Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

220 страниц

1176.00 ₽

Купить РД 31.20.50-87 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает единые для морского флота технико-организационные и методические основы комплексной системы технического обслуживания и ремонта судов (по состоянию и расписанию).

 Скачать PDF

Оглавление

Часть 1. Технико-организационные основы системы

     1. Общие положения

     2. Основные средства и задачи контроля состояния

     3. Организационные основы системы

     4. Организация работы контрольно-диагностических и дефектовочных групп (партий)

     5. Контроль состояния, планирование и регулирование технического обслуживания и ремонта судов, находящихся в эксплуатации

     6. Контроль состояния, планирование и регулирование ремонта судов

     7. Организация предремонтной дефектации судов, находящихся в эксплуатации

     8. Правовые основы системы

     9. Требования безопасности

Часть II. Методические основы системы

     1. Общие положения

     2. Универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля

     3. Встроенные системы технического диагностирования дизелей

     4. Методические указания по контролю и учету технического состояния корпусов судов

     5. Методические указания по контролю и учету обрастания подводной части корпуса и лопастей гребного винта

     6. Методика определения технического состояния судовых дизелей

     7. Методика контроля технического состояния судовых вспомогательных и утилизационных котлов

     8. Методика определения технического состояния насосов

     9. Методика определения технического состояния поршневых компрессоров

     10. Методика определения технического состояния центробежных сепараторов

     11. Методика определения технического состояния вентиляторов

     12. Методика определения технического состояния электрооборудования

     13. Методика определения технического состояния средств автоматизации

     14. Методика определения технического состояния судовых трубопроводов

     15. Методические указания по определению технического состояния теплообменников

     16. Методика определения технического состояния рулевых устройств и машин

     17. Методика контроля технического состояния дейдвудного устройства

     18. Методика определения технического состояния грузовых комплексов с электрическим приводом механизмов

     19. Методические указания по контролю масел судовых технических средств с помощью атомно-абсорбционного спектрофотометра

Приложение 1 (рекомендуемое). Судовой комплект универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля

Приложение 2 (рекомендуемое). Береговой комплект универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля (для БТОФ и СРЗ)

Приложение 3 (рекомендуемое). Судовой комплект универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля (зарубежного производства)

Приложение 4 (справочное). Основные данные цветовых термоиндикаторов и методики их применения

Приложение 5 (обязательное). Метрологическое обеспечение средств диагностирования (методические указания)

Приложение 6 (справочное). Методические указания по обобщенной оценке изменения технического состояния дизелей и котлов на основе теплотехнических параметров, измеряемых штатными приборами

Приложение 7 (справочное). Вибрационные характеристики

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ. ОСНОВНОЕ РУКОВОДСТВО

РД 31.20.50—87

Москва

В/О «Мортехинформреклама» 1988

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ. ОСНОВНОЕ РУКОВОДСТВО

РД 31.20.50-87

Москва

В/О «Мортехинформреклама 1988

организует контроль и учет надежности и технического состояния флота, планирует техническое обслуживание и ремонт судов, контролирует затраты на их выполнение; организует перевод этих работ на электронно-вычислительные машины.

3.3.    Технический отдел пароходства обеспечивает с привлечением научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций разработку или корректировку действующих судовых планов-графиков технического обслуживания, приспосабливая их для контроля состояния, планирования и регулирования на судах технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций по состоянию, совмещаемых с освидетельствованиями.

3.4.    Служба главного метролога пароходства организует проверку исправности и метрологическое обеспечение универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля и встроенных средств диагностирования с выдачей надлежащим образом оформленных свидетельств о поверке.

Техническое обслуживание и ремонт средств диагностирования по заявкам метрологической службы пароходства проводят производственные лаборатории автоматизации или специализированные предприятия промышленности.

3.5.    Для осуществления контроля состояния, освидетельствований и преДремонтной дефектации судов в пароходствах создаются контрольно-диагностические и дефектовочные группы (партии). Эти группы (партии) могут входить в состав баз технического обслуживания флота, производственных лабораторий автоматизации этих баз или других подразделений пароходства.

Основное назначение контрольно-диагностических и дефекто-вочных групп (партий) пароходств: проведение контроля состояния и освидетельствование судов, не укомплектованных средствами диагностирования; проведение предремонтной дефектации для своевременного составления ремонтных ведомостей (в том числе при направлении судов на ремонт на загранбазы и предприятия других ведомств).

Они оснащаются береговыми комплектами универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающ^го контроля.

Количество контрольно-диагностических и дефектовочных групп (партий), их квалификационный и численный состав устанавливаются пароходством исходя из особенностей своей производственной деятельности и задач, возлагаемых на эти группы или партии (контроль состояния, освидетельствование или предремонтная дефектация в процессе эксплуатации).

3.6.    В составе судоремонтных заводов создаются группы специалистов для работы в дефектовочных партиях пароходств или свои самостоятельные дефектовочные группы (партии).

Эти группы (партии) предназначены для предремонтной дефектации судов, находящихся в эксплуатации до постановки их на судоремонтный завод.

10

Они оснащаются береговыми комплектами универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля.

Количество и квалификационно-численный состав дефектовоч-ных групп (партий) устанавливаются судоремонтным заводом исходя из необходимости получения полной информации об объеме и характере предстоящих судоремонтных работ,

В основном дефектовочные группы (партии) судоремонтных заводов выполняют предремонтную дефектацию судов, находящихся в эксплуатации и подлежащих ремонту на этом судоремонтном заводе (независимо от принадлежности судна тому или иному пароходству). Они организуются, оснащаются и обеспечиваются всем необходимым для своей работы судоремонтными заводами.

3.7.    Руководство контрольно-диагностическими и дефектовочны-ми группами (партиями) пароходств осуществляется одним из подразделений службы технической эксплуатации флота.

3.8.    На судне общее руководство и организация комплексного технического обслуживания и ремонта обеспечиваются старшим (главным) механиком (через ответственных за заведования). Суда переводятся на систему технического обслуживания и ремонта по состоянию, если они:

оснащены судовым комплектом универсальных переносных средств диагностики и неразрушающего контроля с инструкциями по его использованию и надлежащим образом оформленными свидетельствами о поверке, подтверждающими метрологическую пригодность (средства диагностирования и контроля находятся по принадлежности в ведении второго механика и электромеханика, которые несут ответственность за их сохранность, исправность и метрологическую пригодность), или имеют гарантированное обеспечение своевременного контроля состояния судовых технических средств и конструкций контрольно-диагностическими и дефекто-вочными группами (партиями);

обеспечены судовыми планами-графиками (разработанными или откорректированными действующими), предусматривающими проведение части работ по техническому обслуживанию по результатам контроля состояния судовых технических средств и конструкций и совмещенными с освидетельствованиями;

снабжены настоящим РД и изданными (при необходимости) на его основе стандартами предприятия или технологическими инструкциями с методиками контроля состояния судовых технических средств и конструкций универсальными переносными средствами диагностирования и неразруша.ющего контроля, встроенными средствами Диагностирования (при их наличии) и судовыми штатными контрольно-измерительными приборами;

укомплектованы судовыми специалистами, прошедшими обучение, подготовку и проверку знаний по использованию средств диагностирования и неразрушающего контроля для определения состояния и освидетельствований судовых технических средств и конструкций.

3.9.    Рекомендуется осуществлять перевод на комплексную си-

стему технического обслуживания и ремонта серии судов. До перевода серии судов на эту систему судовладельцем производится проверка применимости единых средств, методов и норм состояния для однотипных судовых технических средств и конструкций.

Суда новой постройки после окончания гарантийного периода переводятся на комплексную систему технического обслуживания и ремонта (если полностью выполнены условия, необходимые для такого перевода).

4. Организация работы контрольно-диагностических и дефекто-

вочных групп (партий)

4.1.    Контрольно-диагностические и дефектовочные группы (партии) баз технического обслуживания флота, производственных лабораторий автоматизации этих баз или других подразделений пароходства и дефектовочные группы (партии) судоремонтных заводов (именуемые в дальнейшем контрольно-диагностическими и дефектовочными группами или партиями) создаются приказом или распоряжением по пароходству (судоремонтному заводу) и действуют на основании утвержденных положений об этих группах (партиях), согласованных с Регистром СССР.

Состав контрольно-диагностических и дефектовочных групп (партий) по возможности должен быть постоянным. В зависимости от условий эксплуатации судов, на которых намечается проведение работ, а также в зависимости от содержания, объемов и технологий проводимых работ он может меняться. По отношению к основному составу групп (партий) должен соблюдаться принцип преемственности. Для выполнения вспомогательных технологических работ при предремонтной дефектации судов, находящихся в эксплуатации (очистка, мойка, разборка и т. д.), в состав групп (партий) могут включаться рабочие (желательно имеющие опыт по дефектации судовых технических средств и конструкций). Эти работы могут выполняться также членами судовых экипажей.

По своему усмотрению или по заявке судовладельца Инспекция Регистра СССР направляет на суда (в рейс) инспекторов для проведения освидетельствований поднадзорных объектов с использованием средств диагностирования.

За качество и полноту предремонтной дефектации и составление ремонтной ведомости ответственность несет судовладелец.

4.2.    Контрольно-диагностические и дефектовочные группы (партии) и инспектора Регистра СССР оформляются и направляются на суда в рейсы установленным порядком. Оформление обеспечивается отделом кадров по представлению службы технической эксплуатации флота пароходства/ В период нахождения на судах контрольно-диагностические и дефектовочные группы (партии) приравниваются к направляемым в рейсы судовым ремонтным бригадам, подчиняются правилам внутреннего распорядка судна и находятся в ведении старшего (главного) механика.

Все работы по контролю состояния, дефектации и освидетельствованию проводятся только по согласованию со старшим (главным) механиком судна или с уполномоченным им членом судово-

го экипажа (желательно в присутствии ответственных за свои заведования) .

4.3.    Судовая администрация обеспечивает контрольно-диагностическим и дефектовочным группам (партиям) необходимые условия работы, включая нормальные условия труда и быта. Она должна произвести подготовку судовых технических средств и конструкций к контролю состояния, освидетельствованиям и предре-монтной дефектации:

обеспечить доступ, освещение и технологическую оснастку;

предоставить необходимую судовую эксплуатационную, учетную и техническую документацию и информацию о замеченных неисправностях в эксплуатации.

4.4.    Направление на суда контрольно-диагностических и дефек-товочных групп (партий) осуществляется по заявкам (заказам) службы технической эксплуатации флота. Копии заявок (заказов) направляются на суда. Они являются основанием для приема судовой администрацией контрольно-диагностических и дефектовоч-ных групп (партий). Объем работ согласовывается руководителем группы со старшим (главным) механиком судна.

5. Контроль состояния, планирование и регулирование

технического обслуживания и ремонта судов, находящихся

в эксплуатации

5.1. Основным судовым документом, определяющим контроль состояния, планирование и регулирование технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций в эксплуатации, является план-график (табл. 1).

Он отражает планирование режимов (сроков, содержания и объемов) технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций в эксплуатации, как это* принято по расписанию, регулирование (непрерывную корректировку и изменение) этих режимов на основе последовательно осуществляемого контроля состояния универсальными переносными средствами диагностирования и неразрушающего контроля, встроенными средствами диагностирования и судовыми штатными контрольно-измерительными приборами; учет трудоемкости выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств и конструкций в эксплуатации. План-график по возможности должен вестись с помощью персональных электронно-вычислительных машин. До их установки на судах он ведется вручную судовыми экипажами.

План-график технического обслуживания и ремонта разрабатывается (или корректируется) научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями или судовым экипажем (по усмотрению пароходства) и утверждается главным инженером пароходства или начальником СТЭФ. Он ведется ответственными за заведования и контролируется старшим механиком. Контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт совмещаются в плане-графике с освидетельствованиями судовых' технических средств

13

I. Г я iMul

Наименование технических средств Нммеиамде технологических опереди! технического обслуживании и ремонта

li

li

х В

is

g

A

Исполнитель

Трудоемкость одной работы, чел-ч

год:..................

Квартал

Квартал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Цллнндро поршневая группа

1700

2100

2400

3000

3500

3980

Контроль технического состояния; проверха плотности, осмотр через окна, осмотр эндоскопом клапанов, анализ температур кыпускных газов, измерений Р. н т.д. (см. раздел 6, ч. И)

1.3.1

2000

1000

СЭ

2

1900

/800

12.07

2СЭ

3930

/

/

/

/ - . 28.06 2СЭ

С.Моточистка цилиндра №...

1.3.16

He

реже

12000

сэ

БТО

64

С. Перебори а выпускного клапана №...

1.3.7

4000

-ЬбООО

СЭ

16

С.Переборка выпускною клапана №...

1.3.12

6000

+9000

СЭ

16

Р.ГсвКзия предохранительных клапанов

1.3.15

1 год

СЭ

БТО

32

10м

14

Таблица 1


15


и конструкций с учетом сроков по учетному листу и плану непрерывного освидетельствования Регистра СССР.

5.2.    По результатам контроля состояния судовых технических средств и конструкций ответственным за заведование принимается решение о времени проведения последующего контроля состояния или технического обслуживания и ремонта. Это решение принимается в зависимости от обнаруженной при контроле категории состояния и отражается в плане-графике. Устанавливаются четыре категории состояния судовых технических средств и конструкций:

I    категория — состояние хорошее (годное), характеризуется отсутствием каких-либо неисправностей; техническое обслуживание и ремонт не требуются, назначается последующий контроль состояния с периодичностью, близкой к нормальной;

II    категория — состояние удовлетворительное (годное), характеризуется появлением признаков возможного начала развития повреждений; назначается последующий контроль состояния с сокращенной периодичностью или планируется техническое обслуживание или ремонт;

III    категория — состояние неудовлетворительное (ограниченно годное или негодное), характеризуется появлением признаков повреждений; последующий контроль состояния не требуется, назначается или проводится техническое обслуживание или ремонт;

IV    категория — состояние отказа (негодное), характеризуется появлением признаков ненормальной работы; требуется немедленная остановка, техническое обслуживание или ремонт.

Взаимосвязь категорий состояния с параметрами и дефектами, а также возможные пределы изменения параметров, определяющие категории состояния судовых технических средств и конструкций, изложены в методических основах системы (ч. II настоящего РД).

5.3.    Типовая форма плана-графика отражает информацию о планировании, регулировании и выполнении контроля состояния, технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций в эксплуатации. Она содержит:

наименование судовых технических средств и конструкций и наименование работ (технологических операций) по контролю состояния, техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств и конструкций;

шифр (номер) выполняемой работы по ведомости типовых работ;

периодичность работ — контроля состояния, технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций;

трудоемкость работ — контроля состояния, технического обслуживания и ремонта;

календарное время в месячном, квартальном и годовом исчислении (ответственными за заведования указываются год и месяц).

5.4.    В план-график включаются все судовые технические средства и конструкции, техническое обслуживание и ремонт которых технологически и безопасно выполнимы в процессе эксплуатации.

По каждому судовому техническому средству и конструкции ука-зываются технологические операции технического обслуживания и ремонта, обеспечивающие их исправное состояние. Технологические операции, если это необходимо, совмещаются с освидетельствованиями. В планы-графики не включаются технологические операций по уходу за судовыми техническими средствами и конструкциями, входящие в обязанности судовой вахтенной службы.

Для судовых технических средств, обслуживаемых по состоянию, контроль состояния предшествует технологическим операциям по обслуживанию.

Перед названием технологической операции ставится индекс «С» или «Р» в зависимости от того, проводится ли она по результатам контроля состояния или по расписанию.

Содержание технологических операций определяется по ведомости типовых работ технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций, шифр (номер) которых указывается в плане-графике.

5.5.    Приводимая в графе «Периодичность работ» периодичность технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций, проводимых по расписанию, определяется на основе инструкций заводов-изготовителей, проработок научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и опыта эксплуатации.

5.6.    В графе «Периодичность работ» периодичность технического обслуживакия, проводимого по результатам контроля фактического состояния, приводится в виде минимального и максимального пределов (или указывается максимальный предел, например: не реже 12 000 ч). За минимальный предел периодичности технического обслуживания по состоянию принимается предел периодичности технического обслуживания этого средства, если бы его обслуживание проводилось по расписанию.

За максимальный (допустимый) предел периодичности технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций по состоянию принимается периодичность их технического обслуживания и ремонта по расписанию, увеличенная в 1,4—1,5 раза, учитывая опыт эксплуатации судовых технических средств и конструкций (см. ч. II).

5.7.    В колонке «Периодичность работ» периодичность контроля указывается для двух категорий технического состояния в виде дроби: числитель I категория (хорошее техническое состояние), знаменатель — II категория (удовлетворительное).

Периодичность контроля состояния судовых технических средств и конструкций определяется их типом, категорией состояния, максимально возможной скоростью старения и износа (развитием повреждений), наработкой и сроками освидетельствований и приведена в ч. II в методиках определения состояния судовых технических средств и конструкций.

17

Периодичность контроля для I категории технического состояния является нормальной. Она должна совпадать с периодичностью

2 Заказ № 1050'

осмотровых операций и не превышать двух третей (65—70%) обычно принятой периодичности технического обслуживания и ремонта по расписанию.

С переходом судовых технических средств и конструкций из I во II категорию технического состояния последующая периодичность контроля состояния (если принимается решение на контроль, а не на техническое обслуживание и ремонт) уменьшается в 1,5— 2,0 раза. Старший (главный) механик с ответственным за заведование, исходя из состояния, установленного при контроле, конструктивных и эксплуатационных особенностей, могут назначать более частый и переменный по периодичности контроль состояния судовых технических средств и конструкций, особенно при появлении признаков ухудшения их технического состояния.

Во всех случаях при удовлетворительном состоянии судовых технических средств и конструкций не следует превышать максимальный предел периодичности технического обслуживания и ремонта по состоянию. При хорошем состоянии судовых технических средств и конструкций, влияющих на безопасность мореплавания и труда, максимальный предел периодичности технического обслуживания и ремонта по состоянию может быть скорректирован старшим (главным) механиком в сторону его увеличения по согласованию со службой технической эксплуатации флота. Если максимальный предел периодичности технического обслуживания совпадает со сроками освидетельствования, то его увеличение должно быть согласовано с Инспекцией Регистра СССР.

5.8.    Планирование сроков выполнения контроля состояния, технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций осуществляется обычно принятым методом с использованием единых обозначений (как показано в табл. 1, например, делением клеток определенным цветом).

Планирование технического обслуживания по результатам контроля состояния показано для примера пунктиром в табл. 1.

После проведения технического обслуживания или ремонта по состоянию проводится контроль технического состояния для определения качества проведенных работ и для получения базы для последующего контроля состояния.

5.9.    Учет наработки судовых технических средств, планирование контроля и технического обслуживания которых ведется в часах, проводится в часах ежемесячно и фиксируется в строках, соответствующих наименованию средства (или его элемента). Если планирование осуществляется по календарным срокам, то в соответствующих местах отмечается с нарастающим итогом число месяцев после технического обслуживания.

Учет выполненных работ по контролю состояния и техническому обслуживанию проводится обычно принятым методом: в клетке, соответствующей месяцу выполнения работы, указываются наработка до и после проведения технического обслуживания (если учет наработки проводится в часах), дата проведения работы, трудоемкость и исполнитель, например:

Наработка до проведения работы

Наработка после проведения работы

Дата проведения работы

Исполнитель работы

Фактическая трудоемкость работы

5.10.    Допускается техническое обслуживание и ремонт по состоянию отдельных элементов судовых технических средств и конструкций, техническое обслуживание и ремонт которых в целом осуществляется по расписанию.

5.11.    Нормативная трудоемкость технологических операций, входящих в техническое обслуживание и ремонт судовых технических средств и конструкций, определяется действующими нормативно-техническими документами, проработками научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и опытом эксплуатации.

5.12.    На начальном этапе перевода судов на комплексную систему технического обслуживания и ремонта для контроля состояния, планирования и регулирования технического обслуживания и ремонта технических средств и конструкций по состоянию в эксплуатации допускается использование действующих судовых планов-графиков, разработанных для технического обслуживания и ремонта по расписанию, но при этом в них должны планироваться контрольные операции для судовых технических средств, обслуживаемых по состоянию, и вестись учет работ в соответствии с под-разд. 5.5—5.9.

5.13.    Результаты контроля состояния судовых технических средств и конструкций в эксплуатации заносятся лицом, ответственным за заведование, в действующие судовые документы учета технического состояния либо в специальные карты планирования и учета контроля состояния судовых технических средств и конструкций, отражающие также оценку состояния средствами диагностирования и неразрушающего контроля (формы карт приведены в ч. II настоящего РД).

Результаты контроля технического состояния судовых технических средств, поднадзорных Регистру СССР, должны быть представлены инспектору Регистра СССР при освидетельствовании и подписаны старшим (главным) механиком судна.

5.14.    В плане-графике также учитываются незапланированные работы по ремонту судовых технических средств, вызванные их внезапными отказами и проведенные в процессе эксплуатации.

19

5.15.    Форма плана-графика, принятая в пароходстве и отличающаяся от приведенной в табл. 1, при ее применении для комплекс-

2*

Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50—87. — М.: В/О «Мортехинформреклама», 1988. — 220 с.

РАЗРАБОТАН Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектноконструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)

Заместитель директора, руководитель проблемы С. Н. Драницын

Заведующий отделом стандартизации и управления качеством продукции А. П. Вольваченко Главный метролог М. М. Валдаев Руководитель темы Г. Ш. Розенберг Балтийским ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции морским пароходством Главный инженер Э. К- Блинов Начальник технического отдела В. Н. Щеп-ников

Ответственные исполнители:

ЦНИИМФ:    Е.    С.    Голуб, Е. 3. Мадорский,

А. Н. Неелов, М. Л. Винницкий, В. А. Сорокин, А. С. Брикер, Е. А. Калязин, Л. П. Иванов, Д. Т. Чацкие

БМП: Ю. Р. Поляк, О. С. Цветков, В. П. Спи-рова

ЛВИМУ: М. М. Гальперин, Н. И. Денисенко, С. Н. Голубев

ЮжНИИМФ: В. П. Львовский, Б. А. Гликин ОИИМФ: С. Б. Иванов, Е. Н. Комраков

СОГЛАСОВАН Главным управлением Регистра СССР Главный инженер В. А. Овчинников

ВНЕСЕН В/О «Мортехсудоремпром»

Первый заместитель председателя 10. П. Бабий

ной системы технического обслуживания и ремонта может сохраняться с учетом рекомендаций настоящего раздела.

6.    Контроль состояния, планирование и регулирование ремонта

судов

6.1.    Основным докуменФом, определяющим планирование и регулирование ремонта судов, является план ремонта флота пароходства, который отражает сроки предстоящих очередных ремонтов судов, устанавливаемые по опыту эксплуатации и исходя из фактического состояния судна (прежде всего его основных элементов — корпуса, главного двигателя, движительного комплекса и рулевого устройства); действующие нормативы докового ремонта, согласуемые с периодичностью освидетельствований Регистра СССР (если освидетельствование не может быть выполнено без ремонтных работ); объем предстоящих работ и их продолжительность.

6.2.    План ремонта флота пароходства разрабатывается, ведется и контролируется по сериям судов. Ведение и контроль осуществляются с помощью электронно-вычислительных машин, для чего разрабатывается проект комплексной задачи автоматизированного контроля и учета состава, надежности и состояния флота. До разработки проекта план ремонта ведется и контролируется вручную.

7.    Организация предремонтной дефектации судов, находящихся

в эксплуатации

7.1.    Предремонтная дефектация судов, находящихся в эксплуатации, проводится по плану в сроки, согласованные со службой технической эксплуатации флота и обеспечивающие подготовку судоремонтного завода к ремонту судна. В отдельных случаях предремонтная дефектация может выполняться в последнем перед ремонтом эксплуатационном рейсе или, как исключение, в процессе подготовки судна к ремонту.

7.2.    Необходимость и порядок участия представителя Регистра СССР или лица, признанного Регистром СССР своим доверенным в этой дефектации, определяются Инспекцией Регистра СССР с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей судов (их назначения и возраста, скорости изнашивания судовых технических средств и конструкций).

В процессе предремонтной дефектации представитель Регистра СССР, если он принимает в ней участие, рассматривает рабочие документы, результаты дефектации, уточняет при необходимости содержание и объем дефектации, согласовывает акты дефектации и ремонтные ведомости.

Регистр СССР сохраняет за собой право контроля предремонтной дефектации, проведенной без его представителя, при освидетельствовании судов в период их ремонта.

7.3.    Руководитель дефектовочной группы (партии) до начала работ на судне (перед выходом в рейс) должен подготовить необ-

20

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА (МИНМОРФЛОТ) 30.11.87 № 202 г. МОСКВА

Руководителям предприятий и организаций

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РД 31.20.50-87

Руководством Минморфлота утвержден РД 31.20.50—87 «Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство», направленный на совершенствование организационных и методических основ системы технического обслуживания и ремонта.

Внедрение РД 31.20.50—87 позволит расширить масштабы и упорядочить применение средств диагностирования и неразрушающего контроля на судах в процессе их технического обслуживания и ремонта, что будет способствовать снижению трудоемкости, предотвращению отказов, уменьшению бюджета ремонтного времени.

ПРЕДЛАГАЮ:

1.    Ввести в действие с 01.01.88 РД 31.20.50—87 «Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство».

2.    Начальникам пароходств:

2.1.    При выполнении технического обслуживания и ремонта судов руководствоваться РД 31.20,50—87.

2.2.    До 01.03.88 разработать план организационно-технических мероприятий по внедрению РД 31.20.50—87, предусмотрев в нем в соответствии с требованиями руководящего документа:

2.2.1.    Снабжение судов комплектами универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля, методическими материалами.

2.2.2.    Организацию работы контрольно-диагностических и де-фектовочных групп.

2.2.3.    Изучение РД 31.20.50—87 всеми заинтересованными работниками пароходств, СРЗ, БТОФ и членами судовых экипажей.

3.    В/О «Мортехсудоремпром» совместно с ЦНИИМФом и па-роходствами принять меры к обеспечению всех судов нового пополнения, поступающих с отечественных и зарубежных верфей, переносными комплектами средств диагностирования и неразрушающего контроля и встроенными системами диагностирования главных двигателей.

4.    ЦНИИМФу:

з

4.1.    Направить до 20.11.87 в Балтийское пароходство и до 25.12.87-в В/О «Мортехинформреклама» подготовленный к изданию РД 31.20.50—87.

4.2.    Направить до 01.12.87 во все пароходства по одному экземпляру РД 31.20.50—87.

4.3.    Оказывать методическую помощь пароходствам по внедрению РД 31.20.50—87 на основе заключаемых хозяйственных договоров, обобщать опыт технического обслуживания и ремонта судов по комплексной системе с целью корректировки РД в 1990 г.

4.4.    Продолжить совместно с ФПК ЛВИМУ систематическое проведение курсов обучения специалистов пароходств, призванных решать задачи организации и проведения технического обслуживания и ремонта судов по состоянию.

5.    В/О «Мортехинформреклама» в 1988 г. издать и разослать:

5.1.    РД 31.20.50—87 по разнарядке, подготовленной В/О «Мор-техсудоремп ром ».

5.2. РД    31.28.30—88    по разнарядке, подготовленной

ЦНИИМФом.

6.    Балтийскому пароходству до 01.02.88 издать и разослать 300 экземпляров РД 31.20.50—87 по разнарядке, составленной ЦНИИМФом.

7.    С введением РД 31.20.50—87 считать утратившими силу: РД 31.20.82—83 «Инструкция по предремонтной дефектации судов», письмо Минморфлота от 17Л 2.86 № 162.

Б. А. ЮНИЦЫН

8.    Контроль за исполнением настоящего письма возложить на В/О «Мортехсудоремпром».

Заместитель министра

Приложение к письму Минморфлота от 30.11.87 № 202

Комплексная система технического    РД 31.20.50—87

обслуживания и ремонта судов.    Вводится впервые

Основное руководство

Срок введения в действие установлен с 1 января 1988 г.

Настоящий РД устанавливает единые для морского флота тех-нико-организационные и методические основы комплексной системы технического обслуживания и ремонта судов (по состоянию и расписанию). Он является обязательным для пароходств, судов, баз технического обслуживания флота, судоремонтных заводов, других предприятий, организаций и подразделений, занимающихся технической эксплуатацией флота. РД состоит из двух час_тей: ч. I. Технико-организационные основы системы, ч. II. Методические основы системы (включая средства диагностирования и неразрушающего контроля).

5

ЧАСТЬ I

ТЕХНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ

1. Общие положения

1.1.    Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов представляет собой дальнейшее развитие технической эксплуатации морского флота и направлена на обеспечение исправного состояния и высокой эксплуатационной надежности судов при минимальных расходах всех видов ресурсов (времени, труда, средств и материалов) за нормативные сроки службы. По структурно-функциональному построению она является комплексной, непрерывной, планово-предупредительной.

1.2.    Комплексность системы предполагает применение двух основных видов технического обслуживания и ремонта судов, судовых технических средств и конструкций (или их элементов): по состоянию и расписанию.

Техническое обслуживание и ремонт по состоянию применяются для судовых технических средств и конструкций, состояние которых можно определять без разборки освоенными методами и средствами диагностирования и неразрушающего контроля.

Техническое обслуживание и ремонт по расписанию применяются для судовых технических средств и конструкций, состояние которых невозможно определить без разборки или разборка которых обязательна при освидетельствовании Регистром СССР.

К судовым техническим средствам и конструкциям, выходы из строя которых не влияют на безопасность мореплавания, живучесть судов и безопасность труда, не приводят к остановкам в море, прекращению грузовых операций, ухудшению условий обитаемости и увеличению затрат на восстановление, применимы техническое обслуживание и ремонт по отказам.

Соотношение применяемых на судах видов технического обслуживания и ремонта меняется в зависимости от наличия средств диагностирования и неразрушающего контроля, надежности судовых технических средств и конструкций и опыта обслуживающего персонала.

1.3.    Непрерывность системы предполагает планомерный уход за судами, контроль их состояния и выполнение работ по освидетельствованию судовых технических средств и конструкций и вос-

6

становлению их технико-эксплуатационных характеристик в максимально возможных объемах в процессе эксплуатации.

1.4.    Планово-предупредительность системы предполагает заблаговременное восстановление технико-эксплуатационных характеристик судовых технических средств и конструкций с целью предупреждения их интенсивных износов, старения, выходов из строя и повышения эксплуатационной надежности и, как следствие, снижения общих затрат на техническое обслуживание и ремонт.

1.5.    Динамичность системы предполагает периодический или непрерывный контроль и прогноз изменения состояния судовых технических средств и конструкций и оперативное планирование (регулирование) на этой основе сроков, содержания, объемов технического обслуживания и ремонта, своевременно согласуемых, если они поднадзорны, с Регистром СССР. Применение планового контроля состояния для планово предупредительного технического обслуживания и ремонта делает режимы технического обслуживания и ремонта гибкими и эффективными. Эксплуатационно-ремонтные циклы судов не остаются, как прежде, постоянными. Они непрерывно регулируются (уточняются и изменяются) по результатам контроля и прогнозам изменения состояния судовых технических средств и конструкций.

2. Основные средства и задачи контроля состояния

2.1.    Контрольно-измерительную основу системы технического обслуживания и ремонта судов по состоянию составляют:

универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля;

судовые штатные контрольно-измерительные приборы (включая средства сигнализации и защиты);

встроенные средства диагностирования (где эти средства имеются) ;

береговые средства анализа продуктов износа в маслах.

2.2.    Универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля объединены в комплекты: судовой и береговой. В состав комплектов входят универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля, освоенные и выпускаемые промышленностью (ч. II настоящего РД).

2.3.    Судовой комплект универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля является принадлежностью судна, включается в табель инвентарного снабжения и используется судовым экипажем в повседневной работе. Он поставляется на судно по возможности комплектно с инструкциями по использованию входящих в него средств после их метрологической поверки, осуществляемой уполномоченным на то подразделением судовладельца.

Дополнение судового комплекта вновь создаваемыми средствами диагностирования и неразрушающего контроля, в том числе приобретаемыми за рубежом, производится по мере их освоения и разработки методик применения.

7

При заказе и строительстве судов должна быть обеспечена их комплектация универсальными переносными средствами диагностирования и неразрушающего контроля, а также встроенными системами диагностирования главных и вспомогательных дизелей.

2.4.    Береговой комплект универсальных переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля (по своему составу более расширенный, чем судовой) является принадлежностью пароходств (баз технического обслуживания флота, производственных лабораторий автоматизации этих баз и других предприятий и подразделений пароходств), судоремонтных заводов, осуществляющих контроль состояния судовых технических средств и конструкций на судах по заявкам (запросам) судовой администрации и указаниям службы технической эксплуатации флота и пред ремонтную дефектацию судов, находящихся в эксплуатации, перед постановкой их на ремонт.

2.5.    Контроль состояния судовых технических средств и конструкций осуществляется периодически или непрерывно. Периодический контроль технического состояния осуществляется:

универсальными переносными средствами диагностирования и неразрушающего контроля, входящими в состав судового или берегового комплекта;

встроенными средствами диагностирования; судовыми штатными контрольно-измерительными приборами; осмотровым методом с выборочной, частичной или полной разборкой и при необходимости с обмером деталей (узлов);

береговыми средствами анализа продуктов износа в пробах масла, отбираемых систематически из судовых технических средств. Непрерывный контроль состояния осуществляется: судовыми штатными контрольно-измерительными приборами; встроенными средствами диагностирования.

2.6.    Основными задачами, решаемыми по результатам контроля состояния, являются регулирование режимов технического обслуживания и ремонта, безразборное освидетельствование и предре-монтная дефектация,, проводимая в процессе эксплуатации. Все эти задачи решаются на основе единой методической базы.(ч. II настоящего РД).

2.7.    Смысл и содержание регулирования заключаются в назначении режимов последующего (очередного) контроля состояния или технического обслуживания и ремонта в зависимости от состояния, установленного при контроле, и прогноза изменения этого состояния с учетом функционально-конструктивных и эксплуатационных особенностей судовых технических средств и конструкций.

2.8.    Безразборное освидетельствование производится методами и средствами, согласованными и одобренными Регистром СССР. Основанием для согласования и одобрения являются результаты сравнения данных о состояниях, полученных без разборки (методами и средствами диагностирования и неразрушающего контроля) и с разборкой. Результаты сравнения оформляются в виде ак-

8

та произвольной формы, в котором отражаются наименование, характеристика, тип проверяемого объекта, тип системы или средства (прибора) диагностирования, результаты измерений, заключение о соответствии показаний приборов нормам и фактическому состоянию объекта, условия и сроки действия безразборного освидетельствования. Регистр СССР сохраняет за собой право произвести освидетельствование с разборкой, несмотря на благоприятные результаты безразборного освидетельствования.

2.9.    Предремонтная дефектация, проводимая в процессе эксплуатации, представляет собой завершающую стадию контроля состояния перед ремонтом. Она осуществляется в сроки, обеспечивающие своевременную подготовку судоремонтного производства к ремонту, и предназначается для определения содержания, объема и технологии ремонта, составления или уточнения на этой основе ремонтных ведомостей.

2.10.    Все встроенные системы диагностирования должны иметь одобрение Регистра СССР с точки зрения их устойчивости в отношении судовых условий эксплуатации. Универсальные средства диагностирования могут быть допущены на суда, если они аттестованы и периодически поверяются метрологической службой Госстандарта СССР или ведомственной метрологической службой.

3. Организационные основы системы

3.1.    Общее руководство и организация работ по обеспечению нормального функционирования системы технического обслуживания и ремонта осуществляются службой технической эксплуатации флота пароходства. Эта работа возглавляется заместителем начальника службы технической эксплуатации флота и проводится через механиков-наставников и групповых инженеров по закрепленным .за ними группам судов и через существующие или вновь создаваемые, по усмотрению пароходств, подразделения.

3.2.    Служба технической эксплуатации флота: разрабатывает план перевода судов на комплексную систему

технического обслуживания и ремонта, утверждаемый руководством пароходства-;

обеспечивает составление заявок для службы материально-технического обеспечения на универсальные переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля (по согласованию со службой метрологии пароходства), входящие в судовой и береговой комплекты, и организует распределение этих средств;

организует обучение и проверку знаний судовых экипажей и инженерно-технического персонала пароходства в области использования универсальных переносных средств диагностирования, неразрушающего контроля и встроенных средств диагностирования;

организует предремонтную дефектацию судов, находящихся в эксплуатации, перед постановкой их на плановый ремонт (в том числе на судоремонтные заводы других пароходств и ведомств и на загранбазы);

9