МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ
КРАНОВЫЕ
РЕМОНТ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РД 31.44.05-80
Москве -В/О «Мортехинформроклама»
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ КРАНОВЫЕ РЕМОНТ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РД 31.44.05-80
Москва-В/О "Мортехннформреклама' 1986
Pa 3[.44.00-60_gib: 10
необходимом объеме установленных ГОСТами лабораторных исследования и выявления их качества, марок и соответствия действущим стандартам, техническим условиям я требованиям проекта.
3.9. Хранение материалов должно быть организовано с учетом требовал*..!, изложенных в Пропилах техники безопасности и производственной санитарии нп промышленных предприятиях ММ; и Правил безопасности труда d морских портах.
3.10. Хранение материалов должно быть организовано таким образом, чтобы била исключена возможность смеаиванкя отдельных марок и партий материалов.
Сталь при хранении должна быть уложена в устойчивые штабели высотой не более 1,5 м на подкладки; соприкосновение с грунтом или полом не допускается. По высоте атабеля должны быть проложены прокладки на одной вертикали о подкладками.
Расстояние между прокладками должно назначаться из условия исключения остаточных поогибов. При этом должны быть оставлены проходы, а также промездутки для такелажных работ.
3.II• Сварочные материалы (фтюс, электроды) должны храниться отдельно по маркам и партиям в сухом помещении. Алое следует хранить в закрытой таре.
EA 3L4ltQ§=§fi_9TJi.II
4. ОПЕРАЦИИ РЕМОНТА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ
4.1. Правка деформированных элементов.
4.1.1. Правка применяется в случаях» когда фактические отклоне -ния от проектной формы (прямолинейности и плоскостности) отдельных элементов и узлов металлоконструкций превышают .указанные в заводской документации на соответствующие узлы крановых металлоконструкций, а при их отсутствии - величины приведенные в стандартах или ь технических условиях на конкретные виды оборудования. Величины отклонений формы основных элементов металлоконструкций портальных кранов оте -чественного производства приведены в приложении 8 справочном.
4.1.2. Исправление элементов металлических конструкций, получивших остаточные деформации изгиба, необходимо вести способами холодной и горячей правки. Холодную правку необходимо предпочитать горячей.
4.2. Изготовление элементов металлоконструкций
4.2.1. Материалы.
4.2.1.1. Элементы металлоконструкций кранов должны быть изготов -лены из сталей, варки которых должны соответствовать требованиям раздела 3.
4.2.2. Правка проката, резка и гибка заготовок.
4.2.2.1. Перед подачей в производство прокат должен быть просушен, очищен от загрязнений и выправлен.
4.2.2.2. Правку проката в холодном состоянии разрешается производить при радиусе кривизны {f ) не менее или стреле прогиба ( j- ) не более значений, приведенных в табл.1. Правка должна производиться на правильных вальцах или прессах. Правку мелких заготовок пз листовой или полосовой стали допускается производить вручную.
Таблица I
Критерии, опредоляпеie возможность правки проката в холодном оостоянг■
гадйус кривмз-ни f-fJj не менее!
Стрела
прогиба
ff)>
не более
Лист, универсальная полоса
В41
Изгиб относительно оси, х-х
7-У | |
Изгиб относительно оси, х-х У-У
AL
Изгиб относи тельно оси,
х-х
-i#
/ - длина деформированной части проката
и аиьибШ_miLL
4.2.2.3. При радиусе кривизны меньшей или стреле прогиба большей, чем значения,указанные в табл.1, правку проката следует производить
в горячем состоянии при общем или местном нагреве до температуры от 900 до 1000°С для низколегированной стали, и от 700 до 900° 0 для углеродистой.
4.2.2.4. Правка проката наплавкой валиков сваркой не разрешается.
4.2.2.5. После правки, зазор между натянутой струной и обушком уголка, полкой или стенкой швеллера и двутавра - 0,001 (. ( с-длина проката), но не более 10,0 мм.
4.2.2.6. Прокат с дефектами поверхности в виде расслоений, трещин, раскатанных пузырей, прокатной плены, рванин, скворечника и чешуЩчатос-ти, для изготовления металлоконструкций не допускается.
4.2.2.7. Вырезка заготовок элементов металлоконотрукций из проката допускается любым промышленным способом резки.
4.2.2.8. Заготовки элементов металлоконструкций с расслоениями и трещинами на поверхности реэа, для изготовления металлоконотрукций не допускаются.
4.2.2.9. Поверхность реза неоущих элементов металлоконструкций, не подлежащих сварке, должна быть обработана любым способом я шерохова -тость должна быть не грубее ^ 320. При механической обрабо-i..e движение рабочего органа инструмента должно быть такяы, чтобы остающиеся риски были направлены вдоль кромки элемента. Оотрые кромки должны быт? притуплены радиусом ( Z ) не менее:
при толщине листа до 10,0 ми вкл..............2,0 мм
то же св.10,0 мм 4,0 мм
4.2.2.10. Поверхность реэа несущих и вспомогательных алементоп металлоконструкций. подлежащая сварке, после термичеокой резки должна быть очищена от грата, шлака, брызг.
РД ai.44.05.-fiQ, CTP.I4
4.2.2ЛI. Угол разделки и величина притупления кромок под сварку должны соответствовать требованиям стандартов на типы, конструктив -ныв элементы и размеры сварных соединений.
4.2.2Л2. Гибку фасонного проката (уголок, швеллер, двутавр, труба) из у 'леродистой или низколегированной стали в холодном состоянии разрешается производить, если радиус изшба ( Л ) не менее или стрела прогиба ( f ) не более, значений, приведенных в табл.2.
При меньших радиусах изгиба или большей стреле прогиба, эту операцию следует производить в горячем состоянии при температурах, указанных в п.п. 4.2.2.3.
4.2.2ЛЗ. Гибку листового проката из низколегированной стали в холодном состоянии разрешается производить, если радиус изгиба (Л) не менее:
при толщине листа (S ) до 6,0 мм вкл............1,65“ мм,
то же ов. 6,0 до 12,0 мм вкл.....2,05 мм,
ов. 12,0 до 20,0 мм вкл. ... 3.2S мм.
Перед гибкой, в холодном состоянии, кромки листовых заготовок в зоне изгиба (черт.1) должны быть закруглены радиусом ( В ), указанным в п.п. 4.2.2.9. Радиуо изгиба деталей из углеродистых сталей, при гибке в холодном состоянии, допускается принимать на 50 % меньше, чем
Проектно-конструкторским отделом Управления по производству и монтажу оборудования МИФ (г. Рига)
Главный инженер
СтаровЙ инженер по стандартизации
Руководитель темы
Ответственный исполнитель
Управлением по надзору за под* энными сооружениями (ГОСГОРТЕХНАДЗОР СССР)
Начальник Усыновления л.К. Есипов
Всесоюзным научно-исследовательским и проентно-коаструкторским институ эм подъёмно-транспортного машиностроения
Зам.директора по
научной работе А.И.Зерцалов
Всесоюзным объединением •Морстройзаграяпоставка*
Заи.председателя Б.С.Борисов
Н.И.Алёхин
С.Ю.Трегер В. Г. Шевченко
В.А.Сыадлер
Переиздание с утвервдеиным
Изменением М 2 в январе Г906 г.
МБТЛЛЛОКОНСТРУКШ1 КРАНОВЫЕ. РЕМОНТ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Директивна письмом Кянморфлота от 19 февраля IS80 г. Л 26 орок введения в действие установлен с I декабря I960 г.
Настоящий руководящий документ (ЯП) распространяется на металлоконструкции портальных, стреловых, мостовых, козловых, консольных кранов к перегружателей и устанавливает основные технические требования к производству их ремонта в условиях портов я организаций МИФ.
РД может быть использован пра ремонте других портовых перегрузочных машин.
РД распространяется на работы:
входящие в объём те куда го н капитального ремонтов действующего Положения о планово-предупредительном ремонте перегрузочных малин морских портов;
аналогичные по объёму и сложности работы не включенные в этот
перечень.
РД 31.44.05-80 сто. 4
РД распространяется также на изготовление отдельных узлов металлоконструкций кранов (стрел, порталов, тележек и т.п.) во время ре -монтных работ в условиях портов, СРЗ и других организаций ММФ.
Краны, несущие элементы или узлы которых отремонтированы в со -ответствии с настоящим РД, м01ут эксплуатироваться при температуре воздуха, указанной в паспорте крана, но не ниже -40°С.
РД не распространяется на ремонт металлоконструкций кранов, работающих при температуре ниже -40°С, во взрывоопасной среде, а также установленных на морских я речных судах ж иных плавучих сооружениях.
Настоящий РД обязателен для всех инженерно-технических работников предприятий и организаций связанных с ремонтом и технической эксплуатацией перегрузочных малый.
РД 31.44.05-80 СТР. 5
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Для ремонта крановых металлоконструкций порт или организация ММФ должны иметь разрешение на выполнение этих работ в соответствии с Правилами Госгортехнадзора (приложение I).
1.2. Ремонт металлоконструкций, включащий организационные и технические мероприятия, мероприятия по требованию безопасности и производственной санитарии по выполнению ремонтных работ, должен произво -даться в соответствии с Положением о планово-предупредительном ремонте (ППР) перегрузочных машин морских портов с соблюдением Правил техники безопасности и охраны труда, а также Правил Госгортехнадзора и Правил противопожарной охраны (см. гл.9 настоящего РД).
1.3. Отремонтированные крановые металлоконструкции должны соот -ветствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов (Правил Госгортехнадзора), заводской документации на ремонтируемые элементы и настоящего РД.
1.4. Квалификация рабочих всех специальностей, занятых на работах по ремонту крановых металлоконструкций, должна соответствовать выполняемой работе.
1.5. К сварочным работам при ремонте и изготовлении ответственных металлоконструкций, при приварке перил, лестниц, ограждений, ребер хёсткости и других элементов кранов должны допускаться только сварщи-хи, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР 22 июня 1971 г. Сварка стальных конструкций при пожощи полуавтоматов должна производиться сварщиками прошедшими специальное обучение, сдавшими установленные испытания и получившими соответствующие удостоверения.
ЕЛ 31,44 «£)5тШ стр.._6
1.6. Оценка повреждений элементов металлоконструкций производится согласно приложению 2 (рекомендуемому) настоящего РД, а также с учетом опыта эксплуатации крановых металлоконструкций.
1.7. Основные требования, которые необходимо соблюдать при ре -монте крановых металлоконструкций:
а) в результате ремонта не должны быть ухудшены прочность и пространственная жёсткость конструкции (не следует изменять пространственную компоновку металлоконструкции удалением отдельных стержней основных и ь^помогательных ферм и т.п.) без замены;
б) принятая охема восстановления узла должна обеспечивать плав -ную передачу усилий от восстанавливаемых элементов на усиливающие элементы;
в) ремонт металлоконструкций должен производиться прогрессивными методами, обеспечивающими максимально возможную механизацию работ,
а также онижение трудоёмкости и стоимости реме :та;
г) для снижения трудоёмкости необходимо отремитъея к току, чтобы оечения новых элементов оостояля из наименыпнго числа частей. Поэтому, где это возможно, следует применять отдельные прокатные,
а не составные чаоти, пол. уясь возможно меньаии числом профилей;
д) подобранные сечения должны обладать необходимой прочностью, жёсткостью и устойчивостью (на продольный изгиб);
е) сечения нужно подбирать так, чтобы удобно было компоновать стыкм и уади;
ж) усиление или замена отдельных элементов металлоконотрукций не должны увеличивать существующий эксцентриситет приложения сил в узлах; при замене клепаного соединения на сварное параметры сварных ввов определяются расчетами;
з) при ремонте можно применять как клепку, так и сварку. Применение сва'жя предпочтительно;
и) применять комбинированные соединения, в которых часть усилий воспринимается опасными швами, а чаоть - заклепками или болтами, запрещается;
к) вертикальные и особенно потолочные швы следует применять лишь в крайних случаях;
л) все вырезы в металле следует выполнять без резких переходов. Вырезы в углах перехода необходимо выполнять радиусом не менее 3 S , где S - толщина металла, если радиуо перехода не оговорен в чертеже ;
м) возможность демонтажа отдельных элементов металлоконструкции крана для их замены или ремонта должна быть проверена расчетом.
Во всех случаях эти работы производятся при положении крана, отвечающем наименьшей нагрузке на ремонтируемый узел. В случав необходимости следует применять разгрузочные устройства (мачты, стрелы и Т.П.),
2. РЕМОНТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1. Металлоконструкции кран о l должны ремонтироваться по чертежам и технологии, разработанным портом или специализированной брга -нязацией, при этом документация, разработанная портом, должна быть утверждена главным инженером порта.
2.2. Вся ремонтная документация должна разрабатываться с учетом Авйстзувднх ГОСТов, ОСГов, Правил Госгортехнадзора и настоящего РД, а также Иранил техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях ММФ и Правил безопасности труда в морских портах.
РЛ 31.44.05-80 СТР. 8
2.3. Отступления от ремонтной технической документации могут производиться только при наличии письменного разрешения организации, раз работ айне й рабочую документацию. При этом все изменения и отступления должны регистрироваться.
2.4. Контроль за соблюдением ремонтной технической документации, требований РД и технологического процесса должен осуществляться службой местного портового технического надзора ( МПТН ) или 07К предприятия.
2.5. Объём и порядок хранения отчетной документации по ремонту должен соответствовать требованиям, изложенным в гл. 5 настояще -го РД.
3. МАТЕРИАЛЫ
3.1. Для ремонта и изготовления элементов крановых металлоконструкций должна применяться сталь согласно РГМ 24.090.52-85 "Краны грузоподъёмные. Материалы для сварных металлических конструкций" (см. приложения 3 и 4 справочные).
Допускается применение других марок, если их характеристики не ниже характеристик марок металлов, указанных в приложениях 3 и 4 справочных.
Допускается для ремонта и восстановления основных расчетных элементов металлоконструкций кранов применение стали свариваемой для судостроения по ГОСТ 5521-76 (см. приложения 5 и 10 справочные)
3.2. Для кранов металлоконструкции которых выполнены из материалов, служебные качества которых выше указанных в ГОСТ 11283-72, должны применяться материалы со служебными качествами не ниже применяемых в заводских конструкциях.
РД 31.44.05-80_ОТР. Я
3.3. Заклепки должны изготовляться из стали марок Ог2 1 СтЗ по ГОСТ 499-70.
3.4. Болты и гайки болтовых соединений, работающих на срез, смятие и растяжение, должны изготовляться из углеродистых сталей по ГОСТ 1759-70, при этом конструкция и размеры их должны соответстпо -вать ГОСТам на болты и гайки.
3.5. Прокатная сталь, поступающая в производство, должна иметь сертификат завода-поставщика, удостоверяющий ев качество в соответствии о требованиями п.п. 3.1 и 3.2 настоящего РД, и должна быть тща -тельно осмотрена с целью предупреждения попадания в производство проката с трещинами, волосовинами, закатами, тлаковыии включениями, расслоениями листа и прочими пороками.
3.6. Для сварных соединений в зависимости от способов сварки должны применятьоя сварочные материалы, указанные в РТМ 24.090.062-85 (приложения II и 12 справочные).
Качество и марки сварочных материалов должны удостоверяться сертификатами заводов-поставщиков или паспортом.
3.7. Вели в одном соединении применены стали разных марок, то механические овойотва наплавленного металла должны соответствовать овойотвам отали с наибольшим пределом прочнооти.
3.8. Замена марок стали и отступления от дополнительных гарантий, предусмотренных проектом для сталей, должны быть согласованы с организацией, разработавшей чертежи.
Применение стали, электродов, сварочной проволоки, флюсов и не -тазов, не имеющих сертификатов или паспортов, а также в случае недо -статочных данных об их качестве разрешается только после проведения в