Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

102 страницы

538.00 ₽

Купить РД 31.11.21.23-96 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает требования по размещению, укладке, креплению и морской перевозке металлопродукции, направленные на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяется совместно с РД 31.11.21.16-96

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Укладка и крепление отдельных видов металлопродукции

     2.1 Трубы стальные, перевозимые поштучно в грузовых помещениях

     2.2 Трубы стальные диаметром от 530 до 1620 мм с покрытием и без покрытия, перевозимые поштучно на верхней палубе

     2.3 Трубы чугунные

     2.4 Стальной лист в рулонах

     2.5 Листы стальные, перевозимые поштучно

     2.6 Пакеты стальных листов на салазках и без них

     2.7 Прокат профильный

     2.8 Арматурная проволока в рулонах

     2.9 Проволока-катанка в пакетах

     2.10 Проволока-катанка в мотках непакетированная

     2.11 Стальные слитки

     2.12 Стальные слябы

     2.13 Стальные блюмы

     2.14 Стальные заготовки

     2.15 Изложницы

     2.16 Валы и оси

     2.17 Бандажи и цельнокатаные колеса

     2.18 Чугун в чушках

     2.19 Стальные шары мелющие

     2.20 Металлолом

     2.21 Цветные металлы и сплавы

     2.22 Чушки цветных металлов в пакетах со скрепляющими обвязками

     2.23 Слитки черновой меди

     2.24 Пакеты листовых катодов меди и никеля

     2.25 Чушки первичного алюминия

Приложение 1. Удельный погрузочный объем стальных труб

Приложение 2. Термины и определения

Приложение 3. Угол предельного динамического равновесия штабеля труб

Приложение 4. Методика расчета критерия несмещаемости и необходимого числа найтов для дополнительного крепления

Приложение 5. Способы закрепления поверхности штабеля профильного длинномерного проката

Приложение 6. Устройство для закрепления поверхности упругодеформируемого груза проволки-катанки в мотках, погруженного навалом

Приложение 7. Способы несмещаемости штабелей слитков

Приложение 8. Способы размещения и крепления изложниц

Приложение 9. Методика расчета критерия несмещаемости чугуна в чушках удлиненной формы навалом на металлическом настиле

Приложение 10. Перечень цветных металлов и форм их предъявления к транспортировке

Приложение 11. Рекомендуемые схемы укладки слитков черновой меди в грузовых помещениях судов

Приложение 12. Рекомендуемые схемы укладки и крепления пакетов катодов меди и никеля в грузовых помещениях судов

 
Дата введения01.04.1997
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.11.1996УтвержденФедеральная служба морского флота России44
РазработанЗАО ЦНИИМФ
ИзданЦНИИМФ1996 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ТОМ 2

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ

РД 31.11.21.03-96, РД 31.11.21.04-96, РД 31.11.21.13-96, РД 31.11.21.16-96, РД 31.11.21.17-96, РД 31.11.21.19-96, РД 31.11.21.23-96, РД 31.11.21.24-96, РД 31.11.21.25-96, РД 31.11.21.26-96.

ШШШк

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ • ЦНИИМФ • 1996

РАЗРАБОТАНО


Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота” (ЦНИИМФ)


Заместитель генерального директора

ЦНИИМФ по научной работе,

канд. техн. наук    Ю.М.Иванов


Руководитель темы,

ответственный исполнитель,

канд. техн. наук    Е.Б.Карпович

Руководитель темы,

ответственный исполнитель,

канд. техн. наук    М.Н.Гаврилов

Исполнитель    И.О. Леонидов


ВНЕСЕНО


Отделом коммерческой политики федеральной службы

морского флота России    А.Е.Фофанов


УТВЕРЖДЕНО


Приказами Федеральной службы морского флота России


ISBN 5-7559-0001-9


© ЗАО “ЦНИИМФ”, содержание и оформление, 1996

Издание официальное. Воспроизведение любым способом без разрешения Федеральной службы морского флота России и ЦНИИМФ воспрещено.


При поперечной укладке смежные ярусы труб должны быть сдвинуты на i м к противоположным бортам, а между трубами нижнего яруса должен оставляться зазор в 10-15 мм. При этом в качестве нижних прокладок, размещаемых в данном случае вдоль судна, должны использоваться брусья сечением не менее 80x80 мм.

2.1.5.3.    Поверхности ярусов должны быть выровнены. Ярусы труб разного диаметра или одного (до 280 мм) диаметра при высоте укладки более 0,7 м должны быть разделены поперечными деревянными прокладками толщиной не менее 80 мм с шагом 1,5-2,0 м так, чтобы вертикальное расстояние между прокладками было не более 0,7 м. При диаметре труб 280-450 мм и разнице в длине труб, превышающей их диаметр, разделительные прокладки должны устанавливаться через каждые 2 яруса труб (рис. 2.1.1).

2.1.5.4.    Смежные “подъемы” труб массой не более 6 т должны быть сдвинуты вдоль штабеля на 1 м относительно друг друга. Образующиеся при этом в штабеле пустоты не должны иметь глубину более 0,7 м или двух ярусов труб диаметром 280-450 мм. Оставлять другие пустоты в штабеле не допускается.

1

2

1

о



В

2.1.5.5.    В верхней части штабеля в пределах комингса люка допускается укладка труб одна на другую по образующей, а также в направлении, перпендикулярном укладке в основании штабеля, с обязательной установкой между такими ярусами досок толщиной не менее 25 мм.

•    • • ••

и••••••••••••••••••••••••

• •<»••• ••• • • •••••• • • • М • *1

)••••••••••••••••••••••••

г

А - А

Рис 2.1.1. Схема размещения труб малого диаметра перегружаемых

поштучно:


У

Металлопродукция. РД 31.11.21.23-96

2.1.5.6.    Технологические зазоры между торцами соседних (продольных или поперечных) штабелей должны оставляться около 250 мм.

2.1.5.7.    Для защиты торцов труб от механических повреждений следует вставлять деревянные брусья сечением 80x100 мм и более в точках контакта торцов одних труб с боковыми поверхностями других.

2.1.5.8.    Между поперечными трубами верхнего яруса рекомендуется размещать небольшие деревянные клинья, западающие в зазоры между трубами.

2.1.5.9.    В случае высокой остойчивости судна с грузом труб, когда расчетная амплитуда качки превышает 25*, должно быть выполнено закрепление поверхности штабеля труб по методике приложения 5 настоящих Правил.

2.1.5.10.    Пустоты, образующиеся в грузовых помещениях при поперечной укладке труб, должны быть перекрыты или уменьшены сетками безопасности, пневмооболочками, путем сдвига труб в смежных ярусах на 1 м к противоположным бортам или другими мерами, одобренными в установленном порядке.

2.1.6. Укладка труб, перегружаемых и перевозимых в укрупненных грузовых местах (УГМ), с применением инвентарных стропов или несущих средств пакетирования

2.1.6.1. Формирование УГМ из труб малого диаметра (ТМД) должно производиться способом двойного охвата наложением двух инвентарных стропов (приложение 2 настоящих Правил) в местах, отстоящих от торцов труб на 1/4 их длины (рис. 2.1.2). При этом каждый строп пропускается под грузом дважды и навешивается обоими огонами на гак крана или гачки крановой подвески (траверсы) так, чтобы наклон ветвей стропа к вертикали не превышал 30*.

Рис. 2.1.2. Схема формирования УГМ труб малого диаметра в инвентарных стропах способом двойного охвата:

1 - огоны инвентарного стропа; 2 - несущие ветви стропа; 3 - петля;

4 - тросовые зажимы, применяемые при укладке УГМ в подпалубное пространство погрузчиком

73

2.1.6.2.    В качестве инвентарных должны применяться стропы из мягкого стального оцинкованного троса с разрывной нагрузкой не менее удвоенной массы формируемого УГМ, что при равномерной загрузке обеих ветвей каждого стропа обеспечивает шестикратный запас прочности. Рекомендуемые унифицированные размеры инвентарного стропа для формирования УГМ из ТМД: диаметр 17,5 мм при разрывной нагрузке не менее 122 кН (12,45 тс) по ГОСТ 3089, длина 12,0 м.

2.1.6.3.    Масса каждого УГМ не должна превышать 6 тонн или грузоподъемности судовых перегрузочных средств, что меньше. В одном УГМ допускается укладка труб только одного коносамента. Трубы в УГМ должны быть отторцованы и не должны перекрещиваться.

2.1.6.4.    Укладка УГМ с ТМД в грузовых помещениях должна производиться вдоль судна поярусно без применения деревянных прокладок.

2.1.6.5 Загрузка бортовых подпалубных пространств трубами в УГМ производится погрузчиками или штивующими стропами в соответствии с требованиями РД 31.41.16-861 или по следующей технологии:

.1 коренные огоны каждой пары штивующих стропов закрепляют с помощью скоб или зажимов на уровне или ниже основания каждого яруса УГМ в точках, отстоящих на 1,5-2,0 м от торцов формируемого штабеля. Места крепления штивующих стропов к набору корпуса определяет производитель работ совместно с администрацией судна;

.2 ходовые концы штивующих стропов в грузовом помещении разносят по поверхности основания перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Каждое УГМ укладывают поперек стропов симметрично пространству между ними;

.3 каждый огон УГМ, предназначенного к загрузке в подпалубное пространство, после снятия с гака крана надевают на ходовой огон соответственно ближнего штивующего стропа. После этого ходовые огоны обоих штивующих стропов надевают на гак крана;

.4 медленным подъемом гака крана производят перемещение УГМ по штивующим стропам в подпалубное пространство до упора в бортовой набор, в ранее уложенное УГМ своего яруса или в выемку между УГМ предыдущего яруса. При этом огоны УГМ перемещаются по штивующим стропам;

.5 при укладке УГМ на просвете люка огоны УГМ закрепляют под своими петлями. Перед укладкой двух-трех последних УГМ в каждом ярусе (в районе ДП судна) ходовые концы штивующих стропов выносят на поверхность УГМ противоположного борта. Производят укладку последних УГМ в ярусе на штивующие стропы обоих бортов. Ходовые концы штивующих стропов накладывают на последние УГМ и, обтянув втугую, соединяют попарно двумя зажимами (рис. 2.1.3);

Металлопродукция. РД 31.11.21.23-96

.6 после загрузки подпалубного пространства укрупненными грузовыми местами последнего яруса на каждом штивующем стропе делают петлю, высотой 1,3 диаметра УГМ, которую удерживают в вертикальном положении и прижимают по месту укладкой очередных УГМ на просвете люка. Укладку двух последних УГМ производят как указано в предыдущем пункте, но ходовые концы штивующих стропов на поверхности последнего яруса наращивают, протягивают через свою петлю и закрепляют втугую к бортовому набору (рис. 2.1.3);

1 2

Рис. 2.1.3. Укладка и крепление УГМ с трубами малого диаметра с применением штивующих стропов;

1 - УГМ в поверхностном ярусе, охваченные штивующими стропами обоих бортов; 2 - петля на штивующем стропе в поверхностном ярусе; 3 - крепление ходового конца штивующего стропа в поверхностном ярусе; 4 - УГМ в подпалубном пространстве; 5 - огоны УГМ на штивующих стропах в подпалубном пространстве; 6 - крепление зажимами ходовых концов штивующих стропов в ярусах

.7 с целью исключения трения штивующих стропов о кромку комингса люка должны применяться канифас-блоки, выведенные на просвет люка (рис. 2.1.4).

2.1.6.6 В случае использования погрузчиков необходимо закреплять инвентарные стропы на УГМ, загружаемых в подпалубное пространство. С этой целью, приопустив УГМ на вилы погрузчика, необходимо соединить охватывающие петли каждого стропа путем наложения тросового зажима ниже горизонтального диаметра УГМ (рис. 2.1.2), а после отстропки с гака крана соединить зажимами попарно огоны каждого стропа в районе втулок:

.1 до начала укладки УГМ в подпалубное пространство коренные огоны каждой пары найтовов для крепления бортовых штабелей закрепляют с помощью такелажных скоб или зажимов на уровне основания в точках, отстоящих на 1/4 длины УГМ от торцов формируемого штабеля. Ходовые концы разносят по поверхности основания перпендикулярно диаметральной плоскости судна;

75

Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов


Рис. 2.1.4. Схема применения канифас - блоков при использовании штивующих стропов:

1 - канифас-блок; 2 - шкентель канифас-блока


Рис. 2.1.5. Укладка и крепление УГМ с трубами при использовании

погрузчиков:


1    - УГМ поверхностного яруса, охваченными найтовами обоих бортов;

2    - найтов крепления поверхностного яруса правого борта; 3 - найтов крепления бортового штабеля; 4 - рым для крепления найтовов к

корпусу судна; 5 - положение фальшпайола для работы погрузчиков при погрузке УГМ в подпалубные пространства; 6 - найтов крепления поверхностного яруса левого борта

.2 в качестве найтовов должны использоваться инвентарные стропы по п. 2.1.4.2 или стальные тросы меньшего диаметра, с разрывной прочностью не менее удвоенной массы УГМ;

.3 погрузчиком укладывают УГМ с упором в бортовой набор, в ранее уложенные УГМ своего яруса или в выемку между УГМ предыдущего яруса. Укладку производят на высоту в два (три) яруса, после чего погрузчики убирают, найтовы выносят на поверхность бортовых штабелей и производят укладку УГМ на просвете люка, при этом огоны УГМ закрепляют под своими петлями;

.4 на выровненную поверхность яруса укладывают фальшпайол, переносят найтовы на просвет люка и производят погрузку очередных ярусов в том же порядке;

.5 по завершении бортовых штабелей найтовы обтягивают втугую и крепят к бортовому набору (рис. 2.1.5);

.6 перед укладкой УГМ последнего яруса на просвете люка на поверхности штабеля разносят 2 пары найтовов, коренные огоны которых крепят к бортовому набору на уровне или ниже поверхности бортовых

штабелей;

.7 производят укладку на найтовы на просвете люка УГМ последнего яруса. Перед укладкой последних двух-трех УГМ (в районе ДП судна) ходовые концы найтовов выносят на поверхность УГМ противоположного борта. Производят укладку последних УГМ на найтовы обоих бортов, после чего ходовые концы найтовов закрепляют втугую к набору своего борта.

77

Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов

2.2. Трубы стальные диаметром от 530 до 1620 мм с покрытием и без покрытия, перевозимые поштучно на верхней палубе

2.2.1. Информация о грузе

Форма,

размеры,

масса

грузового

места

Удельный погрузочный объем (УПО),

Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места,

Чг, ТС/М2

Угол динамической устойчивости штабеля труб на верхней палубе,

0* град.

Коэффициент

проницаемости

груза,

к

Прямостенные

1,0-5,5

См.

См.

0,9

стальные трубы

“Информацию

приложение 3

наружным диаметром d=520-1620 мм, длиной до 12,5 м, массой до 12 т

см. приложение 1 настоящих Правил

о грузе"

настоящих

Правил

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

количество штук и общая масса по каждому наружному диаметру и толщине стенки труб;

длина труб;

удельная распределенная нагрузка от одного грузового места;

максимальное число ярусов труб, допустимое к укладке в один штабель.

2.2.2. Минимальный допустимый надводный борт судов, перевозящих трубы на верхней палубе, в зависимости от направления перевозок должен быть следующим:

порты Западной Европы - порты Азово-Черноморского, Балтийского и Северного бассейнов - 3.6 м;

Средиземноморские порты - порты Азово-Черноморского бассейна - 3,4 м;

порты Японии - порты Дальневосточного бассейна -4 м; порты Японии - порты Азово-Черноморского бассейна -5 м.

В высоту надводного борта может засчитываться высота прочного фальшборта, способного защитить палубный груз от удара волны.

78

2.2.3.    На судах длиной до 100 м должны быть учтены вода в трубах и обледенение труб на палубе в соответствии с требованиями Правил Регистра*.

2.2.4.    Схемы размещения труб на верхней палубе разрабатываются с учетом допустимых удельных нагрузок на люковые крышки, уменьшения остойчивости в связи с увеличением парусности и типовых схем (см. рис. 2.2.1 и рис. 2.2.2).

Правила классификации и постройки морских судов. Часть IV. Остойчивость. Морской Регистр Судоходства. 1995 г.

79

2.2.5. Допустимое число ярусов труб, определяемое для каждого рейса, рассчитывается по формуле

где

/- число ярусов труб;

q - удельная допустимая нагрузка на крышку люка, тс/м2; d - диаметр труб, предъявляемых к перевозке, м;

/ - длина трубы или длина люка, в зависимости от того, что меньше, м; . Р - средний вес труб, предъявляемых к перевозке, тс.

2.2.6. При оценке остойчивости следует выполнять дополнительную проверку величины угла динамического крена @дин, принимая к учету показатели давления ветра и амплитуды качки в зависимости от классификации района предстоящего плавания как Ограниченный 1 или Неограниченный. Этот угол не должен превышать величины угла предельного динамического равновесия штабеля &s, определяемого по графикам приложения 3 настоящих Правил, т.е. необходимо по методике приложения 5 РД 31.11.21.16-96 убедиться в том, что выполняется критерий несмещаемости

(2.2)

2.2.7.    До начала погрузки труб на палубу необходимо: закрыть люки трюмов по-походному;

разнести к местам крепления все детали найтовов (тросы, цепи, талрепы, скобы, тросовые зажимы и др.); закончить балластные операции и бункеровку; очистить палубу и люки от мусора, снега и лцда.

2.2.8.    На верхнюю палубу и люковые крышки в плоскости элементов поперечного набора укладывают деревянные прокладки сечением не менее 80x150 мм в количестве, равном половине длины трубы в метрах. Форма, размеры и взаимная высота расположения прокладок на палубе и люковых крышках должны обеспечивать горизонтальность и плотность ярусов штабеля труб. В случае применения для прокладок досок шириной 125 или 100 мм количество поперечных прокладок должно быть увеличено на одну или две соответственно. Каждая пара деревянных.прокладок на главной палубе должна быть связана между собой продольными брусьями либо другим способом, обеспечивающим прочность и устойчивость от выбивания их волной (рис. 2.2.3, в).

2.2.9. Каждую трубу нижнего яруса укладывают в специальные опоры, образованные деревянными прокладками и клиньями.

2.2.9.1. Для этого под первую трубу, выставленную параллельно диаметральной плоскости судна, с обеих сторон подкладывают клинья. Клинья

80

плотно подбивают под трубу и прибивают с торца к прокладкам двумя гвоздями длиной 200 мм.

2.2.9.2. На прокладку устанавливают трафарет (круг диаметром, равным наружному диаметру трубы) и прижимают к первой трубе. Под трафарет с обеих сторон подводят вплотную клинья и прибивают двумя гвоздями к прокладкам. Установка клиньев делается на всех прокладках последовательно в процессе погрузки труб нижнего яруса.

2.2.10.    С целью упрощения технологии создания специальных опор под трубами нижнего яруса допускается применять вместо клиньев и трафарета двухсторонние клинья, форма и размеры которых показаны на рис. 2.2.3, а.

2.2.10.1.    В этом случае первую трубу яруса устанавливают на прокладки по месту параллельно диаметральной плоскости судна. Под трубу с обеих сторон на каждой прокладке вплотную подводят двухсторонние клинья и прибивают их, не менее чем четырьмя гвоздями каждый, к деревянным прокладкам.

2.2.10.2.    Очередную трубу укладывают на прокладки вплотную к свободным наклонным граням прибитых клиньев и погруженной трубе. Устанавливают и прибивают следующие двусторонние клинья на каждой прокладке.

2.2.10.3.    При отсутствии бруса необходимой толщины (> 0,1 d) допускается изготавливать двухсторонние клинья из двух наложенных друг на друга и сбитых гвоздями досок суммарной толщиной не менее требуемой.

2.2.10.4.    Необходимо иметь ввиду, что изложенная технология предъявляет высокие требования к точности соблюдения размеров двухсторонних клиньев, поэтому при их изготовлении рекомендуется использовать специальные “кондукторы”.

2.2.11.    При перевозке труб в один ярус число прокладок, указанных в п. 2.2.8, может быть уменьшено до трех, а несмещаемость труб может обеспечиваться применением взамен клиньев по п. 2.2.9 и 2.2.10 различного типа металлических башмаков и стензелей достаточной прочности.

2.2.12.    Штабели труб на люковых крышках и верхней палубе должны быть закреплены поперечными найтовами. Крайние найтовы должны отстоять от торцов труб на расстоянии не менее 1м.

2.2.13.    Количество найтовов для крепления отдельного штабеля определяется как частное от деления 0,3 веса штабеля труб на разрывное усилие используемых для найтовов троса или цепи. Комплектующие изделия в этих найтовах (скобы, талрепы и т.д.) должны подбираться по безопасной (максимальной) рабочей нагрузке SWL, равной 1/3 разрывного усилия троса. При количестве найтовов 4 и более, 2 найтова заводятся “внахлест" поверх

81

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ

ПРИКАЗ

г. Москва    №22    05    нюня    1996    г.

Содержание: Об утверждении и введении в действие “Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения”.

1.    Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1996 года прилагаемые “Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения” (РД 31.11.21.16-96).

2.    ЦНИИМФу и Отделу информационных ресурсов до 15 июля 1996 года обеспечить издание и рассылку “Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения” в соответствии с заявками организаций.

3. Признать не действующими с 1 августа 1996 года “Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения” (РД 31.11.21.16-80 с изменениями, внесенными 17 марта 1993 г.).

4.    Контроль за выполнением “Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения” (РД 31.11.21.16-96) возложить на Отдел коммерческой политики.

В.Л. Быков


Директор


поперечных найтовов с каждого борта на уровне половины высоты штабеля и крепятся с торцов штабеля (рис. 2.2.1).

Под заводимые “внахлест” найтовы в местах их перегиба у торцов штабеля подкладываются деревянные или металлические прокладки, препятствующие проскальзыванию найтова между наружными трубами и исключающие его трение о торцевые кромки труб (рис. 2.2.2). При этом

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ

г. Москва


№44


29 ноября 1996 г.


ПРИКАЗ

Содержание: Об утверждении и введении в действие Правил безопасности морской перевозки отдельных видов генеральных грузов.

1.    Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 1997 года прилагаемые Правила:

Правила морской перевозки натурального каучука и латекса (РД 31.11.21.03-96);

Правила морской перевозки стандартных деревянных домов (РД 31.11.21.04-96);

Правила безопасности морской перевозки пакетированных грузов (РД 31.11.21.13-96);

Правила безопасности морской перевозки железобетонных изделий и конструкций (РД 31.11.21.17-96);

Правила безопасности морской перевозки подвижной техники (РД 31.11.21.19-96);

Правила безопасности морской перевозки металлопродукции (РД 31.11.21.23-96);

Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (РД 31.11.21.24-96);

Правила безопасности морской перевозки тарно-штучных грузов (РД 31.11.21.25-96);

Правила безопасности морской перевозки гранита и мрамора в плитах и глыбах (РД 31.11.21.26-96).

2.    Признать не действующими с 1 апреля 1997 года:

Правила перевозки на судах и хранения в портах ММФ импортного каучука и латекса (РД 31.11.21.03-74);

Правила перевозки стандартных деревянных домов (РД 31.11.21.04-77);

Правила безопасности морской перевозки пакетированных грузов (РД 31.11.21.13-87);

Правила безопасности морской перевозки железобетонных изделий и конструкций (РД 31.11.21.17-80);

Правила безопасности морской перевозки подвижной техники (РД 31.11.21.19-87);

Правила безопасности морской перевозки металлопродукции (РД 31.11.21.23-82);

Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (РД 31.13.02-89);

Карта технологического режима перевозки фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит на судах типа "Выборг”, "Красноград", "Иркутск" (РД 31.11.21.28-84);

Карта технологического режима морской перевозки труб большого диаметра, в том числе с заводской наружной изоляцией (РД 31.11.21.31-85);

Карта технологического режима перевозки чугуна в чушках с применением нескользящих покрытий (РД 31.11.21.32-85);

Карта технологического режима перевозки профильного проката и стального листа на судах АМП (РД 31.11.21.33-85);

Карта технологического режима перевозки цемента пакетированного в термоусадочную пленку (РД 31.11.21.34-85);

Инструкция по размещению и креплению груза в средствах укрупнения (контейнеры) (РД 31.11.21.35-86);

Карта технологического режима перевозки гранита и мрамора в плитах и глыбах (РД 31.11.21.37-86);

Карта технологического режима перевозки катодов меди и никеля в пакетах (РД 31.11.21.38-86);

Карта технологического режима перевозки карбамида, пакетированного в термоусадочную пленку (РД 31.11.21.39-86);

Карта технологического режима перевозки стального листа в рулонах, пакетах и поштучно между портами Клайпеда и Росток на судах типа "Капитан Панфилов" (РД 31.11.21.40-87);

Карта технологического режима перевозки труб малого диаметра (РД 31.11.21.41-87);

Инструкция по креплению грузов на морских судах (Наставление по креплению грузов) (КТР 31.11.21.03-88).

3. ЦНИИМФу до 1 марта 1997 года обеспечить издание указанных в п. 1 настоящего приказа Правил в виде сборника и его рассылку в соответствии с заявками организаций.

Директор


В.Л. Быков


ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ

РД 31.11.21.23-96

ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ

Взамен РД 31.11.21.23-82

Срок введения в действие установлен с 1 апреля 1997 г.

Настоящие Правила устанавливают требования по размещению, укладке, креплению и морской перевозке металлопродукции, направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Правила определяют порядок размещения, укладки и крепления на морских судах металлопродукции, все виды которой являются нестандартными (по терминологии ИМО) структурообразующими грузами. Их укладка и крепление каждый раз требуют индивидуального подхода с учетом характеристик груза, судна с данным грузом, района и сезона предстоящей перевозки. Все эти факторы подлежат учету в виде критерия несмещаемости, общая методика применения которого приведена в приложении 5 РД 31.11.21.16-96,    а особенности, определяемые характеристиками

конкретного груза, приведены в соответствующих разделах настоящих Правил. Судовое “Наставление по креплению груза" должно содержать схемы укладки и крепления груза, проверенные на соблюдение критерия несмещаемости.

1.1.    Распределение груза по грузовым помещениям должно обеспечивать выполнение требований к местной и общей прочности и остойчивости судна в соответствии с “Информацией об остойчивости” и дополнениями к ней, а также учитывать технические характеристики средств механизации (грузоподъемность, габариты, высота подъемной рамы погрузчиков и т.п.), применяемых в портах погрузки и выгрузки.

1.2.    Сохранение местной прочности, задаваемой в судовой документации в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие, может определяться по формулам 4.1 и 4.2 РД 31.11.21.16-96 в виде максимальной допустимой высоты Н, м, штабеля груза, или максимального допустимого числа ярусов / при штабелировании грузов, соответственно, исходя из удельного погрузочного объема конкретного вида груза или удельной распределенной нагрузки от одного грузового места, которые приводятся в соответствующем разделе Правил и/или в “Информации о грузе”.

1.3.    Способ укладки должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.

1.4.    В грузовых помещениях неудобной формы для обеспечения плотности и устойчивости штабеля должны устраиваться прочные выгородки,

67

клетки и другие конструкции. В качестве материалов для конструкций могут служить деревянные доски, брусья, клинья и т.д.

1.5.    Несмещаемость устойчивого штабеля обеспечивается закреплением его поверхности.

1.6.    Закрепление поверхности штабеля может производиться:

1.6.1    путем плотной укладки устойчивого груза по всей поверхности грузового помещения;

1.6.2    путем догрузки другого плотно уложенного и надежно закрепляемого груза, масса которого должна быть не менее массы поверхностного яруса закрепляемого штабеля, при этом перед догрузкой поверхность штабеля необходимо выстилать достаточным количеством досок толщиной не менее 15 мм, а общее количество груза в штабеле не должно превышать определяемого по формуле

Q = lBqt    (1.1)

где

/ - длина штабеля, м;

В - ширина грузового помещения, м; q - допустимая удельная нагрузка на палубу, тс/м2;

1.6.3    одним из способов, рекомендуемых настоящими Правилами для соответствующих видов металлопродукции;

1.6.4    другими способами, рекомендованными в установленном порядке.

1.7.    Рекомендации настоящих Правил являются основой при разработке соответствующих разделов судового “Наставления по креплению грузов”, предназначенного учесть все особенности каждого судна и каждого груза в каждом конкретном рейсе.

1.8.    При предъявлении к перевозке груза, отсутствующего в “Наставлении...”, капитан может потребовать от грузоотправителя или его агента предоставления “Информации о грузе", содержащей достоверную и полную информацию о транспортных характеристиках, всех особых и опасных свойствах груза, о мерах предосторожности, соблюдение которых необходимо для безопасной перевозки груза. При отсутствии такой “Информации..." капитан вправе отказаться от приема груза к перевозке или может пригласить независимого сюрвейера для решения вопросов безопасности перевозки с отнесением соответствующих расходов на грузоотправителя.

1.9.    В качестве средств крепления при перевозке металлопродукции применяют деревянные брусья, доски, клинья, стальные цепи и тросы, ленты стальные и синтетические, скобы такелажные и строительные, талрепы, глаголь-гаки, тросовые зажимы, проволоку отожженную, гвозди, а также специальные средства крепления и устройства серийного промышленного производства или индивидуального изготовления. В отдельных случаях допускается ^именение сварки металлов.

68

Металлопродукция. РД31.11.21.23-96

1.10.    Средства крепления должны удовлетворять требованиям нормативной технической документации.

1.11.    Нормы прочности средств крепления определяются безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой (SWL) и приведены в приложении 6 РД 31.11.21.16-96. Прочие элементы должны обеспечивать трехкратный запас прочности относительно: временного сопротивления - для дерева, предела текучести *• для металлоизделий.

1.12.    Тросовые найтовы в местах соединения с талрепами, скобами и другими элементами должны иметь огоны, предпочтительно с заделанными коушами. Заделка коушей может производиться с помощью тросовых зажимов. Количество зажимов определяется в зависимости от диаметра троса, но в любом случае их должно быть не менее трех.

1.13.    Все приспособления для крепления и обтяжки найтовов, как-то: скобы, зажимы, талрепы и др., должны устанавливаться на высоте не более 1500 мм от палубы или рабочей площадки.

1.14.    Перед выходом в рейс натяжные элементы должны быть набиты не более чем на половину рабочего хода для обеспечения возможности подтяжки в течение рейса. При этом усилие натяжения не должно быть чрезмерным^

1.15.    Участники работ по укладке и креплению груза должны контролировать устойчивость размещенного груза. Оставлять груз в неустойчивом положении не допускается.

1.16.    При выполнении работ на штабеле персонал должен располагаться спиной к середине штабеля.

1.17.    При высоте штабеля более 3 метров, работающие на штабеле должны быть снабжены страхующими устройствами и приспособлениями, обеспечивающими безопасность при падении со штабеля. Наличие и должное использование страхующих устройств обеспечивает организация, производящая работы.

1.18.    О всех особенностях, связанных с перевозкой грузов, и мерах, принятых для создания необходимой остойчивости и обеспечения безопасности плавания, должны быть сделаны записи в судовом журнале и грузовой книге.

69

2. УКЛАДКА И КРЕПЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ

2.1. Трубы стальные, перевозимые поштучно в грузовых помещениях

2.1.1. Информация о грузе

Форма,

размеры,

масса

грузового

места

Удельный погрузочный объем (УПО),

А м3Д

Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qrt тс/м2

Угол статической устойчивости штабеля груза, х, град.

Коэффициент

проницаемости

груза,

к

Прямостенные, в том числе, с

0,3-5,5

См.

“Информацию

50е,

0,9

полиэтиленовым

см.

о грузе”

при укладке

покрытием или бурильные (с муфтами) стальные трубы наружным диаметром 6=100-450-1620 мм длиной 4-12,5-17 м, массой до 12 т

приложение 1 настоящих Правил

вдоль судна с опорой на борта или креплении верхнего яруса

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

характеристика труб (прямостенные или с муфтами), с заводской наружной изоляцией (полиэтиленовым покрытием) или без покрытия; количество штук и общая масса по каждому наружному диаметру и толщине стенки труб; длина труб;

удельная распределенная нагрузка от одного грузового места; максимальное число ярусов труб, допустимое к укладке в один штабель;

наличие и характеристики средств укрупнения грузовых мест.

2.1.2. Характеристики полиэтиленового покрытия:

толщина    2,5-7,0 мм;

диапазон рабочих температур    от -45*С до +80вС;

допускаемая линейная нагрузка при температуре 40*0    20 тс/м;

Металлопродукция. РД 31.11.21.23-96

5 тс/м;

допускаемая линейная нагрузка при температуре 80*С

0,69;

0,48;

0,45;

0,7;

0,5.

коэффициенты трения покоя

-    пары полиэтилен-полиэтилен без смазки

-    пары полизтипен-полиэпмлен при смачивании ведой

-    средний расчетный при температуре 20*С

-    лары полиэтилен-резина.

-    пары полиэтилен-древесина

Полиэтиленовое покрытие труб чрезвычайно подвержено механическим повреждениям. Для защиты покрытия от контактов с конструкциями судна и системы крепления должны применяться деревянные бруски, доски, резина, войлок и тому подобные мягкие материалы.

2.1.3.    Удельный погрузочный объем р труб зависит от конфигурации грузовых помещений й может достигать 10 м3/т. В прямостенных помещениях // зависит от соотношения диаметра и толщины стенки труб и составляет от 0,3 до 5,5 м3/т.

2.1.4.    Размещение груза

2.1.4.1.    Перевозка труб должна производиться в грузовых помещениях с размерами люков по диагонали, обеспечивающими погрузку - выгрузку труб в горизонтальном положении с зазорами между переносимым грузом и судовыми конструкциями не менее 0,5 м с каждой стороны.

2.1.4.2.    С целью обеспечения условий выгрузки необходимо размещать в одном штабеле минимальное число разновидностей по диаметру, толщине стенки и длине труб, предъявленных к перевозке.

2.1 АЗ. При расчете допустимой по удельным нагрузкам высоты штабеля по формуле 4.1 РД 31.11.21.16-96 значение д должно определяться по приложению 1 настоящих Правил.

2.1.5.    Укладка труб, перегружаемых поштучно

2.1.5.1.    Перед погрузкой на настил грузового помещения в плоскости элементов поперечного набора укладывают деревянные прокладки сечением не менее 25x80 мм с шагом 1,5-2,0 м.

2.1.5.2.    Трубы первого яруса в грузовых помещениях укладывают либо вдоль, либо поперек судна, либо комбинированно - по большей вместимости. При комбинированной укладке поперек судна укладываются трубы без покрытия.

При продольном размещении трубы укладывают на прокладки вплотную одна к другой и подклинивают для исключения, возможности самопроизвольного раскатывания. Крайние трубы должны через прокладки опираться на набор судна. Трубы последующих ярусов укладывают в углубления, образованные трубами предыдущего яруса. В нижних ярусах штабеля следует размещать трубы меньшего диаметра, из них в первую очередь более тяжелые (с большей толщиной стенки).

71

1

ЕСТПП МП. Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ с металлогрузами при загрузке-разгрузке подпалубных пространств судов, РД 31.41.16-86.