РУКОВОДСТВО
ПО РАСЧЕТУ ПРОСТОЕВ СУДОВ В ПОРТУ ИЗ-ЗА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЛНОВЫХ УСЛОВИЙ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
РД 31. 33. 06-86
Москва-1986
РУКОВОДСТВО
ПО РАСЧЕТУ ПРОСТОЕВ СУДОВ В ПОРТУ ИЗ-ЗА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЛНОВЫХ УСЛОВИЙ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
РД 31. 33. 06-86
Москва-1986
- 10 -
2.10. Элементы низкочастотных колебаний на подходах к порту в широкой прибрежной зоне (уклоны дна менее 0,001) при глуби-не d » м, следует вычислять по формулам:
кн.ч = Иf (2.3)
Ти.ч = У2. 7, (2.4)
где значения J следует определять по графику
рис.4.
2.11. Среднюю высоту низкочастотных колебаний (сейш) акватории порта Нс , м, следует определять по формуле:
Яс. = Яч • , (2.5)
где /? н - коэффициент усиления нерегулярных низкочастотных колебаний,
2.12. Коэффициент усиления RH следует устанавливать из соотношения Rh/Rk * определяемого из графика рис.5 в зависимости от резонансного коэффициента усиления и отношения резонансного периода акватории порта ^ , с, к периоду Тн.ч •
2.13. Средний период низкочастотных колебаний акватории порта Тс следует принимать равны?.! резонансному периоду 7* и определять по формуле:
_ 25Г
/с. — Тя _——7 у (2.6)
Kr V <fyd/
где К я - резочапсыое волновое число, м”1.
2.14. Резонансное волновое число К я и резонансный коэффициент усиления Rr для портовых акваторий, очертания которых близки к прямоугольным, следует принимать для заданных геометрических параметров огражденной акватории порта /у /iz и
fihf2)
|
Рис.5. График для определения значений коэффициента усиления
нерегулярных низкочастотных колебаний* масс воды в порту, |
Iz/h в соответствии со схемой и графиком рис.6, где h -ширина входа в порт, м; 1'ъ, 1з - размеры акватории порта в плане,м.
3. РАСЧЕТ ПРОСТОЕВ И ВЕРОЯТНОСТИ АВАРИЙ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ ИЗ-ЗА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВОИНОВЫХ УСЛОВИЙ
3.1. Расчёт простоев судов в порту из-за ветровых волн и низкочастотных колебании
3.1 Л. Простои судов, вызванные неблагоприятными волновыми условиями, возникают у причалов при прекращении грузовых операций и на рейде - при невозможности швартовки судна к причалу. Общее количество простоев судов следует определять как сумму простоев на рейде и у причалов.
3.1.2. Простой судов у одного причала или у группы равноценных по тину и защищенности причалов - Пп , судосут., следует определять по рд 31.33.03-61 :
где Рп (1#) - вероятность неблагоприятной волновой ситуации, при
которой невозможно выполнять грузовые операции;
коэффициент занятости причала; используемый в нормах технологического проектирования коэффициент использования бюджета рабочего времени причала по волновым условиям ;
К - количество взаимозаменяемых причалов; i - продолжительность рассматриваемого периода, cvr.
З.Т.З. Коэфф-щиент занятости каждого из К взаимозаменяе
мых причалов слздует опоеделять по формуле: /V* • ic$.
|
Рис.6. График для определения резонансного волнового числа Кц и резонансного ::оэфф1щиента усиления #я. для акватории прямоугольной формы. |
- 15 -
где tf - число судов, обслуживаемых у К взаимозаменяемых причалов за. период длительностью £ ;
1о$- среднее время обработки судов у причала, сут., определяется в соответствии с рекомендациями Нош технологического проектирования морских портов.
3.1.4. Простой судов на рейде из-за неблагоприятных волновых условий - f]p , судосчт., следует определять по Формуле:
пг = Рр(и) У- и + Pp[U)-rip.I +■ (np-n)-i [/' Pp(lf)], (3.3)
где Pp(U) - вероятность неблагоприятной волновой ситуации (Н $ С при котопой невозможно выполнять швартовные операции;
1( - средняя продолжительность И So на рейде, сут., в случае отсутствия данных о продолжительности И So допускается принимать IS =0,5 сут.;
о
Ир - срс.дчос число судов на рейде с учетом влияния У 9С .
Значение !Ьр при условии +• Pp(lt) £0,95
определяется по формуле:
/_1кз*н.'РАи)-лг-й , //у ЗМ\]S~!p(ty lU-hм)Кмст-1 П ( /-Kjan/J ‘
где П/ - среднее число судов на рейде в очереди из-за неравномерного подхода судов;
At' - среднее число судов, ожидающих освобождения причала в периоды отсутствия И S О и очереди судов после у So .
Значения /t/ и At/ следует определять по таблице 2 в зависимости от количества взаимозаменяемых причалов К -
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта " Союзморн иипроект "
Директор Союзморниипроектг., д.т.н., проф. Костюков В.Д.
Руководитель темы: д.ф.-м.н., проф. Крылов Ю.М.
Исполнитель: к.т.й. .Дутиков Б.А.
Главным инженером Союзморниилроекта т. Ильницким Ю.А.
РД 31.33.06-86 Вводится впервые
РУКОВОДСТВО ПО РАСЧЕТУ ПРОСТОЕВ СУДОВ В ПОРТУ ИЗ-ЗА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЛКОВЫХ УСЛОВИИ. РЕШлЩЦАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
Срок введения б действие установлен с 01.04.86
Руководство устанавливает методику и порядок расчета простоев судов в морских портах из-за действия ветровых волн и низкочастотных колебаний, вызывающих явление тягуна.
РД рекомендуется для применения при проектировании оградительных сооружений морских портов и технико-экономическом сопоставлении вариантов компоновки их акваторий.
I. ОВЩ ПОЛОЖЕНИЯ
I.I. Исходной информацией для расчета простоев судов в морских портах являются:
а) режимные функции элементов ветровых волн на подходах к порту и на акватории порта;
б) типы, водоизмещение и размеры судов, обслуживаемых у причалов порта;
в) среднее количество судов, обслуживаемых у причалов порта за определенный период;
г) среднее впемя обработки судов у причала;
д) технические характеристики отбойных устройств причалов;
е) схема компоновки и размеры порта.
- 4 -
1.2. Характеристики решила ветровых необходимые для
расчёта простоев судов, согласно СТП 112-09.13-84, рекомендуется определять в результате выполнения следующих работ:
а) инженерно-теоретических расчетов;
б) натурных измерений;
в) лабораторных исследований.
Инженерно-теоретические расчеты базируются на нормативных документах, регламентирующих параметры волн в зависимости от волн с образующих факторов. Данные инженерно-теоретических расчётов волновых характеристик следует проверять по результатам натурных измерений и лабораторных исследований.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВШЮЯТНОСГШ НЕЕЯА1\)ПН1Я1НОЙ ВОЛНОВОЙ СИТУАЦИИ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПРОСТОИ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
2.1. Вероятность неблагоприятной волновой ситуации, при которой невозможно выполнение различных операций с судном на портовой акватории, следует определять как долю времени рассматриваемого периода i , сут., в течение которого волновые условия не позволяют проводить таких операций. Эта вероятность определяется в зависимости от допустимых значений параметров
ветровых волн и низкочастотных колебаний и режимных функций элементов волн на подходах и на акватории морских портов.
2.2. Допустимые значения параметров ветровых волн и низкочастотных колебаний необходимо устанавливать для следующих видов операций с судном ка портовой акватории:
а) швартовные операции.;
б) стоянка ошвартованного судна при действии на него
волнения;
- 5 -
в) грузовые операции.
2.3. Допустимые для безопасного выполнения швартовных операций элементы ветровых волк - среднюю в системе волн высоту
fa, , м, при среднем периоде Т, с, - на акватории слепует определять по графику рис.1 в зависимости от водоизмещения судна , TWC.T,, рд 31.33.03-81 .
2.4. Допустимые для безопасней стоянки ошвартованных судов значения элементов ветровых волн у причалов необходимо определять по графику ~ис.2 в зависимости от водоизмещения судна при рассматриваемой его загрузке и допустимых значений деформации отбойных устройств Л о , м , определяемых пс паспортным характеристикам этих устройств.
В соответствии с ориентацией причала относительно фронта набегающих волн, найденные значения высот волн следует умножать на коэффициент К у , определяемый по таблице I в зависимости от отношения длины расчетного судна » м, к средней .длине волн Л,
М.
Таблитта I
Угол между фронтом : Коэашптаент К у- в зависимости волн и диаметральной :_от величины^ _ ___ |
плоскостью судна град: j q |
: 2,0. |
: 4^0 : |
6_^0 : |
8,n ; |
-lfi,0 |
0 1,0 |
1,0 |
I.o |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
30 1,2 |
1,2 |
1,3 |
1.5 |
1,8 |
2,0 |
60 1,3 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,3 |
90 1,5 |
1,8 |
2,0 |
7,2 |
2,5 |
2,5 |
|
2.5. Допустимые для безопасного выполнения грузовых операций значения элементов ветровых волн у причалов следует определять при помощи графиков рис.3,а,5, в зависимости от водоизмещения суд-на при рассматриваемой его загрузке и допустимых горизонтальных
г з it s в 7 з 9 ю т9 с
Рис,I. График для определения значений элементов ветровых волн, допустимых при выполнении швартовных операции (для судов, швартующихся в балласте, вводится коэффициент равный 0,75)
|
Рис.2. График для определения значений элементов ветровых
волн, допустимых для безопасной стоянки ошвартованных судов. |
Рис.З. Графили для определения значении элементов ветровых волн, допустимых для безопасного выполнения грузовых операций.
- 9 -
У1^ , м, и вертикальных ^ , м, средних амплитуд нерегулярных колебаний! борта судна, которые рекомендуется принимать в соответствии с Приложением 2.
2.6. Допустимые для безопасного выполнения швартовных операций, а также для безопасной стоянки ошваотоваыных судов, значение спедних высот низкочастотных колебаний hc , м, акватории порта с периодами Те » с» от 30 Д° I50 0 следует принимать ке более 0,3 и.
2.7. Допустимые для безопасного выполнения грозовых опеоа-ций значения срешшх высот низкочастотных колебаний 1ис акватории порта с периодами Тс от 3^ до 150 с следует принимать не более 0,2 м.
2.6.Режим элементов низкочастотных колебаний масс воды на подходах и не акватории поэта необходимо определять на основе режимных сведений об элементах ветровых волн h и Т на подходах к порту и о эазмеэах и форме портовой акватории.
Повторяемость элементов низкочастотных колебаний в режимном плане следует принимать равной повторяемости соответствующих элементов ветровых волн.
2.9. Среднюю высоту 1ьйЧ , м, и средний период Т*ч » °, масд..Бодц
низкочастотных колебаншГ'на подходах к порту в узкой прибрежной зоне глубоководного мот л следует определять по рд 3I.33.02-SI:
при разгонах белее 100 км и устойчивых ветрах, продолжительностью более 10 часов со скоростями более 15 м/с; где - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с^.