МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОБОГРЕВУ ПРИ ОКРАЕИВАНШ СУДОВ В ДОКАХ
РД 31.52.17 - 86
МОСКВА 1986
МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО ФЛОТА
(МИНМОРФЛОТ)
/?, {&36Е.._____м МТ-43/3763 |
Руководителям предприятий и организаций Минморфлота (по списку) |
МОСКВА
О введении в действие и внедрении руководящего документа РД 31.52 Л 7-86
В/0 "Мортехсудоремпром" утвержден руководящий документ РД 31.52.17-86 "Рекомендации по искусственному обогреву при окрашивании судов в доках" со сроком введения в действие с I января 1987 года.
РД 31.52.17-86 устанавливает порядок организации работ при использовании искусственного обогрева в процессе окраски наружной поверхности корпусов судов в доках при неблагоприятных погодных условиях и зимой для любых лакокрасочных материалов, в том числе ледостойких и самополирукщихся красок. Использование искусственного обогрева позволит значительно улучшить качество и повысить долговечность лакокрасочных покрытий.
Для внедрения РД 31.52.17-86
Предлагаю:
X. Руководителям предприятий и организаций при окраске судов в доках при неблагоприятных погодных условиях, а также зимой использовать искусственный обогрев в соответствии с рекомендациями РД 31.52.17-86.
2. Ленморниипроекту:
2.1. До I.II.86 обеспечить размножение РД 31.52.17-86 и рассылку его предприятиям и организациям Минморфлота.
2.2. Оказывать оперативную консультативную помощь СРЗ по внедрению РД.
Заместитель Председателя В/0 "Мортехсудоремпром"
7
3.7. Окрашивание поверхности следует начинать не менее чем через час после начала подачи нагретого воздуха в зону.
3.8. С использованием приложений 5 и 7 необходимо определить допустимый режим работы маляров в зоне с учетом фактического удельного воздухообмена и наибольшей заданной производительности окрашивания при концентрациях паров растворителей:
а) не превышающих предельно-допустимые (ПДК) - работа маляров без применения средств защиты органов дыхания;
б) допускающих замену патрона распиратора через 6 часов -работа маляров в респираторе;
в) не превышающих взрывобезопасные - работа маляров в противогазе с фильтром из активированного угля.
При использовании новых лакокрасочных материалов, не учтенных в приложении 7, для выбора режима работы в зоне необходимо сначала рассчитать удельнй воздухообмен по приложению 5.
3.9. Перечень нормативных документов, рекомендуемых для-организации искусственного обогрева в доках, приведен в приложении 8 (справочное).
4. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСКУССТВЕННОГО ОБОГРЬВА В ДОКАХ
4.1. Для организации искусственного обогрева необходимо руководствоваться следукшми документами:
ГОСТ 12.3.005-75
8
правила техники безопасности и производственной санитарии при очистных, окрасочных, изолировочных и отделочных работах на предприятиях и судах ШФ. РД 31.83.05-74;
правила техники безопасности и производственной санитарии на превышенных предприятиях и судах ММФ. РД 31.83.04-75;
требования техники безопасности к общему расположению, устройствам и оборудованию морских судов. Раздел 14. Специализированное оборудование и устройства плавучих доков. РД 31.81.01-75;
ГОСТ I2.I.004-76;
правила пожаркой безопасности для промышленных предприятий. Утверждены ГУ ГШВД СССР 25 августа 1954 г.
4.2. Перед началом работ по окрашиванию корпусов судов следует установить знаки безопасности на входе в изолированную зону в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 по указанию службы техники безопасности завода.
4.3. При выполнении в изолированной зоне работ по очистке или окрашиванию корпуса судна необходимо выполнять требования к работам на высоте "Правила техники безопасности на судах морского флота" РД 31.81.10-75 .
4.4. Запрещается применение открытого огня (в том числе курение) и присутствие посторонних лиц в зоне.
4.5. В соответствии с выбранным по п. 3.8. режимом работы в зоне следует контролировать у работающих в зоне наличие респиратора или противогаза, а также необходимого количества сменных патронов респираторов или фильтров противогазов.
9
4.6* При подаче нагретого воздуха с одного торца изолированней зони я удаления отработанного воздуха с противоположного торца рабочий должен перемещаться от вытяжного отверстия к приточному.
4.7. При окрашивании корпуса судна в зоне красками типа ”Инпрта-1бО"г "Балто^лейк", "Сигласс" и т. п. маляр и вспомогательный персонал независимо от величины воздухообмена должны быть обеспечены шланговыми противогазами, а также костюмами из хлопчатобумажной ткани. Особое внимание следует обращать на плотность прилегания ворота, а также обшлагов рукавов и брюк к телу работающего.
4.8. При окрашивании поверхности корпуса судка в зоне необходимо не менее пяти раз в смену контролировать состояние воздушной среды по допустимым содержаниям основного компонента смеси растворителей в верхней части изолированной зоны со стороны, противоположной притоку, с помощью приборов, поверенных, в установленном .порядке. Данные для контроля приведены в приложении 6. При использовании новых лакокрасочных материалов, не учтенных в приложении S, необходимо выполнить расчет данных для контроля допустимого содержания основного компонента растворителя по приложению 5.
Контроль состояния воздушной сдан необходимо осуществлять в соответствии с разделом 3 ГОСТ 12,1.005-76, при этом следует применять средства индивидуальной защиты органов дыхания.
4.9. Б изолированной зоне следует оборудовать местное освещение, обеспечивающее освещенность бортовых и днищевых поверхностей ремонтируемого судна не ниже 150 люкс.
10.
4,10. Электрооборудование, установленное внутри зоны, должно быть во лзрнвоаащнщенном исполнении и заземлено в соответствии с требованиями РД 31.83-08-85*
ПРИЛОЖЕНИЕ X Справочное
ХАРАКТЕРНО ТИКИ ОСЮВШХ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОКРАШИВАНИЯ КОРПУСОВ СУДОВ
Наименование и марка материала |
Допустимая для нанесения температура воздуха ,ос |
Время высыхания при влахпости менее 80%. ч |
при до-
ПУ ТИМОЙ
темпера
туре |
o’ifo°c |
При о 10+20°С |
20+§0°С |
I. Антикоррозионные грунтовки |
|
~....." ~
. |
|
|
|
X.I. Отечественные |
|
|
|
|
|
Щ-02 РОСТ 12707-77 |
-ю |
I |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
ВЛ-023 ГОСТ 12707-77 |
-10 |
I |
0.5 |
0.5 |
0,25 |
M3-0I52 ТУ6-10-1729-79 |
-15 |
4 |
1,5-1 |
1-0,5 |
0,5-0,; |
1.2, Импортные |
|
|
|
|
|
222I-064-XX0 |
5 |
|
|
16-10 |
|
2. Антикоррозионные краски и эмали |
|
|
|
|
|
2.1. Отечественные |
|
Ю-1слой |
3-2 |
2-1 |
2-1 |
ЭКЖС-40 |
-25 |
48-4 слой |
Х5-4 |
4-2 |
|
ЗП-755
ТУ6-Х0-7Х7-75 |
5 |
зе |
36-24 |
24-12 |
12 |
ЭП-72
МРТУ6-Ю-807-76 |
5 |
36 |
36-26 |
14-16 |
16 |
ЭП-46
ТУ6-Ю-Ю0-54-8О |
5 |
32 |
!32-28 |
28-24 |
i 24-20 |
XC-4I3
ТУ6-Ю-100-87-80 |
-15 |
24 |
j
!19-12 |
II-4 |
I « |
ХС-746
МРТУ6-10-836-75 |
-10 |
8 |
1
! 8-4
. |
4-2 |
I
! 2
j |
Продолжение приложения 1 |
Наименование и марке материала |
Попусти-мая для |
Время высыхания при влажности менее 80£, ч |
нанесения температура воздуха, ос |
при до-путиной температуре |
<£Го°с |
10^20°С |
20^30°С |
ХС-720 |
-IC |
4 |
3-2 |
2-1 |
I |
XB-I42
МРТУ6-10-806-75 |
о
1 |
10 |
9-6 |
5-4 |
4-2 |
62-I-8I
ТУ6-Ю-100-55-80 |
-15 |
36 |
8-2 |
2-1,5 |
1-0,5 |
2.2. Импортные |
|
|
|
|
|
77-24-064-ХХ0 |
5 |
|
|
3 |
|
77-24-073-ХХ0 |
5 |
|
|
3 |
|
2252-057-ХХ0 |
5 |
|
|
3 |
|
йнтертуф ИВА 002x6 |
-15 |
24 |
8-6 |
6-4 |
3-1 |
Интерхлор ЛРАхб |
-15 |
19 |
6-3 |
3-2 |
2-1 |
Ивтертуф ИМ 021 |
5 |
24 |
24 |
24-16 |
8-4 |
Хемзат вкс 1630 |
-15 |
10 |
6-3 |
S-2 |
2-1 |
Хемрадур 1513 |
10 |
ТО |
|
10-8 |
|
Хешатекс X«Б*4637 |
-10 |
К |
- |
16 |
|
йнерта 160 |
10 |
12 |
- |
12 |
12 |
3. Противообраотаю-щие краски и эмали |
|
|
|
|
|
3.1. Отечественные |
|
|
|
|
|
X3-5I53 ТУ6-Ю-1520-75 |
-10 |
8 |
8-4 |
4-3 |
3-2 |
ХВ-750
ТУ6-10-805-75 |
-10 |
10 |
10-4 |
4-3 |
2 |
X3-5243 |
-15 |
24 |
18-12 |
12-4 |
4-2 |
ХС-79 ТУ6-10-1205-76 |
-Ю |
5 |
4-2 |
2 |
I |
ХС-5226 |
-15 |
24
• |
18-12 |
I2-S |
8-4 |
|
УТВЕРМДЕШ Главнкм инженером В/0 "МОРТЕХСУДОРЕМПРОМА" А.Е.Беркозым 18.04.86
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОБОГРЕВУ ПРИ 0КРА1КБАНИН СУДОВ В ДОКАХ
РД 31.52.17 - 86
МОСКВА 1986
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта -Ленинградским филиалом
ЛШЮРНИИПРОШОМ
Заместитель директора по научной работе*канд. техн. наук .И .В. СОФРОНКК
Начальник сектора стандартизации В.Г.ДЕШГГЬВВ Заведующий сектором, канд. техн. наук, ст.научи* с отр* Л. В. ИВАНОВ
Ответственный исполнитель, руководитель разработки, канд. техн. наук, ст.науч.сотр. В.С.ВИНОГРАДОВ
ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота Заведующий отделом охраны труда,канд.техн.наук Б.И.МЕРЗЛОВ
Отделом охраны труда и техники безопасности ШФ Заместитель начальника Г.Я.ЮТПШОВ Черноморским ЦДКБ Главный инденер * В.Н.АШ1А1ЦЕНК0 ЦНИИ морского флота
Заместитель директора по научной работе, докт.техн.наук С.Н.ДРАШШН
РЖОМЕНДАДШ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОБОГРЕВУ ПРИ ОКРАШИВАНИЙ СУДОВ В ДОКАХ
Срок введения в действие установлен с 01.01.87
Настоящий РД устанавливает порядок организации работ по искусственному обогреву наружной поверхности корпусов судов при нанесении на них лакокрасочного покрытия в доках при неблагоприятных климатических условиях независимо от характеристик используемых лакокрасочных материалов.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Искусственный обогрев (ИО) при окрашивания судов в доках следует применять в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже предельно допустимой для лакокрасочных материалов, характеристика которых приведена в приложении I, а относительная влажность более 80£.
1.2. При использовании в доке искусственного обогрева очистка, подготовка и окрашивание поверхности корпуса судна производятся в соответствии с требованиями руководящих нормативных документов, действующих в ММФ:
РД 31.58.02-82 "Суда морского флота. Покрытия лакокрасочные. Типовые технологические процессы и схемы окраски";
РД 31.28.31-73 "Эталоны степеней очистки корпусных конструкций под окраску при ремонте судов".
1.3. Доки, в которых используют ИО, рекомендуется оснащать ветрозащитными устройствами в соответствии с РД 31.83.06-83 "Ре-
г
комеидацша по выбору типов, количества и расположения ветрозащитных устройств на плавучих доках".
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ИСКУССТВЕННОГО ОБОГРЕВА ПРИ ОКРАШВАШИ СУДОВ В ДОКАХ
2.1. Технические средства, применяемые при искусственном обогреве, должны обеспечивать надежную изоляцию зоны получения лакокрасочного покрытия (ЖВ) от влияния окружающей атмосферы с помощью специального ограждения, эффективную вентиляцию и принудительный нагрев воздуха в зоне с помощью теплогенератора до температуры не ниже 10°С.
2.2. При искусственном обогреве необходимо использовать оборудование и материалы, серийно выпускаемые промышленностью (приложение 2 справочное).
2.3. Изолирующее ограждение следует выполнять в виде каркаса с е акре пленным на нем эластичным полотнищем и устанавливать по всей длине судна, вдоль одного или обоих бортов. Допускается изолировать часть борта судна с последующей перестановкой ограждения, если срок формирования лакокрасочного покрытия
не является определяющим для срока докования (приложение 3, справочное).
В случае, когда расстояние между башней дока и бортом судна составляет 2 м и менее, изолирующее ограждение в цилиндрической части судна следует выполнять в виде перекрытия на уровне топ-палубы дока, при этом необходимо выгородить пространство под днищем с помощью навешенного эластичного чвдотнища и обогревать раздельно борт и днище.
ъ.
2.4. Каркас целесообразно выполнять в виде судокорпусных лесов, ширина которых должна быть минимально достаточной для обеспечения производства очистных и окрасочных работ. С внешней стороны леса должны иметь приспособления (например, крюки) для крепления эластичного полотнища.
Для работы в зоне с применением бортовых автоматов, гидроподъемных механизмов или передвижных телескопических лесов, каркас изолирующего ограждения (приложение 3) следует выполнять из соединенных между сооой кронштейнов. Они могут быть сделаны в виде установленных на стапель-палубу и опертых на борт судна стоек или в виде укрепленных на борту объемных конструкций (приложение 4j рекомендуемое). Ширину зоны при этом определяют с учетом обеспечения возможности беспрепятственной работы средств механизации.
2.5. Эластичное полотнище следует выполнять из перекрывающих друг друга секций,укрепленных на элементах каркаса и скрепленных между собой канатами и липкой полиэтиленовой лентой или аналогичными материалами. Плотность прилегания эластичных полотнищ к корпусу судна обеспечивается резиновыми амортизационными шнурами. К стапель-палубе дока эластичное полотнище рекомендуется крепить посредством распределенного груза.
Эластичное полотнище под днищем судка следует укреплять с помощью вертикальных стоек, например, деревянных, высота которых равна расстоянию между стапель-палубой дока и днищем судна.
Материал эластичного полотнища следует выбирать из числа приведенных в приложении 2. Если эластичное полотнище необходимо сделать из другого материала, то его прочность и морозостойкость не должны быть ниже тех, что указаны в приложеюти 2.
и.
2.6. Изолирующее ограждение в районе носовой и кормовой оконечностей судна может быть выполнено в виде эластичного полотнища, навешенного вертикально на фальшборт судна или на крюки, временно приваренные к его корпусу, и закрепленного к стапель-палубе распределенным грузом,
2.7. Варианты изолирующего ограждения с учетом условий их применения приведены в приложении 4.
2.8. В качестве теплогенератора следует использовать передвижные моторные воздухоподогреватели. Допускается применение калориферных установок, содержащих воздухонагреватель для теплоносителя (пар) и вентилятор, а также электрокалориферов.
Теплогенераторы следует устанавливать за пределами изолированной зоны, а нагретый воздух подавать в зону по резинотканевым, брезентовый или выполненным из аналогичных материалов рукавам. Допускается устанавливать теплогенератор внутри зоны, но воздух при этом необходимо забирать за ее пределами.
Обслуживание электрооборудования теплогенераторов следует производить в соответствии с РД 31.21.20-85 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств".
Характеристики теплогенератора должны быть определены при расчете температурного режима и воздухообмена изолированной зоны (приложение 5, рекомендуемое). Расчетную температуру воздуха внутри зоны рекомендуется принимать равной Ю°С.
2.9. При обогреве борта судна нагретый воздух целесообразно раздавать в двух уровнях. При этом отработанный воздух следует удалять со стороны, противоположной притоку, следующим образом: одну треть объема - из верхней части зоны, две
5;
трети - над уровнем стапель-палубы. При высоте обогреваемого борта менее 10 м допускается раздавать весь воздух на уровне скулы судна.
При окрашивании обогреваемого борта методом распыления следует весь нагретый воздух раздавать на уровне скулы судна, а удалять - из верхней части зоны.
Допускается встречная раздача нагретого воздуха с обоих торцов зоны. При этом отработанный воздух следует удалять из средней части зоны следующим образом: одну треть объема - с уровня стапель-палубы, две трети - из верхней части зоны.
При обогреве днища судна нагретый воздух следует раздавать вдоль диаметральной плоскости дока.
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСКУССТВЕННОГО ОБОГРЕВА В ДОКАХ
3.1. Служба судового хозяйства пароходства планирует использование ИО на основе анализа следующих исходных данных:
а) графика докования судов с учетом сопутствующих метеорологических условий (приложение 6, справочное);
б) технологических схем окрашивания наружной поверхности корпуса судна;
в) наличия или перспективы получения лакокрасочных материалов и их характеристик (приложение I).
3.2. При перспективном планировании устанавливают дополнительные затраты на реализацию оргтехмероприятий по искусственному обогреву и учитывают их при оценке стоимости и объема ремонта судна. Одновременно с учетом данных приложе-
ыий I в 2 по прялокекию 3 приводят сопоставительный анализ продолжительности работ по формированию лакокрасочного покрытия корпуса судна с обогревом и в естественных условиях. При этом дополнительные затраты докового времена на реализацию мероприятий по искусственному обогреву рекомендуется принимать равными I суткам на 100 м длины судна, а протяженность зоны по бортам судна выбирать в соответствии с п.2.3. По результатам анализа назначают оптимальный срок докования с применением обогрева.
3.3. Все работы в изолированной зоне должны выполняться под непрерывным наблюдением специалиста, контролирующего соблюдение технологии работ и требований безопасности.
3.4. Контроль состояния обрастания и сохранности старого лакокрасочного покрытия корпуса судна необходимо производить до установки изолирующего ограждения.
3.5. Подготовку поверхности корпуса с применением гидродинамической или гидропескоструйной очистки, обезжиривание или мытье поверхности следует выполнять в обогреваемой зоне. При механической очистке корпуса внутри изолирующего закрытия необходимо устраивать вытяжную вентиляцию в соответствии с РД 31.52.10-82'.
3.6. Окраяяш&ние поверхности корпуса судна внутри зоны рекомендуется выполнять средствами без-'Воздушного распиливания краски. При этом в личном снаряжении маляра должен быть противогаз с фильтром из активированного угля, а производительность окрашивания не должна быть больше рассчитанной по приложению 5 с учетом параметров воздушной среды рабочей зоны, приведенных в приложении 7 (рекомендуемое).