Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить РД 31.21.71-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ распространяется на наладку находящихся в эксплуатации судовых систем вентиляции (СВ) и систем кондиционирования воздуха (СКВ), а также сдаваемых после постройки или ремонта СВ и СКВ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Аэродинамическая наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха

3. Наладка устройств автоматизации систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Приложение 1 (справочное). Наладка воздухонагревателей

Приложение 2 (рекомендуемое). Расчет режима регулирования вентиляционной сети

Приложение 3 (рекомендуемое). Методика экспериментального определения статических характеристик и кривых гистерезиса регуляторов

Приложение 4 (рекомендуемое). Методика экспериментального определения переходных характеристик объектов регулирования и графоаналитического определения их динамических параметров

Приложение 5 (рекомендуемое). Методика расчета оптимальных параметров настройки регуляторов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА. ПРАВИЛА И МЕТОДЫ НАЛАДКИ

РД 31.21.71-79

МОСКВА ЦРИА«МОРФЛОТ» 1980

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА. ПРАВИЛА И МЕТОДЫ НАЛАДКИ

РД 31.21.71-79

МОСКВА ЦРИА «МОРФЛОТ»

также их корректирующих устройств и органов настройки;

герметичности пневматических и гидравлических линий.

Выполняется также проверка и устранение излишних люфтов всех механических соединений.

3.4. В объем статической настройки регулятора входит настройка измерительного блока на заданное значение регулируемого параметра, выбор требуемого диапазона действия и цены деления задатчика и зоны нечувствительности регулятора.

3.4.1.    Предварительная настройка измерительного блока электронного регулятора производится путем подбора сменных резисторов в измерительной схеме, а точная настройка осуществляется потенциометром «Корректор».

3.4.2.    Диапазон действия и цена деления задатчика выбираются согласно статической характеристике датчика с помощью потенциометра «Чувствительность» или с помощью резисторов, шунтирующих задатчик.

3.4.3.    Зона нечувствительности регулятора устанавливается потенциометром «Нечувствительность».

3.4.4.    Статическая настройка пневморегуляторов производится путем установки требуемых давлений (моментов срабатывания) с помощью переменных и постоянных пневмосопротивлений (дросселей) или изменением положения регулируемых сопел.

3.4.5.    При настройке регулятора учитывают требования технологии, характеристику объекта регулирования и изменения нагрузки в нем, принцип регулирования и назначение регуляторов.

При настройке регулятора необходимо установить задатчик его на заданное значение регулируемого параметра, предварительно проверив точность шкалы задатчика по образцовому прибору.

Проверка шкалы задатчика должна проводиться при установившемся значении регулируемого параметра, при этом чувствительный элемент образцового прибора устанавливается в непосредственной близости от чувствительного элемента датчика регулятора.

В пропорциональных регуляторах при установке датчика следует учитывать величину нагрузки в объекте регулирования и положение регулирующего органа в

10

момент установки задатчика, а в позиционных датчиках, используемых в схемах защиты и блокировки, при установке задатчика следует учитывать инерционность всей схемы, включая датчик.

3.4.6.    При настройке позиционных и астатических (интегральных) регуляторов в целях обеспечения устойчивого регулирования дифференциал (зону нечувствительности) датчика следует устанавливать равным или меньше необходимой точности регулирования.

3.4.7.    После регулировки отдельных приборов и механизмов необходимо проверить регулятор в целом, определяя четкость взаимодействия его составных частей.

Проверку следует производить путем изменения положения задатчика при постоянстве регулируемых параметров среды или путем изменения этих параметров при фиксированных положениях задатчика.

Примечание. Методика экспериментального определения статических характеристик и кривых гистерезиса регуляторов приведена в приложении 3.

3.5.    Определение оптимальных параметров динамической настройки регуляторов производят обычно по переходным характеристикам объектов регулирования с помощью формул или номограмм, учитывающих тип объекта и регулятора и принятый критерий оптимальности.

Примечания:    К    Все    объекты    регулирования в системах

вентиляции и кондиционирования являются объектами с самовы-равниванием.

2.    Методика экспериментального определения переходных характеристик объектов регулирования и графоаналитического определения динамических параметров этих объектов приведена в приложений 4.

3.    Методика расчета оптимальных параметров настройки регуляторов (ПНР) приведена в приложении 5.

3.6.    Динамическая настройка регуляторов представляет собой совокупность работ по установке органов настройки в положения, обеспечивающие требуемое качество системы автоматического регулирования в процессе ее эксплуатации.

3.6.1. Если органы настройки регулятора отградуированы в тех же единицах измерения, в которых полу-

11

чены оптимальные значения ПНР, то органы настройки достаточно установить на рассчитанные отметки.

3.6.2.    Если градуировка органов настройки не проверена, то для реализации рассчитанных параметров настройки применяется итерационный метод (метод последовательных приближений).

3.6.3.    В случаях, когда средствами настройки регулятора не представляется возможным привести регулируемый параметр в объекте к заданному значению или устранить незатухающие колебания в системе регулирования, рекомендуется внести изменения в систему с учетом технологических возможностей, а именно:

изменить места установки чувствительных элементов датчиков;

изменить количество или качество (остроту) регулирующего агента;

заменить установленный регулятор на регулятор другого типа и с другими характеристиками.

3.7. После настройки регулятора необходимо оценить качество его работы.

Качество регулирования считается удовлетворительным при обеспечении следующих условий:

значения статической ошибки и перерегулирования должны быть равными или меньшими требуемой точности регулирования;

продолжительность переходного процесса должна быть минимальной, при которой обеспечивается устойчивая работа регулятора.

Проверку качества работы регулятора следует вести при изменяющейся нагрузке в расчетных пределах в течение 2—8 ч, в зависимости от характера нагрузки в регулируемом объекте.

Приложение 1 (справочное)

НАЛАДКА ВОЗДУХОНАГРЕВАТЕЛЕЙ

Наладка воздухонагревателей (как магистральных, так и встроенных) проводится с целью достижения расчетной теплопроизводи-тельности. Перед наладкой воздухонагреватели должны быть очищены от отложений на их внутренних и наружных поверхностях.

При наличии теплоносителя испытания могут производиться при любой температуре воздуха, поступающего в СВ и СКВ. При этом кондиционер или вентилятор должен быть включен на полную мощность.

В процессе наладки определяют:

количество воздуха наружного и рециркуляционного (для систем с рециркуляцией) суммированием расходов по всем вентиляционным каналам, обслуживаемым данным кондиционером (вентилятором) ;

температуру воздуха, поступающего в воздухонагреватель (/Нач ) и выходящего из него (/кон);

давление пара, поступающего в воздухонагреватель.

Показания измерительных приборов снимаются после достижения установившегося теплового режима.

Теплопроизводительность воздухонагревателя в условиях испытания определяют по формуле

<2Ф := С(/«он *“ ^нач)э

где с — весовая удельная теплоемкость воздуха;

у — объемный вес воздуха, отнесенный к температуре воздуха в месте замера;

V — количество воздуха, проходящего через аппарат;

/нач, /кон — соответственно температура воздуха, поступающего в аппарат и выходящего из него.

Пересчет для определения теплопроизводительности воздухонагревателя в расчетных условиях работы следует производить по формуле

О = Г)Ф /п — /нам

4 v /Ф_/Ф ’ сл *нач

где Q —теплопроизводительность воздухонагревателя в расчетных условиях;

Ц Ф — то же, при испытании;

/ п — температура пара в расчетных условиях;

/ф — то же, при испытании;

/ нач—температура воздуха, поступающего в аппарат в расчетных условиях; t фач — то же, при испытании.

Если фактическая теплопроизводительность воздухонагревателя ниже расчетной, следует выяснить возможность увеличения расхода

13

теплоносителя или его начальной температуры (давления). При невозможности такого увеличения необходимо поставить дополнительный воздухонагреватель или заменить установленный воздухонагреватель на другой с большей поверхностью нагрева.

Если фактическая теплопроизводительность воздухонагревателя превышает расчетную, ее уменьшение следует производить путем: дросселирования трубопровода теплоносителя — ручным вентилем;

выключения отдельных воздухонагревателей.

Приложение 2 (рекомендуемое)

РАСЧЕТ РЕЖИМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ СЕТИ

Регулирование вентиляционной сети состоит из двух этапов: проведения аэродинамических измерений; определения положения дроссельных органов.

Работы первого этапа проводят в следующей последовательности. Составляется рабочая схема системы с указанием мест измерения и нумерацией участков. Места замеров показаны на примере схемы сети. На схеме дается нумерация сечений замера. Рекомендуется сначала нумеровать ответвления, потом — транзитные и магистральные участки.

При открытых дроссельных органах производят измерения следующих величин:

расхода воздуха в ответвлениях и полного давления воздушного потока перед тройниками;

фактической производительности вентилятора; полного давления, развиваемого вентилятором, при фактическом и необходимом расходах воздуха.

Примечание. При отсутствии доступа к вентилятору его полное давление принимается по паспортным данным.

На втором этапе по результатам замеров заполняется табл. 3 (части таблицы, обозначенные полужирными линиями, не заполняются) в следующей последовательности.

Первые три строки заполняют по результатам проведенных замеров. В 4-ю строку записывают фактическую характеристику участка 5факт* которую вычисляют по формуле

*^факт ===    >

где L — расход воздуха на участке сети;

// — сопротивление участка, т. е. разность полных давлений на его границах.

Примечание. Участок характеризуется постоянством расхода воздуха.

Определяют характеристику каждого ответвления при необходимом расходе (7-я строка):

п     ^необх.вент    ^*^необх

«Ьнеобх.отв^ —    -2    »

^нсобх.отв^

где    Я„е0бх вонт — полное давление вентилятора при необходимом

расходе;

2# необх — сумма сопротивлений магистрали и транзитных участков (б-я строка) до того ответвления, где определяется характеристика;

L* необх.ото — необходимый расход воздуха в х-м ответвлении (5-я строка).

15

РАЗРАБОТАН Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследоцательским институтом морского флота

Зам. директора по научной работе — канд. тсхн. наук С. Я. Драницын Руководитель разработки —

В. Г. Александров Ответственный исполнитель —

В. И. Лысев

Соисполнитель — Одесское высшее инженерное морское училище

Зам. начальника по научной работе — доцент В. А. Грехов Ответственный исполнитель —

канд. техн. наук Я. П. Агафонов

СОГЛАСОВАН ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота

Зав. отделом охраны труда — Ф. П. Каниболоцкий Управлением технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов ММФ

Главный инженер — Ю. Я. Бабий

Л ЦП КБ

Главный инженер — В. А. Галицкий МСП, МРХ, МРФ РСФСР

УТВЕРЖДЕН Управлением организации труда и заработной платы ММФ

Зам. начальника — Т. Я. Новиков

Судовые системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила и методы наладки. РД 31.21.71—79. М., ЦРИА «Морфлот», 1980, 32 с.

g) Центральное рекламно-информационное агентство ММФ (ЦРИА «Морфлот»), 1980 г.

Судовые системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила и методы наладки

РД 31.21.71—79 Введен впервые

Извещением по безопасности труда от 7 февраля 1980 г. № 1-80 срок введения установлен с 1 января 1981 г.

Настоящий руководящий документ распространяется на наладку находящихся в эксплуатации судовых систем вентиляции (СВ) и систем кондиционирования воздуха (СКВ), а также сдаваемых после постройки или ремонта СВ и СКВ.

РД устанавливает единые правила и методы наладки судовых СВ и СКВ.

Наладке подлежат:

оборудование СВ, кондиционеры центральные и автономные;

сеть воздуховодов СВ и СКВ; устройства автоматизации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Наладка проводится с целью обеспечения: проектных расходов приточного и вытяжного воздуха;

требуемого режима работы оборудования и устройств автоматизации СВ и СКВ.

1.2.    Перед началом работы по наладке СВ и СКВ необходимо:

ознакомиться с проектной документацией; осмотреть смонтированные СВ и СКВ; выявить недостатки и недоделки монтажных работ; составить при необходимости рабочие схемы для наладки систем и таблицы расходов воздуха помещений, оборудованных указанными системами;

3

подготовить необходимые инструменты и приборы для испытаний;

выполнять работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации кондиционера (установку и подготовку к работе).

1.3.    Наладка должна проводиться по программе, составленной на основе проекта СВ и СКВ, согласованного с заказчиком.

Примечания: 1. Программы работ по технологической и холодильной частям и по автоматике должны быть увязаны между собой.

2. К началу испытаний в соответствии с программой работ устанавливают и наносят на рабочие схемы систем места инструментальных замеров.

1.4.    Работы по наладке СВ и СКВ проводят в следующей последовательности:

аэродинамическая наладка воздухораспределительных сетей и аппаратов СВ и СКВ;

проверка работы оборудования СВ и СКВ (кондиционеры, воздухоохладители и воздухонагреватели) по прямому назначению;

наладка воздухонагревателей (приложение 1);

поузловые испытания и наладка устройств автоматизации.

1.5.    Наладочные работы по автоматике должны выполняться совместно с работами по наладке СВ и СКВ, а также холодильной части СКВ.

1.6.    При проведении работ по наладке систем не разрешается:

изменять принципиальные проектные решения;

менять заводскую регулировку контрольно-измерительных приборов.

1.7.    По данным наладочных работ может быть проведена частичная паспортизация оборудования СВ и СКВ.

1.8.    Наладочные работы должны выполняться с соблюдением требований действующих правил по безопасности труда.

1.9.    После проведения наладочно-регулировочных работ необходимо провести контрольные замеры параметров воздушной среды в объеме, предусмотренном ОСТ 5.5086—76.

2. АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ НАЛАДКА СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

2.1. Общие положения

2.1.1.    Аэродинамическую наладку СВ и СКВ производят с целью:

определения количества воздуха в центральных и автономных кондиционерах СКВ с замером наружного и рециркуляционного воздуха (для систем с рециркуляцией) ;

установления расчетной воздухоподачи через воздухораспределительные устройства СВ и СКВ;

определения соответствия расчетных и фактических количеств воздуха вентилируемых и кондиционируемых помещений;

определения (при необходимости) производительности и полного давления вентиляторов;

определения скорости, давления, количества воздуха в воздуховоде и сопротивления отдельных элементов СВ и СКВ в случае необходимости.

2.1.2.    До начала наладки необходимо проверить:

исправность вентилятор'а (в соответствии с инструкцией завода-изготовителя); правильность монтажа, сопротивление изоляции и исправность электропитания;

правильность вращения вентилятора путем кратковременного его пуска от штатного пускателя;

состояние сети, соответствие ее геометрических размеров проекту- Устранить негерметичность сети, засоры и т. п.

2.1.3.    Вся регулирующая арматура и исполнительные устройства регуляторов статического давления должны быть полностью открыты, а смесительные и распределительные воздушные клапаны — установлены в положение, соответствующее спецификационному расходу воздуха по каналам.

2.1.4.    Аэродинамическое сопротивление отдельных элементов СВ и СКВ — подогревателей, охладителей, увлажнителей, клапанов и т. п. — следует определять по ОСТ 5.5086—72.

Изменение сопротивления в каком-либо одном участке ведет к перераспределению расходов по всем ответвлениям, ввиду чего после первой регулировки при-

5

ходится ее повторять, а иногда несколько раз. В приложении 2 излагается метод, позволяющий сократить собственно наладочные работы до неизбежного минимума.

2.1.5.    Проверка вентиляторов производится в случае невозможности получения необходимой производительности системы с целью определения фактического режима их работы в сети. Фактическая производительность, развиваемое давление и скорость вращения должны быть сопоставлены с данными нормативно-технических документов.

Производительность и давление вентилятора определяют по ОСТ 5.5086—72.

Если полное давление вентилятора соответствует данным нормативно-технических документов, то отклонение производительности системы определяется сетью — или неправильным ее расчетом или некачественной сборкой.

2.1.6.    Расход воздуха, проходящего через живое сечение воздухораспределительного устройства или сечение воздуховода, и давление воздушного потока определяют по ОСТ 5.5086—72.

2.2. Регулирование воздухораспределительных сетей

2.2.1.    Регулирование сетей следует производить:

по отдельным воздуховыпускным или воздухоприемным отверстиям в каждой ветви системы; по отдельным ветвям системы.

2.2.2.    Регулирование расхода воздуха по отдельным ветвям и отверстиям сети воздуховодов осуществляется прикрытием дросселирующих устройств, в том числе встроенных в воздухораспределитель, либо установкой дополнительных местных сопротивлений — диафрагм на тех участках, где расходы проходящего воздуха превышают проектные.

2.2.3.    Регулировка заключается в уравнивании соотношений фактического и проектного расхода воздуха

В ПараЛЛеЛЬНЫХ ОТВерСТИЯХ И ВеТВЯХ (Уфакт/Рпроектн)

путем искусственного увеличения потерь давления на участках сети, которые пропускают излишние объемы воздуха.

2.2.4.    В том случае, когда расходы воздуха по ответвлениям велики, регулирование проводят на сборном участке воздуховода задвижкой, дроссель-клапаном или диафрагмой, а затем суммарный расход распределяют по ответвлениям путем их взаимного дросселирования.

2.2.5.    В зависимости от конструктивных особенностей системы регулировка ее по расходу воздуха проводится с помощью пневмометрических трубок или анемометров.

2.2.6.    Для сокращения времени проведения регулировки сйстем до начала замеров рекомендуется составить регулировочную схему с обозначением концевой воздухораспределительной арматуры, регулирующих устройств и мест измерения и таблицу (приложение 2). Для регулировочной схемы следует использовать рабочий чертеж системы, при отсутствии его регулировочную схему выполняют в упрощенном виде (черт. 1 приложения 2).

2.2.7.    При регулировке системы с помощью пневмометрических трубок воздуховоды в месте замера снабжаются специальными отверстиями, которые после проведения регулировки закрывают заглушками. Место для измерения следует выбирать на достаточном удалении от предшествующей (по ходу воздуха) фасонной части (практически на расстоянии трех—пяти диаметров).

2.2.8.    Регулировка системы заключается в следующем. В системе согласно регулировочной схеме по показаниям микроманометров, присоединенных к пневмотрубкам, определяют точки с избыточным расходом воздуха. С помощью регулировочных устройств поочередно устанавливают соотношение фактических и необходимых расходов в параллельных ответвлениях, начиная с двух наиболее удаленных от вентилятора. Затем производят контрольные замеры по всем точкам и результаты заносят в табл. 1 приложения 2.

2.2.9.    Регулировка с помощью анемометров может быть применена в тех случаях, когда по тем или иным причинам внутри воздуховодов замеры выполнить невозможно.

Зная требуемый расход воздуха и площадь живого сечения воздухораспределителя, определяют среднюю

7

скорость воздуха, выходящего из него. Затем по графику, прилагаемому к анемометру, находят число требуемых делений счетного механизма за 1 с и определяют число счетного механизма за 50 с.

Таким образом, имея регулировочную схему и таблицу к ней (табл. 2 приложения 2), регулировку производят обычным порядком: по показаниям анемометра определяют точки с избыточным расходом воздуха за время для грубой регулировки (50 с), настраивают систему по методу, изложенному в п. 2.2.8, и производят контрольные замеры при т=100 с, результаты которых заносят в табл. 1 приложения 2.

2.2.10.    Изложенный метод регулировки приемлем, если площадь живого сечения воздуховыпускных (воздухоприемных) устройств в процессе регулировки не изменяется. Если регулировка производится путем их перекрытия, то в каждом отдельном случае определяют не только скорость воздушного потока, но и площадь живого сечения воздухораспределителя (воздухо-приемника).

2.2.11.    Наладка двухканальной системы заключается в следующем:

установить смеситель в положение, соответствующее полностью открытому каналу, и осуществить наладку в соответствии с пп. 2.2.5—2.2.9;

установить клапан смесителя в положение, соответствующее полностью открытому первому каналу, и произвести наладку в соответствии с пп. 2.2.5—2.2.9 до получения проектных величин.

3. НАЛАДКА УСТРОЙСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

3.1. Устройства автоматического регулирования, блокировки, сигнализации, дистанционного контроля и управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать:

автоматическое поддержание заданных параметров воздуха в обслуживаемых помещениях; защиту оборудования от аварий; контроль за работой оборудования.

3.2.    В объем работ по испытанию и наладке входят: подготовительные работы, проверка и испытание

устройств;

статическая настройка регуляторов; определение параметров динамической настройки регуляторов в зависимости от их назначения, принципа регулирования и конструктивного исполнения; динамическая настройка регуляторов.

3.3.    Во время подготовительных работ необходимо: ознакомиться с актами стендовой проверки и приемки монтажных работ приборов, установленных в системах вентиляции и кондиционирования;

ознакомиться в натуре с расположением пусковой и защитной аппаратуры силового оборудования;

предварительно обследовать объекты и смонтировать устройства автоматизации с целью проверки соответствия этих устройств проекту и выявления дефектов монтажа.

3.3.1.    При обследовании устройств автоматизации следует проверить:

правильность установки чувствительных элементов регуляторов и местных приборов с точки зрения обеспеченности нормальных условий их работы (защищенность от посторонних воздействий, размещение в характерных местах, полное омывание средой и т. п.);

правильность размещения и установки регулировочных органов;

наличие расчетных плавких вставок и нагревательных элементов во всей предусмотренной проектом защите.

3.3.2.    Проверка исправности механической части и электрической изоляции цепей, приборов и аппаратов, а также предварительная регулировка приборов управления,. защиты, блокировки и сигнализации, установленных в цепях силового оборудования, должны производиться сначала при обесточенном щите управления; затем их работа проверяется под напряжением.

3.3.3.    При пробном включении устройств автоматизации выполняется проверка:

стабильности работы приборов управления, защиты, блокировки и сигнализации;

работы автоматических регуляторов (датчиков, командных приборов и исполнительных механизмов), а

9