Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

Купить РД 31.10.09-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основания, цель, порядок и сроки ведомственного расследования при обнаружении производственного брака в работе пароходств и портов по случаям, которые повлекли или могли повлечь несохранность грузов, а также нарушение сроков доставки грузов. Они обязательны для морских пароходств и морских торговых портов.

 Скачать PDF

Применяется в части, не противоречащей действующему законодательству РФ

 
Дата введения01.06.1990
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.01.1990УтвержденМинистерство морского флота СССР
РазработанЦНИИМФ
ИзданВ/О Мортехинформреклама1991 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

4-М


ОБЩИЕ

И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ОБЩИЕ

ПРАВИЛА

Том 1

МОСКВА

В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1991

Общие и специальные правила перевозки грузов 4-М

Том. I. Общие правила Отв. за выпуск А. И. Кирпичников Редактор Н. А. Алексеева Технический редактор Б. Г. Колобродова Корректор Ю. В. Стрижак

Сдано в набор 22.06.90 г, Подписано в печать 27.03.91 г. Формат изд. 70X108/16. Бум. тип. Гарнитура литературная. Печать высокая. Уел. печ. л. 34,65. Уч.-изд. л. 30,69. Тираж 7500. Заказ тип. № 861. Изд. № 444-В. Цена 15 р.

В/О «Мортехинформреклама»

125080, Москва, Волоколамское шоссе, 14

Типография сМоряк», Одесса, ул. Ленина, 26

Общие и специальные правила перевозки грузов 4-М. Том. 1. Общие правила. — М.: В/О «Мортехннформреклама», 1991. —

СОСТАВЛЕНЫ Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ).

В том числе разработаны:    РД    31.10.10—89,

РД 31.10-20—89, РД 31.10.16-89. РД 31.10.23—89, РД 31.10.24—89. РД 31.10.21—89, РД 31-10.06—89. РД 31.10.15—89. РД 31.10.13—89. РД 31.10.07—89, РД 31.10.08-89. РД 31.10.17—89, РД 31.10.09—89. РД 31.10.19-89.

Директор института В. И. Пересыпкин Заместитель директора Ю. М. Иванов Заведующий отделом организации работы флота В. В. Пузырев

Заведующий сектором коммерческих условий перевозок и морского права В. И. Нефедов Руководитель темы и ответственный исполнитель А. И. Кирпичников Исполнитель Э. Р. Бартон

ВНЕСЕНЫ Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота СССР Начальник Н. П. Цах

Составитель и научный редактор сборника канд. юрид. наук А. И. Кирпичников

©В/О «Мортехинформреклама», 1991.

ПРАВИЛА ВЕДОМСТВЕННОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БРАКА ПО СЛУЧАЯМ НЕСОХРАННОСТИ И НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ


РД 31.10.09—89_

Взамен Правил ведомственного расследования случаев не-сохранности грузов и производственного брака, утвержденных Минморфлотом 04.04.77

Утверждены Минморфлотом СССР 02.01.90

Срок введения в действие установлен с 01.06.90

Настоящие Правила устанавливают основания, цель, порядок и сроки ведомственного расследования при обнаружении производственного брака в работе пароходств и портов по случаям, которые повлекли или могли повлечь несохранность грузов, а также нарушение сроков доставки грузов. Они обязательны для морских пароходств и морских торговых портов.

1.    Случаи, которые повлекли или могли повлечь несохранность грузов при их перевозке на судах Минморфлота СССР, либо транспортно-экспедиторской обработке, или хранении в морских торговых портах, а также нарушение установленных сроков доставки грузов, являются производственном браком в работе морских пароходств и морских торговых портов.

По каждому случаю производственного брака, обнаруженного в пароходстве или порту, проводится ведомственное расследование.

2.    К производственному браку относятся:

2.1.    Случаи, которые повлекли несохранность грузов: недостача;

порча и повреждение; хищение;

2.2.    Случаи, которые могли повлечь несохранность грузов: засылка грузов не по назначению;

разъединение грузов и транспортных документов; некомплектные отправки грузов;

повреждение контейнеров, пакетов, тары и упаковки груза (без нанесения ущерба грузу); просчеты грузовых мест; неправильное оформление документов; другие случаи;

2.3.    Нарушения установленных сроков доставки грузов: превышение пароходствами сроков доставки грузов при перевозках в межпортовом и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях.

3.    При отнесении каждого случая брака к одному из указанных выше видов следует руководствоваться следующими признаками:

3.1. К недостаче грузов относятся: случаи, когда наличное количество грузовых мест и массы груза меньше, чем указанное в грузовых документах (без признаков хищения), либо обнаружение транспортного документа без груза, что явилось следствием, в частности: недогруза части грузовых мест или всей партии груза; невыявленным просчетом количества мест;

неправильным определением массы груза (если груз был принят к перевозке со взвешиванием);

358

отгрузкой излишних мест; пересортицей груза;

нечеткостью грузовых документов, марок и знаков; убылью в массе сверх установленных норм;

неисправностью весовых приборов или несовершенством способов определения массы;

несоответствием трафаретной массы действительной; небрежностью работников судов или портов; недогрузом массовых навалочных и насыпных грузов; недостатками упаковки; другими причинами.

3.2.    К порче и повреждению груза относятся случаи потери грузом своих качеств и ценности (полностью или частично), явившиеся следствием, в частности:

нарушения правил и технологии перевозки, погрузки, выгрузки, складирования и хранения грузов в портах;

нарушения правил технической эксплуатации судов; недоброкачественной подготовки грузовых помещений судна (танков и судовых магистралей);

приема грузов к перевозке в нестандартной или недоброкачественной таре, не обеспечивающей сохранность груза при его перевозке и перевалке;

совместной перевозкой в судах или хранением на складах портов

грузов, несовместимых по своим физико-химическим свойствам;

длительного хранения груза в портах или нахождения груза в трюмах судов;

влияния атмосферных осадков, солнечных лучей и свойств самого груза;

шторма, аварий, пожаров и наводнений;

небрежной работы складских работников, водителей внутрипорто-вого транспорта, крановщиков, лебедчиков и т. п.;

применения при погрузочно-разгрузочных работах* неисправных, загрязненных, недостаточно прочных грузозахватных приспособлений;

подмочки груза или увлажнения его вследствие отпотевания бортов и металлических частей судна; порчи груза вредителями.

3.3.    К хищению груза относятся случаи недостач при наличии таких признаков, как:

срыв контрольных лент, замков или проволоки на грузовых местах; срыв пломб на контейнерах, на грузовых местах, на люках грузовых помещений судов;

явное вскрытие или взлом тары грузовых мест, контейнеров, нарушение пакетов;

взлом или вскрытие дверей, окон, пролом стен, подкопы под ними и срыв решеток на складах портов;

подделка документов, печатей, подписей, а также оттисков пломб на люках грузовых помещений судов, дверях складов, контейнерах и на грузовых местах;

установленные факты краж целых грузовых мест; отсутствие отдельных деталей неупакованных грузовых мест, принятых от отправителей, других видов транспорта, судов, портов без фиксации некомплектности этих грузовых мест.

3.4.    К засылкам грузов относятся случаи отправки портом или доставки судном груза не по назначению, указанному отправителем.

3.5.    К пересортице грузов (засортировкам) относятся случаи неправильной погрузки портом или выдачи судном грузов со смешением

359

коносаментных партий, разных сортов, грузов различных наименований и т. д., что вызвало перевод товара определенного сорта (качества) в более низкий сорт или иную уценку товара.

3.6.    К некомплектным отправкам грузов относятся случаи неодновременной отгрузки грузовых мест, составляющих один комплект, за исключением случаев, когда груз невозможно было разместить в одном транспортном средстве, что должно быть оформлено соответствующим документом, а невместившиеся места должны быть отгружены следующим судном, вагоном, автомашиной.

3.7.    К выявленным просчетам грузовых мест относятся случаи недостачи грузовых мест, которые разысканы путем пересчета всего количества грузовых мест данной партии, и таким образом недостача устранена.

3.8.    К нарушениям установленных сроков доставки грузов относятся случаи, когда груз доставлен с превышением установленного для него определенного срока доставки (перевозки) морем.

4.    При перевозках генеральных грузов между портами Министерства морского флота СССР ведомственному расследованию подлежат все случаи брака в работе, перечисленные в пп. 2 и 3 Правил.

5.    При выявлении случая брака в работе лицо, его обнаружившее, обязано доложить о нем письменно или устно своему непосредственному начальнику (на судне — грузовому капитану, капитану, в порту — началышку склада, начальнику складской части, начальнику ТЭК и т. д.). Сообщение должно быть сделано в течение 1 ч с момента выявления случая брака, а по случаям, происшедшим в ночное время, — не позднее 9 ч утра.

Первичное сообщение немедленно проверяется работником, его получившим. Если брак в работе действительно имел место,,составляется акт в 3 экз. Два экземпляра акта передаются немедленно начальнику производственно-перегрузочного комплекса (грузового района), а 1 экз. остается у работника, составившего акт.

Начальник производственно-перегрузочного комплекса (грузового района) порта оставляет у себя 1 экз. акта, а другой — немедленно направляет коммерческому отделу порта (под расписку в особой разносной тетради).

При получении сообщения о случае брака на судне помощник капитана уточняет обстоятельства этого случая и не позднее 1 ч с момента получения сообщения информирует об этом капитана судна, который обязан произвести ведомственное расследование в порядке, установленном Правилами.

6.    Основанием для расследования являются поступившие в пароходство (порт) акты: коммерческие, общей формы. Госинспекции по качеству экспортных товаров, таможни, инвентаризации, акты-извещения, отметки на коносаментах, аутторн-рипорты, карго-трейсеры, предупреждения о наложении таможенных штрафов, составляемые в иностранных портах.

Коммерческая служба (отдел) пароходства, коммерческий отдел порта, рассмотрев основания, определяет необходимость проведения расследования. При этом каждый случай производственного брака, предусмотренный в п. 2 настоящих Правил, могущий повлечь имущественную ответственность пароходства (порта), должен быть расследован.

7.    В тех случаях, когда при расследовании выявится виновность другого пароходства (порта) или другого вида транспорта, начальник коммерческой службы (отдела) пароходства (порта) обязан не позднее 5 дней с момента окончания расследования направить материалы

360

коммерческой службе (отделу) соответствующего пароходства (порта) или управлению соответствующего органа другого вида транспорта.

8.    По случаям недостачи грузовых мест ведомственное расследование включает в себя также действия по розыску этих мест, в том числе по импортным грузам — розыск портом отправления на своих складах, на станциях назначения, а также у иногородних и местных получателей импортных грузов.

9.    Ведомственное расследование в пароходствах и портах производится под руководством и контролем коммерческой службы (отдела).

Случаи производственного брака в работе пароходства и портов расследуются работниками, обязанными выполнять эту работу по должностной инструкции или назначенными приказом по пароходству (порту).

В портах 3-го разряда и портпунктах расследование производится начальником коммерческого отдела под контролем начальника порта, а где такого отдела нет, — начальником порта или его заместителем непосредственно.

Ведомственное расследование на судах производится капитаном судна.

Коммерческие службы, отделы пароходств и портов* обязаны систематически проверять работу по ведению ведомственных расследований, при необходимости включаясь в расследование конкретных случаев брака, выправляя по ходу расследования все недоделки и нарушения.

О случаях хищений, а также крупных недостач должны быть проинформированы правоохранительные органы, которым о таких случаях должны немедленно сообщать капитаны судов, начальники коммерческих служб, отделов пароходств, портов, служба «Трансфлот».

10.    Руководители пароходств и портов обязаны обеспечить знание каждым коммерческим, складским работником и членом экипажа судов порядка оформления и донесения о случаях производственного брака, ответственности, которую он несет за ставший ему известным случай брака, за непринятие зависящих от данного работника мер к недопущению таких случаев.

11.    Ведомственным расследованием случаев производственного брака в работе пароходств и портов должны быть установлены:

11.1. Причины данного случая брака в работе, в том числе:

не является ли несохранность груза или иной случай брака результатом нарушения правил приема и/или технологии хранения, взвешивания, погрузки и выгрузки грузов из судов, погрузки и выгрузки из вагонов, перевозки в судах, правил их технической эксплуатации, в чем именно состоят эти нарушения;

не возникла ли несохранность в результате некачественности тары и упаковки груза, маркировки, а также неправильных или нечетких распоряжений отправителей или вышестоящих по отношению к порту (судну) организаций;

не возникла ли несохранность груза по обстоятельствам, зависящим от смежных видов транспорта, и в чем конкретно это выражается;

если расследуется недостача груза, то не является ли она следствием скрытого хищения груза или злоупотребления при оформлении документов;

не является ли хищение груза следствием организационных недостатков в работе пароходства (судна), порта, а также недостатков в охране грузов;

не явилась ли недостача груза результатом неисправности весовых приборов, неправильного указания числа мест и массы в перевозочных

361

документах, несоответствия данных перевозочных и расходных документов записям в книгах приема и отправления грузов, а также в документах, которыми фиксировалось взвешивание груза при выдаче его получателю или передаче другому виду транспорта;

не явилась ли несохранность груза, если груз перевозился в опломбированных судовых грузовых помещениях, следствием нарушения положения об этих перевозках.

11.2.    Объем несохранности груза (количество недостающих мест, недостача содержимого, массы, степень порчи, уценка товара и т. д.). Для установления этих данных и причин порчи груза при необходимости вызывается эксперт (сюрвейер).

11.3.    Причины просрочки в доставке (перевозке) морем данной партии груза, в частности: задержка в подаче тоннажа, отсутствие доступа к данной партии груза вследствие того, что она была заложена другими грузами, недостаточный контроль за соблюдением очередности отгрузки грузов по срокам их прибытия и т. п.

11.4.    Лица, виновные в производственном браке.

12.    Ведомственное расследование каждого случая производственного брака Д9ЛЖНО быть произведено в 15-дневный срок, который исчисляется:

по случаям брака, обнаруженным в данном порту, — с момента выявления;

по случаям брака, обнаруженным на судне, — с момента получения пароходством материалов судового расследования;

по выявленным в порту назначения случаям несохранности грузов, включая перевозимые в опломбированных судовых помещениях, — с момента получения портом отправления, службой «Трансфлот» извещения о результатах дыгрузки груза.

Примечание. При необходимости запросов смежных видов транспорта, пунктов отправления, перевалки и назначения, а также иностранных агентирующнх и других фирм, представителей пароходов за границей расследование должно быть закончено в 15-дневный срок после получения ответов и затребованных материалов.

13.    Расследование производится путем осмотра груза, грузовых помещений судна, его корпуса, систем, перегрузочных механизмов, грузозахватных приспособлений, складов, обследования места происшествия, опроса материально-ответственных, причастных лиц и свидетелей, а также изучения грузовых и других документов (паспорта качества, анализа арбитражных проб и т. д.).

При этом лица, производящие расследование, обязаны требовать, чтобы объяснения материально-ответственных лиц, подозреваемых или установленных виновников брака, а также лиц, осведомленность которых может быть полезной при расследовании, были обстоятельными и только письменными.

В объяснительных должны быть подробно изложены все обстоятельства, при которых произошел данный случай брака, и указаны причины допущенных данным работником нарушений правил перевозки, перевалки, хранения и складирования грузов, правил технической эксплуатации судов, технологических инструкций, а также должностных инструкций, если такие нарушения имели место. Объяснения должны быть подписаны лицом, их дающим. В объяснении должны быть разборчиво указаны фамилия и должность этого лица.

14.    При перевозке грузов в заграничном сообщении ведомственное расследование производственного брака по случаям несохранности грузов производится в следующем порядке:

362

14.1.    При перевозке экспортных грузов и ГИФ капитан судна обязан произвести предварительное расследование случаев брака, начав его немедленно по обнаружении такого случая и закончив не позднее прибытия судна в советский порт.

До отхода судна из иностранного порта выгрузки, где выявлен случай брака, капитан должен выяснить все его подробности, при необходимости вызвать сюрвейера и получить от него акт осмотра с соответствующим заключением и другие документы, а ъакже урегулировать по данному случаю все то, что возможно, через агента, обслуживающего судно, а также через представителя пароходства и торгпредство СССР в данной стране (по экспортным грузам), представителя страховой организации, в которой застрахована ответственность судовладельца, должным образом оформив это документально в целях ограждения интересов перевозчика и отправителя (по экспортным грузам).

14.2.    При перевозке импортных грузов капитан судна обязан принять все меры к тому, чтобы в период пребывания судна в порту назначения произвести ведомственное расследование и все материалы этого расследования одновременно с рейсовым отчетом представить в коммерческую службу (отдел) пароходства для дорасследования.

15.    В портах и на судах (в пароходствах) с начала расследования заводится специальное дело ведомственного расследования для каждого расследуемого случая брака, в которое подшиваются все документы, относящиеся к расследованию. Делам о расследовании в пароходстве (управлении флота), порту присваиваются порядковые номера журнала учета случаев производственного брака.

16.    После окончания расследования лицо, производившее его, обобщает все собранные материалы и составляет заключение о результатах расследования, которое должно содержать краткое описание уточненных обстоятельств причин данного случая брака, данные о его размерах и сумме убытков, а также должна быть указана степень виновности порта или судна в целом и отдельных лиц.

По случаям брака, происшедшим в порту, заключение подписывается начальником производственно-перегрузочного комплекса (грузового района) и лицом, производившим расследование, после чего направляется в коммерческую службу (отдел) пароходства, порта, где учитываются и хранятся все дела ведомственного расследования случаев производственного брака.

В коммерческой службе (отделе) в необходимых случаях производится дорасследование и составляется окончательное заключение, которое подписывается начальником службы (отдела). В своем заключении начальник коммерческой службы (отдела) обобщает результаты расследования и делает необходимые выводы и предложения.

К заключению в необходимых случаях прилагается проект приказа или распоряжения начальника пароходства (порта) с анализом обстоятельств допущенного брака и изложением необходимых мер по данному конкретному случаю брака, а также по предупреждению подобных случаев в дальнейшем и о наказании виновных.

Заключение представляется на утверждение начальнику или заместителю начальника пароходства, порта.

17.    После утверждения руководством пароходства, порта заключение по ведомственному расследованию и в необходимых случаях соответствующий приказ начальника пароходства (порта) доводятся до сведения капитана судна, начальника производственно-перегрузочного комплекса порта и других лиц, которых это касается.

При несогласии кого-либо из них с заключением (приказом) оно может быть обжаловано в порядке, установленном действующими уста-

363

вами о службе на судах морского флота и о дисциплине на морском транспорте.

18.    Работники судов и портов, по вине которых был допущен брак, распоряжением начальника пароходства (порта) лишаются премии полностью или частично. Кроме того, такие работники могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности (путем удержания из заработной платы в установленном порядке или путем предъявления к ним гражданских исков).

19.    Дело о действиях работников, виновных в хищениях и преступно-халатном отношении к своим служебным обязанностям, в результате чего имел место производственный брак, причинивший крупные убытки, по решению начальника пароходства (порта) должно передаваться в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

20.    Ведомственное расследование производственного брака должно быть организовано таким образом, чтобы расследование каждого случая производственного брака было закончено ко времени возможного предъявления претензий о возмещении убытков и штрафов, явившихся следствием случая брака, с принятием мер к максимальному снижению этих убытков с таким расчетом, чтобы по материалам ведомственного расследования была возможность рассмотреть заявленную претензию и принять по ней обоснованное решение, не допуская передачи в арбитраж таких дел, по которым ответственность пароходства, порта является очевидной и бесспорной.

21.    Начальники коммерческих служб (отделов) должны периодически (1—2 раза в год) производить анализ случаев несохранности грузов по материалам ведомственных расследований и на этой основе подготавливать и направлять информационные письма судам, производственно-перегрузочным комплексам (грузовым районам) порта, соответствующим службам и отделам пароходства (порта) с рекомендациями профилактических мер по недопущению аналогичных случаев брака в дальнейшей работе пароходства и порта.

364