Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

58 страниц

Купить РД 31.28.30-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ распространяется на транспортные суда Минморфлота. Руководящий документ не распространяется на атомные суда. Руководящий документ устанавливает методику определения технического состояния корпуса и его элементов. Руководящий документ обязателен для пароходств, администрации судов, судоремонтных заводов, баз технического обслуживания флота, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Минморфлота.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

     1.1. Область распространения

     1.2. Определения и пояснения

2. Обследование износа корпусных конструкций

     2.1. Основные положения

     2.2. Определение остаточных толщин листов

     2.3. Определение остаточных толщин элементов набора

3. Обследование остаточных деформаций, сварных и заклепочных соединений, трещин

     3.1. Остаточные деформации корпусных конструкций

     3.2. Сварные и заклепочные соединения

     3.3. Трещины

4. Нормы допускаемых дефектов

     4.1. Основные положения

     4.2. Допускаемые характеристики поперечного сечения изношенного корпуса

     4.3. Допускаемые характеристики отдельных элементов изношенного корпуса

     4.4. Допускаемые остаточные деформации

     4.5. Допускаемые дефекты сварных швов

     4.6. Допускаемые дефекты клепаных соединений

     4.7. Трещины

5. Определение технического состояния корпуса

     5.1. Общие положения

     5.2. Оценка технического состояния отдельного элемента корпуса (листовые связи, набор)

     5.3. Оценка технического состояния по характеристикам поперечного сечения корпуса

     5.4. Оценка технического состояния корпуса по остаточным деформациям

     5.5. Оценка технического состояния сварных швов и заклепочных соединений

     5.6. Трещины

6. Подкрепления конструкций корпуса

7. Общие указания по определению технического состояния корпусов изношенных судов специализированного назначения

Приложение 1. Таблицы результатов дефектации

Приложение 2. Дефектация вмятин

 
Дата введения01.01.1989
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЗАО ЦНИИМФ
ИзданВ/О Мортехинформреклама1988 г.
УтвержденВ/О Мортехсудоремпром
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ. МЕТОДИКА ДЕФЕКТАЦИИ КОРПУСОВ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ

РД 31.28.30—88

МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА* 1988

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ. МЕТОДИКА ДЕФЕКТАЦИИ КОРПУСОВ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ

РД 31.28.30-88

МОСКВА В/О сМОРТЕХИНФОРМРЕ КЛАМА> 1988

3)    На элементах корпуса, имеющих более тонкие построечные толщины, особенно в носовой и кормовой частях пояса переменных ватерлиний, на приварных патрубках донной и бортовой арматуры, а также на листах, на которых допущено уменьшение толщины из-за применения одобренных средств защиты от коррозии.

4)    На конструктивных элементах судна, где может появиться канавочный износ (в районе стыков и пазов листов наружной обшивки в подводной части корпуса, на обшивке продольных и поперечных переборок нефтеналивных судов; в околошовной зоне приварки балок набора к наружной обшивке в подводной части, а также к обшивке переборок грузобалластных танков, переборок цистерн).

В танках нефтеналивных судов канавочный износ появляется также и на обшивке днища в районе голубниц для перетока жидкости, прорезанных в стенках балок набора.

5)    В районах линейного износа (листы ледового пояса, носовые участки днищевой обшивки, пояс переменных ватерлиний, особенно в районах перехода от носового заострения к цилиндрической вставке, а также в кормовой части).

6)    В районах пересечения балок продольного и поперечного набора, главным образом на днище, где возможно появление очагов местного износа пятнами.

7)    На обшивке нижних участков поперечных переборок в районе соединения с твиндечными палубами, настилом второго дна.

8)    В зонах язвенного износа.

2.1.4.    При выполнении частичной дефектации элементов корпуса необходимо произвести измерения в одном—трех кольцевых поперечных сечениях корпуса (в зависимости от возраста судна). Поперечные сечения должны выбираться там, где по опыту надзора предполагаются наибольшие износы, или там, где это обнаружено по выборочным измерениям остаточных толщин настила расчетной палубы, обшивки днища.

В случаях, когда измерения должны быть произведены в двух пли трех сечениях, по крайней мере одно сечение должно включать конструктивно ослабленный район (например, люковый вырез) или балластный (грузобалластный) танк (для наливных судов) в пределах 0,4 L средней части судна.

2.1.5.    При выполнении измерений остаточных толщин элементов набора в пределах одного отсека (например, трюма, твиндека, грузового танка, цистерны и т. п.) количество замеров выбирается следующим:

1) Для днищевого набора:

на каждом четвертом флоре (в том числе на всех водонепроницаемых) выполняется по одному замеру в промежутках между вертикальным килем и стрингером, стрингером и междудонным листом или при отсутствии днищевых стрингеров — в трех-четырех точках по ширине судна (отсека). Если в отсеке меньше четырех фло-ров, должен быть измерен один любой флор. Замеры желательно проводить вблизи расположения вырезов;

на вертикальном киле, днищевых стрингерах, крайнем между-лонном листе, рамных связях скуловых цистерн навалочников — в трех-пяти точках по длине каждого трюма или отсека;

на продольных балках днища и второго дна — на трех-четырех балках по ширине судна (отсека) в двух-трех точках на каждой балке в каждом отсеке;

на двух-трех балках днищевого набора в танках нефтеналивных судов должны быть измерены остаточные толщины стенок в районе голубниц, прорезанных для перетока жидкости.

2)    Для бортового набора:

на каждом четвертом рамном шпангоуте, каждом бортовом стрингере — в двух-трех точках по высоте (длине) трюма;

на каждом четвертом трюмном шпангоуте — на двух-трех продольных бортовых балках в двух-трех точках по высоте (длине) трюма.

3)    Для палубного набора:

на карлингсах, отбойном листе — в трех-пяти точках по длине каждого трюма или отсека;

на каждом четвертом рамном бимсе — в трех-четырех точках по ширине судна (отсека). Если в отсеке меньше четырех бимсов, то измеряется один бимс в носовой части отсека;

на продольных подпалубных балках — на трех-четырех балках по ширине судна (отсека) в двух-трех точках на каждой балке;

на каждом четвертом бимсе — в трех-четырех точках по ширине судна (отсека).

4)    Для набора переборок:

на каждой четвертой рамной стойке продольной переборки — в двух-трех точках по высоте отсека. Если в отсеке меньше четырех рамных стоек, измеряется одна;

на шельфах, доковых стойках — в двух-трех точках по высоте трюма;

на каждой четвертой вертикальной стойке — в двух-трех точках по высоте;

на горизонтальных балках — на двух-трех балках на половине ширины трюма (отсека) в трех-четырех точках.

5)    Для набора форпика и ахтерпика:

на каждом третьем шпангоуте в нижней части в местах соединения со скуловыми кницами, в местах цементной заливки под скулами, в районе бортовых стрингеров.

6)    Количество замеров остаточных толщин элементов набора может уточняться с учетом опыта надзора, особенностей конструкции, размеров судна и технического состояния корпуса.

2.2. Определение остаточных толщин листов

2.2.1. Различаются остаточные толщины листа:

$j — средняя остаточная толщина при общем износе одного листа;

11

s2 — средняя остаточная толщина при общем износе однородных листов;

s3i — средняя остаточная толщина отдельного участка (ячейки) листа при местном износе;

5+ — минимальная остаточная толщина ячейки листа в язвине. 2.2.2. Средняя остаточная толщина листа Si определяется:

п

£ S,

s.= ~,    (2.2.2)

где Si — измеренная остаточная толщина в точке г, п — количество замеров.

Измерение остаточных толщин листа выполняется в соответствии со схемами 1 и 2 рис. 2.2.2. Количество замеров на листе может

Схема Z

Рис. 2.2.2. Схемы измерения остаточных толщин

листа:

схема 1 — по трем точкам; схема 2 — по семи

точкам

быть ограничено тремя (схема /), если разность между измеренными остаточными толщинами si менее 1,5 мм. В случаях, когда разность между измеренными остаточными толщинами^ более 1,5 мм, но менее 3 мм, количество замеров увеличивается до семи (схема 2). По схеме 2 измеряются также остаточные толщины листа, если s 1, измеренная по схеме /, составляет менее 80% толщины, указанной на отчетных чертежах.

12

В случаях, когда разность толщин s,—Si+i превышает 3 мм (что свидетельствует о наличии зон местного износа), должны быть учтены следующие указания:

1)    При определении величины S\ в количество замеров s, должны быть включены также и замеры в местах местного износа пятнами.

Если местным износом пятнами охвачено более 40% ячеек, имеющихся на данном листе, количество замеров для определения S\ должно быть увеличено вдвое по сравнению со схемой 2 (см. рис. 2.2.2).

2)    Допускается оценивать коррозионный износ листа отдельно по участкам.

Если лист перекрывает 2 трюма (отсека), в одном из которых перевозятся более коррозионно агрессивные грузы, допускается определять Si отдельно для участка листа в каждом трюме (отсеке).

2.2.3.    Средняя остаточная толщина однородных листов определяется:

Е s,,6j

-*4-.    (2.2.3)

2 6,

J-i

где т — количество однородных листов в рассматриваемом поперечном сечении; Ь\ — ширина /-го листа; s,j — средняя остаточная толщина, рассчитанная по выражению 2.2.2 для отдельного листа с номером /.

2.2.4.    Средняя остаточная толщина в районе местного износа определяется в зависимости от его вида.

1)    Износ пятнами характеризуется средней остаточной толщиной s3n и долей площади ячейки листа, пораженной износом, — р.

Величина s3n определяется по выражению (2.2.2) на основании замеров остаточных толщин, выполняемых в рассматриваемой ячейке листа.

Величина р вычисляется: p = /7i//7o, где Fx — площадь ячейки листа, охваченная износом пятнами; Fо — площадь рассматриваемой ячейки.

Площадь F\ определяется глазомерно либо с помощью проволочных шаблонов, сетчатых трафаретов, нанесенных на кальку, либо с помощью других подобных приспособлений.

2)    Линейный износ листа характеризуется остаточными толщинами /о1, измеренными у стенок набора, и остаточными толщинами fni, измеренными в пролете между набором.

Для определения этих параметров рекомендуются следующие способы.

При поперечной системе набора. Измеряются толщины /0i и /ni в трех шпациях: у носовой части листа, посередине его длины и в кормовой части (рис. 2.2.4).

Точки измерений возле набора должны располагаться не далее 20 мм от его стенки на стороне, обращенной к носу судна. Район

13

измерений по высоте (ширине) листа должен выбираться в наиболее изношенном участке.

В результате измерений определяются:

ср=Х U\/n\

(2.2.4)

i-i

fncp==2 /ni/п;

i-i

/пср//оср,

где п — количество измерений.

По А-А

Нос


При продольной системе набора. Остаточные толщины /01 и /ni измеряются вдоль продольной балки в районе наибольшего износа

б)

___£^2.-

:>3

т

1

Нос

Рис. 2.2.4. Схема измерения остаточных толщин при линейном

износе:

а — при поперечной системе набора: 1 — точка замера у стенки набора (на опоре); 2 — точка замера между набором (в пролете); 3 — шпангоут (флор, продольная балка); б — при продольной системе набора: / — продольная балка; 2 — точки замера у стенки набора; 3 — точки замера в пролете

в трех сечениях по длине листа (см. рис. 2.2.4). В результате измерений определяются параметры остаточной толщины по выражению (2.2.4 подпункта 2).

3) Канавочный односторонний или двусторонний износ характеризуется остаточной толщиной в районе канавок.

Остаточная толщина в канавке определяется: S3k=s/—(h\ + -b/i2), где Si — измеренная остаточная толщина возле канавки;

h\, h2 — глубина канавки с наружной и внутренней сторон листа соответственно.

4) Язвенный износ характеризуется наименьшей остаточной толщиной в районе отдельных язвин — s4. Измеряется в наиболее глубокой язвине в пределах ячейки листа. Этот замер выполняется, если глубина язвины превышает 3 мм или половину построечной толщины листа.

2.3. Определение остаточных толщин элементов набора

2.3.1.    Различаются остаточные толщины элементов набора:

Si — средняя остаточная толщина при общем износе стенки, свободного пояска;

S3 — средняя остаточная толщина при местном износе пятнами отдельного участка стенки, свободного пояска рамного набора, стенки основного набора в данном поперечном сечении;

s4 — наименьшая остаточная толщина стенки, свободного пояска в язвине.

2.3.2.    Средняя остаточная толщина элемента набора Si в пределах судового перекрытия (либо на длине расчетного пролета) определяется:

Sj = (Ssi)/n,    (2.3.2)

i-i

где si — остаточная толщина в t'-й точке; п — количество замеров.

Измерения остаточных толщин элементов набора выполняются в соответствии с п. 2.1.5.

2.3.3.    В случае, если на длине пролета балки рамного и/илй основного набора имеется неравномерный износ, измерения остаточных толщин элементов набора выполняются в районе местного износа. Для определения параметров поперечного сечения балки (момента сопротивления, момента инерции) выбирается наиболее изношенное сечение в рассматриваемом пролете.

1)    Местный износ пятнами стенки, пояска рамного набора характеризуется средней остаточной толщиной S3p и частью площади ячейки стенки (пояска) рамного набора, пораженного коррозией, — pF0 (F0 — площадь ячейки рамного набора, см. п. 1.2.1, подпункт 4).

Определение параметров местного износа в наиболее изношенной по длине балки ячейке рамного набора производится в соответствии с подпунктом 1 п. 2.2.4.

2)    Местный износ стенки основного набора в рассматриваемом поперечном сечении характеризуется средней остаточной толщиной s3H и наименьшей остаточной толщиной s4.

Средняя остаточная толщина стенки в данном поперечном сечении s3H определяется:

ш

$зн= (2 S3« )//п»    (2.3.3)

i-i

15

Комплексная система технического обслуживании и ремонта судов. Методика дефектации корпусов морских транспортных судов. РД 31.28.30—88. — М.: В/О «Мортехинформрекла-ма», 1988. — 56 с.

Разработана

Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Зам. директора по научной работе, руководитель проблемы —

д-р тех и. наук С. Я. Драницын Зав. отделом стандартизации и управления качеством продукции —

А. Я. Волъваченко Зав. сектором, руководитель темы и ответственный исполнитель —

д-р техн. наук, проф. А. И. Максимаджи Руководитель разработки и ответственный исполнитель —

канд. техн. наук А. С. Брикср

Согласова на

Главным управлением Регистра СССР Начальник отдела    А.    И. Чульский

Главный инженер    Ю. И. Быков

Утверждена

В/О «Мортехсудоремпром»

Зам. председателя    Ю. П. Бабий

Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов.

Методика дефектации корпусов морских транспортных судов

РД 31.28.30—88 Редактор Р. Г. Киризлеева Художественный редактор 3. П. Фролова Технический редактор Л. П. Бушева Корректоры Г. Д. Шуман, Г. Н. Грибкова

Сдано в набор 6.05.88 г. Подписано в печать 4.08.88 г. Формат изд. 60X90/16. Бум. тип. № 1. Гарнитура литературная. Печать высокая. Печ. л. 3,5. Уч.-изд. л. 4,22. Тираж 3300 экз. Изд. № 242/8-В. Заказ тип. № 460. Бесплатно. В/О «Мортехинформреклама»

125080, Москва, А-80, Волоколамское шоссе, 14

Типография «Моряк», Одесса, ул. Ленина, 26

©В/О «Мортехинформреклама», 1988.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР от 24.02.88 № МТ-43-58/563

РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МИНМОРФЛОТА


О введении в действие РД 31.28.30—88

В/О «Мортехсудоремпром» утвержден руководящий документ РД 31.28.30—88 «Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Методика дефектации корпусов морских транспортных судов» со сроком введения в действие с 1 января 1989 г.

Руководящий документ РД 31.20.50—87, являющийся составной частью комплексной системы технического обслуживания и ремонта судов, устанавливает методологию измерения величин и определения характеристик повреждений корпусных конструкций (износы, остаточные деформации, трещины), а также методику оценки технического состояния корпуса и отдельных его конструкций.

Внедрение РД 31.28.30—88 позволит уменьшить объем и стоимость ремонта, упорядочить техническое обслуживание и ремонт корпусов морских транспортных судов.

Методика дефектации корпусов морских транспортных судов служит основой для разработки специальных норм допускаемых взносов и деформаций корпусных конструкций.

Для внедрения РД 31.28.30—88 ПРЕДЛАГАЮ:

1.    Руководителям предприятий и организаций:

1.1.    Использовать РД 31.28.30—88 при проведении дефектации корпусов судов в условиях судоремонтного завода, при предремонт-ной дефектации, а также при техническом обслуживании и ремонте по состоянию.

1.2.    Организовать изучение РД 31.28.30—88 всеми заинтересованными работниками и судовыми экипажами.

2.    ЦНИИМФу:

2.1.    До 01.03.88 подготовить руководящий документ к изданию.

2.2.    Оказывать методическую помощь по внедрению РД 31.28.30—88.

3.    Издание и рассылку РД 31.28.30—88 заинтересованным предприятиям и организациям Минморфлота производит В/О «Мор-техинформреклама» согласно разнарядке ЦНИИМФа.

Контроль за исполнением настоящего письма осуществляет В/О «Мортехсудоремпром».

4.    С введением настоящей методики отменить действие Методики дефектации корпусов морских транспортных судов издания 1978 г. (РД 31.28.30—78).

Ю. П. БАБИИ

Первый заместитель председателя В/О «Мортехсудоремпром»

3

Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Методика дефектации корпусов морских транспортных судов

РД 31.28.30—88

Взамен РД 31.28.30—78

Директивным письмом В/О сМортехсудорсмпром» от 24.02.88 № МТ-43-58/563 срок введения в действие установлен с 1 января 1989 г.

Настоящий руководящий документ распространяется на транспортные суда Минморфлота.

Руководящий документ не распространяется на атомные суда.

Руководящий документ устанавливает методику определения технического состояния корпуса и его элементов.

Руководящий документ обязателен для пароходств, администрации судов, судоремонтных заводов (СРЗ), баз технического обслуживания флота (БТОФ), научно-исследовательских и проектноконструкторских организаций Минморфлота.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область распространения

1.1.1.    Настоящая методика предназначена как для оценки технического состояния корпусных конструкций в процессе дефектации на судоремонтных заводах и при предремонтной дефектации, так и для разработки специальных норм допускаемых износов и остаточных деформаций основных элементов корпуса морских транспортных судов Минморфлота.

1.1.2.    Положения методики распространяются на следующие типы судов: сухогрузные (длиной 12—220 м); наливные (длиной 20—350 м); для навалочных грузов, включая рудовозы (длиной 80—250 м); комбинированные— нефтенавалочники и нефтерудо-возы (длиной 150—250 м); грузовые ограниченного района плавания (длиной 12—160 м); буксирные (длиной 12 м и более).

Распространение положений методики на суда других назначений должно производиться по согласованию с Регистром СССР1.

В зависимости от назначения и конструктивного типа суда разделяются по группам. Группа I — обычные сухогрузные суда, суда для перевозки навалочных грузов, буксиры. Группа 11 — наливные суда, специальные суда для перевозки тяжелых навалочных грузов (удельно-погрузочный объем груза более 0,85 м3/т), рудовозы, а также нефтерудовозы и нефтенавалочники.

1.1.3.    Отступления от регламентируемых методикой количественных характеристик дефектов допускаются по согласованию с Регистром и при представлении необходимых обоснований.

1.1.4.    Нормативы допускаемых дефектов корпусных конструкций, указанные в данной методике, установлены из условия обеспечения безопасной эксплуатации между очередными освидетельствованиями согласно части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР1.

1.2. Определения и пояснения

1.2.1.    В тексте методики используются следующие определения:

1)    Лист — ограниченный сварными швами элемент наружной обшивки, настила палуб и других конструкций корпуса.

2)    Ячейка листа — участок листа, ограниченный подкрепляющим набором, примыкающими конструкциями.

3)    Элемент набора — стенка, свободный поясок балки набора корпуса.

4)    Ячейка стенки (пояска) рамного набора — участок элемента набора, ограниченный ребрами жесткости, примыкающими конструкциями.

5)    Остаточная толщина — фактическая толщина элемента корпуса в точке замера.

6)    Построечная толщина — толщина, указанная на отчетных чертежах корпуса судна.

1.2.2.    Дефекты подразделяются на:

разрушения — исключают возможность дальнейшей эксплуатации конструкций, требуют немедленного ремонта;

повреждения — нарушают нормальные условия эксплуатации конструкций. Допускаемые количественные характеристики регламентируются методикой.

К повреждениям относятся:

износ — уменьшение построечных размеров элементов корпуса со временем;

остаточная деформация — изменение первоначальной формы конструкции;

трещина, разрыв — нарушение целостности элементов корпуса.

Определение величины и характера повреждения производится в соответствии с разделами 2 и 3, допускаемых значений повреждений — с разделом 4; заключение о техническом состоянии корпуса — в соответствии с разделом 5.

1.2.3.    Техническое состояние корпуса (корпусных конструкций)— совокупность параметров, определяющих прочность, жесткость и непроницаемость корпуса (корпусных конструкций), подверженных изменению в процессе эксплуатации.

Техническое состояние корпусов судов устанавливается в зависимости от: величины износа листов и набора; характеристики ос-

1 В дальнейшем — Правила.

5

таточных деформаций листов и набора; состояния сварных швов и заклепочных соединений; наличия трещин в элементах корпуса.

1.2.4.    Для корпуса судна установлены следующие виды технического состояния: «годен», «ограниченно годен», «не годен».

1)    «Годен» — устанавливается для корпуса судна, количественные характеристики повреждений которого удовлетворяют требованиям нормативной документации.

2)    «Ограниченно годен» — устанавливается для корпуса судна, количественные характеристики повреждений которого удовлетворяют требованиям нормативной документации только для ограниченных (по сравнению с первоначально установленными) условий эксплуатации, регламентируемых Регистром.

3)    «Не годен» — устанавливается для корпуса судна, количественные характеристики повреждений которого не удовлетворяют требованиям нормативной документации.

1.2.5.    Износ подразделяется на:

1)    Общий износ отдельного листа — уменьшение толщины листа, примерно одинаковое по всей его поверхности (рис 1.2.5,а).

2)    Общий износ однородных листов — уменьшение толщины ряда листов, имеющих одинаковое функциональное назначение и расположенных в одном поперечном сечении корпуса.

3)    Местный износ — локальное уменьшение толщины на отдельных участках элементов корпуса.

Различаются разновидности местного износа: износ пятнами — утонение листа (элемента набора) на отдельных участках поверхности (рис. 1.2.5,б);

канавочный износ (односторонний или двусторонний) — избирательное утонение листа (элемента набора) в виде канавки вдоль границы сварного шва и/или околошовной зоны ит. п. (рис. 1.2.5,в);

линейный износ — утонение листа на узкой полосе вдоль линии приварки стенок продольного и/или поперечного набора (рис. 1.2.5,г).

4)    Язвенный износ — сосредоточенное в ограниченной области утонение листа в виде отдельных питтингов, раковин, точек и т. п. (рис. 1.2.5,б).

1.2.6.    Остаточные деформации подразделяются на:

вмятины — остаточные прогибы листов обшивки или настила совместно с подкрепляющим набором;

гофрировки — остаточные прогибы листов между несколькими смежными балками набора;

бухтины — остаточные прогибы ограниченного участка листа обшивки (настила) между двумя смежными балками набора; бухтины разделяются на большие и малые (тычки);

выпучины — местные остаточные деформации стенок набора в районе вмятины.

1.2.7.    Дефектация корпуса судна выполняется либо на судоремонтном заводе, либо в процессе эксплуатации судна группами предремонтной дефектации пароходства, учитывая ранее осуществленные ремонты.

6

Рис. 1.2.5. Виды коррозионного износа: а — общин износ отдельного листа; б — износ пятнами участка листа; о — канавочный износ; г — линейный износ;

д — язвенный износ.

1 — лист обшивки; 2 — набор; 3 — контур пятна; 4 — контур язвины; 5, 6 — канавка; 7 — сварной шов; 8 — зона

ледового истирания


7


При дефектации используются: Положение о ремонте судов Минморфлота (РД 31.50.03—78), Руководство Регистра СССР по техническому надзору за судами в эксплуатации1, настоящая методика и Специальные нормы допускаемых износов для данной серии судов (отдельного судна).

Дефектация включает в себя:

измерение числовых характеристик повреждений и сопоставление с допускаемыми значениями;

установление технического состояния корпуса или отдельных его элементов.

1.2.8.    Дефектация подразделяется на:

частичную — обследование ограниченных участков судового корпуса в пределах отдельных перекрытий или поперечных сечений;

полную — подробное планомерное обследование всех элементов корпуса.

Решение о проведении полной или частичной дефектации в общем случае принимается по результатам осмотра корпуса и выборочным замерам остаточных толщин его элементов с учетом опыта надзора и технической эксплуатации однотипных судов. Проведение дефектации приурочивается к очередному освидетельствованию в соответствии с указаниями части I «Классификация» Правил Регистра.

Необходимость в частичной дефектации возникает обычно через 8 лет на судах группы II и через 12 лет на судах группы I.

Полная дефектация выполняется, как правило, после 12—16лет эксплуатации (в зависимости от степени износа корпуса судна).

1.2.9.    Результаты дефектации — акт совместно с чертежами растяжек обшивки, настилов палуб и водонепроницаемых переборок, элементов набора либо материалы дефектации в форме таблиц, приведенных в прил. 1, — должны храниться на судне и у судовладельца (см. п. 3.1.7). На чертежах должны быть нанесены остаточные толщины, характеристики гофрировок, бухтин и вмятин, сведения о замене элементов корпуса, а также расположение и протяженность подваренных сварных швов.

В целях учета, контроля и прогнозирования технического состояния корпуса судна, установления объемов ремонта судовладельцу рекомендуется применять автоматизированную систему на основе использования персональных ЭВМ.

1.2.10.    Объемы измерений и сроки освидетельствования корпусных конструкций регламентируются Руководством. В частности, обследуются элементы подводной и надводной частей корпуса (с наружной стороны), а также помещения внутри корпуса в соответствии с таблицей раздела 3 «Корпус» Руководства. Район обследования изношенных конструкций устанавливается по результатам визуальных осмотров и на основании выборочных замеров с учетом опыта надзора за корпусами судов данного типа.

1 В дальнейшем — Руководство.

8

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИИ

2.1. Основные положения

2.1.1.    Износ элементов корпуса характеризуется остаточными толщинами, определенными с помощью средств измерения. Средства измерения и их метрологические свойства должны быть признаны Регистром и соответствовать одобренным Регистром стандартам.

2.1.2.    Остаточные толщины листовых элементов должны, как правило, определяться методами неразрушающего контроля. При необходимости проверки полученных данных допускается измерение остаточных толщин другими одобренными способами.

Измерения толщин элементов набора там, где это технически возможно, могут выполняться штангенциркулем, микрометром и другими соответствующими средствами измерения.

Измерения глубины коррозионных язвин, раковин выполняются с помощью глубиномера, индикатора часового типа или иными подобными приборами.

Для организации выполнения измерений должна быть заранее подготовлена схема, на которой указываются: положение точек измерения; построечные толщины элементов корпуса в этих точках; вид применяемого для измерения оборудования.

Указываются места для установки лесов (если это необходимо), или других устройств доступа к точкам измерения.

2.1.3.    Выборочные измерения остаточных толщин корпусных конструкций выполняются в первую очередь в районах, которые подвергаются интенсивному износу по причине агрессивности среды, отпотевания, недостаточной вентиляции и постоянной сырости, где затруднено проведение технического обслуживания в условиях эксплуатации. Остаточная толщина в точке измерения должна определяться с учетом состояния поверхности листа как снаружи, так и изнутри корпуса.

Выборочные измерения остаточных толщин должны производиться в следующих местах:

1)    В трюмах и отсеках, где по роду перевозимого груза (уголь, минеральные удобрения, руда, различные нефтепродукты, соль, химикаты, кислота, рыба в бочках и т. д.) возможна интенсивная коррозия со стороны грузовых помещений, в отсеках двойного дна под котлами или попеременно используемых для жидкого топлива и балласта, в балластных отсеках, в насосных отделениях нефтеналивных судов, в местах прохождения трубопровода подогрева, в льялах, в отсеках с цементным и другими покрытиями, в сточных колодцах, в танках изолированного (чистого) балласта нефтеналивных судов.

2)    На элементах корпуса, где по опыту эксплуатации отмечались повышенные износы, на поверхностях, где возможен застой воды (например, на настилах палуб под палубными механизмами в носовой части, в районах шпигатов, в районе комингсов вентиляционных каналов).

9

1

В дальнейшем — Регистр.