Купить РД 31.10.09-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Правила устанавливают основания, цель, порядок и сроки ведомственного расследования при обнаружении производственного брака в работе пароходств и портов по случаям, которые повлекли или могли повлечь несохранность грузов, а также нарушение сроков доставки грузов. Они обязательны для морских пароходств и морских торговых портов.
Применяется в части, не противоречащей действующему законодательству РФ
Дата введения | 01.06.1990 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2018 |
Актуализация | 01.01.2021 |
02.01.1990 | Утвержден | Министерство морского флота СССР | |
---|---|---|---|
Разработан | ЦНИИМФ | ||
Издан | В/О Мортехинформреклама | 1991 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
4-М
ОБЩИЕ
И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Том 1
МОСКВА
В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1991
Общие и специальные правила перевозки грузов 4-М
Том. I. Общие правила Отв. за выпуск А. И. Кирпичников Редактор Н. А. Алексеева Технический редактор Б. Г. Колобродова Корректор Ю. В. Стрижак
Сдано в набор 22.06.90 г, Подписано в печать 27.03.91 г. Формат изд. 70X108/16. Бум. тип. Гарнитура литературная. Печать высокая. Уел. печ. л. 34,65. Уч.-изд. л. 30,69. Тираж 7500. Заказ тип. № 861. Изд. № 444-В. Цена 15 р.
В/О «Мортехинформреклама»
125080, Москва, Волоколамское шоссе, 14
Типография сМоряк», Одесса, ул. Ленина, 26
Общие и специальные правила перевозки грузов 4-М. Том. 1. Общие правила. — М.: В/О «Мортехннформреклама», 1991. —
СОСТАВЛЕНЫ Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ).
В том числе разработаны: РД 31.10.10—89,
РД 31.10-20—89, РД 31.10.16-89. РД 31.10.23—89, РД 31.10.24—89. РД 31.10.21—89, РД 31-10.06—89. РД 31.10.15—89. РД 31.10.13—89. РД 31.10.07—89, РД 31.10.08-89. РД 31.10.17—89, РД 31.10.09—89. РД 31.10.19-89.
Директор института В. И. Пересыпкин Заместитель директора Ю. М. Иванов Заведующий отделом организации работы флота В. В. Пузырев
Заведующий сектором коммерческих условий перевозок и морского права В. И. Нефедов Руководитель темы и ответственный исполнитель А. И. Кирпичников Исполнитель Э. Р. Бартон
ВНЕСЕНЫ Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота СССР Начальник Н. П. Цах
Составитель и научный редактор сборника канд. юрид. наук А. И. Кирпичников
©В/О «Мортехинформреклама», 1991.
ПРАВИЛА ВЕДОМСТВЕННОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БРАКА ПО СЛУЧАЯМ НЕСОХРАННОСТИ И НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
РД 31.10.09—89_
Взамен Правил ведомственного расследования случаев не-сохранности грузов и производственного брака, утвержденных Минморфлотом 04.04.77
Утверждены Минморфлотом СССР 02.01.90
Срок введения в действие установлен с 01.06.90
Настоящие Правила устанавливают основания, цель, порядок и сроки ведомственного расследования при обнаружении производственного брака в работе пароходств и портов по случаям, которые повлекли или могли повлечь несохранность грузов, а также нарушение сроков доставки грузов. Они обязательны для морских пароходств и морских торговых портов.
1. Случаи, которые повлекли или могли повлечь несохранность грузов при их перевозке на судах Минморфлота СССР, либо транспортно-экспедиторской обработке, или хранении в морских торговых портах, а также нарушение установленных сроков доставки грузов, являются производственном браком в работе морских пароходств и морских торговых портов.
По каждому случаю производственного брака, обнаруженного в пароходстве или порту, проводится ведомственное расследование.
2. К производственному браку относятся:
2.1. Случаи, которые повлекли несохранность грузов: недостача;
порча и повреждение; хищение;
2.2. Случаи, которые могли повлечь несохранность грузов: засылка грузов не по назначению;
разъединение грузов и транспортных документов; некомплектные отправки грузов;
повреждение контейнеров, пакетов, тары и упаковки груза (без нанесения ущерба грузу); просчеты грузовых мест; неправильное оформление документов; другие случаи;
2.3. Нарушения установленных сроков доставки грузов: превышение пароходствами сроков доставки грузов при перевозках в межпортовом и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях.
3. При отнесении каждого случая брака к одному из указанных выше видов следует руководствоваться следующими признаками:
3.1. К недостаче грузов относятся: случаи, когда наличное количество грузовых мест и массы груза меньше, чем указанное в грузовых документах (без признаков хищения), либо обнаружение транспортного документа без груза, что явилось следствием, в частности: недогруза части грузовых мест или всей партии груза; невыявленным просчетом количества мест;
неправильным определением массы груза (если груз был принят к перевозке со взвешиванием);
358
отгрузкой излишних мест; пересортицей груза;
нечеткостью грузовых документов, марок и знаков; убылью в массе сверх установленных норм;
неисправностью весовых приборов или несовершенством способов определения массы;
несоответствием трафаретной массы действительной; небрежностью работников судов или портов; недогрузом массовых навалочных и насыпных грузов; недостатками упаковки; другими причинами.
3.2. К порче и повреждению груза относятся случаи потери грузом своих качеств и ценности (полностью или частично), явившиеся следствием, в частности:
нарушения правил и технологии перевозки, погрузки, выгрузки, складирования и хранения грузов в портах;
нарушения правил технической эксплуатации судов; недоброкачественной подготовки грузовых помещений судна (танков и судовых магистралей);
приема грузов к перевозке в нестандартной или недоброкачественной таре, не обеспечивающей сохранность груза при его перевозке и перевалке;
совместной перевозкой в судах или хранением на складах портов
грузов, несовместимых по своим физико-химическим свойствам;
длительного хранения груза в портах или нахождения груза в трюмах судов;
влияния атмосферных осадков, солнечных лучей и свойств самого груза;
шторма, аварий, пожаров и наводнений;
небрежной работы складских работников, водителей внутрипорто-вого транспорта, крановщиков, лебедчиков и т. п.;
применения при погрузочно-разгрузочных работах* неисправных, загрязненных, недостаточно прочных грузозахватных приспособлений;
подмочки груза или увлажнения его вследствие отпотевания бортов и металлических частей судна; порчи груза вредителями.
3.3. К хищению груза относятся случаи недостач при наличии таких признаков, как:
срыв контрольных лент, замков или проволоки на грузовых местах; срыв пломб на контейнерах, на грузовых местах, на люках грузовых помещений судов;
явное вскрытие или взлом тары грузовых мест, контейнеров, нарушение пакетов;
взлом или вскрытие дверей, окон, пролом стен, подкопы под ними и срыв решеток на складах портов;
подделка документов, печатей, подписей, а также оттисков пломб на люках грузовых помещений судов, дверях складов, контейнерах и на грузовых местах;
установленные факты краж целых грузовых мест; отсутствие отдельных деталей неупакованных грузовых мест, принятых от отправителей, других видов транспорта, судов, портов без фиксации некомплектности этих грузовых мест.
3.4. К засылкам грузов относятся случаи отправки портом или доставки судном груза не по назначению, указанному отправителем.
3.5. К пересортице грузов (засортировкам) относятся случаи неправильной погрузки портом или выдачи судном грузов со смешением
359
коносаментных партий, разных сортов, грузов различных наименований и т. д., что вызвало перевод товара определенного сорта (качества) в более низкий сорт или иную уценку товара.
3.6. К некомплектным отправкам грузов относятся случаи неодновременной отгрузки грузовых мест, составляющих один комплект, за исключением случаев, когда груз невозможно было разместить в одном транспортном средстве, что должно быть оформлено соответствующим документом, а невместившиеся места должны быть отгружены следующим судном, вагоном, автомашиной.
3.7. К выявленным просчетам грузовых мест относятся случаи недостачи грузовых мест, которые разысканы путем пересчета всего количества грузовых мест данной партии, и таким образом недостача устранена.
3.8. К нарушениям установленных сроков доставки грузов относятся случаи, когда груз доставлен с превышением установленного для него определенного срока доставки (перевозки) морем.
4. При перевозках генеральных грузов между портами Министерства морского флота СССР ведомственному расследованию подлежат все случаи брака в работе, перечисленные в пп. 2 и 3 Правил.
5. При выявлении случая брака в работе лицо, его обнаружившее, обязано доложить о нем письменно или устно своему непосредственному начальнику (на судне — грузовому капитану, капитану, в порту — началышку склада, начальнику складской части, начальнику ТЭК и т. д.). Сообщение должно быть сделано в течение 1 ч с момента выявления случая брака, а по случаям, происшедшим в ночное время, — не позднее 9 ч утра.
Первичное сообщение немедленно проверяется работником, его получившим. Если брак в работе действительно имел место,,составляется акт в 3 экз. Два экземпляра акта передаются немедленно начальнику производственно-перегрузочного комплекса (грузового района), а 1 экз. остается у работника, составившего акт.
Начальник производственно-перегрузочного комплекса (грузового района) порта оставляет у себя 1 экз. акта, а другой — немедленно направляет коммерческому отделу порта (под расписку в особой разносной тетради).
При получении сообщения о случае брака на судне помощник капитана уточняет обстоятельства этого случая и не позднее 1 ч с момента получения сообщения информирует об этом капитана судна, который обязан произвести ведомственное расследование в порядке, установленном Правилами.
6. Основанием для расследования являются поступившие в пароходство (порт) акты: коммерческие, общей формы. Госинспекции по качеству экспортных товаров, таможни, инвентаризации, акты-извещения, отметки на коносаментах, аутторн-рипорты, карго-трейсеры, предупреждения о наложении таможенных штрафов, составляемые в иностранных портах.
Коммерческая служба (отдел) пароходства, коммерческий отдел порта, рассмотрев основания, определяет необходимость проведения расследования. При этом каждый случай производственного брака, предусмотренный в п. 2 настоящих Правил, могущий повлечь имущественную ответственность пароходства (порта), должен быть расследован.
7. В тех случаях, когда при расследовании выявится виновность другого пароходства (порта) или другого вида транспорта, начальник коммерческой службы (отдела) пароходства (порта) обязан не позднее 5 дней с момента окончания расследования направить материалы
360
коммерческой службе (отделу) соответствующего пароходства (порта) или управлению соответствующего органа другого вида транспорта.
8. По случаям недостачи грузовых мест ведомственное расследование включает в себя также действия по розыску этих мест, в том числе по импортным грузам — розыск портом отправления на своих складах, на станциях назначения, а также у иногородних и местных получателей импортных грузов.
9. Ведомственное расследование в пароходствах и портах производится под руководством и контролем коммерческой службы (отдела).
Случаи производственного брака в работе пароходства и портов расследуются работниками, обязанными выполнять эту работу по должностной инструкции или назначенными приказом по пароходству (порту).
В портах 3-го разряда и портпунктах расследование производится начальником коммерческого отдела под контролем начальника порта, а где такого отдела нет, — начальником порта или его заместителем непосредственно.
Ведомственное расследование на судах производится капитаном судна.
Коммерческие службы, отделы пароходств и портов* обязаны систематически проверять работу по ведению ведомственных расследований, при необходимости включаясь в расследование конкретных случаев брака, выправляя по ходу расследования все недоделки и нарушения.
О случаях хищений, а также крупных недостач должны быть проинформированы правоохранительные органы, которым о таких случаях должны немедленно сообщать капитаны судов, начальники коммерческих служб, отделов пароходств, портов, служба «Трансфлот».
10. Руководители пароходств и портов обязаны обеспечить знание каждым коммерческим, складским работником и членом экипажа судов порядка оформления и донесения о случаях производственного брака, ответственности, которую он несет за ставший ему известным случай брака, за непринятие зависящих от данного работника мер к недопущению таких случаев.
11. Ведомственным расследованием случаев производственного брака в работе пароходств и портов должны быть установлены:
11.1. Причины данного случая брака в работе, в том числе:
не является ли несохранность груза или иной случай брака результатом нарушения правил приема и/или технологии хранения, взвешивания, погрузки и выгрузки грузов из судов, погрузки и выгрузки из вагонов, перевозки в судах, правил их технической эксплуатации, в чем именно состоят эти нарушения;
не возникла ли несохранность в результате некачественности тары и упаковки груза, маркировки, а также неправильных или нечетких распоряжений отправителей или вышестоящих по отношению к порту (судну) организаций;
не возникла ли несохранность груза по обстоятельствам, зависящим от смежных видов транспорта, и в чем конкретно это выражается;
если расследуется недостача груза, то не является ли она следствием скрытого хищения груза или злоупотребления при оформлении документов;
не является ли хищение груза следствием организационных недостатков в работе пароходства (судна), порта, а также недостатков в охране грузов;
не явилась ли недостача груза результатом неисправности весовых приборов, неправильного указания числа мест и массы в перевозочных
361
документах, несоответствия данных перевозочных и расходных документов записям в книгах приема и отправления грузов, а также в документах, которыми фиксировалось взвешивание груза при выдаче его получателю или передаче другому виду транспорта;
не явилась ли несохранность груза, если груз перевозился в опломбированных судовых грузовых помещениях, следствием нарушения положения об этих перевозках.
11.2. Объем несохранности груза (количество недостающих мест, недостача содержимого, массы, степень порчи, уценка товара и т. д.). Для установления этих данных и причин порчи груза при необходимости вызывается эксперт (сюрвейер).
11.3. Причины просрочки в доставке (перевозке) морем данной партии груза, в частности: задержка в подаче тоннажа, отсутствие доступа к данной партии груза вследствие того, что она была заложена другими грузами, недостаточный контроль за соблюдением очередности отгрузки грузов по срокам их прибытия и т. п.
11.4. Лица, виновные в производственном браке.
12. Ведомственное расследование каждого случая производственного брака Д9ЛЖНО быть произведено в 15-дневный срок, который исчисляется:
по случаям брака, обнаруженным в данном порту, — с момента выявления;
по случаям брака, обнаруженным на судне, — с момента получения пароходством материалов судового расследования;
по выявленным в порту назначения случаям несохранности грузов, включая перевозимые в опломбированных судовых помещениях, — с момента получения портом отправления, службой «Трансфлот» извещения о результатах дыгрузки груза.
Примечание. При необходимости запросов смежных видов транспорта, пунктов отправления, перевалки и назначения, а также иностранных агентирующнх и других фирм, представителей пароходов за границей расследование должно быть закончено в 15-дневный срок после получения ответов и затребованных материалов.
13. Расследование производится путем осмотра груза, грузовых помещений судна, его корпуса, систем, перегрузочных механизмов, грузозахватных приспособлений, складов, обследования места происшествия, опроса материально-ответственных, причастных лиц и свидетелей, а также изучения грузовых и других документов (паспорта качества, анализа арбитражных проб и т. д.).
При этом лица, производящие расследование, обязаны требовать, чтобы объяснения материально-ответственных лиц, подозреваемых или установленных виновников брака, а также лиц, осведомленность которых может быть полезной при расследовании, были обстоятельными и только письменными.
В объяснительных должны быть подробно изложены все обстоятельства, при которых произошел данный случай брака, и указаны причины допущенных данным работником нарушений правил перевозки, перевалки, хранения и складирования грузов, правил технической эксплуатации судов, технологических инструкций, а также должностных инструкций, если такие нарушения имели место. Объяснения должны быть подписаны лицом, их дающим. В объяснении должны быть разборчиво указаны фамилия и должность этого лица.
14. При перевозке грузов в заграничном сообщении ведомственное расследование производственного брака по случаям несохранности грузов производится в следующем порядке:
362
14.1. При перевозке экспортных грузов и ГИФ капитан судна обязан произвести предварительное расследование случаев брака, начав его немедленно по обнаружении такого случая и закончив не позднее прибытия судна в советский порт.
До отхода судна из иностранного порта выгрузки, где выявлен случай брака, капитан должен выяснить все его подробности, при необходимости вызвать сюрвейера и получить от него акт осмотра с соответствующим заключением и другие документы, а ъакже урегулировать по данному случаю все то, что возможно, через агента, обслуживающего судно, а также через представителя пароходства и торгпредство СССР в данной стране (по экспортным грузам), представителя страховой организации, в которой застрахована ответственность судовладельца, должным образом оформив это документально в целях ограждения интересов перевозчика и отправителя (по экспортным грузам).
14.2. При перевозке импортных грузов капитан судна обязан принять все меры к тому, чтобы в период пребывания судна в порту назначения произвести ведомственное расследование и все материалы этого расследования одновременно с рейсовым отчетом представить в коммерческую службу (отдел) пароходства для дорасследования.
15. В портах и на судах (в пароходствах) с начала расследования заводится специальное дело ведомственного расследования для каждого расследуемого случая брака, в которое подшиваются все документы, относящиеся к расследованию. Делам о расследовании в пароходстве (управлении флота), порту присваиваются порядковые номера журнала учета случаев производственного брака.
16. После окончания расследования лицо, производившее его, обобщает все собранные материалы и составляет заключение о результатах расследования, которое должно содержать краткое описание уточненных обстоятельств причин данного случая брака, данные о его размерах и сумме убытков, а также должна быть указана степень виновности порта или судна в целом и отдельных лиц.
По случаям брака, происшедшим в порту, заключение подписывается начальником производственно-перегрузочного комплекса (грузового района) и лицом, производившим расследование, после чего направляется в коммерческую службу (отдел) пароходства, порта, где учитываются и хранятся все дела ведомственного расследования случаев производственного брака.
В коммерческой службе (отделе) в необходимых случаях производится дорасследование и составляется окончательное заключение, которое подписывается начальником службы (отдела). В своем заключении начальник коммерческой службы (отдела) обобщает результаты расследования и делает необходимые выводы и предложения.
К заключению в необходимых случаях прилагается проект приказа или распоряжения начальника пароходства (порта) с анализом обстоятельств допущенного брака и изложением необходимых мер по данному конкретному случаю брака, а также по предупреждению подобных случаев в дальнейшем и о наказании виновных.
Заключение представляется на утверждение начальнику или заместителю начальника пароходства, порта.
17. После утверждения руководством пароходства, порта заключение по ведомственному расследованию и в необходимых случаях соответствующий приказ начальника пароходства (порта) доводятся до сведения капитана судна, начальника производственно-перегрузочного комплекса порта и других лиц, которых это касается.
При несогласии кого-либо из них с заключением (приказом) оно может быть обжаловано в порядке, установленном действующими уста-
363
вами о службе на судах морского флота и о дисциплине на морском транспорте.
18. Работники судов и портов, по вине которых был допущен брак, распоряжением начальника пароходства (порта) лишаются премии полностью или частично. Кроме того, такие работники могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности (путем удержания из заработной платы в установленном порядке или путем предъявления к ним гражданских исков).
19. Дело о действиях работников, виновных в хищениях и преступно-халатном отношении к своим служебным обязанностям, в результате чего имел место производственный брак, причинивший крупные убытки, по решению начальника пароходства (порта) должно передаваться в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
20. Ведомственное расследование производственного брака должно быть организовано таким образом, чтобы расследование каждого случая производственного брака было закончено ко времени возможного предъявления претензий о возмещении убытков и штрафов, явившихся следствием случая брака, с принятием мер к максимальному снижению этих убытков с таким расчетом, чтобы по материалам ведомственного расследования была возможность рассмотреть заявленную претензию и принять по ней обоснованное решение, не допуская передачи в арбитраж таких дел, по которым ответственность пароходства, порта является очевидной и бесспорной.
21. Начальники коммерческих служб (отделов) должны периодически (1—2 раза в год) производить анализ случаев несохранности грузов по материалам ведомственных расследований и на этой основе подготавливать и направлять информационные письма судам, производственно-перегрузочным комплексам (грузовым районам) порта, соответствующим службам и отделам пароходства (порта) с рекомендациями профилактических мер по недопущению аналогичных случаев брака в дальнейшей работе пароходства и порта.
364