ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ I И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ J
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЙ, СТРСИТВ?ЯСТВУ и ЭКСПЛУАТАЦИИ
летних тМШЕЬК СС0гУ2ЕЖЙ
РД 31.31.52-89
198 9
.C.HCT3FCTB0 МОРСКОГО СТОГА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРШТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛШНКХ ПРИЧАЛЬККХ СООРУЖЕНИЙ РД 31.31.52-89
Ленинград
1989г.
РАЗРАБОТАН |
Государственным проектно-изыскательским и научио-исследовательским институтом морского транспорта ("СОаЗУ.СШШРОЕКТ") Ленинградским филиалом ИЛШ.ЮРШ1ПР02КТИ Главный инженер В.И.Шабанов Руководи’,толь сектора стандартизации Б.Е.Керштейн Руководитель разработки В.Г.Апельсин Исполнители:
Игнатьев С.В., Ломалова И.Н., СиницындЕ.Л. |
УТВЕРЦДЕН |
Письмом Главного управления проектирования и капитального строительства ШФ » KC-3/II92 от 25 мая 1989г. |
РЕКШЩАШ ПО ПР02КТКР03А13:Ю, СТРСКТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
РЛ 31.31.52-89 Вводится впервые
леть’х причальных соору'/тий
Срок введения в действие установлен с 01.07Л989г. до 30.12.1993г.
Настоящий РД содержит требования по проецированию, строительству и эксплуатации ледяных причальных сооружений и предназначена для руководства при проектировании, строительстве \
и эксплуатации ледяных гидротехнических сооружений в условиях Арктики и Антарктиды.
I. ОБЩИЕ ПОЛСШПШ
1Л. Проектирование и строительство ледяных сооружений возмомшо только в районах, где сумма отрицательных температур в течение зимнего периода превышает 2000 град.сут. Лед в качестве строительного материала может быть использован для строительства как основных (причалы, пирсы, дамбы обвалования, Експортовые берегоукрепления и другие), так и второстепенных (ледозащитные и стр^енаправляющие сооружения, берегоукрепление портов и другие) гидротехнических сооружений.
1.2. При проектировании, строительстве и эксплуатации ледяных причальных сооружений следует соблюдать требования соответствующих глав СКиП и нормативных документов, перечень которых приведен в справочном Приложении!
1.3. Ледяные причальные сооружения следует относить к Ш классу, второстепенные гидротехнические сооружения - к 1У классу.
'i
1.4. При проектировании ледяных причальных соорукопий следует предусматривать проведение опытных и научно-исследовательских работ и установку контрольно-измерительной аппаратуры как в процессе строительства, так и при эксплуатации.
1.5. Особенности проектирования и строительства ледяных соорукений по сравнению с другими водами сооружений обусловлены следующим:
возможностью строительства только при отрицательных температурах воздуха;
строительство осуществляется, как правило, на припайном льду акватории;
возможностью проведения инженерных мероприятий по дополнительной хладозарядке ледяных сооружений;
необходимостью исключения, по возможности, воздействия на ледяное сооружения теплых вод сброса и поверхностных вод.
1.6. При проведении инженерных изысканий для строительства ледяных причалов помимо требований СНиП 1.02.07-87 необходимо проводить дополнительные изыскания с целью получения следующих данных:
изменения температурных и физико-механических свойств природного льда акватории во времени;
температурного режима и изменения солености воды и грунта основания но глубине и во времени, уровня грунта с постоянной температурой, месячных сумм солнечной радиации, теплофизических свойств природного льда, грунта основания и засыпки для прогноза изменения окружающей среды при строительстве и эксплуатации сооружений и для проведения теплотехнических расчетов.
5
2. кшсштщ ладных причллншх сооружений
Ледянке причальные сооружения классифицируются:
по материалу
1. лед из пресной воды;
2. лед из морской воды;
3. лед с армированием;
по конструктивным признакам
1. гравитационные;
2. свайно-ледяные;
3. плавучие;
по способам создания I. послойное намораживание;
2. метод, доспевания (набрызг);
3. блочный метод;
4. объемное намораживание;
5. комбинированный метод.
6
3. РВДКЭДДДОИ ПО ШВОНГ КОНСТРУКЦИЯ
3.1. Выбор конструкций ледяного причального сооружения следует производить ка основании техх1ико-оконо1.;ичоского сраппехшя вариантов с учетом геологических, климатических и гидравлических условий, глубин акватории, месторасположения и назначения причала, его срока службы, технологии перегрузочных работ,требуемой надежности сооружения.
3.2. Гравитационные конструкции (рис.3.1, 3.2 а,б,в) рекомендуется использовать на глубинах до 12,0 м при необходимости использования их в летш!й период или в течение нескольких навигации. Дцольберсговые причалы следует проектировать ка приглу-бых берегах г пирсы - на отмелых берегах.
3.3. В зависимости от назначения, сроил службы и величины ледовых нагрузок могут быть рекомендованы к проектированию следующие виды гравитациох1ных конструкций:
с вертикальными стенками;
откосные;
с щдро- и термоизоляцией;
без гцдро- и термоизоляции.
3.4. Ледянке причальные сооружения следует возводить, как правило, послойным намораживанием (рис.3.1, 3.2а), блочным (рис.3.26) и комбштрованным методами (рис.3.2в).
3.5. Х^равлтациошше констру]щии с вертшеальными стешсами рекомендуются при создании причального фронта для швартовки судов непосредственно к ледяному массиву.
Для использования сооружения одну-две навигации их гндро-и теплозащита, как правило, не предусматривается (рис.3.1 г,е). Для гдчот\)летнего использование ледяных сооружена необходима ги-дро- и теплоизоляция (рис.3.1а,б,б,д, 3.2а).
«)
г) |
|
|
|
ж
Ж" |
|
ж |
|
|
— |
— |
— |
— |
V/VN4y'"/чЧ |
\) |
Л^Лчуч |
\ |
|
|
V V |
9
3.G. Гравитационные сооружения откосного типа следует использовать d качестве волнозащитных, подходных и наносоудсргя-вагзщих дапб (рис.3.1 г,е, 3.2а).
При эксплуатации сооружений одну-две навигации гидро- и теплоизоляцию их допускается не предусматривать. В этом случае возможно увеличение сечения конструкции с учетом таяния ее в летний период (рис.ЗЛг). В другах случаях следует предусматривать гидро- и теплоизоляцию откосных гравптационнцх сооружешгй (рис.3.1а, рис.3.2а).
3.7. Свайно-лединые конструкции (рис.3.2 г) рекомендуется применять в защищенных акваториях на грунтах, позволяхшх погружение свай. Креме того свайные основания рекомендуются для ледяных сооругсений, посадка которых на дно по тем или иным причинам затруднена или невозможна.
4 3.8. Плавучие ледяные сооружения (рлс.3.2д) используются только для зимней навигации в районах, где отсутствуют причальные сооружения и, как правило, на отмелых берегах.
В случае недостаточной толщины припайного льда или необходимости продления зимней навигации рекомендуется проведение укрепления припал - искусственное намораживание льда с целью уве-личеиия толщины' пр:иия.