЫ И ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ (ЭМС) НА МОРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТАХ И МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭМС


РД 31.64.26-00 Взамен РД 31.64.26-86 И РД 31.64.26-94


Дата введения 2000-07-01

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на судовые вновь разрабатываемые, изготовляемые и эксплуатируемые радиоэлектронные технические средства (ТС), фидерные тракты (ФТ) и антенные устройства (АУ), а также на верхнепалубные устройства (ВПУ) морских подвижных объектов (МПО).

РД устанавливает требования на допустимые уровни радиопомех излучаемых и воспринимаемых ТС, ФТ, АУ через антенну, цепи питания, корпус и кабели внешних соединений, контакты с переменным сопротивлением, методы их измерения и комплексной оценки электромагнитной совместимости (ЭМС) радиоэлектронных ТС (РЭС) на МПО, включая оборудование Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). РД содержит также требования и рекомендации по обеспечению электромагнитной совместимости оборудования, его работы с заданным качеством в реальных условиях на судах и других МПО.

РД предназначен для использования :

•    проектными организациями при разработке проектов МПО;

•    разработчиками и изготовителями ТС при разработке ТС и эксплуатационной документации на ТС конкретного назначения;

•    МПО и ТС в условиях эксплуатации.

В приложениях 1-3 приведены термины, и их пояснения, принятые сокращения и обозначения, применяемые в настоящем РД.

5

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1.1.    Нормы и правила обеспечения ЭМС судовых РЭС, приведенные в РД, распространяются на морские суда при их проектировании, переоборудовании и модернизации на судоремонтных заводах.

1.1.2.    В настоящем РД требования по обеспечению допустимого уровня радиопомех и ЭМС приведены с учетом того, что в судовых РЭС, фидерных трактах (ФТ) и источниках индустриальных радиопомех (ИРП) выполнены свои технические требования по обеспечению внутренней ЭМС.

1.1.3.    Для обеспечения ЭМС судовых РЭС при разработке проектов новых и модернизируемых судов проектными организациями должны предусматриваться мероприятия по подавлению ИРП, источников контактных радиопомех в судовых верхнепалубных устройствах (ВПУ) и по размещению антенных устройств в объеме требований настоящего-РД.

1.1.4.    Нормы и правила обеспечения ЭМС, а также другие требования и рекомендации настоящего РД соответствуют следующим международным документам:

♦    Документу МАКО Е10-2, 1997 г.

♦    Стандарту МЭК 945-3, 1996 г.

♦    Стандарту МЭК 533, 1997 г.

1.1.5.    Контроль нормируемых параметров судовых РЭС МПО гражданского назначения осуществляется_с помощью измерительной аппаратуры, требования к которой изложены в разделе 4, а ее перечень приведен в приложении 4. Контроль нормируемых параметров судовых РЭС осуществляется при разработке РЭС, на этапах предварительных и государственных испытаний, а также при установке их на суда и другие МПО и на этапах швартовных и ходовых испытаний этих объектов.

1.1.6.    Для обеспечения ЭМС РЭС при разработке проектными организациями проектов новых и модернизируемых судов должны выполняться требования по подавлению ИРП, источников контактных радиопомех (КП) в судовых ВПУ и по размещению АУ в объеме требований настоящего РД.

1.1.7.    В период эксплуатации РЭС на судах и других МПО гражданского назначения контроль нормируемых параметров осуществляется в соответствии с правилами технической эксплуатации РЭС (см. РД 31.65.06-85 Правила технической эксплуатации средств радиосвязи на судах Минморфлота).

1.2.    ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.2.1. РЭС и другое оборудование, включая оборудование ГМССБ, установленное на судах и других МПО, имеет несколько портов (путей), по которым возможно электромагнитное взаимодействие:

♦    цепи питания переменного тока,

♦    цепи питания постоянного тока,

♦    цепи ввода-вывода сигналов и команд управления,

♦    заземление,

♦    корпус.

РЭС на судах и других МПО могут являться как источником электромагнитных помех, так и быть подверженным их воздействию.

1.2.2.    Каждый тип РЭС в обязательном порядке должен быть испытан на соответствие требованиям по устойчивости к помехам и к допустимому уровню создаваемых им помех (эмиссии помех). При испытаниях принимаются во внимание следующие виды помех:

♦    гармоники питающего напряжения,

♦    изменения напряжения электропитания,

♦    прерывания электропитания,

♦    наносекундные импульсные помехи,

♦    микросекундные импульсные помехи,

6

♦    радиочастотные напряжения,

♦    электростатический разряд,

♦    радиочастотное электромагнитное поле,

♦    магнитное поле.

Требования по испытаниям могут отличаться в зависимости от назначения РЭС и места его размещения:

♦    зона палубы и мостика,

♦    зона размещения антенн,

♦    зона размещения команды и пассажиров.

1.2.3.    Испытания на соответствие требованиям по ЭМС должны проводиться аккредитованными лабораториями. Образцы оборудования испытываются в лабораторных условиях с максимальным приближением к реальным условиям. Для сложных систем допускается проведение испытаний на месте их производства, а также в месте их установки:

1.2.4.    Инструкции по эксплуатации РЭС и технические условия (ТУ) на РЭС должны содержать информацию о мерах, необходимых для поддержания требуемого уровня ЭМС, таких как периодический контроль фактического состояния средств подавления помех и средств помехозащиты, периодические испытания РЭС и др.

1.2.5.    Изменения в установленных РЭС, добавления при ремонте и эксплуатации, должны проводится с учетом их возможного влияния на параметры электромагнитной совместимости. После окончания ремонта необходимо провести испытания, подтверждающие соответствие оборудования требованиям по электромагнитной совместимости.

7

2. НОРМЫ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ РАДИОПОМЕХ НА МПО

2.1.    Нормы внешней помехозащищенности судовых радиоприемников, антенных усилителей, коммутаторов и судовых электронных систем обработки информации.

2.1.1.    Нормируют Допустимые значения напряжения (напряженности) помех, воздействующих на вход устройства помимо антенного входа, в том числе через экраны, по цепям питания, управления и коммутации, и не приводящих к ухудшению основных технических характеристик (параметров) испытываемых устройств.

2.1.2.    Нормы параметров внешней помехозащищенности (напряженность электромагнитного поля) судовых радиоприемников, антенных усилителей, коммутаторов и судовых электронных гистем обработки информации должны соответствовать "Общесоюзным нормам 22-86" и приведены на черт. 1.

2.1.3. -Нормы параметров помехозащищенности по сети (в э.д.с.) должны составлять не менее’.

■    146 дБмкВ - для радиоприемников первой категории сложности (ГОСТ 25792), антенных усилителей и коммутаторов;

■    140 дБмкВ - для радиоприемников второй категории сложности;

•    132 дБмкВ - для судовых электронных систем обработки информации, размещенных

ниже главной палубы.

2.1.4.    На большинство радиоприемников, антенных усилителей, коммутаторов и электронных систем обработки информации, разработанных для установки на объекты МПО, нормы допустимых значений внешней помехозащищенности устанавливают в ТУ. Если нормы, установленные в ТУ, превышают нормы, приведенные на черт.1, то выполняют нормы ТУ.

2.1.5.    При совпадении частоты помехи с промежуточной частотой радиоприемника, норма помехозащищенности на этой частоте для радиоприемников первой категории сложности должна соответствовать не менее 140 дБмкВ/м, а для радиоприемников второй категории сложности - не менее 134 дБмкВ/м.

2.2. Нормы допустимых значений напряжения и напряженности поля ИРП, создаваемых судовыми радиоэлектронными и электротехническими средствами

2.2.1.    Напряжение л напряженность полей радиопомех, создаваемых ■ устройствами, устанавливаемыми и эксплуатируемыми на судах и других МПО совместно с радиоприемными устройствами, должны соответствовать требованиям ГОСТ 30429-96 и ГОСТ 29216-91 и не должны превышать значений, приведенных на черт.2 и 3.

2.2.2.    Уровень радиопомех для аппаратуры АФТ радиоприемных устройств- измеряют только на зажимах, электрически связанных с устройствами, расположенными внутри блоков с антенными цепями и ФТ.

2.2.3.    Напряженность поля радиопомех, создаваемых оборудованием, измеряют только в том случае, если его устанавливают в постах с радиоприемными и радионавигационными устройствами на открытых местах верхней палубы и надстроек, а также на мачтах.

Для устройств внутри блоков с антенными цепями, не отделенных от них сплошными металлическими экранами, устройств внутри блоков с антенными цепями, отделенных от них экраном, и электрически связанных с ними устройств вне блоков с антенными цепями, электрически связанных с ними, а также для оборудования, размещаемого вблизи чувствительных к радиопомехам элементов

Допустимые значения внешней помехозащищенности судоеых радиоприемников.


Черт.



% м rL


1У-**^    *‘    I    *■    ~    4г    *

3 - судовые электронные системы обработки информации, расположенные ниже главной палубы,


9


QJQi    0/    0J5    OS    {    6    /0    30    /00


Частота, МГ ц

1 - РЭС внутри блоков с антенными цепями; 2 - РЭС, размещаемые в постах с радиоприемными и радионавигационными устройствами, а также на открытых местах и в неэкранированных помещениях верхней палубы и надстроек судов с металлическими корпусами; 3 - РЭС, размещаемые внутри металлического корпуса судна вне экранированного поста с радиоприемными устройствами, а также на катерах, не оборудованных радиоприемными устройствами.

Черт. 2