Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

37 страниц

319.00 ₽

Купить РД 31.31.28-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство распространяется для проектирования причальных сооружений II - IV классов капитальности морских портов и СРЗ, определенных в соответствии с главой СНиП "Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования". СНиП II-15-74.

 Скачать PDF

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Оглавление

1. Общие положения

2. Расчёт конструкции

     2.1 Общие положения

     2.2 Нагрузки и воздействия

     2.3 Расчёт по несущей способности

3. Конструктивные решения

Приложение1. Определение давления грунта на причальное сооружение из пустотелых массивов

Приложение 2. Определение давления грунта заполнителя на стенки массива

Приложение 3. Расчёт устойчивости причального сооружения на плоский сдвиг и опрокидывание

Приложение 4. Расчёт прочности причального сооружения по схеме глубинного сдвига

Приложение 5. Расчёт прочности пустотелого бетонного массива

Приложение 6. Пример расчёта причального сооружения из пустотелых бетонных массивов

Приложение 7. Перечень нормативных документов

 
Дата введения01.06.1982
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

24.12.1981УтвержденСоюзморниипроект61
РазработанЧерноморниипроект
ИзданВ/О Мортехинформреклама1983 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ ПУСТОТЕЛЫХ БЕТОННЫХ МАССИВОВ

РД 31.31.28-81

МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1983

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ ПУСТОТЕЛЫХ БЕТОННЫХ МАССИВОВ

РД 31.31 28—81

МОСКВА-В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»

2.3.9. При расчете устойчивости причального сооружения из пустотелых массивов на плоский сдвиг по контакту с каменной постелью должно выполняться условие

псптлЕPf,    (9)

«И

где пс — коэффициент сочетания нагрузок; пс—1,0 для основного сочетания нагрузок; пс=0,9 для особого сочетания нагрузок;

п — коэффициент перегрузки, принимаемый для морских причальных сооружений равным 1,25;

/пд — дополнительный коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 1;

т — коэффициент условий работы, принимаемый для портовых сооружений равным 1,15; kH — коэффициент надежности, принимаемый для сооружений II класса равным 1,2; III класса—1,15; IV класса — 1,1;

Есяа — сумма сдвигающих горизонтальных сил, действующих на один столб массивов, определяемая согласно приложению 3 настоящего РД, Н; р — сумма вертикальных сил, действующих на каменную постель в плоскости подошвы сооружения в пределах контура столба массивов, определяемых по указаниям приложения 3 настоящего РД, Н; f — коэффициент трения стенки по контакту с каменной постелью. В соответствии с Инструкцией по проектированию морских причальных сооружений коэффициент f допускается принимать равным 0,5. Рекомендуется значение коэффициента f уточнять экспериментальным путем.

___ Таблица    1

Дополнительный коэффициент условий работы тл при классе капитальности

Причина потери устойчивости сооружения или основания

II

III

IV

и сочетании нагрузок и силовых воздействий

основ

ные

осо

бые

строи

тель

ные

основ

ные

осо

бые

строи

тель

ные

основ

ные

осо

бые

строи

тель

ные

Потеря устойчивости сооружений при скольжении по плоскости (плоский сдвиг) и оснований причальных сооружений на глубинный сдвиг по ломаным (фиксированным) поверхностям скольжения в условиях плоской задачи

0,95

0,95

0,95

0,95

0,95

0,95

0,95

1,00

0,95

2.3.10.    Устойчивость сооружения вместе с постелью на плоский сдвиг следует проверять согласно рекомендациям приложения 3 настоящего РД.

2.3.11.    Устойчивость причального сооружения на сдвиг по отдельным курсам массивов необходимо проверять по формуле

псптлЕк< ~ PKf6,    (10)

«Н

где Ек — сумма сдвигающих горизонтальных сил, Н;

рк — сумма вертикальных сил в плоскости сдвига, определяемых в соответствии с рекомендациями приложения 3, Н; /б — коэффициент трения бетона по бетону, принимаемый равным 0,5 в соответствии с Инструкцией по проектированию морских причальных сооружений.

2.3.12.    Устойчивость надстройки на сдвиг должна проверяться по формуле

псптяЕн^~ Р„/б,    (11)

«Н

где Еи — равнодействующая горизонтальных сдвигающих сил, действующих на надстройку, определяемая в соответствии с рекомендациями приложения 3, Н;

Ри — сумма вертикальных сил, действующих на подошву надстройки, Н;

/б — коэффициент трения бетона по бетону, принимаемый в соответствии с Инструкцией по проектированию морских причальных сооружений при сдвиге над водой равным 0,6.

2.3.13.    Устойчивость причального сооружения из пустотелых массивов на опрокидывание вокруг переднего ребра для каждого курса следует проверять по формуле

/2сЦШдЛ1опрМу,    (12)

«Н

где Afonp — момент от горизонтальных сил, действующих на столб массивов, вызывающих опрокидывание вокруг оси, проходящей через переднюю грань, Н-м;

Му — момент сил, удерживающих столб массивов от опрокидывания, определяемый согласно приложению 3, Н-м.

2.3.14.    Расчет устойчивости сооружения по схеме глубинного сдвига методом круглоцилиндрической поверхности скольжения производится по формуле

И

пептдМ^лв< -jj~ Л1“,

(13)

где М*дв—сумма моментов сил, вызывающих сдвиг сооружения относительно выбранного центра кривой скольжения, определяемая по приложению 4, Н-м;

М *—сумма моментов сил, удерживающих сооружение от сдвига относительно выбранного центра кривой скольжения, определяемая по приложению 4, Н-м.

2.3.15. При наличии в основании фиксированной поверхности возможного сдвига расчет причального сооружения по схеме глубинного сдвига рекомендуется производить по методу ломаной поверхности скольжения (метод Берера—Маслова):

псптАНГ,    (14)

Ка

где Н и Т — суммы сдвигающих и удерживающих горизонтальных сил отдельных блоков, определяемые по приложению 4 настоящего РД, Н.

3. Конструктивные решения

Рис. Э. Типы пустотелых бетонных массивов


3.1. Выбор конструкции пустотелого массива должен производиться на основании технико-экономического сравнения вариантов, учитывающих условия строительства и эксплуатации сооружения в

данных геологических и гидрогеологических условиях. Должны применяться такие конструктивные решения массивов, которые обеспечивают прочность массивов и устойчивость сооружения на

стадии строительства и при эксплуатации. Типы массивов, рекомендуемых к применению, представлены на рис. 3.

3.2.    Размеры массивов следует принимать максимальными по допустимым условиям транспортировки и укладки их имеющимся подъемно-транспортным оборудованием. Для причальных сооружений с глубиной до 15 м рекомендуется применение массивов массой до 100 т.

3.3.    Минимальная толщина стенки пустотелого бетонного массива должна устанавливаться из условий его изготовления и требований долговечности. Окончательная толщина устанавливается расчетом его прочности в строительный и эксплуатационный периоды в зависимости от габаритов массива и глубины у сооружения.




Л)    б)    6)

Рис. 4. Варианты уплотнения горизонтальных швов между массивами с

помощью:

а — отрезков труб; 6 — резиновых труб; в — полимерного материала; 1 — массив; 2 — отрезок трубы; 3 — труба резиновая; 4 — штырь; 5 — полимерный материал

3.4.    Подъем массивов рекомендуется выполнять с помощью подъемных рымов. Количество их должно быть не менее трех. Подъем и установка массивов могут осуществляться с применением специальной траверсы или без нее.

3.5.    При толщине каменной постели 1,5 м и более следует производить ее уплотнение подводным вибрированием.

3.6.    Тумбовые массивы следует располагать в пределах надстройки и бетонировать одновременно с ее элементами.

3.7.    Для засыпки внутреннего пространства массивов следует применять щебень или камень. Камень рекомендуется применять массой 15—20 кг. Допускается применение песчаного грунта при условии обеспечения грунтонепроницаемости горизонтальных швов и устройства над каменной постелью контрфильтра из щебня.

3.8.    Температурно-осадочные швы в конструкции надстройки следует располагать между столбами на расстоянии 30—35 м для скальных оснований и 20—25 м для нескальных, а также в местах резкого изменения величины осадок отдельных частей сооружения (в местах изменения грунтовых условий, примыкания нового сооружения к старому, изменения высоты стенки и т. п.).

13

ного горизонта, марка бетона должна удовлетворять требованиям морозостойкости.

3.9. При изготовлении пустотелых бетонных массивов рекомендуется применять высокомарочные бетоны. Минимальная марка бетона по прочности должна назначаться не ниже 250. Для массивов, устанавливаемых в зоне перемен-

Акватория

<>)

X

С

3.10.    Бетонирование массивов должно выполняться без перерыва, строительные швы не допускаются.

3.11.    Ширина вертикальных швов между столбами в пределах секции не должна превышать 4 см.

6)

Акватория

Ширину осадочных швов между секциями следует назначать не свыше 5 см.

С

Я

Ь

3.12.    Число типов пустотелых массивов должно быть минимальным. Рекомендуется назначать габариты массивов с таким расчетом, чтобы они могли быть изготовлены с применением одной и той же опалубки.

6)

Акватория

V

X

с

Рис. 5. Варианты уплотнения вертикального шва между столбами с помощью:

а — щебеночного фильтра; б — двухслойной отсыпки из камня и щебня; в — железо» бетонного нащельника и щебеночного фил ьтра

3.13.    Для обеспечения грунто-непроницаемости стенки между столбами массивов устраиваются шпонки, заполняемые щебнем или камнем и щебнем. В зависимости от материала засыпки и заполнителя уплотнение вертикальных и горизонтальных швов допускается выполнять с помощью полимерных материалов (рис. 4 и 5).

горизонтальных

3.14.    Для засыпки за стенкой рекомендуется применять местный скальный грунт. Допускается применение песчаного грунта

при условии обеспечения грунтонепроницаемости и вертикальных швов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(рекомендуемое)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ ГРУНТА НА ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ПУСТОТЕЛЫХ МАССИВОВ

1. Ординаты эпюры горизонтальной составляющей бокового давления засыпки на причальное сооружение из пустотелых бетонных массивов определяются на условную вертикальную плоскость аЬ (рис. 6), проходящую через тыловую кромку консоли массива, на наклонную грань Ьс и вертикальную тыловую грань нижней части стенки cd по формуле

Са.г = (^(+2у^)Ха.г»    (15)

где д1 _ временная нагрузка на территории причала, давление от которой передается по плоскости обрушения в сечение, в котором определяется ордината бокового давления, Н/м1;

— удельный вес грунта i-ro слоя, Н/м2; hi—высота соответствующего t-ro слоя грунта с постоянными характеристиками, м;

Рис. 6. Расчетная схема для определения бокового давления грунта на причальное сооружение из пустотелых бетонных

массивов


Яа.г—коэффициент горизонтальной, составляющей бокового давления, определяемый в соответствии с указаниями п. 3 настоящего приложения по характеристикам грунта, расположенного в сечении, для которого определяется ордината бокового давления.

15


для вертикальной плоскости восприятия давления


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(окончание)


аг~ tge+tg(p+(p)1    (Ь)

где Р —г угол обрушения, равный углу между вертикалью и плоскостью обруше-ния, определяемый в соответствии с рекомендациями Инструкции но проектированию морских причальных сооружений;

для наклонной грани восприятия давления


/ а. г


cos(<p-f е)


cos е


('+V


sin((p+6)sin ф \

COS(б—в)COS 8 /


(1.8)


где е — угол наклона расчетной плоскости восприятия распорного давления Ьс к вертикали;

б — угол трения по плоскости восприятия активного давления грунта, равный углу внутреннего трения засыпки ф для условной плоскости ab и углу трения материала засыпки по бетону для плоскостей Ьс и cd.

Коэффициенты вертикальной составляющей бокового давления определяются по формулам:

для вертикальной плоскости

^a.B=Xa,rtg6;    (19)


для наклонной плоскости


Яа.в—Ха.г tg(6—s).

4. При построении эпюры бокового давления грунта рекомендуется определять ординаты на границах слоев грунта с постоянными характеристиками, а также в местах пересечения расчетной плоскости восприятия распорного давления со следами плоскостей обрушения, проведенными из точек начала или скачкообразного изменения равномерно распределенной нагрузки, расположенной на территории причала, считая, что передача давления с территории на расчетную плос-кость происходит по плоскостям обрушения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(рекомендуемое)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ ГРУНТА ЗАПОЛНИТЕЛЯ НА СТЕНКИ МАССИВА

1. Величина и распределение вертикального давления а у грунта заполнителя определяются по следующим формулам (рис. 7): для надводного участка стенки высотой Hi


__У|_

<Tyi=Vii40(l—е А°); для подводного участка стенки высотой Яг


(20)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(продолжение)


где Yi ~ удельный вес грунта заполнителя над водой, Н/м3; Y2 “ то же, под водой;

Л0=

Fn

Aa.r/tt



У\ — ордината, отсчитываемая от точки Оь м; у2 — то же, от точки 02, м;

I &    »

I \_iiy

]_/ vJ

Рис. 7, Расчетная схема для определения давления грунта заполнителя на стенки массивов

где    Fa    —площадь поперечного горизонтального сечения внутренней

полости массива, м2;

Ха г « ———П— --коэффициент бокового давления грунта заполнителя;

COS ф

f — коэффициент трения заполнителя о стенку, принимаемый в зависимости от материала заполнителя; и — внутренний периметр полости массива в горизонтальном сечении, м;

17

ан —вертикальное давление в засыпке на расстоянии Hi от верха массива, Па.

2 Заказ № 1105

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (окончание)

2. Величина и распределение горизонтального давления сга г заполнителя на стенки массива и вертикального касательного напряжения ху вследствие зависания на стенках его определяются по формулам:

Са.г = су Ха.г ;    (22)

tv -г СуХа.гf.    (23)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(рекомендуемое)

РАСЧЕТ УСТОЙЧИВОСТИ ПРИЧАЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ НА ПЛОСКИЙ СДВИГ И ОПРОКИДЫВАНИЕ

1.    К сдвигающим горизонтальным силам, действующим на столб массивов, относятся:

горизонтальная составляющая бокового давления грунта Ев,г; горизонтальная составляющая швартовного усилия, перпендикулярная линии кордона и распределяемая на длину секции.

2.    Сумма вертикальных сил, действующих на каменную постель в сечении подошвы столба массивов, определяется по формуле

Р==2Рм~\~Рз-\'Рн~\-Рз.'~jrEa.B,    (24)

где Рш — собственный вес столба массивов, Н;

Ел — то же, заполнителя, Н;

Ра — то же, надстройки и слоя засыпки над ней, Н;

Р/ — то же, засыпки в пределах консольного выступа стенки, Н;

— суммарная вертикальная составляющая бокового давления грунта, Н, определяемая по формуле

£a.B = £a.rtg6.    (25)

3.    Устойчивость причального сооружения из пустотелых бетонных массивов при плоском сдвиге вместе с постелью, расположенной на поверхности грунта основания (рис. 8,а), проверяется по формулам:

по плоскости CD

псптлЕслв^ (P+Gn)fr *    (26)

ян

где Оа—собственный вес каменной постели в контуре ACDF, определяемый по п. 5 настоящего приложения, Н;

/г— коэффициент трения каменной постели по грунту основания, принимаемый на основе экспериментальных данных, а при их отсутствии — равным tgq>r;

Фг—угол внутреннего трения грунта основания;

по наклонной плоскости BD

(27)

псптд [ (Р+ G пА) sin ас+£сдв cos ас] <

< /K[(P+Gn1)cosac-“£cflBsmac],

18

.приложений t

(продолжение)

где Gvt—собственный вес каменной постели в контуре ADB, определяемый по

п. 5 настоящего приложения, Н; etc — угол между подошвой столба массивов и плоскостью сдвига;

/к — коэффициент внутреннего трения каменной постели, который допускается принимать равным tg фк;

$    8В    В

Рис. 8. Расчетная схема причального сооружения из пустотелых бетонных массивов при сдвиге: а—по постели и вместе с постелью для возвышающейся постели: б — то же, для утопленной каменной постели


Фк —угол внутреннего трения камня.

4. Устойчивость причального сооружения из бетонных пустотелых массивов при плоском сдвиге вместе с постелью, заглубленной в основание (рис. 8,6), проверяется по формуле

ПсП«л£одв< — [(P+Gn+G3)fr+£? ].    (28)

н

где G% — собственный вес засыпки в контуре ADM, определяемый по п. 5 настоящего приложения, Н;

Ер3—удерживающая горизонтальная сила от грунта засыпки в контуре DMK> определяемая по формуле

Ер3 = 0,5И1ъ-■ Y'.fr- L>    (29)

1—I Г

где I—-заложение откоса котлована;

На — высота каменной постели, м;

у» —удельный вес засыпки котлована под каменную постель, Н/м3.

5. Собственные веса отдельных частей каменной постели и засыпки, учитываемые в пп. 3 и 4 настоящего приложения, определяются по формулам:

Gn=V«hn(b6+B-0,5hn)L;    (30)

G3 = О.&Уз^п L,

Gnj ==0,5^кйп(^б"Ь8)£г1    (31)

(32)

Руководство по проектированию причальных сооружений из пустотелых бетонных массивов. РД 31.31.28—81. — М.; В/О «Мортехинформреклама», 1983. — 36 с.

Разработано Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроект) — Черноморнии-проект

Директор — канд. техн. наук В. А. Яценко,

зам. директора по научной работе — канд. техн. наук В. С. Зеленский.

Руководитель разработки — канд. техн. наук В. С. Зеленский.

Исполнители: И. В. Балобанова, И. П. Иванцова, В. А. Сте-цюк> Ю. В. Мельников.

Утверждено и введено в действие с 1 июня 1982 г. распоряжением и. о. главного инженера    Союзморниипроекта

Ю. А. Ильницкого Я® 61 от 24 декабря 1981 г.

(^) В/О «Мортехинформреклама», 1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(продолжение)

где L —расчетная Ширина блока, принимаемая равной ширине столба массивов, м.

6. При расчете надстройки на плоский сдвиг равнодействующую горизонтальных сдвигающих сил следует определять по формуле

Еи — /lf+{N"+E*L)t ,    (33)

где Г* в JV" — касательная (продольная) и нормальная горизонтальные составляющие швартовного усилия, определяемые в соответствии с требованиями главы СНиП II-57—75, Н.

Рис. 9. Схема к расчету причального сооружения из пустотелых бетонных массивов на опрокидывание

7. Момент сил, удерживающий столб массивов от опрокидывания (рис. 9), рекомендуется определять по формуле

Муд—РM&I-J-Pн&вЧ"Рз/Ьз~|-£а.вС^*Ь^) ~hEa

a.fcB+2£2(-^4A),    (34)

где ХЕ3 — суммарная величина сил от зависания грунта заполнителя на стенках столба, определяемая по формуле

3 р3—а рп;    (35)

О ^—вертикальное давление заполнителя на уровне подошвы стенки, Па,

определяемое по формуле (21).

20

Руководство по проектированию причальных сооружений из пустотелых бетонных массивов

РД 31.31.28—81

Вводится впервые

Распоряжением главного инженера Союз-морниипроекта от 24 декабря 1981 г. № 61 срок введения в действие установлен с 1 июня 1982 г.

Настоящее Руководство распространяется для проектирования причальных сооружений II-IV классов капитальности морских портов и СРЗ, определенных в соответствии с главой СНиП «Гидротехнические сооружения морские. Основные положения проектирования». СНиП II-15—74.

Требования РД не распространяются на проектирование сооружений, возводимых в сейсмических районах, в зонах расположения вечномерзлых, просадочных и торфяных грунтов, на территориях, подверженных оползням, карстам, и в других специфических условиях. Не допускается применение пустотелых бетонных массивов в тяжелых ледовых условиях. Не рекомендуется применять пустотелые бетонные массивы при неблагоприятных геологических условиях, когда можно ожидать значительных неравномерных осадок основания сооружения.

По общим вопросам проектирования причальных сооружений из пустотелых бетонных массивов надлежит руководствоваться указаниями главы СНиП П-51—74, требованиями норм технологического проектирования морских портов и других действующих нормативных документов по проектированию и строительству морских причальных сооружений (приложение 7).

Целесообразность применения конструкции причального сооружения из пустотелых массивов устанавливают на основании технико-экономического сопоставления вариантов конструкций для условий строительства проектируемого объекта.

1. Общие положения

1.1. Конструкция причального сооружения (рис. 1) состоит из столбовой кладки пустотелых бетонных массивов, монолитной железобетонной надстройки, каменной постели, заполнителя внутренней полости массивов, обратного фильтра, засыпки за стенкой и балластного слоя.

1.2. Пустотелые массивы следует изготовлять из монолитного бетона. Допускается конструктивное армирование бетонных мас-

3

сивов. Надстройку рекомендуется выполнять из монолитного железобетона уголкового или другого профиля. Конструкция надстройки должна назначаться в зависимости от технологических требований и условий прокладки инженерных коммуникаций.

1.3. Проектирование причальных сооружений из пустотелых массивов осуществляется на основании исходных данных, устанав-

Рис. 1. Схема причального сооружения из пустотелых бетонных массивов;

Л 2 — пустотелый бетонный массив; 3 — монолитная железобетонная надстройка; 4 — каменная постель; 5 —* заполнитель массива; 6 — обратный фильтр; 7 — засыпка; 8— балластный слой

ливаемых технологической частью проекта, а также с учетом естественных условий участка строительства и технологии производства строительно-монтажных работ.

2. Расчет конструкции

2.1.    Общие положения

2.1.1.    Расчет причального сооружения из пустотелых бетонных массивов следует выполнять для отдельного столба массивов в соответствии с требованиями глав СНиП П-51—74, II-16—76, 11-56— 77, 11-57—75, а также действующих ведомственных нормативных документов.

4

2.1.2.    Расчет причального сооружения из пустотелых бетонных массивов, его элементов и основания следует производить по предельным состояниям на нагрузки и воздействия, указанные в настоящем разделе, с применением коэффициентов перегрузки «, сочетания нагрузок пс, надежности kH, условий работы т и дополнительного коэффициента условий работы тд, учитывающих особенности действительной работы конструкции, ее элементов и некоторые условные предпосылки расчетной схемы, назначаемые в соответствии с Инструкцией по проектированию морских причальных сооружений.

2.1.3.    При проектировании причального сооружения из пустотелых бетонных массивов должны быть выполнены следующие расчеты:

по первой группе предельных состояний (по потере несущей способности или непригодности к эксплуатации):

по несущей способности — прочности конструктивных элементов в соответствии с требованиями главы СНиП 11-56—77, а также настоящего РД;

устойчивости по схеме плоского сдвига в соответствии с требованиями главы СНиП П-16—76;

устойчивости сооружения по схеме глубинного сдвига в соответствии с указаниями Инструкции по проектированию морских причальных сооружений;

на температурные и влажностные воздействия в соответствии с главой СНиП II-56—77;

по второй группе предельных состояний (по деформациям, перемещениям и трещиностойкости):

осадок, горизонтальных перемещений и углов поворота в соответствии с требованиями главы СНиП П-16—76; образования и раскрытия трещин железобетонной надстройки в соответствии с требованиями главы СНиП II-56—77,

2.1.4.    При проектировании причальных сооружений из пустотелых бетонных массивов должны быть выполнены расчеты стенок массива на прочность в строительный и эксплуатационный периоды в соответствии с рекомендациями приложения 5 настоящего РД.

2.2. Нагрузки и воздействия

2.2.1.    Характер и значение нагрузок, воздействий и сочетаний следует определять в соответствии с требованиями глав СНиП II-57—75, II-51—74, 11-16—76, а также с указаниями норм технологического проектирования морских портов.

2.2.2.    По характеру действия нагрузки и воздействия разделяются на постоянные и временные; последние, в свою очередь, подразделяются на длительные, кратковременные и особые.

2.2.3.    К постоянным нагрузкам и воздействиям относятся:

собственный вес массивов и надстройки;

собственный вес грунта заполнителя массивов и вышележащего слоя засыпки;

боковое давление заполнителя и засыпки и постоянных нагрузок, расположенных на поверхности засыпки;

нагрузки от постоянного технологического оборудования.

2.2.4.    К временным длительно действующим нагрузкам и воздействиям относятся:

нагрузки от транспортных и перегрузочных машин, расположенных на территории причала;

нагрузки от складируемых грузов;

боковое давление грунта от временных нагрузок на территории причала.

2.2.5.    К кратковременно Действующим нагрузкам и воздействиям относятся:

нагрузка от натяжения швартовов при действии на судно ветра и течения;

нагрузка от навала судна при его подходе к причальному сооружению;

нагрузка от навала на причальное сооружение пришвартованного судна при действии ветра и течения (при расчете прочности элементов конструкции и отбойных устройств, а также при расчете прочности и устойчивости основания);

волновая нагрузка при высоте волны более 1,0 м.

2.2.6.    При учете совместного действия нагрузок следует составлять сочетания из постоянных, временных длительно действующих и одной из возможных кратковременно действующих нагрузок и воздействий. Сочетания нагрузок и воздействий должны быть установлены в соответствии с физической возможностью одновременного их действия на сооружение. Необходимо принимать наиболее неблагоприятные сочетания и положения нагрузок, причем любая временная нагрузка не должна вводиться в сочетание, если она улучшает работу рассчитываемого элемента.

2.2.7.    Боковое давление грунта на причальное сооружение из пустотелых массивов от собственного веса засыпки и расположенных на ней постоянных и временных нагрузок рекомендуется определять по методу Ш. Кулона на условную вертикальную плоскость, проходящую через тыловую кромку консоли массива (в пределах верхних курсов массивов), на наклонную грань консольного выступа сооружения и на тыловую вертикальную грань нижних курсов массивов согласно приложению 1.

2.2.8.    При расчете устойчивости сооружения и прочности стенок пустотелых массивов величину и распределение вертикального давления, нормальную и касательную составляющие бокового давления грунта заполнителя следует определять аналогично давлению в силосах согласно приложению 2,

6

2.2.9. Расчет элементов надстройки по первой и второй группам предельных состояний следует производить на действие следующих нагрузок:

давления грунта засыпки с учетом действия временных крановых нагрузок и нагрузок от складируемых грузов;

нагрузок от судов (швартовных, удар и навал);

собственного веса надстройки;

собственного веса балластного слоя.

2.3. Расчет по несущей способности

2.3.1.    Расчет причального сооружения из пустотелых бетонных массивов по несущей способности следует выполнять для обеспечения прочности конструкции массивов и надстройки, несущей способности основания, устойчивости сооружения по его подошве и основанию, а также для предотвращения сдвига по курсам и опрокидывания сооружения.

2.3.2.    Нагрузки на элементы надстройки уголкового типа необходимо определять как для набережной уголкового профиля в соответствии с рекомендациями Инструкции по проектированию морских причальных сооружений. Для других типов надстройки расчетная схема устанавливается в зависимости от принятой конфигурации контактной грани.

2.3.3.    Предварительные размеры сооружения из пустотелых массивов рекомендуется назначать:

ширину в основании равной половине глубины у причала;

высоту массива в 1,5—2 раза меньше его ширины в основании;

толщину стенки массива не менее 0,5 м.

(1)

2.3.4.    В расчете прочности основания при определении нормальных краевых напряжений должно выполняться условие

g^R

где а— краевое напряжение на контакте каменной постели и подошвы сооружения или на контакте грунта основания и подошвы каменной постели, определяемое в соответствии с пп. 2.3.5 и 2.3.6 настоящего РД, Па;

R — расчетное сопротивление материала каменной постели или грунта основания, которое рекомендуется принимать в соответствии с указаниями главы СНиП II-15—74, Па.

Необходимо, чтобы равнодействующая нормативных нагрузок не выходила из ядра сечения основания сооружения, что определяется условием

(2)

7

2.3.5. Краевые напряжения по контакту подошвы сооружения и каменной постели должны определяться по формуле

(3)

®тах

min

где Стах и amin — максимальное и минимальное нормальные напряжения в каменной постели на контакте с основанием сооружения, Па;

g — сумма расчетных вертикальных сил, действующих в плоскости подошвы сооружения, определяемая в соответствии с указаниями приложения 3, Н;

F — площадь сечения массива по подошве сооружения, м2;

М — суммарный момент всех сил относительно центра тяжести площади сечения подошвы сооружения, Н-м;

W — момент сопротивления сечения массива по подошве сооружения, м3;

Як — расчетное сопротивление каменной постели, назначаемое в зависимости от марочной прочности камня с учетом его водонасыщенности, Па.

________—

1

Ь._Л_

1

г-

6н„

Г i /

-7

ШШШШ

Ч

к-s

&>

\ \

у / &3    ^Ч\Ч\

U II бз

■; | 1 1 г ! | "

6: IjJllLlL

1

jj

гр

Рис. 2. Расчетная схема причального сооружения из пустотелых бетонных массивов для определения краевых напряжений по контакту каменной постели с грунтом основания

2.3.6. Краевые напряжения по контакту каменной постели с грунтом основания определяются из условия передачи нагрузок через каменную наброску под углом 45° (рис. 2) по формулам:

3

где o'max и o'min—максимальное и минимальное краевые нормальные напряжения в грунте основания на контакте с каменной постелью, Па; о\ и 02 — краевые напряжения в грунте основания на контакте с каменной постелью, определяемые по формулам:

°1 —tfmax £_|_2ЛП “НМ*п>    (б)

02 — О min g    HYkAii,    (7)

где ha — толщина каменной постели, м;

ук — удельный вес камня постели, Н/м3;

В — ширина сооружения в основании, м; а3 — напряжение от вертикального давления заполнителя на уровне подошвы каменной постели, определяемое по формуле

а3 = оя2 b+2hn 9    ^

где Ъ — ширина внутренней полости массива, м; о—вертикальное давление заполнителя на уровне подошвы сооружения, определяемое по формуле (21), Па;

Rrp — расчетное сопротивление грунта основания, принимаемое по результатам инженерно-геологических изысканий с учетом указаний главы СНиП П-15—74, Па.

2.3.7.    Расчет устойчивости причального сооружения из пустотелых массивов по схеме плоского сдвига необходимо производить для всего сооружения (по постели и вместе с постелью) и по отдельным курсам массивов.

По швам кладки необходимо выполнять проверку положения равнодействующей нагрузок и расчет устойчивости на опрокидывание вокруг переднего ребра. При расчете устойчивости сооружения на сдвиг по постели и отдельным курсам удерживающую силу от заполнителя рекомендуется учитывать путем применения единых коэффициентов трения бетона по постели и бетона по бетону. При расчете устойчивости стенки на опрокидывание удерживающий момент от заполнителя следует учитывать только от сил зависания грунта заполнителя на стенках столба массивов.

2.3.8.    Расчет по схеме глубинного сдвига рекомендуется производить по методу круглоцилиндрической поверхности скольжения.

При наличии фиксированной поверхности возможного сдвига расчет устойчивости по схеме глубинного сдвига рекомендуется производить по методу ломаных поверхностей скольжения (метод Маслова—Берера).

9

1

Ординаты эпюры вертикальной составляющей бокового давления грунта определяются по формуле

а*.в=(?г+27ДД>.»,    (16)

глр X —коэффициент вертикальной составляющей давления грунта, определяе-где ла.в    в    соответствии с п. 3 настоящего приложения.

2

о коэффициенты горизонтальной составляющей бокового давления рекомен-

дуется определять по формулам: