МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРЫШЕК ЦИЛИНДРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СВАРКИ ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
РД 31.52.23-89
Москва 1990
rULIin/l. Ъ#М^ГЫТ1\/1ИГ\ ■
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ С УПРАВЛЕНИЕМ АТОМНОГО ФЛОТА (Главсудоиех)
Могкпа. 103759. ул. Ждано»», 1/4 |
МИНИСТЕРСТВО АЮРСКОГО ФЛОТА
Главное управление СУДОСТРОЕНИЯ. СУДОРЕМОНТА И
22.12.89 г. к, ГСМ 52-55/ 2481
Руководителям предприятий и организаций Минморфлота СССР
(по списку) |
На №
Главсудомехом утвержден РД 31.52.23-89 "Дизели судовые. Восстановление крышек цилиндров с применением сварки. Типовые технологические процессы" со сроком введения с 01.06.90г.
Предлагаю:
1. Руководителям предприятий, организаций: при восстановлении крышек цилиндров главных двигателей руководствоваться положениями настоящего РД.
2. ШНИШ&
ДО 01.06.90
обеспечить издание и рассылку РД 31.52.23-89 пароход-ствам, заинтересованным предприятиям и организациям, контроль за исполнением настоящего письма.
10
2.8. Все повреждения крышки, подлежащие устранению, должны быть зафиксированы в ремонтной документации (акт дефектации)
на деталь с указанием характера повреждений и методов их устранения.
2.9. Возможность устранения повреждений крышки, характер и размеры которых не оговорены в настоящем РД, устанавливают в каждом конкретном случае представители предприятия и Регистра СХР.
2.10. Характерные дефекты крышек.
1) дизелей "Бурмейстер и Байн” (рис.1):
трещины, располагающиеся со стороны полости охлаждения в районе - бобышки выпускного клапана, на днище, в местах скруг-ления между стенкой камеры сгорания и бобышкой выхлопного кла-дана, на конической стенке;
трещины в каналах подвода и отвода охлаждающей воды; трещины в местах установки втулок (стаканов) форсунок, •пускового клапана, трубки для отвода газов на индицировЯние; выгорания поверхности со стороны камеры сгорания, коррозионные разъедания со стороны полости охлаждения; дефекты резьбовых отверстий; износ канавки под уплотнительное кольцо; изменения присоединительных и габаритных размеров, обусловленные износами и проточками посадочных мест при ремонте крышки;
износ (выгорание, коррозия, разъедание) мест сопряжения с цилиндровой втулкой;
отложения со стороны полости охлаждения, коррозии, эррозии, дефекты отливки с внутренней стороны;
2) дизелей Зульцер (рис.2):
трещины сквозные и несквозные, расположенные на конусной части крышки, зарождение и распространение которых наблюдается
(• износ поверхности под Втtjnntj цилиндра.
II
Azb. |
|
Карашерные. дефекты крыш цилимброб.^азслси .бурмсистср и Войн |
?- износ поверхности под уплотнительное кольцо. з- трещины.
Рис. I.
I-скопление нелких трещин.
2 - повреждения коррозионно- усталостною характера
3 - радиальные трещинеi
4 - трещина\ распространяющиеся по окружности
5 - Выгорания поверхности
Рис.1
13
со стороны полости охлаждения;
отдельные радиальные трещины и скопление мелких трещин со стороны камеры сгорания, глубокие повреждения коррозионно-усталостного характера;
выгорания конусной части;
дефекты резьбовых отверстий и крепежных деталей; изменения габаритных размеров, обусловленные проточками посадочных мест при текущих ремонтах;
3) дизелей МЛН (рис.З):
трещины расположенные по окружности на днище крышки и распространяющиеся со стороны полости охлаждения;
радиальные трещины и скопления мелких трещин на днище крышки со стороны камеры сгорания;
трещины и сколы направляющих ребер охлаждающей воды и приливов форсуночного стакана;
трещины на галтели отверстия пускового канала со стороны камеры сгорания;
коррозионные повреждения уплотнительных поясков и мест под резиновые уплотнения;
глубокие коррозионные повреждения направляющих ребер охлаждающей воды и стенок крышки со стороны камеры охлаждения;
уменьшение габаритных размеров, обусловленное проточками посадочных мест при текущих ремонтах.
2. II. РД предусматривает два метода восстановления крышек:
I) с заменой днищевой части на крышках дизелей пБурмейстер и Зайн", "Зульцер", имеющих следующие дефекты в районе камеры сгорания:
сквозные трещины любой длины и расположения;
единичные трещины глубиной более 15 мм и общей длиной более 100 мм;
Характерные дефекты крыЬек цилиндроЪ дизспсй „МАИ I-трещины на днище и стороны полости охлаждения, I-трещина на днище со стороны полости .охлаждения, 5- трещины и сколы напраблятщих ребер, Р-коррозионные разъедания, S-быгорания.
14
3_ KSi 70/flOt |
|
кг w/ns |
Рис 3
15
выгорания и коррозионные раковины глубиной более 15 мм и площадью более 25% от общей поверхности камеры сгорания;
трещины со стороны полости охлаждения глубиной более 2/3 толщины стенки и протяженностью более 100 мм.
При наличии трещин коррозионно-усталостного характера в районе камеры сгорания (характерно для крышек двигателей "Зульцер") и наработке крышки более 20 тысяч часов нижнюю часть крышки (днище) рекомендуется заменить;
2) исправление дефектов без замены днищевой части на крышках дизелей "Бурмейстер и Вайн", "Зульцер", "МАИ" (раковин, коррозионных повреждений, трещин и выгораний) на крышках, отработавших менее 2056 своего моторесурса и получивших повреждения в результате развития литейных дефектов либо в процессе технической эксплуатации.
2.12. РД предусматривает применение следующих видов сварки:
ручная аргонодуговая неплавящимся электродом;
автоматическая под флюсом;
автоматическая и полуавтоматическая в защитном газе плавящимся электродом;
ручная дуговая.
2.13. А сварочным работам допускаются сварщики не ниже четвертого разряда, аттестованные согласно ОСТ 5.9126-83, ознакомленные с требованиями и указаниями настоящего РД и прошедшие дополнительную подготовку по ручной аргонодуговой сварке неплавящимся электродом корневых швов.
2.14. Технологический процесс восстановления крышки осуществлять на основе типовой технологической схемы, приведенной на рис.4.
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРЫШЕК ЦИЛИНДРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СВАРКИ ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
РД 31.52.23-89
Москва 1990
Южным научно-исследовательским и проектноконструкторским институтом морского флота
Главный инженер В.Н.Афанвщенко
Зев. отделом стандартизации и качества Б.И.Рапопорт
Руководитель темы и ответственный исполнитель, научн. сотр. Л.И.Новикова
Регистром СССР
Зам. директора Ф.П.Евшин
ЦК профсоюзов рабочих морского и речного флота Зав. отделом охраны
труда В.Н.Шаров
Центральный научно-исследовательским и проектноконструкторским институтом морского флота
Главный конструктор
по КТР В.С.Мельников
Главным управлением судостроения,судоремонта и технического обслуживания судов (Главсудомех)
Зам. начальника В.Н.Штонда
О 8Ю "МОРГЕ ХИНФОРМРЕКЛАМА". 1990
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ.
РД 31.52.23-89 Вводится впервые
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРЫШЕК ЩИНЦРОВ С ПРИНЕНЕВЕН СВАТКИ.
ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛСГИЧЕСКИЕ
провесы_
Письмом Гловсу^ом^хэ or 22.12.89 г. № ГСМ о2-оо/2481 срок взйчрния в действие установлен с
01.06.90 г.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на восстановление дефектных стальных крышек рабочих цилиндров * главных судовых малооборотных дизелей типов:
Бурмейстер и Вайн - 50VTBF -ПОСДКРЯ 50/110), 50иТ2ВР-1Ю(ДКРН 50/II0-2), 62\Я2ВР-140(ДКРЯ €2/140-2), К62ЕР(ДКРЯ 62/140-3), 74VTBF -160(ДКИ1 74/100), 74VT2BF-I60 (ДОН 74/160-2), К'4БР(ДКИ! 74/160-3);
Зульцер: ЯД68,КлД68, 2Д76, ЯАД76, *Д90, ЯД/Д90;
UAH: К270/12СЕ, КSZ 7Q025.
РД устанавливает технические требования и технологические указания по восстановлению сваркой крылек с заменой и без замены нижней части (днища) дизелей отечественной и иностранной постройки.
РД предназначен для организаций и предприятий Мжморфлота 9 занимающихся восстановлением стальных крышек цилиндров.
и В дальнейшем тексте именуется "крынка'
6
I. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Исправление дефектов в крышках с использованием металлорежущих станков, пневматических и абразишых инструментов, электросварочного и газорезательного оборудования, нагревательных печей, электрической энергии, горючих и взрывоопасных газов сопровождается вьщеленияыи тепла, пыля и токсичных сварочных аэрозолей.
1.2. С целью обеспечения безопасности работ в процессе восстановления крышек следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
ГОСТ 12.3.002-75 "ССБ7. Процессы производственные. Общие требования безопасности",*
ГОСТ 12.3.003-86 "ССБТ. Работы электросварочные. Общие требования безопасности";
ГОСТ 12.3.025-80. "ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности";
ГОСТ 12.3.036-84 " ССНГ. Газопламенная обработка металлов
«V
Требования безопасности;
РД 31.83.04-75 "Правил техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях ШФ";
» 1009-73. "Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов", утвержденных заместителем Министра здравоохранения СССР 5 марта 1973 г.";
"Санитарных норм и правил при работе с оборудованием создающим ультразвук, передаваемый контактным, путем на руки работающим 2282-60", утвержденных Минздравом СССР;
"Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных начальником Госэнергонадзора 21.12.84 г^
1.3. Эксплуатация баллонов с газом должна осуществляться в соответствии с требованиями "Правил уртройства и безопасной
7
эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором СССР 19.05.70 г.
1.4. При работе с пневматическим инструментом необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 12.2.010-75 ,‘‘ССВТ. Малины ручные пневматические. Общие требования безопасности",
ГОСТ 12.3.028-82,*ССБТ Процессы обработки абразишш и эльборовыи инструментом. Требования безопасности".
1.5. При термической обработке крьшек необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 12.3.004-75" ССБТ. Термическая обработка металлов. Общие требования безопасности".
1.6. При использовании для предварительного и сопутствующего подогрева газопламенных историков тепла, необходимо соблюдать требования разделов У1 и УШ "Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработки металлов", утвержденных постановлением
ЦК профсоюза рабочих метростроения 2 апреля 1963 года с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1966 г.
1.7. Для снижения запыленности и загазованности помещений должна применяться общеобменная и местная вентиляция, удаляющая токсичные сварочные аэрозоли непосредственно у места их образования.
1.8. Администрация предприятия, организующая работы по холодной и термической обработке металлов, сварке, наплавке, химической очистке, контролю качества крышек должна на основании настоящего РД и с учетом местных условий разработать должностаые рабочие инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности, выдать их работающим и следить за их соблюдением.
Допуск к работе разрешается только после проведения инструктажа, проверки рабочими требований безопасности и оформления результатов проверки в специальном журнале.
8
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Дефектные крынки должны быть предварительно освидетельствованы представителями судовой администрации и СТЭФ пароходства с целью определения необходимости их восстановления.
2.2. Предназначенные для восстановления крышки должны передаваться на судоремонтное предприятие с сопроводительной документацией в соответствии с требованиями ВД 31.55.03.01-82 "Положение о порядке сбора, хранения и учета изношенных деталей, подлежащих восстановлению на предприятиях Минморфлота".
2.3. Восстановлению по настоящему РД подлежат крышки с дефектами, доступными на всем протяжении разделке под сварку, сварке и контролю качества, а также с дефектами,превышающими допустимые размеры, указанные в технических условиях на ремонт (Приложение I).
2.4. По данным заводов-изготовитвлей и зарубежных фирм материал крышек цилиндров должен иметь химический состав и механические свойства, указанные в табл.1.
2.5. Химический состав и механические свойства, поступившей на восстановление крышки, могут отличаться от приведенных в табл.1, поэтому кзждая крышка перед сваркой подлежит проверке
ее химического состава и твердости.
2.6. Окончательное решение о возможности восстановления изношенной крышки в соответствии с настоящим РД устанавливают представители судоремонтного завода и Регистра СССР, исходя из ее технического состояния и экономической целесообразности.
2.7. Для определения возможности, объема и метода восстановления, судоремонтньы предприятием должна быть проведена полная дефекгация крдаки и составлен акт дефектации.
Т»в1*и§ I |
Tm машттв |
i
li |
|
СОФТ*», t |
|
|
|
WxvmaM (BdctM, • |
»«• |
|
|
|
|
|
|
P , Ш9 $0999 S. 0e 1*999 |
n \Cr ICU KU |
*
* |
*
f |
1
»c |
|
|
|
|
с |
5» |
Пя |
Cm |
|
Mi |
M4 ЯЛЯ
--- 1. — J |
BM |
Ш |
avjmfc |
|
|
L |
RSWJi/UA <74W -160) дан 7viзо-г <74imf -140) |
lem**-»** |
0,26-
040 |
0,30-
о_ьо |
O.MX. 0 00 |
0.W-0 00 |
0.30
0.40 |
|
0,04 |
0.04 |
46Ю
(50) |
204
(30) |
19 |
|
60
(6) |
140-100 |
ДОТ 7 V160-3 <17 mf )
JOT 64/140-2 (62VT2BP -140) ДОТ 62/140-3 <К4») |
|
vr¥ |
wlw' |
"l'w |
w»" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дан WHO
<&omr .no |
|
0,16- |
0.ЭО- |
0.40. |
0.40. |
0.30- |
i 0.30 |
0.M |
0,04 |
490 |
294 |
29 |
|
60 |
240-200 |
дан 30/1104 («тавр -xxo) |
|
одо |
0,50 |
0,00 |
0,00 |
0,40 |
|
|
|
(30) |
(30) |
|
|
C«) |
|
KMV76
RVC«*
t//990 |
|
0,14-
0^2 |
0.ЭО-
0,60 |
0.40-
0.00 |
0.«w
0,00 |
С.Э0-
0.40 |
0» |
0,023 |
0,04 |
0.023 |
0,04 |
450
(46) |
233
(26) |
20 |
32 |
40
(4) |
1X^00 |
ADtA A-o 76 |
Xni^KtM |
0.Х6-
All |
0,30-
AM |
0.40-
AM |
|
_ |
0,30 |
o.es |
0.0» |
0,023 |
0.0» |
411 |
2X6 |
22 |
35 |
30 |
2X6.144 |
....... _ |
'~ТгА^омс—«* |
ОТ |
ОДбГ1 |
0.40- |
|
• |
- |
0 |
“ar |
0, |
л |
I4c)
ГШ- |
l«)
223 |
17 |
m |
13)
40 |
|
кг 7CVL2<* |
Ьл^мти
свюими |
0.» 0# 16-ОДО |
0,30
0,30-
0,30 |
0.80
0.40-
0,00 |
o.eo-
«.90 |
В.Э0-
0.40 |
- |
o.oes |
0,(23 |
(43)
490
<30 |
(23)
294
(30) |
19 |
• |
(4)
30
(3) |
140-200 |
K32 7С/Х23 |
г— |
0.3О-
0Д7 |
0.16-
0,40 |
0,60-
0.00 |
o.oo.
1Д0 |
M»-
0^0 |
- |
0,0» |
0,035 |
Ш»
(70) |
34)
(33) |
U |
- |
60
(6) |
*223 |
|