Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

70 страниц

449.00 ₽

Купить РД 31.11.21.01-97 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования по размещению, укладке и креплению, определяют порядок и условия морской перевозки на судах лесных грузов, направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96 "Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов".

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Общие требования к транспортным пакетам лесных грузов

3. Маркировка лесоматериалов

4. Требования к судам, перевозящим лесные грузы

5. Техника безопасности

6. Санитарные и водоохранительные правила

7. Пожарная безопасность

8. Размещение, укладка и крепление лесных грузов

     8.1 Общие требования к размещению, погрузке и креплению лесных грузов на судне

     8.2 Пиломатериалы в пакетах

     8.3 Непакетированная пилопродукция

     8.4 Бревна россыпью

     8.5 Кряжи тропических пород деревьев

     8.6 Пакеты длинномерных круглых лесоматериалов

     8.7 Непакетированные пропсы и балансы

     8.8 Пакетированные пропсы и балансы

9.Управление судном

Приложение 1. Термины, определения, пояснения и сокращения

Приложение 2. Единицы измерения количества лесоматериалов

Приложение 3. Виды и размеры пиломатериалов

Приложение 4. Размеры поперечного сечения пакетов, блок-пакетов лесоматериалов

Приложение 5. Пример расчета критерия несмещаемости

 
Дата введения01.12.1997
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИМФ
УтвержденФедеральная служба морского флота России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА. БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ

РД 31.11.21.01-97

ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ

Взамен РД 31.11.21.01-90 с Изменением 1 от 30.06.93,

РД 31.11.21.24-84, РД 31.11.21.25-85, РД 31.11.21,26-84, РД 31.11.21.27-84,

РД 31.11.21.42-87.

Срок введения в действие 1    установлен    с    1 декабря 1997 г.

Правила устанавливают требования по размещению, укладке и креплению, определяют порядок и условия морской перезозки на судах лесных грузов, направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96 ‘'Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов1. Общие требования и положения”.

Правила соответствуют рекомендациям Кодекса безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы ИМО (Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes), Конвенции о грузовой марке, и включают требования Российского Морского Регистра Судоходства, касающиеся перевозки лесных грузов.

Правила не устанавливают условия перевозки лесоматериалов и производных от них, внесенных в списки опасных грузов РД 31.15.01-89 “Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)’1.

Термины, определения, пояснения и сокращения, принятые в настоящих Правилах, приведены в приложении 1.

1, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Взаимоотношения участников транспортного процесса

1.1.1.    Взаимоотношения участников транспортировки лесного груза регулируются действующими РД 31.10.10 “Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа.”, РД 31.11.21.16-96, настоящими Правилами, а также условиями запродажных контрактов (договоров), условиями договора морской перевозки (чартера) и договора на перегрузку груза.

В соответствии с п. 1.1.1. РД 31.11.21.16-96 заботами грузоотправителя представляется достоверная и полная информация о транспортных характеристиках, всех особых и опасных свойствах груза, о мерах

предосторожности, соблюдение которых необходимо для безопасной перевозки груза.

1.1.2.    Выбор массы пакетов и блок*пакетов лесных грузов осуществляется по согласованию заинтересованных сторон в зависимости от. применяемых средств пакетирования и грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования, установленного на погрузочно-разгрузочных участках поставщика и получателя, а также на перегрузочных пунктах.

1.1.3.    Для исчисления провозных плат, стивидорных ставок, портовых сборов и платы, за хранение объем лесоматериалов, погруженных на судно и измеренных в объемных единицах, может переводиться в весовые единицы с учетом условных величин, приведенных в таблице 1.1, или иных, согласованных в договоре.

Таблица 1.1

Наименование груза

Плотная мера, кг/м3

Объемная мера, кг/м3

Лес круглый, бревна, кряжи

800

512

Пиломатериалы

600

384

Балансы, пропсы, рудостойка

470

301

1.1.4.    Независимо от принадлежности причалов прием лесоматериалов от грузоотправителя и сдача грузополучателю должны осуществляться у борта судна, а при погрузке (выгрузке) на рейде - на борту судна.

1.1.5.    Шпалы и другие лесоматериалы, обработанные креозотом или другими антисептиками, должны поступать и перегружаться в порту только в пакетированном виде.

1.1.6.    Технический надзор за многооборотными средствами пакетирования осуществляют их владельцы в соответствии с требованиями стандартов или утвержденной нормативно-технической документацией на их изготовление и эксплуатацию.

1.1.7.    Механические характеристики средств пакетирования не должны изменяться в температурном интервале окружающей среды в пределах от минус 50' до плюс 50* в течение всего срока хранения и транспортировки груза. Допускаются иные температурные интервалы, согласованные со всеми участниками транспортировки.

1.1.8.    Вместе с пакетированным грузом, упакованным в несущие средства пакетирования, грузоотправителю следует направить в порт сертификат с указанием безопасной (максимальной) рабочей нагрузки (SWL) и/или разрывной нагрузки средств пакетирования и возможности их применения в качестве несущих.

1.1.9.    Многооборотные средства пакетирования должны иметь маркировку в соответствии с нормативно-технической документацией на средство пакетирования с указанием следующих данных: товарный знак

6

4.3. Грузовые помещения

4.3.1.    Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к перевозке лесных грузов должна осуществляться в соответствии с требованиями РД 31.11.21.16-96,

, Грузовые помещения должны быть сухими, чистыми и не иметь запаха. Следы нефтепродуктов и других посторонних веществ необходимо удалить до начала погрузки.

4.3.2.    Горловины междудонных танков, воздушные, мерительные трубы должны быть водонепроницаемыми.

4.3.3.    Льяла, приемные патрубки осушительной системы должны быть очищены от мусора и грязи.

4.3.4.    Закрытия (крышки люков, горловин, шахт, вентиляторов, иллюминаторов, дверей и т.п.) должны удовлетворять требованиям правил технической эксплуатации судов.

Бортовые иллюминаторы, расположенные ниже главной палубы, должны быть задраены до начала погрузки палубного груза и могут открываться только после его выгрузки. Иллюминаторы, расположенные вблизи ватерлинии, а также иллюминаторы с глухими крышками и в редко посещаемых помещениях должны быть закрыты крышками и надежно задраены.

4.3.5.    Суда, перевозящие лесные грузы, зимой в зимней сезонной зоне, должны быть оборудованы системой обогрева ,междудонных танков.

На судах, оборудованных датчиками и сигнализацией уровней жидкостей, их состояние должно быть проверено до начала погрузки.

4.4. Дополнительные требования к подготовке грузовых помещений до и после перевозки шпал и других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным, креозотовым, сланцевым маслами или другими подобными им антисептиками

4.4.1.    До начала погрузки деревянный настил, обшивка, рыбинсы и деревянные крышки льял должны быть побелены густым раствором гашеной извести.

4.4.2.    Настил (пайол) трюмов, стрингеры покрывают слоем не менее 10 см древесных сухих опилок.

4.4.3.    На опилки под первый ярус груза пропитанных лесоматериалов укладывают поперек судна через каждые 1,5-2,0 м деревянные прокладки толщиной 50-100 мм.

4.4.4.    После окончания выгрузки шпал и других лесоматериалов, пропитанных каменноугольным или сланцевым маслом или подобными им

15

антисептиками, и удаления опилок, мусора трюмы моют раствором, включающим пасту марки МЛ-6 - для соленой воды, пасту МЛ-2 - для пресной или кальцинированную соду с последующей мойкой и просушиванием. Удаление с судна всех загрязненных отходов должно рыполняться с соблюдением требований МК МАРПОЛ 73/78.

4.5. Подготовка верхней палубы под погрузку лесоматериалов

4.5.1.    Грузовые палубы, крышки люков должны быть очищены от остатков груза, сепарации, снега, льда; на них не должно быть остатков смазочных материалов, подтеков из систем гидравлики и т.п.

Палубные шпигаты, портики должны быть очищены от мусора и льда.

Съемные трапы и другое съемное оборудование, препятствующее размещению и плотной укладке лесоматериалов, должны быть сняты и уложены в местах, обеспечивающих их сохранность и надежное крепление.

К началу погрузки на верхнюю палубу должны быть разнесены найтовы крепления в соответствии со схемой крепления данных сортиментов лесного груза и, при необходимости, установлены стойки.

Люковые крышки и другие отверстия на открытой палубе, над которыми укладывается груз, должны быть надежно закрыты, а вентиляторы и воздушные трубы надежно защищены от попадания воды.

4.5.2.    Максимальное теоретическое количество груза Р в тоннах, допустимое к укладке в районе каждого трюма, определяется по формуле:

P = ql{8-1),    (4.1)

I - длина грузового люка, м;

В - ширина судна в районе грузового люка, или самого-люка, м; q - допустимая удельная нагрузка на люковые,крышки, тс/м2.

4.5.3. Максимальную теоретическую высоту каравана Н в метрах определяют по формулам:

(4.2)

н = яр;

н = я!у,

И - удельный погрузочный объем груза, м3/т; у - плотность древесины т/м3.

16

4.6.    Кренометры и оборудование для кренования

4.6.1.    Суда, выполняющие перевозки леса на верхней палубе, должны

быть снабжены жидкостными кренометрами и переносным или стационарным оборудованием для проведения кренования.    ч

4.7.    Техническая документация по остойчивости, остойчивость

4.7.1.    Суда, перевозящие лесные грузы, должны быть снабжены Информацией об остойчивости, содержащей типовые случаи нагрузки с палубным лесным грузом.

4.7.2.    Информация об остойчивости судна должна учитывать увеличение массы палубного лесного груза вследствие намокания, обледенения, изменений расходуемых запасов, влияния свободной поверхности жидкости; в ней также должна быть указана наибольшая,, допустимая для данного судна, высота укладки палубного лесного груза.

4.7.3.    Остойчивость судна во время рейса, включая процессы погрузки и выгрузки, должна быть положительной.

В течение рейса судно не должно иметь крена, вызванного некачественной укладкой груза, неправильным расходованием запасов и . прочими причинами.

Следует, по возможности, избегать избыточной остойчивости, так как это может привести к стремительной качке судна и вызвать большие напряжения в найтовах.

4.8.    Наставление по креплению грузов

4.8.1. "Наставление по креплению грузов” должно включать перечень и/или план размещения стационарных и съемных устройств для крепления груза, к которому следует приложить максимально полную документацию на каждый тип устройства.

4.8.2 “Наставление по креплению грузов" должно включать план или комплект планов с изображением:

.1. продольного и поперечного сечения и горизонтальных проекций грузовых палуб судна с размещением на них лесных грузов различного вида;

.2. возможных вариантов размещения лесных грузов одного вида;

.3. символов, регулирующих применение устройств для крепления грузов с учетом местоположения грузов. В данном Наставлении эти символы должны обозначать одно й то же на протяжении всего документа.

17

4.9. Найтовы

4.9.1.    Найтовы, используемые для крепления лесного палубного груза, должны выдерживать разрывную нагрузку не менее 133,4 кН (13600 кгс), а роёдинительные скобы, талрепы и прочие элементы найтовов и их крепление должны выдерживать разрывную нагрузку не менее 138,3 кН (14100 кгс):

После предварительной вытяжки найтов из стального каната должен иметь удлинение не более 5% при 80-процентной нагрузке от прочности на разрыв.    ;

4.9.2.    В состав основных найтовов должны включаться:

талрепы с всегда доступными откидными гаками (глаголь-гаками), снабженные стопорными устройствами;

отрезки длиннозвенных цепей или другие эквивалентные устройства для регулирования длины найтовов.

Допускается в системе крепления палубного груза иметь устройства, обеспечивающие дистанционную отдачу найтовов.

Концы найтовов должны иметь огоны с заделанными коушами.

Талреп или иное натягивающее устройство должно обеспечивать нагрузку в поперечном найтове не менее:- 27 кН (2700 кгс) в горизонтальной части, 16 кН (1600 кгс) в вертикальной части.

4.9.3.    Если используются тросовые зажимы для формирования огонов при разовых перевозках, то во избежание значительного снижения прочности тросовых найтовов должны быть выполнены следующие условия:

количество и размер используемых тросовых зажимов должны быть в прямой зависимости от диаметра стального троса, их должно быть не. менее четырех, каждый должен отстоять от другого не менее, чем на 150 мм;

"седло” тросового зажима должно накладываться на нагруженную часть троса, а U-образная часть - на короткий конец троса; тросовые зажимы должны быть затянуты так, чтобы они явно вошли в трос, и потом дополнительно затянуты, после того, как будут обтянуты найтовы.

Резьбы талрепов, струбцин, соединительных скоб должны быть смазаны, что увеличивает их держащую силу и предотвращает коррозию.

4.9.4.    Все найтовы и элементы крепления палубного лесного груза должны быть отмаркированы и иметь свидетельства, копии которых должны храниться на судне.

Испытание, маркировка и освидетельствование найтовов и элементов крепления палубного лесного груза должны производиться в соответствии с существующими правилами. После испытания элементы найтова не должны

18

подвергаться никакой обработке, которая могла бы изменить; их прочность (термическая, гальваническая и др.), а также не должны иметь повреждений и остаточных деформаций.

Перед каждым использованием. должен проводиться визуальный осмотр найтовов и меет их крепления.

4.9.5.    Расстояние между поперечными найтовами, установленное Правилами о грузовой марке морских судов, в зависимости от наибольшей высоты груза над открытой палубой вблизи от найтова:

при высоте 4 м и менее расстояние должно быть не более 3,0 м; при высоте 6 м и более расстояние должно быть не более 1,5 м; . при промежуточных высотах среднее расстояние должно быть получено линейной интерполяцией.

Если высота палубного лесного груза превышает 6,0 м, или удельный . погрузочный объем груза менее 2,0 м3/т, или судно не использует лесную грузовую марку, то количество и общая прочность найтовов определяются по п. 8.1.16.

4.9.6.    При необходимости применения продольных найтовов прочность последних и их элементов должна быть не ниже прочности поперечных найтовов. Продольные найтовы должны быть оснащены вспомогательными стальными тросами достаточной длины для их обтягивания шпилем, грузовыми лебедками и брашпилем.

4.9.7.    Перед выходом в рейс натяжные элементы найтовов должны быть набиты не более, чем на половину рабочего хода для обеспечения возможности.обтягивания в течение рейса.

4.10. Деревянные стензели (стойки)

4.10.1.    Деревянные стензели рекомендуется использовать только для формирования каравана в процессе грузовых работ. Прочность деревянных стензелей не должна учитываться при расчетах несмещаемости груза.

4.10.2. В верхнем отрезе диаметр стензелей должен быть не менее 180 мм; по высоте стензели должны выступать над верхней наружной кромкой палубного груза не менее, чем на 1,1 м.

Толщина сортиментов перевозимых пиломатериалов, используемых для составных стензелей, должна быть не менее 63 мм.

Каждый стензель в шпоре должен быть подогнан по внутренним размерам башмака и надежно зафиксирован в нем так, чтобы исключить самопроизвольный выход стензеля из башмака при качке, крене, а также вымораживание в период плавания при минусовых температурах.

В случае необходимости стензели могут быть прикреплены металлическим кронштейном к усиленным точкам в районе фальшборта, комингса люка и т.п.

19

4.10.3.    Расстояние между стензелями не должно превышать 3,0 м.

4.10.4.    Если стензели опираются на планширь фальшборта, то их прочность не должна превышать прочность фальшборта.

4.11. Балластировка, бункеровка судна

4.11.1.    До начала погрузки судно должно быть отбалластировано в соответствии с Информацией об остойчивости и принятой схемой загрузки.

4.11.2.    Заполнение балластных танков, где это возможно по техническим условиям, должно производиться при давлении в балластных трубопроводах не более 147,1 кПа (1,5 кгс/см2).

Опрессовку балластных танков , следует, по возможности, производить самотеком при отсутствии крена, дифферента и до погрузки лесного груза на палубу.

4.11.3.    Система обогрева балластных танков должна быть проверена и, по возможности, включена до входа судна в зону минусовых температур.

Обогрев помещений бака, юта, туннеля гребного вала и т.п. должен быть включен заблаговременно.

4.11.4.    При погрузке судна, когда температура наружного воздуха ниже 0° С, балластировку судна следует производить, по возможности, морской водой; балластные, танки, расположенные вблизи машинной переборки, надлежит заполнять в первую очередь. Не следует оставлять пустыми танки, через которые проходят балластные трубопроводы.

Во избежание размораживания воздушных, мерительных труб и танков двойного дна необходимо:

если судно без дифферента и крена, удалить воду из мерительных и воздушных. труб до верхнего уровня заполненных балластных танков (пиков);

при дифференте действовать с учетом конструктивных особенностей судна.

4.11.5.    Бункеровка должна быть произведена с учетом требований Информации об остойчивости судна до начала погрузки или, в крайнем случае, до приема лесного груза на палубу.

20

5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. На караване лесного палубного груза в районе диаметральной плоскости должны быть устроены огражденные переходные мостки шириной не менее 0,6 м из прочных скрепленных досок; леерные ограждения или спасательные леера должны быть установлены с каждой стороны палубного груза с возвышением над ним не менее 1,0 м с промежутками между леерами по вертикали не более 300 мм.

, 5.2. Над переходными мостками на высоте 2,0 м должен быть натянут штормовой леер стальной трос, обтянутый талрепами. Участники работ на поверхности каравана должны быть в предохранительных поясах, страховочные концы которых соединены со штормовым леером.

5.3.    Для обеспечения беспрепятственного доступа к ’выходам, иллюминаторам, люкам, трапам, постам противопожарной системы и т.п. в районе палубного каравана леса устанавливают ограждения постоянной или съемной конструкции (типа стоек, щитов) достаточной прочности, способные воспринимать нагрузки от лесного груза в процессе грузовых работ и при перевозке в штормовых условиях.

Должным образом устроенные трапы, ступеньки или сходни, оборудованные леерными ограждениями или поручнями, должны быть предусмотрены для спуска с поверхности груза до палубы и в других случаях, когда груз расположен уступами, чтобы обеспечить приемлемый доступ.

5.4.    Участники работ, связанных с передвижением по мокрым или обледенелым бревнам, должны быть обуты в ботинки с защитными подносками и пользоваться специальным приспособлением, предупреждающим скольжение ног. При силе ветра свыше 6 баллов передвижение и любые работы на таких бревнах запрещаются.

5.5.    Посещение грузовых помещений, содержащих или содержавших лесные грузы, обладающие вредным воздействием на организм человека, допускается только после тщательного вентилирования.

5.6.    При перегрузке антисептированных лесоматериалов и зачистке грузовых помещений после их перевозки, в зависимости от степени токсичности антисептических веществ, должны использоваться комплексно или раздельно следующие средства индивидуальной защиты человека: противогазы или респираторы для защиты от аэрозолей, паров и газов; герметические или противопыльные очки; комбинезоны; перчатки.

5.7.    При перегрузке лесоматериалов, пропитанных каменноугольным, креозотовым маслами в солнечные дни следует лицо, шею, руки смазать плотным слоем предохранительной мази (ХИОТ-6) или вазелином.

21

6. САНИТАРНЫЕ И ВОДООХРАННЫЕ ПРАВИЛА

6.1.    Администрации судна и порта обязаны принимать меры по недопущению засорения территории и акватории порта. Обтирку, древесные опилки и прочие материалы, используемые при зачистке: трюмов и палуб после перевозки лесоматериалов, пропитанных креозотовым маслом и ему подобными антисептиками или другими вредными веществами, необходимо уничтожить при стоянке1 судна в порту в местах, специально отведенных органами санитарного надзора.

6.2.    При сбросе мусора и промывочных вод в море необходимо руководствоваться положениями МК МАРПОЛ 73/78.

7. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

7.1.    Противопожарный режим устанавливают с учетом вида лесоматериалов. Пиломатериалы и сортименты, антисептированные динитрофенолом, каменноугольным, креозотовым маслами, являются наиболее пожароопасными. При их транспортировке необходимо выполнять соответствующие требования Правил МОПОГ.

7.2.    К работе не • допускаются автомашины, автопогрузчики с двигателями, имеющими неисправные баки, с течью горючего и масла из топливо- и маслопроводов, с неотрегулированной системой зажигания и карбюрации, без огнетушителей и с неисправной электропроводкой.

7.3.    Дымовые выхлопные трубы паровозов, тепловозов, автопогрузчиков и автокранов должны иметь искрогасители и искроуловители.

7:4. По окончании погрузки электроосвещение. трюмов должно быть отключено.

/

22

8. РАЗМЕЩЕНИЕ, УКЛАДКА И КРЕПЛЕНИЕ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ

8.1. Общие требования к размещению, погрузке и креплению лесных грузов на судне

8.1.1.    Размещение и погрузка лесных грузов на судно должны производиться в соответствии с грузовым планом и поконосаментно.

8.1.2.    Высота каравана на открытой грузовой палубе определяется исходя из:

требований по остойчивости судна;

, - допустимой нагрузки на крышки люков и элементы главной палубы;

действующей грузовой марки.

Зимой в зимней сезонной зоне высота укладки лесоматериалов над открытой палубой не должна превышать 1/3 наибольшей ширины судна, если в судовом “Наставлении по креплению грузов” не установлено иное.

8.1.3.    Зимой, во время погрузки, лесной груз должен быть очищен от льда и снега.

8.1.4.    После окончания топливных и балластных операций и загрузки трюмов должны быть тщательно сняты осадки судна и определены масса груза в трюмах и расчетные осадки на конец погрузки планируемой массы груза на верхнюю палубу.

8.1.5.    При погрузке судна с использованием лесной грузовой марки, т.е. когда объем палубного груза засчитывается при расчете плеч остойчивости формы, палубный лесной груз должен быть размещен по всей ширине судна как можно ближе к бортам с учетом имеющихся препятствий, таких как: леерные ограждения, ребра жесткости фальшборта, стойки и т.п., при условии, что свободные промежутки на борту судна не будут превышать 4% ширины судна, и по всей длине, равной длине колодца или сумме длин колодцев между надстройками.

На судах, не имеющих в корме ограничивающей надстройки, лесной груз следует укладывать до кормового конца последнего люка.

Лесной палубный груз Должен быть уложен возможно более плотно на высоту не менее стандартной высоты надстройки, но не возвышенного квартердека. Максимальная высота палубного груза не должна превышать установленной по условиям обзора с места управления судном (см. п. 4.2.4 РД. 31.11.21.16-96).

Палубный лесной груз должен быть закреплен по всей длине охватывающими поперечными найтовами, соответствующими требованиям раздела 4.9 настоящих Правил. Найтовы должны быть установлены таким

23

образом, чтобы они облегали, насколько это практически возможно, поверхность палубного лесного груза по всей его высоте и ширине.

ч8.1.6. При чисто продольном размещении лесных грузов на верхней палубе выше уровня фальшборта до начала погрузки судна могут быть установлены стензели, отвечающие требованиям раздела 4.10 настоящих Правил.

После окончания погрузки продольно размещенных сортиментов лесного груза поверх поперечных найтовов в носовой и кормовой частях штабелей могут быть установлены по паре диагональных найтовов, по конструкции аналогичных поперечным.

8.1.7.    При размещении лесных грузов должны быть приняты меры по обеспечению безопасного доступа к пробкам мерительных трубок, противопожарному оборудованию, спускным кранам, пожарной магистрали, клинкетам, горловинам и приемным трубам топливной системы, а также в жилые и служебные помещения.

8.1.8.    Способ укладки палубного лесного груза должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.

8.1.9.    При появлении необъяснимого постоянного крена необходимо приостановить погрузку и принять меры для выявления его причин. Для этого необходимо произвести замеры воды, топлива, балласта и жидкостей в льяльных колодцах, сравнить их с предыдущими замерами, проверить количество и равномерность распределения груза.

8.1.10.    В процессе погрузки на верхнюю палубу необходимо методом кренования контролировать фактическую метацентрическую высоту, не допуская ее значений ниже запланированных.

8.1.11.    Найтовы должны быть всегда обтянуты втугую. На выход в море на всех талрепах должен быть запас не менее половины рабочего хода. Талрепы, не имеющие штатных стопорных устройств, должны быть застопорены иным подходящим способом.

8.1.12.    В местах,, где невозможно произвести плотную укладку, пакеты должны быть расклинены в поперечном направлении деревянными распорками, клиньями или клетками из бруса.

8.1.13.    Укладка пакетов в грузовых помещениях специализированных судов-пакетовозов и лихтеров открытого типа должна производиться поярусно.

8.1.14.    Пакеты на судах типа ро-ро следует устанавливать на прокладки для возможности использования вилочных погрузчиков.

24

предприятия-изготовителя, дата изготовления, условное обозначение типа средства пакетирования, грузоподъемность.

1.2.    Настоящие Правила определяют порядок размещения, укладки и крепления на судах лесных грузов, все виды которых являются нестандартными (по терминологии ИМО и РД 31.11.21.16-96) структурообразующими грузами. Их укладка и крепление каждый раз требуют индивидуального подхода с учетом характеристик груза, судна с данным грузом, района и сезона предстоящей перевозки. Все эти факторы подлежат учету в виде критерия несмещаемости, общая методика применения которого приведена в приложении 5 РД 31.11.21.16-96, а особенности, определяемые характеристиками конкретного груза, приведены в соответствующих разделах настоящих Правил.

1.3.    Суда, перевозящие лесные грузы, должны быть снабжены “Наставлением по креплению грузов”, разработанным и одобренным в соответствии с требованиями РД 31.11.21.16-96 (п. 1.1.2 и приложение 7).

1.4.    Судовое “Наставление по креплению груза” должно содержать схемы укладки и крепления лесных грузов, отвечающие требованиям настоящих Правил и проверенные, при необходимости, на соблюдение критерия несмещаемости, позволяющего учесть особенности каждого судна и каждого груза в каждом конкретном рейсе.

1.5.    При предъявлении к перевозке лесного груза, отсутствующего в Наставлении, капитан вправе потребовать от грузоотправителя или его агента предоставления "Информации о грузе”, содержащей достоверную и полную информацию о транспортных характеристиках, всех особых и опасных свойствах груза, о мерах предосторожности, соблюдение которых необходимо для безопасной и сохранной перевозки груза. При отсутствии такой “Информации...” капитан вправе отказаться от приема груза к перевозке или может пригласить независимого сюрвейера для консультаций при решении вопросов безопасности перевозки, с отнесением соответствующих расходов на грузоотправителя.

1.6.0 всех особенностях, связанных с перевозкой грузов, и мерах, принятых для создания необходимой остойчивости и обеспечения безопасности плавания, должны быть сделаны записи в судовом журнале и грузовой книге.

7

8.1.15.    Если судно не использует лесную грузовую марку, или высота палубного лесного груза превышает 6,0 м( или удельный погрузочный объем груза менее 2,0 м3/т, то способ укладки и крепления, как й сама необходимость крепления, определяются исходя из результатов расчетов критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 с учетом приведенных ниже значений угла статической устойчивости штабеля для соответствующего Варианта размещения груза и района предстоящей перевозки.

Возможные варианты могут быть заранее определены судовладельцем и представлены в судовом “Наставлении по креплению грузов”, в том числе варианты, предусматривающие, при необходимости, ограничения по допустимой высоте волны на переходе.

(8.1)

8.1.16.    Если по * результатам расчета критерий несмещаемости оказывается меньше 1,0, то это свидетельствует о необходимости дополнительного крепления, прочность которого определяется нагрузкой О, тс, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза и рассчитывается по формуле:

Q = P ( tg&din - tg&s)

где

Р - масса штабеля груза, нуждающегося в креплении, т.

Количество необходимых найтовов определяется схемой их установки и прочностью и конкретизируется, при необходимости, в соответствующем разделе настоящих Правил и в судовом "Наставлении,по креплению грузов”.

8.1.17. Общую прочность системы крепления груза на верхней палубе рекомендуется ограничивать нагрузками, возникающими при аварийном крене судна более 40*. В этом случае возрастает вероятность аварийного сброса штабеля, создающего запас плавучести и остойчивости для продолжения борьбы за живучесть судна.

25

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ ПАКЕТАМ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ

£.1. Требования к пакетам, блок-пакетам лилопродукции

'

2.1.1. Пакты должны быть сформированы из. пиломатериалов и заготовок одной породы, толщины, ширины (необрезные - разной ширины), одного сорта и не более четырех смежных длин. Допускается укладка в пакет пиломатериалов разных длин, при этом формирование пакетов осуществляется со стыковкой по длине. Допускаются иные ограничения, если они предусмотрены запродажным контрактом.

21-2. Обапол укладывают в пакет одного вида, одной длины и группы толщины. По соглашению сторон допускается формировать пакеты со стыковкой обапола длиной менее 1,2 м.

2.1.3.    Блок-пакет формируют из пакетов одной ширины, высоты, одной или разных длин; пакеты в блок-пакете должны принадлежать к одной отгрузочной партии.

2.1.4.    Пакеты, состоящие из коротких пиломатериалов и заготовок разных длин, формируют их стыковкой. Торцы таких пакетов должны быть выровнены. Короткие пиломатериалы и заготовки стыкуют так, чтобы их суммарная длина была равной длине пакета, а в крайние стопы и два-три нижних ряда пакета укладывают пилопродукцию максимальной длины без стыкования.

2.1.5.    Пакеты, блок-пакеты лилопродукции должны быть прямоугольного сечения.

2.1.6.    В пакете один или оба торца должны быть выровнены.

В блок-пакете торцы пакетов должны быть выровнены по одному торцу блок-;пакета.

2.1.7.    Выход отдельных концов лилопродукции за пределы выровненного торца пакета не должен превышать 30 мм, а отдельных пакетов в блок-пакете за пределы выровненного торца блок-пакета - 100 мм.

2.1.8.    Количество поперечных прокладок, разделяющих ряды в пакете по высоте, прокладок па длине пакета устанавливается следующим образом:

для пакетов длиной до 3,75 м - 2 шт.; для пакетов длиной от 3,9 до 5,5 м - 3 шт.; для пакетов длиной от 5,7 и более - 4 шт.

Крайние прокладки должны быть размещены на расстоянии 0,3 м от торцов пакета, средние - приблизительно на одинаковом расстоянии друг от

8

друга и от крайних. Соответствующие, прокладки должны располагаться в одной вертикальной плоскости.

Толщина прокладок должна быть не более 25 мм, ширина - не менее 40 мм.

2.1.9.    Ряды пакетов в блок-пакете разделяют прокладками толщиной не менее 50 мм; прокладки должны быть расположены в таком же порядке, как и в пакетах, из которых формируют блок-пакет.

2.1.10.    Пакеты и блок-пакеты должны быть сформированы с применением средств пакетирования одноразового и многооборотного использования.

Обвязки должны быть расположены на поверхности пакета в местах размещения прокладок.

Количество обвязок разового использования должно быть равно количеству прокладок по длине пакета.

Усилие натяжения обвязок разового использования должно быть таким, чтобы величина прогиба на длине 1000 мм обвязочной ленты при оттягивании ее с усилием 98 Н (10 кгс) составила: от 7 до 10 мм - для лент толщиной 0,5 мм и от 5 до 7 мм - для лент толщиной 0,7 мм.

2.1.11.    Количество несущих средств пакетирования на пакете или блок-пакете должно быть не менее двух.

2.2. Требования к пакетам длинномерных сортиментов круглого леса

2.2.1.    В пакет укладывают круглые лесоматериалы одной длины и одной породы древесины.

2.2.2.    Количество обвязок многооборотного использования для каждого пакета - не менее двух. .

2.2.3.    Размеры пакетов длинномерного круглого леса устанавливаются ГОСТ 16369 и зависят от вида средств пакетирования.

Длина пакетов сортиментов длинномерного круглого леса - до 8 м,

При поставке длинномерного круглого леса на экспорт по требованию грузоотправителя допускаются размеры пакетов, не предусмотренные стандартом, но обеспечивающие использование транспортных средств в пределах установленных технических норм загрузки.

9

2.3. Требования к пакетам сортиментов короткомерных круглых лесоматериалов

2.3.1.    В пакет укладывают лесоматериалы одной длины и одной породы древесины.

При поставке короткомерных лесоматериалов на экспорт по требованию грузоотправителя допускается формирование пакетов из разных пород древесины и разных сортов.

2.3.2.    Размеры поперечных сечений пакетов круглых лесоматериалов (в пакетирующем устройстве) должны быть 2800x1750 мм при формировании пакета с применением полужестких стропов по ГОСТ 14110.

10

3. МАРКИРОВКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

3.1.    Общие требования

3.1.1.    Реквизиты марки, бирки-марки, бирки-паспорта, места их расположения или крепления должны соответствовать требованиям технических условий, отраслевых и государственных стандартов, условиям контракта.

3.1.2.    Марка должна быть четкой, полной. Нанесение маркировки на обледенелые, заснеженные поверхности лесоматериалов и бирок не допускается.

3.2.    Маркировка пиломатериалов

3.2.1.    Пиломатериалы обрезные хвойных пород, поставляемые россыпью, допускается маркировать с одного торца; пиломатериалы толщиной 19 мм и менее, поставляемые в пакетах, допускается поштучно не маркировать; пиломатериалы толщиной 22 мм и более, поставляемые в пакетах из нескольких длин, допускается маркировать с одного торца.

Торцевой маркировочный знак должен содержать следующие реквизиты: отправитель пиломатериалов, сорт пиломатериалов, порт (пункт) отгрузки.

3.2.2.    Пиломатериалы лиственных пород длиной от ,1,0м и более подлежат маркированию.

Условные знаки: сорт, группа качества - наносятся на одном из торцов (если пиломатериалы не отгружаются в жестких пакетах).

3.3.    Маркировка шпал и бруса

3.3.1.    Марка наносится на одном из торцов маркировочным молотком или несмываемой краской.

3.3.2.    Реквизиты марки:    наименование    поставщика,    тип, порода

древесины - для шпал, производимых по ГОСТ 8993; тип комплекта, условный номер, длина - для шпал, бруса, производимых по ГОСТ 8816.

3.4.    Маркировка круглых лесоматериалов

3.4.1. Круглые лесоматериалы толщиной 14 см и более маркируются поштучно. Круглые лесоматериалы длиной до 2,0 м включительно, независимо от толщины, не маркируются, за исключением лесоматериалов, предназначенных для лущения, строгания, выработки авиационной пилопродукции, лыжных и ложевых заготовок, а также лесоматериалов ценных пород.

11

3.4.2.    Марка наносится на верхнем торце круглых лесоматериалов.

3.4.3.    Реквизиты марки: назначение, сорт и диаметр.

3.5.    Маркировка кряжей тропических пород деревьев

3.5.1.    Данные о марке содержатся в спецификации, представляемой' грузоотправителем администрации судна до начала погрузки.

3.6.    Маркировка пакетов и блок-пакетов пилопродукции ,

3.6.1.    На транспортном пакете экспортных обрезных.пиломатериалов на верхней и боковой поверхностях с правой стороны по отношению к выровненному торцу на расстоянии 150 мм от него и 75-100 мм от верхнего правого бокового ребра наносят строчную марку с высотой букв и цифр 100 мм и расстоянием мёжду маркировочными знаками не менее 100 мм.

Реквизиты марки: номер коносамента или номер партии пиломатериалов; номер пакета; размеры поперечного сечения пилопродукции в мм, длина пакета в м. В конце марки должен быть нанесен штамп ОТК.

3.6.2.    Пакеты пилопродукции, предназначенной для внутреннего рынка, должны иметь ярлык размером 80x120 мм, прикрепленный проволокой к крайней обвязке сверху пакета на расстоянии 200-250 мм от верхнего правого (со стороны выровненного торца) ребра пакета.

Реквизиты ярлыка: номер партии; номер пакета; товарный знак изготовителя и его наименование; наименование пилопродукции; сорт (группа качества); порода древесины; размеры поперечного сечения в мм; количество пилопродукции в пакете или блок-пакете в м3; обозначение стандарта на пилолродукцию.

3.6.3.    Марку на пакет необрезной пилопродукции наносят на ярлык или на верхнюю поверхность пакета со стороны выровненного торца на расстоянии 75-100 мм от верхнего правого бокового ребра. Размер ярлыка и его крепление должны соответствовать требованиям п.3.6.2 настоящих Правил.

3.6.4.    Марку на блок-пакет обрезной пилопродукции, поставляемой на экспорт и для внутреннего рынка, наносят на боковую поверхность нижнего правого пакета со стороны выровненного торца блок-пакета на уровне 2/3 высоты и на расстоянии 150 мм от выровненного торца. Высота букв и цифр -100 мм. Марка блок-пакета должна содержать маркировочные знаки поставщика и номер блок-пакета.

3.6.5.    Блок-пакеты из необрезных пиломатериалов вместо марки

снабжаются ярлыком, закрепленным к блок-пакету сверху или сбоку к крайней от выровненного торца обвязке на расстоянии 300-500 мм от верхнего правого ребра.    '

12

Лесные грузы. РД 31.11.21.01-97

Реквизиты ярлыка: товарный знак поставщика, его наименование и номер блок-пакета.

3.7. Маркировка пакетов круглых лесоматериалов

3.7.1. К каждому пакету крепится бирка.

Реквизиты бирки: номер пакета, назначение лесоматериалов; количество бревен; общий объем лесоматериалов в пакете.

Номер пакета дублируется на нескольких бревнах или второй бирке.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ, ПЕРЕВОЗЯЩИМ ЛЕСНЫЕ ГРУЗЫ

4.1.    Надводный борт, лесная грузовая марка судна .

4.1.1.    Судно-лесовоз, перевозящее лесной груз в трюмах и на палубе и использующее при этом лесной надводный борт, должно удовлетворять требованиям Регистра в части: условий нагрузки на верхнюю палубу2,

. остойчивости3, условий назначения лесного надводного борта4.

4.1.2.    Судно, иное чем лесовоз, при перевозке лесных грузов в трюмах и на палубе должно использовать соответствующую сезонную грузовую марку.

4.2.    Набор, конструкции

4.2.1.    Палубные рымы и обухи для крепления найтовов должны быть надежно прикреплены в районе палубного стрингера или в других усиленных местах.

Прочность рымов должна быть не ниже прочности найтовов. Расстояние между рымами определяется в соответствии с действующими Правилами Регистра о грузовой марке морских судов.

4.2.2.    Суда-лесовозы, перевозящие пакеты длинномерного круглого леса с поперечным размещением на верхней палубе, должны быть дооборудованы специальными устройствами, обеспечивающими несмещаемость пакетов.

4.2.3.    Палубы и крышки грузовых люков судов, планируемых под перевозки кряжей тропических пород дерева, должны иметь усиленный набор и допускать распределенную нагрузку не менее 2 тс/м2. Бортовой набор (от ватерлинии порожнем до верхней палубы) таких судов должен быть усиленным.

Фальшборт, комингсы трюмов, леерное ограждение, кранов и палуб в районе грузовых работ должны быть повышенной прочности.

В трюмах и твиндеках должно быть предусмотрено необходимое количество рымов для крепления канифас-блоков. На грузовой палубе у продольных комингсов грузовых люков дополнительно должно быть предусмотрено необходимое количество рымов для крепления кряжей.

1

Правила безопасности морской перевозки' генеральных грузов. '4-М. Том 2. ЦИИИМФ. 1996 г.

5

2

Правила классификации и постройки морских судов, т.1.- СПб.; Морской Регистр судоходства, 1995, (ч.И п.1.3.2).

3

Там же, 4.IV, разделы 2 и 3.

4

Правила о грузовой марке морских судов. - СПб.; Морской Регистр судоходства, 1995, (п.5.1).

14