МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
Приложение к письму ММФ от 18.03.86 № ГФ-15/246
976 КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ЭТИЛИРОВАННЫХ БЕНЗИНОВ НАЛИВОМ
РД 31.11.81.45—85
Разработан Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФом)
Черноморский филиал
Директор Л. Д. Яловой
Руководитель темы И. П. Горяинов
Ответственный исполнитель В. Н. Татаренко
Согласован В/О «Мореплавание» Мин Морфлота
Заместитель начальника В. К. Залееа
Отделом военизированной охраны Минморфлота Начальник отдела И. А. Бедное
Отделом охраны труда и техники безопасности Мннмор-флота
Начальник отдела Т. И. Новиков
Внесен Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов
Начальник Главфлота В. С. Збаращенко
Карта технологического режима морской РД 31.11.81.45—85
перевозки этилированных бензинов Вводится впервые
Утвержден Минморфлотом 16.12.85
наливом
Срок введения в действие установлен с 29.11.85
Настоящая карта технологического режима (КТР) распространяется на морскую перевозку этилированных бензинов наливом на танкерах Минморфлота.
КТР устанавливает технологические режимы и меры безопасной и сохранной перевозки этилированных бензинов. Во всем ином, что не предусмотрено в настоящей КТР, следует руководствоваться требованиями Общих и специальных правил перевозки наливных грузов.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУЗЕ
1.1. Наименование: бензины этилированные.
На английском языке: benzenes leaded.
1.2. Химическая группа: углеводороды.
1.3. Органолептические показатели (приведены в таблице).
1.4. Основная опасность: пожаровзрывоопасная жидкость.
2. ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Относительная молекулярная масса (средняя) . 105
1.5. Дополнительная опасность: токсичная жидкость.
|
Этилированные бензины |
Показатель |
авиационные |
автомобильные |
Б-100/130 |
Б-95/130 |
Б-91/115 |
А-76 |
АИ-93 |
А И-98 |
Цвет |
Оранжево
красный |
Желтый Зеленый |
Желтый |
Оранжево-
красный |
Синий |
|
Запах Характерный запах бензина |
2.2. Плотность при 20 °С, кг/м3 ...... 700—835
2.3. Температура начала кипения, °С .... 35
2.4. Температура конца кипения, °С..... 180—205
2.5. Температура замерзания, °С......—60
2.6. Динамическая вязкость, Па-с..... 0,529-10~3
2.7. Коэффициент объемного расширения (средний)
при 20°С, 1/К...........1,14-10 3
146
2.8. Парциальное давление паров при 20 °С, кПа . 33—66
2.9. Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом-м.............10п—1012
3. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
3.1. Растворимость: в воде практически нерастворимы.
3.2. Термочувствительность: при температурах выше 40 °С снижают свои качественные показатели.
3.3. Светочувствительность: не чувствительны.
3.4. Взаимодействие с воздухом: не взаимодействуют.
3.5. Взаимодействие с пресной и морской водой: не взаимодействуют.
3.6. Взаимодействие с конструкционными материалами: не взаимодействуют с судостроительной сталью, бронзой, медыо, латунью, с маслобензостойкой резиной, капролоном.
3.7. Совместимость: несовместимы с окислителями, минеральными кислотами и пищевыми грузами.
4. ПОЖАРООПАСНОСТЬ
няющаяся жидкость.
4.2. Температура вспышки, °С....... —34
4.3. Температура самовоспламенения, °С . . . . 255—474
4.4. Температурные пределы воспламенения насыщенных паров в воздухе:
нижний предел воспламенения, °С..... —38
верхний предел воспламенения, °С..... —10
4.5. Концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе, объемн. %:
нижний........... 0,76
верхний........... 8,10
4.1. Пожароопасность — по ГОСТ 12.1.044-84 легковоспламе
4.6. Рекомендуемые средства пожаротушения: пена воздушно-механическая средней кратности на основе пенообразователя ПО-1 по ГОСТ 6948-81 и ПО-1C по ТУ 38—40726—72, вода мелкораспыленная, углекислый газ.
5. токсичность
5.1. Общая характеристика: пары действуют наркотически, раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
5.2. Класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76 .....4
5.3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров в воздухе, мг/м3...............100
5.4. Действие паров:
5.4.1. При вдыхании: раздражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей; оказывают наркотическое действие и вызывают расстройство рефлекторной деятельности, возможен летальный исход.
147
5.4.2. При попадании на кожу: вызывают раздражение, покраснение, жжение.
5.4.3. При попадании в глаза: раздражают слизистые оболочки глаз.
5.5. Действие жидкости:
5.5.1. При попадании на кожу: вызывают раздражение, при длительном воздействии возможен ожог.
5.5.2. При попадании в глаза: вызывают жжение, слезотечение, покраснение слизистых оболочек глаз.
5.5.3. При попадании в желудок: вызывают боль в груди, кашель, головную боль, покраснение лица, судороги, потерю сознания.
6. ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ
6.1. Этилированные бензины относятся к перечню нефтей, указанных в Дополнении 1 Приложения I к МАРПОЛ—73/78.
6.2. Сброс этилированных бензинов с судов запрещен, за исключением случаев, когда соблюдаются условия, оговоренные в части И РД 31.04.03—79 «Наставление по предотвращению загрязнения с судов».
7. УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ
7.1. Общие положения
7.1.1. Подготовка грузовых танков и систем к наливу, а также налив, перевозка и слив должны производиться в соответствии с требованиями, устанавливаемыми:
Общими и специальными правилами морской перевозки наливных грузов, 7-М, раздел II;
приложением к приказу Минморфлота от 6 августа 1973 г. № 131 «Правила по защите от статического электричества на морских судах» и ОСТ 5.6186—83. Защита нефтеналивных судов от статического электричества.
7.1.2. Мойка грузовых танков должна производиться в соответствии с требованиями раздела 8 настоящего РД.
7.1.3. До начала налива или слива второй помощник капитана должен письменно согласовать с диспетчером нефтебазы все планируемые изменения производительности по технологической карте (в начале, в основной период и в конце налива или слива), внести их в грузовой план. Налив или слив должны производиться по утвержденной капитаном технологической карте.
7.1.4. В процессе налива или слива второй помощник капитана заблаговременно уточняет по телефону с диспетчером нефтебазы фактическое время изменения производительности.
7.1.5. Давление в танках при наливе, в пути следования и при сливе должно поддерживаться в соответствии с рабочим давлением газовентиляционной системы.
148
7.2. Налив
7.2.1. Скорость движения груза в приемных трубах каждого танка в первоначальный период их заполнения не должна превышать 1 м/с вплоть до достижения уровня груза в 1 м в каждом загружаемом через приемные трубы танке. Для нефтеналивных судов с двойным дном, оборудованным специальными антистатическими колодцами, начальная скорость налива не регламентируется.
7.2.2. Скорость движения груза в палубном трубопроводе не должна превышать 8—12 м/с.
7.2.3. Производительность увеличивается до максимальной только после того, как второй помощник капитана убедится в исправности грузовой системы и чистоте акватории вокруг судна.
7.2.4. В процессе налива следует строго соблюдать правило переключения затворов: сначала открывается затвор очередного танка, затем закрывается затвор загруженного танка.
7.2.5. В танке, которым заканчивается налив, должен быть оставлен достаточный свободный объем, позволяющий принять некоторое количество груза после остановки налива. Количество груза, которое может поступить в танк после остановки налива, должно быть заранее рассчитано и согласовано с диспетчером нефтебазы.
7.2.6. Танк, которым заканчивается погрузка, должен быть закрыт только после того, как второй помощник капитана убедится, что груз после команды «Стоп налив!» нс поступает в танк, и диспетчер нефтебазы подтвердит, что прикордонные затворы береговых трубопроводов закрыты.
7.2.7. Отбор пробы из танка и замер уровня груза в нем должны осуществляться устройствами, изготовленными только из электропроводных материалов. Отбирать пробу и замерять уровень груза электропроводящими устройствами можно только спустя 30 мин после остановки налива.
7.3. Перевозка
В пути следования температурный режим груза не нормируется. В тропических условиях и в летнее время в солнечную погоду рекомендуется производить непрерывное орошение палубы из трубопроводов забортной водой.
7.4. Слив
7.4.1. Перед началом слива груза следует при помощи работающих грузовых насосов создать в напорных трубопроводах давление не менее 0,29 МПа (2,9 кгс/см2), после чего открыть приемно-отливные затворы на грузовой палубе.
7.4.2. Слив груза должен быть начат на малых оборотах грузовых насосов, и постепенно (в течение 10—15 мин) обороты должны быть увеличены до номинальных. Давление в напорных трубопроводах и производительность не должны превышать значений, указанных грузополучателем.
7.4.3. При низком уровне груза в танке должны быть приняты меры по предотвращению захвата воздуха грузовым насосом путем
149
своевременного снижения производительности слива и своевременной остановки грузового насоса. Для закачки грузового насоса в одном из кормовых танков следует оставить груз, уровень которого должен быть выше уровня расположения грузовою насоса: этот танк сливается в последнюю очередь.
7.5. Аварийные меры
7.5.1. При наливе. В случае перелива груза из танков второй помощник капитана должен немедленно переключить подачу груза из переполненных танков в танк, выделенный для окончания налива груза, имеющий запас пустоты.
В случае разрыва грузового шланга, трубы стендера или берегового трубопровода грузовой помощник капитана должен немедленно сообщить об этом по телефону диспетчеру нефтебазы и доложить капитану судна (старшему помощнику). Если диспетчер нефтебазы не дал указания закрыть судовые клинкеты, то капитан судна (старший помощник) должен принять решение о перекрытии судовых затворов в зависимости от обстановки и возможности утечки груза из судна.
7.5.2. При перевозке. В случае выхода груза на палубу через газовыпускные устройства или через другие приспособления необходимо открыть грузовой затвор переполненного танка и затвор танка, имеющего наименьший уровень груза, принадлежащего той же группе танков.
7.5.3. При сливе. В случае разрыва шланга, трубы стендера или берегового трубопровода второй помощник капитана должен немедленно закрыть палубные приемно-отливные затворы, одновременно остановить насосы, доложить о случившемся капитану судна (старшему помощнику) и сообщить по телефону диспетчеру нефтебазы.
7.5.4. Во всех аварийных случаях экипаж действует согласно судовому плану мероприятий по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, утвержденному капитаном.
8. ПОДГОТОВКА ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ ПОД ПЕРЕВОЗКУ ЭТИЛИРОВАННЫХ БЕНЗИНОВ
8.1. Мойка грузовых танков под перевозку этилированных бензинов после перевозки нефти и нефтепродуктов должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 15.10-84, табл. 2.
8.2. После перевозки патоки машинная мойка морской водой (80 °С) около 4 ч; осушение трубопроводов, насосов, сушка.
8.3. После растительных масел:
машинная мойка морской (80 °С) водой с моющим препаратом в течение 1 ч;
осушение танков, трубопроводов, насосов, сушка.
8.4. После перевозки животных жиров:
машинная мойка морской водой (80 °С) с моющим препаратом в течение 4 ч;
150
пропарка;
осушение танков, трубопроводов, насосов, сушка.
8.5. Подготовка танков с целью дегазации до санитарных норм: машинная мойка морской водой (80 °С) с моющим препаратом в течение 3 ч;
машинная мойка теплой водой в течение 1 ч; вентиляция до санитарной нормы;
проветривание танков при открытых крышках, сходнях люков и моечных горловин в течение 4 ч.
Примечание. Во всех случаях после мойки следует удалить из танков не-откачнваемые остатки, очистить фильтры, приемные патрубки. Нормы времени указаны из расчета на 1 танк. Для подготовки моющих растворов могут применяться препараты ВМС-1, ИМФ-1, КАМП в концентрациях, указанных в инструкциях на их применение.
При отсутствии моющих препаратов нормы времени на мойку водой увеличивают на 50 %.
9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
9.1. На всех этапах транспортного процесса (налив—перевозка—слив—мойка) должны соблюдаться требования безопасности, устанавливаемые:
РД 31.11.81.36—81 «Правила перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах ММФ» (раздел 14);
РД 31.81.10—75 «Правила техники безопасности на судах морского флота» (главы 9 и 11);
РТМ 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология, технические требования» (раздел 4).
9.2. При транспортировании этилированных бензинов, кроме соблюдения требований нормативных документов, перечисленных в п. 9.1, следует руководствоваться требованиями настоящего раздела.
9.3. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
9.3.1. При концентрации паров этилированных бензинов в воздухе рабочей зоны, превышающей ПДК, нахождение в ней людей без СИЗОД запрещено.
9.3.2. Выполнение работ на открытой палубе при содержании в воздухе рабочей зоны паров допускается в следующих СИЗОД:
при концентрации, не превышающей ПДК в 50 раз,— противогазы промышленные фильтрующие по ГОСТ 12.4.121-83 с коробкой марки А по ГОСТ 12.4.122-83, код ОКП 25.6831 0101;
при более высоких концентрациях — шланговый противогаз типа ПШ-2-57 по ТУ 6.16.2054—-76 или дыхательный аппарат типа АСВ-2 по ТУ 12.24.7—74.
9.3.3. Использование фильтрующих противогазов при нахождении в недегазированных грузовых танках запрещается.
При выполнении аварийных работ в недегазированных грузовых
танках следует использовать изолирующие дыхательные аппараты марки ПШ-2-57 или типа АСВ-2.
9.3.4. К работе в изолирующих СИЗОД допускаются только лица, прошедшие специальное медицинское освидетельствование и обучение пользованию СИЗОД.
9.4. Средства индивидуальной защиты кожных покровов.
Все лица, занятые на работах по зачистке грузовых танков от остатков груза, а также на ремонтных работах, должны обеспечиваться следующей спецодеждой согласно приказу министра морского флота от 19.12.80 № 266:
костюм для нефтяников — по ГОСТ 12.4.111-82; сапоги на кожаной подошве на латунных гвоздях — по ГОСТ 12.4.137-84;
рукавицы маслобензостойкие типа ОФ — по ГОСТ 12.4.010-75; пояс предохранительный — по ГОСТ 5718-77. каска защитная — по ОСТ 39-124—81.
9.5. СИЗОД и спецодежда должны храниться в специальном шкафу в помещении, имеющем непосредственный выход на палубу (желательно по обоим бортам).
9.6. Замер концентрации паров.
9.6.1. Замер концентрации паров на ПДК рекомендуется производить газоанализатором УГ-2 по ТУ 6-09-630—72.
9.6.2. Замер взрывоопасной концентрации паров рекомендуется производить газоанализатором типа ИВП 1У1.1 по ТУ 25-05-1475—73.
9.6.3. Замеры концентрации производятся лицами, прошедшими специальное обучение по работе с названными приборами и обеспеченными СИЗОД.
9.6.4. Замер загазованности воздуха рабочей зоны в процессе зачистных работ должен производиться не реже двух раз за вахту.
9.7. В случае аварии (разрыв шланга, выброс груза или утечка, разлив и т. п.) или в случае обнаружения в воздухе рабочей зоны паров этилированных бензинов по запаху или с помощью приборов необходимо:
объявить общесудовую тревогу; всем покинуть опасную зону;
аварийной партии надеть средства индивидуальной защиты; устранить утечку и убрать разлитый груз в соответствии с п. 6.2; произвести замер концентрации паров.
9.8. Меры первой помощи.
9.8.1. Старший помощник капитана совместно с судовым врачом заблаговременно до начала работ должны проинструктировать членов экипажа о мерах оказания первой помощи. Во время производства зачистных работ судовой врач должен находиться на грузовой палубе вблизи района работ.
9.8.2. При отравлениях: вынести пострадавшего из опасной зоны, обеспечить свободный доступ свежего воздуха, снять загрязненную одежду, проверить дыхание и пульс.
9.8.2.1. При отсутствии или слабом дыхании, не дожидаясь прн-
бытия врача, немедленно приступить к искусственному дыханию «рот в рот» или «рот в нос» с использованием аппаратов или приспособления для искусственного дыхания. Искусственное дыхание продолжать до восстановления дыхания.
9.8.2.2. При попадании в желудок — вызвать рвоту, промыть желудок 2%-ным раствором питьевой соды.
9.8.2.3. При попадании в глаза — промыть слизистую оболочку глаз теплой водой.
9.8.2.4. При воздействии на кожные покровы — немедленно промыть мыльным раствором, а затем чистой водой.