Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

Купить РД 31.20.79-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает единый порядок организации и технологию освидетельствования подводной части судов на плаву. Она распространяется на суда всех назначений и на предприятия ММФ, занимающиеся организацией и проведением подводного освидетельствования.

 Скачать PDF

Годен для справок

Оглавление

1 Общие положения

     1.1. Цель, задачи и основные определения

     1.2. Основные условия выполнения подводного освидетельствования судов

     1.3. Принятые сокращения и используемые термины

2 Документальное обеспечение

3 Организация подводного освидетельствования судов в пароходствах

     3.1. Планирование

     3.2. Порядок организации подводного освидетельствования судов в пароходствах

     3.3. Порядок организации подводного освидетельствования на судне

4 Организация подводного освидетельствования судов в ЭО АСПТР

     4.1. Планирование работ ЭО АСПТР по выполнению подводного освидетельствования судов

     4.2. Порядок организации и осуществления подводного освидетельствования судов в ЭО АСПТР

5 Оформление результатов подводного освидетельствования судов и отчетность

6 Ответственность сторон при подводном освидетельствовании судов

7 Технология подводного освидетельствования судов

     7.1. Подготовка к освидетельствованию

     7.2. Освидетельствование подводной части судна на плаву .

Приложение 1 (обязательное). Памятка-инструкция капитану по обеспечению безопасности производства судовых водолазных работ

Приложение 2 (обязательное). Типовая рабочая программа обследования подводной части судна

Приложение 3 (обязательное). Акт о характере эксплуатации судна после последнего докования

Приложение 4 (обязательное). Акт об осмотре пиковых балластных танков; балластных танков, расположенных ниже ватерлинии минимальной осадки; коффердамов и выгородок электрорадионавигационного оборудования, расположенных в междудонном пространстве; трюмов

Приложение 5 (обязательное). Годовая план-заявка на очистку корпусов освидетельствование судов на плаву

Приложение 6 (обязательное). Месячный план-график подачи судов для очистки корпусов и освидетельствования на плаву

Приложение 7 (рекомендуемое). Основные требования к расположению оборудованию полигона

Приложение 8 (обязательное). Перечень документов, представляемых судовладельцем перед освидетельствованием подводной части судна на плаву

Приложение 9 (обязательное). Требования к применяемому оборудованию, оснастке и контрольно-измерительным приборам

Приложение 10 (обязательное). Требования правил техники безопасности при производстве подводного освидетельствования судов на плаву с помощью телевидения

Приложение 11 (рекомендуемое). Размещение маркировочных отвесов

Приложение 12 (рекомендуемое). Конструкция и схема крепления маркировочного конца

Приложение 13 (обязательное). Протокол водолазного обследования подводной части судна при освидетельствовании

 
Дата введения01.06.1982
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЗАО ЦНИИМФ
РазработанРЦПКБ
ИзданВ/О Мортехинформреклама1983 г.
ПринятРегистр СССР
ПринятВ/О Совсудоподъем
УтвержденМинморфлот СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДВОДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ

РД 31.20.79—81

МОСКВА'В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 19КЗ

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДВОДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ

РД 31.20.79—81

МОСКВАВ/О сМОРТЕХНИФОРМРЕКЛЛМЛ*

РД 31.20.79-81. Стр. 7

ния циркуляра. Это право предоставляется и производителю работ СПО.

3.3.11. Перед освидетельствованием наружная обшивка подводной части корпуса, ВРК, кингстонные решетки и т. д. должны быть очищены от обрастателсй, ржавчины и грязи. Сохранившийся окрасочный слой должен быть хорошо виден.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВОДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

СУДОВ В ЭО АСПТР

4.1. Планирование работ ЭО АСПТР по выполнению подводного освидетельствования судов

4.1.1.    Основными плановыми документами ЭО АСПТР по подводному освидетельствованию судов являются перспективные (пятилетние) и годовые планы-графики, составляемые планово-производственным отделом ЭО АСПТР на основании план-заявок, представляемых пароходствами.

4.1.2.    Исходными материалами для разработки перспективного (пятилетнего) и годового плана работ ЭО АСПТР по подводному освидетельствованию судов являются:

перспективные (пятнлетние) и годовые план-заявки пароходств на подводное освидетельствование судов;

приказы и указания ГХО и пароходств по подводному освидетельствованию судов;

организационно-технические мероприятия по совершенствованию системы подводного освидетельствования судов, разрабатываемые ГХО и пароходствами;

объемы и стоимость работ по подводному освидетельствованию судов.

4.1.3.    При составлении годового плана-графика подводного освидетельствования судов ЭО АСПТР руководствуется план-заявками, представляемыми пароходствами в ЭО АСПТР нс позднее чем за 45 дней до начала планируемого года.

Допускается при возможности включать в план-график ЭО АСПТР выполнение определенного объема работ по освидетельствованию судов других министерств и ведомств и принимать внеплановые заявки в текущем году.

4.1.4.    Годовой план-график подводного освидетельствования судов ЭО АСПТР направляет пароходствам для использования при планировании работы судов и контроля за исполнением сроков постановки судов на освидетельствование.

4.1.5.    Оперативное планирование на подводное освидетельствование судов осуществляется ЭО АСПТР по отдельным заявкам пароходств ММФ, других министерств и ведомств. При этом ЭО АСПТР может вносить изменения и дополнения в свой план-график подводного освидетельствования судов на плаву.

Ю

Стр. 8. РД 31.20.79-81

Оперативное планирование выполняется производственным отделом группы АСПТР, которой принадлежит СПО, на основании полученных от ССХ пароходств месячных планов-графиков подачи судов и заявок капитанов.

4.2. Порядок организации и осуществления подводного освидетельствования судов в ЭО АСПТР

4.2.1.    Подготовка и осуществление подводного освидетельствования судов силами ЭО АСПТР производятся в соответствии с месячным планом-графиком подводного освидетельствования судов и заявками судовладельцев.

4.2.2.    После получения заявки и рабочей программы освидетель

ствования от судовладельца и подтверждения инспектора Регистра СССР о его готовности к освидетельствованию СПО группы АСПТР выполняет ряд работ по подготовке подводного освидетельствования судна:    подготовку    плавсредств,    средств    обеспечения

водолазных спусков и технических средств подводного освидетельствования, оформление наряд-задания.

4.2.3.    После получения от администрации судна сообщения о постановке судна на полигоне или у причала для освидетельствования ЭО АСПТР (группа) направляет к борту судна плавсредства СПО, укомплектованные всем необходимым для освидетельствования.

4.2.4.    С прибытием инспектора Регистра СССР на борт судна и плавсредств СГ10 к борту ©свидетельствуемого судна производится швартовка плавсредств, уточняется задание судовладельца с инспектором Регистра СССР и руководителем водолазных работ, определяется чистота поверхности, выбирается технология работ, выполняются работы с постоянным контролем качества, оформляются и передаются заказчику акты на выполненные работы. После окончания освидетельствования плавсредств СПО возвращается на базу, приводятся в порядок плавсредства и оборудование, сдается отчетная документация в производственный отдел территориальной группы или ЭО АСПТР.

4.2.5.    Заявка является официальным заказом, принятие которой должно быть подтверждено ЭО АСПТР начальнику ССХ. Подтверждение может быть выполнено любыми видами связи не позднее чем через 1 сут после получения заявки.

4.2.6.    ЭО АСПТР через дежурного диспетчера должен получить информацию от администрации обслуживаемого судна о готовности к постановке судна на подводное освидетельствование за 1 сут до планируемого начала работ и за 2 ч до начала работ— сообщение о произведенной установке судна на место освидетельствования — полигон.

4.2.7.    Руководитель водолазных работ обязан обеспечить своевременную подготовку плавсредств, технических средств подводно-

11

РД 31.20.79-81. Стр. 9

го наблюдения и регистрации, контрольно-измерительных приборов, необходимых для производства водолазных работ. Требования к применяемому оборудованию, оснастке и контрольно-измерительным приборам даны в обязательном приложении 9.

Водолазный пост плавсредства, обеспечивающего освидетельствование, укомплектовывается водолазными станциями в зависимости от объема и характера работ.

4.2.8.    По прибытии плавсредств СПО к месту производства работ руководитель водолазных работ передает капитану обслуживаемого судна бланк Памятки-инструкции по обеспечению безопасности производства судовых водолазных работ и после выполнения экипажем судна всех мер безопасности получает подписанный «отрывной талон» бланка Памятки-инструкции.

4.2.9.    Руководитель водолазных работ обязан проинструктировать членов судового экипажа, выделенных администрацией судна для обеспечения проведения работ, по безопасным приемам и методам труда (выполнение швартовных операций плавсредств участка, обеспечение временной маркировки подводной части судна и других работ) и приступить к водолазным работам только после проверки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности судовых водолазных работ.

4.2.10.    Руководитель водолазных работ в присутствии инспектора Регистра СССР и членов комиссии судовладельца инструктирует руководителей спусков — старшин станций. Руководители спусков инструктируют водолазов о характере, объеме работ и порядке осмотра подводной части судна.

4.2.11.    Руководитель водолазных спусков должен распределить обязанности водолазов, установить очередность спусков под воду и функции каждого из них в соответствии с рабочей программой освидетельствования, произвести инструктаж по безопасным методам труда (обязательное приложение 10), о чем делается отметка в журнале водолазных работ за подписями проводившего инструктаж и инструктируемых.

4.2.12.    Освидетельствование судна водолазами СПО должно проводиться при наличии временной маркировки подводной части судна.

4.2.13.    Руководитель водолазных работ должен передать на обслуживаемое судно средства общей временной маркировки: маркировочные концы, отвесы и т. п. (рекомендуемые приложения 11, 12) — и организовать координацию действий судового экипажа по перемещению средств временной маркировки в зависимости от места и рода работ водолазов.

4.2.14.    Водолазы производят визуальный осмотр всей подводной части судна, а по требованию инспектора Регистра СССР — и выборочный телепоказ подводной части судна и повреждений. Водолазы также производят фотосъемки отдельных элементов подводной части судна или повреждений по требованию инспектора Ре-

12

гистра СССР. Инспектор Регистра СССР может потребовать, чтобы на экране показали процесс замера величин повреждений с помощью инструментов и приспособлений, а также результаты замеров на шкалах мерительных инструментов. Последовательность операций определяется программой освидетельствования.

4.2.15.    Инспектор Регистра СССР все данные, полученные в результате освидетельствования подводной части судна, заносит в акт подводного освидетельствования (форма 6.3.10 Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра СССР).

4.2.16.    Старший механик обслуживаемого судна все данные, полученные в результате освидетельствования судна, заносит в формуляры на судовые устройства, корпус и другие элементы, а также в чертеж-растяжку наружной обшивки корпуса.

5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДВОДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ И ОТЧЕТНОСТЬ

5.1.    Результаты водолазных работ оформляются протоколом водолазного обследования при освидетельствовании подводной части судна (обязательное приложение 13), который подписывают представители комиссии судовладельца, руководитель водолазных работ, руководители водолазных спусков. Один экземпляр протокола передается судовладельцу, один — инспектору Регистра СССР, производившему освидетельствование, один — в планово-производственный отдел ЭО АСПТР.

Инспектору Регистра СССР вместе с протоколом водолазного обследования руководителем водолазных работ передаются фотографии и формуляры на гребное и рулевое устройства, чертеж-растяжка наружной обшивки и другие документы по усмотрению инспектора Регистра СССР для оценки технического состояния судна и оформления акта освидетельствования. Инспектор Регистра СССР может потребовать предъявления для просмотра видеозаписи повреждений или отдельных элементов подводной части судна.

5.2.    СПО представляет в ЭО АСПТР годовые и квартальные отчеты о выполнении работ по подводному освидетельствованию судов на плаву с указанием наименований судов, трудоемкости и стоимости работ, а также имевших место недостатков при освидетельствовании и их причин.

Отчеты составляются на основании данных, содержащихся в протоколах водолазных обследований подводной части судов.

5.3.    Финансирование работ по подводному освидетельствованию судов производится пароходством в соответствии с действующим порядком.

13

РД 31.20.79—81. Стр. II

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПРИ ПОДВОДНОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ СУДОВ

6.1.    Ответственность сторон за организацию и проведение подводного освидетельствования судов устанавливается приказами и распоряжениями по пароходству и договором между ЭО АСПТР и пароходствами.

6.2.    Ответственным за проведение освидетельствования, правильность снятия замеров является руководитель водолазных работ.

6.3.    Ответственность за оформление технических документов несет старший механик обслуживаемого судна.

6.4.    За судно, не поставленное на освидетельствование в сроки, указанные в заявке и подтвержденные ЭО АСПТР, или снятое с освидетельствования до окончания работ по распоряжению судовладельца (если не поставлено на освидетельствование другое судно), судовладелец выплачивает ЭО АСПТР штраф в размере, предусмотренном договором.

6.5.    В случае некачественного выполнения работ или выполнения их в неполном объеме по вине ЭО АСПТР, подтвержденного двусторонним актом, ЭО АСПТР оплачивает неустойку в установленном договором размере.

6.6.    Ответственность за своевременную надежную установку судна на полигоне, сохранность рейдового оборудования полигона, соблюдение мер безопасности на судне, надежное крепление швартовных плавсредств СПО несет капитан обслуживаемого судна.

6.7.    В случае несоблюдения экипажем обслуживаемого судна правил и мер безопасности руководитель водолазных работ не должен производить водолазные работы до устранения администрацией судна причин несоблюдения мер безопасности.

6.8.    Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при выполнении освидетельствования судов на плаву возлагается на руководителя СПО и руководителей водолазных спусков. В своей деятельности они руководствуются Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах. Капитан обслуживаемого судна отвечает за соблюдение мероприятий по технике безопасности, указанных в Памятке-инструкции капитану.

7. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДВОДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ

7.1. Подготовка к освидетельствованию

7.1.1. После приема и подтверждения заявки судовладельца и подтверждения ее инспекцией Регистра СССР руководитель водолазных работ дает распоряжение обслуживающему персоналу СПО

14

о подготовке технических средств СПО к проведению подводного освидетельствования в соответствии с рабочей программой.

7.1.2.    Подготовка технических средств СПО к подводному освидетельствованию содержит проверку:

телевизионной подводной аппаратуры и ее настройку;

подводной фотоаппаратуры, подготовку и зарядку фотоматериалов в кассете, настройку приспособления для фотографирования с фиксированного расстояния;

приборов для неразрушающего контроля, настройку приборов по имеющимся эталонам;

инструментов для измерения линейных величин, их настройки;

комплектации плавсредств СПО средствами временной маркировки подводной части судна, приспособлениями для глушения наружных отверстии ДВА и выполнения других водолазных работ.

Проверка работоспособности и настройка технических средств осуществляются согласно инструкции завода-изготовителя по их обслуживанию.

7.1.3.    После получения сведений от администрации судна о произведенной установке судна на место освидетельствования плавсредства СПО, участвующие в освидетельствовании, направляются к обслуживаемому судну, швартуются у предполагаемого места начала работ. Производятся рабочая проверка водолазного снаряжения, оборудования, связи, подготовка средств подводного наблюдения, регистрации и контроля.

7.1.4.    С целью определения состояния подводной поверхности проводится ее выборочный контрольный осмотр водолазом с помощью телекамеры, по результатам которого инспектор Регистра СССР совместно с руководителем водолазных работ и членами комиссии принимает решение о производстве освидетельствования либо о дополнительной очистке корпуса, доочистке его отдельных частей или участков.

7.1.5.    Кингстонные решетки и при необходимости противотросо-вый кожух демонтируются водолазами и поднимаются на поверхность. Внутренние доступные с внешней стороны поверхности кинг-стонных ящиков очищаются от обрастателей и грязи с применением ручных средств очистки.

7.1.6.    Лопасти гребных винтов маркируются водолазом с обеспечением достаточной видимости маркировки на экране телевизора. Маркировка производится специальными марками (магнитными, на присосках, зажимах, мелом ит. п.).

7.1.7.    Члены судового экипажа, выделенные для обеспечения водолазных работ, должны опустить с борта два маркировочных отвеса или маркировочный конец (или подкильный конец при отсутствии средств двух первых наименований) с целью обозначения района освидетельствуемого участка.

В зависимости от места и условий освидетельствования расстояние между отвесами или концами в каждом конкретном случае

15

Инструкция по организации и технологии подводного освидетельствования судов. РД 31.20.79—81. — М.: В/О «Мортех-информреклама», 1983. — 52 с.

РАЗРАБОТАНА

Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Директор института    Ю.    И. Панин

Зам. директора по научной работе, руководитель проблемы—

канд. техи. наук    С.    Я.    Драницын

Зав. отделом ОЭФ,


руководитель темы

Г. А. Л ушников

Зав. отделом ОТС, руководитель темы

В. М. Рычков

Зав. сектором ОЭ, руководитель темы — канд.. техи. наук, от. иауч. сетр.

Д. Т. Чапкис

И. о. зав. сектором технической эксплуатации

В. Ф. Бабуров

Ответственный исполнитель ст. инж.

А. Ф. Тихомиров

Исполнитель

Б. П. Голицинский

Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро с

опытным производством (РЦПКБ) Начальник бюро

И. П. Иванов

Зам. начальника бюро по научной работе — канд. техн. наук

В. А. Жученко

Гл. инженер

В. И. Борисов

Зав. отделом водолазных работ

А. А Доровский

Руководитель работ

И. И. Бурин

Исполнитель

Б. Т. Головин

СОГЛАСОВАНА В/О «СОВСУДОПОДЪПМ» Гл. инженер

В. Г. Королев

РЕГИСТРОМ СССР Гл. инженер

Ю. И. Быков

УТВЕРЖДЕНА

УТЭФ и СРЗ ММФ Начальник

Я. Ф. Бабынин


МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО    РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИИ

ФЛОТА (МИНМОРФЛОТ)    И ОРГАНИЗАЦИИ ММФ

103759, Москва, Жданова, 1/4 от 18.12.81 № УТФ-2-58/2542

О введении в действие «Инструкции по организации и технологии подводного освидетельствования судов»

Управлением технической эксплуатации флота и судоремонт* ных заводов Минморфлота утверждена ’’Инструкция по организации и технологии подводного освидетельствования судов“ РД 31.20.79—81 со сроком введения в действие с 1 нюня 1982 г.

Инструкция устанавливает единый порядок планирования и организации освидетельствования подводной части судов на плаву.

Внедрение инструкции позволит расширить масштабы и упорядочить выполнение подводного освидетельствования судов и на этой основе повысить эффективность технической эксплуатации флота.

Для внедрения инструкции предлагаю:

1.    Начальникам пароходств, руководителям предприятий и организаций:

1.1.    При осуществлении подводного освидетельствования судов руководствоваться РД 31.20.79—81.

1.2.    Уточнить планы организационно-технических мероприятий пароходств по развитию подводного технического обслуживания судов на 1982—1985 гг., исходя из требований и положении РД 31.20,79—81.

1.3.    Обеспечить изучение инструкции всеми заинтересованными работниками пароходств, ЭО АСПТР и судовыми экипажами

1.4.    Обобщить опыт осуществления подводного освидетельствования судов и до 01.06.84 направить в ЦНИИМФ замечания и предложения по совершенствованию РД 31.20.79— 81.

2.    ЦНИИМФу:

2.1.    До 01.03.82 издать РД 31.20.79 -81 и направить его во все пароходства, ЭО АСПТР и другие заинтересованные предприятия и организации.

2.2.    Откорректировать при необходимости РД 31.20.79—81 в соответствии с материалами по п. 1.4.

Ю. П. Бабий

Контроль за выполнением настоящего письма и инструкции возложи п> на ЦНИИМФ.

Главный инженер УТЭФ

Инструкция по организации и технологии подводного освидетельствования судов

РД 31.20.79-81 Вводится впервые

Инструктивным письмом УТФ-2-58/ 2542 от 18.12.81 срок введения в действие установлен с 01.06.82

Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок организации и технологию освидетельствования подводной части судов на плаву. Она распространяется на суда всех назначений и на предприятия ММФ, занимающиеся организацией и проведением подводного освидетельствования.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цель, задачи и основные определения

1.1.1.    Целью настоящей Инструкции является сокращение времени на организацию и проведение освидетельствобания подводной части судов на плаву.

1.1.2.    Под освидетельствованием подводной части судов на плаву понимается обследование (после предварительной очистки) обшивки корпуса» винторулевого комплекса, скуловых килей, протекторов, донно-бортовой арматуры судна водолазами с применением телевидения и подводной фотосъемки, предъявление указанных элементов судна инспектору Регистра СССР с оформлением акта освидетельствования по форме 6.8.10 Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра СССР.

1.1.3.    Целью освидетельствования судов на плаву является определение технического состояния их подводной части, обеспечивающее увеличение эксплуатационного периода, сокращение времени и расходов, связанных с постановкой судна в док для проведения освидетельствования и ремонта подводной части, а также разгрузку судоподъемных сооружений.

1.2. Основные условия выполнения подводного освидетельствования судов

1.2.1. Освидетельствование на плаву может применяться взамен освидетельствования в доке при каждом втором ежегодном освидетельствовании для всех судов, подлежащих докованию не более чем через 24 мес, при соблюдении следующих условий: возраст судна не должен превышать 10 лет; конструкция гребного вала и дейдвудного устройства должна допускать эксплуатацию вала без его выемки в течение четырех лет;

при эксплуатации судна с момента последнего докования не наблюдалось ситуаций, которые могли бы привести к повреждениям

4

его подводной части и появлению трещин в обшивке или других дефектов, влияющих на безопасность плавания, охрану человеческой жизни на море или на надежную перевозку грузов.

1.2.2. В освидетельствовании принимают участие водолазы — специалисты организации, признанной Регистром СССР, прошедшие специальную подготовку.

1.3. Принятые сокращения и используемые термины

1.3.1.    Циркуляр — циркуляр № 2 Главного управления Регистра СССР от 8.06.78 г.

1.3.2.    Подводное освидетельствование — освидетельствование на плаву подводной части корпуса судна, винторулевого комплекса (ВРК), донно-бортовой арматуры (ДВА), протекторной и катодной защиты корпуса.

1.3.3.    СПО — станция подводного обслуживания судов ММФ.

1.3.4.    Памятка-инструкция капитану — памятка-инструкция капитану по обеспечению безопасности производства судовых водолазных работ.

1.3.5.    Рабочая программа — рабочая программа обследования подводной части судна.

1.3.6.    Временное положение — временное положение об освидетельствовании подводной части судов на плаву.

1.3.7.    ССХ — служба судового хозяйства пароходства.

2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. При выполнении освидетельствования подводной части судов на плаву необходимо руководствоваться следующими нормативно-техническими и руководящими документами:

Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР;

Положением о технической эксплуатации морского флота;

Правилами техники безопасности на судах морского флота;

Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра СССР;

циркуляром № 2 Главного управления Регистра СССР от 8.06.78 г.;

Методикой дефектации корпусов морских транспортных судов;

Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах;

Временными нормами времени на водолазное обследование морских судов на плаву, выполняемое специалистами водолазных станций ЭО АСПТР;

ГОСТ 12.3.012-77 «Работы водолазные. Общие требования безопасности»;

ГОСТ 12.2.035-78 «Водолазное снаряжение и средства обеспечения водолазных спусков и работ».

б

РД'31.20.79-81. Стр. 3

2.2.    При организации и выполнении освидетельствования рекомендуется пользоваться следующими документами:

Памяткой-инструкцией капитану по обеспечению безопасности производства судовых водолазных работ (обязательное приложение 1);

Рабочей программой освидетельствования подводной части судна на плаву (обязательное приложение 2);

актом судовой администрации о характере эксплуатации судна после последнего докования (обязательное приложение 3);

актом судовой администрации о внутреннем осмотре трюмов, пиковых балластных танков, балластных танков, расположенных ниже ватерлинии, коффердамов и выгородок электрорадионавига-ционного оборудования, расположенных в междудониом пространстве (обязательное приложение 4).

2.3.    Основными выходными документами, полученными в результате освидетельствования судов на плаву, являются акты Регистра СССР, выполненные по форме 6.3.10 Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра СССР, схемы, эскизы и фотографии обнаруженных дефектов.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВОДНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ПАРОХОДСТВАХ

3.1 Планирование

3.1.1.    Перспективное планирование осуществляется ССХ пароходства на основе анализа исходных данных:

сведений о составе флота, его пополнении и убыли;

данных о техническом состоянии судов и их возрасте;

сроков окончания судовых документов на годность к плаванию;

организационно-технических мероприятий по ремонту судов и совершенствованию системы технического обслуживания, разрабатываемых пароходствами и ГХО1.

Сроки составления перспективных планов и порядок их утверждения устанавливаются ММФ.

Перспективное планирование должно быть в денежном выражении с разбивкой лимитов по заказчикам.

3.1.2.    Ежегодно в IV квартале ССХ с участием хозрасчетных эксплуатационных групп (ХЭГС), используя перспективный план, составляет годовую план-заявку (обязательное приложение 5) на проведение освидетельствования судов на плаву, согласовывает ее с инспекцией Регистра СССР. Копия план-заявки направляется в ЭО АСПТР.

3.1.3.    Годовые план-заявки на освидетельствование судов на плаву на СПО других пароходств или других министерств и ве-

домств, а также на заграничных станциях освидетельствования должны направляться в организации, имеющие СПО.

3.1.4.    Месячный план СПО в части подводного освидетельствования составляется на основе годового плана с учетом условий эксплуатации запланированных к освидетельствованию судов.

3.1.5.    Длительность сезонной работы СПО определяется исходя из климатических условий места ее расположения.

3.1.6.    Месячный план-график подачи судов (обязательное приложение 6) разрабатывается ССХ с привлечением ХЭГС и передается в ЭО АСПТР или организацию других министерств и ведомств, имеющих СПО, не позднее 25-го числа предыдущего планируемому месяца.

3.1.7.    Определение сроков стоянки судов при освидетельствовании па плаву производится по нормативам выработки или исходя из технических возможностей СПО.

3.2. Порядок организации подводного освидетельствования судов в пароходствах

3.2.1.    Проекты вновь строящихся судов должны предусматривать возможность проведения освидетельствования судов на плаву по рациональной технологии.

Для вновь строящихся судов в техническое задание на их проектирование должны быть включены конструктивные требования, обеспечивающие проведение операций по освидетельствованию судов на плаву (замеры зазоров в дейдвудных подшипниках, подшипниках баллера, снятие и постановка решеток бортовых отверстий и т. п.).

3.2.2.    Для судов, находящихся в эксплуатации, разработку технической документации по их дооборудованию и модернизации для осуществления подводного освидетельствования (конструкция дейд-вудного устройства, крепления решеток донно-бортовых отверстий и т. д.) выполняют центральные проектно-конструкторские бюро или пароходства. Документация согласовывается с ЭО АСПТР — основным исполнителем работ.

3.2.3.    Технический отдел пароходства для эксплуатируемых судов должен выполнить следующие подготовительные мероприятия:

нанести на чертеж-растяжку обшивки корпуса судна все донные и бортовые отверстия, протекторы и т. п.;

изготовить фотографии (желательно цветные) ВРК, отливных и приемных отверстий с обозначениями на фотографиях ракурсов съемки и масштабов.

3.2.4.    По заказу ССХ пароходства судоремонтные предприятия выполняют во время докования судна подготовительные работы:

наносят метки, совпадающие с лопастями винта, на гребной вал изнутри судна;

монтируют легкосъемные противотросовые кожухи с предусмот-

РД 31.20.79-81. Стр. 5

репными в них специальными отверстиями для выполнения замеров зазоров в дейдвудном подшипнике без снятия кожуха;

устанавливают решетки забортных отверстий с легкоразборными креплениями или шарнирами;

обеспечивают судно универсальными быстроустанавливающи-мися заглушками отверстий ниже грузовой линии.

3.2.5.    За 1 мес до освидетельствования ССХ через ХЭГС извещает судовую администрацию об уточненных сроках проведения освидетельствования на плаву; ХЭГС обеспечивает подачу судна на подводное освидетельствование в сроки, предусмотренные планом-графиком.

3.2.6.    Для проведения освидетельствования судна на плаву ССХ за 3 сут до установленной даты освидетельствования в инспекцию Регистра СССР и на СПО (или в группу АСПТР) представляет заявку на проведение подводного освидетельствования с указанием названия судна, его возраста, основных размерений, места и времени проведения освидетельствования, порядка доставки инспектора Регистра СССР на СПО, наименования организации, обеспечивающей проведение освидетельствования (последнее только для инспекции Регистра СССР).

3.2.7.    ССХ пароходства-судовладельца обязана:

составить рабочую программу подводного освидетельствования;

обеспечить получение рабочей программы ЭО АСПТР (группой), которой принадлежит СПО, не позднее чем за 3 сут до начала освидетельствования;

уведомить судовую администрацию об отправке рабочей программы ЭО АСПТР (группе).

3.2.8.    Акт об осмотре танков и трюмов, а также акт о характере эксплуатации судна представляются инспектору Регистра СССР непосредственно на судне перед началом освидетельствования.

3.3. Порядок организации подводного освидетельствования на судне

3.3.1.    Судовая администрация должна составить:

акт о характере эксплуатации судна после последнего докова-ния (отсутствие ударов, водотечности корпуса и других особенностей);

акт о внутреннем осмотре трюмов, пиковых балластных танков, балластных танков, расположенных ниже ватерлинии, коффердамов и выгородок электрорадионавигационного оборудования, расположенных в междудонном пространстве.

3.3.2.    Перед проведением освидетельствования на плаву после очистки рекомендуется освободить грузовые трюмы и танки от груза.

Объем предъявления конструкций корпуса в доступных местах изнутри определяется инспектором Регистра СССР.

8

Ответственной за предъявление конструкций корпуса изнутри является администрация судна.

3.3.3.    При освидетельствовании на плаву присутствие капитана и старшего механика или лиц, их замещающих, обязательно.

Целесообразно присутствие группового инженера ССХ (технической службы) пароходства.

3.3.4.    Судно, подлежащее освидетельствованию, ставится в специально отведенном месте — на полигоне (рекомендуемое приложение 7).

3.3.5.    За 2 ч до начала освидетельствования на плаву администрация судна информирует СПО о постановке судна на полигоне и о готовности к освидетельствованию на плаву; инспекцию Регистра СССР информируют об этом за 1 сут.

3.3.6.    Капитан судна до подхода плавсредств СПО и начала освидетельствования обязан подготовить техническую документацию в объеме «Перечня документов, представляемых судовладельцем» (обязательное приложение 8).

3.3.7.    По прибытии плавсредств СПО к месту производства работ капитан обслуживаемого судна, получив от руководителя водолазных работ „Памятку-инструкцию капитану по обеспечению безопасности производства судовых водолазных работ”, обязан выполнить все пункты, предусмотренные в Памятке-инструкции капитану, и вместе с комплектом технической документации передать руководителю водолазных работ подписанный «отрывной талон» бланка Памятки-инструкции.

3.3.8.    В Памятке-инструкции капитану, кроме других требований, указывается, в каких районах судна могут производиться огневые работы с применением резки и сварки. Производство огневых работ оформляется «Разрешением на огневые работы на судне» инспектором ВОХР при согласовании с капитаном судна и начальником СПО или его заместителем. Форма Разрешения на огневые работы на судне приведена в приказе № 41 ММФ от 12.03.73 г.

3.3.9.    Капитан судна обязан:

назначить из лиц командного состава ответственного за обеспечение проведения и безопасности водолазных работ;

выделить в присутствии руководителя водолазных работ необходимое количество людей в распоряжение руководителя водолазных работ для перешвартовки водолазных ботов, связи администрации судна с руководителем водолазных работ и для обеспечения перемещения вдоль корпуса судна временной маркировки;

обеспечить выполнение членами экипажа Временной инструкции по обеспечению безопасности производства водолазных работ на судне, дать разрешение на проведение водолазных работ, проставив время начала работы за своей подписью в «отрывном талоне» бланка Памятки-инструкции капитану.

3.3.10.    Инспектор Регистра СССР имеет право отказаться от проведения освидетельствования, если не будут выполнены требова-

9

1

Приказом Мннморфлота «О генеральной схеме управления морским транспортом» от 16.07.82 г., № 125-пр ГХО упразднены.

6