ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ, ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
РД 31.50.24-96
Ростов на-Дону 1996
министерство транспорта Руководителям предафиягий и
российской федерации организаций
департамент морского Департамента морского транспорта
ТРАНСПОРТА
103759, Москва, Розвдественка, 1/4
Телетайп 207512 Моек, Телекс 411197 MMF SU Телефон 926-10-00, Факс 926-91-28
от 10.04.96_№НТП - 5/82
от_№_
Департаментом морского транспорта утвержден РД 31,50. 24 96 “Документация судоремонтных предприятий. Технологические документы судостроительного производства. Виды документов правила разработки, согласования и утверждения” для применения в качестве руководящего документа, с вводом в действие с 01.10.96.
РД 31.50.24-96 устанавливает виды, правила разработки, согласования и утверждения технологических документов, применяемых в области технологии и организации постройки судов с металлическим корпусом на судоремонтных заводах морского транспорта в качестве руководящего, а для предприятий других отраслей - в качестве рекомендуемого.
Для внедрения РД 31.50.24-96 предлагаем:
1. Руководителям предприятий и организаций, занимающимся вопросами проектирования и строительства судов на СРЗ ДМТ: разработать и осуществить необходимые мероприятия, обеспечивающие применение настоящего РД в качестве руководящего документа;
разработку проектно-конструкторской и организационно-технологической документации для строительства судов на СРЗ ДМТ с 01.10.96 осуществлять в соответствии с РД 31.50.24-96.
4. ВИДЫ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
4.1. Организационно-технологические документы
4.1.1. Виды основных организационно-технологических документов, их назначение, условное обозначение приведены в таблице 1.
Таблица 1 |
Вид документа |
Условное
обозначение
документа |
Назначение документа |
1. График подго-товки производства для постройки головного и серийных судов |
гпп |
Организация работ по комплексной подготовке произвол-ства к постройке судов и контроль за ходом выполнения этих работ |
2. Проектная технология и ор-ганизация постройки головного и серийных судов |
пто |
Описание основных положений по технологии и организации постройки судна в целом и по отдельным видам производств с разбивкой работ на строительные периоды, технологические этапы. |
3. Ведомости:
технологических
этапов |
втэ |
Технологическая разбивка работ по постройке судна в пределах каждого периода постройки. Используется для месячного, квартального и годового планирования и учета объема работ, поставок материалов и комплектующих изделий, товарного выпуска продукции и себестоимости постройки, планирования выпуска конструкторской и технологической документации и технической подготовки производства при постройке головного судна. |
|
5 |
втцэ
Технологическая разбивка работ по постройке судна по каждо
му цеху в пределах ВТЭ. Используется для месячного, квартального и годового планирования; выдачи цехам наряд-заказов и учета объема работ, выполняемых цехом, потребности и учета расхода материалов и комплектующих изделий; планирования и учета цеховой себестоимости при постройке головного судна.
Разбивка на планово-учетные единицы товарного выпуска продукции при постройке судна.
Платежный этап характеризует конкретный объем работ по постройке судна (включая работы по подготовке производства, затраты на приобретение материалов, комплектующих изделий и др.).
В основе платежного этапа лежат работы, содержащиеся в технологических этапах. Платежи формируются с учетом узловых событий, определенных технологическим графиком.
Размер платежного этапа устанавливается в процентах от оптовой цены судна.
ВПЭ разрабатывается для головного и серийного судна и используется для составления шкалы платежей, планирования и учета выпуска товарной продукции
Технологическая разбивка деталей, сборочных единиц и изделий на технологические комплекты для каждого цеха в пределах ВТЦЭ.
Технологических комплектов
Т ехнологичес-ких подкомплектов
Используется для месячного и квартального планирования, выдачи цехам наряд-заказов и учета объема работ, выполняемых цехом, потребности и учета расхода материалов, комплектующих изделий, планирования и учета цеховой себестоимости при постройке серийных судов.
ВТПК Технологическая разбивка дета
лей, оборонных единиц и изделий на технологические подкомплекты для каждого участка в пределах ВТК.
Используется для месячного и квартального планирования, выдачи участкам наряд-заказов и учета объема работ, выполняемых участком, потребности и учета расхода материалов, ком плектующих изделий, планирования и учета себестоимости продукции участка при постройке серийных судов.
Технологических бригадоком-плектов
ВТБК Технологическая разбивка деталей, сборочных единиц, изделий для бригад в пределах ВТК, ВТПК.
Используется для планирования и учета объема производства бригады на месяц, квартал. Законченный бригадокомплект является исходной плановоучетной единицей для опреде-
7
ления технической готовности судна (объема производства).
4. Технологический график постройки судна
Организация и управление процессом постройки судна.
Для головного судна укрупненный технологический график постройки судна с разбивкой на периоды, технологические этапы (цехоэтапы) с учетом работ, выполняемых субподрядными организациями и предприятиями.
Для серийного судна технологический график постройки судна с дополнительной разбивкой
на технологические комплекты, подкомплекты.
4. Организационно-технологический проект постройки судна (судов).
Обеспечение функционирования прогрессивной технологии и организации производства и труда, средств механизации и автоматизации производственных процессов и прогрессивных систем управления производством при постройке серийных судов.
4.1.2. График подготовки производства (ГПП) должен разрабатываться СРЗ-строителем судна с участием проектанта судна и разработчика организационно-технологической документации на постройку судна по шести видам подготовки производства: конструкторской, технологической, материально-технической,
РД 31.50.24-96
организационной, кадровой, капитального строительства на основе документов технического проекта, включающего в себя ПТО; протокола (договора) СРЗ с заказчиком на постройку судна (судов); протокола (договора) СРЗ с проектантом судна и разработчиком организационно-технологической документации на постройку судна (судов) и опыта постройки аналогичных судов.
ГПП должен согласовываться с разработчиком организационно-технологической документации, другими субподрядными организациями и предприятиями, представителем заказчика и утверждаться директором завода.
Оформление ГПП - в соответствии с РД 5.0386.
4.1.3. Проектная технология и организация постройки (ПТО) должны разрабатываться проектантом судна, применительно к условиям СРЗ-строителя судна данного проекта и входить в состав технического проекта, согласовываться с СРЗ, специализированной организацией по разработке организационно-технологической документации на постройку судна, привлекаемой СРЗ, Морским Регистром судоходства и представителем заказчика.
ПТО должна утверждаться главным инженером СРЗ.
Оформление ПТО - в соответствии с РД 5.0381.
Примечание. В случае отсутствия у проектанта технологического подразделения он может привлекать к разработке ПТО по договору специализированную организацию по вопросам организации и технологии судостроения и судостроительного производства (в дальнейшем специализированная организация).
4.1.4. Ведомости (ВТЭ, ВТЦЭ, ВПЭ, ВТК, ВТПК, ВТБК) должны разрабатываться СРЗ-строителем судна после подписания договора на постройку судна (судов) или специализированной организацией по договору с СРЗ на основе:
ГПП, ПТО;
материалов технического проекта;
рабочей конструкторской документации, разработанной проектантом судна в соответствии с ПТО и ГОСТ 23888, по кон-
9
РД 31.50.24-96
структивно-технологическому методу на секцию, группу однотипных секций, конструкцию, систему, устройство, электромонтажный район и т. п. Применительно к классификатору РД 31.00.01 в пределах всего судна или части его (строительного района, отсека, помещения и т. п.) с полной технологической разбивкой в спецификациях на технологические комплекты;
нормативно-технических и технологических документов, типовых технологических процессов, документов-прототипов!
4.1.5. Ведомости ВТЭ, ВТЦЭ, ВПЭ для постройки головного судна должны согласовываться с цехами-исполнителями, прорабом (строителем), ППО (ПДО), ТО, представителем заказчика и утверждаться главным инженером завода.
Ведомости ВТЭ, ВТЦЭ, ВПЭ, ВТК, ВТПК, ВТБК для постройки серийного судна должны согласовываться с цехами (участками)- исполнителями, прорабом (строителем), ППО, (ПДО) и утверждаться начальником ТО (технологической службы), а ведомости ВПЭ должны кроме того согласовываться с представителем заказчика и утверждаться директором завода.
Оформление ведомостей по п. 4.1.4 в соответствии с РД 5.0372, РД 5.0400 и документом 299042-32-М.
4.1.6. Технологический график (ТГ) должен разрабатываться СРЗ-строителем судна или специализированной организацией по договору с СРЗ на основе:
для головного судна - ГПП, ПТО, материалов технического проекта, укрупненных показателей по судостроению, ведомостей ВТЭ, ВТЦЭ, ВПЭ;
для серийного судна - ПТО, материалов технического проекта, рабочей конструкторской документации, выполненной в соответствии сп. 4.1.4 ведомостей ВТЭ, ВТЦЭ, ВПЭ, ВТК, ВТПК, калькуляции завода.
ТГ должен согласовываться по головному судну с цехами-исполнителями, прорабом (строителем), ППО, (ПДО), подрядными организациями и предприятиями, представителем заказчи-
10
РД 31.50.24-96
ка и утверждаться директором завода, а по серийному судну, кроме того, и с участками-исполнителями. ТГ должен оформляться в соответствии с РД 5.0360.
4.1.7. Организационно -технологический проект постройки судов (ОТП) разрабатывается технологической службой СРЗ-строителя судна или специализированной организацией по договору с СРЗ на основе;
договора на постройку судов и плана производства; технического проекта и рабочей конструкторской документации;
организационно-технологической документации на постройку головного судна;
калькуляции завода;
опыта постройки головного судна;
передового опыта других организаций и предприятий по постройке аналогичных судов.
В составе ОТП должны быть даны рекомендации: по внедрению новой техники, прогрессивной организации и технологии постройки судов, научной организации труда, средств механизации и автоматизации производственных процессов, прогрессивных систем управления производством, разработке конкретной рабочей технологической, планово-учетной и организационной документации;
по организации планирования и учета работ по постройке серийных судов;
по организации и управлению производственных подразделений и служб СРЗ;
по контролю за соблюдением технологической дисциплины. ОТП должен согласовываться с цехами-исполнителями, прорабом (строителем) ППО (ПДО), субподрядными организациями и предприятиями, представителем заказчика и утверждаться главным инженером завода.
Оформление ОТП сох ласно документу 74-0503-27.
И
РД 31.50.24-96
ОТП рекомендуется разрабатывать при постройке серии сложных судов.
4.1.8. При разработке ГПП, ПТО, ВТЭ, ВТЦЭ, ВПЭ, ВТК, ВТПК, ВТБК, ТГ, ОТП необходимо руководствоваться настоящим РД и рекомендуемыми документами, приведенными в справочном приложении “А”, применительно к проекту строящегося судна и возможностям СРЗ-строителя судна.
4.1.9. Применяемость (стадии и обязательность разработки) документов, перечисленных в разделе 4.1, приведена в разделе 5.
4.2. Документы технологических процессов общего назначения
4.2.1. Виды основных документов технологических процессов общего назначения, условные обозначения приведены в таблице 2.
Таблица 2. |
Вид документа |
Условное
обозначение
документа |
Назначение документа |
Титульный лист |
тл |
|
Карта эскизов |
кэ |
Эскизы, схемы, таблицы для пояснения выполнения технологических процессов обработки деталей, сборочных единиц, изделий, а также для указания технологических припусков корпусных конструкций и по корпусу судна. |
Техно логическая инструкция технологического процесса |
титп |
Описание технологических процессов, методов и приемов в технологической последовательности изготовления деталей, |
|
12 |
РД 31.50.24-96 |
Вид документа |
Условное
обозначение |
Назначение документа |
|
документа |
|
|
|
сборочных единиц, изделий одного наименования, типоразмера и исполнения в каждом из видов судостроительного производства или их совокупности с указанием данных о средствах технологического оснащения, указаний по безопасности труда, пожарной безопасности и др. |
Т ехнологическая инструкция типового (ТИТТП) й группового (ТИГТП) технологического процесса |
ТИТТП
ТИГТП |
То же на группу деталей, сборочных единиц, изделий с общими конструктивными и технологическими признаками.
То же на группу деталей, сборочных единиц, изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками. |
Ведомость деталей (сборочных) единиц к типовому (групповому) технологическому процессу. |
вд |
Указание данных о комплектации деталями сборочных единиц, изделий, партий запусков изделий в обработку, адресование деталей (сборочных единиц) на линии (участки) сборки; учет выполнения, обработки готовых деталей, изготовление сборочных единиц и изделий. |
Ведомость производственных специфицированных норм расхода материалов. |
ВПСпНРМ |
Для заказа материалов на серийные судна. |
Ведомость производственных сводных норм расхода материалов |
ВПСвНРМ |
То же |
|
13 |
РД 31.50.24-96
4.2.2. КЭ, ТИТП, ТИТТП, ТИГТП должны разрабатываться технологической службой завода (СРЗ) - строителя судна или специализированной организацией, согласовываться с цехами (отделами) - исполнителями, прорабом (строителем) и утверждаться начальником ТО (технологической службы).
В необходимых случаях технологические инструкции должны согласовываться также и с надзорными и контролирующими организациями (согласовавшими техпроект судна), представителем заказчика и утверждаться главным инженером завода.
ТИТП, ТИТТП (ТИГТП) в общем случае должны состоять из следующих разделов:
введение;
общие указания по технологии и организации работ;
описание и технологическая последовательность выполнения работ с поясняющими эскизами, схемами и таблицами;
данные о массе и габаритных характеристиках изготавливаемых деталей, сборочных единиц, изделий;
требования безопасности труда, противопожарной безопасности и охраны окружающей среды;
указания о контроле качества работ;
перечень технологического оснащения, приспособлений, спе-инструмента.
В зависимости от особенностей технологического процесса отдельные разделы допускается объединять или исключать, а также вводить новые разделы.
4.2.3. Оформление КЭ, ТИТП - в соответствии с ГОСТ 3.1105, а ТИТТП, ТИГТП - по ГОСТ 3.1121 с учетом требований отраслевых РД "Технологические документы судостроительной верфи” б. МСП по каждому виду судостроительного производства.
4.2.4. Ведомости производственных специализированных норм расхода материалов (ВПСпНРМ) и сводных норм расхода материалов (ВПСвНРМ) должны разрабатываться СРЗ-строите-
2. РЦПКБ “Стапель”
2.1. До 01.06.96
обеспечить издание и рассылку РД 31.50.24-96 заинтересованным предприятиям и организациям;
2.2. Обеспечитьтехническую помощь предприятиям и организациям в применении РД и контроль за исполнением настоящего письма.
Начальник Управления
научно-технической политики В. Н. Штонда
РД 31.50.24-96
л ем серийных судов на основе:
документации технического проекта (в т. ч. проектных ведомостей материалов);
рабочей конструкторской документации;
технологической документации на постройку серийных судов.
4.2.5. Оформление ВПСпНРМ и ВПСвНРМ - в соответствии с РД 31.0079, ОСТ 5.0376.
4.2.6. При разработке КЭ, ТИТП, ТИТТП, ТИГТП, ВПСпНРМ ВПСвНРМ необходимо руководствоваться настоящим РД и рекомендуемыми документами, приведенными в справочном приложении ”Б” применительно к проекту строящегося судна и возможностям СРЗ-строителя судна.
4.3. Документы технологических процессов специального назначения,
4.3.1. Виды основных документов технологических процессов специального назначения, условные обозначения приведены в таблице 3.
Таблица 3. |
Вид документа |
Условное
обозначение
документа |
Назначение документа |
Карта технологического процесса |
ктп |
Описание технологических процессов, методов и приемов в технологической последовательности изготовления деталей, сборочных единиц, изделий одного наименования, типоразмера и исполнения в каждом из видов судостроительного производства или их совокупности с указанием данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых затратах, по безопасности труда, пожарной безопасности и др. |
|
15 |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА-ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ, ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
РД 31.50.24-96
Ростов-на-Дону
1996
РД 31.50.24-96
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан и внесен |
АО "Ростовское Централь-ное проектно-конструкторское бюро (РЦПКБ) “Стапель” |
Главный инженер |
И. В. Санкин |
Начальник отдела технической эксплуатации флота и технологии судостроения |
А. А. Антипович |
Руководитель разработки, ответственный исполнитель |
Б. Ф. Гридчин |
Исполнитель
2. Утвержден и введен в действие |
В. П. Щербаков письмом Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации
от 10.04.96 № НТП - 5/82 |
3. Взамен РД 31.50.24-87 |
|
Настоящий руководящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения АО “РЦПКБ” “Стапель” и ДМТ.
II
РД 31.50. 24 - 96
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения..................................................1
2. Нормативные ссылки.................................................2
3. Общие положения.....................................................4
4. Виды основных технологических документов судостроительного производства.
Правила разработки, согласования и утверждения..........5
4.1. Организационно-технологические документы...........5
4.2. Документы технологических процессов
общего назначения...................................................12
4.3. Документы технологических процессов
специального назначения ..........................................15
4.4. Общие требования к оформлению и выпуску,
структура обозначения..............................................19
4.5. Внесение изменений в технологическую
документацию.........................................................27
5. Правила комплектования (применяемость)
технологических документов судостроительного производства...........................................................28
Приложение А. Перечень документов, рекомендуемых для использования при разработке организационно-технологических документов до выпуска соответствующих РД ДМТ РФ......34
Приложение Б. Перечень документов, рекомендуемых для использования при разработке документов технологических процессов общего и специального назначения на СРЗ ДМТ РФ.....35
III
РД 31.50.24 - 96
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ, ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
Дата введения 01.10.961. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий нормативный документ (НД) устанавливает виды, правила разработки, согласования и утверждения технологических документов, применяемых в области технологии и организации постройки судов с металлическим корпусом на судоремонтных заводах (СРЗ) для Департамента морского транспорта (ДМТ) Российской Федерации (РФ) в качестве руководящего, а других заказчиков - в качестве рекомендуемого.
НД предназначен для применения при постройке судов по новым проектам.
1
РД 31.50.24 - 96
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем РД использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:
ГОСТ 3.1103-82 ЕСТД. Основные надписи
ГОСТ 3.1105-84 |
ЕСТД. Формы и правила оформления документов общего назначения |
ГОСТ 3.1118-82 |
ЕСТД. Формы и правила оформления маршрутных карт |
ГОСТ 3.1119-83 |
ЕСТД. Общие требования к комплектности и оформлению комплектов документов на единичные технологические процессы |
ГОСТ 3.1121-84 |
ЕСТД. Общие требования к комплектности и оформлению комплектов документов на типовые и групповые технологические процессы (операции) |
ГОСТ 3.1123-84 |
ЕСТД. Формы и правила оформления технологических документов, применяемых при нормировании расхода материалов |
ГОСТ 3.1201-85 |
ЕСТД. Система обозначения технологической документации |
ГОСТ 23888-79 |
Рабочие конструкторские документы судостроительной верфи |
Р 50-54-5-87 |
ЕСТПП. Правила разработки графической информационной модели системы технологической подготовки производства |
|
2 |
Р 50-67-88 |
ЕСТД. Порядок оформления документов, применяемых при разработке, внедрении и функционировании технологических процессов |
Р 50-92-88 |
ЕСТД. Общие положения по внесению изменений |
РД 5.0360-86 |
Технологические документы судостроительной верфи. Правила разработки и оформления документов технологического графика по постройке судна |
РД 5.0372-83 |
Технологические документы судостроительной верфи. Правила оформления документов корпусостроительного производства |
РД 5.0381-84 |
Принципиальная технология и организация достройки кораблей и судов. Порядок разработки, состав и типовое построение документов |
РД 5.0386-84 |
Технологические документы судостроительной верфи. Правила оформления графика подготовки производства для постройки кораблей и судов |
РД 5.0400-85 |
Технологические документы судостроительной верфи. Правила разработки и оформления ведомостей технологических комплектов и бригадокомплекгов верфи |
РД 5Р.0378-92 Технологические документы судостроительной верфи.
Виды документов. Правила оформления, согласования и утверждения
РД 31.00.79-84 Ведомости норм расхода материалов. Правила разработки, введения в действие и изменения
74-0503-27-81 Состав, содержание и порядок разработки докумен-(б. МСП п/я тации для выполнения организационно технологичес-В-2054) ких проектов постройки судна. Раздел “Судостроение”.
Основные положения
299042-32-М-81 Формирование планово-учетных единиц при построй-(б. МСП) ке судов. Методика
3
РД 31.50.24-96
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. К технологическим документам судостроительного производства относятся все графические и текстовые документы, которые отдельно или в совокупности определяют технологию и организацию производственных процессов постройки судов, а также подготовку производства к постройке головного и серийного судна на СРЗ ДМТ РФ, разрабатываемые в соответствии с требованиями настоящего РД, требованиями ЕСКД и ЕСТД.
3.2. В зависимости от назначения технологические документы судостроительного производства СРЗ подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные документы должны содержать информацию, необходимую для организации комплексной подготовки производства постройки судна (судов) данного проекта в целом и решения комплекса планово-экономических и организационных задач постройки судна (судов) или должны определять технологические процессы постройки судна для каждого вида судостроительного производства. Вспомогательные документы — документы, используемые при разработке, внедрении и функционировании технологических процессов, например, документы на проектирование и изготовление технологической оснастки, акты внедрения технологического процесса и технологической оснастки и Др.
3.3. Основные технологические документы судостроительного производства подразделяют на документы общего и специального назначения.
К документам общего назначения относят: организационно-технологические документы судостроительного производства;
документы технологических процессов, независимо от применяемых методов изготовления деталей, изделий.
К документам специального назначения относят: документы технологических процессов, специализированных для отдельных видов судостроительных производств завода или выполняемых специализированными средствами технологического оснащения.
4