.МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
Приложение к письму ММФ от 18.03.86 К? ГФ-15/248
977 КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГЛИЦЕРИНА НАЛИВОМ
РД 31.11.81.47—85
Разработан Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФом)
Черноморский филиал
Директор Л. Д. Яловой
Руководитель темы И. П. Горяинов
Ответственный исполнитель Н. И. Вивденко
Согласован От делом охраны труда и техники безопасности Минморфлота
Начальник отдела Т. Н. Новиков
Отделом ВОХР Минморфлота
Начальник отдела И. А. Бедное
В/О «Мореплавание»
Заместитель начальника В. К. Залеев
Внесен Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов
Заместитель начальника Главфлота А. Г. Казимиров
Карта технологического режима морской перевозки глицерина наливом
РД 31.11.81.47—85 Вводится впервые
Утвержден Минморфлотом 16.12.85 Срок введения в действие установлен с 16.12.85
Настоящая карта технологического режима (КТР) морской перевозки глицерина наливом устанавливает условия транспортирования глицерина.
Требования КТР распространяются на перевозку глицерина на танкерах и химовозах.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУЗЕ
So ООН —
Стр. И МО —
Гр.МОПОГ 9115 ГОСТ 6259-75
1.1. Наименование: глицерин.
1.2. Синонимы: 1, 2, 3-триоксипропан; пропантриол-1, 2, 3; гли-церол.
1.3. На английском языке: 1,2,3-trihydroxypropane; 1,2, 3-ргора-netriol; trihydroxypropane; glycerol; glycerin.
1.4. Квалификация химического продукта: технический продукт.
1.5. Химическая формула: С3Н803.
1.6. Химическая группа: спирты.
1.7. Внешний вид: густая, сиропообразная, бесцветная, прозрачная жидкость.
1.8. Запах: без запаха.
1.9. Основная опасность: горючая жидкость.
2. ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Относительная молекулярная масса . . . 92,1
2.2. Плотность при 20 °С, кг/м3 ...... 1257—1261
2.3. Температура кипения, °С...... 290
2.4. Температура затвердевания, °С:
чистого глицерина........ 17,9
технического глицерина....... ниже 0
2.5. Динамическая вязкость, Па-с, при 10°С . . 3,95
» 20 °С . . 1,49
» 25 °С . . 0,94
» 30 °С . . 0,62
» 40 °C . . 0,33
» 50 °C . . 0,15
2.6. Растворимость в воде, масс. %.....неограни
ченная
2.7. Удельная теплоемкость технического глицерина
в пределах 15-J-50 °С, кДж/(кг*К)...... 2,41
2.8. Теплопроводность, Вт/(м-К), при12°С . . 0,281
» 20 °С . . 0,276
» 48 °С . . 0,257
2.9. Парциальное давление паров в воздухе при
125,5 °С, кПа............ 0,133
2.10. Коэффициент объемного расширения при
20 °С, 1/К............. 0,505-10 3
2.11. Плотность пара по отношению к воздуху . . 3,2
2.12. Удельное объемное электрическое сопротивление при 25 °С, Ом-м.......... 1,5*105
3. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
3.1. Термочувствительность: термически неустойчив. При нагревании до 90 °С разлагается на акролеин и ацетол — токсичные и легковоспламеняющиеся вещества. Чистый глицерин имеет склонность к переохлаждению и медленной кристаллизации, практически нелетуч.
3.2. Светочувствительность: не светочувствителен.
3.3. Влагочувствительность: гигроскопическая жидкость. Поглощает до 40 % влаги от своей массы.
3.4. Взаимодействие с воздухом: не взаимодействует.
3.5. Взаимодействие с пресной водой: не взаимодействует.
3.6. Взаимодействие с морской водой: недопустимо попадание хлоридов. Содержание хлоридов в глицерине допускается не более 0,002 % — по ГОСТ 6259-75.
3.7. Взаимодействие с химическими веществами: вступает в опасную реакцию с окислителями (неорганические кислоты). Самовоспламеняется при контакте с перманганатом калия. Растворяется в спирте; не растворяется в эфире и хлороформе.
3.8. Взаимодействие с материалами грузовых танков и систем: не оказывает коррозионного воздействия на углеродистые и легированные стали, алюминий, никель, монель-металл, медь, бронзы. До 60°С в глицерине стойки полиэтилен, полиизобутилен, поливинилхлорид. Наибольшей стойкостью обладают фторопласты. До 60°С стойки прокладочные материалы из резины на основе бутил-каучука, хлоропренового каучука.
3.9. Устойчивость: сохраняет свои физико-химические свойства при рекомендуемых КТР условиях перевозки.
4. УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ
4.1. Перевозка глицерина наливом осуществляется в соответствии с требованиями РД 31.11.81.02—82 «Правила перевозки химических грузов наливом».
157
4.2. Погрузка: производится только «закрытым способом» по грузовым трубопроводам. Запрещается погрузка свободно падающей струей.
4.3. Скорость налива: до 5 м/с. Скорость движения в грузовых трубопроводах каждого танка в первоначальный период не должна превышать 1 м/с до тех пор, пока уровень глицерина не закроет входное отверстие трубопровода и глицерин не заполнит весь трубопровод, — согласно приказу ММФ от 6 августа 1973 г. № 131 «Правила по защите от статического электричества на морских судах».
4.4. Перевозка в инертной среде: не требуется.
4.5. Ингибирование: не требуется.
4.6. Давление: атмосферное.
4.7. Температурный режим: при температуре забортной воды ниже температуры затвердевания глицерина требуется его подогрев. Температуру подогрева необходимо поддерживать на уровне, превышающем температуру затвердевания на 5°С.
4.8. При температуре воздуха выше 20 °С следует производить орошение палубы забортной водой.
4.9. Дополнительные требования к перевозке: с целью предотвращения попадания влаги в грузовые танки не следует открывать без крайней необходимости крышки расширителей, смотровых и моечных лючков, пробки мерных трубок. При изменении температуры наружного воздуха и забортной воды периодически проверять обжатие крышек.
4.10. Выгрузка: особых требований не предъявляется.
5. ПОЖАРООПАСНОСТЬ
5.1. Общая характеристика: горючая жидкость.
постройки химовозов Регистра СССР.......3
5.3. Температура вспышки, °С........193
5.4. Температура самовоспламенения, °С.....362
5.5. Концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе, объемных долей, %:
нижний ..........2,6
верхний...........11,3
5.6. Температурные пределы воспламенения насыщенных паров, °С:
нижний ..........182
верхний...........217
5.2. Категория опасности по Правилам классификации и
5.7. Образование токсичных продуктов при сгорании: образуются оксид и диоксид углерода.
5.8. Рекомендуемые огнегасительные средства: тонкораспыленная вода; система пенотушения с воздушно-механической пеной средней кратности на основе пенообразователя ПО-1 С (МРТУ 15-62—66, МРТУ 6-62-488—68) или на основе пенообразователей типа ПО-I (ГОСТ 6948-81) средней кратности. При объ-
емиом тушении диффузионного пламени минимальная огнегасительная концентрация азота 46 объемн. %, углекислого газа — 34 объемн. %. Для тушения очагов пожара на палубе следует применять пенные, углекислотные и порошковые огнетушители.
6.1. Общая характеристика: нетоксичен.
6.2. При нагревании глицерина до 90 °С возможно образование токсичных паров акролеина (ПДК— 0,2 мг/м3) и ацетола.
7. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ
7.1. Категория загрязнителя для эксплуатационного сброса: отсутствует.
Глицерин относится к Перечню прочих жидких веществ, перевозимых наливом (Приложение II Конвенции МАРПОЛ—73/78), сброс остатков которых либо балластных и льяльных вод, загрязненных данным веществом, не подпадает ни под какое ограничение. При необходимости сброс может быть осуществлен согласно требованиям раздела 3 РД 31.04.03—79 «Наставление по предотвращению загрязнения с судов».
8. ПОДГОТОВКА ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ
8.1. Монка грузовых танков должна выполняться в соответствии с требованиями:
РТМ 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология. Технические требования»:
РД 31.11.81.37—82 «Правила перевозки химических грузов наливом»,
а также
ГОСТ 12.1.004-85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.3.002-75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности».
8.2. Перечень шифров необходимых моечных и зачистных операций подготовки танков под перевозку глицерина после нефтепродуктов и химических грузов приведен в табл. 1.
Подготовка грузовых танков под перевозку глицерина
Наименование слитого груза
Шифр моечных и зачистных операций
Реактивное топливо Дизельное топливо Бутиловый спирт (бутанол) Изобутиловый спирт (изобутанол) Изопропиловый спирт (изопропинол) Изооктнловый спирт (2-этилгсксанол) Метиловый спирт (метанол)
М9ЛПМ !4В МОЛ ПМ14 В МОП ПМ14В М9ЛПМ14В
Наименование слитого груза |
Шифр моечных и зачистных операций |
Долепилбензол Листон
Метилэтнлкетон
Бензол
Толуол
Ксилолы
Этиленгликоль
М2М10ЛПМ14В
Ml КЛИМ 14В
М11КЛПМ14В
М5КЛПМ14В
М5КЛПМ14В
М5КЛПМ14В
М5КЛПМ14В
Примечания. 1. Шифры зачистных и моечных операций означают: Ml — машинная мойка холодной морской водой в течение I ч;
М2 — машинная мойка холодной морской водой в течение 2 ч;
М5 — машинная мойка теплой морской водой в течение 2 ч;
М9 — машинная мойка горячей морской водой в течение 1 ч;
М10 — машинная мойка горячей морской водой в течение 1,5 ч;
МП — машинная мойка горячей морской водой в течение 2 ч;
Ml4 — промывка пресной водой в течение 0,5 ч;
К — очистка фильтров, продувка грузовой магистрали воздухом;
Л — вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
П — выборка механических примесей и ржавчины;
В — осушка танков и трубопроводов до полного удаления влаги.
2. В процессе подготовки грузовых танков после нефтепродуктов допускается использование моющих химических средств ИМФ-1 и КАМП.
3. Танки с цинксиликатным покрытием необходимо мыть согласно требованиям раздела 5 РД 31.11.82.37—82.
4. Контроль чистоты поверхности танков на наличие следов темных нефтепродуктов, масел, хлоридов производится согласно приложению 3 РД 31.11.82.37—82.
5. Заключительной моечной операцией должна быть мойка пресной водой и осушка танков до полного отсутствия запаха предыдущего груза.
8.3. Подготовка грузовых танков после глицерина под любой груз производится в соответствии с шифром МП ЛИВ.
8.3.1. Контроль чистоты поверхности танков после мойки из-под
глицерина производится по плотности водных растворов в процессе мойки танков.
Плотность водных растворов глицерина приведена в табл. 2.
Таблица 2
Плотность водных растворов глицерина при 20°С |
Содержание глицерина, масс. % |
Плотность, кг/м* |
1 |
1000,60 |
2 |
1003,00 |
3 |
1005,40 |
4 |
1007,80 |
5 |
1010,15 |
К) |
1022,10 |
15 |
1034,50 |
160
8.3.2. Метод проверки чистоты поверхности грузовых танков не является обязательным для представителей грузоотправптеля/гру-зополучателя и экспертов, определяющих готовность танков под прием груза.
9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
9.1. Нефтеналивные суда и суда, предназначенные для перевозки глицерина наливом, должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями:
РД 31.11.81.37—82 «Правила морской перевозки химических грузов наливом»;
РД 31.81.10—75 «Правила техники безопасности на судах морского флота» (раздел 9).
9.2. Для производства работ по зачистке грузовых танков (выборка механических примесей и ржавчины) в эксплуатации силами экипажа судна должна быть в наличии следующая защитная одежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на зачистных работах (приказ министра морского флота от 19 декабря 1980 г. № 266):
костюм для нефтяников — по ГОСТ 12.4.111-82;
сапоги кожаные на кожаной подошве на латунных гвоздях — по ГОСТ 12.4.137-84 или сапоги резиновые — по ГОСТ 12265-78;
рукавицы брезентовые — по ГОСТ 12.4.010-75;
противогаз шланговый с механической подачей воздуха (ПШ-2-57) — по ГОСТ 12.4.122-83.
9.3. При пожаре члены аварийной партии должны использовать изолирующие СИЗОД типа ПШ-2-57 по ГОСТ 12.4.122-83 или АСВ-2.
9.4. Определение взрывоопасной концентрации паров глицерина в воздушной среде: при рекомендуемых температурных режимах перевозки вероятность образования взрывоопасной концентрации паров глицерина отсутствует. Для контроля содержания паров глицерина рекомендуется использовать прибор ИВП-l.IV.l (ТО 5В2.840.182) по шкале спиртов либо аналогичные приборы.
11 Заказ № 1191