Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

Купить РД 31.60.27-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ устанавливает требования к Оперативной информации о непотопляемости судов и распространяется на все морские сухогрузные суда, как строящиеся, так и находящиеся в эксплуатации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Назначение Оперативной информации

2 Нормативы обеспечения аварийной плавучести и аварийной остойчивости

3 Оценки аварийной плавучести и аварийной остойчивости

4 Состав Оперативной информации о непотопляемости

5 Порядок работы с Оперативной информацией

6 Расчеты для построения графиков

7 Согласование документация

8 Определение экономической эффективности

Приложение 1 (рекомендуемое). Оперативная информация о непотопляемости судна. Инструкция

     1. Введение

     2. Назначение

     3. Нормативы обеспечения аварийной плавучести и аварийной остойчивости

     4. Исходные данные

     5. Оценка аварийной плавучести и аварийной остойчивости

     6. Точность оценок

     7. Описание оперативного планшета контроля остойчивости и непотопляемости судна

     8. Описание рабочих графиков

     9. Инструкция по производству расчетов и нанесению результатов на планшет

     10. Примеры расчетов

     11. Рекомендации капитану

     12. Набор рабочих графиков и универсальные диаграммы аварийной остойчивости

Приложение 2 (рекомендуемое). Универсальные диаграммы аварийной остойчивости

Приложение 3 (рекомендуемое). Оперативный планшет контроля остойчивости и непотопляемости судна

 
Дата введения01.01.1987
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

07.02.1986УтвержденМинморфлот СССР22
РазработанЧерноморское центральное проектно-конструкторское бюро
ИзданВ/О Мортехинформреклама1986 г.
ПринятРегистр СССР

Requirements for Real-Time Information on Insubmersibility of Seagoing Dry Cargo Vessels

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ МОРСКИХ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ

РД 31.60.27—85

МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1986

Приложение к письму ММФ от 7 февраля 1986 г. № 22

ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ МОРСКИХ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ

РД 31.60.27—85

МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1986

Там же должен быть приведен конкретный пример с пояснениями. В инструкции должно быть указано, что Оперативная информация не заменяет информацию, требуемую Правилами Регистра СССР (ч. V. Деление на отсеки), а является дополнением к ней. Пример инструкции судна типа ро-ро приведен в приложении 1. Все обозначения в ОИ должны соответствовать обозначениям, принятым в имеющейся на судне Информации об остойчивости.

4.3. Рабочие графики

Набор рабочих графиков состоит из графиков аварийной плавучести по числу одиночных отсеков и пар смежных отсеков, у которых аварийная плавучесть может оказаться лимитирующей при удовлетворении требований по аварийной остойчивости, графиков аварийной остойчивости по числу одиночных отсеков и пар отсеков. Допускается совмещение нескольких графиков на одном чертеже. Кроме того, строятся графики достаточной аварийной плавучести и достаточной аварийной остойчивости, которые размещаются в правой верхней части планшета (см. п. 4.2).

Графики аварийной плавучести (включая и график достаточной аварийной плавучести) строятся в координатах: водоизмещение — момент водоизмещения относительно миделя. На графиках наносятся сетки кривых постоянных средних осадок 7ср и постоянных дифферентов неповрежденного судна в диапазоне от осадки судна порожнем до осадки в полном грузу в рабочем интервале дифферентов (для крупных судов от 0,5 м на нос до 2—3 м на корму).

По этой сетке по средней осадке и дифференту при пользовании графиками наносится точка, соответствующая состоянию судна до аварии. На графиках аварийной плавучести отдельных отсеков сплошными линиями наносятся предельные кривые, соответствующие затоплению грузовых помещений, и пунктиром при дополнительном затоплении цистерн. Если точка, соответствующая состоянию судна до аварии, находится ниже кривой, соответствующей максимальному (с учетом погрешности) коэффициенту проницаемости, судно после аварии останется на плаву, если выше кривой, соответствующей минимальному р, — судно утонет — прямоугольник на планшете закрашивается в красный цвет. Если точка расположена между кривыми, соответствующими максимальному и минимальному значениям р, снятым с диаграммы погрешностей (см. п. 3.2), заранее не удается прогнозировать состояние судна после аварии, соответствующий прямоугольник закрашивается зеленым и красным цветом.

Огибающие предельных кривых (для данного р) для всех одиночных отсеков с учетом воды, вливающейся в условно пустые цистерны одного борта, наносятся сплошными линиями на график достаточной аварийной плавучести, а для всех пар смежных отсеков — пунктирными линиями. Если точка, соответствующая состоянию судна до аварии, находится ниже соответствующей кривой

Ю

графика достаточной аварийной плавучести, можно не производить расчеты по соответствующим графикам.

Графики аварийной остойчивости одиночных отсеков и пар смежных отсеков строятся в координатах: средняя осадка — ме-тацентрическая высота. На этих графиках наносятся допускаемые метацентрические высоты при симметричном и несимметричном затоплениях, возникающих за счет затопления цистерн запасов и балласта для различных значений коэффициентов проницаемости грузовых отсеков. Запас аварийной остойчивости РЗО находится как разность между действительной метацентрической высотой судна с учетом поправок на свободные поверхности жидкости и допускаемой, снятой с графика, с учетом поправок на дифферент, указанных непосредственно на графиках, либо приведенных в виде приближенной формулы.

При этом на графике аварийной остойчивости заштриховывается зона метацеитрических высот, где не выполняются требования Регистра СССР по остойчивости неповрежденного судна. Если соответствующая кривая допускаемых метацеитрических высот входит внутрь указанной зоны, в качестве Лдоп следует принимать значение по верхней границе зоны, т. е. из условия обеспечения остойчивости неповрежденного судна.

На графиках достаточной аварийной остойчивости наносятся сплошными линиями допускаемые метацентрические высоты при затоплении одного любого отсека, пунктиром — при затоплении двух смежных отсеков. Опасным здесь является положение точки, определяющей аварийную остойчивость судна, ниже соответствующей кривой.

В отдельных случаях в зависимости от конкретных особенностей судна допускаются отступления по сравнению с приведенным выше описанием рабочих графиков. Объем таких отступлений находится в компетенции судовладельца и разработчика ОИ.

Графики аварийной плавучести и графики аварийной остойчивости судна типа ро-ро приведены на рисунках приложения 1.

Набор рабочих графиков выполняется на обычной бумаге, причем на судно должно быть передано не менее пяти комплектов графиков.

На судне в штурманской рубке вблизи оперативного планшета должно быть предусмотрено штатное место для хранения набора рабочих графиков, инструкции и универсальных диаграмм аварийной остойчивости.

4.4. Универсальные диаграммы аварийной остойчивости

Универсальные диаграммы аварийной остойчивости (УД) предназначены для приближенного построения диаграммы остойчивости аварийного судна, которая необходима для оценки процесса спрямления.

УД представляет собой набор графиков, каждый из которых соответствует затоплению одного грузового помещения (или пары смежных) при одном значении коэффициента проницаемости это-

11

го помещения и одном значении кренящего момента от затопления цистерн. Каждый из этих графиков построен для нулевого запаса аварийной остойчивости (РЗО) и представляет собой диаграммы аварийной остойчивости для нескольких значений водоизмещения. Возможное наличие дифферента, как правило, учитывается разработчиком при построении УД, чтобы избежать интерполяции по дифференту в связи с его относительно малым влиянием на диаграмму. Некоторые из УД судна типа ро-ро приведены в приложении 2.

Для построения диаграммы остойчивости аварийного судна производится графическая интерполяция, сначала по водоизмещению, а затем и по значениям р и Му. В результате получается диаграмма остойчивости при нулевом значении РЗО. Затем на угле крена 30° откладывается вниз величина, равная 0,5ХРЗО, и полученная точка соединяется прямой с началом координат. Ординаты действительной диаграммы аварийной остойчивости отсчитываются от этой прямой. Отстраивая эти ординаты от горизонтальной прямой, получаем диаграмму аварийной остойчивости в обычном виде. Пример построения диаграммы аварийной остойчивости приведен в приложении 1.

5. ПОРЯ,ЦОК РАБОТЫ С ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

С помощью ОИ в порту отправления производятся необходимые расчеты для прогнозирования непотопляемости при возможных вариантах повреждения, а после аварии определяются меры по улучшению посадки и остойчивости судна, оставшегося на плаву. Оба этапа работы с ОИ должны быть подробно описаны в Инструкции. Там же должны быть приведены соответствующие примеры.

5.1.    Прогнозирование непотопляемости судна

Предусмотрен следующий порядок работ по прогнозированию непотопляемости судна:

в соответствии с указаниями Инструкции рассчитываются коэффициенты проницаемости;

заносится на планшет состояние нагрузки судна; проверяется, удовлетворяются ли требования достаточной аварийной плавучести и аварийной остойчивости;

при необходимости определяются значения ЗП и РЗО и наносятся на планшет;

в течение рейса производится корректировка расчетов и, при необходимости, данных, нанесенных на планшет.

5.2.    Улучшение посадки и остойчивости аварийного судна, оставшегося на плаву

Улучшение посадки и остойчивости аварийного судна может осуществляться за счет приема и откачки жидкого балласта, пере-

12

качивания топлива или балласта. Эти операции в ряде случаев могут оказаться опасными для судна, поэтому разработчик ОИ обязан реально оценить возможные случаи затопления и меры по улучшению посадки и остойчивости и на основании этой оценки разработать и привести в Инструкции рекомендации, включая, если в этом есть необходимость, и запрещение некоторых способов спрямления судна.

Для решения вопросов, каким образом улучшить посадку и остойчивость аварийного судна, в ОИ приводятся факторы балластировки цистерн, с содержимым которых разрешены манипуляции, и универсальные диаграммы аварийной остойчивости, используемые для приближенного построения диаграммы аварийной остойчивости.

Величина изменения метацентрической высоты поврежденного судна при приеме балласта в ранее пустую цистерну получается делением фактора балластировки на водоизмещение судна. Фактор балластировки положителен, если при приеме балласта метацентри-ческая высота судна увеличивается, и отрицателен, если она уменьшается. Фактор балластировки учитывает как изменение положения центра тяжести за счет приема груза, так и влияние свободной поверхности жидкости. Поэтому в ОИ приводятся значения этой величины для 50 и 100% заполнения цистерны.

В случае, если нет реальной возможности быстро получить из пароходства консультацию по спрямлению судна, капитан обязан произвести необходимые расчеты по ОИ. Это выполняется следующим образом:

на основании значений реального крена и дифферента судна после аварии намечаются цистерны, куда желательно принять балласт. При этом учитываются как значения факторов балластировки, так и реальное время заполнения цистерн, исходя из производительности балластных насосов (или пожарных насосов, если заполнение цистерны приходится производить через воздушные трубки);

оценивается значение метацентрической высоты как в процессе затопления цистерны, так и после ее запрессовки;

строится диаграмма аварийной остойчивости (см п. 4.4);

оценивается целесообразность принятого способа улучшения посадки и остойчивости судна.

В Инструкции разработчик ОИ обязан дать рекомендации по оценке принятого способа балластировки судна и привести примеры.

6. РАСЧЕТЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ

Расчеты для построения графиков очень трудоемки и могут быть произведены только на ЭВМ любым, имеющим допуск Регистра СССР, комплексом программ по статике корабля, содержащим программу расчета непотопляемости и аварийной остойчивости со свободным дифферентом и программу расчета количества влившейся воды при посадке судна по предельную линию погружения.

13

7. СОГЛАСОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Рассмотрение и одобрение ОИ производится инспекциями Регистра СССР. Результаты рассмотрения подтверждаются постановкой штампа «Принято к сведению Регистром СССР» на титульном листе Инструкции.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Экономический эффект от применения Оперативной информации о непотопляемости судна может определяться в процессе разработки для конкретной серии судов. Экономический эффект рассчитывается как результат сокращения убытков, возможных при оплате спасательных работ при аварии судов данного типа, когда их можно избежать за счет применения ОИ.

Для оценки экономической эффективности от применения ОИ может быть принят норматив «10 000 руб. на каждое судно всей серии данного типа. Этот норматив выведен как среднее по всем судам Минморфлота.

И

Приложение 1 (рекомендуемое)

ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА ИНСТРУКЦИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Судно, удовлетворяющее стандарту непотопляемости, в данном конкретном рейсе может оказаться потопляемым, а судно, не удовлетворяющее требованиям по непотопляемости, предъявляемым Регистром СССР, может остаться на плаву после получения пробоины. Объясняется это тем, что Правила Регистра СССР регламентируют непотопляемость судна «в среднем» для определенных посадки и остойчивости судна, проницаемости грузовых помещений и помещений запасов и некотором расположении пробоины, которые, как правило, не соответствуют характеристикам судна, попавшего в аварийную ситуацию.

В этом случае капитану аварийного судна необходимо, в первую очередь, знать, остается ли судно на плаву при принятии судовым экипажем надлежащих мер по его спасению, либо судно обречено и необходимо, пока не поздно, его покинуть. К сожалению, до настоящего времени несмотря на участившиеся случаи столкновения судов их капитаны не имеют подобной информации и в экстремальных условиях вынуждены принимать решение чисто умозрительно, что иногда приводит к трагическим последствиям.

Кроме того, если судно осталось на плаву после получения им пробоины, необходимо правильно ориентировать капитана, какие принимать дальнейшие меры по его спасению; в первую очередь, нужно ли производить балластировку аварийного судна и как ее производить для уменьшения аварийного крена и дифферента. Для решения этих задач и предназначена Оперативная информация о непотопляемости судна (ОИ).

Предлагаемая Оперативная информация о непотопляемости позволяет капитану судна после производства простых и нетрудоемких операций получить до выхода судна в рейс оценки состояния судна после затопления одного любого грузового отсека. Эти оценки могут быть легко откорректированы в зависимости от изменения распределения запасов и балласта в рейсе.

В случае необходимости, пользуясь ОИ, судоводитель может принять меры для спрямления аварийного судна.

Оперативная информация не всегда может дать однозначный ответ на вопрос, остается ли судно на плаву, так как при малых запасах плавучести и остойчивости аварийного судна резко возрастает влияние состояния моря, упрощений, введенных при составлении информации для облегчения пользования ею, и неточностей в определении коэффициентов проницаемости грузовых помещений.

Влияние последнего фактора является наиболее существенным, так как вряд ли можно ожидать и в дальнейшем увеличения точности в определении этого коэффициента. В ряде случаев, например при перевозке контейнеров, значение этого коэффициента можно определить весьма грубо.

Поэтому при малых запасах плавучести и остойчивости оценку состояния аварийного судна его капитан, как и ранее, должен производить глазомерно.

Однако при использовании ОИ резко уменьшится вероятность такой ситуации. Это должно привести как к уменьшению вероятности гибели людей, так и к уменьшению убытков, связанных с потерей судов, оплатой работы спасателей и расходами по сопровождению аварийного судна

2. НАЗНАЧЕНИЕ

Оперативная информация о непотопляемости предназначена для оценки состояния аварийного судна при реальном распределении грузов, запасов и бал-

15

Требования к Оперативной информации о непотопляемости морских сухогрузных судов. РД 31.60.27—85. — М.: В/О «Мортехннформреклама», 1986.—44 с.-1-2 вкл.

РАЗРАБОТАНЫ Черноморским центральным проектно-конструкторским бюро

Директор, канд. техн. наук доц. С. М. Нунупаров Рукрводнтель темы и ответственный исполнитель, канд. техн. наук    Я.    М.    Элис

Исполнители: инженеры    Л.    Ю.    Алексеева,

Н. В. Ледникова, Е. П. Лисовая, Р. А. Ройтер

СОГЛАСОВАНЫ Регистром СССР

Начальник    Р. А.    Велик

Центральным научно-исследдвательским институтом морского флота

Директор    Ю. И.    Панин

ВНЕСЕНЫ    В/О «Мореплавание»

Председатель    Б.    С.    Майнагашев

Q В/О «Мортехинформреклама», 1986.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА (МИНМОРФЛОТ) 07.02.1986 г. № 22 МОСКВА


Начальникам пароходств Руководителям проектных бюро и учебных заведений Мин-морфлота


(по с п и с ку)

О введении в действие «Требований к Оперативной информации о непотопляемости морских сухогрузных судов»

(РД 31.60.27—85)


Минморфлотом утверждены Требования к Оперативной информации о непотопляемости морских сухогрузных судов (РД 31.60.27—85), на основе которых для каждого типа судов должна быть разработана Оперативная информация о непотопляемости.

ПРЕДЛАГАЮ:

1.    Ввести в действие РД 31.60.27—85 с 01.01.87 г.

2.    Установить, что разработка Оперативной информации о непотопляемости производится:

2.1.    Для судов, строящихся в СССР, — организацией, проектирующей судно;

2.2.    Для эксплуатируемых судов — конструкторскими бюро пароходств и ЦПКБ по заказам пароходств.

3.    Начальникам пароходств:

3.1.    До 01.01.90 г. обеспечить все сухогрузные суда Оперативной информацией о непотопляемости;

3.2.    По мере разработки и поступления Оперативной информации о непотопляемости организовать ее изучение по практическому применению командным составом судов.

4.    Руководителям учебных заведений включить в рабочие программы изучение Оперативной информации о непотопляемости на судоводительской, судомеханической, кораблестроительной специальностях, а также на курсах повышения квалификации командного состава судов.

5.    В/О «Мортехинформреклама» обеспечить выпуск РД 31.60.27—85 в III квартале 1986 г.

6.    Черноморскому ЦПКБ:

6.1.    Обеспечить рассылку РД 31.60.27—85 по заявкам организаций;

6.2.    В 1986 г. выпустить 100 экз. Требований к Оперативной информации о непотопляемости морских сухогрузных судов на английском языке для возможности передачи их инофирмам, выполняющим заказы по строительству флота;

6.3.    В III квартале 1986 г. организовать занятия по разработке и внедрению на флоте Оперативной информации о непотопляемости

3

со специалистами конструкторских бюро и работниками служб безопасности мореплавания пароходств.

7.    Ленинградскому ЦПКБ в установленном порядке внести изменение в действующие нормативные документы отрасли для включения Оперативной информации о непотопляемости в перечень эксплуатационной документации, передающейся на суда при их постройке.

8.    Контроль за исполнением настоящих Требований возложить на В/О «Мореплавание».

Заместитель министра    Б.    А.    Юницын

ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТИВНОЙ ИН-    РД 31.60.27—85

ФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ    Вводится впервые

МОРСКИХ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ.

РД 31.60.27—85

Инструктивным письмом ММФ № 22 от 7.02.86 г. срок введения в действие установлен с 1.01.87 г.

Руководящий документ устанавливает требования к Оперативной информации о непотопляемости судов и распространяется на все морские сухогрузные суда, как строящиеся, так и находящиеся в эксплуатации.

1. НАЗНАЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Оперативная информация о непотопляемости судов (ОИ) предназначена для оценки состояния аварийного судна при реальном распределении грузов, запасов, балласта и реальном расположении пробоины. ОИ должна помочь капитану принять необходимые меры по борьбе за живучесть и сохранение поврежденного судна.

Оценку непотопляемости производит капитан судна на основании самостоятельно выполняемых расчетов, которые производятся до выхода судна в рейс с помощью рабочих графиков либо с помощью судовой ЭВМ1, если она снабжена надежной, одобренной Регистром СССР программой расчета непотопляемости.

Время, необходимое для производства расчетов и оценки непотопляемости (за исключением построения аварийной диаграммы статической остойчивости), не должно превышать двух часов.

Оперативная информация является дополнением к документации Регистра СССР по непотопляемости судов.

2. НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ПЛАВУЧЕСТИ И АВАРИЙНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ

Аварийная плавучесть и аварийная остойчивость судна считаются обеспеченными, если при затоплении судна выполняются следующие условия:

2.1. При симметричном затоплении:

непрерывная палуба переборок вне района затопления не входит в воду;

начальная метацентрическая высота, рассчитанная по методу постоянного водоизмещения, не менее 0,05 м;

протяженность положительной части диаграммы остойчивости не менее 30°;

максимальное плечо диаграммы остойчивости не менее 0,1 м.

2.2. При несимметричном затоплении:

расстояние от аварийной ватерлинии до отверстий вне района затопления, через .которые вода может распространиться по судну, не менее 0,3 м;

при условном отсутствии крена палуба переборок вне района затопления не входит в воду;

метацентрическая высота в ненакрененном состоянии судна не менее 0,05 м;

угол крена не превышает 20°;

протяженность положительной части диаграммы остойчивости не менее 20°;

максимальное плечо диаграммы остойчивости не менее 0,1 м.

Рабочие графики должны разрабатываться таким образом, чтобы при нахождении точки состояния судна до аварии в безопасной зоне после затопления судна были выполнены все приведенные выше условия.

При этом имеется в виду, что условия по обеспечению остойчивости выполняются и в промежуточных стадиях затопления. При разработке программы расчета на судовой ЭВМ должны использоваться те же нормативы, что и при разработке рабочих графиков.

В отдельных обоснованных случаях допускается отступление от указанных выше нормативов. Объем таких отступлений находится в компетенции судовладельца и разработчика ОИ, а для судов, на которые распространяется ч. V Правил Регистра СССР или которые имеют в символе класса знак деления на отсеки, — и Регистра СССР, что указывается в ОИ.

3. ОЦЕНКИ аварийной плавучести и аварийной остойчивости

3.1. В качестве оценок плавучести и остойчивости аварийного судна приняты:

запас аварийной плавучести (ЗП). Эта величина положительна, если выполнены условия о том, что непрерывная палуба переборок не входит в воду (пп. 2.1, 2.2), в противном случае — отрицательна. При положительном ЗП соответствующие графы планшета закрашиваются в зеленый цвет (безопасно), при отрицательном — в красный (опасно!). При расчетах на судовой ЭВМ под ЗП понимается расстояние от аварийной ватерлинии до опасного отверстия или до палубы безопасности (в метрах);

расчетный запас остойчивости (РЗО) (в метрах). Это величина, на которую можно было бы уменьшить метацентрическую высоту судна (с учетом поправки на свободную поверхность) в неповрежденном состоянии так, чтобы после аварии остойчивость судна была бы на пределе, исходя из критериев, описанных в п. 2, или из

6

условия обеспечения остойчивости неповрежденного судна, если последняя является лимитирующей.

3.2.    Указанные выше оценки плавучести и остойчивости определяются с учетом возможных погрешностей.

Наиболее существенным неисправимым источником погрешности при определении непотопляемости судна является неточность в определении коэффициента проницаемости заполненного грузового помещения. Для средних значений коэффициента проницаемости (ж 0,7) погрешность в определении р. может быть оценена величиной порядка ±0,1, в то время как при крайних значениях коэффициента проницаемости (р=0,4 и р=1,0) эта погрешность близка к нулю. В связи с этим погрешность в величине р должна быть приведена в Инструкции к Оперативной информации. Величина погрешности коэффициента проницаемости устанавливается разработчиком и судовладельцем, исходя из номенклатуры перевозимых грузов и наличия данных по коэффициентам проницаемости грузов.

Значения погрешности коэффициента проницаемости р рекомендуется представлять в виде диаграммы погрешностей, приведенной на рис. 1 приложения 1.

При больших запасах аварийной остойчивости, а также при больших по абсолютной величине отрицательных значениях этой величины нет необходимости приводить значение РЗО — достаточно соответствующие графы планшета закрасить в зеленый (безопасно) или красный (опасно!) цвет, о чем должно быть указано в Инструкции.

3.3.    При наличии на судне ЭВМ, снабженной надежной программой расчета непотопляемости, в дополнение к РЗО можно приводить действительный запас остойчивости и (по запросу) диаграмму статической остойчивости аварийного судна в виде графика, полученного с печатающего устройства, а также и посадку аварийного судна (осадки носом и кормой и угол крена). При этом форма планшета остается без изменения.

4. СОСТАВ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

Оперативная информация о непотопляемости, передаваемая на суда, состоит из оперативного планшета контроля остойчивости и непотопляемости судна, инструкции, набора рабочих графиков и набора универсальных диаграмм аварийной остойчивости. Последние предназначены для использования при построении диаграммы аварийной остойчивости в процессе борьбы за живучесть судна для спрямления аварийного крена (т. е. не предусматривается построение диаграмм аварийной остойчивости как в порту отправления, так и во время рейса).

4.1. Оперативный планшет

Оперативный планшет — это чертеж, который должен висеть на переборке штурманской рубки. Оперативный планшет должен удовлетворять основным требованиям НБЖС (приложение 8) и ис-

7

пользоваться для решения эксплуатационных и аварийных задач. Планшет должен удовлетворять также и требованиям, предъявляемым к Схеме контроля при аварии, согласно Правилу П-1/20 Конвенции СОЛАС—74, содержать Перечень первоочередных действий при получении пробоины согласно НБЖС и указания разработчика ОИ.

На планшете, размеры которого не должны превышать 1300Х Х800 мм, схематически показывается продольный разрез судна (можно в разных масштабах по длине и высоте), необходимые разрезы по отсекам судна, расположение отверстий с указанием их закрытий и обозначения принятого деления судна на водонепроницаемые отсеки. По возможности, представляется схема балластной и осушительной систем. Данные по объемам и положению центров объемов всех помещений, входящих в данный отсек, помещаются в таблицах, расположенных под изображением данного непроницаемого отсека.

В левой колонке каждой таблицы приводится код помещения, записанный на ЭВМ. Этот код может использоваться в случае, когда капитан судна сочтет необходимым уточнить отдельные варианты затопления судна с помощью береговой ЭВМ, на которой выполнялись расчеты для составления Оперативной информации о непотопляемости.

Графы кодов помещений рекомендуется использовать для быстрой ориентации о степени заполнения цистерн запасов. Для этого необходимо черным карандашом нанести соответствующую штриховку.

В правой части планшета расположена таблица, куда записываются общее количество груза, данные о массе запасов и балласта, водоизмещение, средняя осадка, дифферент и метацентрическая высота судна по состоянию на отход и приход судна. Во время рейса в одной из колонок этой таблицы проставляются те же данные по действительному состоянию на день заполнения. По этим данным решается вопрос, есть ли необходимость корректировать нанесенные на чертеже значения ЗП и РЗО.

В одной из колонок правой таблицы приводятся значения фактора балластировки (ФБ) (в числителе при заполнении 50%, в знаменателе — 100%) цистерн, которые могут быть использованы для уменьшения аварийного крена и дифферента. Определение фактора балластировки и способ его использования приведены в п. 5.2.

На схеме продольного разреза судна имеются прямоугольники для занесения значений коэффициентов проницаемости. Данные для пар двух смежных отсеков располагаются в прямоугольниках, находящихся на линиях переборок, отделяющих эти отсеки.

Там же располагаются прямоугольники ЗП, которые закрашиваются в зеленый или красный цвет, и прямоугольники РЗО, куда заносятся рассчитанные значения РЗО (зеленым — положительные значения, красным — отрицательные), либо весь прямоугольник закрашивается в соответствующий цвет.

8

На чертеже нанесены овалы с наименованием непроницаемых Отсеков И круги на границах двух отсеков, под которыми есть надпись «Предупреждение об опасности». Эти овалы судоводитель должен закрашивать в красный цвет, когда при затоплении соответствующего отсека судно вероятнее всего погибнет; круги соответствуют паре смежных отсеков и закрашиваются в красный цвет в соответствующей ситуации. Если все же есть вероятность спасения судна, овалы и круги закрашиваются в зеленый и красный цвета. Круги и овалы закрашиваются разработчиком ОИ в красный цвет, когда при соответствующем затоплении нет шансов на спасение судна.

При затоплении некоторых отсеков аварийная плавучесть или аварийная остойчивость судна могут быть обеспечены при любых значениях проницаемости, если обеспечена остойчивость судна в неповрежденном состоянии. В этом случае прямоугольники на планшете не наносятся н соответствующие рабочие графики не прилагаются.

В правой части планшета располагаются диаграммы достаточной аварийной плавучести и достаточной аварийной остойчивости (см. п. 4.3).

Левая часть оперативного планшета непотопляемости судна типа ро-ро приведена на рис. 8, правая часть — на рис. 9 приложения 2.

Конструктивно оперативный планшет может быть выполнен в виде чертежа, выгравированного (или нанесенного несмываемой краской) на жесткой плите, материал которой допускает многократное вытирание или смывание надписей, наносимых обычным и цветным карандашами без повреждения основного чертежа. К месту расположения оперативного планшета должно быть подведено освещение от обычной и аварийной сетей.

Разрешается конструктивное выполнение планшета в виде чертежа, покрытого оргстеклом, записи на котором выполняются специальными карандашами или фломастерами. При этом правая часть планшета должна быть съемной, а таблица, заполняемая при составлении грузового плана, — сменной. В этом случае записи в таблице делаются обычным либо шариковым карандашом или чернилами. В виде исключения допускается использование планшета, выполненного на обычной бумаге, причем на судно в этом случае должно быть передано не менее пяти экземпляров.

4.2. Инструкция

Инструкция должна содержать краткое описание принципов, принятых при составлении информации, оценки погрешностей, данные о коэффициентах проницаемости основных грузов, описание планшета и графиков. В инструкции следует описать методику расчетов непотопляемости, процесс работы с Оперативной информацией, основные положения по борьбе за живучесть судна, в частности расчеты его спрямления.

9

1

При наличии судовой ЭВМ судно должно быть снабжено и рабочими графиками как резервным средством.

5