Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

38 страниц

319.00 ₽

Купить РД 31.21.84-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для предприятий и организаций Министерства морского флота, занимающихся предремонтной подготовкой судов и содержит требования на подготовку топливных, топливно-балластных, масляных цистерн, а также цистерн для загрязненных нефтепродуктами вод судов Министерства морского флота к заводскому и доковому ремонту, а также к классификационному освидетельствованию.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация предремонтной подготовки цистерн

3. Подготовка цистерн к ремонту и классификационному освидетельствованию

     3.1 Очистка и дегазация цистерн

     3.2 Заполнение цистерн инертными газами и контроль состояния газовой среды

     3.3 Заполнение цистерн водой

     3.4 Подготовка цистерн судна для проведения классификационного освидетельствования

4. Требования безопасности

Приложение 1. Справка-заявка на подготовку судна к огневым работам

Приложение 2. Нижний концентрационный предел взрываемости нефтепродуктов

Приложение 3. Методика определения подвижности нефтяных отложений

Приложение 4. Метод определения плотности топлива-растворителя и его смесей с отложениями

Приложение 5. Типовые схемы заполнения цистерн инертным газом через системы топливных трубопроводов

Приложение 6. Пробоотборный штуцер

Приложение 7. Перечень руководящих нормативных документов

Приложение 8. Основные термины и определения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ШАШНИ НАУЧНО-ИСМШВАТИЬСКИЙ ИЖТИТУТ МОРСКОГО ШОТА

ТИПОВАЯ ИЕЕТРУКШН

по предремонтво# подготовке тошшвннг к масхяшх щстеря судов морского фиота

РД 31.21.84-82

Лешяград-1983

РАЗРАБОТАНА Центральным ордена Трудового Красного Знамени на-учно-исоледовательсяш институтом морского флота Заместитель директора по научной работе д.т.и. С.Н.Драницын

Руководитель разработки к.т.н., ст.н.с. А.К.Голь-

денфоя

Ответственный исполнитель мя.н.с. О.Б.Кирш Ленинградским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарно! обороны МВД СССР

Начальник филиала к.т.н. В.П.Соиоь Руководитель разработка к.т.н., ст.н.с. А.А.Котов

Ответственны! исполнитель к.т.н., ст.н.с. Г.А. А заев

Балтийским ордена Октябрьской Революции морским пароходством

И.о. главного инженера Ф.П.Еввин

И.о. начальника технического отдела А.В.Неляжс

СОГЛАСОВАНА ЦК профсоюза, рабочих морского и речного флота.

Заведующий отделом охраны труда В.И.Мерзяов. Управлением органаза паи труда я заработной платы ММФ. Заместитель начальнике Т.Н.Новиков. Отделом 50ХР ШФ. Начальник отдела И,А.Бедное. Министерством мелиорации а водного хозяйства СССР. Заместитель начальника Главного управления по охране вод Л.Ы.Сукин.    Министерством здравоохранения

РСФСР Заместитель главного государственного санитарного врача Л.Г.Подунова. ГХО "Севзапфлот". Главный инженер М.С. Левяков. ГХО "Дальфкот*. И.о. главного инженера Й.Г.ТИтов. ПО "ЕНфлот". Главный инженер В.Н.Штонла

УТВКРДДЕНА Управление технической эксПлуаташп флота ,н судоремонтных заводов ШФ Главный ннненар Ю.П.Баб*й

Стр.8 РД 31.21.84-82

3.1.8.5.    Контроль за качеством мойка осуществляется путем отстоя отобранной пробы раствора в мерном цилиндре емкостью 250-500 мл. По величине слоя отстоявшегося нефтепродукта сузят об эффективности мойки.

Эмульгирование считается законченным, когда величина слоя отстоявшегося нефтепродукта.в пробах моющего раствора остается постоянной (либо слой нефтепродукта после отстоя отсутствует вообще}. По окончании эмульгирования раствор перекачивают в цистерну, выбранную для отстоя, и затем используют для мойки следующей цистерны. При этом раствор подкрепляется путем добавки 15-204 химпрепарата от первоначально растворенного количества.

3.1.8.6.    Зачищенную цистерну пропаривают паром в течение 2-4 часов по технология, изложенной в п.3.1.7.

3.1.8. ?. Отработанный раствор сдают в приемные устройства порта, о чем в судовом журнале производится соответствующая запись.

3.1.9.    Химико-механизированная мойка водным раствором химпрепарата.

3.1.9.1.    Мойка производится путем гидродинамического воздействия на отложения' высоконапорных сТруй моющего раствора, перемещаемых в различных направлениях переносными моечными машинками.

Приготовление раствора химпрепарата проводится ho технологии, изложенной в п.3.1.8.2. При этом количество моющего раствора для обеспечения отстаивания при непрерывной работе машинок должно соответствовать четырехкратной часовой производительности машинок. Цистерну, выбранную для приготовления моющего раствора,- целесообразно использовать и для отстоя.

3.1.9.2.    Процесс химико-механизяроваиной мойки цистерн состоит из следующих операций:

-    подогрева раствора химпрепарата;

-    мойки раствором химпрепарата;

-    удаления я отстоя раствора для дальнейшего его использования.

З.Х.9.З. Для подачи моющего раствора к очищаемым цистернам прокладывается линия шлангов, устанавливается распределительная коробка (коллектор), к которой присоединяются шланги

РД 31.21.64-82 стр.9

коечных машинок.

Моечная машинка опускается в горловдяу цистерны с последующей перестановкой и крешгедаем к флорам, и производится промывка внутренних поверхностей цистерны. Удаление раствора из очищаемой цистерны в отстойную происходит непрерывно.

3.1.9.4.    С целью более полного удаления из цистерн раствора в процессе мойки следует придавать судну дифферент и ярен в сторону расположения в цистернах приемных патрубков.

3.1.9.5.    После окончания мойки всех подлежащих очистке цистерн раствор сдают в приемное устройство порта, о чем в судовом журнале производится соответствующая запись.

3.1.10.    Гидромехавизированная мойка забортной водой.

3.X.XD.I. Гидромехаяиэированкая мойка проводится с помощью моечных машинок струями воды, подогретой до 40-70°С в соответствии с п.3.1.9.2, но без добавки химпрепарата.

3.1.11.    Домывочные работы и выборка твердых остатков.

3.1.П.1. Домывочные работы и выборка твердых остатков

производятся в конце моечных работ с целью очистки н дегазашя цистерны.

3.1.11.2. Домывочные работы производятся скатыванием поверхностей цистерн забортной водой с помощью переносного рукава со стволом для ручной домывай. Моющая вода подается при давлении 0,4-0,6 МПа (4-6 кгс/см2} и температурой не вше 45°С.

После домывочных работ производится выборка твердых остатков.

3.1.12.    Контроль газовой среды цкстернй осуществляется

цри:

-    очистке к дегазации цистерн;

-    перед направлением людей в цистерны;

-    веред началом огневых работ;

-    во требованию органов пожарного надзора.

Анализ газовой среды и оформление документа ши проводятся в соответствии с. РД 31.28.52-79 "Методы фи зи ко-хими чес кого контроля рабочих соед судового оборудования".

3.1.13.    После домывочных работ я ввбо «я твердых остатков долина быть обеспечена дегазация цистерн согласно требованиям принятого способа предремонтной подготовки цистерн.

3.1.14.    Технологические процессы очистки цистерн должны

Стр.Ю РД 31.21.84-82

проводиться с учетом выполнения требований РД 31.04.03-79 "Наставление по предотвращению загрязнения с судов" и постановления Совета Министров СССР .4 118 от 14 февраля 1974 г. "Об усиления борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря" (см. приказ ММФ от 13 марта 1974 г. * 41).

3.I.I5. После очистки и дегазации цистерны закрываются все горловины, а также клапаны и заглушки на трубопроводах, связанных с очищенной цистерной.

Уровень дегазация каждой очищенной цистерны фиксируется в справке-заявке (приложение I).

3.2. Заполнение цистерн инертными газами я контроль состояния газовой среды.

3.2.1.    Для заполнения внутреннего объема цистерн инертными газами (двуокись углерода, азот, дымовые газы) используются специальные станции (устройства, системы)'. Позволяющие подавать требуемое количество инертного газа и оборудованные приборами газового контроля.

Инертный газ должен содержать не более 5*? объемных кислорода к иметь температуру не более 30°С,

Работа я обслуживание станции должны осуществляться в со-ответствии с Инструкцией по ее эксплуатации.

3.2.2.    Заполнение цистерн инертным газом проводится через систему приемки топлива и масла по трубопроводам судна (справочное приложение 5) либо через воздушные трубы цистерн. Для этого необходим комплект фланцев-переходников, позволяющих присоединять переносной газопровод • станции инертного газа к приемным фланцам топливной я масляной систем либо к фланцам■ воздушных труб.

3.2.3.    Подготовка к заполнению цистерн инертным газом через систему приемки топлива а масла судна.

3.2.3.1.    Переносной газопровод через фланец-переходник присоединяется к приемному фланцу .топливной иди масляной системы, через которые производится заполнение цистерны.

3.2.3.2.    С помощью клапанов и заглушек на приемной системе цистерна подключается к станции. Все остальные клапаны и заглушки трубопроводов, связанных с заполняемой шстеряой, закрываются.

РД 31.21.84-82 •отр.и

3.2.4.    Подготовка к заполнению цистерн инертным газом через воздушные трубы.

3.2.4.1.    Заполнение цистерн инертным газом через воздушные трубы проводится в тех случаях, когда невозможно заполнение но системам трубопроводов судна.

3.2.4.2.    Для присоединения переносного газопровода к цистерне снимается верхнее колено воздушной трубы.

Газопровод через фланец-переходник соединяется с фланпем воздушной трубы.

3.2.4.3.    Клапаны и заглушки трубопроводов судна,-связанных с заполняемой цистерной, закрываются.

3.2.5.    Выход вытесняемой газовой среды из цистерны осуществляется через ее воздушную трубу.

3.2.5.1.    В случае, если цистерна имеет две воздушные трубы, то при заполнении через систему приемки топлива или масла судна одна из них закрывается воздухонепроницаемой тканью или пленкой и выход газов осуществляется через другую трубу, которая расположена в противоположной от места подвода инертного газа части цистерны. Для удаления воздуха из объема закрытой воздушной трубы ее кратковременно (на v-5 минут) открывают s конце процесса заполнения цистерны инертным газом.

При заполнении цистерны через воздушную трубу одна из них используется для подвода, а другая-для отвода газа.

3.3.5.2.    Если цистерна не имеет своей воздушной труби, то при заполнении через систему приемки топлива или масла выход газов осуществляется через воздушную трубу цистерны, связанной трубопроводом с заполняемой. В этом случае происходит заполнение обеих емкостей инертным газом.

3.2.5.3.    Если цистерна имеет одну воздушную трубу а через нее происходят заполнение газом, выход газовой среды должен осуществляться через воздушную трубу другой цистерны, связанной с ней трубопроводом. Для этого открываются клапаны' и заглушки на трубопроводе, соединяющем эта цистерны. В этом случае происходит заполнение инертным газом обеих' цистерн.

3.2.6.    Для проверки герметичности газопровода и. трубопроводов, правильности подключения цистерн, а такве для устранения возможных пробок нефтепродуктов предварительно проводится их продувка с помощью вентилятора станций инертного газа. Все

Стр.12 РД 31.21.84-82

йбнаруженяые неплотности должны быть устранены. О правильности присоединения свидетельствует появление потока воздуха только на выходе из воздушной трубы заполняемой цистерны.

После этого производится заполнение цистерны инертным газом.

3.2.7.    Контроль газовой среды цистерны, заполняемой инертным газом.

3.2.7.1.    Контроль газовой среды цистерны проводится по содержании кислорода.

Концентрация кислорода определяется на двух уровнях по высоте цистерны: нижнем - 0,3 м от поверхности яефтеостатка или днища, верхнем .-0,3 ы от подволока. В дальнейшем при условии равенства концентрации кислорода на указанных двух уровнях допускается определять концентрации кислорода на одном из щ*

Забор проб газовой среды из объема цистерны с регламентируемых уровней производится с помощью пробоотборных трубок, которые заводятся либо через воздушную трубу, либо через измерительную трубу (при наличии в ней отверстий для вывода пробо-отборных трубок на заданных уровнях), либо через специальный штуцер на крышке горловины цистерны’(справочное приложение 6).

Коли цистерна имеет несколько горловин, крышка горловины со штуцером должна устанавливаться в противоположной от места подвода инертного газа части цистерны.

3.2.7.2.    Для контроля кислорода могут быть использованы газоанализаторы, индикаторы и другие приборы, предназначенные для определения содержания кислорода в требуемом интервале его значений.

В.начале каждой смены газоанализаторы должны проверяться яа стандартных смесях согласно инструкции по их эксплуатации.

3.2.8.    Заполнение цистерны инертным газом считается законченным, если содержание кислорода в ней будет снижено до 8< (объемных) и менее при заполнении двуокисью углерода: и 8,5*? (объемных) я менее при заполнении азотом или дымовыми’ газами.

Результаты анализа, удостоверенные актом теплохимической лаборатории, заносятся в справку-заявку.

При невозможности достижения требуемой концентрация кислорода цистерна зачищается и дегазируется согласно требованиям

РД 31.21.44-82 стр.13

п.2.5.3.

3.2.9. После окончания заполнения пистерны инертным газом закрываются трубопровода, по которым производилась подана и выход газов. Воздушные трубы закрываются воздухонепроницаемой тканью или пленкой.

3x3. Заполнение цистерн водой.

3.3.1.    Заполнение цистерн водой производится при плюсовых температурах наружного воздуха.

В холодное время заполнение шгстерн водой разрешается только при наличия постоянного подогрева воды внутри пистерны для предотвращения образования льда.

3.3.2.    Заполнение цистерн водой осуществляется в соответствии с предварительно разработанной схемой по трубопроводам и временным соединениям. Выход вытесняемых газов осуществляется через воздушную трубу.

3.3.2.1.    Все клапаны и заглушки трубопроводов, связанных с цистерной, кроме клапанов системы, через которые происходит заполнение, закрываются.

3.3.2.2.    Цистерна заполняется до верхней ограничивающей поверхности. Контроль уровня вода в цистерне проводится .ерез ее измерительную трубу.

3.3.2.3.    После окончании заполнения все клапаны па трубопроводах, по которш происходило заполнение, закрываются к номера цистерн, заполненных водой, заносятся в п.5 справки-заявки (приложение I).

3.4. Подготовка цистерн судна для проведения классификационного освидетельствования.

3.4.1.    В соответствии с Правилами Регистра СССР (п.3.2.3) цистерны судна должны предъявляться к классификационному освидетельствованию один раз в 4 года.

Правилами Регистра СССР (п. 3.3.3.4, 3.3.4.3) допускается проведать первые два классификационных освидетельствования на плаву без очистки дастерн. Начиная с третьего освидетельствования, предъявление цистерн связано с их зачисткой и дегазацией для обеспечения возможности пребывания в них людей. В этом случае цистерны должны подготавливаться согласно требованиям п.2.5.1.

3.4.2.    Подготовку дастерн к третьему к последующим осви-

Стр.14 РД 31.21.84-82

детельствованиям целесообразно совмещать с предремонтной под-го*овкой. При этом рекомендуется по согласованию с представителем Регистра СССР предварительно разделить цистерны на две группы и подготавливать их к предъявлению поочередно- Эту операцию для каидоЙ из груш цистерн с целью сокращения времени я трудоемкости подготовительных работ целесообразно совместить соответственно либо с подготовкой к доковому, либо заводскому ремонту.

4, ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1.    При организации и проведении предремонтной подготовки цистерн долины соблюдаться требования безопасности, изложенные в руководящих нормативных документах (п.1.1), а также в РД 31.Я1.10-75 ’'Правила техники безопасности на судах морского флота", РД 31.83.04-75 "Правила техники безопасности и производственной санитарии на. промыиленных предприятиях 5Ш", "Санитарных правилах для морских судов СССР", утвержденных заместителем главного санитарного ,врача Союза ССР приказом от 22.07.64 № 484-64, РД 31.81.18-73 "Правила по защите от статического электричества на морских судах".

4.2.    К выполнению работ допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж в соответствии о Положением об инструктаже и обучении безопасным приемам я методам работы на морском транспорте.

4.3.    Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при-работах силами и средствами судна возлагается на руководителя работ (в соответствии с должностными обязанностями), силами и средствами береговых предприятий - на администрацию этих предприятий, силами судовой команды и береговых предприятий - на администрацию, которая руководит работами.

4.4.    Персоналу, участвующему в производстве моечных работ в цистернах, должны выдаваться защитные каски, спецодежда и обувь на-кожаной подошве, закрепленной рантом или деревянными (медными) шпильками. Запрещается использовать обувь с подошвой, пробитой стальными гвоздями или имеющую стальные’подковки.

4.5.    В случае пропаривания цистерн не допускается вводить в них моечные машинки, вентиляторы я другие электропроводящие

УД 31.21.84-82 стр.15

устройства и предметы до полного конденсирования пара. При производстве предремонтной подготовки обязательно заземление корпусов указанных устройств.

4.6.    При мойке цистерн с 'помощью переносных моечных машинок долхна быть исключена.возможность появления искр при ударах машинок о борт и набор корпуса. Во время грозы моечные работы долины прекращаться и все открытке горловины закрываются.

4.7.    Спуск людей в цистерну для установки или переста-, еовки моечных машинок, для выполнения работ по домывке и выборке твердых остатков допускается только с соблюдением всех мер безопасности,-предусмотренных РД 31.81.10-75 (п.9.1.40).

4.8.    Спуск людей в цистерну для внутреннего осмотра и проведения ремонтных работ разрешается только после дегазации воздушной среды в цистерне до санитарной нормы и при достаточной освещенности. При этом должны быть соблюдены требования безопасности, предусмотренные для замкнутых' и труднодоступных помещений, у которых естественный воздухообмен недостаточный и ограниченность пространства я проходов затрудняет нормальную работу я передвижение человека.

4.9.    На все время нахождения работающего внутри цистерны за ним должно быть организовано наблюдение и установлена с ним двухсторонняя связь спомощью условных сигналов, приведенных в п.1.4.20 РД 31.81.10-75. Для этой цели в районе ближайшей к работающему горловины должны безотлучно находиться наблюдающие. Наблюдающие не должны уходить с поста до тех пор, пока не убедятся в том, что работающий вышел из адстерны.

4.10.    Заполнение цистерн инертным газом проводится только после окончания зачистки я дегазации я выхода людей из всех других цистерн судна.

4.11.    При заполнении цистерн инертными газами производится с помощью газоанализатора контроль содержания кислорода в воздухе помещений, расположенных в районе горловин цистерн. При снижении в них концентрация кислорода необходимо на входах в загазованное помещение вывесить запрещающие знаки “Воспрещается вход (проход)" в соответствии с ОСТ 31.0013-79, проводить вентилирование помещения, принять меры для обнаружения и устранения утечек газа.

4.12.    На всех горловинах цистерн, заполненных инертным

Стр.16 «■ 31.21.84-82

газом, должны быть установлены 'Запрещающие знаки "Воспрещается вход (проход)* в соответствии с ОСТ 31.0013-79, которые должны оставаться на протяжении всего периода ремонта.

4.13., Во время цредремонтной подготовки все доступные внутри корпуса судна наружные поверхности не за чищенных и незаполненных инертным газом яли водой шстерн очерчиваются желтой краской к маркируются надпись» "Огнеопасно - топливо!". Немедленно после постановки в док эти цистерны также очерчиваются и маркируются по наружному корпусу судна.

84*82 стр.17


Приложение I обязательное


СПРАВКА-ЗАЯВКА яа подготовку судна к огневым работам


1

2


Судно _

' "й&исейование судйё

Произвести огневые работы_,_

указать место я характер


бЩВЕГрЗот


3. Произвести вне водой емкостей


зачиотку, дегазацию, инертизацию, эаполне-


указать,какие емкости и


характер их подготовки


Представитель судовладельца ___

подпись, и,о.фамилия    “

4. При подготовке судна к ремонту зачищены и дегазированы

от остатка нефтепродукта емкости    ._

указать, какие емкости


Содержание паров нефтепродукта после зачкстннх работ в указанных емкостях составляет: _______________


5. Никоети    .

указать, какие емкости

заполнены инертным газом, водой____

указать, каким газом


содержание кислорода после заполнения составляет


6. Судно подготовлено к проведению огневых работ в районе емкостей


указать, каких емкостен


Представитель производителя работ ___

подпись, и Го\'фамилий


Министерство морского флота (Йиниорфлот)

103759 Москва, йланова, 1/4

ОТ 07.07.92. * т-Х-2а/П55

Руководителям предприятий я организаций Мяяиорфяота

О введении РД 31.21.84-82

Управлением технической эксплуатации флота и судоремонт-них заводов Мянморфкоте утвержден руководящий документ РД 31,21.84-82 "Типовая инструкция по предремонтной подготовке, топливных и масляных цистерн судов морского флота" со сроком введения в действие с I июля 1993 года.

Типовая жвструхщя разработана в развитие РД 31.21,28-81 "Требования пожаровзрывобезопаскости к огневым работам ка корпусах морских-судов. Основные положения", утвержденного ШФ X6.I2.8X, в устанавливает организацию я технологию подготовка судна к ремонту в части, касающейся его топливных и масляных цистерн.

Внедрение РД 31.21.84-82 позволит сократить сроки я трудоемкость подготовки судов к ремонту з в результате удлинить експлувтвщо. -ый период работы флота.

Для внедрения Типовой инструкция прошу:

1.    Начальникам пароходств. руководителям предприятий в организаций:

1.1.    Издать распоряжение so пароходству о проведении подготовительных работ к внедрению РД 31.21.84-82.

1.2.    При выполнения предремонтной подготовки судов руког ВюдстВоваться РД 31.2Т.84-82.

2.    ЗМйМФу издать РД 31.21.84-82 и к I ноября 1982 года направить его в пароходства, судоремонтные заводы и другие заинтересованные предприятия и организация.

».Ц. Бабий

Контроль за выполнением настоящего директивного письма возложить на ШИИМФ.

Главный инженер УТЗф

рапмдопя горючих х смазочных материалов ха судне


Суяхо


■ажмеаовакне судна





Стараагё механик


подпись,И;0.Фамяляя


Ш 629.I2.0II.525.004.5

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРЕПРШШНОЙ    рд    31.21.84-82

ПОДГОТОВКЕ ТОПЛИВНЫХ И МАСЛЯНЫХ ЦД- Взамен РД 31.28.38-63, СТЕРН СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА    РД 31.28.37-68-

Директивным письмом В 7ТФ-1-2аД155 о» 07.07.82

срок введения установлен с 01.07.83

Настоящая Тисовая инструкция предназначена для предприятий и организаций Министерства морского флота, занимавшихся предремоктной подготовкой судов.

Инструкция распространяется на подготовку топливных, топливно-балластных, масляных цистерн, а также цистерн для загрязненных нефтепродуктами вод1* судов Министерства морского флота к заводскому я доковому ремонту, а также к классификационному освидетельствованию.

Инструкция определяет организацию, способы и технологию подготовки судна к ремонту и классификационному освидетельствованию в частя, касавшейся его цистерн.

'Инструкция не распространяется яа предремонтну» подготовку цистерн ваттах судов и судов-газовозов.

1. ШИВ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. При организации я проведении предремантной подготовки цистерн необходимо руководствоваться следующими основными нормативно-техническими документам!:

х)

РД 31.20.01-80 "Положение о технической эксплуатации морского флота”; "Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых объектах ШФ", утвержденные приказом ШФ от 12.03.73 й 41; РД 31,21.28-81 "Требования по-каровзрнвобезопасности к огневым работам на корпусах морских

В твисте все эти емкости называются "цистерны'

Стр.2 РД 31.21.84-82 .

судов. Общее положения".

1.2.    На основания настоящей Типовой инструкция судовладельцем применительно к конкретным условиям должны бить составлены рабочие инструкции по предремоятной подготовке топливных я касляшк цистерн судов.

1.3.    С вводом в действие настоящей инструкции отменятся РД 31.28.35-68 "Временная инструкция по предремоятной очистке мазутных топливных танков пароходов"; РД 31.28.37-68 "Временная инструкция по цредремовтноЗ очистке топливных танков теплоходов”.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДРЖОНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ЩСТЕРН

2.1.    Предремонтная подготовка цистерн является частью предремоятной подготовки судна, организуется я выполняется судовладельцем, который несет ответственность за ее проведение.

2.2.    С целью сокращения продоллателъностк я трудоемкости црадремонтной подготовки вдстерн периодически во время эксплуатации судна в как обязательное мероприятие в рейсах судна перед ремонтом проводится профилактическая мойка в соответствия с РД 31.28.53-79 "Химические методы очистки судового оборудования".

2.3.    После окончания предремоятнего рейса администрация сунна проводит отборы проб топлива, которые затем передаются в твпяохи'мпческую лабораторию для определения температуры вспышки. Вое топливо я масло, кроме запаса, оставляемого для перехода судна к судоремонтному предприятию (если это необходимо) я на судовые нудны на время ремонта, согласно РД 31.60.II-70 •Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР” (НШС-70), полностью сдаются на берег, после чего составляется "Карта размещения горючих я смазочных материалов на судне*. Выбранная для хранения топлива цистерна должна находиться на расстоянии не менее 5 и от мест проведения на .судне огневых работ.

К огневым работам относятся производственные операция, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и надрезом Д<* температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

РД 31.21.84-82 стр.З

2.4.    В соответствия с объемах я характером . предстоящих ремонтных работ представитель судовладельца определяет способ предремситной подготовки каждой цистерны и оформляет справку-заявку согласно обязательному приложение I. которая передается производителю работ, назначенному судовладельцем.

2.5.    Выбор способа подготовки каждой цистерны к ремонту производится, исходя из необходимости обеспечения:

-    безопасных условий для работающие внутри цистерны;

-    пожаровзрывобезопасности огневых работ.

2.5.1.    Цистерны, внутри которых будут проводиться огневые работы или освидетельствования, очищаются г дегазируются до санитарной нормы (содержание в воздуха паров углеводородов не более'0,3 Г/ы8) с удалением твердых остатков.

2.5.2.    Цистерны, в которых хранилось топливо с температурой вспышки ниже 61°С, независимо от характера и места проведения на судне ремонтных работ очищаются и дегазируется до санитарной нормы с удалением твердых остатков.

2J5.3. Щетерны, на наружных поверхностях которых будут проводиться огневые работы, очищаются и дегазируется до концентрация паров нефтепродуктов, не превышающей 53 от нижнего концентрационного предела взрываемости, либо заполняются икерт-яша газами для снижения концентрации кислорода в них до безопасного уровня.

Величины низшего концентрационного предела взрываемости нефтепродуктов приведены в справочном приложении 2.

2.5.4.    фстерны, смежные с цистернами, указанными в п.2.5.1 и п.2.5.3, то есть имеющие с тми либо общие переборки, либо подволоки или днища, а также расположенные ближе 5 м от мест проведения огневых работ, подготавливаются в соответствии с требованиями п.2.5.3 либо заполняются водой.

2.5.5.    Все прочие топливные я масляные цистерны очистке и дегазации, заполнению инертным газом или водой не подвергаются.

2.6.    Вне зависимости от принятого способа предреионткой подготовки, после ее окончания все клапаны и заглушки трубопроводов, связанных с топливными я масляными‘цистернами судна, должны быть закрыты.

2.7.    Участка топливных я масляных трубопроводов, на которых планируется проведение огневых работ, отсоединяются от ос-

Стр.4 РД 31.21.84-82

тальных частей трубопровода, после чего ремонтируемый участок трубопровода демонтируется и по .всей дайне полностью очищается от остатков нефтепродукта.

2.8.    Дифференцированный подход к выбору предремоятяой подготовки каждой отдельной цистерны с учетом требований п.2.5 при минимальной продолжительности в трудоемкости этих работ осуществляется с целью сокращения общего времени простоя судна перед постановкой его на судоремонтное предприятие,

2.8.    При применения инертных газов в качестве средства обеспечения пожеровзрзвобезопаскостя топливных и масляных цистерн во время проведения огневых работ на судоремонтном предприятии должна быть предусмотрена передвижная станция инертных газов с обслуживающим персоналом.

По решению судовладельца ставшая инертного газа с обслуживающим персоналом Ноже? также предусматриваться и у непосредственного производителя предремонткой подготовки топливных я масляных цистерн.

2.10.    Ответственность заузаполнение пистери инертным газом з поддержание необходимых параметров газовой среды в них несет судовладелец яла судоремонтное предприятие, в зависимости от того, в чьем ведении находится станция инертного газа.

2.11.    По окончании подготовки цистерн к ремонту при сдаче их судоремонтному предприятию приемочной комиссии предъявляется справка-заявка, которая затем прилагается к "Акту приемка оудне в ремонт", составленному согласно РД ,31.50.03-78 "Положение о ремонте судов на заводах ШФ".

Разногласия, вознякающие в процессе приемки цистерн, ре-яаются главным инженером пароходства.

3. ПОДГОТОВКА ШСТЕРН К РИЙОНТУ И КЛАССИ0ШШОШОМУ

освештствовАшю

3.1.    Очистка, и дегазация цистерн.

3.1.1.    Очистка н дегазация цистерн проводится с целью удаления отложение, образовавшихся в процессе хранения нефтепродуктов на стенках я днищах цистерн, для обеспечения безопасного проведения огневых работ внутри или на наружных поверхностях цистерн.

РД ЗХ.21.84-Й2 стр.5

3.1.2. В «авиеимеета от применяемой моющей среды мойка даотерн подразделяется на водную я неводяую.

3.1.2.1.    Водная мойка осуществляется путем:

-    эмульгяро&аняя отложений в водном растворе мощего химического препарата;

_ - пропаривания цистерн водяным паром;

-    гидромеханизироваяной мойки забортной водой.

Эмульгирование допускается проводить только монадой химическими препаратами, одобренными для мойки цистерн Минводхозом СССР. Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР.

Эмульгирование в водном растворе мощего химического препарата проводится двумя способами: длительной выдержкой раствора внутри замываемой цистерны при качке судна или перекачивании раствора либо с помощь» моечных машинок. В последнем Случае мойка называется химико-механизированной.

3.1.2.2.    Неводная мойка выполняется путем растворения отложений с помощью топлива-растворителя.

3.1.3.    Очистка цистерн после хранения тяжелых сортов топлива (моторного топлива, топочного мазута) выполняется последовательным проведением негодной и водной мойки.

3.1.4.    Очистка цистерн после хранения дизельного топлива выполняется с помощью водной мойки.

3.1.5.    Очистка цистерн от отложений, образовавшихся после хранения дизельного топлива, толщиной менее 10 мм проводится с помощью гидромеханизированной мойки забортной водой.

3.1.6.    Растворение остатков нефтепродуктов с помощью топлива-растворителя .

3.1.ell.Для выбора топлива-растворителя определяется подвижность отложений по методике, приведенной в справочном приложения 3.

При растворения неподвижных отложений, а также при боль -■ой толщине слоя подвижных отложений (свыше 100 мм) для растворения рекомендуется применять дизельное топливо.

При растворении подвижных отложений рекомендуется применять моторное топливо либо флотский мазут.

3.1.6.2. Для растворения отложений следует наибольшую из мекдудонных цистерн заполнить на 1/3 ее объема выбранным топливом-растворителем .

Стр.6 РД 31.21.84-82

3.1.6.3.    Мойка топливом-растворителем производится, как правило, в рейсе на ходовом режиме.

Процесс мойки состоят из следующих операций:

-    подогрева топлива-растворителя;

-    многократного его перекачивания;

-    контроля за процессом растворения отложений;

-    удаления топлива-растворителя из цистерн.

3.1.6.4.    Температура топлива-растворителя не должна превышать:

-    дли флотского мазута - 70°С;

-    для моторного топлива - 55°С;

-    для дизельного топлива - 40°С.

3.1.6.5.    С цель» повышения интенсивности растворения отложений следует производить многократную перекачку топлива-растворителя из цистерны с топливом-растворителем в очередную зачитаемую цистерну и обратно.

В зависимости от характера отложений перекачку следует производить в каждую цистерну 4-6 раз. Продолжительность выдерживания топлива-растворителя в зачищаемой цистерне после каждой перекачки должна быть не менее 2 часов.

3.1.6.6.    Контроль за процессом растворения отложений проводится путем периодических замеров плотности топлива-растворителя. Пробы для определения плотности следует отбирать при каждой перекачке (не менее 0,8 л) и определять ах плотность по методике, приведенной в справочном приложении 4.

Прекращение увеличения плотности топлива-растворителя сш-детельствует об окончании процесса растворения .отложений.

3.1.6.7.    После окончания растворения отложений топливо-растворитель следует' полностью откачать в одну аз цистерн для последующего сжигания в судовых энергетических установка* после его предварительной подготовки (отстоя, сепарации, гомогенизации, смешения с топливом).

За процессом растворения остатков нефтепродуктов с помощью топлива-растворителя производится пропаривание цистерн водяным паром х эмульгирование отложений в водном растворе моющего химического препарата либо химико-механизированная мойка.

3.1.7.    Пропаривание цистерн водяным даром.

3.1.7.1. В зависимости от размеров цистерн пропаривание

РД 31.21.84-82 стр.7

проводятся в течение 8-12 часов.

Пар подается род' давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2). О достаточности прогрева шстерн свидетельствует легкое парение через ее воздушные трубы. В процессе пропаривания необходимо периодически, через' 1-2 ч, проводить откачку конденсата в цистерну, выбранную для отстоя.

3.1.8. Эмульгирование отложений в водном растворе моющего химического препарата.

3.1.8.1.    Эмульгирование отложений с последующим удалением их из цистерны-проводится путем длительного взаимодействия их с раствором химпрепарата (ИМФ-1 или другим, применение которого- согласовано с контролирующими-организациями, перечисленными в п.3.1.3.1) в воде.

3.1.8.2.    Для приготовления моющего раствора химпрепарата одна из цистерн заполняется подогретой забортной водой в количестве, равном примерно 1/3 объема наибольшей мевдудояной цистерны, и вводится з нее химпрепарат.

Концентрацию моющего раствора я температуру нагрева следует принимать-,в соответствии с инструкцией по применению химпрепарата, согласованной с Минводхозом СССР, Минздравом СССР и Минрыбхозом СССР.

3.1.8.3.    Процесс эмульгирования состоит из следующих операций:

-    подогрей раствора химпрепарата;

-    многократного перекачивания;

-    контроля за качеством мойки;

-    слива моющего раствора.

3.1.8.4.    Многократное перекачивание раствора из замываемой шетеряы в цистерну, выделенную для отстоя эмульсии, производится с целью повышения эффективности моечного процесса за счет циркуляции раствора в очистки его от отмытых нефтепродуктов путем отстоя.

■ С целью Волее"полного удаления с днища цистерны рэстворз и остатков топлива в процессе мойки следует придавать судну дифферент и крен в сторону расположения в цистерне приемных патрубков.

Перекачивание моющего раствора ел- дует производить непрерывно в течение нескольких часов.