МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
СУДОВЫЕ ДИЗЕЛИ ИНОСТРАННОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ.
СТАЛЬНЫЕ ГОЛОВКИ ПОРШНЕЙ РАБОЧИХ ЦИЛИНДРОВ.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАПЛАВКОЙ С ПОСЛЕДУЮЩИМ УПРОЧНЕНИЕМ ТРЕНИЕМ ТОРЦОВ КАНАВОК ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ
РД 31.55.03.02-86
Москва ■ В/О "Мортехинформреклама” 1987
МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО ФЛОТА
Руководителям предприятий н организаций Минморфлота
( UO 0Ш101СУ )
(МИИМОРФЛОТ)
10.09.86г. * МТ 41-29/ 4342
МОСКВА
10 введении в действие РД 31.55.03.02-86
В/0"Мортехсудореглпром" утвердил РД 31.55.03.02-86 "Дизели иностранной и отечественной постройки. Сталыше головки поршней рабочих цилиндров. Восстановление наплавкой с последующим упрочнением трением торцов канавок поршневых колец." со сроком действия с 01.10.86г. по 31.12.90г.’
Предлагаю:
1. До 01.И.86
Одесскому СРЗ лм. 50-летия Советской Украины и Совгаван-окому СРЗ осуществить организационные мероприятия по внедрению настоящего РД,
2. Судоремонтным заводом при разработке рабочих технологических процессов восстановления головок поршней руководствоваться настоящий РД.
3. ОВИМУ
3.1. До 01.10.86
обеспечить размножение и рассылку валнтереоованиым оргаки-зациям и предприятиям настоящего РД.
3.2. Оказывать помощь судорерлонтным заводам при внедрении настоящего РД.
3.3. Обеспечить контроль за исполнением настоящего письма.
Заместитель Председателя 3/0"Мортехсудоремпрэм"
РД 31.55.03.02-06 Стр. II
1) автоматом для сварка типа А-53СМ:
2) источником постоянного тока о жесткой лябо пологопадвицей внесшей характеристикой ( тина ^ДУ-504, ВС-600 ) для сварки в защитник газах н источником постоянного тока о падающей внешней характе-рвотшсой ( типа ПСО-500, ПД--501 ) для сварки под флюсом;
3) приборами по п. 3,1.1.. подпункт 2;
4) оме отите ли газов типа УКП-1-7Т и др.;
5) манипулятором по п. 3.1.2., подпункт 3.
3.2. Для дфедапрительпого ц сопутствующего подогревов головки порсюя участок ( отдоленпо ) восстановления должен быть оборудован гге'дт.г» или ькогодлаг.оппшод горолзсамп, ллп нкдум^рамв, обьипечивзщями
рлпиомерный нагрев доталк до томпоратуры не и«вив 330ПС. Для тэр?ш-чоокой обработю! восстановленных головок поршней необходима печь о температурой нэгрева не монее 750°С.
3.3. Для подготовки иоворхкоотой головок поршней к воостанивлвнию; райдакки трещин и механотеокой обработки вооотановлешшл поверхностей, необходимо следующее оборудование:
1) токарный станок о высотой центров не менее 500 мм или токар-но-каруселышй отанок о диаметром планшайбы не менее I ООО мм;
2) радиадъко-овврлдльицй отопок о уоловиым диаметром сверления по менее 50 мм;
3) оборудование, для алектродуговой п воздушно-дуговой резки и отрохкп;
4) слесарный инструмент
5) приспособления для олифэввипя и по^троватм, или машинкл пшфовальныр и зачистные типа МШ-230, ШМ25-5, МПК и др.
3.4. Для нагрева головки поршня племенем ггшоьий горелки попольоовать пропан-бутан ГОСТ 20445-00, природный газ ГССг 5б4й-7«,
керосин ГОСТ 18.499-73 и кислород технически?. ГОСТ 5583-78.
3.5. Участок (отделение) восстановления головок поршней должен бить обеспечен сварочными материалами в соответствии с таблицей Приложения 5.
Применять сварочные материалы допускается только при наличии на них сертификатов предприятия-изготовителя.
3.6. Подготовку сварочных материалов производить в соответствии с ТУ на поставку и по ГОСТ 9.025-74 в ГОСТ 9.047-74.
3.7. Поверхностное упрочнение трением торцов канавок порате-вых колец должно осуществляться на установке, технические характеристики которой обеспечивают соблюдение режимов упрочнения, представленных в разделе 9.
4. ДВ&ЕКТАЦИЯ
4.1. Дефектации подвергать все головки поршней, поступившие ца СРЗ для восстановления•
4.2. Удалить все детали, мешавшие проведению дефектации я восстановлению головки поршня (шпильки, болты, заглушки и др.) и произвести их визуальный осмотр с целью определения пригодности для дальнейшего использования.
4.2.1. Выбраковке подлежат детали, ш/епдие следующие дефекты: ослабление резьбы, срыв и омлтае резьбы, трещины любого размера, деформацию поверхностей.
4.2.2. Годные детали про?.!аркироватъ в соответствии с маркировкой головка поршня, на которой они были установлены и сдать на склад.
4.3. Счистить головку поршня от смазки, нагара, ржавчины и др. загрязнений. Очистку производить химическим способом в мопптх и обезжиривымцих растворах, либо .кругими метода?ди, используемыми
РД 31.55.03.02-86 Стр. 13
па предприятии.
4.4. Произвести визуальный осмотр головки порашя снаружи и внутри для опрецеления характера и величин дефектов, целесообразности восстановления. Осмотр внутренних поверхностей производить с использованием подсветки,
4.5. Определить наличие поверхностных трещин, а также нечетко выраженное дефекты одним из способов:
1) цветной дефектоскопией по ОСТ 5.9537-80;
2) магнитной дефектоскопией по ГОСТ 21105-75;
3) шлифованием контролируемого участка с последующим травлением реактивом, применяемым для выявления макроструктуры.
4.6. Глубину залегания трещин и наличие других внутренних дефектов определять ультразвуковым методом по ОСТ 5.9675-77.
4.7. Площадь и глубину выгораний и коррозионных повреждений на днище со сторот* камеры сгорания определять, предварительно зачистив его до чистого металла,
4.8. Зоны расположения наружных и внутренних дефектов необходимо обозначить дернением, окрашиванием или другим опособом.
4.9. Изменения габаритных размеров, построечных толщин, классности резьбовых отверотий и т.п., определить по соответот-вувдемй чертежу на головку поршня (см. Приложение 2).
4.10. Произвести химический анализ металла восстанавливаемой головки поршня. На дефектных учаотках, восстанавливаемых наплавкой аустенитными электродами (п. 6.2.8), следует определить твор-дость прибором Польди.
4.11. Результаты дефектации внести в паспорт на головку поршня, оформленный в соответствии с РД 31,55.03.01-82.
4.12. По результатам дефектации в соответствии о табл. 2 определять способ устранения дефектов, а также объем работ по восстановлению изношенной головки поршня.
ТаЛювда 2 |
Номер поверхности (Рио Л) |
Добыты голопок поршнеП и их предельные значения
-..... (*vw nQucTaiioMeimfll...... ,, |
Споосбы устранения дефектов |
I |
2 |
3 |
I |
Трещины у резьбовых отворстнй под ршды. Износ резьб. |
Разделать тре.прш?у срезать резьбу. Заварить трещины й наплавить разделанные позерхгюотп. Нарезать исходную резьбу. |
2 |
Выгорание днадэ. оо оторопи камеры огораняя на глубину до 30# перво-нач сбытой толщина (площадь не ограничена), |
Проточить дефектную мсверз-
НССТЬ ДО ЧИСТОГО МОТйЗДЕЦ
Произвести наплавку я об-* работку. |
2 |
Сетка трещин на днще со сторож камеры сгорания 1‘лубиной до 30# первоначальной тодадш (плотность дефектов не ограничена), |
То яй |
2 |
Вдтигшнс трсщгаш па дпшщо со стороны камеру сгорания (в том число сквозные) длиной менее 1/2 длшш окрухноотя |
Разделать тращииы и заварить. |
3 |
Я&кничнно дефекты п их скопления на поверхности полости охлаждения глубиной меное 5 юл. |
Удалить местной выборкой с обеспечением плавных переходов. |
3 |
Единичные трещтш (в том члоле сквозные) длиной менео 1/4 длшш окружности, коррозионные язвы, каверны глубшюй более б мм. |
Разделать трощют, язвы, каверны до члотого металла. Наплавить раздапаннко поверхности. |
4 |
Нд1И1гпшо трещины длиной мопоо 1/2 длины окружности шш ое^ка трещин глубиной до 30# толщадк отеш(и на наружной 1дал!П?др*л1оопоЙ поверхности. |
Разделать едшнтчиые траиич-пы, прото'шть поверхность до члотого моталла. Змшг-рыть тропданы я наплавить подготовленную поверхность |
|
Р.Ц 31.55.03.02-86 Стр. 15 Продолжение табл* 2
1 2 |
3 |
Трещины в перемычках между к&яавкдоЕ поршевих колец:
- не болов четырех на диаметр и расстояний медду нике белее Х00 мм |
Разделать трещины а заварить. |
- более четырех на диаметр или раоотоянин мваду еемы меяео
100 Шс |
Проточить перемычки либо их участки до чистого металла и наплавить разделавныо поверхности. |
Ивноо торцов канавок порпшевых колец вше прздельчо-допуотимой Величшш, указанной в РД 31.56.03.04-83 |
|
- о трепшпаин в перемычках пая углах канавок, зэдлр&ми, око-лада; |
Проточить повврхноСжЛ кшш-вок под наплавку, выбрать трещшш. Заварить трещины и наплавить подготовленные поверхности. Обработать поверхности канавок и упрочнить (ПУТ, Зфомирование и др.). |
- бзе трещин в перемычках пли углях канавок я околов; |
Проточить поверхности канавок под установку сменных вставок . Установить сменные вставки. Обработать поверхности канавок п упрочнить. |
- только двух верхних канавок:
я) при малое объогш вооотолов ления других поворхпостеи Сем. 7.2.8); |
Проточить поверхности 2-х верхних канавок под установку сменных вставок. Установить сменные вставки приваркой нх ауотенитными электродами (без подогрева и термообработки). Сбработать и упрочнить. |
2 _ 2 Г
I - -г ---!■■-------- ' ь-ягJLm*T>|И» ■ I I
6) при объемах восстановления других поверхностей, тробуо-щих проведения нооледущеП термической обработки. |
Продолжение табл» 2
3
Г--Т- • ш*т *шп ИДЖ Д|^|Д1»7.,.'Т«Г,~-Г’
Проточить поверхности изношеи-к?к канавок под установку сменных вставок либо недлзвф (щ>и трвщ&юх, сколах перэин-чек). Установить сменные вотавки либо ?г.плавп"Ч> подготовленные поверхности. Обра^ ботать 2 упрочнить. |
Износ торцов канавок поршневых I. колец мекзе пргдельно-допуетшой величины указанной в РД 31,65.03.04-83, но более 50 процентов этой величтш (без тревуш в перемычках алп углах каназок, околов) и прп объемах восстановления других поверхностей, требующих проведения поолед.'чещей термической обработки-.
Кольцевые трепуоп* от углов канавок Проточить поверхности канавок, ьлугрг детали глубшгсй до 3C# тол- выбрать треруят. Наплавить щины отенки я длиной менее 1/2 подготовленные поверхности» длины окружности. Обработать и упрочнить.
Износ, ослабление, перекос Расточить отверстия,
резьбы в отверстиях под шпильки. Наплавить подготовлешше
поверхности ц нарезать исход-
____ .___ .__ШкШ2^й7с_____
Изноо поверхностей контакта со Проточить поверхности до чяо-ттокои и заглушкой, того металла. Наплавить под-
Проточить iiOLcpxHocTZ навок под установку скеп-ннх вотавок.
Установить вставка, обработать и упрочнять.
____ ______ готовленные поверхности.
Износ поверхности под штуцер Проточить поверхность,
оистеьш охлаждения. Установить втулку.
Ступенчатый изноо поверхности Проточить поверхности до час-
контакта с трояком и вставкой того металла. Наплавить подготовленные поверхности»
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ОДЕССКОЕ ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
СУДОВЫЕ ДИЗЕЛИ ИНОСТРАННОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ СТАЛЬНЫЕ ГОЛОВКИ ПОРШНЕЙ РАБОЧИХ ЦИЛИНДРОВ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАПЛАВКОЙ С ПОСЛЕДУЮЩИМ УПРОЧНЕНИЕМ ТРЕНИЕМ ТОРЦОВ КАНАВОК ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ
РД 31.55.03.02-86
Москва- В/О "Мортехинформреклама' 1987
Одесским высшим к&жексрным морским училищем имен я Ленинского комсомола
Заместитель начальника училища по наукой работе
- В.А.Грехов
Научный руководитель отраслевой лаборатории, руководитель и ответственный исполнитель разработки
“ Н.С.Молодцов
Исполнители Л,А,Левченко
В.Е.Гладков В.Е.Кривощеков М,Г»Павлов В.Г.Ковтун И.М.Слободяйиж
Одесским СРЗ имени 50-летия Советской Украины
Главный инженер
Совгаванский СРЗ И.О. Главного инженера
- Л.3.Мичурин
Регистром СССР
Всесоюзным объединением "Мортехсудоремпромп Заместитель председателя
- А,Е.Берков
(§) 0/0 .МОРТЬДИНФО^МРЬКЛАМА». »М7
Судовые дизели шостравпой и
отечественной постройка. Стальные головни поршней рабочих цвлнид.'ов.
Возотяноплотше пяпдашсой с последующим
упрочнением трением корцов канавок поршневых колец
Инструктивным пноьмом МШ> от "18" сентября № MT4I-29/4342
срок действия установлен о 01.10.66 по 31.12.90 гг.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на ез-шлоняке головкп поршней рабочих идлиндров судовых малооборотачх дизелей Яульцвр, WAR, Бурмейстар и Войн» изготовленных иы специальных стопой. XnuanooKiiii ооотов и мохошпвохшо odoUotdq отшс ото-лвй, уолонно ртц^клиннях на дни вру мин, приведены в Пршложенап I.
РД устяноАпивает технические требования н указания по тех-ийпопш нокотанокиения и упрочнения иуношаНных поверхностей головок портной судовых дизелей отичййоъмнноИ и иностранной постройки.
РД ирудинлннчнч дли оргнниянций и прндиринтцй Мянморрлота, sc ташцихоя 1!ан|ч</Ч>ткой техн«.о1огичеукой документация и восота-ношюлиам сталыплг головок поршней судовых дизелей.
I.I. Поступившая на судоремонтное предприятии (СРП) для восстановления, головка nojcm* цо..лва быта промаркированы и ая-консервирована в ооответотвнм с дейотаупвэй норматанио-техвкчвс-ъой документацией и иметь сопроводительные документы, й$ормлоитю
Стр. 6 РД 31.55.03.02-86
в соотвзтотвян о РД 31.55.03,01-82 "Положение) о порядке обора, хранения м учета нзношокгах дсмодойа поддежащрх посотапоълешпо па предприятиях Минкорфлоте”,
1.2. По результатам дофзктации на СРП, проведенной в соответствии о настоящие РД я о одобрения Регистра СССР, оирс. еляет-ся целесообразность вооотаповяетю конкретной изношенной головки поршня. Характериио эксплуатационные дефекта (причини отказов) головок поршней иалообохютнш: дизелей (МОД) представлена во ряо. I.
1.3. Восстановлению подлежат головки порото Л, изношенные поверхности которых доотутш разделке под оварку и наплавку, а такие выполнению всех остальных техпологпчооких операций восота-повленяя и контроля качества.
1.4. Технологический процесс воостановлешщ годовой поргаей осуществляется по типовой технологической охеме (рио, 2).
Х.5. Очередность и обьвм аосстановясщч! кзпопюннкх поверхностей головок поргчей определяется СРП, которое на основе настоящего РД долино разрабатывать а согласовывать о яноцегашей Рвгиотра СССР рабочие технологические цроцсоеи па оооотаасодснцс головок поршней конкретных тпцорезмериоотзи.
1.6. Пра разработке рабочих технологическая щюцеооос вое-становления конкретных деталей технологическая служба СРП, наряду о настоящим РД доляка руководствоваться доку^яптями зпюэазщ-мн в Приложении 2.
1.7. К работам по сварке и наплавке допускаются оварщчкн не ниже 4-го разряда, аттсотопошшо по ОСТ 5.9126-73 и ознакомленные о наотоящзш РД,
1.8. Головки поршней, юосстанозлогаше в соответотшт о настоящим РД, дожни удовлетворять требованиям рабочих чертаяяй на эти детали в чаоти геометрических размеров а кзчеотва
Стр. 8 РД 31.55.03.02-86
обработки восстановлешшх поверхностей.
1.8. Хранение, учет и оформление восстановленных головок пор-шией судовых дизелей должны осуществляться в соответотвин с РД 31. 55.03.01-82.
1,10. Головки поршней могут восстанавливаться другими способами, не указанными в настоящем РД, оценка и выбор которых производится в соответствия с РД 31.55.03.06-85 "Рекомендации пс оценке и выбору способа восстановления деталей судовых технических средств". Наработка до отказа восстановленных головок поршпей по маркам (тп-ам) дизе/ей при коэффициенте вариации, равном 0,4 ладен удовле творять требованиям табл. I.
Группа
дизелей |
Марка (тип) дизеля |
Наработка до отказа, тыс. час |
средняя |
минимальная |
|
Зульцер РД, МАИ КZ70/120; |
|
|
I |
MAH К2 57/80 Аэ,с; Б и В ТВГ, T2BF; ДКРН, ДКРН-2 |
20 |
8 |
П |
Зульцер Р Д; MAH K2 70/I20E; Б и В K-EF; ДКРН-3, ДКРН-4 |
14 |
7 |
Ш |
МАН К L Ь7/ЬйГ |
10 |
4 |
|
Ресурс головок поршней, восстановленных различными способам!! приведен в Приложении 3. |
Таблица I
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Восстановление головок поршней связано с использованием металлорежущих станков, пневматичеоких и абразивных инструментов, сварочного оборудования, нагревательных устройств п сопровождается, выделением тепла, пыли и токсичных сварочных аэрозолей.
2.2. Несоблюдение требований безопасности и производственной санитарии монет привести к травмам от отделившихся частиц металла и абразивов, электротравмам, ожогам, запиленшо и загазованности производственных помещений выше предельно-допустимых концентраций.
2.3. При восстановлении головок поршней необходимо руководствоваться действующими государственными и отраслевыми документами по технике безопасности и охране труда, перечень которых предотавлен в Приложении 4.
2.4. На основании настоящих требований, а также с учетом местных условий, администрация СРП должна разработать рабочие инструкции по технике безопасности и охране труда, выдать их рабочим-испол-нителям и следить за их соблюдением.
Предварительная дефектация, сбор, хранение изношенных деталей, передача их на СРЗ
[Очистка 'и дефектация 1 |
|
Рис. 2. Типовая технологическая схе.ма восстановления и упрочнения голоеок поршней судовых дизелей. |
Стр. 10 РД 31.55.03.02-86
2.5. Допуск к работе по восстановлению головок поршней разрешается только после проведения инструктажа, проверки знаний исполнителями требований безопасности а оформления результатов проверки в специальном журнале.
3. ОБОРУДОВАНИЕ И СВАРОЧНЫЕ МАТЕРИШ
З.Х. Участок (отделение) восстановления головок, поршней должен ыть оборудован постами для выполнения сварочных и наплавочных работ.
3.1.1. Пост ручной лотовой сварки должен быть оборудован:
1) источниками постоянного тока с падающей внешней характеристикой типа НС0-500, ПСО-ЗОО, ВД-306УЗ и др;
2) приборалш, контролирующими элементы режима caapicn (амперметры, вольтметры) и температуру подогрева деталей (контактный термо-преобразователь по ГОСТ 6616-74 и др.).
3.1.2. Пост аргоиодуговой сварки должен быть оборудован:
1) установкой переменного тока типа УДГ-301-У4, УДГ-501-У4 и др. либо источником постоянного тока о жесткой внешней характеристикой типа ВДУ-504, ПСО-5Ои и осциллятором;
2) приборами по п. 3.1 Л, подпункт 2;
3) манипулятором сварочным типа MII070fMII080, "ПША-2500'\
3.1.3. Пост полуавтоматической сварки в защитных газах должен быть оборудован;
1) источником постоянного тока с жесткой либо лологопадаодей внешней характеристикой типа ВДГ-601УЗ, ВДУ-504, ВС-500 и др.;
2) полуавтоматами типа ЦДГ-502У4, ПДГ-508УЗ и др. ;
3) приборами по п. 3.1.I, подпункт 2\
4) смесителем газов типа УКП-1-71 и др;
5) сварочным манипулятором по п. 3.1.2, подпункт 3.
3.1.4. Пост автоматической сварки в защитных газах и под флюсом должен быть оборудован: