Купить РД 31.30.09-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Рекомендации составлены для разработки раздела "Автоматизированная система управления портом (ПК)" в составе проектов строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов.
Дата введения | 01.07.1990 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
08.06.1990 | Утвержден | Минморфлот СССР | КС-3/1247 |
---|---|---|---|
Разработан | ЛМНИИП | ||
Разработан | СМНИИП | ||
Принят | Научно-техническое управление ММФ |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА АСУ ПРОЕКТА МОРСКОГО ПОРТА РД 31.30.09-90
Москва 1990
министерство морского флота есср (“Руководителям предприятий и I
организаций Микморфлота СССР (по списку)
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА |
ПТ <7/-Qfi-90 |
на №
(15 введении в действие РД 31.30.09-90
Институтом Ленморниипроект разработаны "Методические рекомендации по разработке раздела АСУ проекта морского порта"
РД 31.30.09-90 для строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов.
ПРШАГАЮ:
1. Ввести в действие
с 01.07.90
РД 31.30.09-90 "Методические рекомендации по разработке раздела АСУ проекта морского порта” (приложение).
В. В. Аристархов |
2. Считать утратившим силу РД 31.30.09-81.
Начальник
II
3.5. Подраздел "Основные решения по технологии обработки данных и использованию вычислительного центра” следует разрабатывать, основываясь на типовых решениях, приведенных в приложениях 2,3,4, а в тех случаях, когда проектирование ведется на объекте, ка котором уже имеется АСУ, необходимо учитывать сложившуюся организацию и накопленный опыт ее эксплуатации.
3.6. При разработке подраздела "Перечень основных помещений с определением потребной площади” необходимо руководствоваться требованиями, методическими указаниями и типовыми решениями, приведенными в приложениях 5 и 6. При этом в тексте подраздела перечисляются все рассмотренные варианты, а приводятся полностью только рекомендуемые решения. Все расчеты и обоснования выбора принятых вариантов остаются в техническом архиве,
3.7. При разработке подраздела "Структура и расчет численности инженерно-технического персонала”следует руководствоваться рекомендациями приложения 6 с учетом конкретных условий и особенностей порта, перегрузочного комплекса.
3.8. Спецификации и ведомости оборудования должны разрабатываться на основе типовых перечней технических средств вычислительных комплексов, приведенных в приложении 4, с необходимым согласованием номенклатуры с соответствующими предприятиями- изготовителями.
3.9. Указанные в п. 2.9 данного РД технологические схемы блоков основных производственных помещений АСУ следует приводить в разделе АСУ только в том случае, если на данной стадии проектирования не предусматривается разработка проектной документации
13
ПРИЛОЖЕНИЕ I ( рекомендуемое)
Перечень
исходных данных, необходимых для разработки раздела АСУ,
I* Общие сведения о существующей и проектируемой системе управления, в том числе о функционирующей на объекте АСУ:
а) схема организационной структуры управления портом;
б)схема организационной структуры управления перегрузочными комплексами, отделами и участками, для которых разрабатывается проектная документация;
в) сведения об особенностях организации управления, связанных с изменением функций тех или иных подразделений;
г) организационная структура АСУ;
д) структура комплекса технических средств;
е) перечень и сведения о состоянии технических средств (включая используемые каналы связи);
ж) перечень решаемых задач с составом выходных документов;
з) сведения о характере взаимодействия с организациями смежных видов транспорта (железная дорога, автомобильный транспорт, речной транспорт) и с организациями, осуществляющими транспортно-экспедиторское обслуживание.
2, Данные по назначению объекта, структуре и объему грузооборота и судооборота:
а) назначение проектируемого объекта (порта, перегрузочного комплекса и т,п.);
б) категория порта (группа по оплате труда):
в) род грузов, перерабатываемых на проектируемом перегрузочном комплексе (для навалочных - укрупненная иомен-
К
(продолжение)
клатура);
г) годовой грузооборот проектируемого объекта на год ввода в эксплуатацию и на конец расчетного периода по родам грузов (генеральные, навалочные, лесные, наливные, контейнеризованные, автомобили, сельскохозяйственная и иная подвижная техника) с разбивкой по перегрузочным комплексам ( в случае проектирования АСУ для порта в целом);
д) максимальный месячный грузооборот проектируемого объекта;
е) судооборот проектируемого объекта,
3. Данные по предусматриваемым к обработке транспортным средствам и технологическим схемам перегрузки:
а) типы обрабатываемых транспортных средств (морские суда, речные суда, железнодорожные вагоны, автомобили);
б) технологические схемы перегрузки (только для специализированных перегрузочных комплексов - ПК, где предусматривается применение специализированных перегрузочных установок и средств).
4. Схема размещения объектов управления:
а) схема генплана или выкопировка из нее (при проектировании перегрузочных комплексов с указанием расстояний до объектов управления портом по прямой и по транспортным коммуникациям);
б) поэтажные планы зданий существующих объектов управления, в том числе помещений, занимаемых вычислительным центром, с экспликацией помещений;
в) данные о размещении объектов смежных видов транспорта и транспортно-экспедиторских организациях, связанных с портом.
15
ПРИЛОЖЕНИЕ I (продолжение)
5. Данные по существующей системе электроснабжения:
а) отклонения от номинального напряжения, выходящие за пределы +IO-I55S;
б) возможность временного переключения на другую ТП при отклонениях, выходящих за пределы, указанные в п.5а.
6. Характеристики существующих линий связи:
а) состав линий связи между существующими объектами управления;
б) техническое состояние указанных вше линий связи;
в) наличие свободных пар на объектах управления и колонках tj причалов.
7. Климатические данные:
а) средняя, максимальная и минимальная температура наружного воздуха;
б) расчетные продолжительности сохранения температур наружного воздуха выше ЗСГС и максимальной;
в) возможность запыленности наружного воздуха частицами более Змкм.
16
ирилоаение г
(рекомендуемое)
Назначение, состав и краткая характеристика АСУ "Порт"
I. Цели создания и развития АСУ "Порт"
АСУ "Порт" является производственной подсистемой АСУ "Морфлот" и должна обеспечить эффективное управление основной деятельностью морского транспорта, что предусматривает:
стыковку систем оперативного управления работы порта с системами оперативного управления работой флота при ведении непрерывного планирования, оперативного учета и анализа;
стыковку подсистем и комплексов задач, входящих в АСУ "Порт" и являющихся одновременно подсистемами и комплексами функциональных систем и подсистем АСУ "Морфлот", в т.ч. по подсистемам управления контейнерными и паромными операциями, управления транспортно-технологическими системами и системами автоматизированной обработки и передачи грузовых документов.
Развитие и совершенствование АСУ "Порт" должно: повысить интенсивность грузовых работ за счет автоматизации технологических процессов иа перегрузочных комплексах, оперативного планирования и регулирования работы портов, а также автоматизации обработки и передачи грузовых документов;
создать условия для повышения эффективности взаимодействия морского и смежных видов транспорта;
обеспечить срочное составление документов для ускорения производства взаиморасчетов и платежей;
обеспечить дальнейшее построение единой АСУ "Морфлот"; создать систему автоматизированного обмена информацией по каналам связи;
17
ПРИЛОЖЕНИЕ г (продолжение)
обеспечить создание системы международной координации морских перевозок, включающих системы АСУ морскими портами.
Необходимость развития существующей в данном порту АСУ, сопровождающегося разработкой раздела АСУ в составе проектной документации на расширение или реконструкцию порта, перегрузочного комплекса, может быть вызвана рядом факторов.
Наиболее характерными из этих факторов являются: строительство нового, расширение или техническое перевооружение существующего перегрузочного комплекса;
принципиальное изменение технологии погрузочно-разгрузочных работ;
планируемое изменение грузооборота и его структуры (в целом по порту, по перегрузочному комплексу);
моральное устаревание имеющегося комплекса технических средств.
2. Состав подсистем АСУ "Порт".
2.1. АСУ "Порт" имеет в своем составе следующие подсистемы: оперативное управление основной деятельностью порта; коммерческие и транспортно-экспедиционные операции; бухгалтерский и статистический учет и анализ; управление кадрами;
управление материально-техническим снабжением; управление технологическими процессами на перегрузочном комплексе;
обеспечение безопасности мореплавания.
В таблице 2.1 приведена связь подсистем и обслуживаемых подразделений порта. Каждая подсистема состоит из комплексов задач.
18
tпродолжение) Таблица 2.1
Связь подсистем и обслуживаемых подразделений порта
Наименование подсистемы
Обслуживаемые подразделения
Функциональные
Производственные
Оперативное управление основной деятельностью Порта
Коммерческие и транспортноэкспедиционные операции
Бухгалтерский и статистический учет и анализ
Управление кадрами
Управление материально-техническим снабжением
Управление технологическими процессами на перегрузочном комплексе
Главная диспетчерская порта, управление порта, участок связи
Перегрузочные комплексы,порто-флот, морской вокзал железнодорожная группа порта
Транспортно-зкс-Складские груп-педиторская кон-пы тора,коммерческий отдел
Отделы: финан- Бее производст-совый, планово- венные отделы экономический, организации труда и заработной платы,б ухгалт е-рия
Отдел кадров,от дел труда и заработной платы
Нормировщики,табельная, учебно-курсовой комбинат
Отделы: механизации ,гидротехнических и инженерных сооружений, капиталь ного строительс тва, материальнс го снабжения, энергетического обеспечения, бухгалтерия, планово-оконо-мический отдел
Механические мастерские , группа механизации перегрузочного комплекса, авто и нефтебаза,нейтральный склад, подстанции и электрические сети, производственные котельные и теплосети, радиостанции и АТС,ре-монтно-строительный участок
Транспортно-экспедиторская контора порта, управление порта, главная диспетчерская, СВТ
Складской персонал перегрузочного комплекса
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение)
Продолжение табл.2Л | ||||||||
|
3. Типовые комплексы задач АСУ "Порт", находящиеся в опытной и производственной эксплуатации:
Оперативное управление основной деятельностью: непрерывное планирование работы порта; управление работой транспортного узла; оперативный учет и контроль работы порта; учет и анализ обработки судов; учет и анализ обработки вагонов; учет и анализ работы автотранспорта.
Коммерческие и транспортно-экспедишеяные операции:
учет грузов;
учет импортных грузов;
учет экспортных грузов;
Бухгалтерский и статистический учет и анализ: учет основных фондов;
учет себестоимости погрузо-разгрузочных работ и складских операций хранения грузов;
анализ технико-экономических показателей производственно-({инансовой деятельности;
управление организацией труда и заработной платы, управление финансовой деятельностью;
20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение)
автоматизированная обработка наряд-заданий портовых рабочих;
сводный отчет и составленные отчетности; учет расчетов с различными организациями; статистический учет.
Управление кадрами:
учет и анализ движения кадров;
оперативная отчетность о движении кадров в порту;
статистическая отчетность по труду;
учет и анализ дисциплинарной практики;
учет и анализ текучести кадров;
учет и анализ по руководящим кадрам.
Управление материально-техническим снабжением: учет производственных запасов;
учет и отчетность о наличии, состоянии и движении ресурсов.
АСУ технологическими процессами: автоматизированная обработка документов (АОД); оперативное планирование работы перегрузочного комплекса; складской учет наличия и движения грузов на перегрузочном комплексе;
оперативный учет и контроль работы перегрузочного комплекса. В зависимости от специализации перегрузочного комплекса в АСУ ТП разрабатываются следующие комплексы задач;
оперативное планирование работы контейнерного терминала; оперативный учет и контроль контейнеров; оперативный учет и контроль работы контейнерного терминала; оперативный анализ работы контейнерного терминала(КГ); составление грузовых планов специализированных судов; внутрисменное управление работой КТ;
21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (продолжение)
слежение за местоположением контейнеров;
формирование заданий водителям лайнера;
учет наличия легковых автомобилей на терминале;
АСУ "Паром".
Учет механизмов:
Учет работы перегрузочных механизмов;
Учет и анализ перегрузочных механизмов на отказ;
Контроль сроков технического переосвидетельства оборудования
4. Приоритетные направления развития АСУ "Порт" на дальнейшие годы и их краткая характеристика.
4.1. "Управление основной эксплуатационной деятельностью портов" - состоит из комплексов задач оперативного управления обработкой транспортных средств, которые обеспечивают решение взаимоувязанных задач ведения непрерывных план-графиков, сменно-суточного планирования работы порта, учета и анализа обработки судов, оперативного учета и отчетности по работе порта, оптимального планирования ресурсов на период ведения информационно-справочной системы по основной деятельности порта.
Кроме того, функционально к этой системе относятся комплексы задач "Оперативное планирование работы перегрузочного комплекса" и "Оперативный контроль и учет работы перегрузочного комплекса".
Основные источники и потребители информации - Главная диспетчерская (ГДП), транспортно-экспедиторская контора (ТЭК), железнодорожная служба, руководство порта, инспекция портнад-зора, служба регулирования движением судов.
4.2. "Ведение но рмативной базы по обработке и обслуживанию флота в портах" решается в пакетном режиме в период наименьшей
РАЗРАБОТАНЫ Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект"
В.И.Шабанов Ю.ЛГДмитриев А.А.Киселев Т.А* Погребняк А.И.Савченко Б.Е.Керштейн
Ленинградским филиалом "ЖШОРНИИНРОЕКГ"
Главный инженер Начальник отдела портов Главный специалист Исполнители:
Ведущий инженер по стандартизации
СОГЛАСОВАНЫ
Научно-техническим управлением МШ?
Зам.начальника С.И.Андреев
Отделом технической экспертизы проектов и смет МЬ©
Начальник отдела Л.А.Ровков
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РД 31.30.09 - 90
ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА АСУ Взамен
ПРОЕКТА МОРСКОГО ПОРТА РД 31.30.09 - Ы
Письмом ГУПиКС от 08.06.90 № KC-3/I247 СР°К введения в действие
установлен с 01.07.90
Настоящие рекомендации составлены для разработки раздела "Автоматизированная система управления портом (ПК)" (раздел АСУ)
в составе проектов строительства новых, расширения, реконструкции
и технического перевооружения действующих морских портов.
РД устанавливает:
структуру, состав и содержание раздела АСУ при двухстадийном проектировании;
требования и рекомендации, которыми следует руководствоваться при разработке раздела АСУ.
I. Общие положения
1.1. Раздел "Автоматизированная система управления" в составе проектов строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов должен содержать принципиальные технические решения по АСУ портом. Состав, содержание
и объем проработок раздела АСУ определяются требованиями стандартов системы технической документации на АСУ и других нормативных документов и рекомендациями, содержащимися в разделе 2 данного РД.
1.2. В целях сокращения объема передаваемой заказчику проектной документации необходимо приводить только выходные данные расчетов и рекомендуемый вариант решения, а все расчетные материалы и проработанные варианты решений хранить в техническом архиве, как рабочий материал.
1.3. Порядок и форма изложения раздела АСУ и его подразделов приведены в разделах 2 и 3 данного РД, а в
6
приложениях содержатся рекомендуемые и справочные материалы, содержащие вспомогательную информацию и примеры конкретных решений , которые могут быть использованы при разработке проекта АСУ.
2. Состав раздела АСУ и примерное содержание его подразделов
2.1. Раздел АСУ проекта порта (перегрузочного комплекса) должен включать следующие подразделы:
1. Исходные данные.
2. Состав автоматизируемых функций управления портом.
3. Основные решения по структуре системы и построению информационной базы.
4. Основные решения по комплексу технических средств.
5. Основные решения по технологии обработки данных и использованию вычислительного центра.
6. Перечень основных помещений с определением потребной площади.
7. Структура и расчет численности инженерно-технического персонала.
8. Спецификации и ведомости оборудования.
9. Основные чертежи.
2.2. В подразделе "Исходные данные" должны быть освещены следующие вопросы:
а) общие сведения о существующей*^ и проектируемой системах управления объектом, в том числе о функционирующей на объекте АСУх);
х) здесь и далее: только при разработке проекта расширения, реконструкции и технического перевооружения действующего морского порта.
7
б) данные по назначению объекта, структуре и объему грузооборота и судооборота;
в) данные по предусматриваемым к обработке транспортным средствам;
г) схема размещений объектов управления;
д) данные по существующей системе электроснабжения3^;
е) характеристика существующих линий связи между основными объектами управления*^;
ж) климатические данные.
2.3. Подраздел "Состав автоматизируемых функций управления портом" должен содержать:
а) цели создания или развития существующей АСУ;
б) перечень задач (комплексов задач, подсистем), подлежащих решению на проектируемом объекте (в течение 3-5 лет после ввода объекта в эксплуатацию);
в) перечень задач (комплексов задач, подсистем) АСУ, подлежащих вводу на проектируемом объекте.
2.4. Подраздел "Основные решения по структуре системы и построению информационной базы" должен содержать:
а) решение по организационной структуре АСУ;
б) решение по функциональной структуре АСУ;
в) основные характеристики решения по построению информационной базы;
г) сведения о взаимодействии функционирующих и предусмотренных х разработке комплексов задач.
2.5. Подраздел "Основные решения по комплексу технических средств" должен содержать:
а) структурную схему комплекса;
б) перечень основных технических средств;
в) установленную мощность технических средств и потребляемую электроэнергию;
г) номенклатуру и количественный состав каналов связи,
2.6. Подраздел "Основные решения по технологии обработки данных и использовании) вычислительного центра" должен включать:
а) решения по технологии обработки данных на рабочих местах;
б) решения по организации взаимодействия С функциональными подразделениями порта и существующими подразделениями ИБЦ;
в) мероприятия по охране труда и технике безопасности на рабочих местах, в зданиях и помещениях ИЗЦ;
г) мероприятия по ограничению доступа в помещение ИВЦ.
2.7. Подраздел "Перечень основных помещений с определением потребной площади" должен включать:
а) описание схемы расположения основных организационно* функциональных элементов;
б) перечень основных помещений с их площадями;
в) описания технологических компоновочных схем основных производственных площадей;
г) решения по очередности ввода в эксплуатацию технических средств, организации выполнения монтажных и пуско-наладочных работ.
2.8, Подраздел "Структура и расчет численности инженерно-технического персонала" должен включать:
а) структурную схему информационно-вычислительного центра;
б) описание основных функций структурных подразделений ИВЦ;
в) результирующие данные по численному составу инженерно-технического персонала ИВЦ (с разбивкой по подразделениям» должностям и специальностям).
2.9, Подраздел "Основные чертежи" должен включать:
а) общую структурную схему управления с указанными
9
для АСУ каналами связи;
б) схему информационной увязки-подсистем или комплексов задач;
в) структурную схему комплекса технических средств;
г) технологические компоновочные схемы блоков основных производственных помещений АСУ.
3. Указания по разработке подразделов раздела АСУ в проектах.
3.1. Раздел АСУ в проектах строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих морских портов оформляется, как правило, в виде самостоятельного или включается в состав части проекта "Структура и организация управления". При разработке его подразделов необходимо руководствовать ся указаниями п.п. 3.2-3.9 данного РД.
3.2. В подразделе "Исходные данные" по всем вопросам, перечисленным в п.п. 2.2 данного РД, следует приводить только те данные, которые отсутствуют в соответствующих основных частях
и разделах проекта (генеральный план, технико-экономическая и технологическая часть, инженерные сети и т.п.КПо всем остальным исходным данным необходимо приводить ссылки на соответствующие части и разделы проекта. Подробный перечень исходных данных, требующихся при разработке раздела АСУ, приведен в приложении I.
3.3. Разработку подраздела "Состав автоматизируемых функций управления портом" необходимо производить, исходя из конкретных условий проектируемого объекта (назначения порта, перегрузочного комплекса, структуры и объема грузопотока, судооборота, взаимного расположения объектов управления и функционал них подразде-10
лений и т.п.) и с учетом фактически эксплуатируемых задач.
При этом ь первую очередь следует предусматривать ввод в эксплуатацию системно-увязанных задач одновременно нескольких функциональных подсистем АСУ с использованием принципа однократного ввода информации с первичных документов с последующим внутри-и межмашинным обменом данными.
При изложении этого подраздела необходимо руководствоваться данными, приведенными в приложении 2. При этом следует учитывать, что помещенный в приложении перечень комплексов задач АСУ лПортм подлежит периодическому уточнению в связи с развитием средств вычислительной техники и АСУ "Морфлот".
3.4. Основные решения по комплексу технических средств следует разрабатывать на основе приведенных в приложении 4 положений и типовой структурной схемы, а при определении состава комплексов.технических средств необходимо руководствоваться типовыми перечнями, действующими в Минморфлоте и нормативно-техническими документами приложения 7.
Решения по номенклатуре и количеству каналов связи, требующихся для функционирования АСУ, следует разрабатывать на основе рекомендаций приложений 3 и 4 с учетом конкретных условий порта, перегрузочного комплекса. Эти решения должны быть представлены в объеме, достаточном для разработки соответствующей части (раздела) проекта средств связи.
Б проектных материалах этого подраздела обязательно должны быть освещены вопросы унификации основного комплекса технических средств, оргтехники и устройств связи, а также степень применения средств отечественного производства (в том числе выпускаемых странами СЭВ).