Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

349.00 ₽

Купить РД 31.52.18-87 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила распространяются на все суда Министерства морского флота СССР; суда строящиеся на судоремонтных заводах ММФ, и суда других ведомств, ремонтируемые и находящиеся у причалов заводов и портов ММФ; суда Академии наук СССР и Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, находящиеся в плавании и устанавливают порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при производстве огневых работ.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Разрешение на производство огневых работ

3. Подготовительные работы

     3.1 Общие требования

     3.2 Подготовка помещений, палуб и переборок

     3.3 Подготовка грузовых танков и топливных цистерн

4. Проведение огневых работ

     4.1 Общие требования

     4.2 Газовая сварка, резка и пайка

     4.3 Дуговая сварка, резка и пайка

     4.4 Работы с паяльными лампами

     4.5 Другие виды огневых работ

     4.6 Контроль состояния газовой среды

5. Требования к пожарной защите

     5.1 Обеспечение мест огневых работ средствами пожаротушения

     5.2 Обеспечение условий эвакуации людей при пожаре

     5.3 Действие персонала при возникновении пожара

6. Техника безопасности и средства индивидуальной защиты

7. Обязанности и ответственность руководителей и исполнителей

Приложение 1 (обязательное). Требования к помещениям для производства электросварочных работ

Приложение 2 (обязательное). Разрешение на производство огневых работ (для строящихся, ремонтируемых, находящиеся у причалов заводов и портов судов)

Приложение 3 (обязательное). Разрешение на производство огневых работ (для судов, находящихся в плавании)

Приложение 4 (обязательное). Акт на право эксплуатации помещения для электрогазосварочных работ (сварочного поста) и сварочного оборудования

Приложение 5 (обязательное). Справка-заявка на подготовку судна к огневым и ремонтным работам

Приложение 6 (справочное). Перечень основных нормативных документов, приведенных и использованных в тексте настоящих Правил

 
Дата введения01.10.1987
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия12.02.2004
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.05.1987УтвержденМинистерство морского флота СССР61
РазработанЧерноморское центральное проектно-конструкторское бюро
РазработанБалтийское морское пароходство
РазработанЧерноморское морское пароходство
ИзданВ/О Мортехинформреклама1987 г.
ПринятГлавное управление пожарной охраны МВД СССР
РазработанЛенинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД СССР
ПринятВ/О Мортехсудоремпром
ПринятЦентральный комитет профсоюза рабочих морского и речного флота
ПринятОтдел охраны труда и техники безопасности ММФ
ПринятОтдел военизированной охраны ММФ
ПринятЦНИИМФ
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Страница 1

РД 3152.18-87

Страница 2

Приложение к приказу Министра от 06.05.87 № 61


ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОГНЕВЫХ РАБОТ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР


РД 31.52.18—87

ог.нованис.


ТОй    rfWi


«иг» N», номер стр.. да    I


МОСКВА


В/О «МОРТНХИНФОРМРЕКЛАМА»


1987

Страница 3

Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах Министерства морского флота СССР. РД 31.52.18—87. — М.: В/О «Мортехинформреклама», 1987. — 44 с.


РАЗРАБОТАНЫ Ленинградским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД


СССР


Начальник филиала    Г.    Ф    Форанд


Руководитель разработки    А. А. Котов


Ответственный исполнитель    Г. А. Азаев


Соисполнители:


Черноморское центральное проектно-конструкторское бюро


Главный инженер    В.    //.    Афанащенко


Балтийское морское пароходство


Главный инженер    Э.    К.    Блинов


Черноморское морское пароходство


Главный инженер    А. 3. Бондарев


СОГЛАСОВАНЫ ЦК профсоюза    рабочих    морского    и    речного


флота


Заместитель заведующего отдела охраны труда А. А. Артемьев Главным управлением пожарной охраны МВД СССР


Заместитель начальника    В.    Ф. Рубцов


В/О «Мортехсудоремпром» ММФ


Заместитель председателя    Ю.    П. Бабий


Отделом военизированной охраны ММФ


Начальник ОВОХР    И.    А. Бедное


Отделом охраны труда и техники безопасности ММФ


Начальник ОТБ    Т. И. Новиков


Центральным научно-исследовательским    институтом    морского


флота


Заместитель директора    Р. И. Черняев


ВНЕСЕНЫ Отделом военизированной охраны .ММФ


Начальник ОВОХР    //.    А. Бедное

Страница 4

ПРИ КАЗ МИНИСТРА МОРСКОГО ФЛОТА СССР г. Москва    №    61    .6.    мая    1987    г.


СОДЕРЖАНИЕ:    О    введении    в    действие «Правил пожарной бе


зопасности при проведении огневых работ на судах Министерства морского флота СССР» * 1 2 3


ПРИКАЗЫВАЮ:


1.    Утвердить и ввести в действие с 01.10.87 г. «Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах Министерства морского флота СССР». РД 31.52.18—87 (Приложение).


2.    Начальникам пароходств, управлений, производственных объединений морского транспорта, портов, береговых баз по ремонту флота, директорам судоремонтных заводов, капитанам судов обеспечить строгий контроль за соблюдением «Правил».


3.    Считать утратившими силу «Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых объектах Министерства морского флота», введенные в действие приказом ММФ от 12 марта 1973 г. № 41, и «Требования пожаровзрывобе-зопасности к огневым работам на корпусах морских судов. Основные положения», РД 31.21.28—81.


Министр


Ю. Вольмер


3

Страница 5

Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах Министерства морского флота СССР


РД 31.52.18—87 Взамен Правил пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых объектах Министерства морского флота, утвержденных приказом ММФ от 12.03.73 № 41, РД 31.21.28—81


Срок введения в действие установлен с 01.10.87


Настоящие Правила распространяются на:


все суда Министерства морского флота СССР;


суда, строящиеся на судоремонтных заводах ММФ, и суда других ведомств, ремонтируемые и находящиеся у причалов заводов и портов ММФ;


суда Академии наук СССР и Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, находящиеся в плавании.


Правила устанавливают порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при производстве огневых работ.


Правила не распространяются на береговые объекты, производство огневых работ на которых регламентируется Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства, утвержденными ГУПО МВД СССР 29.12.72.


Правила обязательны для членов экипажей судов, работников пароходств, портов, судоремонтных заводов и других предприятий и организаций ММФ, деятельность которых связана с организацией и производством огневых работ на судах. Контроль за выполнением Правил возлагается на пожарно-технические службы ВОХР1 пароходств, заводов, портов, а на находящихся в эксплуатации судах — также и на помощника капитана по пожарной части или на старшего помощника капитана на судах, где штатным расписанием должность помощника капитана по пожарной части не предусматривается2.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. К огневым работам относятся производственные операции, связанные с применением открытого огня, нскрообразованием или нагреванием деталей (элементов конструкций) до температур, способных вызвать воспламенение веществ, материалов и конструкций. На судах такими операциями являются: сварка, резка, пайка 1 2


1    Далее по тексту — ПТС ВОХР.


2    Далее по тексту — старший помощник капитана.

Страница 6

с использованием энергии электрической дуги, газового пламени и плазменной дуги, нагрев конструкций, оборудования и коммуникаций электронагревателями, паяльными лампами, газовыми и жидкостными горелками.


1.2.    Места проведения огневых работ могут быть:


постоянными, организуемыми в специально оборудованных для


этих целей цехах, мастерских или на открытых площадках;


временными, организуемыми непосредственно в строящихся или эксплуатирующихся объектах и сооружениях в целях ремонта или монтажа оборудования и конструкции.


На строящихся (с начала насыщения судна горючими веществами и материалами), ремонтирующихся и находящихся в эксплуатации судах организуются только временные места проведения огневых работ.


1.3.    Под временным местом проведения огневых работ на судах подразумевается район судна, ограниченный по длине и ширине судна шпангоутами и диаметральной плоскостью или переборками, а по высоте — палубами, платформами, шельфами.


1.4.    На судах, находящихся в плавании, перечень мест огневых работ ограничивается.


1.4.1.    При выборе мест огневых работ на судах, кроме наливных (нефтеналивные, газовозы, химовозы и комбинированные суда при перевозке нефти наливом)1, необходимо руководствоваться следующим.


1.4.1.1.    Огневые работы разрешается проводить:


в специальных помещениях для электрогазосварочных работ, отвечающих требованиям приложения 1;


на выносных сварочных постах, устроенных на открытой палубе и оборудованных по чертежам, согласованным с судовладельцем (заказчиком) и ПТС ВОХР предприятия, которому принадлежит судно.


1.4.1.2.    В судовых помещениях (машинных, котельных, грузовых, жилых, служебных и др., за исключением перечисленных в п. 1.4.3), огневые работы допускается проводить только в случае крайней необходимости, определяемой капитаном судна, после их подготовки к таким работам.


1.4.2.    На наливных судах огневые работы разрешается проводить только после зачистки и дегазации всех грузовых танков, трубопроводов, коффердамов, насосных и других помещений судна, связанных с обращением груза, и контроля состояния газовой среды в них на отсутствие взрывоопасных концентраций. В этом случае выбор места огневых работ определяется аналогично п. 1.4.1.


На недегазированных наливных судах огневые работы разрешается проводить только в специальных помещениях для электрогазосварочных работ, отвечающих требованиям приложения 1.


1.4.3.    ЗАПРЕЩАЕТСЯ производство огневых работ на/в топливных, масляных цистернах и других емкостях, предназначенных для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, в пожаровзры-


1 Далее но тексту — наливные суда. 5


5

Страница 7

воопасных помещениях1, на недегазированных наливных судах вне специальных помещений для электрогазосварочных работ.


1.5.    На основе данных Правил руководитель предприятия (капитан судна), начальники структурных подразделений, входящих в его состав, должны издать приказы (распоряжения), в которых в соответствии со своим уровнем:


установить порядок проведения огневых работ на временных местах с учетом специфических условий производства;


назначить ответственных лиц, непосредственно отвечающих за организацию и проведение огневых работ, за обеспечение мер пожарной безопасности и выдачу Разрешений на проведение этих работ2;


объявить категорию лиц (профессий), допускаемых к производству огневых работ.


Приказом также должен быть определен порядок прохождения пожарно-технического минимума лицами, ответственными за проведение огневых работай исполнителями работ.


1.6.    На строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов заводов и портов судах огневые работы должны выполняться силами береговых подразделений (завод, БТОФ, мастерские портов и их районов).


На судах, находящихся в плавании, огневые работы могут проводиться силами экипажа (судовым сварщиком) и специальных ремонтных бригад, направляемых п рейс.


1.7.    Лицами, ответственными за проведение огневых работ, при их выполнении силами береговых подразделений должны назначаться инженерно-технические работники заводов, БТОФ, мастерских портов и их районов.


На судах, находящихся в плавании, при производстве огневых работ силами экипажа и/или специальных ремонтных бригад, направляемых в рейс, независимо от места выполнения работ ответственным за проведение огневых работ является старший (главный) механик3 судна.


1.8.    Исполнителями огневых работ должны быть лица, аттестованные по ОСТ 5.9126—83, имеющие при себе удостоверение сварщика с правом выполнения соответствующего вида работ и вкладыш к нему о прохождении ежегодного пожарно-технического минимума.


При выполнении огневых работ силами экипажа к их производству допускаются члены экипажа, прошедшие курс обучения при учебно-курсовом комбинате одного из предприятий ММФ, сдавшие экзамены, имеющие при себе удостоверение на право производст-


‘ Здесь и далее, если особо не оговаривается, под пожаровзрывоопасными помещениями подразумеваются насосные, аккумуляторные, фонарные, малярные, помещения в которых хранятся (размещаются) пожаровзрывоопасные грузы, проводятся работы с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и т. п.


* Далее по тексту — лица, ответственные за проведение огневых работ.


3 Далее по тексту — старший механик.


б

Страница 8

ва огневых работ и вкладыш к нему о прохождении пожарно-тех-нического минимума.


1.9.    Оборудование, сварочные материалы и оснастка, используемые при проведении огневых работ, должны отвечать требованиям действующих стандартов.


К работе допускаются сварочное оборудование и оснастка, прошедшие проверку по нормам и в сроки, предусмотренные РД 31.81.10—75. При этом проверка газосварочного оборудования (горелка, резак, шланги, редукторы) по утвержденной технологии должна осуществляться лицом, прошедшим соответствующее обучение и имеющим документ на право проведения этих работ. Указанное оборудование должно иметь установленную маркировку. Результаты проверки необходимо регистрировать в машинном журнале.


1.10.    Производство огневых работ на советских судах, находящихся в иностранных портах, если они осуществляются силами экипажа и/или специальных ремонтных бригад, направляемых в рейс, допускается при выполнении требований настоящих Правил и правил соответствующего порта. Работы с применением открытого огня на иностранных судах, находящихся в советских портах или на заводах, если они осуществляются советскими специалистами, должны проводиться согласно настоящим Правилам.


1.11.    При организации и производстве огневых работ необходимо руководствоваться настоящими Правилами, а в части организации работ, не оговоренных ими, пользоваться Правилами техники безопасности на судах морского флота, РД 31.81.10—75; Правилами техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях ММФ, РД 31.83.04—75; Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей; Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и Санитарными правилами при сварке, наплавке и резке металлов.


Огневые работы должны прекращаться по первому требованию представителя Госпожнадзора, ПТС ВОХР, портнадзора, администрации судна, завода, порта, пароходства.


2. РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО ОГНЕВЫХ РАБОТ


2.1 На каждую огневую работу на временных местах лицом, ответственным за ее проведение, должно оформляться специальное письменное Разрешение на производство огневых работ по форме Л? 0303815 (приложение 2) для строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов заводов и портов судов, по форме JVs 0303816 (приложение 3) — для судов, находящихся в плавании.


В аварийных случаях допускается производить огневые работы без письменного Разрешения, по указанию капитана под руководством и наблюдением старшего механика или лица, его заменяющего (ответственность в этом случае определяется записью в судовом журнале), а при отсутствии судового экипажа — под руководством прораба (старшего строителя) судна. При этом должны


7

Страница 9

быть приняты меры, исключающие возможность возникновения взрыва или пожара.


2.2.    На судах, находящихся в плавании, оформление Разрешения на производство огневых работ допускается только при наличии на судне Акта на право эксплуатации помещения для электро-газосварочных работ (сварочного поста) и сварочного оборудования по форме Л» 0303817 (приложение 4), выдаваемого службой судового хозяйства пароходства, портофлотом, транспортным цехом завода и т. п. сроком на 1 год и согласованного с ПТС ВОХР предприятия, которому принадлежит (приписано) судно.


Срок действия Акта в случае его истечения при нахождении судна в плавании может продлеваться специальной судовой комиссией, созданной по приказу капитана. Продление срока действия Акта на право эксплуатации помещения и сварочного оборудования комиссией оформляется судовым актом и действительно до первого захода в порт приписки, после чего в этом порту судну в установленном порядке должен быть выдай новый Акт.


2.3.    Перед производством огневых работ на временных местах строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов заводов и портов судов необходимо выполнять следующее:


2.3.1.    Лица, ответственные за их проведение, должны определить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, организовать подготовку мест, выписать в трех экземплярах Разрешение на производство огневых работ и представить его на согласование в ПТС ВОХР. В целях обеспечения своевременного контроля за проведением огневых работ Разрешения на эти работы должны поступать в ПТС ВОХР накануне дня их производства.


2.3.2.    Представитель ПТС ВОХР, согласующий Разрешение, должен проверить подготовленность места проведения огневых работ, рассмотреть мероприятия, разработанные лицом, выдавшим Разрешение, и в случае необходимости наметить дополнительные мероприятия, о чем сделать запись в Разрешении. Одна из копий Разрешения остается в ПТС ВОХР.


2.3.3.    После получения согласованного Разрешения лицо, ответственное за проведение огневых работ, должно лично убедиться в подготовленности места работ, проинструктировать непосредственных исполнителей о мерах пожарной безопасности и после этого выдать им Разрешение. Одна из копий Разрешения остается у лица, выдавшего его.


Приступать к огневым работам разрешается только после согласования их с ПТС ВОХР, выполнения мероприятий, предусматривающих безопасное проведение огневых работ, с разрешения вахтенного помощника капитана.


Вахтенный помощник капитана обязан фиксировать в судовом журнале проведение огневых работ на судне с указанием времени, места и вида работ, фамилии исполнителя и номера Разрешения, осуществлять допуск к огневым работам с записью об этом в Разрешении, имеющемся у исполнителя, и вести постоянный контроль за их проведением.

Страница 10

При отсутствии судового экипажа допуск к огневым работам осуществляет лицо, ответственное за их проведение.


2.3.4.    Разрешение на производство огневых работ необходимо выдавать только на одну рабочую смену отдельно на каждое рабочее место и вручать непосредственному исполнителю работ. При проведении одних и тех же работ, если таковые будут производиться в течение нескольких смен или дней, повторные разрешения должны выдаваться в установленном Правилами порядке. При продолжении работы одним и тем же лицом на том же месте на другой день или в следующую смену Разрешение может быть продлено (но нс более пяти дней) лицом, выдавшим его, и согласовано с IITC ВОХР, о чем в нем делается соответствующая запись.


2.3.5.    На выходные и праздничные дни Разрешение на проведение временных огневых работ оформляется особо. Перечень огневых работ на предприятии в эти дни должен утверждаться отдельным приказом с указанием конкретных лиц, ответственных за проведение работ.


2.4. На судах, находящихся в плавании, порядок оформления Разрешения на производство огневых работ, подготовки и допуска к ним, контроля за их проведением аналогичен пп. 2.3.1—2.3.4 со следующими изменениями и дополнениями:


2.4.1.    Разрешение выписывается в двух экземплярах, согласовывается со старшим помощником капитана и утверждается капитаном судна. Разрешение выдается непосредственным исполнителям работ, копия Разрешения остается у старшего механика.


2.4.2.    Перед выдачей Разрешения непосредственным исполнителям работ по указанию старшего механика электромехаником осуществляется замер сопротивления изоляций электрических цепей электросварочного оборудования, результаты которого заносятся в Разрешение.


2.4.3.    Допуск к огневым работам, а также постоянный контроль за их производством осуществляет старший механик после уведомления об этом вахтенного помощника капитана, который вносит в судовой журнал соответствующую запись.


2.4.4.    Включение электропитания на сварочный аппарат перед началом и отключение его после окончания работ осуществляются вахтенным механиком по указанию старшего механика. Время включения и отключения электропитания на сварочный аппарат фиксируется в машинном журнале.


2.4.5.    На судах, кроме наливных, допускается под личную ответственность старшего механика производить огневые работы без письменного Разрешения в специальном помещении для электро-газосварочных работ при выполнении условий пп. 2.4.2—2.4.4.


3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 3.1. Общие требования


3.1.1. При подготовке строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов судоремонтных заводов и портов судов к огневым работам необходимо:


ч

Страница 11

предусмотреть возможность переноса огневых работ из опасных в пожарном отношении мест судна на берег или на открытую палубу. Окончательное решение о необходимости их производства на судне принимается прорабом по согласованию с капитаном судна и ПТС ВОХР для ремонтируемых судов и судов, находящихся у причалов заводов и портов, старшим строителем по согласованию с ПТС ВОХР — для строящихся судов;


определить при необходимости дополнительные выходы из помещений и отсеков, в которых намечается проведение огневых работ;


произвести установку указателей путей эвакуации; передать ПТС ВОХР Карту размещения горючих и смазочных материалов (в случае ремонтируемых судов и судов, стоящих у причалов), План расположения помещений и выходов из них с указанием предполагаемых аварийных вырезов. Места аварийных вырезов на судах следует отмечать отличительной краской с надписью «Аварийный вырез»;


установить у входа на судно информационную доску с указанием мест огневых работ на текущий день и фамилий исполнителей. Установка информационной доски и ее заполнение возлагаются на администрацию судна, при отсутствии судового экипажа — на прораба (старшего строителя).


3.1.2.    При подготовке к огневым работам на судах в период плавания необходимо:


принять меры для выполнения максимально возможного объема огневых работ в специальном помещении для электрогазосва-рочных работ или на выносном сварочном посту в случае сухогрузных, пассажирских и дегазированных наливных судов, в специальном помещении для электрогазосварочных работ — в случае недегазированных наливных судов;


разработать, исходя из настоящих Правил, выполнимые в условиях плавания судна меры, исключающие возможность возникновения взрыва или пожара.


3.1.3.    Пожарная безопасность огневых работ может быть обеспечена за счет предотвращения образования горючей среды или ее изоляции на месте проведения работ, которые достигаются:


удалением горючих материалов и сгораемых конструкций на безопасное расстояние;


снижением концентрации паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до безопасного уровня путем зачистки и дегазации емкостей и помещений;


снижением концентрации кислорода до безопасного уровня путем введения инертных разбавителей (двуокись углерода, азот, дымовые газы);


удалением горючих паров и газов путем заполнения емкостей водой.


3.1.4.    При использовании инертных газов и воды для защиты незачищенных топливных цистерн до постановки судна в ремонт или до начала подготовки к огневым работам на судах, находя-

Страница 12

ЩИХСЯ у причалов заводов и портов, групповой инженер ССХ, представитель ПТС ВОХР совместно с администрацией судна должны осмотреть судно с целью уточнения объема ремонтных работ и технологии подготовки к огневым работам. После осмотра судна определяется объем работ по зачистке и дегазации грузовых танков и топливных цистерн, инертизации и заполнению топливных цистерн водой и групповым инженером ССХ оформляется снравка-заяска на подготовку судна к огневым и ремонтным работам по форме Ле 0303818 (приложение 5). Справка-заявка с указанием емкостей, подлежащих зачистке и дегазации или инертизации, передается в службу, силами которой проводятся указанные работы. Заполнение цистерн водой производится экипажем судна.


На судах, где подготовка к ремонту и производству огневых работ ведется силами экипажа до постановки к причалам завода или порта, справка-заявка на подготовку судна к огневым и ремонтным работам оформляется судовой администрацией.


3.2. Подготовка помещений, палуб и переборок


3.2.1. При проведении огневых работ внутри судовых помещении на палубах места работ должны быть очищены от горючих материалов на расстоянии не менее 5 м при дуговой и газовой сварке и Юм — при газовой резке.


Если огневые работы выполняются на свободных вертикальных поверхностях, очистку нижележащих палуб и перекрытий от горючих материалов необходимо производить на расстояния согласно табл.1, но не более размеров помещения, в котором ведутся работы.


Таблица 1


Допустимые расстояния до незащищенных сгораемых конструкций и горючих


материалов, м

Высота точки сварки (резки) над уровнем палубы, м


Вид огневых работ

Дуговая сварка плавящимся электродом


Дуговая сварка неплавящимся электродом, газовая сварка


Газовая и воздушно-дуговая резка

2


7


5


11

о


9


5


11

10


11


5


11

20


12


Б


1)

Расстояния, приведенные в табл. 1, берутся но радиусу при дуговой и газовой сварке и по направлению вылета выделяющихся искр (от плоскости, на поверхности которой выполняются работы) — при газовой резке. Находящиеся в пределах указанных зон отверстия, а также сгораемые конструкции должны быть надежно защищены от попадания в них сварочных искр и возгорания асбестом, листовым железом или другими негорючими материалами.


11

Страница 13

С целью уменьшения разлета искр, выделяющихся в процессе сварки (резки), на палубу под местом работ рекомендуется укладывать асбестовое или иное полотно из негорючего материала.


3.2.2.    При проведении огневых работ на открытых палубах расстояния, на которые очищаются места работ от горючих материалов. приведенные в п. 3.2.1, увеличиваются в 1,5 раза.


3.2.3.    Места установки источников сварочного тока, баллонов с газами и бачков с керосином необходимо очищать от горючих материалов в радиусе не менее 5 м. Сгораемые конструкции, удалить которые с указанных мест по техническим причинам не представляется возможным, защищаются согласно п. 3.2.1.


3.2.4.    При выполнении дуговой и газовой сварки (резки) на изолированных конструкциях изоляция вокруг места сварки (резки) должна быть удалена в радиусе согласно данным, указанным в табл 2.


Таблица 2


Радиусы разделки изоляции на конструкциях, мм


Группа горючести клея

Группа горючести изоляционного



материала


Горючий


Негорючий

Горючий


200


150

Негорючий


100


0

Разделку изоляции необходимо производить в радиусах, указанных в табл. 2, с обеих сторон свариваемой (разрезаемой) конструкции.


Если группа горючести изоляционного материала или клея не установлена, то следует принимать радиус разделки, разный 200 мм.


Оставшуюся кромку изоляции вокруг места сварки необходимо смочить водой и защитить асбестом, листовым железом или другим негорючим материалом.


Если конструкция имеет воздушную прослойку, то для предотвращения попадания искр в эту полость она должна быть заделана по всему периметру разделки изоляции негорючим материалом с последующей обмазкой швов заделки сырым распушонным асбестом.


3.2.5.    Перед производством огневых работ в машинных, котельных и других помещениях судов поверхности двигателей и механизмов в районе сварки и резки необходимо тщательно очистить от горюче-смазочных материалов и насухо протереть. Вся промасленная ветошь, тряпки и прочие горючие материалы должны быть убраны. Площадки, трюмы, льялы, платформы и палубы, расположенные в месте огневых работ и ниже, следует подготовить согласно п. 3.2.1.


3.2.6.    Пожаровзрывоопасные помещения до начала огневых работ должны быть очищены от горючих веществ и провентилированы. После этого необходимо провести анализ воздушной среды на

Страница 14

содержание горючих паров и газов, концентрация которых не должна превышать санитарных норм.


Результаты анализа воздушной среды должны заноситься в Разрешение на производство огневых работ.


3.2.7. Производство огневых работ на судах, перевозивших ВВ и ОВ, допускается только после особо тщательной их зачистки и двукратной промывки всего помещения (отсека), где намечается проведение огневых работ.


3.3. Подготовка грузовых танков и топливных цистерн


3.3.1.    Технологический процесс подготовки к ремонту грузовых танков и топливных цистерн должен осуществляться в соответствии с действующими в отрасли стандартами.


3.3.2.    Грузовые танки и топливные цистерны в зависимости от места проведения огневых работ на судне подразделяются на ремонтируемые, смежные и пр.


К ремонтируемым относятся танки и цистерны, внутри или на наружных ограничивающих поверхностях которых проводятся огневые работы.


К смежным относятся танки и цистерны, примыкающие к ремонтируемым и имеющие с ними общую ограничивающую поверхность (переборки, палубы и дниша). К смежным следует также относить танки или цистерны, расположенные в радиусе до 5 м от места огневых работ. Если танки и цистерны герметичны и исключается воздействие сварочных искр на горючую среду, содержащуюся в них, указанное расстояние может быть уменьшено до 1 м.


К прочим относятся все остальные танки и цистерны.


3.3.3.    Пожарная безопасность грузовых танков, трубопроводов к ним и коффердамов наливных судов, а также емкостей из-под нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 6ГС сухогрузных судов независимо от характера и места проведения на судне ремонтных работ должна обеспечиваться только зачисткой и дегазацией их до санитарных норм с удалением твердых остатков.


3.3.4.    Пожарная безопасность ремонтируемых топливных цистерн в случае производства огневых работ внутри емкости должна обеспечиваться только зачисткой и дегазацией до санитарных норм с удалением твердых остатков.


Если внутри ремонтируемых цистерн никаких работ производиться не будет, то пожарная безопасность может быть обеспечена:


заполнением внутреннего объема инертными газами (инертизацией) до снижения концентрации кислорода в объеме до 8% и менее при инертизации двуокисью углерода и до 6,5% — при инертизации азотом и дымовыми газами;


заполнением водой до появления ее в мерительных трубках при условии, что место огневых работ на 0,8 м ниже уровня воды.


3.3.5.    Пожарная безопасность смежных топливных цистерн должна обеспечиваться выполнением одного из требований п. 3.3.4.


3.3.6.    Прочие топливные цистерны очистке и дегазации, заполне-

Страница 15

иию инертным газом или водой не подвергаются. Пожарная безопасность этих емкостей обеспечивается путем закрытия таким образом, чтобы не допустить их случайного открывания или задействования.


3.3.7.    Пожарную безопасность топливной арматуры и трубопроводов следует обеспечивать в комплексе с их цистернами зачисткой и дегазацией при открытых клапанах и заглушках или путем заполнения инертным газом до нормы, установленной п. 3.3.4, или водой в случаях, предусмотренных РД 31.21.84—82.


Участки топливных и масляных трубопроводов, на которых планируется проведение огневых работ, необходимо отсоединить от остальных частей трубопровода, демонтировать и по всей длине полностью очистить от остатков горючих жидкостей или нефтепродуктов.


3.3.8.    Для инертизации топливных цистерн и трубопроводов должны применяться специальные станции (устройства, системы), позволяющие подавать требуемое количество инертного газа и оборудованные приборами газового контроля.


Инертный газ, используемый для заполнения топливных цистерн и трубопроводов, должен содержать кислорода не более 5% (об) и иметь температуру не более 65°С.


3.3.9.    Контроль за пожаровзрывоопасным состоянием атмосферы зачищенных и дегазированных грузовых танков и топливных цистерн должен осуществляться по концентрации горючих паров и газов, в инертизированных цистернах — по концентрации кислорода, в цистернах, заполненных водой, — по уровню воды.


3.3.10.    Зачистка и дегазация грузовых танков и топливных цистерн, инертизация и заполнение топливных цистерн водой считаются законченными, когда концентрация горючих паров и газов в зачищенных, концентрация кислорода в инертизированных и уровень воды над местом огневых работ в заполненных водой емкостях будут соответствовать требованиям пн. 3.3.3 и 3.3.4.


3.3.11.    Факт зачистки, дегазации и инертизации грузовых танков и топливных цистерн должен быть удостоверен химической лабораторией в справке-заявке по форме № 0303818 (см. приложение 5). Заполнение топливных цистерн водой удостоверяется судовой администрацией. Ответственность за качество выполнения работ по подготовке грузовых танков и топливных цистерн несут: за зачистку, дегазацию и инертизацию емкостей — исполнитель работ, за заполнение цистерн водой — судовая администрация.


3.3.12.    Справка-заявка по форме № 0303818 (см. приложение 5) с отметками соответствующих служб и лабораторий, удостоверяющих выполненные работы, служит основанием для выдачи Разрешения на производство огневых работ на судне.


При сдаче судна в ремонт справка-заявка предъявляется приемочной комиссии и прилагается к Акту приемки судна в ремонт, составленному согласно РД 31.50.03—78.


14

Страница 16

4. ПРОВЕДЕНИЕ ОГНЕВЫХ РАБОТ


4.1. Общие требования


4.1.1.    Перед началом проведения огневых работ необходимо:


выполнить все требования пожарной безопасности (очистка рабочего места от горючих материалов, защита сгораемых конструкций, обеспечение средствами пожаротушения и другие мероприятия, изложенные в Разрешении на производство огневых работ);


выставить у места проведения огневых работ, а при необходимости в соседних помещениях и на нижележащих палубах вахтенных (наблюдающих) из числа членов экипажа судна (при наличии судового экипажа) или специально подготовленных рабочих завода (при отсутствии экипажа);


дополнительно к указанным мерам перед началом огневых работ и в процессе их выполнения на грузовых танках, топливных цистернах и в пожаровзрывоопасных помещениях согласно пп. 3.3.9 и 4.6 осуществлять контроль их воздушной среды на соответствие требованиям пп. 3.2.6, 3.3.3 и 3.3.4. Результаты проверки оформляются актом лаборатории и заносятся в Разрешение на производство огневых работ. Пожаровзрывоопасные помещения в процессе проведения огневых работ необходимо непрерывно вентилировать.


4.1.2.    В случае увеличения содержания горючих паров и газов в зачищенных грузовых танках, топливных цистернах и в пожаро-взрывоопасных помещениях или увеличения содержания кислорода в инертизированных цистернах выше допустимой нормы огневые работы должны быть немедленно прекращены. Лицо, ответственное за проведение огневых работ, обязано установить причины изменения состава воздушной среды и принять меры к их устранению.


Возобновление огневых работ допускается после восстановления требуемой атмосферы, что должно быть подтверждено анализом с записью результатов в Разрешение на производство огневых работ.


При невозможности сохранения пожаровзрывоопасных концентраций кислорода в инертизированных цистернах данные емкости необходимо зачистить и дегазировать с последующим анализом газовой среды.


4.1.3.    Одновременное проведение огневых работ внутри емкости (помещения) и снаружи и одновременное использование на одном рабочем месте двух и более видов огневых работ с различными источниками энергии (дуговая и газовая сварка) запрещаются.


На судах, находящихся в плавании, разрешается одновременно прозодить огневые работы только на одном рабочем месте.


4.1.4.    При окраске судового помещения (выполнение работ с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) запрещается производство огневых работ внутри помещения и на наружных ограничивающих поверхностях, а также в смежных и сообщающихся помещениях.


15

Страница 17

При выполнении наружных окрасочных работ огневые работы внутри судна или снаружи допускается проводить на расстоянии не менее 20 м (по горизонтали) от места окраски. При этом места наружных огневых работ следует ограждать защитными экранами (листовым железом), а границы огневых работ внутри судна должны быть согласованы с ПТС ВОХР.


Огневые работы на свежеокрашенных конструкциях могут быть допущены, как исключение, только после полного высыхания краски и анализа воздушной среды (в замкнутых и труднодоступных пространствах1).


4.1.5.    Выполнение огневых работ на судах во время грузовых операций с пожаровзрывоопасными грузами, во время бункеровки, а также на наливных судах в период мойки и дегазации танков запрещается.


4.1.6.    При проведении огневых работ запрещается:


приступать к работе при неисправных сварочном оборудовании


и оснастке;


пользоваться при огневых работах одеждой и рукавицами со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;


допускать к работе учеников и рабочих, не выдержавших испытаний по сварочным и газопламенным работам и не прошедших пожарно-технического минимума;


производить сварку, резку, пайку или нагрев открытым огнем аппаратов и коммуникаций, заполненных горючими или токсичными веществами, содержащих жидкости, пары, газы или воздух под давлением, находящихся под электрическим напряжением.


4.2. Газовая сварка, резка и пайка


4.2.1.    Для производства газовой сварки2 в качестве горючего следует применять:


на строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов заводов и портов судах — ацетилен, природный газ, метан, пропан-бутановую смесь и керосин;


на судах, находящихся в плавании, — ацетилен.


4.2.2.    Обеспечение мест огневых работ горючими газами, кислородом и керосином должно осуществляться:


на строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов заводов судах при использовании газов — по газовым магистралям, от баллонов, ацетиленового генератора и в случае применения керосина — от специального бачка;


1    Здесь и далее под замкнутыми н труднодоступными подразумеваются пространства с ограниченным числом входов (выходов), с входами через люки с размерами, не обеспечивающими свободный и быстрый проход людей, с недостаточным естественным воздухообменом (междудонные и межбортовые пространства, грузовые танки, топливные цистерны, коффердамы, помещения форпика и ахтерпика и т. п.)


2    Здесь и далее, если особо не оговаривается, под сваркой подразумевается также резка и пайка.


16

Страница 18

на судах, находящихся у причалов портов, при использовании газов — от баллонов н в случае применения керосина — от специального бачка;


на судах, находящихся в плавании, — только от баллонов.


4.2.3.    Подача горючих газов и кислорода по магистралям на борт судна и установка на борту индивидуальных газоразборных постов разрешаются только при наличии проекта временного газоснабжения, утвержденного главным инженером завода.


При этом необходимо, чтобы:


подача газов на судно производилась по металлическим трубопроводам или гибким шлангам;


установка газоразборных постов и разводка газопроводов осуществлялись на открытой палубе;


газопровод подачи каждого газа имел вентиль для отключения подачи газа, расположенный вне судна;


газопроводы подачи горючих газов и кислорода, их соединительная арматура имели установленную отличительную окраску.


4.2.4.    Баллоны с горючими газами и кислородом должны размещаться:


на строящихся, ремонтируемых и находящихся у причалов заводов судах — на причале, доке, на открытой палубе судна в специальных контейнерах (люльках) или на штатных местах (в специальных закрытых помещениях и на открытых палубах), устроенных в соответствии с ч. VI Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР;


на судах, находящихся у причалов портов, — на открытой палубе судна в специальных контейнерах или на штатных местах;


на судах, находящихся в плавании, — на штатных местах. При необходимости на время производства сварочных работ на судах, кроме наливных, допускается устанавливать баллоны вне штатных мест на открытой палубе.


Бачки с керосином для проведения керосинорезных работ необходимо размещать на причале, доке и открытой палубе судна. Запрещается устанавливать:


газовые баллоны и бачки с керосином во внутренних помещениях судов, не приспособленных для этой цели;


ацетиленовый генератор на судне (его следует размещать на открытых площадках — причале, доке — не ближе 10 м от сильно нагретых предметов, от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами).


4.2.5.    Места установки газосварочного оборудования должны быть удалены от мест производства огневых работ и других источников открытого огня на расстояние (по горизонтали) не менее:


для газоразборного поста — Юм;


для ацетиленового генератора — 10 м;


для баллонов с горючими газами и кислородом — 10 м;


для бачка с керосином — 5 м.


Баллон с кислородом необходимо размещать не ближе 5 м от


2 Заказ St 817    17

Страница 19

газоразборного поста, ацетиленового генератора, баллонов с горючими газами и бачка с керосином.


Газосварочное оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы исключить попадание на него открытого огня и искр, выделяющихся в процессе работ.


4.2.6.    При наличии между местом проведения огневых работ и местом установки газосварочного оборудования переборок, палуб и других преград, исключающих воздействие открытого огня, высокой температуры и искр на газосварочное оборудование, пожаробезопасное расстояние, приведенные в п. 4.2.5, по согласованию с ПТС ВОХР могут быть уменьшены в 2 раза.


4.2.7.    При размещении баллонов на причале, доке или открытой палубе судна вне штатных мест на рабочем месте допускается иметь по одному рабочему и одному запасному баллону с горючим газом и кислородом.


В отдельных случаях на ремонтируемых, строящихся и находящихся у причалов заводов и портов судах, когда от одного специально приспособленного контейнера (люльки) с баллонами работают несколько газосварщиков, допускается иметь большее количество баллонов, что должно быть отражено в заводской инструкции и в Разрешении на производство огневых работ.


4.2.8.    На судне, находящемся в плавании, разрешается иметь не более 2 ацетиленовых и кислородных баллонов. Хранение большего количества баллонов в каждом отдельном случае должно согласовываться с ПТС ВОХР пароходства или порта по представлению администрации судна.


Каждый баллон до поступления на судно должен быть проверен вахтенным механиком с помощью мыльной эмульсии на отсутствие пропусков при установленном редукторе и открытом вентиле.


4.2.9.    Запрещается полностью выпускать газ из рабочих баллонов. Расходовать газ из баллонов следует до тех пор, пока давление в нем не снизится до 0,05 — 0.1 МПа. После этого необходимо на горловину навернуть колпак и на баллоне сделать мелом надпись «Пустой».


Остаточное давление ацетилена в баллонах в зависимости от температуры окружающей среды должно быть не менее указанного:


Температура, °С .......... Ниже 0    0—15    15—25    25—40


Остаточное давление ацетилена,


МПа ................. 0.05    0,1    0,2    0,3


При обращении с использованными баллонами должны соблюдаться те же меры пожарной безопасности, что и с наполненными.


4.2.10.    В качестве гибких шлангов для подвода горючих газов, кислорода и керосина следует применять резиновые рукава с нитяным каркасом.


При прокладке по судну рукава для горючих газов, кислорода и керосина должны быть защищены от механических повреждений, защемления, резких перегибов, теплового воздействия и воздействия агрессивной среды.

Страница 20

Рукава не должны соприкасаться между собой, а также должны быть удалены от электрических кабелей на расстояние не менее 0,5 м для кнслородопровода и не менее I м — для трубопроводов с горючими газами и керосином.'В отдельных случаях допускается указанные расстояния сократить вдвое при условии заключения газопроводов в защитную металлическую трубу.


4.2.11.    Газовые и керосиновые шланги и электрические кабели должны прокладываться по открытой палубе судна. В необходимых случаях допускается производить их прокладку через судовые конструкции. Проход шлангов и кабелей через конструкции должен осуществляться в негорючих трубах с надежным уплотнением проходных отверстий негорючими материалами.


4.2.12.    Крепление газовых рукавов к газообразным постам, редукторам баллонов, горелкам (резакам) и к бачкам с керосином необходимо производить специальными стяжными хомутами, обеспечивающими надежность присоединения и герметичность. На ниппели гидрозатворов ацетиленовых генераторов шланги должны плотно надеваться, но не закрепляться. Сращивание шлангов следует производить только на ниппелях, причем должно быть не более двух стыков на линию.


4.2.13.    В случае срыва или разрыва газовых и керосиновых шлангов, а также при обратном ударе или вспышке газа (воспламенение керосина), выходящего из образовавшейся неплотности в соединении газовой арматуры, необходимо немедленно погасить пламя горелки, закрыть газовые (керосиновый) вентили на пути подачи газа перед местом утечки, ликвидировать загорание имеющимися средствами пожаротушения, после чего принять меры по устранению неплотности.


4.2.14.    По окончании газосварочных работ необходимо закрыть газовые (керосиновый) вентили и отсоединить рукава е горелкой (резаком) от газоразборного поста, ацетиленового генератора, газовых баллонов, бачка с керосином. Шланги должны свертываться в бухты и вместе с горелкой (резаком) и редукторами сдаваться в кладовые, газовые магистрали, питающие газоразборные посты — отключаться, ацетиленовый генератор, газовые баллоны, бачок с керосином — убираться на месте их постоянного хранения.


На судах, находящихся в плавании, ацетиленовые и кислородные шланги, свернутые в бухты диаметром не менее 300 мм, должны храниться в специальных закрытых помещениях совместно с баллонами для одноименных газов или на открытой палубе в специально устроенных шкафах, отдельно для ацетиленовых и кислородных шлангов. На дверцах шкафов для хранения шлангов должны находиться предупреждающие и запрещающие знаки по ОСТ 31.0013—79.


4.2.15.    При проведении газосварочных работ запрещается:


использовать газовые баллоны, ацетиленовые генераторы и


бачки для керосина без паспортов и клейм об их испытаниях, применять газовые баллоны, не окрашенные в установленный цвет и