МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
РЕКОМЕНДАЦИИ
НО НАЗНАЧЕНИИ) ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРОВОДКИ СУДОВ НА МОРСКИХ КАНАЛАХ
РД 31.63.03-86
МОСКВА • В/О *МОРТЕХ ИНФОРМ PKKVIAМЛ*
иже
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МОРСТРОЯЗАГРАН ПОСТАВКА» (В/О Морстройзагрянпоспака)
Руководителям предприятий, организаций и учреждений Минморфлота
101759, Москва, уд. Жданова. 1/4
т 07.07.86 м ЫР-а/6480
•а м__
G введении в действие
РД 31.63.03-86 "Рекомендации по
назначению оптимального режима проводки судов на морских каналах”.
Объединением утвержден руководящий документ "Рекомендации по. назначению оптимального режима провод ют судов на морских каналах" РД 31.63*03-06 который устанавливает порядок и методику определения оптимального режима проводки судов на морских каналах.
Руководящий документ носит рекомендательный характер и предназначен для применения администрацией портов при регулировании движения оудов
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Ввести в действие с 01.06.87г.
"Рекомендации по назначению оптимального режима проводки судов на морских каналах”.
2. Союзморюгапроекту
2.1 До 30.05.87г. обеспечить издание и рассылку настоящего РД.
2.2.Оказать практическую и методическую помощь по освоению ГД.
2.3 Осуществлять контроль за ходом внедрения Рекомендаций.
Заместитель председателя В.Г. Королев
10
мендуется для повышения пропускной способности канала и сокращения стояночного времени судов, ожидающих входа в канал (порт),
2.3. Расчет безопасного расхождения судов обеспечивает:
а) администрации порта (службе регулирования движения) -возможность обоснования организации частичного двухстороннего движения судов по каналу, определения типов судов, для которых такое движение допустимо, выдачи рекомендаций капитанам судов, входящих в канал;
б) капитанам судов - принятие решения о возможности входа судна в канал, при наличии в нем судна или судов встречного направления, при этом расхождение встречных судов без уменьшения скорости движения предусматривает расстояние между бортами этих судов, безопасное с точки зрения гидротехнического взаимодействия, и составляющее не менее трех ширин большего из расходящихся судов (рис, I).
2.4. Исходя из условий работы и запач, администрация порта производит расчеты возможности встречного движения судов ручным счетом с помощью номограш или на ЭВМ,
2.5. Исходными данными при ручном счете являются:
- ширина большего судна, м;
bt- ширина меньшего судна, м;
CU- навигационная глубина канала, м;
- навигационная ширина канала, м ;
т- величина заложения откосов (котангенс угла уклона откосов) ;
“UT - скорость истинного ветра, м/с,
2.6. Расхождение встречных судов в канале допустимо при выполнении неравенства:
(3)
II
где величина ^ определяется по одно? из трех номограмм рис. 2, 3, 4, причем выбор номограшы для конкретного расчет производится в зависимости от скорости истинного ветра :
при иггиле ( IaT * 0) - рис. 2;
при * 5 м/с - рис. 3;
при 5 4 \аГ ^ 10 м/с- рис. 4 .
ПРИМЕЧАНИЕ. При скорости истинного ветра, превышающей 10 м/с, встречное движение судов на каналу, спроектированному для одностороннего движения, не рекомендуется.
2.7. Расчет с помощью номограммы выполняется в следующем
порядке:
а) вычисляется отношение и полученное значение от
кладывается на левой вертикальной оси номограммы, выбранной согласно п. 2.6;
б) вычисляется отношение Цх и из семейства кривых на
о*
соответствующей номограмме выбирается кривая с этим или ближайшим меньшим значением ;
в) проводится вертикаль, соответствующая заданному значению валожения откосов ггъ и находится ее точка пересечения с кривой, выбранной в соответствии с п. (б) ;
г) через полученную точку проводится горизонталь до пересечения с центральной осью 0-0 номограммы;
д) через точку ^ на левой вертикальной оси и точку
на оси 0 - 0, найденную согласно п. (г), проводится прямая
до пересечения с правой вертикальной осью номограммы и искомая
считывается с соответствующей шкалы;
ь,
Ьи
венством (3), принимается решение о возможности встречного лви-
величина U
3 г,.
и, в соответствии с пере
жения рассматриваемых судов.
Пример расчета с помощью номограмм приводится р рексмендуе-
12
Номограша для определения возможности расхождения судов в канале при штиле W * 0 и/о
0,30
0,10
13
Номограша для определения возможности расхождения судов в канале при ЪГ £ 5 м/с
Левая 28 | |
Правая вертикальная ось |
Рис.З |
Ноиограша для определения возможности расхождения судов в канале при б ^ Уг 6 10 w/a
Левая вер | |
0,30
0,26
0Д5*
8
0,05 |
0,20
15
мом приложении 3.
2.8. Исходные данные для машинного счета задаются в соответствии с табл. 2, 3, 4.
Таблица 2 |
Сведения о канале |
Обозначение |
I. Навигационная ширина канала, м |
|
2. Навигационная глубина канала, м |
сАи |
3. Забровочная глубина, м |
d3 |
4, Заложение откосов |
пь |
|
Таблица 3 |
Сведения о гидрометеорологических условиях |
Обозначение |
I. Скорость ветра, м/с |
vS |
2. курсовой угол ветра относительно оси |
|
канала, град. |
|
3, Скорость течения, м/с |
ЛГг |
4. Курсовой угол течения относительно |
|
оси канала, м/с |
Чт |
|
Приложение к письму ММФ от 07.07.86 №МР-8/5480
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРОВОДКИ СУДОВ НА МОРСКИХ КАНАЛАХ
РД 31.63.03-86
Москы-В/О "Мортехлнформрекллмж' 1986
Государственна проектно-изнокагельским в научно-иоследоватепьским институтом морокого трвнопортв "Союэморниипроект"
ОдвоокиЯ фи пив л "ЧВШСМОРНИИПРОНСГ Зам.директоре по научной работе
В.С.Зеленский Начальник оекторе стандартизации и метрологии
И.С.Вулихман
Исполнители: В.Г.Мирошниченко (руководитель), В.Т.Соколов, Г.Д.Кураввцкяй,
М.А.Краснова, О.В.Шулеко Одеооким институтом инженеров морокого флота
Проректор по научной реботе
П.С.Никеров Иопоянители: D.Л.Воробьев (руководитель), Э.В.Коханов
Воеооювным объединением В/СМореплавание" Глввний инженер
А.Н.Норда о
© В/О -МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА». ИМ
РНШНШИИ ПО НА5НАЧШИЮ ШТШЛЬНОГО РЕШ.1А ПРОВОДКИ СУДОВ НА МОРСКИХ КАНАЛАХ
РД 31,63.03-86 Вводится впервые
Срок введения в действие установлен о 01>06.87 г.
Нестоящие рекомендации реопроотраняютоя нэ порядок и дюдику определения оптимэльного режиме провода судов ив морских каналах, обеопечивакше навигационную безопаовооть и увеличение пропускной опоообнооти каналов без затраты дополнительных ередотв на реконструкцию.
Рекомендации предназначены для применения администрацией портов при регулировании движения в каналах и на подходах к портам и капитанами судов при опедовании по каналам, в также при ооотавлении и корректировке обязательных постановлений по порту или прэвил плавания по каналу.
Рекомендации не реопроотраняютоя на проводку буксируемых объектов и оудов оригинальных конструкций.
X. ЭЛИШТЫ ОПТШЛЬНОГО РШМА ПРОВОДКИ СУДОВ И ИХ ОПРЗДЕШИЕ
I.X. Оптимвльный режим проводки включает: назначение объявленной осадки судов в морских портах; оперативное определение проходной ооадкя судов; выбор скорости движения оудов при следовании по коязлу с учетом ожидаемого дрейфа и сноса течением;
6
выбор кильватерной дистанции между судами, следующими в одном направлении;
определение возможности расхождения судов в канале,
1.2. Оптимальная объявленная осадка судов, принимаемых портом в течение навигационного периода, обеспечивает економичеокую целесообразность использования существующих габаритов канала и соответствует минимальному значению приведенных затрат флота на перевозку I т груза. Объявленная осадка назначается в соответствии с требованиями РД 31.63,02-83.
1.3. Оперативное определение проходной осадки, обеспечивающей навигационную безопасность плавания, производится для конкретного судна и учитывает запасы глубины под килем судна на морском канале при гидрометеорологической обстановке в период проводки. Проходная осадка, определяется в соответствии с требованиями РД 31.63.01-83.
1.4. Скорость движения судов по каналу Л? назначается в
пределах 4-12 узлов, однако она не должна превышать величины 0,9 критической скорости , которая для канала неполного
профиля определяется по формуле
(I)
где ta4- навигационная глубина прорези, м; dH- навигационная глубина канала, м{
• Xftt ~ значения критической скорости на мелководье и на
канале полного профиля, соответственно- выбираются из табл. I.
В случаях:
а) осадка судна превышает объявленную по порту j
б) осадка судна близка к объявленной, однако гидрометеорологическая обстановка вызывает сомнение в возможности беэопас-
Tfrllimn I |
Ширина
какала |
Запас воды под кяяем движущегося судна, и |
|
Критические скорости |
Увя. при осадив судна Т,и |
|
6, и |
при Т < 7м |
при Т»7* |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
12 |
13 |
14 |
50 |
1.0 |
1.6 |
Н |
|
М |
та |
ТО |
та |
та |
--1
та |
—
та |
та |
та |
та |
50 |
2,0 |
3,0 |
Ай
10,1 |
Ао
ил |
Ав
П.9 |
Ю |
та |
та |
хбТв |
та |
та |
та |
та |
та |
50 |
з.о |
4,5 |
& |
тМ |
тМ |
Т37Б |
в,4 |
!б7о |
tc ,5 |
то |
то |
ТО |
та |
та |
100 |
1.0 |
1.5 |
» |
ад |
тН |
ад |
ад |
ад |
ад |
8.9 ' 8.9 15,4 1б10 |
тВ |
ПТ? |
та |
100 |
2,0 |
3,0 |
|
|
48 |
А2
12,8 |
ад |
10,5
15,0 |
Ю.5
15,6 |
ш
16,3 |
ад |
9.9
, та |
та |
то |
100 |
3,0 |
4,5 |
|
W |
~Ж51
т?7В |
Т0.5-
is;? |
ад |
L |
те |
шг
17.1 |
т |
та
„18.3 |
та |
та |
150 |
1.0 |
1.5 |
в |
ад |
|
ад |
10.3
1372 |
10.5
та |
ад |
Ю.5 10.5 15,4jГ6,0 |
io
iOfS |
ад |
10.5
Т7> |
150 |
2.0 |
3,0 |
ш |
ТОР
ил |
то
П.9 |
го.т
12,8 |
Ш |
ш
15,0 |
ад |
11.7* П.7 16,3!17,0 |
IL2
17.5 |
IL2
16,1 |
ад |
150 |
з.о |
4,5 |
ад |
wl |
!"& |
13,6 |
1SF
15,4 |
ПЕ*
16,0 |
16,5 |
12.8112.8 17,ij17,6 |
i£§
l 16,3 |
12.8
16,9 |
12.8
19,4 |
200 |
1.0 |
1.5 |
3.9 |
ifct |
кад |
ад |
ГГ.з
13,2 |
п'.з
та |
ад |
ад |
ад! ад |
|IL2
.17,2 |
1L2
17,7 |
200 |
2.0 |
3.0 |
т |
ад |
ад |
ад |
ад |
12.6
15,0 |
г|2.е
,та |
ад |
12.8
та |
ад |
адв |
Д4
тэт? |
200 |
з.о |
4.5 |
М |
ж. |
|
12.4
Т375 |
гз.о
^3- |
ГОГ
^о,о_ |
\}3.? |
ад |
14.0 14*01 14^0
та! твто| та |
UsSI |
|
urtttF'iAHVi: i» 3 числителе критическая скорость на канале полного профиля с откосами 1:4, о знаменателе - на мелководье, с. ..ремси уточнив значения определяется интерполированием. |
8
ной проводки;
в) судно имеет нестандартные соотношения главных размере-
ний { L : Т > 20 ; В : Т > 3) -
возможность проводки судна и диапазон допустимых окоростей определяются расчетом в соответствии о РД 31.63.01 - 83.
Движение судов по каналу не рекомендуется иа-за возможной потери управляемости при скорости истинного ветра W м/о в диапазоне углов 70 - 120° к оси канала, определяемой неравенством:
*иГ > 5 J ,
где лГ - скорооть оудна, м/с.
ПРИМЕЧАНИЕ. Судоводителям при следовании по каналу рекомендуется учитывать величину ожидаемого дрейфа судна Ы. от ветра и сноса течением Jb в соответствии с табл,-Л#1.1 - П.1.3 справочного приложения I.
1.5. Безопасная кильватерная диотанция €«д может при необходимости устанавливаться администрацией порта (канала), исхо-дя ив местных условий и режима судоходства на канале и указываться в Правилах плавания по каналу.
Кильватерные диотанции и соответствующие временные интервалы между судами в канале, определенные для режима пассивного торможения приведены в справочном приложении 2.
2. РАСЧЕТ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО РАСХОЖДЕНИЯ ВСТРЕЧНЫХ СУДОВ В КАНАДЕ
2.1. Габариты канала, спроектированного для одностороннего движения расчетного судна, допускают двухстороннее движение судов, имеющих меныпие размерения.
2.2. Организация частичного двухстороннего движения реко-
Схема цоздцдя встречных судов